Научная статья на тему 'ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ: ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АУДИТА РАСХОДОВ'

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ: ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АУДИТА РАСХОДОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учет / аудит / аудитор / расходы / методика / аудиторская проверка / аудиторское заключение / программа аудита / accounting / audit / auditor / costs / methodology / audit report / audit program

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калинина Наталья Михайловна, Балашова Елена Александровна

В настоящей статье рассмотрены актуальные вопросы, касающиеся планирования проведения проверки финансовых результатов деятельности субъекта хозяйствования, в частности изложены организационно-методические подходы к аудиту расходов. Авторами обобщены существующие методики аудита различных групп расходов компании, систематизирован опыт проведения аудиторских проверок с учетом норм действующего законодательства РФ. Предложено авторское видение организационно-методического оформления планирования проведения аудита расходов, разработана программа проверки, сформирован перечень рабочих документов аудитора, даны практические рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANNING THE AUDIT OF RESULTS OF THE FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITIES OF AN ENTERPRISE: ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL ASPECT OF AUDITING EXPENSES

This article discusses current issues related to planning an audit of the financial results of a business entity, in particular, it outlines organizational and methodological approaches to auditing expenses. The authors summarized the existing methods for auditing various groups of company expenses, systematized the experience of conducting audits taking into account the norms of the current legislation of the Russian Federation. The author’s vision of the organizational and methodological design of planning an expense audit is proposed, an audit program is developed, a list of auditor working documents is generated, and practical recommendations are given.

Текст научной работы на тему «ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ: ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АУДИТА РАСХОДОВ»

УДК 657.6

DOI: 10.25206/2542-0488-2024-9-2-153-163 EDN: YQSQKQ

Н. М. КАЛИНИНА Е. А. БАЛАШОВА

Омский государственный технический университет, г. Омск

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ: ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АУДИТА РАСХОДОВ_

В настоящей статье рассмотрены актуальные вопросы, касающиеся планирования проведения проверки финансовых результатов деятельности субъекта хозяйствования, в частности изложены организационно-методические подходы к аудиту расходов. Авторами обобщены существующие методики аудита различных групп расходов компании, систематизирован опыт проведения аудиторских проверок с учетом норм действующего законодательства РФ. Предложено авторское видение организационно-методического оформления планирования проведения аудита расходов, разработана программа проверки, сформирован перечень рабочих документов аудитора, даны практические рекомендации.

Ключевые слова: учет, аудит, аудитор, расходы, методика, аудиторская проверка, аудиторское заключение, программа аудита.

Введение. В экономических условиях хозяйствования субъект предпринимательской деятельности формирует финансовый результат, отражающий по итогам отчетного периода эффективность ведения этой деятельности. Как известно, в экономике конечной целью любого субъекта предпринимательства становится наиболее полное удовлетворение спроса со стороны физических и юридических лиц на выпускаемую продукцию, товары либо услуги соответствующего уровня качества в контексте рационального уровня затрат и, как следствие сказанного, получение положительного финансового результата — прибыли. Поэтому одной из важнейших задач современной системы бухгалтерского учета организации является достоверность отражения расходов организации, как показателей, влияющих на конечный финансовый результат. В свою очередь, аудит ориентирован на проверку соответствия отражения в учете расходов правовому полю законодательства РФ.

Цель исследования. Целью проведенного авторами исследования стала оценка полноты формирования, достоверности и точности отражения в системе учета и отчетности расходов организации, разработка организационно-методических рекомендаций по планированию аудита расходов. Актуальность исследования обусловлена тем, что в сложившихся условиях возрастает потребность организации внутреннего контроля на предприятии для целей улучшения качества учета и для целей аудита — отслеживания искажений отчетности внешними пользователями. Аудиторская проверка

необходима также предприятию для организации правильной и рациональной системы бухгалтерского и налогового учета, а следовательно, для улучшения показателей деятельности хозяйствующего субъекта. Многообразие теоретических вопросов учета расходов по их видам и специфика существующих положений норм законодательства определяют актуальность темы данной статьи.

Основная часть. В современной цифровой экономике существенно возрастает роль аудиторской деятельности, отмечается рост требований к качеству аудита со стороны пользователей, происходит расширение спектра и сферы приложения аудиторских услуг.

В теории и практике аудиторской деятельности под аудитом расходов принято понимать анализ и контроль за расходами субъекта хозяйствования, нацеленные на изучение движения финансовых ресурсов и денежных средств компании для прогнозного расчета будущего финансового положения аудируемого юридического лица на заданном временном интервале.

Среди основных проблем аудита финансовых результатов деятельности организации на микроуровне выделяют: большой объем информации; незаинтересованность руководства предприятия в качественном подробном аудите; недостаточный уровень осведомленности аудитора о деятельности проверяемого предприятия [1, с. 54].

Целевая функция аудита расходов производна от генеральной целевой установки аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, обозначенной

в международном стандарте аудита (МСА) 200 «Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита» [2]:

— получение адекватного разумного подтверждения отсутствия в финансовой отчетности существенных искажений, позволяющего сформировать аудиторское заключение о соответствии / несоответствии финансовой отчетности используемым принципам;

— составление итогового заключения по результатам аудита и представление данного документа согласно требованиям МСА.

Таким образом, исходя их вышесказанного, цель аудита расходной составляющей финансовой деятельности субъекта предпринимательства видится в получении объективной оценки применяемых методов отражения в учете и финансовой отчетности аудируемого юридического лица его расходной составляющей.

В качестве первоочередной задачи аудитора в процессе проверки выступает анализ существующей контрольной среды, эффективности организации системы учета и надежности системы внутреннего контроля. Реализация предварительных оценочных процедур позволит установить вероятность появления искажений в учете клиента и выстроить последующую работу аудитора. Оценку системы внутреннего контроля следует проводить согласно МСА 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения» [2].

В аудиторской практике существует достаточно четко определенное и разделяемое всеми субъектами аудита толкование термина «контрольная среда» как совокупности факторов и обстоятельств, прямо и непосредственно не связанных с учетной системой предприятия, но оказывающих влияние на ее результативность. Предметное изучение контрольной среды начинается на начальном этапе аудиторской проверки и заключается в установлении таких пунктов, как:

— влияние на практику ведения бухгалтерского учета организационной структуры управления, отраслевой принадлежности, видов и способов ведения предпринимательской деятельности аудируемым лицом;

— сложившаяся иерархия менеджмента компании, принципы разделения зон ответственности и полномочий;

— специфика процесса коммуникаций и характер взаимоотношений, уровень доверительных отношений собственников с сотрудниками, реализующими административные и финансово-экономические функции;

— сложившееся отношение топ-менеджмента аудируемого юридического лица к вопросам бухгалтерского учета;

— степень ответственности и отношение персонала к значимости порученных учетных задач.

Для получения этой информации принято использовать такие методы, как наблюдение, личные интервью, обзор учредительных документов.

Являясь, по существу, одной из стадий аудиторской проверки, оценка внутреннего контроля дает возможность аудитору сформировать и оценить потенциальный уровень доверия к проверяемым данным. Итогом становится формирование аудитором перечня аудиторских процедур, установление их типа, масштаба выборки и периодичности. Впоследствии параметры тестирования оценки

внутреннего контроля будут положены в основу заключения аудитора относительно риска средств контроля.

Как известно, существенность в аудите есть вероятность того, что искажения в отчетности аудируемого лица будут установлены в ходе проведения аудиторских процедур и оценены возможности влияния последствий этих искажений на процесс принятия решений пользователями отчетности. Под уровнем существенности принято понимать «предельное значение ошибки финансовой (бухгалтерской) отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большей степенью вероятности не в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения» [2]. Согласно положениям МСА 320 «Существенность при планировании и проведении аудита» [2] субъектом аудита, используя профессиональное собственное суждение, осуществляется выбор контрольного показателя в целях установления уровня существенности для финансовой отчетности.

Выбор контрольного показателя подвержен глубокому анализу, фиксированию влияющих факторов в документации аудитора, оценке произведенного выбора по критериям оптимальности. Совокупность данных процедур позволяет получить надлежащий контрольный показатель.

Выбор и обоснование контрольных показателей по указанному выше стандарту носит рекомендательный характер в зависимости от специфики деятельности организации. К примеру, для организаций коммерческого сектора таковым будет являться прибыль до налогообложения. В случае отступления от рекомендаций, указанных в стандарте и применении других контрольных показателей за аудитором, остается обязанность обоснования их применения.

Хотим обратить внимание на факт невозможности использования идентичных контрольных критериев к схожим по организационно-правовой форме, отраслевой специфике, сфере деятельности и условиям ее осуществления субъектам хозяйствования. В аудите принимаются в рассмотрение индивидуальные особенности и внутренние процессы организации, оценивая совокупность которых, аудитор формирует собственное суждение и принимает, либо не принимает их к рассмотрению.

В целях проведения расчета уровня существенности по показателям финансовой отчетности аудитором применятся определенное процентное значение выбранного подконтрольного параметра, количественное значение которого устанавливается исходя из профессионального суждения аудитора. Сразу же отметим, что необходимо учесть зависимость данного количественного выражения существенности от объема потенциальных не устранённых ошибок проверенной финансовой отчетности и степени важности данных искажений для ее пользователей. Существует зависимость: при высокой значимости каждого конкретного искажения контрольного параметра примененное к нему процентное отношение низкое, и наоборот. В целом можно говорить о том, что контрольное процентное значение показателя устанавливается исходя из его удельного веса в структуре отчетности, далее идет расчет предельно допустимого коридора отклонений количественных значений показателей.

Общеизвестно, что между контрольным показателем и выбранным значением процента существу-

Рис. 1. Задачи аудиторской проверки расходов

Рис. 2. Понятие и виды расходов

ет взаимосвязь. Аудитор, принимая во внимание данный факт, ориентируется на собственное профессиональное суждение при корректировке выбранного значения процента и далее работает с тем его количественным выражением, которое для него наиболее обоснованно. При этом как само количественное выражение, так и коридор допустимых отклонений достаточно условны, выступая только лишь определенными ориентирами в аудите, а процедура их установления не стандартизирована.

В МСА 320 «Существенность при планировании и проведении аудита» не регламентирован интервал процентных значений, но в нем содержится указание на то, что «с учетом конкретных обстоятельств приемлемым может быть признан как более высокий, так и более низкий процент» [2]. Следовательно, за аудитором остается право собственного обоснования применения различных интервалов и количественных выражений критериев контроля.

Обоснованное мнение аудитора относительно выбранного контрольного показателя и его количественного процентного выражения фиксируется документально. Стандартной формы такого документа нет, на это указано в МСА, где прописана процедура рекомендательного характера по отражению в рабочих материалах аудитора расчетов количественных цифровых значений уровней существенности и их обоснованность.

Логичным завершением проверки становится аудиторское заключение — «официальный документ, предназначенный для пользователей бухгал-

терской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица» [3]. Оно составляется согласно нормам МСА 700 «Формирование мнения и составление заключения о финансовой отчетности» [2].

В заключение приводится детальная информация о соблюдении норм законодательства РФ при формировании финансовой отчетности субъекта предпринимательства, позволяющая оценить процесс хозяйственной деятель-ности на момент начала аудита и сделать соответствующие выводы рекомендательного характера относительно дальнейших шагов по его урегулированию. Помимо этого, в этом документе зафиксированы максимально допустимые размеры искажений для данного аудируемого юридического лица, используемые в процессе проверки.

Резюмируя сказанное, можно говорить о том, что аудиторская проверка идентифицируется с высоким уровнем трудоемкости аудиторских операций и процедур и видится как упорядоченный алгоритм действий, первым шагом которого является анализ надежности системы внутреннего контроля, результаты которого в дальнейшем будут использованы при разработке плана и программы аудита расходов.

Применительно к выбранному объекту исследования данной работы целью аудита расходов

Рабочий документ 02 «Общая стратегия аудита»

Общая стратегия аудита

РД 02

Аудиторская организация

Реквизиты

Аудируемое лицо

Реквизиты

Период аудита

ФИО, составившего документ

Дата составления документа

Уровень существенности: тыс. руб. Сроки аудита: г. — г. Состав аудиторской группы:

№ п/п Выполняемая процедура Период проведения (в часах) Ответственное лицо Примечание (используемый РД)

1 2 3 4 5

I. Общие процедуры

1.1 Ознакомление с системой учета

1.2 Тестирование системы внутреннего контроля

1.3 Расчет аудиторского риска и существенности

II. Практические разделы учета, подлежащие проверке

2.1 Аудит расходов

2.2 Прочие вопросы: — оценка качества ведения бухгалтерского и налогового учета

III. Завершающие процедуры

3.1 Оформление рабочей итоговой документации

3.2 Представление письменной информации по результатам аудита руководству юридического лица

3.3 Оформление и представление аудиторского заключения

3.4 Подписание акта приема-сдачи выполненных работ

Подпись аудиторской организации печать, дата

Подпись аудируемого лица печать, дата

Рис. 3. Шаблон: Общая стратегия аудита

является проверка обоснованности формирования и учета расходов аудируемых лиц в соответствии с действующими нормами законодательства. Соответственно, в качестве задач проверки учета расходов можно обозначить следующие (рис. 1).

Прежде чем переходить к изложению организационно-методических основ проверки обоснованности, полноты и своевременности отражения в учете расходов компании, поясним, что следует относить к данной категории. Итак, согласно положениям действующего правового поля, расходы организации идентифицируются по видам учета (бухгалтерский и налоговый) [4]. Трактовка сущности понятия «расходы» и их виды в рамках каждого вида учета показаны на рис. 2 [5, 6].

Правильность отражения расходов в бухгалтерском и налоговом учете влияет на формирование конечного результата деятельности организации и показатели предоставляемой отчетности. Поэтому важна объективная оценка законности отобра-

жения расходов в регистрах бухгалтерского и налогового учета, а также в финансовой отчетности аудируемого юридического лица.

На этапе планирования аудиторской проверки аудитором разрабатывается в соответствии с полученным заданием на аудит общая стратегия последнего, которая, будучи оформленной документально, становится неотъемлемой частью общей информационной системы аудита и подлежит включению в состав аудиторских документов, содержащих итоги проверки. Стратегия аудита сугубо индивидуальна для каждого юридического лица, предусматривает установление оптимального пути реализации цели аудита, обусловлена профессиональным опытом аудитора, его квалификацией, продолжительностью контактов проверяемой организации и аудиторского сообщества, уровнем информированности субъекта аудита об объекте и т. д.

При разработке общей стратегии проверки аудитор:

Программа проведения аудиторской проверки расходов

Проверяемая организация наименование организации

Период проведения аудита Дата начала—дата окончания праверки_

Количество человеко-часов количество часов

Руководитель аудиторской группы ФИО_

Состав аудиторской группы ФИО

Планируемый аудиторский риск _%

Планируемый уровень____

существенности

Наименование процедур Период Исполнитель Рабочие документы

1 Оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия, организации учета расходов дата ФИО Аналитический обзор

2 Анализ основных положений учетной политики. Анализ принятой в организации классификации расходов и порядка их отражения в учете дата ФИО Аналитический обзор

3 Проверка правильности отражения расходов по обычным видам деятельности дата ФИО Аналитический обзор, таблицы

3.1. Проверка материальных расходов дата ФИО Аналитический обзор, таблицы

3.2. Проверка расходов на персонал дата ФИО Аналитический обзор, таблицы

3.3. Проверка состава амортизируемого имущества, первоначальной стоимости, сумм начисленной амортизации дата ФИО Аналитический обзор, таблицы

3.4. Проверка списания на себестоимость прочих расходов, связанных с реализацией дата ФИО Аналитический обзор, таблицы

4 Проверка правильности отражения прочих расходов дата ФИО Аналитические таблицы

5 Определение полноты и своевременности отражения в бухгалтерском учете расходов дата ФИО Аналитические таблицы

6 Сравнение данных о расходах в регистрах синтетического и аналитического учета дата ФИО Аналитические таблицы

7 Проверка правильности отражения расходов в бухгалтерской отчетности дата ФИО Аналитические таблицы

8 Проверка полноты раскрытия информации о расходах дата ФИО Аналитические таблицы

9 Проверка правильности формирования показателей отчета о финансовых результатах дата ФИО Аналитические таблицы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Обобщение результатов аудита дата ФИО Аналитический обзор, таблицы

11 Подготовка и печать отчета дата ФИО Аудиторское заключение

Руководитель аудиторской группы

ФИО

Рис. 4. Шаблон: Программа проведения аудиторской проверки расходов

1) выявляет особенности аудиторского задания, имеющие определяющее значение для его объема;

2) изучает результаты предварительной работы по аудиторскому заданию и оценивает наиболее существенные факторы с позиции направлений деятельности аудиторской группы;

3) определяет период аудита и характер информационных коммуникаций с руководством аудируемого лица;

4) устанавливает характер, сроки использования и объем ресурсов, необходимых для проведения данного аудита.

Шаблон документа «Общая стратегия аудита», разработанного нами для прикладного использования в аудиторской практике, показан на рис. 3.

Как было сказано выше, проверка результатов финансово-хозяйственной деятельности начинается с составления плана аудита, который в дальнейшем позволит аудитору спланировать все свои действия, необходимые для осуществления проверки и тем

самым обеспечить своевременное и качественное выполнение работ по аудиту расходной составляющей финансовой отчетности аудируемого лица. Применительно к предмету данной статьи планирование аудита можно обозначить как определение перечня аудиторских операций и процедур, их трудоемкости и сроков выполнения, составление программы аудита [2].

Алгоритм планируемых шагов по проведению аудита расходов условно можно разделить на три блока: ознакомительный; основной; заключительный, либо обозначить как «... подготовительный план; разработка полного плана проверки; разработка программы аудита» [7, с. 105]. По итогам проверки должен быть подготовлен комплект аудиторских документов и составлено аудиторское заключение.

Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необхо-

1. Предварительный этап

1. Встреча с руководством аудируемого юридического лица

2. Опр ед ел енн е о бь екта пр ов ед ения ауди торско й пр об ерки

3. Принята е п о л ожи гельн ого р еш ения о пр ов едении ауди та

2. Планирование аудита

1. Получение общей информации о деятельности предприятия (анкета экономического субъекта)

2. Подготовка догов opa на проведение аудиторской проверки

3. Изу ч енн е с о став а орган ов у пр авлашя

4. Оц енка влияния закон о датель ств а н а деятельн ость пр едприятия

5. Оценка аудиторского рисканауровне финансовой отчетности

6. Ф ормир ов ани е зад ання н а пр ов еденн е аудиторской пр ов ерки

7. 3 апр о с о применимости допущения н епр ерывн ости д еятельн ости

S. Опросный лист по оценке системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля 9. Расч ет ур овня существ енн ости L0. Подготовка Плана аудита

11. Подготовка Программы аудита

12. Изучение организационной структуры

13. Опи с ани е х озяй ств енных оп ераций юга ен та

14. Контрольный лист независимосш аудиторской компании

15. Распи ска чл ен ов аудитор ской группы о ф акте личн ой н езави симос ш

хг

3. Аудит расходов

1. Анализ классификаторов видов расходов

2. Проверка правильности веда1ияра"истров бухгалтерского учета по расходам

3. Проверка правильности отражения расходов по обычным видам деятельности

4. Проверка правильности отражения прочих расходов

5. Определениеполноты и своевременности ограженияв бухгалтерском учете расходов

6. Исп ользуемая п ервичн ая до куменгацняпо учету расходов

7. Проверка правильности и обоснованности расходов

8. Организация аналитического учегарасходов

9. Проверка отражения в бухгалтерском учете расходов

10. Проверка правильности отражения расходов в бухгалтерской отчетности

<1. Завершение аудита. Аудиторское гаключевне

1. Письм енн ая нн ф орм алия вы сшему органу о выявленных н едосгатках и нарушениях

2. О ф ормл аш е р абочей д оку мент ад и и

3. Подготовка аудиторского заключения

4. Подготовка письменной информации по р езуль га там пр ов едения аудита

5. Описание нарушашй

6. Устан овлени е н адлежащих п о лучателей информации, по лученной по р езу ль гатом аудита

7. Замечания и рекомендации для аудита с л еду юш го периода

Рис. 5. Структурная блок-схема проведения аудиторской проверки расходов

димых для практической реализации плана аудита. Программа составляется и оформляется аудитором самостоятельно в виде документа, в котором приводится обозначение номера или кода каждой аудиторской процедуры. Шаблон программы аудита расходов имеет вид (рис. 4).

Процедура проведения аудита представлена на рис. 5. Перечень рабочих документов аудитора, систематизированных по этапам указанной процедуры, приведен в табл. 1.

В ходе проверки аудитор в соответствии с программой проведения аудита изучает соответствующие первичные учетные документы, перечень которых представлен в табл. 2.

По мнению ряда ведущих аудиторов, для сбора аудиторских доказательств с целью формирования выводов, положенных в дальнейшем в основу аудиторского заключения, можно использовать проведение «процедур оценки рисков; дальнейших аудиторских процедур, включающих в себя тестирование средств контроля и процедуры по существу, в том числе детальные тесты и аналитические процедуры проверки по существу» [8, с. 28].

Далее, следуя логике изложения последовательности аудита расходов, требуется рассчитать

вероятность того, что используемые аудиторские процедуры и полученные в ходе их проведения доказательства не позволят обнаружить ошибки, превышающие допустимую величину, путем вычисления риска не обнаружения (РНО) при установленном аудиторском риске 5 % по формуле [8]:

PHO -

ПАР

HP хPCK

(1)

где ПАР — приемлемый аудиторский риск;

НР — неотъемлемый риск;

РСК — риск средств контроля.

Проведение расчета уровня существенности и его распределение по статьям баланса регулируется МСА (ISA) 320 «Существенность при планировании и проведении аудита» [2].

Для отражения процедуры расчета уровня существенности рекомендуется использовать табличный формат (табл. 3).

На основании разработанной программы, обобщая итоги проверки исследуемого участка учета, рекомендуется составление ведомости ошибок и нарушений (табл. 4).

Перечень рабочих документов аудитора

Этап проведения аудиторской проверки Рабочие документы аудитора

1. Предварительный этап Протокол встречи; Анкета; Письмо-обязательство; Письмо-предложение; Договор на аудит; Приложение к договору; Письмо о начале работы; Запрос пояснение; Запрос подтверждение; Устные разъяснения; Журнал регистрации ответов

2. Планирование аудита Понимание деятельности; Неотъемлемый риск; Риск системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета; Аудиторский риск; Определение общего уровня существенности; Распределение существенности по элементам; Расчет показателей выборки; Общий план аудита; Программа проведения аудита; Оценка стоимости аудита

3. Аудит расходов Тестирование системы внутреннего контроля; Тестирование системы бухгалтерского учета; Анализ учетной политики в целях бухгалтерского учета; Анализ учетной политики в целях налогового учета; Анализ рабочего плана счетов; Проверка тождественности показателей в регистрах бухгалтерского учета и данных бухгалтерского баланса; Расчет объема и построение выборки; Проверка наличия оснований для начисления расходов; Проверка правильности документального оформления расходов; Проверка правильности оценки в учете и отчетности расходов; Проверка соответствия произведенных расходов отчетному периоду; Проверка раскрытия в отчетности всей существенной информации; Предварительный перечень ошибок и замечаний; Выводы по разделу аудита

4. Завершение аудита. Аудиторское заключение Письменная информация; Отчет аудитора

Таблица 2

Перечень первичных документов для осуществления аудита расходов

Статья расходов Документ

Расходы будущих периодов — договоры; — первичные учетные документы, подтверждающие расходы, которые подлежат списанию в течение длительного периода времени (лицензии, сертификаты, страховые полисы и др.); — бухгалтерские справки и расчеты; — акты инвентаризации; — внутренние организационно-распорядительные документы; — регистры бухгалтерского и налогового учета и др.

Расчеты с дебиторами и кредиторами — договоры; — документы по формированию дебиторской и кредиторской задолженности (акты, накладные, платежные документы и т.п.); — акты инвентаризации; — бухгалтерские справки и расчеты; — внутренние организационно-распорядительные документы; — регистры бухгалтерского и налогового учета и т. п.

Расходы на оплату труда и страховых взносов — кадровые документы; — ведомости начисления заработной платы; — табели учета рабочего времени; — платежные ведомости и иные платежные документы; — бухгалтерские справки и расчеты; — внутренние организационно-распорядительные документы; — регистры бухгалтерского и налогового учета; — отчетность в Социальный фонд России и т. п.

Расходы при расчете налога на прибыль — декларации по налогу на прибыль; — бухгалтерские справки и расчеты; — внутренние организационно-распорядительные документы; — регистры бухгалтерского и налогового учета и др.

По результатам проведения аудиторской проверки расходов, руководствуясь нормативно-правовыми актами РФ, составляется аудиторское заключение. Предложенный авторами алгоритм методики аудита при его практической реализации призван способствовать повышению качества контрольно-оценочных операций в процессе проверки расходов и снижению вероятности ошибок. Как справедливо замечено в работе, «риски и ошибки искажения соответствующей информации в финансовой отчетности, обнаруженные путем аудита, могут быть своевременно исправлены, что позволит руководству организации избежать недостатков в системе

контроля и повысить эффективность деятельности предприятия» [9].

Заключение. В заключение хотелось бы отметить, что организационно-методический аспект аудита расходов представляется комплексом мероприятий, имеющих общую целевую направленность, в качестве ключевых из которых выделяют разрабатываемый на этапе планирования проверки общий план аудита и программу аудита, формируемую в процессе выработки стратегии и тактики аудита. Что касается методов сбора аудиторских доказательств, то здесь традиционно применяют такие способы, как: пересчёт, подтверждение, на-

Определение единого уровня существенности по данным бухгалтерской отчетности

Базовый показатель Значение базового показателя бухгалтерской отчетности, тыс. руб. Доля, % Значение, применяемое для нахождения уровня существенности, тыс. руб.

1. Прибыль до налогообложения 5

2. Выручка 2

3. Валюта баланса 2

4. Собственный капитал 10

5. Расходы, произведенные организацией за период 2

Среднее значение уровня существенности

Таблица 4

Рабочий документ 07 «Нарушения, выявленные в результате аудиторской проверки»

Аудиторские процедуры Выявленные нарушения Рекомендации по устранению

1 2 3

Контроль соблюдения положений учетной политики

Проверка правильности отнесения расходов на производство и реализацию налогоплательщиком, определяющим доходы и расходы по методу начисления

Проверка списания на себестоимость прочих расходов, связанных с реализацией

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проверка материальных расходов

блюдение, проверка учётных записей и т. д. В ходе исследования разработана методика аудиторской проверки расходов в виде структурированной блок-схемы, описан регламент ее применения.

Предложенная методика, дополненная систематизированным перечнем рабочих документов аудитора, распределенных по стадиям аудита расходов, направлена на улучшение аудиторского обслуживания в соответствии с нормами законодательства РФ. Кроме того, у аудиторов в процессе работы с выделенным объектом — расходами — появится возможность повысить профессиональные компетенции, а также оптимизировать трудоемкость аудиторских операций и процедур в процессе реализации трудовых функций. Последнее реализуется посредством применения «... максимально выгодных для аудируемого лица наборов аудиторских методик» [10, с. 1605].

Практическая значимость исследования видится в применении методических разработок в процессе совершенствования аудита расходов юридического лица. Разработанные в соответствии с требованиями законодательства рекомендации позволят организации наиболее четко и правильно отражать возникающие расходы в бухгалтерском и налоговом учете. Вследствие этого повысится качество формируемой бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности, и снизятся налоговые риски при проверке налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Библиографический список

1. Ломаенко М. А., Макарьева В. Ю. Проблемы аудита финансовых результатов организации // Cognitio Rerum. 2022. № 1. С. 52-55. EDN: CVWTKM.

2. О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов Министерства финансов Российской Федерации: приказ Минфина России от 09 января 2019, № 2н. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

3. Российская Федерация. Законы. Об аудиторской деятельности: федер. закон от 30 декабря 2008, № 307-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

4. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете: федер. закон от 06 декабря 2011, № 402-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

5. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 2 (НК РФ ч. 2) от 05 августа 2000, № 117-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

6. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: приказ Минфина России от 06 мая 1999, № 33н. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

7. Пучкова Е. М., Ильясов М. Х. Теоретико-методические основы аудита финансовых результатов организации // Научный вестник Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт». 2023. № 1. С. 104-109. EDN: UAGUNX.

8. Казакова Н. А., Ефремова Е. И. Аудит / общ. ред. Н. А. Казаковой. 5-е изд., перераб. и доп. Москва: Изд-во Юрайт, 2024. 425 с. ISBN 978-5-534-18573-7.

9. Семиколенных Н. В. Методики аудита финансовых результатов от обычных видов деятельности // Вектор экономики. 2022. № 9 (75). EDN: EWMMRM.

10. Зарубайло Н. Ю. Методика аудита финансовых результатов и направления ее оптимизации // Инновации. Наука. Образование. 2022. № 51. С. 1603-1610. EDN: QFRDJB.

КАЛИНИНА Наталья Михайловна, кандидат экономических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Менеджмент и сервис» Омского государственного технического университета (ОмГТУ), г. Омск. БРНЧ-код: 6580-3352 АиШогГО (РИНЦ): 508769 ОЯСГО: 0000-0001-9364-3686 Адрес для переписки: kalinina-nata@mail.ru БАЛАШОВА Елена Александровна, доцент кафедры «Менеджмент и сервис» ОмГТУ, г. Омск. БРНЧ-код: 3587-2080 АиШогГО (РИНЦ): 713311

ОЯСГО: 0000-0002-2242-8783

Адрес для переписки: е1еп_79@mail.ru

Для цитирования

Калинина Н. М., Балашова Е. А. Планирование проверки результатов финансово-экономической деятельности предприятия: организационно-методический аспект аудита расходов // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. 2024. Т. 9, № 2. С. 153-163. БОН 10.25206/25420488-2024-9-2-153-163.

Статья поступила в редакцию 12.02.24 г. © Н. М. Калинина, Е. А. Балашова

UDC 657.6

DOI: 10.25206/2542-0488-2024-9-2-153-163 EDN: YQSQKQ

N. M. KALININA E. A. BALASHOVA

Omsk State Technical University, Omsk, Russia

PLANNING THE AUDIT

OF RESULTS OF THE FINANCIAL

AND ECONOMIC ACTIVITIES

OF AN ENTERPRISE:

ORGANIZATIONAL

AND METHODOLOGICAL ASPECT

OF AUDITING EXPENSES_

This article discusses current issues related to planning an audit of the financial results of a business entity, in particular, it outlines organizational and methodological approaches to auditing expenses. The authors summarized the existing methods for auditing various groups of company expenses, systematized the experience of conducting audits taking into account the norms of the current legislation of the Russian Federation. The author's vision of the organizational and methodological design of planning an expense audit is proposed, an audit program is developed, a list of auditor working documents is generated, and practical recommendations are given.

Keywords: accounting, audit, auditor, costs, methodology, audit report, audit program.

References

1. Lomayenko M. A., Makar'yeva V. Yu. Problemy audita finansovykh rezul'tatov organizatsii [Problems of auditing the financial results of an organization] // Cognition Rerum. Cognition Rerum. 2022. No. 1. P. 52-55. EDN: CVWTKM. (In Russ.).

2. O vvedenii v deystviye mezhdunarodnykh standartov audita na territorii Rossiyskoy Federatsii i o priznanii utrativshimi silu nekotorykh prikazov Ministerstva finansov Rossiyskoy Federatsii: prikaz Minfina Rossii ot 09 yanvarya 2019, № 2n [On the enactment of International Standards on Auditing in the Russian Federation and on the invalidation of certain orders of the Ministry of Finance of the Russian Federation: order of the Ministry of Finance of Russia of 09 January 2019, no. 2n]. Available at «Consultant Plus» System. (In Russ.).

3. Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. Ob auditorskoy deyatel'nosti: feder. zakon ot 30 dekabrya 2008, № 307-FZ [Russian Federation. Laws. On auditor activity: federal law of 30 December 2008, no. 307-FL]. Available at «Consultant Plus» System. (In Russ.).

4. Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. O bukhgalterskom uchete: feder. zakon ot 06 dekabrya 2011. № 402-FZ [Russian Federation. Laws. On Accounting: Federal Law of 06 December 2011, no. 402-FL]. Available at «Consultant Plus» System. (In Russ.).

5. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii chast' 2 (NK RF ch. 2) ot 05 avgusta 2000, № 117-FZ [Tax Code of the Russian Federation Part 2 (TC of the RF Part 2) of 5 August 2000. No. 117-FL]. Available at «Consultant Plus» System. (In Russ.).

6. Ob utverzhdenii Polozheniya po bukhgalterskomu uchetu «Raskhody organizatsii» PBU 10/99: prikaz Minfina Rossii ot 06

maya 1999, № 33n [On Approval of the Regulations on Accounting «Expenses of the Organisation» PBU 10/99: order of the Ministry of Finance of Russia dated 06 May 1999, no. 33n]. Available at «Consultant Plus» System. (In Russ.).

7. Puchkova E. M., Ilyasov M. Kh. Teoretiko-metodicheskiye osnovy audita finansovykh rezul'tatov organizatsii [Theoretical and methodological foundations for auditing the financial results of an organization] // Nauchnyy vestnik Gosudarstvennogo avtonomnogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya «Nevinnomysskiy gosudarstvennyy gumanitarno-tekhnicheskiy institut». Scientific Bulletin of the State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute». 2023. No. 1. P. 104-109. EDN: UAGUNX. (In Russ.).

8. Kazakova N. A., Efremova E. I. Audit [Audit] / ed. by N. A. Kazakovoy. 5th ed. Moscow, 2024. 425 p. ISBN 978-5-53418573-7. (In Russ.).

9. Semikolennykh N. V. Metodiki audita finansovykh rezul'tatov ot obychnykh vidov deyatel'nosti [Methodologies for audit of financial results from ordinary activities] // Vektor ekonomiki. Vektor Economy. 2022. No. 9 (75). EDN: EWMMRM. (In Russ.).

10. Zarubaylo N. Yu. Metodika audita finansovykh rezul'tatov i napravleniya eye optimizatsii [Methodology for auditing financial results and directions for its optimization] // Innovatsii. Nauka. Obrazovaniye. Innovation. Science. Education. 2022. No. 51. P. 1603-1610. EDN: QFRDJB. (In Russ.).

KALININA Natalya Mikhaylovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate

Professor of Management and Service Department, Omsk State Technical University (OmSTU), Omsk. SPIN-code: 6580-3352 AuthorID (RSCI): 508769 ORCID: 0000-0001-9364-3686 Correspondence address: kalinina-nata@mail.ru BALASHOVA Elena Alexandrovna, Associate Professor of Management and Service Department, OmSTU, Omsk.

SPIN-code: 3587-2080 AuthorID (RSCI): 713311 ORCID: 0000-0002-2242-8783 Correspondence address: elen_79@mail.ru

For citations

Kalinina N. M., Balashova E. A. Planning the audit of results of the financial and economic activities of an enterprise: organizational and methodological aspect of auditing expenses // Omsk Scientific Bulletin. Series Society. History. Modernity. 2024. Vol. 9, no. 2. P. 153-163. DOI: 10.25206/2542-0488-2024-92-153-163.

Received February 12, 2024. © N. M. Kalinina, E. A. Balashova

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.