в
□в
МЕТОДОЛОГИЯ ваз качество управления □а
Планирование производства в Российской Федерации:
теоретические основы и практический опыт
Сложившаяся на предприятиях методология и методика планирования базируется на концепции централизованного
народнохозяйственного планирования, созданной применительно к условиям бывшего хозяйственного комплекса Советского Союза, и не в полной мере соответствует рыночному хозяйственному механизму. Авторы статьи рассматривают историю создания централизованной системы народнохозяйственного планирования, анализируют ее недостатки и причины потери управляемости экономикой.
к.э.н. кооперации»
Л.И. ТРИНКА,
доцент Краснодарского кооперативного института (филиал), АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации»,
К.О. ТЕРНАВЩЕНКО,
ст. преподаватель Краснодарского кооперативного института (филиал), АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет
Планирование как функция управления
Эффективное развитие предприятия в реальных условиях рынка требует незамедлительной адаптации к динамично меняющимся внешним условиям. Это возможно при условии разработки оперативных управленческих решений, обеспечивающих учет макроэкономического окружения и внутреннего потенциала предприятия.
Управление, понимаемое в широком смысле слова, представляет собой процесс целенаправленного, систематического и непрерывного воздействия управляющей подсистемы на управляемую подсистему при помощи общих функций управления, образующих замкнутый и бесконечно повторяющийся цикл [3]. В специализированной литературе управление рассматривается с разных позиций: как система и как процесс.
Управление как процесс представляет собой совокупность непрерывных, последовательно выполняемых взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения поставленных целей.
В общем виде процесс управления во всех сферах деятельности можно представить в виде «петли управления»,
состоящей из циклической последовательности следующих этапов: прогноз -планирование - контролируемая деятельность по реализации планов - учет и анализ результатов - коррекция прогнозов и планов.
Процесс управления имеет иерархическую структуру и включает в себя несколько подуровней по направлениям деятельности (производство, сбыт, снабжение, финансы и др.), которые в свою очередь разбиты на соответствующие подпроцессы.
Управление предприятием всегда имеет конкретную цель, например: снижение издержек производства, повышение прибыли и др. Цель процесса управления должна быть сформулирована явно и по возможности с применением количественных оценок. Процесс управления реализуется в рамках системы управления.
Эффективное управление может осуществляться только в том случае, если существует система управления, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных друг с другом элементов, образующих определенную целостность. Система управления, как известно, представлена двумя подсистемами: управляющей и управляемой. Объектом управления выступает производственный процесс, а управляющей
частью - управленческие службы предприятия. Элементы системы управления предприятием функционируют на основе регламентирующих документов, устанавливающих определенный функционал на каждом уровне иерархии.
Функции управления - это относительно самостоятельные, однородные, специализированные и обособленные виды управленческой деятельности, необходимые для реализации целей системы управления [5]. Процесс управления предприятием заключается в выполнении общих функций управления, таких как: планирование, организация, координация, мотивация и контроль.
Реализация функции управления связана с процессом планирования, и само управление планируется и организовывается. Не случайно большинство специалистов считают, что управление - это процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации [1].
Главным назначением функции планирования является определение наиболее эффективных направлений развития предприятия в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Планирование служит основой для принятия управленческих решений и пред-
ставляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает определение приоритетных целей и задач управления производством, а также путей их достижения. В условиях динамичного развития экономики, постоянно нарастающей конкурентной борьбы роль планирования как функции управления значительно усиливается. Это объясняется тем, что в современных рыночных отношениях планирование экономической деятельности всех предприятий и фирм является важной предпосылкой свободного производства и предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров. В мире ограниченных производственных ресурсов рыночное планирование их использования служит основой экономической свободы как производителей товаров и услуг, так и потребителей материальных благ. В условиях рынка, когда действующие цены на все продукты и ресурсы свободно устанавливаются самими конкурирующими производителями и потребителями, каждое предприятие самостоятельно решает, какие товары и в каких количествах следует производить в предстоящем плановом периоде. Таким образом, планирование в настоящее время стало экономической базой свободных рыночных отношений.
Формирование централизованной системы управления экономикой
Как известно, в основе методологии планирования лежат принципы управления экономикой народного хозяйства в целом. В настоящее время функция планирования на всех уровнях управления народным хозяйством не в полной мере соответствует рыночным требованиям. До сих пор сказываются стереотипы, наработанные в условиях централизованной экономики. Централизованной системе управления экономикой соответствовала система народнохозяйственного планирования, основанная на монополии государственных предприятий,связанной с преобладанием государственной собственности и централизацией управления единым народнохозяйственным комплексом с доминирующим положением планирования над остальными функциями управления. Государство директивно определяло приоритетные направления развития экономики, устанавливая контрольные цифры по объему номенклатуре выпускаемой продукции, игнорируя главные регуляторы рынка - спрос и предложение. В результате сформировалась жесткая система установления хозяйственных связей между предпри-
ятиями и контроля над ними, что в свою очередь сильно ограничивало самостоятельность хозяйствующих субъектов. Планирование в условиях централизованной экономики не было ориентировано на спрос, характеризовалось значительными плановыми периодами, охватывало крупные народнохозяйственные комплексы, не было адекватного экономического механизма установления равновесия между отраслями и факторами производства.
Процесс формирования централизованной системы управления складывался достаточно длительный период времени под влиянием различных экономических, социальных и политических преобразования в нашей стране. К вопросам планомерной организации общественного производства советская власть обращалась еще до начала гражданской войны. Уже в 1920 г. была создана Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛ-РО). Она разработала план восстановления экономики страны, предполагавший за 10-15 лет в 1,5-2 раза превзойти уровень 1913 г. по промышленному производству. Для эффективного выполнения поставленной цели в феврале 1921 г. ГОЭЛРО была преобразована в Государственную общеплановую комиссию (Госплан). Реализация намеченных планов осуществлялась путем использования методов военного коммунизма и жесткой централизации всех ресурсов в руках государства.
Однако такой подход к планированию не мог обеспечить подъем промышленного и сельского хозяйства, а также ликвидировать острый дефицит товаров народного потребления. Необходимость решения этих приоритетных задач потребовала от государства пересмотра политики военного коммунизма и вынужденного временного отступления к новой экономической политике (НЭП). Реализация НЭПа началась с сельскохозяйственного сектора, а затем была распространена в промышленности и торговле. Ранее принятые постановления о национализации предприятий были отменены. Предприятия возвращались собственникам. С 1921 г. была разрешена аренда средств производства. Часть предприятий (в основном пищевой промышленности) взяли в аренду кооперативы. В то же время назрела необходимость провести реформу управления государственной промышленностью. 9 августа 1921 г. был принят «Наказ совета народных комиссаров о проведении в жизнь новой экономической политики», в котором предусматривалось введение хозяйственного расчета на государственных пред-
качество управления
приятиях. Предлагалось сократить число предприятий, находящихся в ведении Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) и его местных органов, привести их количество в соответствие с имевшимися у государства ресурсами, а остальные сдать в аренду или закрыть. Высказывалось мнение о возможности использования механизма ценообразования на основе рыночных регуляторов как в сельском хозяйстве, так и в других отраслях экономики.
Однако, несмотря на видимые успехи, сама идея НЭПа вступала в противоречие с идеей правящей партии. Существовавший приоритет политики над экономикой вносил сбои в механизмы НЭПа. На развитие отраслей народного хозяйства оказывали влияние не рыночные регуляторы спроса и предложения, а директивы правительства. Структурная политика государства была направлена на военно-промышленный комплекс (ВПК), что приводило к непропорциональному развитию основных отраслей народного хозяйства. Приоритетное финансирование ВПК приводило к отставанию темпов роста промышленности и сельского хозяйства. Во второй половине 1920-х гг. в связи с активным финансированием тяжелой промышленности было нарушено рыночное равновесие, возник острый дефицит потребительских товаров, началась инфляция, что подорвало финансово-кредитную систему. В этих условиях правительство приняло решение об отказе от рыночного регулирования и переходе к жесткой централизованной системе управления экономикой.
Официально НЭП отменен не был, его постепенная ликвидация началась с быстрого сокращения товарно-денежных отношений. Хозрасчет и частный сектор были ликвидирова-
МЕТОДОЛОГИЯ
Плакат
А. Самохвалова «Советы и электро-фикация есть основа нового мира», 1924 г.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМ НАСТУПЛЕНИЕМ
Плакат
«Социалистическим наступлением - преодолеем сопротивление классового врага, трудности и умножим достижения», 1930 г.
№ 5 • 2010 ВеККАЧЕСТВА
в
□а
МЕТОДОЛОГИЯ ваз качество управления вв в
Плакат Д. Буланова «Пятилетка сахаро-промышленности», 1933 г.
ны, произведенный на государственных предприятиях продукт изымался государством в административном порядке, предметы потребления стали распределяться среди населения по карточкам, а средства производства - по системе централизованного материально-технического снабжения. Главными показателями плана стали валовая продукция и натуральные показатели. Отказ от новой экономической политики сопровождался определением в 1926 г. главных функций централизованного планирования. Основными из них являлись: разработка генерального плана реконструкции народного хозяйства на перспективу в 10-15 лет, составление пятилетнего плана, разработка контрольных цифр на ближайший хозяйственный год.
Иными словами, речь шла о создании системы планов, состоящей из долгосрочных, среднесрочных и текущих планов. Акцент делался на годовое и пятилетнее планирование. С течением времени эта система развивалась и дополнялась новыми элементами. К 1926 г. в стране практически было завершено восстановление промышленности, поэтому потребовалось дальнейшее развитие производительных сил за счет строительства новых производств.
Если восстановление промышленных предприятий могло осуществляться за счет небольших капитальных вложений, то строительство новых предприятий требовало значительных финансовых затрат в течение длительного времени. Это обстоятельство привело к повышению роли центральных органов в плановой работе. Государство в лице центральных плановых органов определяло в своих планах весь добавочный продукт. Центральные плановые органы устанавливали прогнозы роста производства всего народного хозяйства с учетом возможного прогнозируемого сельскохозяйственного урожая, поскольку сельское хозяйство являлось фондообразующей отраслью в стране. Все построение планов основывалось на динамических коэффициентах и балансовом методе.
Плановые задания представляли собой обобщенные задания по общему объему производства в тоннах, штуках,
метрах и не отражали реальных потребностей народного хозяйства. При этом отсутствие методики определения потребностей общества привело к возникновению дефицита товаров, платежеспособный спрос превысил наличное количество предметов потребления. Для того чтобы сбалансировать производство, государство вынуждено было сократить объемы капитальных вложений на строительство новых предприятий и направить освободившиеся средства на производство предметов потребления. Это позволило сократить дефицит, но ликвидировать его полностью не удавалось на протяжении всего периода централизованного управления экономикой.
Централизованное планирование в 1920-1970-е гг.
С 1926-1927 гг. практика централизованного планирования базировалась на балансовом методе, который заключался в составлении целой системы стоимостных, трудовых и материальных плановых балансов, а также сводного планового баланса народного хозяйства СССР. Эти балансы были призваны заменить собой отношения спроса и предложения, механизм товарно-денежных отношений.
Стоимостные балансы впервые стали составляться для первого пятилетнего плана. Это были сводный финансовый план, или государственный бюджет страны, финансовые планы отраслей народного хозяйства, кредитные планы и баланс доходов и расходов населения. Стоимостные балансы использовались для обоснования темпов роста и структуры производства и потребления, для централизованного распределения совокупного общественного продукта и национального дохода, планирования объема и структуры капвложений и показателей уровня жизни населения.
Совершенствование методологии планирования вылилось в разработку планового баланса народного хозяйства СССР (БНХ). Первый полный БНХ был составлен перед Великой отечественной войной. Он включал в себя балансы совокупного общественного продукта, национального дохода, фондов накопления и потребления, сырья, трудовых ресурсов, основных фондов, индексов цен, бюджет и т.д. В послевоенные годы он стал реальной базой для формирования показателей плана и плановых решений, определял основные пропорции развития экономики страны, взаимоувязывал многие показатели и нормативы государственного плана.
Кроме того, в практике централизованного планирования важную роль играла система показателей, которая охватывала все отрасли и сферы советской экономики и общества. В эту систему входили показатели различного вида: натуральные, стоимостные, качества и ассортимента продукции, издержек производства и обращения, потребления населения, динамики развития производства, технического прогресса и др.
По мере развития экономики и практики централизованного планирования расширялись сфера и масштабы этой деятельности, росло количество плановых заданий и соответственно число плановых показателей. В первом пятилетнем плане (1928-1932 гг.) было уже три основных раздела: 1) производственная программа по промышленности (охватывающая около 50 отраслей);
2) социально-экономический блок и
3) территориальный аспект плана.
Во втором пятилетнем плане (19321937 гг.) было уже 13 разделов, появились задания по капвложениям и основным фондам, себестоимости, товарообороту и т.д. План по промышленности охватил уже 120 отраслей, резко расширился его территориальный разрез, постоянно росло число планируемых показателей. Этот процесс продолжался в третьей пятилетке (1937-1941 гг.), в годы войны и в первые послевоенные годы.
В 1953 г. номенклатура промышленной продукции по плану производства и плану материально-технического снабжения более чем вдвое превышала номенклатуру на 1940 г., а число показателей по плану капитального строительства возросло в 3 раза. В послевоенный период уже сложившаяся система составления планов и вся система централизованного планирования в целом стали обрастать дополнительными элементами, что приводило к трудностям восприятия и исполнения планов. Нарастал объем планово-расчетных работ, что усложняло систему планирования и полностью лишало предприятия хозяйственной самостоятельности. Как следствие управленцы не были мотивированы на получение наилучшего результата. Возникала все большая необходимость включения в жесткую директивную плановую систему элементов хозяйственного механизма, то есть учета эффекта, во-первых, от хозяйственной самостоятельности предприятий (хозрасчет), во-вторых, от рыночных механизмов и стимулов (прибыль, рентабельность, премии). Заговорили о необходимости расширения хозяйственной самостоятельности предпри-
ятий в рамках централизованного планирования.
В сложный и весьма разветвленный процесс централизованного планирования стала включаться и разработка комплексных народнохозяйственных программ. Наиболее значимыми из них стали: строительство Байкало-Амурской магистрали, создание мощного нефтегазового комплекса в Западной Сибири, провалившиеся продовольственная, жилищно-строительная программы, программа развития сельского хозяйства Нечерноземья и т.д. Наиболее активно попытки реформирования с использованием рыночных механизмов начали обсуждаться после смерти И. Сталина. В 1957 г. по инициативе Н. Хрущева была проведена кардинальная реформа управления в стране, связанная с переходом на территориальный принцип управления, повлекший за собой ликвидацию многих отраслевых министерств и формирование совнархозов. Это привело к ослаблению централизации в планировании, увеличению роли советов министерств союзных и автономных республик, а также совнархозов, которым была передана подавляющая часть показателей народнохозяйственного плана. В процессе этого перераспределения в плане осталось меньшее число показателей.
С начала 1960-х гг. советские ученые и экономисты начали выдвигать идеи фрагментарного использования рыночных механизмов в процессе централизованного планирования, а противники рынка утверждали, что товарно-денежные отношения в принципе несовместимы с планом. К середине 1960-х гг. была сформирована обширная нормативная база коэффициентов материало-, фондо-, капитало- и трудоемкости, которая использовалась при составлении планов. Нормировались не только расходы произведенных ресурсов, но и складские запасы, а также отходы и потери. Все разработанные нормы служили инструментом контроля за производством и потреблением, средством мобилизации ресурсов в интересах наиболее полного и всестороннего удовлетворения потребностей общества. Но, как известно, последнего в условиях командно-административной экономики и не происходило, поскольку производство товаров не было ориентировано на спрос. В результате основой экономики был дефицит.
Система всеобщего дефицита характеризовалась также тем, что на деле государственные предприятия были заинтересованы в получении минимального производственного плана и мак-
5
□г
качество управления МЕТОДОЛОГИЯ
а
симального плана по обеспечению производства материальными и денежными ресурсами (по инвестициям, сырью, заработной плате, численности работников). Одновременно предприятия не были заинтересованы в поиске путей наиболее эффективного использования ресурсов, их сохранении, бережном расходовании, высвобождении и передаче другим предприятиям, испытывающим в них потребность. Предприятия были лишены возможности маневрировать своими ресурсами, перераспределять их между собой в интересах повышения эффективности производства. Отсутствовала мотивация к эффективному труду и повышению результативности деятельности предприятия. Все это лишь усугубляло дефицит.
В результате в 1970-е гг. в СССР была сформирована следующая иерархическая система планов.
Исходным звеном этой системы стала Комплексная программа научно-технического прогресса на 20 лет (с разбивкой по пятилетиям), которая разрабатывалась Академией наук СССР, Государственным комитетом СССР по науке и технике и Госстроем СССР. Эта программа должна была представляться в Совет Министров СССР и Госплан СССР не позднее, чем за два года до начала очередной пятилетки.
Далее Госплан СССР совместно с министерствами и ведомствами СССР и советами министров союзных республик разрабатывал, исходя из определяемых КПСС на длительную перспективу социально-экономических задач Комплексной программы научно-технического прогресса, проект Основных направлений экономического и социального развития СССР на 10 лет с разбивкой на две пятилетки. При этом через каждые пять лет в этот документ вносились необходимые изменения.
В свою очередь на базе Основных направлений Госплан СССР разрабатывал контрольные цифры по основным показателям и экономическим нормативам на предстоящую пятилетку, которые доводились до министерств и ведомств и использовались как основа отраслевых и региональных проектов пятилетних планов. С учетом этих проектов Госплан СССР составлял проект Государственного пятилетнего плана экономического и социального развития СССР с распределением по годам. Основные направления пятилетнего плана выносились, как тогда говорилось, на всенародное обсуждение, они рассматривались и утверждались на очередном съезде КПСС, а затем сам план после рассмотрения его в
пргашшншишшшшп
ШИК 8ИПТЕШТ1ПОШ1 И№/
гяА т\
Плакат Е. Абезгуса «Цени рабочую минуту!», 1964 г.
высших партийных и государственных органах обсуждался и утверждался парламентом - Верховным Советом СССР.
Годовые планы составлялись на основе погодовых заданий и экономических нормативов пятилетнего плана на данный год. Разработка годового плана шла одновременно сверху и снизу. Последнее означало лишь то, что предприятия, организации и республики составляли свои встречные планы, которые по идее должны были учитываться соответствующими министерствами и Госпланом СССР. На основе заданий пятилетнего плана на очередной год и с учетом указанной процедуры Госплан СССР готовил проект годового плана, который после предварительного рассмотрения на пленуме ЦК КПСС и обсуждения в комиссиях Верховного Совета СССР рассматривался и утверждался на сессии Верховного Совета СССР и приобретал статус закона.
Таким образом, вся история развития планирования в нашей стране охватывает значительный период времени. При централизованном управлении экономикой сформировалась методология определения контрольных цифр народнохозяйственных планов, которые нашли свое отражение в показателях материальных, трудовых планов и сводных плановых балансах, была разработана система долгосрочных, среднесрочных и текущих планов.
Недостатки системы
централизованного
планирования
Концепция централизованного управления предполагает концентрацию функций планирования на уровне высшего эшелона власти и допускает использование рыночных регуляторов развития экономических систем. Отрицание объективных экономических за-
№ 5 • 2010 ВеККАЧЕСТВА
Плакат
«Пятилетний план электрификации СССР выполним досрочно!»
МЕТОДОЛОГИЯ
Плакат В. Говоркова «Хозяйствуй умело!», 1966 г.
качество управления
конов, нарушение структурной политики, опережающее развитие военно-промышленного комплекса, необходимого для выживания социалистического строя и обеспечения военной безопасности страны, не позволили создать сбалансированную экономику и в полной мере реализовать идею централизованного управления на уровне государства. Идеологическое вмешательство правящей партии исказило саму идею централизованного управления. Отрицание опыта разработки показателей внутрифирменного плана при формировании директивных показателей централизованного плана привели к отсутствию обоснованности плановых показателей.
При директивном централизованном планировании функции центральных органов планирования заключаются в сведении и обобщении плановых показателей, сформированных на уровне предприятия, составлении обобщающих балансов, корректировке, утверждении плана и доведении директивных показателей до ответственных исполнителей. Директивное планирование не отрицает опыта планирования на уровне предприятия, то есть планирования «снизу».
Теоретически в процессе централизованного планирования была разработана процедура согласования планов, разрабатываемых «снизу», с общественными потребностями и ресурсами, определяемыми «сверху». Она заключалась в том, что при прохождении плановых показателей «снизу вверх» и «сверху вниз» устанавливается рыночное равновесие между спросом и предложением, за счет чего решается более сложная задача пропорционального развития всех отраслей народного хозяйства. На практике же все сводилось к постоянной корректировке плановых показателей в зависимости от интересов руководства. Это влекло за собой нарушение процедур директивного планирования и диспропорции в развитии народного хозяйства в целом.
Народнохозяйственное планирование сводилось к распределению ограниченных ресурсов между министерствами и ведомствами, территориально-производственными комплексами, стройками, предприятия-
ми и объединениями. Как следствие возникли диспропорции в экономике страны. Такой подход приводил к разбалан-сированности заданий и планов промышленности, сельского хозяйства, строительства и товарооборота с реальными возможностями народного хозяйствования, порождал массу противоречий, приводил к несовпадению интересов субъектов хозяйствования с целями и задачами планов. Поэтому эта искусственная и излишне громоздкая система легко разрушилась в годы горбачевской перестройки после принятия летом 1987 г. Закона о государственном предприятии, который дал последним значительную хозрасчетную самостоятельность. План был заменен госзаказом, предприятия получили право самостоятельно заключать договора с потребителями и поставщиками и даже устанавливать «договорные цены». В 1989 г. Госплан СССР прекратил свое существование.
Методология централизованного народнохозяйственного планирования не выдержала испытания временем. Потребовался пересмотр принципов планирования, а также средств и методов практической их реализации. К сожалению, процесс пересмотра методов планирования в условиях перехода к рыночной экономике протекал достаточно сложно. Теоретическая и практическая работа по адаптации планирования к рыночным условиям хозяйствования не была проведена. В начале 1990-х гг. произошла недооценка важности планирования как инструмента управления, что сделало экономику неуправляемой. Многие ученые-экономисты и управленцы того времени полагали, что рыночные регуляторы смогут заменить планирование. Однако автоматически этого не произошло, да и не могло произойти, поскольку отсутствовала практика управления в условиях рынка.
Вся история развития экономики свидетельствует, что планирование является мощным инструментом управления на микро- и макроуровнях. Но оно эффективно в том случае, если применяется, во-первых, в соответствии с объективными условиями экономического развития, а во-вторых - в комплексе с другими средствами и методами управления. В этом отношении можно сказать, что потеря управляемости экономикой в период перехода к рынку состояла в ослаблении плановых функций, а порой в их полной ликвидации в то время, когда рыночные методы не получили необходимого развития. Более того, сами по себе рыночные методы управления не могли быть реализованы без активной роли государства.
Как показывает исторический опыт, залогом объективности народнохозяйственного планирования является разработка системы внутрифирменных планов. Предприятие в условиях рыночных отношений является самостоятельной ячейкой экономики. В основе его функционирования лежат принципы хозяйственной самостоятельности, самофинансирования и заинтересованности в результатах своей деятельности. Именно финансы, формируемые на уровне хозяйствующего субъекта, являются основным звеном финансовой системы страны. Они охватывают процессы создания, распределения и использования ВВП и национального дохода в стоимостном выражении. В этом звене финансовой системы создаются финансовые ресурсы, которые впоследствии распределяются и используются для собственного развития и обеспечения потребностей экономического и социального развития общества.
Именно поэтому для эффективного функционирования предприятия необходимым условием является обеспечение эффективного использования системы внутрифирменного планирования. Совершенствование внутрифирменного планирования в рыночных условиях должно быть основано на тесной взаимосвязи научных, методологических, производственных и человеческих факторов. Этот процесс совершенствования планов и результатов роста должен быть циклическим и постоянно обновляемым в зависимости от изменения внешних и внутренних факторов. Внутрифирменное планирование должно стать на всех предприятиях основой повышения эффективности производства и уровня доходов и служить важным средством достижения главных экономических и социальных целей развития каждого предприятия. ■
Литература
1. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Высшее образование, 2007. 609 с. (Основы наук).
2. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебник. 5-е изд., стереотип. - Мн.: Новое знание, 2004. 635 с. (Экономическое образование).
3. Ковалёв В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2002. 560 с.
4. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России: Учебник для вузов. М.: Издательская группа ИНФА-М-НОРМА, 2005.
5. Семёнов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. 556 с.