Научная статья на тему 'О возможности построения на базе Университета машиностроения системы мониторинга и прогнозирования решений задач управления развитием производства и рынка автомобильной и тракторной техники'

О возможности построения на базе Университета машиностроения системы мониторинга и прогнозирования решений задач управления развитием производства и рынка автомобильной и тракторной техники Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / СИСТЕМА МОНИТОРИНГА / МАШИНОСТРОЕНИЕ / АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / FORECASTING / MONITORING SYSTEM / MECHANICAL ENGINEERING / AUTOMOTIVE INDUSTRY / TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боронников Д. А., Окунева А. В.

В статье обосновывается необходимость создания на базе Университета машиностроения информационно-аналитического центра автомобильной и тракторной промышленности в целях прогнозирования для решения задач управления развитием производства и рынка автомобильной и тракторной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Боронников Д. А., Окунева А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibility of constructing of monitoring and forecasting system for the control of problems of the development of production and market of automobiles and tractors on the basis of Moscow State University of Mechanical Engineering

In the article there is grounded the need of creation of information and analysis center of the automotive and tractor industry with a view of forecasting for the solution of problems of management of development of the production and the market of automobile and tractor equipment on the basis of University of Mechanical Engineering.

Текст научной работы на тему «О возможности построения на базе Университета машиностроения системы мониторинга и прогнозирования решений задач управления развитием производства и рынка автомобильной и тракторной техники»

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования

Deutschland: Lambert Academic Publishing, 2012. - 349 с. 7. Харитонович Д.Э. Легенды и мифы европейской истории: Цикл лекций.// Российский общеобразовательный портал: URL: http://lectures.edu.ru/default.asp?ob_no=14180.

О возможности построения на базе Университета машиностроения системы мониторинга и прогнозирования решений задач управления развитием производства и рынка автомобильной и тракторной техники

к.э.н. доц. Боронников ДА., Окунева A.B.

Университет машиностроения 8 (495) 223-05-23, unir@mami.ru

Аннотация. В статье обосновывается необходимость создания на базе Университета машиностроения информационно-^шитаческого центра автомобильной и тракторной промышленности в целях прогнозирования решений задач управления развитием производства и рынка автомобильной и тракторной техники.

Ключевые слова: прогнозирование; система мониторинга; машиностроение, автомобилестроение; технологическое развитие

В условиях глобализации и интенсификации процессов в экономике задача системного управления развитием отраслей является для России актуальной. В качестве объекта управления данного проекта принимается комплекс экономических субъектов отраслей автомобиле- и тракторостроения, а также смежных с ними (далее АТК). Управлению развитием АТК может способствовать отслеживание его естественного движения развития и корректировка поведения для достижения целевых состояний по заданным временным отрезкам.

В настоящее время можно получить статистические данные в автомобилестроении в основном по рынку продаж. Не охвачены такие важные экономические субъекты, как производители комплектующих, которые в большей мере, чем сборочные предприятия определяют качество и цену реализации конечной продукции автомобильной промышленности.

Без решения данной проблемы невозможно ставить стратегические цели и прогнозировать направления развития рынка и производства машиностроительной продукции. Кроме того, система сбора информации по предприятиям автомобилестроения должна дать детализованную оценку научно-те^^еского потенциала российских производителей и способствовать их интеграции в мировое производство.

Решение проблемы управления развитием автомобиле- и тракторостроения невозможно только на основе актуальных данных, получаемых путем мониторинга результатов деятельности экономических субъектов отрасли. Учитывая разрыв во времени от принятия решения до окончания его реализации, важнейшей задачей является решение сложнейшей проблемы прогнозирования развития системы. Только при условии построения такой системы становится реальной возможность определения и постановки обоснованных приоритетов технологического развития.

Разработку системы мониторинга и прогнозирования для решения задач управления развитием производства и рынка автомобильной и тракторной техники предлагается строить на основе Информационно-анадитаческого центра автомобильной и тракторной промышленности на базе Университета машиностроения (далее АТКЦ).

Активное привлечение к данному проекту студентов дает возможность не только получить новые знания в профессиональной области, но и принять непосредственное участие в процессе поиска и анализа новой информации, а также получить практические навыки маркетинговых исследований, организации, прогнозирования и работы в коллективе. Привлечение студентов рациональнее всего организовать в форме студенческих проектных групп, цели и содержание которых проработаны профессорско-преподавательским составом кафедры

менеджмента Университета машиностроения [1]. Для вуза это не только положительные показатели в учебной и научной работе, но и создание позитивного имиджа у партнеров, заказчиков и потребителей образовательных услуг. Главное же, на что нацелена система образования, что раскрывается в статье [2], получение в результате готовых специалистов, имеющих достаточный объем актуальных знаний и профессиональный опыт работы, для которых процесс дальнейшего трудоустройства уже не будет такой проблемой, как для выпускника, обладающего только теоретическими знаниями.

Пользователям услуг Центра будет предоставлен доступ к отраслевому информационному массиву, характеризующему состояние, структуру и основные технико-экономические параметры автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения России и ряда стран СНГ, где находятся предприятия этой отрасли. Непрерывный мониторинг показателей функционирования отрасли позволит сотрудникам Центра не только проводить текущий анализ процессов, происходящих в автотракторном и сельскохозяйственном машиностроении, но и прогнозировать развитие этой отрасли в России на краткосрочную и среднесрочную перспективу.

В числе потребителей информационных услуг Центра могут быть федеральные органы Правительства РФ, студенты и выпускники отраслевых вузов, автопроизводители России и других стран СНГ, зарубежные автопроизводители, производители тракторной техники, поставщики материалов, финансовые группы, инвестиционные, аналитические и консалтинговые компании, информационные агентства и СМИ.

Рынок потребителей продукции н услуг предприятия машиностроения

Объекты мониторинга п

Пр ОГНОЭ1 1р МБ ПИ 1Я

Настоящие п будущие решения отечественного и мирового уровня в области ч а про с ов потребителей, технологий п конструктивных элементов

Объекты мониторинг:! и прогнозирования

Федеральные, местные н отраслевые органы

Потребители информации, субъекты пр1 шяп ш р ешега ш

Система мониторинга и прогнозирования в Информационно-аналитическом центре автомобильной и тракторной промышленности на базе Университета машиностроения

Центр сбора и обработки информации. Аналитический центр разработки сценариев, методик и р ек омеццаций

Производители комплектующих п сборочные производства

Объекты мониторинга и

прогнозирования, потребители информации, субъекты принятия решении

Рисунок 1 - Основные элементы системы мониторинга и прогнозирования для решения задач управления развитием производства и рынка автомобильной и

тракторной техники АТКЦ

Стоит также отметить, что, располагая информационно-анадитаческим потенциалом, вуз сможет в разы более эффективно и результативно выполнять свои образовательные и научно-исследовательские функции, своевременно реагируя на наблюдаемые и прогнозируемые изменения в автомобиле- и тракторостроительной отраслях.

Основные элементы системы автомобиле- и тракторостроения, являющиеся объектами мониторинга и прогнозирования решений задач управления развитием производства и рынка автомобильной и тракторной техники, представлены на рисунке 1.

Создание системы мониторинга и прогнозирования для решения задач управления развитием производства и рынка автомобильной и тракторной техники на базе АТКЦ решит

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования проблему информационного обеспечения принятия решений по следующим направлениям:

1. Анализ тенденций развития колесных и гусеничных машин, а также дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники на их базе.

2. Мониторинг сборочных предприятий автомобильной и тракторной промышленности и производителей компонентов по направлениям:

о ключевые показатели финансово-экономической деятельности предприятий,

определяющие рентабельность и устойчивость; о характеристики технологического и управленческого уровня предприятий; о анализ реализации новационных запросов рынка к результатам деятельности предприятий;

о анализ компетенций и мотивации деятельности управленческого и рабочего персонала предприятий;

3. Анализ реализации опережающих запросов предприятий АТК в квалифицированных кадрах и определение направлений подготовки учащихся учебных заведений высшего и среднего профессионального образования.

4. Мониторинг отечественных и мировых конструктивных разработок и технологий, обладающих потенциалом использования в продукции АТК.

5. Анализ макроэкономических изменений и учет их влияния и рисков на развитие АТК.

6. Выявление последствий и разработка мероприятий по регулированию международных и межкорпоративных перемещений продукции, технологий и знаний.

7. Анализ соответствия транспортных средств условиям транспортной системы России и целевых стран.

8. Оценку влияния на развитие АТК нормативных положений и законов по таможенно-тарифному, налоговому, природоохранному и техническому регулированию. Проработку сценариев реализации программ стимулирования закупок федеральными и региональными органами исполнительной власти автотракторных средств и коммунальной техники, российского производства и вывода из автотракторного парка России устаревшей техники.

9. Подготовка предложений по ресурсному регулированию развития элементов АТК.

В ходе построения системы мониторинга и прогнозирования для решения задач управления развитием производства и рынка автомобильной и тракторной техники предполагается получить следующие результаты:

• актуальные критерии внешних потребителей информации и сформированные на их основе агрегированные показатели результатов производственной и финансово-экономической деятельности предприятий автомобильного и тракторного машиностроения;

• систему показателей определения качественных и количественных результатов эффективности деятельности экономических субъектов автомобильного и тракторного машиностроения;

• апробированные методы сбора информации для расчета показателей деятельности предприятий автомобильного и тракторного машиностроения;

• систему мониторинга производственной и финансово-эконошгаеской деятельности предприятий автомобильного и тракторного машиностроения;

• систему методов обработки и анализа информации;

• методологию оценки эффективности и конкурентоспособности производственных комплексов;

• информационную систему, позволяющую строить прогнозные сценарии развития автомобиле- и тракторостроения;

• методы и инструменты, аргументирующие выбор направлений и точек приложения ресурсного стимулирования автомобиле- и тракторостроения органами отраслевого, государственного и муниципального управления;

• механизмы применения полученных результатов.

Возможность построения системы прогнозирования основана на том, что кроме естественных, не поддающихся учету и управлению процессов, формирующих будущее, в значительной мере присутствуют процессы, вызванные решениями представителей бизнеса, власти и т.д., ставящих цели, которые могут силой воли и ресурсов управлять ими. Зная ключевые аспекты, а именно - какие цели, кто принимает решения, какие ресурсы могут применяться, какие есть ограничения, насколько реальна готовность к корректировке целей участниками и т.п., можно предположить, что возможна совместная работа по управлению такими процессами.

Университет машиностроения является ведущим научным и методическим центром в области многоуровневой подготовки кадров для предприятий автомобиле- и тракторостроения, исследовательских центров, фирм, занимающихся, кроме технических областей, проблемами экономию!, маркетинга, менеджмента. Вуз имеет контакты и связи с производственными и сборочными предприятиями машиностроения и сервиса, научными и другими организациями, связанными с автомобиле- и тракторостроения.

Ряд сотрудников Университета машиностроения имеет практические навыки в решении задач предлагаемой работы, имеется задел в области ее методологического обеспечения. Профессорско-преподадательский состав обладает необходимыми компетенциями для решения научно-исследовательских проблем в области управления, маркетинга, экономики.

Студенты, обучающиеся по экономическим, маркетинговым и менеджерским дисциплинам предоставляют возможности их использования при проведении ненаукоемких трудо-затратных, требующих большого числа исполнителей работ.

Основные мероприятия, необходимые для реализации проекта

Учитывая, что мероприятия по реализации проекта Информационно-шадитического центра автомобильной и тракторной промышленности на базе Университета машиностроения должны включать в себя контролирующие и корректирующие действия, предлагает их разбить на пять этапов.

• Этап 1:

1.1 Организация рабочей группы проекта системы мониторинга и прогнозирования для решения задач управления развитием производства и рынка автомобильной и тракторной техники.

1.2 Определение состава потребителей информации системы мониторинга и прогнозирования решений задач управления развитием производства и рынка автомобильной и тракторной техники. Определение требований к объему и качеству информации.

1.3 Определение запросов внешних потребителей по составу и качеству информации и формирование на их основе системы показателей результатов производственной и финансово-эконош!ческой деятельности предприятий.

1.4 Определение целей, задач и стратегических приоритетов ключевых участников над-системы автотракторной промышленности. Построение вектора показателей.

1.5 Создание на основе Информационно-анадитаческого центра автомобильной и тракторной промышленности Университета машиностроения базовой структуры по решению задач системы мониторинга и прогнозирования для решения задач управления развитием производства и рынка автомобильной и тракторной техники.

1.6 Определение видения ключевых элементов (проектов, состояний, технологий, направлений и т.п.) будущего отрасли и технологии, которые могут составить основу развития.

1.7 Уточнение целей и задач системы мониторинга производственной и финансово-экономической деятельности предприятий автомобилестроения в соответствии с требованиями внешних потребителей информации.

1.8 Тестовая работа системы мониторинга и прогнозирования на базе АТКЦ. Определение проблемных областей в его функционировании.

• Этап 2:

2.1 Разработка системы показателей, характеризующих рыночный потенциал и конкурентоспособность продукции предприятий.

2.2 Разработка системы показателей, характеризующих социальные состояния и процессы предприятия, региона.

2.3 Разработка системы показателей, характеризующих производственную и инновационную деятельность предприятий.

2.4 Разработка системы показателей, характеризующих финансово-эконошгсескую деятельность предприятий.

2.5 Построение перечня технологий, готовых появиться в ближайшем будущем. Определение направления развития существующих технологий.

2.6 Корректировка процессов системы мониторинга и прогнозирования АТКЦ.

• Этап 3:

3.1 Анализ существующих методик мониторинга и получения информации.

3.2 Разработка принципов формирования репрезентативной панели объектов и процессов исследования.

3.3 Разработка механизмов взаимодействия с объектами исследования и участниками-потребителями информации.

3.4 Уточнение методов обработки и анализа информации.

3.5 Корректировка процессов АТКЦ на основе результатов 2 этапа.

3.6 Определение принципов прогнозирования появления на рынке принципиально новых видов продукции.

• Этап 4:

4.1 Разработка методологии оценки эффективности, конкурентоспособности и инновационной активности предприятий, промышленных групп, регионов.

4.2 Разработка модели системы взаимодействия субъектов над системы автомобильного и тракторного машиностроения.

4.3 Корректировка процессов системы мониторинга и прогнозирования АТКЦ на основе результатов 4 этапа.

• Этап 5:

5.1 Создание статистической базы для разработки многопараметрической модели конкурентоспособности автомобилестроительного предприятий, кластера, отрасли.

5.2 Разработка математического аппарата многопараметрической модели конкурентоспособности автомобилестроительного предприятий, кластера, отрасли.

5.3 Оптимизация функционирования системы мониторинга и прогнозирования для решения задач управления развитием производства и рынка автомобильной и тракторной техники.

5.4 Корректировка процессов системы мониторинга и прогнозирования АТКЦ на основе результатов 5 этапа.

5.5 Анализ возможности и разработка способов и механизмов переноса использования методологических и прикладных результатов функционирования АТКЦ на иные экономические субъекты народного хозяйства микро- и мезоу ровня РФ.

Таким образом, реализация проекта направлена на создание информационно-

аналитической системы, позволяющей осуществлять:

• анализ действующих и создаваемых производственных мощностей по выпуску продукции автомобильного и тракторного машиностроения;

• обоснование организации производств видов продукции, которые целесообразно стимулировать на территории Российской Федерации;

• определение приоритетных направлений развития отечественного автомобильного и тракторного машиностроения;

• обоснование комплекса мер по целевому стимулированию отечественных производителей продукции автомобилестроения со стороны федеральных и региональных органов власти.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Сорокина Г.П., Боронников Д.А.,3^аров А.В. О создании студенческих малых предприятий на базе вуза. // Известия МГТУ «^МИ», № 2 (6) - 2008, с. 205-208.

2. Типалин С А., Типалина А.В., Афанасьева НИ. Повышение уровня качества образования за счет улучшения взаимосвязи теоретических и практических занятий при изучении дисциплин. // Известия МГТУ «^МИ», № 2 (10) - 2010, с. 273-275.

Техническая оснащенность сильнейших борцов вольного стиля

Патратий Р.С., Александров В Н., Моргунов Ю.А.

Университет машиностроения (495) 223-05-23 *1335

Аннотация. Анализ многолетних исследований технико-т^таческих действий борцов, применяемых на чемпионатах России, Мира и Олимпийских играх, позволил определить наиболее часто применяемые приёмы, наиболее результативные и эффективные варианты приёмов и контрприёмов. Внедрение в практику выявленных технико-тжтаческих действий борцов будет способствовать дальнейшему повышению их мастерства.

Ключевые слова: приемы, броски, результативность, надежность, эффективность соревновательной техники.

Вольная борьба пользуется огромной популярностью у многих народов мира, и с каждым годом конкуренция на международной арене значительно увеличивается. Помимо традиционно сильных в вольной борьбе стран: Болгарии, Ирана, Турции, США, Японии, Монголии, Германии, Кубы - в борьбу за призовые места в соревнованиях разного ранга включились атлеты из бывшего СССР: Азербайджана, Грузии, Украины, Узбекистана, Казахстана и других, а также очень сильные российские атлеты, не попавшие в состав сборной России, получившие гражданство и выступающие за другие страны. Высокие темпы экономического и социального развития Индии, Китая, Кореи и других стран юго-восточной Азии, Африки способствуют развитию единоборств, росту спортивных результатов в этих странах и повышению конкуренции на соревнованиях. Чемпионат мира 2010г. в Москве собрал спортсменов более чем из 100 стран.

В настоящее время большое количество специальной литературы по спортивной борьбе посвящено вопросу совершенствования технического мастерства и современной спортивной тренировки. В основном все авторы рассматривают техническую подготовленность или техническое мастерство спортсменов как определяющий фактор для достижения наивысшего результата в соревнованиях.

Техника и тактика в спортивной борьбе исключительно многообразны, причем многообразие их постоянно изменяется: одни приемы перестают быть результативными, зато появляются новые, более эффективные.

Анализируя выступления российских и зарубежных атлетов на последних международных спортивных форумах, специалисты приходят к выводу об относительном выравнивании «вдассности» и результативности спортсменов различных школ из разных стран. Наряду с фактами возросшей конкуренции, в спортивной борьбе серьёзным препятствием для надежного и высокого спортивного результата являются постоянные изменения ряда пунктов правил соревнований: регламент схватки, оценки наказания за пассивность и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.