СПб.: Лениздат, 1992. - 400с.
3. Бруменская Г. В., Карабанова О. А., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М., 1991. - 300с.
УДК 159.9
Щамхалова З.М. студент
психологический факультет ФГБОУ «Дагестанский государственный университет»
филиал в г. Кизляре Халилова А. А. старший преподаватель
ДГУ
Россия, г. Кизляр
ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕР
Статья посвящается карьере, как результату осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.
Есть люди, которые делают карьеру. И ничего больше.
Вольфганг Эшкер
Shhamhalova Z.M.
Student psychological faculty branch of FEDERAL STATE ""Dagestan State University"" in the city of Kizlyar
Khalilova A.A.
Senior Lecturer at the UNIVERSITY in the town of Kizlyar PLANNING YOUR BAT
The article is devoted to a career as a result of conscious human attitude and behaviour in the field of employment associated with official or professional growth.
There are people who make a career. And nothing more.
Wolfgang Jeshker
Карьера - это результат достижений человеком осознанных позиций в трудовой деятельности, связанный с профессиональным и должностным ростом. В то же время планированием карьеры является направление кадровой работы, одна из составных частей управления персоналом. Процессом планирования карьеры могут заниматься непосредственно сотрудник фирмы или менеджер по персоналу.
Карьерные этапы
Основные этапы планирования и реализации карьеры касаются не только занимаемых должностей, но и определенных вех жизни. Условно можно выделить такие этапы планирования карьеры:
1. Предварительный. В возрасте до 25 лет. Включает получение начального, среднего и высшего образования. Человек ищет роботу, которая будет отвечать его амбициям.
2. Становление. В возрасте 25-30 лет. Включает освоение выбранной профессии, приобретение знаний, умений, навыков, формирование квалификации. Поиск работы, которая будет приносить достаточный доход.
3. Карьерное продвижение. В возрасте 30-45 лет. Рост квалификации, продвижение по служебной лестнице, накопление практического опыта. Поиск работы с высокой заработной платой и социальным пакетом.
4. Развитие и сохранение карьеры. В возрасте 45-60 лет. Совершенствование квалификации, активная деятельность, специальное обучение, передача знаний младшим поколениям. Работа для творческого самовыражения.
5. Завершение карьеры. В возрасте 60-65 лет. Подготовка к уходу на пенсию.
6. Пенсионный этап. Карьера завершена, есть возможность для проб себя в других видах деятельности в качестве самовыражения.
Цели карьеры и постановку задачи её планирования каждый индивидуум определяет для себя сам. Основными целями карьеры являются самореализация и удовлетворение финансовых потребностей. А для того, чтобы спланировать и определить задачи, необходимо понять, на каком этапе карьеры вы находитесь и куда хотите сдвинуться. После этого нужно критично оценить свои сильные и слабые стороны, определить, как их использовать и начертить себе путь своей новой деятельности. Следует помнить, что планирование карьеры - это не абсолютная гарантия её успешного выполнения, а просто хороший способ развить навыки и способности, а также повысить авторитет.
Методика планирования карьерного роста
К основным методам планирования карьеры относятся:
• самопрезентация (показывать свои умения, навыки, достоинства);
• самоанализ (исследовать свои плюсы и минусы, потребности и возможности);
• выбор профессии по интересам (соотношение своих желаний и возможностей).
Используйте своеобразную систему планирования карьеры, в которой примите одну из возможных и близких вам методологий:
1. Иерархия целей. Представьте свои стремления как пирамиду или дерево, где будут расписаны цели высокого ранга и подчиненные им цели более низкого ранга. Определите задания, которые вам необходимо выполнить на этапе маленький целей, чтобы продвинуться выше.
2. Планирование целей. Определитесь, в каком виде хотелось бы увидеть свою жизнь через какой-то период (например, через год), выделите задания, которые необходимо для этого выполнить, и следуйте плану.
3. Модель жизненной стратегии. Напишите список 10 самых важных целей, разбейте их на составляющие (купить, сделать, знать, стать, присоединится к). Определите, что бы вы делали по достижении какой-то цели и продолжайте дальше. В итоге вы получите цикл целей и их выполнение, например: «окончить ВУЗ - поехать на стажировку - найти высокооплачиваемую работу - купить машину - поехать в Альпы -покататься на лыжах...». На примере такого планирования карьеры видно, какие цели приоритетны и какие схемы для их осуществления нужно применить.
Построить карьеру - сложный и неоднозначный процесс. Можно использовать для этого различные методы и стратегии, но самое главное -верить, что всё возможно, формулировать четкий план действий и следовать ему, преодолевая ступени к поставленной цели.
Использованные источники:
1. Аверин А.Н. Профессиональная подготовка кадров / А.Н. Аверин. - М.: Альфа-Пресс, 2008. - 120 с.
2. Управление персоналом, Теория и практика, Веснин В.Р., - М.:КНОРУС -2009. - 517 стр.
3. Управление персоналом. Учебник/ Под редакцией Дураковой И.Б: ИНФРА-М; Москва; 2009 - 570 с.