Научная статья на тему 'Планирование развития предприятий легкой промышленности на основе экспертно-аналитических методов'

Планирование развития предприятий легкой промышленности на основе экспертно-аналитических методов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Планирование развития предприятий легкой промышленности на основе экспертно-аналитических методов»

управлять знаниями) являются источником конкурентного преимущества и базовыми факторами долгосроч-ного успеха.

К внутренним компетенциям транспортной компании можно отнести:

- уникальные транспортные технологии:

-способность создавать конкурентоспособную транспортную услугу;

-способность продуцировать хорошо отработанные и эффективные бизнес-процессы в отдельных функциональных областях: управление перевозочным процессом, коммерческая работа, маркетинг, планирование, бюджетирование, управление качеством транспортного обслуживания;

-эффективное использование факторов производства, интеллектуально-творческого потенциала, организационных знаний, использование малозатратных технологий;

-использование современных логистических информационных технологий, новых программных продуктов, адаптированных для задач железнодорожной компании;

-обеспеченность информационными ресурсами, наличие структурированных баз данных, инструментов и технологий для корпоративной информационной системы;

-наличие высококвалифицированного кадрового состава, которого достаточно сложно найти на рынке труда и на подготовку которого требуется значительное время;

- приверженность персонала к общекорпоративным ценностям и мотивацию работников на достижение поставленных целей;

К внешним компетенциям относятся:

- наличие устойчивых связей с поставщиками, потребителями, партнерами;

-способность обеспечивать финансирование корпоративных проектов в требуемом объеме, в кратчайшие сроки и по приемлемой цене (наличие устойчивых связей с финансовыми институтами и инвесторами);

- возможность отстаивания своих интересов на предмет установления недискриминационных условий хозяйствования (наличие связей с органами государственного управления).

Таким образом, использование логистического подхода на рынке перевозок, при котором транспортный комплекс рассматривается как структурированная система, а сам перевозочный процесс как логистическая цепь операторов и объектов инфраструктуры, взаимодействующих посредством логистических связей, позволяет оп-

тимизировать процесс производства транспортных услуг, обеспечить удовлетворение потребностей различных категорий клиентов на основе рационального использования имеющихся экономических ресурсов.

Логистические службы, перерабатывая поступившую маркетинговую информацию о параметрах спроса, обеспечивают его координацию с возможностями и ограничениями логистического предложения (пропускными и провозными способностями) и осуществляют практическое преобразование спроса в перевозки.

Очевидно, что сегментирование рынка является основой для принятия обоснованных решений и технико-экономических расчетов логистическими службами. На основе маркетинговых исследований осуществляется формирование логистических стратегий, составление расписания движения и оптимизация подвижного состава. В идеале должна происходить «встреча» маркетинговых и логистических информационных потоков в едином процессе планирования перевозок и формирования интегрированной сквозной транспортно-логистической цепи, которую сопровождают «на входе» потоки маркетинговой информации, «на выходе» - целевые значения логистического сервиса.

Таким образом, успех решения задач, стоящих перед сферой перевозок, во многом зависит от синтеза методов логистики и маркетинга в рамках единой логистической системы управления перевозками.

Литература

1.Гудков В.А., Ширяев С.А, Миротин Л.Б. Логистический аспект теории транспортных процессов// Бизнес и логистика-2002: Сборник материалов IV Московского Международного Логистического Форума (ММЛФ-2002), Москва, 6 - 9 февраля 2002 г. -М.:Техполиграфцентр, 2002.- с.165 - 171.

2.Милославская С. В., Плужников К. И. Мультимодальные и интермодальные перевозки: Учеб. Пособие. - М.: РосКонсульт, 2001.

- 368 с.

3.Миротин Л.Б.Транспортная логистика М.:Дело,2006г.-452с.

4.Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистические системы и технологии перевозочного процесса, основанные на логистике // Транспорт: Наука, техника, управление: Сборник обзорной информации. - 1993. - №2. - С.12-17.

5.Резер С.М.Логистика пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте - М.,ВИНИТИ РАН,2007 г. -516с.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА ОСНОВЕ ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

М.Н. Левко, аспирант Государственная академия специалистов инвестиционной сферы Ф.Г. Милых, докторант Орловский государственный технический университет

В современных условиях хозяйствования возрастает роль стратегического управления развитием предприятия. В данной статье предлагается подход к разработке стратегии развития промышленного предприятия, основанный на экспертно-аналитическом моделировании и анализе полученных экспертных оценок распределения приоритетов конкурирующих стратегий, с учетом целей и политик субъектов хозяйственной деятельности.

Важный этап стратегического управления - стратегическое планирование, т.е. действия или шаги, которые предприятие предполагает предпринять для достижения стратегических целей. Особенность стратегического планирования состоит в том, что оно представляет собой непрерывный циклический процесс, имеющий целью приведение возможностей предприятия в соответствие с условиями рынка [1]. С изменением внешних и внутренних условий должны уточняться цели и задачи развития предприятия, корректироваться стратегия и политика по достижению этих целей, что требует соответствующего методологического обеспечения.

Предварительной информацией, на основе которой проводится дальнейшая работа по прогнозированию, является сценарий. Различают два типа сценариев общего типа: поисковый и предваряющий. Поисковые сценарии преследуют выявление тенденций альтернативных вариантов будущего. Путем параметризации основных компонент изучаемой системы проводится проверка того, какие из событий являются логически необходимыми для достижения возможных вариантов будущего. Этот процесс осуществляется посредством вариации параметров и тщатель-

ной проверки гипотез развития, результатом чего является построение предельных сценариев и сценариев, которые выявляют тенденции, ограничивающие варианты возможного будущего. Поисковый сценарий применяется в качестве средства формирования воображения, стимуляции обсуждения и привлечения внимания лиц, принимающих решения, к определению возможных результатов.

Предваряющий сценарий связан с концептуализацией допустимых и желательных вариантов будущего. В отличие от поискового сценария, проецирующего настоящее в будущее, предваряющий сценарий идет обратным путем, начиная с будущего по направлению к настоящему, чтобы определить альтернативы и действия, необходимые для достижения этого будущего. В свою очередь, различают предваряющие сценарии двух видов: нормативный и контрастный сценарий. Первый определяет в плане множество заданных целей и пути их реализации, второй «приблизительно» описывает желаемое и достижимое будущее в пределах, определяемых предваряющим сценарием. Множество контрастных сценариев синтезируется в обобщенный сценарий, в котором каждый из них реализуется с определенной вероятностью.

Поскольку будущее определяется как результат воздействия различных сил или интересов (акторов), имеющих свои цели и политики, направленные на их достижение, они должны быть учтены при синтезе контрастных сценариев в обобщенный.

В диссертационной работе [2] отмечаются наиболее важные компоненты построения сценария. Из приведенного перечня компонент следует, что процесс построения обобщенного сценария сопровождает-

Таблица 1

Приоритеты сценариев будущего развития предприятия, рассчитанные по целям основных

и всех акторов, индикаторы политик

Оценка приоритетов Приоритет сценариев будущего

Статус- кво Внут- ренний рынок Зару- бежные заказы Бан- кротство

Исходя из целей всех акторов рынка (интегральные приоритеты) 0,169 0,295 0,485 0,050

Исходя из целей основных акторов 0,147 0,279 0,526 0,048

Соотношение приоритетов, % 115,0 105,7 92,2 104,2

Прирост вероятности сценария при сохранении политик акторов, % 15,0 5,7 -7,8 4,2

ся не только эвристической, но и чисто техническими проблемами. Этот процесс позволяет формализовать и ускорить использование компьютерных экспертно-аналитических систем типа Expert Decide [3].

Так, в работе предложена модель проецируемого будущего швейного предприятия. Соответствующая этой модели иерархия содержит уровни:

- цель (фокус) - проецируемое будущее швейного предприятия;

- акторы - руководство предприятия, руководство филиалов, служащие швейного предприятия, поставщики, потребители, конкуренты, местные власти, руководство отрасли, общество (местное население как социум);

- политики акторов - для руководства предприятия: успех предприятия, личный успех; для служащих предприятия: инициатива, направленная на материальный успех; для филиалов: развитие, карьера; для потребителей: повышение спроса; для поставщиков: сдвиг в сторону выпуска другой продукции; для конкурентов: завоевание рынка; для местных властей: контроль над обеспечением занятости населения; для руководства отрасли: внедрение инноваций; для общества: патриотизм;

- сценарии - сохранение статус-кво; развитие производства, ориентированного на внутренний рынок; ориентация на зарубежные заказы; банкротство.

В результате опроса экспертов и обработки их результатов с помощью экспертно-аналитической системы Expert Decide были оценены итоговые приоритеты поисковых сценариев развития швейного предприятия: с вероятностью 0,485 при сохранении существующих политик акторов предприятие будет ориентироваться на зарубежные заказы, вероятность развития производства, ориентированного на внутренний рынок, составляет 0,295, сохранение существующего положения имеет вероятность 0,169, и лишь один шанс против 20 за то, что предприятие обанкротится. Однако ясно, что данный прогноз требует определенных действий акторов для реализации желательного варианта развития событий. С этой целью выполнено сравнение этих итоговых приоритеты с приоритетами сценариев развития, рассчитанных исходя из интересов и политик только швейного предприятия - таблица 1.

В двух последних строках таблицы 1 приведены соотношения приоритетов сценариев развития ситуации, рассчитанные исходя из целей и политик всех акторов, с одной стороны, и основных акторов, с другой, а также значения прироста вероятности сценария при сохранении политик акторов. Этим величинам можно дать следующее толкование: сценарий «статус-кво» имеет отношение приоритетов 115%, т.е. относи-

тельный прирост вероятности данного сценария при сохранении политик всех акторов составляет 15% и требуются дополнительные усилия со стороны основных акторов для снижения вероятности осуществления этого сценария. С другой стороны, сценарий «зарубежные заказы» имеет отношение приоритетов 92%, т.е. относительный прирост вероятности данного сценария при сохранении политик всех акторов составляет -8%, имеет место «дефицит» осуществления этого сценария и требуются дополнительные усилия со стороны основных акторов для повышения вероятности его осуществления. Таким образом, рассчитанные величины можно интерпретировать как индикаторы политик акторов, заинтересованных в повышении вероятности реализации желаемых сценариев развития рынка.

Методология этой процедуры, применительно к корпорациям, детально изложена в [2]; в [5] представлена методика измерения сходимости второго прямого процесса с желаемым будущим, а также методика оценки эффективности добавления новых политик на этапе второго прямого процесса.

Помимо основного результата метода экспертно-аналитического моделирования - количественных оценок приоритетов конкурирующих стратегий с учетом основных внутренних факторов и внешних условий, появляется возможность анализа так называемых матриц «результатов» [6], представляющих собой экспертные оценки эффективностей и неиспользованных возможностей, отвечающих всем возможным сочетаниям стратегий и условий их реализации. К этим матрицам применимы разнообразные критерии оптимальности (Лапласа, максимакса, Вальда, Сэвиджа и др.), что позволяет формализовать процесс принятия стратегического управленческого решения.

Литература

1. Камаев В.Д. Экономика и бизнес. М.: Изд-во МВТУ, 1993.

2. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1993.

3. Кузнецов А.И., Шуметов В.Г. Expert Decide для Windows 95, 98, NT, 2000, Ме. Версия 2.2. Руководство пользователя. Орел: ОРАГС, 2001.

4. Милых Ф.Г. Формирование стратегии промышленного предприятия с использованием экспертно-аналитических технологий: Дис. ... к-та экон. наук. Орел: ОрелГТУ, 2003.

5. Андрейчиков А.В., Андрейчикова О.Н. Анализ, синтез, планирование решений в экономике. М.: Финансы и статистика, 2001.

6. Спицнадель В.Н. Теория и практика принятия оптимальных решений. Учеб. пособие. СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2002.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

О.В. Старшинова, профессор ГАСИС

Экономика любого общества базируется на наличии трех видов продуктов: материального, интеллектуального и энергетического. Эти продукты образуют сбалансированную систему экономического развития. Нехватка одного из видов продуктов в существенной мере ограничивает развитие остальных видов продуктов.

Проведенные исследования показывают, что в РФ электроэнергетика продолжает отстать по темпам развития от целого ряда направлений экономической деятельности. В результате отставания

развития электроэнергетики, а, следовательно, и всего энергетического продукта от темпов развития материального продукта в электроэнергетике сформировался дефицит мощностей, породивший кризисную ситуацию в этой отрасли.

Изучение причин сложившегося кризиса показало следующее.

Во-первых, существует мнение, что финансовые трудности организаций электроэнергетики связаны с тем, что, выступая в роли одного из факторов, поддерживавших экономический потенциал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.