Смирнова Е.В.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ,
ИХ МОДИФИКАЦИИ И ВЗАИМОСВЯЗЬ С РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИКИ
Теоретически обосновано появление модификаций базовой (для конкретной экономической системы) модели системы планирования в зависимости от уровня развития экономики. Выделены этапы развития системы планирования в условиях административно-командной и рыночной экономики.
Ключевые слова: эволюция систем планирования, экономическая система, модификации систем планирования.
Важной особенностью эволюции любой системы является неравномерность. Периоды постепенного накопления незначительных изменений могут прерываться резкими качественными скачками, существенно меняющими свойства системы. Обычно они связаны с так называемыми точками бифуркации - раздвоением, расщеплением прежнего пути развития. От выбора того или иного продолжения пути в точке бифуркации зависит очень многое, вплоть до появления и развития новой или, наоборот, гибели старой системы. Развитие системы - процесс закономерного ее изменения, переход из одного состояния в другое, более «совершенное», от простого к сложному, «от низшего к высшему».
Само развитие экономики создает онтологические предпосылки для формирования адекватно действующей экономической системе парадигмы планирования и управления предприятиями. Появление планирования и, как следствие, систем планирования связывают с глубокой трансформацией экономики, основой которой считается возникновение и распространение кооперации.
Многообразие форм собственности и способов координации экономической деятельности, увеличение размеров промышленных предприятий, появление новых организационных форм являются важнейшими признаками классификации экономических систем.
В любой национальной экономике в силу объективно сложившихся традиций, сформировавшихся в исторической ретроспективе, правовой и государственной системах и др., присутствуют одновременно: элементы стихийного рыночного упорядочения и элементы государственного планового регулирования; част-
ная и общественная собственность на ограниченные ресурсы.
Р.М. Нуреев приводит многомерную реальную типологию современных экономических систем, основанную на степени развития государственной собственности и доле государственных расходов в валовом национальном продукте [10]. По степени участия государства в экономике с известной долей условности можно было бы расположить все страны на оси, одним концом которой является рыночная экономика, а другим - командная. Большинство стран разместились бы между этими полюсами. Их следует отнести к смешанной экономике.
Представленное расположение на оси некоторых государств (рисунок 1) обусловлено тем, что в таких странах, как Россия, Швеция, Нидерланды, государство играет большую роль в экономике, чем в Англии, Японии и США.
Целесообразным представляется рассмотреть взаимосвязь эволюции систем планирования с появлением их модификаций, являющихся следствием развития экономики в различных экономических системах.
Командная экономика описывается как система, в которой доминирует общественная собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования. Предложенная в таблицах 1 и 2 периодизация эволюции систем планирования в отечественной экономике, основанная на выделении соответствующих этапов, позволяет акцентировать внимание на доминировании базовой модели системы планирования для конкретной экономической системы и появлении ее модификаций на различных этапах развития экономики.
Система планирования восстановления экономики. Переход российских предприятий в общественную собственность в 1917 году, обусловленный революционной сменой экономической формации, поставил задачу выбора способов государственного управления ими. Обстоятельства, определяемые экономической блокадой, потребовали поиска форм и методов комплексного системного управления экономикой, начиная с рабочего места и завершая народным хозяйством страны в целом. За базу были при-
Таблица 1. Эволюция систем планирования отечественных предприятий в административно-командной экономике
Экономическая система Административно-командная
Целевое содержание этапа (декларируемое) военный коммунизм НЭП индустриализация экономика военного периода восстановление экономики совершенствование системы управления интенсификация экономики перестройка управления экономикой
Г од начала этапа 1917 1921 1928 1941 1946 1965 1979 1987
Вид системы государственного планирования централизованная, директивная
Виды планирования на предприятии текущее перспективное, текущее текущее перспективное, текущее
Плановый период квартальные, годовые с 1925 г. годовые планы; с 1927 г. пятилетние планы квартальные, месячные и декадные планы пятилетние, годовые, квартальные и месячные планы
Вид текущего плана промфинплан с 1931 г. техпромфинплан с 1967 г. техпромфинплан по единой типовой методике
Главный результирующий (оценочный) показатель деятельности предприятий прибыль прибыль отклонение фактической себестоимости от плановой отклонение фактической себестоимости от плановой отклонение фактической себестоимости от плановой прибыль
Вид системы планирования на предприятии система планирования восстановления экономики система планирования с рыночными элементами система планирования построения социализма экстремальная система планирования система планирования развитого социализма экспериментальные системы планирования повышения хозяйственной самостоятельности предприятий
Порядковый номер этапа I II III IV V VI VII VIII
Куба Албания Россия Швеция Нидерланды Франция Германия Англия Япония США Гонконг
Командная Смешанная Рыночная
Рисунок 1. Расположение некоторых государств на оси «командная - смешанная - рыночная экономика»
няты директивные методы государственного регулирования экономики, основным среди которых было выбрано жесткое планирование производства и распределение продуктов на государственном уровне [11].
Свертывание товарно-денежных отношений привело к созданию экономической системы, которая получила в дальнейшем ряд весьма образных эпитетов, например, у А.А. Богданова это «объединенное натуральное хозяйство» [5], у Д.С. Львова, Н.Н. Моисеева - «система одного завода» и т.п. [8, 9]. Предприятия, по сути, превратились в его производственные подразделения. Основой этому послужил декрет Совета народных комиссаров 1918 г., направленный на национализацию крупных промышленных, а за-
тем и мелких частных предприятий. Организованные монополии в форме главков при Высшем совете народного хозяйства подчинили своим интересам немонополизированные частные предприятия посредством созданного государственными органами управления доминирования в системе товарного обмена.
С целью управления национализированной промышленностью началась разработка квартальных планов развития предприятий, а затем и годовых промфинпланов [4]. С позиции информационного, методического обеспечения они были несовершенны, что объясняется отсутствием необходимой для этих целей теоретической и методологической базы, а также накопленного опыта.
Таблица 2. Эволюция систем планирования отечественных предприятий в рыночной экономике
Экономическая система Рыночная
переходная трансформационная
Целевое содержание этапа «шоковая терапия» и преодоление кризисных явлений в экономике оживление экономики инновационное обновление экономики
Год начала этапа 1991 1995 1998 (после дефолта) 2006 г. и по настоящее время
Вид системы государственного планирования годовое бюджетное планирование социально-экономическое прогнозирование стратегическое планирование
Виды планирования на предприятии оперативное бизнес-планирование, тактическое, оперативное стратегическое, бизнес- планирование, тактическое, оперативное
Плановый период краткосрочный (квартальный, месячный и декадный) краткосрочный (годовой, квартальный, месячный и декадный) среднесрочный, краткосрочный (годовой, квартальный, месячный)
Виды планов, разрабатываемых промышленными предприятиями отдельные виды функциональных планов, оперативные планы производства отдельные аспекты стратегических планов, бизнес-планы, функциональные планы, оперативные планы производства стратегические планы, бизнес-планы, функциональные планы, оперативные планы производства
Результирующие показатели деятельности предприятий в краткосрочном периоде - прибыль, в долгосрочном - капитализация предприятия
Виды систем планирования, используемых предприятиями упрощенная упрощенная, адаптационная упрощенная, адаптационная, активно- адаптационная
Порядковый номер этапа IX X XI
В феврале 1920 года создается специальная комиссия из 18 человек во главе с Г.М. Кржижановским. Меньше чем за год комиссия разработала план электрификации России, вошедший в историю как план ГОЭЛРО. Характерно, что план ГОЭЛРО был построен фактически в полном соответствии с современными принципами программно-целевого подхода. Он обладал целевой направленностью, формировался на основе соподчиненности целей, которые включали: создание и укрепление промышленных предприятий государственного сектора, преобразование деревни на новой технической базе, преодоление отсталости окраинных районов страны. При разработке плана для обоснования необходимых пропорций и темпов развития важнейших отраслей тяжелой промышленности впервые был использован балансовый метод при расчете потребления и производства отдельных видов топлива, металла, оборудования, строительных материалов. Таким образом, начала формироваться методология народнохозяйственного планирования.
В 1921 году был окончательно оформлен институт организационной структуры планирования в общегосударственном масштабе во главе с центральным плановым органом страны - Государственной общеплановой комиссией (Госпланом), а также система плановых органов на всех уровнях государственного управления. На промышленных предприятиях создавались плановые ячейки.
В соответствии с насущными потребностями специалистами Госплана были разработаны: продовольственный план (хлебофуражный баланс), план по производству и распределению металла, резины и сахара, детальный план восстановления сельского хозяйства в районах, пострадавших от голода.
Таким образом, впервые на этом этапе своего развития планирование начало оформляться в виде системы.
Система планирования с рыночными элементами. С введением НЭПа в 1923 году издан декрет ВЦИК и СНК «О государственных промышленных предприятиях, действующих на началах коммерческого расчета (трестах)». Согласно положениям декрета целью деятельности предприятий являлось получение наибольшей прибыли, они обретали широкую хозяйственную автономию: сами устанавливали цену
на продукцию, свободно выступали на рынке в качестве самостоятельных хозяйств. Государственная казна за их долги не отвечала.
Реализация положений декрета в промышленности воплотилась в замену главков на государственные тресты. В 1923 году 34% трестов объединили в торговые синдикаты, в результате чего сбыт внутри отрасли был монополизирован. В середине 20-х годов в 140 крупных трестах работали около 90% всех рабочих, занятых в промышленности. И хотя развития конкурентных отношений не произошло, принятые в годы НЭПа определенные меры, сочетающие плановые и рыночные инструменты регулирования, обеспечили восстановление экономики, которое осуществлялось достаточно высокими темпами (прирост за год 38%) [2].
С 1925 г. Госплан начал разработку единых годовых народнохозяйственных планов, контрольные цифры которых использовались в качестве заданий для всех уровней управления народным хозяйством, а в 1927 году - первого пятилетнего плана. Выбор пятилетнего срока связан с тем, что в течение этого периода могли быть построены крупные предприятия, проведены реконструкция и техническое перевооружение действующих, созданы производственная, социальная инфраструктура и подготовлены специалисты. В основу пятилетних планов были положены прогнозы развития ключевых отраслей тяжелой и оборонной промышленности. Исходными являлись расчеты по производству и распределению важнейших видов продукции в натуральном выражении, затем - по отдельным отраслям и регионам, по комплексному развитию взаимосвязанных производств и всего народного хозяйства.
В 20-е годы промфинплан предприятий включал: производственную программу, план по труду, план по снабжению, план по себестоимости, план по прибыли, план накоплений по видам продукции. Плановые показатели определялись посредством корректировки отчетностатистических данных.
Со второй половины 20-х годов начались первые попытки свертывания НЭПа. Ликвидировались синдикаты в промышленности, из которой с использованием административных методов вытеснялся частный капитал. Официально НЭП никто не отменял, но к 1928 г. он был фактически свернут. Юридически НЭП
был прекращен только 11 октября 1931 года, когда было принято постановление о полном запрете частной торговли в СССР.
Система планирования построения социализма. Обусловленное монополизмом отраслей замедление темпов экономического роста экономики страны и появление первых признаков надвигающегося кризиса 1932-1933 гг. (таблица 3) способствовали выбору превентивного направления развития. Содержанием этого этапа стали индустриализация и на этой основе укрепление обороноспособности государства.
К 1928 году фактически сложилась система многоуровневых планов: ведущая роль принадлежала государственному плану, в соответствии с которым составлялись республиканские и отраслевые планы, а на их основе - планы предприятий.
С 1931 г. на предприятиях вместо промфинпланов начинается разработка техпромфин-планов. Первыми апробировали эту форму плана ленинградские предприятия «Светлана» и «Севкабель», перед которыми была поставлена задача технического перевооружения и реконструкции. Единой методики разработки не существовало: каждая отрасль и подотрасль использовала свои методы, состав и порядок разработки, что при жесткой централизации планирования не соответствовало требованиям.
Для этого этапа характерна также модификация системы оперативно-производственного планирования, обусловленная внедрением на предприятиях поточного производства. В этих условиях необходимо было четко регламентировать производственный процесс на основе разработки календарно-плановых нормативов (размер партии запуска-выпуска деталей в обработку, величина нормативных заделов, длительность производственного цикла и др).
Совершенствовался и пополнялся инструментарий планирования. Так в 1939 г. академиком Л.В. Канторовичем были разработаны и рекомендованы к использованию методы математического программирования, в дальнейшем определившие возможность применения вычислительной техники в планово-экономических расчетах.
К середине 1930-х годов в результате реорганизационных преобразований в отраслях промышленности сложилась трехзвенная (наркомат - главк - предприятие) или четырехзвенная
(наркомат - главк - трест - предприятие) система управления. Первая схема нашла применение в машиностроении и станкостроении, а вторая - в металлургической, топливной, пищевой, легкой промышленности. Тресты сохранились в тех отраслях, где большое количество предприятий было разбросано на больших территориях и главку трудно было обеспечить конкретное руководство ими. В работе главков сочетались техническое и планово-организационное руководство предприятиями и подотраслями в целом.
Следует отметить, что в директивном централизованном планировании плановые органы выполняли заключительные функции планирования: сведение и агрегирование показателей, составление обобщающих балансов, утверждение плана и доведение директивных показателей до ответственных исполнителей. В теории и практике директивного планирования была разработана процедура согласования планов предприятий («снизу») с общественными потребностями и ресурсами, определяемыми «сверху». Теоретически в процессе централизованного планирования при последовательном прохождении плановых показателей «снизу вверх» и «сверху вниз» должно было устанавливаться рыночное равновесие между спросом и предложением [2]. Проблемы были с практической реализацией теоретически разработанной технологии планирования, которая нарушалась корректировками, вносимыми в процедуры директивного планирования партийными функционерами.
Вместе с тем отдельные экономисты считают, что реформы 30-х годов в минимальной степени ориентировались на рыночные механизмы и экономические интересы производителей и потребителей [8, 10, 11]. По их мнению, рассматривая высокие темпы роста советской экономики в 30-е годы, не следует считать их заслугой централизованной, директивной системы планирования. Так как, во-первых, любая развивающаяся экономика, стартующая с относительно низкого уровня, обычно имеет довольно высокий темп роста, который затем снижается; во-вторых, высокая трудовая отдача, самоотверженность в труде предопределялись духом патриотизма, величественностью идей.
Экстремальная система планирования. Эта модель централизованной, директивной системы планирования использовалась в годы Великой Отечественной войны. Ранее созданная
модель была существенно модифицирована с учетом требований военного времени. Плановый период уменьшен до квартала.
В 1941 г. был принят военно-хозяйственный план на IV квартал 1941 года и на 1942 год в поквартальном разрезе, основное содержание которого - мобилизация сырья, топлива, производственных мощностей, персонала для выполнения военных заказов и формирования военно-промышленной базы на востоке страны.
Произошли изменения в организационной структуре планирования. В составе Госплана СССР были созданы отделы вооружения, боеприпасов, судостроения, авиастроения и танкостроения, которые разрабатывали планы выпуска военной техники и другой продукции военного назначения.
В годы Великой Отечественной войны директивная система планирования накопила опыт решения крупных задач в экстремальных условиях, смогла выдержать испытание, способствовать повышению обороноспособности страны.
Система планирования развитого социализма. В этот период удалось полностью восстановить разрушенную войной экономику (пятилетний план восстановления народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг.). Так, национальный доход 1950 г. превысил уровень 1940 г. на 64%, значительно превзойден уровень производства электроэнергии, добычи нефти и угля, выпуска автомобилей и тракторов и т.д. Среднегодовые темпы прироста ВВП, по современным оценкам, в 50-е годы в СССР составили 7,8%, в России - 7,7%, что превышало темпы прироста в мире и развитых странах в 1,5-2 раза [7] . Были обеспечены существенные достижения в области развития науки и техники. В дальнейшем темпы экономического роста стали снижаться, а к середине 60-х годов рост существенно замедлился.
Предпринятая в 1957 г. реформа, направленная на усиление территориального принципа управления, не смогла обеспечить снижение ведомственных барьеров и привела к значительным затратам на ее проведение.
Для этой модели системы директивного планирования характерно развитие экономико-математических методов. В конце 50-х - начале 60-х годов появляются предпосылки для практического применения методов оптимизации плановых решений.
Экспериментальные системы планирования повышения хозяйственной самостоятельности предприятий. Появление экспериментальных систем планирования обусловлено проводимыми реформами 1965 г., 1979 г. и 1987 г.
Наиболее удачной считают реформу 1965 года, направленную на улучшение системы управления экономикой и в определенной степени носившую рыночной характер. Изменилась система показателей планирования и оценки результатов хозяйственной деятельности государственных предприятий с тем, чтобы обеспечить рост прибыльности, рентабельности производства, улучшение качества продукции. В качестве основного результирующего показателя рекомендовано было использовать показатель прибыли. Сокращено количество утверждаемых предприятию «сверху» директивных показателей, что должно было способствовать повышению хозяйственной самостоятельности предприятий. Наряду с товарной продукцией в число объемных показателей деятельности предприятий была включена реализованная продукция. Предприятиям было разрешено создавать фонды экономического стимулирования, образуемые из прибыли.
Реформа 1965 года была единственной экономической реформой, которая быстро принесла позитивные результаты. В течение двух лет после реализации ее мероприятий в экономике наблюдался заметный подъем [6].
Вместе с тем эта реформа не затронула формы и отношения собственности, централизованное директивное планирование и управление, систему ценообразования, финансовую систему. Расчет на то, что реформа будет способствовать интенсивному развитию экономики, не оправдался.
С целью совершенствования системы планирования в 1967 году научно-исследовательским институтом планирования и нормативов (НИИПиН) при Госплане СССР впервые была разработана типовая методика составления техпромфинплана для всех отраслей промышленности. Эта методика в обязательном порядке использовалась на предприятиях.
В последующие годы состав, порядок и методы разработки техпромфинплана продолжали совершенствоваться. В 1977 году Госпланом СССР была одобрена Типовая методика, которой было рекомендовано в составе техпромфин-плана разрабатывать следующие двенадцать взаимоувязанных между собой разделов: I. Про-
изводство и реализация продукции. II. Техническое развитие и организация производства. III. Показатели повышения экономической эффективности производства. IV. Нормы и нормативы. V. Капитальные вложения и капитальное строительство. VI. Материально-техническое обеспечение. VII. Труд и кадры. VIII. Себестоимость, прибыль и рентабельность производства. IX. Фонды экономического стимулирования. X. Финансовый план. XI. Социальное развитие коллектива. XII. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.
Как показала разработанная в 70-е годы комплексная программа научно-технического прогресса (НТП) на 20 лет, возможности НТП использовались в СССР не в полной мере. Причины этого заключались в невосприимчивости экономической системы к достижениям НТП. С позиции теории экономического роста в этом состоял главный недостаток системы. В.К. Фальцман выделяет три характерные черты централизованной, директивной системы планирования, которые обусловили ее невосприимчивость к НТП:
- в дефицитной экономике отсутствовала рыночная конкуренция, поэтому на товарных рынках не было реальных стимулов для борьбы за высокое качество, низкие издержки производства и цены, экологичность продукции. Дефицит рабочей силы и отсутствие конкуренции на рынке труда, низкая зарплата лишали труд качественной мотивации. Отсутствие конкуренции на финансовом рынке (государственные финансовые ресурсы передавались безвозвратно и беспроцентно) порождало дефицит капиталовложений;
- дефицитная экономика, в которой экономический рост был ориентирован на увеличение объемов производства продукции, по своей природе была затратной и потому отторгала ресурсосберегающий НТП;
- централизованная система управления подавляла инициативу, и особенно предпринимательскую деятельность [12].
Экономическая реформа 1979 года по своему замыслу должна была способствовать интенсификации советской экономики. Постановление «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества» продолжало разрабатывать линию ре-
формы 1965 года. По мнению Д.В. Валового, большинство мероприятий, намеченных экономической реформой 1979 года, полностью соответствовало сущности применяемого в то время на Западе менеджмента [6].
В качестве положений, направленных на совершенствование системы планирования, целесообразно выделить следующие:
- первоначальный вариант пятилетнего плана развития должен составляться на предприятии, что было закреплено формально в методических документах по составлению пятилетних планов;
- одним из принципов составления долгосрочных планов должен стать программно-целевой подход.
Реформа не была реализована, поскольку система управления и система планирования уже переживали в этот период серьезный кризис. Как отмечает А. Амосов, при движении планов «снизу вверх» и «сверху вниз» субъекты планирования вели ожесточенный торг за материальные и финансовые ресурсы. Долгосрочные приоритеты были на втором плане, уступая место стремлениям наращивать валовую продукцию [2].
Как представляется, система директивного планирования являлась одним из инструментов снижения уровня неопределенности, связанной с поступлением будущих денежных доходов производителей, но при этом неопределенность товарных потоков (для потребителей - товарный дефицит) сохранялась, создавая тем самым экономические условия для появления и развития теневой экономики, не совместимой с институтами данной экономической системы.
Растущие информационные барьеры усложняли условия хозяйствования, и управлять экономической системой, которой был свойственен высокий уровень монополизации государственного сектора, из центра становилось невозможным. Специфика советских монополий характеризовалась следующим: они представляли собой целые отрасли и подотрасли экономики; имели мощное покровительство со стороны государства; доход от монопольно высоких цен поступал в государственную казну; им был присущ высокий уровень удельных издержек производства; они не несли ответственности за итоги работы.
Предпринятая реформа 1987 года и принятие в 1988 году закона «О предприятии» фак-
тически разрушили существовавшую модель системы планирования в общегосударственном масштабе.
Практически все реформы, предпринятые с 1921 по 1990 г., имели целью сочетание директивной экономики с эффективностью рыночных отношений. Однако при неизменности механизма распределения ресурсов, жестком государственном контроле производственной деятельности, бюрократическом волюнтаризме в управлении и планировании все эти попытки не дали положительных результатов.
Как показывают статистические данные, на протяжении всего периода своего существования экономика СССР развивалась циклически и на определенных этапах ей были свойственны кризисные явления. Б.Н. Кузык, Ю.В. Яко-вец приводят основные параметры экономических кризисов в России в ХХ веке (таблица 3).
1991-1995 гг. характеризуются как переходный период от командной к рыночной экономике. В отличие от командной рыночная экономика характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства. Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг.
Негативное отношение ко всему, связанному с предыдущей историей государственного развития во всех его сферах, распространилось и на систему планирования. Отсутствие четкой, продуманной политики преобразований, жесткий курс «шоковой терапии», первоначальное накопление капитала «без правил» и т.п. привели к жесточайшему кризису в экономике (таблица 3). Неопределенность, вызванная экономичес-
ким кризисом, высокий уровень инфляции, разрыв хозяйственных связей между субъектами экономических отношений, формирование рыночной среды сделали невозможным использование ранее сложившейся модели системы планирования. Смена экономической системы поставила задачу формирования адекватной ей системы планирования на всех уровнях управления экономикой на основе новой теории и методологии рыночного планирования.
Этот период развития экономики, по нашему мнению, связан с доминированием в использовании упрощенной системы планирования на промышленных предприятиях, характеризующейся: отказом от комплексного, системного планирования функциональных видов деятельности предприятия; реорганизацией, а порой и ликвидацией плановой службы предприятия с передачей некоторых видов плановых операций другим подразделениям; сокращением планового периода и др.
Вместе с тем у предприятий появляется возможность ознакомления с зарубежным опытом рыночного планирования. Так, использование стратегического и бизнес-планирования в практике плановой деятельности связано с процессом активного создания совместных предприятий в России, который начался в период либерализации внешнеэкономических связей. Первое совместное предприятие было создано в России в 1989 г. В 1991 г. было зарегистрировано 1825 совместных предприятий, в 1992 г. - 2533, в 1993 г. - 6359, в 1994 г. - 11131, в 1995 г. - 3300 [11]. Привлечение иностранных инвестиций и осуществление деятельности совместных предприятий предполагали их обоснование в бизнес-плане. Развитие бизнес-планирования осуществлялось в зависимости от возможности и
Таблица 3. Основные параметры экономических кризисов в России (в %)
Периоды кризисов, годы Национальный продукт Промышленность Сельское хозяйство Инвестиции в основной капитал Грузовые перевозки
1905-1906 -10...-15 -5.-10 - 5 - (О о 0 3 - 0 2 - -5.-10
1916-1917 1 о" 1 -25.-30 -10.-15 5 ОО - 5 С- - -20.-25
1918-1921 -45...-50 5 С- - 0 с- - -30.-35 -75.-80
1932-1933 -5...-10 10.+5 5 3 - 0 3 - 0 2 - 0 - 0.-5
1940-1946 5 т - 0 т - 5 3 - 0 3 - 5 5 - 0 5 - -40.-50 -354.-40
1990-1991 -10.-15 -5.-10 -5.-10 -10.-20 -10.-15
1992-1997 5 4 - 0 4 - -50.-55 -30.-35 5 С- - 5 40 - -45.-50
1998 -5 -5 -13 -12 -3
необходимости его использования в планировании конкретных направлений деятельности предприятий в условиях рыночных отношений. Так введение в российскую экономическую практику института банкротства для несостоятельных предприятий в 1992 г. способствовало появлению в системе планирования бизнес-планов финансового оздоровления. Создавались консалтинговые фирмы, предлагающие услуги по постановке стратегического планирования и разработке бизнес-планов для промышленных предприятий.
В 1993 г. после утверждения Федерального закона «О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках» создается нормативная база развития конкурентных отношений в России.
Первый нормативно-правовой акт, в котором были отражены положения новой модели системы макроэкономического планирования для рыночной экономики - это Федеральный закон №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995 года. В нем отсутствуют положения о стратегическом и индикативном макроэкономическом планировании, что не позволяет полностью реализовать весь цикл по формированию и реализации стратегии социально-экономического развития страны. В настоящее время ведется подготовка нового варианта Федерального закона «О государственном прогнозировании и стратегическом планировании социально-экономического развития», в котором, как представляется, должны быть учтены недостатки и упущения предыдущего нормативно-правового акта.
Адаптационная модель системы рыночного планирования применяется отечественными предприятиями, уже освоившими «правила поведения» в рыночной экономике и сделавшими попытки использования зарубежного опыта рыночного планирования в реализации собственной плановой деятельности. Во второй половине 90-х годов это наиболее успешная, но не многочисленная группа промышленных предприятий, использующая отдельные элементы технологии стратегического планирования, производящая тактическое планирование по широкому кругу объектов планирования в функциональном разрезе, применяющая современные системы оперативно-производственного планирования.
Активно-адаптационная модель системы планирования основана на равноценном использовании всех видов планирования и направлена на реализацию преимуществ лидирующего положения ведущих предприятий отрасли, развертывание бизнеса в новых отраслях и др. направлений осуществления активной политики. Такая модель включает: полный комплекс целевых подсистем планирования (от стратегической до оперативной), современный, модифицированный с учетом состояния конкуренции на конкретном товарном рынке и конкурентной позиции предприятия инструментарий разработки и обоснования плановых решений.
Осознание необходимости полноценного использования стратегического планирования на всех уровнях управления экономикой в качестве инструмента адаптации, уменьшающего уровень неопределенности и риска в деятельности субъектов экономики, приводит к расширению зоны его применения и новому этапу в развитии государственного регулирования экономики. На макроуровне с 2006 года начинают осуществляться нацпроекты, плановый горизонт федерального бюджета увеличивается до трех лет (2007 г.), ставится задача разработки (2008 г.) долгосрочного стратегического плана развития России до 2020 года.
Обоснованность такого подхода к государственному регулированию подтверждается проводимыми исследованиями опыта стран с развитой рыночной экономикой. Существуют американская, японская, французская и другие модели систем планирования, но в наибольшей степени планирование было централизованно в США, конкурировавших с СССР. Оно основано на публичном планировании в муниципалитетах и регионах и планировании в крупных фирмах. Единственный плановый орган на государственном уровне - конгресс, первый пятилетний план был разработан в 1928 году. Основной формой планов на федеральном уровне являются целевые программы. Если сравнивать, то в период противоборства экономических систем многие крупные американские корпорации превосходили по масштабам советские отраслевые министерства. Планирование внутри корпораций осуществлялось и осуществляется директивными методами.
Эволюционный анализ систем планирования предприятий в рыночной экономике достаточно детально представлен в работах Д. Ааке-
Таблица 4. Эволюция систем планирования (по И. Ансоффу)
Тип планирования Основные сферы внимания Основное положение Характер / акцент в управлении Период применения
Плановое бюджетирование Контроль отклонений и комплексное управление Будущее повторяет прошлое Периодический/ реактивность С 1900-х гг.
Долгосрочное планирование Прогнозирование роста и возможностей Тенденции развития сохраняются Периодический / предвидение С 1950-х гг.
Стратегическое планирование Изменение стратегических направлений Новые тенденции и явления прогнозируемы Периодический / исследование С 1970-х гг.
Современное стратегическое рыночное планирование Учет развития рынка и внешней среды Частичная предсказуемость по сигналам внешней среды В реальном времени / творчество С 1990-х гг.
ра, И. Ансоффа и др. авторов [1, 3]. Его основные положения иллюстрирует таблица 4.
Системы планирования, основанные на плановом бюджетировании, были чисто финансовыми и охватывали годовой цикл. Производственная ориентация планирования при превышении рыночного спроса над предложением ставила в первую очередь задачу минимизации производственных затрат предприятия.
Применение перспективного планирования, основанного на долгосрочном прогнозировании, связано с неизменностью настоящих тенденций в развитии предприятий в будущем, что обусловлено ускорением темпов экономического развития в 50-60-е годы ХХ века и предсказуемостью поведения субъектов рыночных отношений. Этот период в большей степени, чем предыдущий, характеризуется обращением к внешней среде предприятия в силу изменения рыночной ситуации (превышение предложения над рыночным спросом).
Усиление неопределенности внешней среды, которому в немалой степени способствовал энергетический кризис 70-х годов, обеспечило условия для совершенствования систем планирования предприятий на базе усиления роли стратегического планирования, способствующего прогнозированию изменений рыночной ситуации и адекватной реакции на них.
Современное стратегическое рыночное планирование существенным образом отличается от стратегического планирования предыдущего периода развития систем планирования. Его реализация предполагает значительное сокращение времени реакции предприятия на изменения внешней среды, что создает дополнительное кон-
курентное преимущество. Кроме того, следует иметь в виду, что отдельные рыночные изменения выходят за рамки нормального цикла планирования, что предполагает использование техники скользящего планирования. Современное стратегическое планирование акцентирует внимание менеджмента предприятия на его рыночных возможностях и их реализации путем использования «стратегических окон».
Появление определенной модификации системы планирования предприятий с новым содержанием ее подсистем не исключало ранее использовавшихся элементов, а дополняло их. Видоизмененные перспективное долгосрочное планирование и плановое бюджетирование используются в современных модификациях систем планирования, интегрируясь со стратегическим планированием в единую систему.
Рассмотрение содержания моделей системы рыночного планирования на предприятиях в экономически развитых странах позволило нам выделить три их модификации: упрощенную, основанную на бюджетном планировании; адаптационную, включающую бюджетное планирование, долгосрочное прогнозирование и стратегическое планирование; активно-адаптационную, содержащую современные модификации бюджетного планирования, долгосрочного прогнозирования и современного стратегического планирования.
Таким образом, модели систем планирования как в командной, так и в рыночной экономике возникали и модифицировались на фоне изменения экономических условий и были призваны решать определенные задачи управления промышленными предприятиями.
27.05.2011
Список литературы:
1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление / пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2003. 544 с.
2. Амосов А. Эволюция экономического планирования [Электронный ресурс] // Промышленные ведомости: экспертная общероссийская газета. 2002. - №14-16. - Режим доступа: http://www.promved.ru/oct_02_04.shtml.
3. Ансофф И. Стратегическое управление: сокр. пер. с англ. / науч. ред. и авт. предисл. Л.И. Евенко. - М.: Экономика, 1989. 519 с.
4. Барков А.М. Планирование на машиностроительном предприятии. Л.: Машиностроение (Ленингр. отд-ние), 1975. 72 с.
5. Богданов А.А. Вопросы социализма: работы разных лет. - М.: Политиздат, 1990. 479 с.
6. История менеджмента / под ред. Д.В. Валового. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 256 с.
7. Кузык, Б.Н. Россия-2050. Стратегия инновационного прорыва / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. - М.: Экономика, 2004. - 619 с.
8. Львов Д.С. Эффективное управление техническим развитием / Д.С. Львов. - М.: Экономика, 1990. 255 с.
9. Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. - М.: Устойчивый мир, 2001. 200 с.
10. Нуреев РМ. Курс микроэкономики / РМ. Нуреев. - 2-е изд., изм. - М.: Норма, 2009. 576 с.
11. Основы управления предприятием: Экономические механизмы управления предприятием: В 3-х кн. Кн. 3 / под ред. профессора Г.И. Андреева, профессора В.А. Тихомирова. - М.: Финансы и статистика, 2008. 368 с.
12. Фальцман В.К. Реформа в России: генетические нормы, цель и противоречия // Вопросы экономики. - 1998. - №7.
Сведения об авторе: Смирнова Елена Викторовна, зав. кафедрой учетно-аналитических дисциплин Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13; тел. (3532) 37-24-75, е-тай: [email protected]
UDC 658.5:338.242.2 Smirnova E.V.
Orenburg state university, e-mail: [email protected]
THE EVOLUTION OF THE SYSTEMS OF PLANNING ENTERPRISES, THEIR MODIFICATION AND INTERRELATION WITH ECONOMIC DEVELOPMENT
The appearance of modifications of the base (for the concrete economic system) model of planning system in the dependence on the level of economic development is theoretically substantiated. Development stages of planning system under the conditions of the administrative- command and market economy are isolated.
Key words: the evolution of planning systems, economic system, the modification of planning.