Научная статья на тему 'Анализ ценностей субъектов, противоречий и тенденций в целях гармонизации развития человека, экономических субъектов и государства'

Анализ ценностей субъектов, противоречий и тенденций в целях гармонизации развития человека, экономических субъектов и государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / МОРАЛЬ / ЗАКОН / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЕДЕНИЕ / SYSTEM OF VALUES / MORALS / LAW / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / EDUCATION / BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боронников Д. А., Окунева А. В.

Статья посвящена определению ценностей субъектов социально-экономической деятельности всех уровней. В ней рассматриваются тенденции и противоречия систем ценностей, приводящие к конфликтам внутренним и межсубъектным. Предлагаются пути решения этих противоречий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the values of subjects, contradictions and trends in order to harmonize the human development, economic entities and the state

The article is devoted to determination of subjects’ values of social and economic activity of all levels. There are considered tendencies and contradictions of systems of the values, bringing to the internal and intersubject conflicts. There are offered the solutions of these contradictions.

Текст научной работы на тему «Анализ ценностей субъектов, противоречий и тенденций в целях гармонизации развития человека, экономических субъектов и государства»

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования инновационных разработок на основе технологии трехмерного параметрического моделирования / Известия МГТУ «^МИ» № 1 (7), 2009, с. 144-147.

3. Типалин С.А., Типалина А.В., Афанасьева Н И. Повышение уровня качества образования за счет улучшения взаимосвязи теоретических и практических занятий при изучении дисциплин / Известия МГТУ «^МИ» № 2, 2010, с. 273-275.

4. Моргунов Ю.А., Беников В С., Саушкин С Б., Саушкин Г.Б. Статистический анализ точности операций электрохимической обработки пера лопаток компрессора / Известия МГТУ «ШМИ» № 1 (7), 2009, с. 134-138

5. Бекаев А.А., Соковиков В.К., Строков П.И., Бекаев И.А., Булеков АД. Электрогидравлический отбойный молоток (ЭГЭ - Перфоратор) / Известия МГТУ «^АМИ» № 1, 2010, с. 85-92.

6. Хомякова КВ. О необходимости развития практических навыков для качественной подготовки специалистов для машиностроения/ Материалы 77-й Международной научно-технической конференции ААИ «Автомобиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров». Книга 14. 2012, с. 112-114

7. Типалин С.А., Сапрыкин Б.Ю. Использование многослойных листовых конструкций для защиты от шума / Материалы Международной научно-те^ической конференции Ассоциации автомобильных инженеров (ААИ) «^томобиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров», посвященной 145-летию МГТУ «^ШУМ». Книга 6, М., МГТУ «^МИ», 2010, с. 147-155.

8. Артамонова И.В., Горичев И.Г., Лайнер Ю.А., Русакова СМ. Удаление карбонатных отложений с поверхности технологического оборудования. Химическая технология, Т. 11, № 8, 2010, с. 467-474.

9. Первунин С.Н., Яковенко А.Г., Боронников ДА. Анализ основных проблем формирования современной системы придорожного сервиса на территории Российской Федерации/ Известия МГТУ «^МИ», 2011, № 2, с. 276-273.

10. Шандров Б.В., Балашов В Н. Современные технологии подготовки инженерных кадров на кафедре «Тетаология машиностроения» / Известия МГТУ «^АМИ» 2009, № 1 с. 249253.

Анализ ценностей субъектов, противоречий и тенденций в целях гармонизации развития человека, экономических субъектов и государства

к.э.н. доц. Боронников ДА., Окунева А.В.

Университет машиностроения 8 (495) 223-05-23, unir@mami.ru

Аннотация. Статья посвящена определению ценностей субъектов социально-экономической деятельности всех уровней. В ней рассматриваются тенденции и противоречия систем ценностей, приводящие к конфликтам внутренним и межсубъектным. Предлагаются пути решения этих противоречий.

Ключевые слова: система ценностей, мораль, закон, устойчивое развитие, образование, поведение.

Исследование проводилось при финансовой поддержке РГНФ в рамках выполнения научного проекта № 11-02-00314а.

Под субъектами в данной статье понимаются обособленные единицы, имеющие свои целевые установки и, в своей деятельности, стремящиеся к этим целевым результатам. А именно, в органическом понимании будут рассматриваться человек как персона, а целые сообщества людей - как организации.

Развитие любого субъекта наблюдается только в проявлении действия и последующего

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования результата. Причины, направляющие и мотивирующие деятельность, кроются, в первую очередь, в потребностях субъекта, а если иерархически пойти далее, то в его ценностях. Отсюда следует вывод - чтобы гармонизировать результаты деятельности различных рангов, необходимо пройти путь от более вариативного следствия - результата, через деятельность, потребность (на уровне человека - желаний, целей и задач оформленных мысленно) к наиболее устойчивому императиву - ценностям.

Общее представление о данном процессе должен иметь каждый человек, занимающийся преподавательской деятельностью в высшей школе, так как его конечной целью является, кроме задачи подготовки компетентного специалиста, выполняющего свою функцию в профессиональной деятельности, еще и формирование человека, послевузовское развитие которого должно гармонично вписываться в развитие семьи, предприятия и, в конечном счете, страны.

Данная гипотеза и выводы не являются целостным исследованием, они появились в результате необходимости решения данного вопроса при исследовании понятия «устойчивое развитие».

Для проведения работы необходимо сначала определиться с составом объектов, в которых предстоит обозначить ценности. Критерием выборов объектов будет служить факт того, что из перечисленных ранее выделенных подсистем наиболее активным и имеющим возможность целенаправленно изменять их состояния является такой элемент, как человек, или более точно, группа людей, объединенных в организации. Данными носителями ценностей могут выступать иерархично индивид, организация, государство, мировое сообщество. Стоит подчеркнуть, что в настоящее время развитые страны, пытаясь оправдаться в антигуманных действиях, часто декларируют их как действия от имени мирового сообщества. В настоящем исследовании под мировым сообществом понимается человечество в целом.

После указания объекта-носителя перечислим ценности, которые формируют потребности и в дальнейшем определяют их поведение.

• Ценности мирового сообщества:

а) удовлетворенность от наблюдаемого на нижних иерархиях порядка и справедливости;

б) удовлетворенность от наблюдаемого на нижних иерархиях роста качества жизни;

в) сохранность естественной среды обитания, природы во всех ее проявлениях;

г) безопасность.

• Ценности государства:

а) преумножение ресурсов всех субъектов, находящихся на территории данного государства;

б) безопасность территории и ее ресурсов от внешних посягательств. Усиление инструментов, способных обеспечить безопасность;

в) контроль за внутренними силами, способными угрожать безопасности государству и подконтрольным территориям;

г) порядок и управляемость подконтрольными объектами и территориями;

д) повышение лояльности со стороны мирового сообщества, а также организаций, находящихся на территории государства и людей, проживающих в нем;

е) повышение качества жизни всех субъектов, находящихся на территории государства;

ж) сохранность естественной среды обитания, природы во всех ее проявлениях на территории государства.

• Ценности организаций (в том числе коммерческих):

а) ценности, ради которых была создана организация, ради которых образовалась группа людей, позиционирующая себя как организация, несущая определенную функцию;

б) значимость своей организации по сравнению с организациями, реализующими близкую функцию, часто находящуюся на грани перехода к агрессивной конкуренции;

в) рост во времени всех видов ресурсов, находящихся под контролем организации (за счет которых она функционирует и развивается);

г) защита своего развития в условиях конкурентной экономической среды;

д) желание обрести лояльность со стороны потребителей функции, государства и в целом человечества.

• Ценности индивида:

а) удовлетворение базовых потребностей в еде, одежде, жилье, безопасности;

б) ощущение своей нужности (сопричастность в работе группы, имеющей важную цель или статус, успеху, самоактуализации);

в) собственная значимость, способность любить и быть любимым;

г) ощущение желания обретения лояльности со стороны общественных групп, государства и в целом человечества (зачастую граничащее с гордыней);

е) отстаивание своих ценностей перед другими субъектами (людьми, общественными образованиями, государствами, обществом в целом), обладающими иными ценностями. Разница может быть в моральной, религиозной, национальной, культурной и других областях;

ж) сохранность естественной среды обитания, природы во всех ее проявлениях.

Можно сразу же сделать первичные и важные выводы из сравнения ценностей сложных

субъектов. Главным и общим для всех категорий (сложных субъектов) ценностями является приращение ресурсов. Ценность, которую можно обобщить как желание приобрести лояльность или любовь со стороны других субъектов, присутствует на всех уровнях, кроме мирового сообщества. Сохранение естественной среды обитания, природы во всех ее проявлениях важно также для всех субъектов, кроме организаций.

Далее будет представлен анализ противоречий ценностей, которые определяют потребности указанных субъектов и являются мотивами деструктивного поведения, отмеченными в концепции «устойчивого развития». Конечной целью будет являться попытка разработки мероприятий по согласованию целей сложных субъектов, определяемых вышеперечисленными ценностями.

Если подразумевать под «устойчивым развитием» согласованное, бесконфликтное, бескризисное развитие экологической, социальной, экономической, политической и технологической подсистем, то главной задачей, требующей решения, что показано ранее в работах авторов этой статьи [1, 2], является снятие противоречий между целями и путями достижения целей указанных подсистем. Как было уже выявлено, наибольшее беспокойство вызывают состояния и движения социальной и экологической подсистем. Причиной же, вероятнее всего, являются ложные ценности индивидуумов, организаций и других объединений людей, которые, трансформируясь последовательно в ложные же потребности и ложные действия, через технологическую, экономическую и политическую подсистемы трансформируются в патологический результат состояний самой же социальной подсистемы. Более того, угнетается и экологическая подсистема, в которой определенную нишу занимает главный элемент социальной подсистемы - человек.

В случае «устоюшвого развития» между подсистемами не просматривается антагонизм в истинном понимании данного слова, тем не менее, просматриваются в развитии этих подсистем конкурирующие устремления, а в некоторых случаях возникают и прямо противоположные цели и методы их достижения. Отсюда задачей является определение противоборствующих целей, методов и поиск методов их гармонизации. Поиск путей гармонии поведения стоит начинать искать в более «сильной» базовой области, их первопричине - согласованности ценностей, которые, являясь скрытыми, проявляют себя затем в действиях и результатах.

В первую очередь представим теоретические достижения, уже известные по результатам других исследований. Сначала рассмотрим объективные законы гармонического развития систем, в первую очередь ими будут являться законы диалектики.

Закон отрицания отрицания. Качественное изменение неравновесной системы происходит путем смещения, более известного в диалектике развития как «зшсон отрицания отрицания». Суть этого закона сводится к замене старого новым. Развитие системы на основе этого закона или возникновение качественно новой приводят к одному из двух следствий. Первое - это возможность скачкоообразвного развития, более совершенной обновленной системы. Вторым следствием может являться разрушение старой системы и возникновение на ее месте более совершенной системы, как правило, функционирующей на новых принципах. Развитие совершается через постоянное замещение старого новым - потенциал старой системы рождает новое, которое формирует новый потенциал и опять устаревает.

Закон единства и борьбы противоположностей. В контексте статьи данный закон следует рассматривать в следующей интерпретации. Многие ценности различных уровней субъектов вступают в противоречие, даже на одном уровне, например, на уровне индивида. И в том, и другом случае сам факт вскрытия этих противоречий имеет взаимную направленность, выражающуюся в деятельности. При этом борьба противоречий или противоположностей, как правило, ведет к стремлению в равновесное состояние, так как в случае преобладания какой-то одной силы система была бы нарушена. Единство противоположностей отражает целостность системы. Оба этих состояния проявляют внутреннюю энергию системы, приводящую к движению в направлении согласованности.

Переход количественных изменений в качественные. В случае ценностей и дальнейшего проявления их в деятельность сложностей не возникает. В силу развития окружающего мира и осознания этого субъектами накапливаемые оценки изменений сравниваются с ценностями, и при накоплении этих изменений происходит качественное изменение системы, на всех уровнях иерархии. Как правило, это находит проявление в новых законах, устанавливающих взаимодействие индивидов, групп, государства. Комментария заслуживает только факт, что ценности индивида, как правило, более устойчивы в силу их данности Богом, которые совокупно оцениваются как «прадильные или неправильные», присущие человеку свойством или способностью, как «совесть». Конечно, этот факт можно оспоривать, но диалог уйдет в сторону от темы и в большей степени будет касаться темы мировоззрения. Тем не менее, придерживаясь данной точки воззрения на эту проблему, можно утверждать, что совокупность более высоких уровней иерархии рассматриваемых субъектов все более отходит и, как следствие, менее содержит эти «в^^енние Законы». Более того, при переходе на все более высокий уровень иерархии в силу аберрации сильнее выражается борьба внутри человека, представляющая тот или иной уровень, известная как противоречие «интересы дела -интересы индивида».

В целом можно сделать вывод, что под действием данных законов в процессе своего развития система, содержащая носители ценностей, стремится сохранять общество в равновесном состоянии. Однако при накоплении противоречий сверх предела устойчивости (либо эволюционным путем, либо искусственно созданных отдельной организацией) система перестраивается, при этом можно говорить, что старая умирает и остается в воспоминаниях. Появившаяся на месте старой стремится себя оптимизировать, в том числе и в направлении гармонизации ценностей уже новой системы. Если сказать другими словами, то в случае когда компенсаторных способностей старой системы не хватает, ранее описанные законы приводят к нарушению равновесия, что старую систему разрушает, и равновесные тенденции начинают проявляться в качественно новой системе.

Причин для этого может быть несколько. Внешними причинами могут быть как эволюционное изменение надсистемы, ведущее к появлению непреодолимого, превышающего запас устойчивости воздействия на систему, так целенаправленные воздействия групп людей,

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования которые представляют себя вне системы и стремятся к ее изменению. Из внутренних можно отметить возможность разрушения или потери связей какого-то элемента системы, накопление количественных изменений в системе, приводящее к обострению внутренних противоречий, ослабление или усиление одной из противоположностей.

Если в понимании «устойчивого развития» выделить слово «устойчивое», то необходимо рассматривать ситуации, когда территориальное социальное образование (нмример, город, регион, планета Земля) могут противодействовать внешним и внутренним силам, пытающимся лишить его равновесного состояния, поэтому из рассмотренных законов диалектики можно выделить некоторые принципы, которые могут указывать направление повышения устойчивости, не мешая при этом гармоничному развитию.

Первое, необходимо выделить противоположные силы и процессы в целях дальнейшего поддержания баланса. Второе, из выделенных сил и процессов определить такие, которые не имеют противодействия, и пытаться в будущем создать противоположные силы и процессы. В случае непримиримых противоречий добавлять силу, являющуюся буфером взаимодействия, и минимизировать антагонизм, стараясь свести его к нулю. Третье, необходимо строить управление таким образом, чтобы оно не противоречило естественному, эволюционному развитию системы. Четвертое, прогнозируя количественные и качественные изменения, пытаться планировать организацию общества таким образом, чтобы внутреннее состояние и внешние воздействия изменяли социальные системы по траекториям, наиболее близким к эволюционным.

Естественно, что сама проблематика рассматривается прежде всего в русле применимости ее промежуточных и конечных результатов к Российской Федерации. И тут в аспекте ценностей, как это ни покажется банальным, необходимо указать, что в области менталитета население России и близлежащих пограничных пространств (в силу культурного воздействия) является уникальным.

В обобщающее понятие ментальности в данной статье будет вкладываться совокупность ценностей, желаний, убеждений, верований, определяющих нормы поведения. Некоторые особенности и следствия мы рассмотрим ниже. Пока же попробуем в общем виде сформулировать те вопросы, на которые необходимо ответить, рассматривая закономерности развития в такой области, как ментальность. Общепринятым считается необходимость рассмотрения следующих вопросов.

Основополагающим формулируется и стоит вопрос генезиса, который должен дать ответ на вопрос, как развивается менталитет (проблема об утверждении наличия движения в данной статье не рассматривается, представляется только тезис - движение наличествует). Следующим вопросом является возможность управления этим движением, а базовым - проблема построения целей. Далее необходимо рассмотреть вопрос, заключающийся в выявлении факторов категорий внутреннего и внешнего по отношению к национальному менталитету, их характеристики и потенциал силы воздействия. Обязательно, в конечном счете, необходимо поставить вопрос об инструментах воздействия, чтобы было понятно, что и как нужно делать и в какой последовательности, чтобы при изменении менталитета он не приводил к деструктивизму, а в идеале изменялся в сторону оздоровления.

Одним из тезисов, вытекающим из мировоззрения исследователя, убежденного в наличии правил, законов, установленных и действующих по промыслу Бога, является положение, по которому изменения, происходящие в смещении ценностей людей уже не одну сотню лет, а в последние десятилетие и в России, не являются полезными ни для человека в отдельности, ни для общества, в том числе, человечества в целом. Иными словами, в противоречивости самого понятия «устойчивое развитие» акцент более разумно сделать не на «р^витии», а на «устойчивости». Любое развитие напрямую связано через наличие неустойчивости. Равновесность и устойчивость препятствуют как революционным изменениям, так и эволюционным.

Поэтому предполагая, что дальнейшие тезисы и формулировки могут быть весьма дискуссионными, тем не менее, определим позиции. В противоположность наблюдаемой тенденции, современное движение технического прогресса и экономики к интенсификации в приоритетном контексте должны становиться слабее культурологического, даже нравственного, в идеале - духовного развития общества. Необходимо формирование общепланетарной морали, которая должна в принципе поменять законы государственности, производственных, экономических и, в большей степени, социальных отношений.

Необходимо признать, что данная задача в имеющемся общественном устройстве не решаема. Менталитет, смещенный в сторону потребления, действует все сильнее и захватил уже практически все пространство проживания людей. Рыночная модель хозяйствования практически действует во всех частях планеты, при этом принципы, на которых она работает, приведут, вероятно, уже в обозримом будущем к социальной и технологической катастрофам. В области политики проблема стоит того же рода. Активно продвигаемая идея демократии (по сути уже не являющаяся таковой) аналогична проблеме экономики. Корни той и другой находятся в концентрации власти и понятиях собственности и крепко сидят в построенной системе уже с появления протестантизма.

Именно библейские ценности, определяющие мораль, заложили в свое время представление, что хорошо, а что плохо для той части человечества, которую в настоящее время принято называть цивилизованной. В первом тысячелетии вопросов зачем и как правильно жить у людей практически не возникало. Неразделившееся христианство очень четко определяло, что каждый человек в отдельности должен в своей жизни восстановить себя как Человека, изначально определенного по замыслу Божьему. Для этого Богом были даны и цель и путь со вспомогательными инструментами. Каждому человеку это было понятно и естественно, поэтому в этот период не наблюдается развития философии, пики развития которой видны в начале этого периода (и немного ранее) и после второй половины второго тысячелетия. Новый поиск смысла жизни, результатом которого стали новые идеи и ориентиры, сначала активизировался отходом католичества в целях, путях и инструментах и, как логическое следствие этого, дальнейшим отделением протестантизма. Неудивительно, что появившийся слом в системе ценностей заставил Западное общество ответить в этот период появлением целого букета философских школ, что продолжается и по настоящее время.

Вышеописанные события нашли свое отражение и в установках, и поведении человека во всех областях деятельности, в первую очередь, в экономике. Недаром при появлении протестантизма католичество было озабочено вопросом резкого роста благосостояния у хозяйств, управляемых отошедшими от них и ставшими уже протестантами. Немногим ранее, уже в XVI веке [7] после трехвековой борьбы в обществе появилось новое отношение к ссудному проценту, что также резко изменило правила ведения экономических отношений. Оба эти фактора, конечно, требуют отдельного рассмотрения, в рамках этой же статьи достаточно зафиксировать факты изменений систем ценностей, сформированных христианством, и последующих разительных изменений в социально-эконошгаеских отношениях. В это же время в Европе происходят изменения в отношениях собственности и владения. Это также наложило определенные изменения как в экономических ценностях, так и в ценностях вообще. В общем случае снятие определенными людьми вкупе, в том числе и на уровне организаций некоторых внутренних запретов в целом приводит к росту их благосостояния более интенсивно, чем у людей, оставивших для себя эти ограничения.

Усиление материальной направленности целей и деятельности привело к постепенному отказу в приоритете морали и смещению регулятора всех отношений в сторону приоритета закона. В общем-то, появление протестантизма и можно считать началом процесса повсеместного внедрения либеральных ценностей. Как мы сейчас наблюдаем, либеральная пропаганда (инс^ументарий простой: представление традиционной системы ценностей анахронизмом, извращение смысла и постепенное «вымывание» этих ценностей), вытесняла мораль

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования и замещала ее законом в течение довольно длительного периода и добилась успеха только в последние десятилетия, причем весьма значительного. На Западе это произошло в 50-70-е годы в разных странах в большей или меньшей степени.

Важно другое: менталитет меняется, однако правильные ценности из человека изжить, возможно, только с совестью. Поэтому во многих людях и обществах присутствует внутренний конфликт несовместимости двух внутренних систем ценностей, одну из них формирует мораль, другую закон (так как он определяется государством, то в этом же направлении действуют и средства массовой информации, в том числе книги, кино и т.д.). В большей степени это и является причинами большинства конфликтов, как явно выраженных в столкновении «цт^шзованных стран» (н^ьтающих сами себя как мировое сообщество) с другими (только в качестве примеров приведем Ближний Восток, страны Магриба; без явной военной фазы противостояние наблюдается с Китаем и Россией), население которых все еще в какой-то степени придает значение морали (присутствуют элементы неприятия закона как приоритета), так и менее освещенных в средствах массовой информации внутренних конфликтов отдельно взятых людей и сообществ.

Необходимо подчеркнуть несколько моментов.

Первое, как человеку, так и обществу в целом, под незаметным внешним давлением окружающей социальной среды становится понятнее и более ощутима в повседневной жизни система ценностей, формируемая законом. Поэтому, если Запад уже перешел на нее, то в других странах процесс идет именно в этом направлении. Противоречия между системами ценностей морали и закона заставляют оставлять из противоречивых элементов что-то одно. Следствие - многие ценности морали слабеют и через некоторое время уходят внутрь человека настолько далеко, что можно говорить, что они исчезают, человек перестает в своей жизни руководствоваться ими. При этом обратный процесс, как показывает практика, сопряжен с еще более большими трудностями и обычно он не может осуществиться.

Второе, ценности морали все равно остаются (как говорится, от совести не убежишь). Замещение морали законом приходится подтверждать инструментами поддержания этого закона (пошщия, суд и т.п.). Это ведет к отчуждению государства от общества, снижению легитимности. В частности, в сфере экономики именно это приводит к «бегству капитала».

Третье, анализ проблем «устоюшвого развития» показывает, что во всех странах назревают проблемы. Одна из проблем связана с идеей, которая раньше не поднималась в средствах массовой информации - обоснование необходимости «среднего класса». Через некоторое время во всех странах незаметно в массы будет внедрена идея, что средний класс, составляющий довольно большую часть активного населения, «не должен» потреблять слишком много ресурсов и «не должен» иметь возможность мешать правильно управлять государством. А решить проблему постепенного уничижения среднего класса, используя инструменты закона (а законы принимаются «всерьез и надолго»), будет чрезвычайно трудно. Общество, в котором ослаблены ценности морали и наблюдается неприятие законов, может повести себя очень непредсказуемо и жестко.

Выходом может явиться духовная реформация, касающаяся жизненных смыслов и ориентации, систем ценностей и приоритетов. Решения в области научно-теж^еского прогресса или достижений экономики в принципе не могут решить проблему устойчивого развития. Максимум, на что их может хватить, - отдалить сроки.

Для определения критериев, по которым можно делать попытку согласования ценностей сложных субъектов, необходимо определить конечную цель балансировки и представлять условия достижения этой цели. Если говорить об «устойчивом развитии» цивилизации в целом, то можно предположить, что путем самоограничения развитые страны не пойдут, и баланс между рассматриваемыми подсистемами наступит в конечной фазе, т.е. практически при входе в фазу кризиса. В этом случае шансы на выживание и дальнейшую жизнь будут иметь те социальные образования, которые подойдут к кризису в состоянии, наиболее подго-

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования товленном к условиям катастрофы.

Согласно сборнику, посвященному вопросам устойчивого развития и выпущенному под редакцией В А. Коптюга, главными критериями, соблюдение которых может позволить России достичь этой цели, могут быть следующие.

Первый критерий - духовно-нрадственное целеполагание политической и хозяйственной деятельности, имеющей своей целью установление справедливого трудового порядка, базирующегося на православных нравственных нормах, отвергающих «нживу», порицающих поклонение деньгам и стяжательство. Протестантская этика видит свободу в обладании деньгами, русская трудовая этика свободу понимает как независимость от денег.

Второй критерий - самодостаточность и автономность русской модели экономики, которые делали ее чрезвычайно жизнеспособной в условиях постоянных возмущений из-за капризов природы, набегов, войн, попыток финансового закабаления.

Третий критерий - демократическая общинная организация труда, которая органично ложится на коллективистскую этику и коллегиально-экспертные методы выработки социально приемлемых решений устойчивого развития [3].

В связи с этим в русле согласования ценностей и устранения противоречий в целях достижения устойчивости и безопасности необходимо решить в ближайшее время следующие задачи:

а) формирование системы управления, готовой и способной решать в рамках национальных стратегических целей вопросы активации энергии общества и направления ее в укрепляющее безопасность страны русло;

б) разрешение вопросов, связанных с социальными напряжениями, обусловленных несправедливостью распределения собственности и неэффективностью управления;

в) переход от декларативной политики в определении целей к реально осуществляемым программам, ориентированным на национальные цели в области демографии, экологии, образования и науки;

г) в области экономики - модернизация (краткосрочный период) технологической подсистемы и развитие приоритетных (для национальной экономики) областей промышленности и сельского хозяйства;

д) принятие чрезвычайных решений по снижению роли коррупции и криминализации в принимаемых органами управления решениях всех уровней;

е) аргументированное политическое, экономическое и социальное решение проблем центр-периферия с учетом запущенности проблем и региональных особенностей Российской Федерации.

Данные принципы должны стать императивами в действиях и решениях законодательной и исполнительной власти.

Ключевой перестройке должны подвергнуться установки в области моральных и духовных ценностей. Основными приоритетами в смене сознания во всех сложных субъектах должны выступать смещение акцентов в следующих направлениях:

• в зоне полномочий и ответственности необходимо серьезное смещение в зону ответственности;

• необходимо кардинальное смещение приоритетов из зоны материальных ценностей в сторону духовных;

• необходимо преобладание общественных интересов над индивидуалистическими;

• ценности сложных субъектов, рассмотренных в предыдущем разделе, должны распределяться в предпочтительности от верхних уровней иерархии (мировое сообщество) к нижнему (индивидуум).

Таким образом, необходимо избавиться индивидуумам от тенденции изоляции в своих ценностях и устремлениях от общественных. Это относится как к отчуждению в территори-

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования альных пространствах, так и социальных (р^ные группы) и временных (р^ные поколения). Эгоизм и безответственность стали сопутствующими условиями поведения человека, что, в конечном счете, и поставило цивилизацию перед проблемой дальнейшего выживания.

Ближайшими целями в формировании нового человека могут быть такие ориентиры в сознании, как критическое и автономное мышление, отказ от потребительского императива и осознание правил, изложенных еще евангелистами. Решение этих задач находится преимущественно в области образования. В настоящее время многие исследователи [4, 5, 6] стали акцентировать внимание на вопросах развития именно человека, формирования экономической культуры, что подтверждает актуальность рассматриваемой проблемы.

В настоящее время образование в контексте «устойчивого развития» сводится к экологическому, т.е. тому аспекту, которое важно для развитых стран. Должно же оно акцентировать внимание на потребительских приоритетах (так как именно на них ориентируется обеспечивающая их технологическая и экономическая подсистемы, остальные доводы не могут являться целеобразующими и остаются на уровне заявлений), на технологиях ресурсополь-зования и необходимости ограничения свободы (на уровнях индивида, организаций и даже государства). Последнее сопряжено с конфликтом в распространении «демократии», что сразу же вызовет многочисленные дискуссии и проблемы. Поэтому можно утверждать, что готовность на словах содействовать концепции «устойчивого развития» на деле оказывается неготовностью следовать ей даже инициаторов проекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поэтому в ближайшее время при всеобщей дискуссии и поддержке устойчивого развития в реальности мы будем наблюдать социальное расслоение мира, несправедливое распределение благ, растущие конфликты и социальную напряженность, угнетение экологии. На этом этапе, как уже было отмечено, главной задачей России должно быть создание задела для возможности преодоления времени осознания катастрофического состояния всеми жителями земли. Во время передела как зон влияния, так и концепций экономических и социальных процессов, сопровождающихся выходом из состояния катастрофы, у России должна быть возможность быть центром силы, способным принимать и реализовывать решения в своих интересах, так как на тот момент времени силовой фактор будет решающим.

Вероятнее всего после прохождения конфликтной фазы катастрофического состояния все указанные сложные субъекты всех уровней вынуждены будут перейти в своих решениях и действиях на те принципы «устоюшвого развития», которые сейчас носят желаемый характер. При этом главным принципом будет являться коренной переход от конкурентного типа поведения субъектов на партнерско-согласительный.

Литература

1. Боронников ДА. Анализ мирового опыта в реализации концепции «устойчивое развитие» // Человеческий капитал, №4 - 2011, с. 34-36.

2. Боронников ДА. Анализ факторов и показателей, встречаемых в научной литературе, определяющих основные направления реализации идеи «устоюшвого развития» // Человеческий капитал, №4 - 2011, с. 61-64.

3. Коптюг В.А., Матросов В.М., Левашов В.К., Демьяненко ЮТ. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней России: проблемы формирования национальной стратегии. Владивосток: Дальнаука, 1997.

4. Николаенко A.B., Сорокина Г.П., Прокошенков С.С. Культура организации как конкурентное преимущество высшего порядка в условиях нестабильности внешней сре-ды/Мзвестия МГТУ «тМИ», № 1 (11) - 2011, с. 275-280.

5. Сорокина ГЛ. Управление капиталом организации как основное конкурентное преимущество в условиях постиндустриального развития// Человеческий капитал, № 2 - 2011, с. 76-80.

6. Сорокина ГЛ., Захаров A.B., Боронников ДА. Нематериальный базис конкурентоспособности. Секреты эффективного менеджмента. / Монография. - Saarbrücken,

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования

Deutschland: Lambert Academic Publishing, 2012. - 349 с. 7. Харитонович Д.Э. Легенды и мифы европейской истории: Цикл лекций.// Российский общеобразовательный портал: URL: http://lectures.edu.ru/default.asp?ob_no=14180.

О возможности построения на базе Университета машиностроения системы мониторинга и прогнозирования решений задач управления развитием производства и рынка автомобильной и тракторной техники

к.э.н. доц. Боронников ДА., Окунева A.B.

Университет машиностроения 8 (495) 223-05-23, unir@mami.ru

Аннотация. В статье обосновывается необходимость создания на базе Университета машиностроения информационно-^шитаческого центра автомобильной и тракторной промышленности в целях прогнозирования решений задач управления развитием производства и рынка автомобильной и тракторной техники.

Ключевые слова: прогнозирование; система мониторинга; машиностроение, автомобилестроение; технологическое развитие

В условиях глобализации и интенсификации процессов в экономике задача системного управления развитием отраслей является для России актуальной. В качестве объекта управления данного проекта принимается комплекс экономических субъектов отраслей автомобиле- и тракторостроения, а также смежных с ними (далее АТК). Управлению развитием АТК может способствовать отслеживание его естественного движения развития и корректировка поведения для достижения целевых состояний по заданным временным отрезкам.

В настоящее время можно получить статистические данные в автомобилестроении в основном по рынку продаж. Не охвачены такие важные экономические субъекты, как производители комплектующих, которые в большей мере, чем сборочные предприятия определяют качество и цену реализации конечной продукции автомобильной промышленности.

Без решения данной проблемы невозможно ставить стратегические цели и прогнозировать направления развития рынка и производства машиностроительной продукции. Кроме того, система сбора информации по предприятиям автомобилестроения должна дать детализованную оценку научно-те^^еского потенциала российских производителей и способствовать их интеграции в мировое производство.

Решение проблемы управления развитием автомобиле- и тракторостроения невозможно только на основе актуальных данных, получаемых путем мониторинга результатов деятельности экономических субъектов отрасли. Учитывая разрыв во времени от принятия решения до окончания его реализации, важнейшей задачей является решение сложнейшей проблемы прогнозирования развития системы. Только при условии построения такой системы становится реальной возможность определения и постановки обоснованных приоритетов технологического развития.

Разработку системы мониторинга и прогнозирования для решения задач управления развитием производства и рынка автомобильной и тракторной техники предлагается строить на основе Информационно-анадитаческого центра автомобильной и тракторной промышленности на базе Университета машиностроения (далее АТКЦ).

Активное привлечение к данному проекту студентов дает возможность не только получить новые знания в профессиональной области, но и принять непосредственное участие в процессе поиска и анализа новой информации, а также получить практические навыки маркетинговых исследований, организации, прогнозирования и работы в коллективе. Привлечение студентов рациональнее всего организовать в форме студенческих проектных групп, цели и содержание которых проработаны профессорско-преподавательским составом кафедры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.