Научная статья на тему 'СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ'

СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
723
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щамхалова З. М., Шуруха Т. А.

Статья посвящается воспитанию детей в семье, возможности воспитывать ребёнка правильно, ориентируясь на определенные стили в воспитании, как помощь родителям в правильном развитии ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARENTING STYLES

Article is dedicated to the education of children in the family, the ability to bring up children properly, focusing on certain styles of upbringing, like helping parents in the proper development of the child.

Текст научной работы на тему «СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ»

УДК 159.9

Щамхалова З.М. студент

психологический факультет ФГБОУ «Дагестанский государственный университет»

филиал в г. Кизляре Шуруха Т. А. старший преподаватель

ДГУ

Россия, г. Кизляр СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Статья посвящается воспитанию детей в семье, возможности воспитывать ребёнка правильно, ориентируясь на определенные стили в воспитании, как помощь родителям в правильном развитии ребенка.

Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом. (А. С. Макаренко)

Shhamhalova Z.M.

Student psychological faculty branch of FEDERAL STATE ""Dagestan State University"" in the city of Kizlyar

Shuruha T.A.

Senior Lecturer at the UNIVERSITY in the town of Kizlyar PARENTING STYLES

Article is dedicated to the education of children in the family, the ability to bring up children properly, focusing on certain styles of upbringing, like helping parents in the proper development of the child.

The only living example of raising a child, not a Word, let the best, but not

backed by deeds. (A. S. Makarenko)

Психологов, изучающих развитие, уже давно интересует влияние, которые на развитие ребёнка оказывают родители. Тем не менее, определить фактическую причинно-следственную связь между конкретными действиями родителей и поведением детей позже в жизни очень сложно. Некоторые дети, выросшие в разных условиях, впоследствии проявляли поразительно схожие черты. И наоборот, дети, которые росли в одних и тех же условиях, демонстрировали разные, даже противоречащие друг другу качества.

Несмотря на эту проблему, исследователи обнаружили убедительные доказательства существования этой связи между применяемым родителями стилем воспитания и воздействием, которое он оказывает на ребёнка. В начале 1960-х годов психолог Диана Баумринд провела исследование, в котором приняли участие более 100 детей дошкольного возраста. Через наблюдение, беседы с родителями и другие методы исследования, она определила четыре важных аспекта воспитания:

• дисциплинарная стратегия;

• тепло и забота;

• стиль общения;

• ожидание взрослости и способности контролировать себя.

ЧЕТЫРЕ СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ

Основываясь на этих факторах, Баумринд предположила, что большинство родителей придерживаются одного из трёх стилей воспитания. Позднее исследователи Маккоби и Мартин добавили к ним ещё один (1983).

Авторитарный стиль

При этом стиле воспитания дети должны следовать строгим правилам, установленным родителями. Их несоблюдение приводит, как правило, к наказанию. Авторитарные родители не склонны объяснить причины, лежащие в основе этих правил. Если попросить прокомментировать запрет, авторитарный родитель может запросто ответить: «Потому что я так сказал». Эти родители предъявляют высокие требования, при этом не склонны отвечать на потребности своих детей.

Авторитетный стиль

Как и авторитарные родители, родители с авторитетным стилем воспитания устанавливают правила и принципы, которым их дети должны следовать. Тем не менее, этот стиль воспитания гораздо более демократичен. Авторитетные родители реагируют на потребности своих детей и готовы выслушать их вопросы. Когда дети не отвечают их ожиданиям, эти родители вместо наказания склонны их прощать.

Баумринд предполагает, что эти родители устанавливают чёткие стандарты поведения для своих детей. Эти стандарты носят напористый, но ненавязчивый характер — и не ограничивают их свободу. Их методы установления дисциплины поддерживают, а не карают. Они хотят, чтобы их дети были настойчивыми и ответственными, могли сами себя контролировать и помогать другим.

Либеральный стиль

Либеральные родители очень мало требований предъявляют к своим детям. К наказаниям эти родители прибегают редко, потому что они не склонны ожидать от ребёнка самостоятельности суждения и самоконтроля. По мнению Баумринд, родители, выбирающие этот стиль, «склонны давать, чем требовать. Они придерживаются нетрадиционных и мягких методов воспитания, не требуют от детей зрелого поведения и самостоятельности, склонны избегать конфронтации» (1991).

Либеральные родители, как правило, близко общаются своими детьми, часто ребенок воспринимает такого родителя скорее как друга.

Попустительский (индифферентный)

Индифферентный стиль воспитания характеризует практическое отсутствие требований, реакции на потребности ребенка и близкого общения с ним. Эти родители удовлетворяют основные потребности ребенка, тем не менее они, как правило, далеки от его жизни. В самом крайнем случае они

вообще отказываются от своих обязательств перед ребёнком.

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

Какой эффект эти стили оказывают, в конечном итоге, на развитие ребенка? В дополнение к первоначальному исследованию Баумринд учёные организовали ещё несколько экспериментов, которые позволили им сделать некоторые выводы о влиянии стиля воспитания на детей.

• Авторитарный стили воспитания приводит, как правило, к тому, что дети вырастают послушными и умными, но в большинстве своем не могут похвастаться ни счастливым детством, ни социальной компетентностью, ни высокой самооценкой.

• Авторитетный стиль, по мнению специалистов, больше способствует тому, что своё детство ребёнок будет считать счастливым; он делает детей способными и успешными.

• Либеральный стиль воспитание часто выливается в низкую степень самоконтроля. У таких детей часто возникают проблемы с субординацией;в школе они обычно демонстрируют плохую успеваемость.

• Попустительский стиль формирует у ребёнка недостатки, которые проявляются практически во всех областях жизни. Этим детям, как правило, не хватает самообладания, они обладают низкой самооценкой и компетентностью по сравнению со своими сверстниками.

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ ДРУГ ОТ ДРУГА?

Узнав о влиянии стилей воспитания на развитие ребенка, вы можете задаться вопросом: почему бы всем родителям просто не взять и не перестроиться на авторитетный стиль воспитания. Ведь он ведёт к счастью, уверенности в себе, самостоятельности и т.д. Каковы причины выбора того ли иного стиля?

Ограничения и критика

Существуют, однако, некоторые важные ограничения, о которых следует сказать. Сам факт существования связи между стилями воспитания и поведением на основе корреляционного исследования был установлен, однако до сих пор учёные не могут окончательные установить ее характер. Они нашли много свидетельств тому, что что определённый стиль воспитания может быть связан с конкретной моделью поведения, нельзя забывать и роли, которую играют и другие важные переменные — например, темперамент ребенка.

Выводы

Уже давно доказано, что различные стили воспитания приводят к различными результатам. Тем не менее, огромное значение имеют и другие факторы: культура, детские представления о правильном воспитании или социальное воздействие.

Использованные источники:

1. Бене Е. Детский тест Диагностика эмоциональных отношений в семье» // Семейная психология и семейная терапия. - 1999. - №2. - С. 14 - 41.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -

СПб.: Лениздат, 1992. - 400с.

3. Бруменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М., 1991. - 300с.

УДК 159.9

Щамхалова З.М. студент

психологический факультет ФГБОУ «Дагестанский государственный университет»

филиал в г. Кизляре Халилова А. А. старший преподаватель

ДГУ

Россия, г. Кизляр

ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕР

Статья посвящается карьере, как результату осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.

Есть люди, которые делают карьеру. И ничего больше.

Вольфганг Эшкер

Shhamhalova Z.M.

Student psychological faculty branch of FEDERAL STATE ""Dagestan State University"" in the city of Kizlyar

Khalilova A.A.

Senior Lecturer at the UNIVERSITY in the town of Kizlyar PLANNING YOUR BAT

The article is devoted to a career as a result of conscious human attitude and behaviour in the field of employment associated with official or professional growth.

There are people who make a career. And nothing more.

Wolfgang Jeshker

Карьера - это результат достижений человеком осознанных позиций в трудовой деятельности, связанный с профессиональным и должностным ростом. В то же время планированием карьеры является направление кадровой работы, одна из составных частей управления персоналом. Процессом планирования карьеры могут заниматься непосредственно сотрудник фирмы или менеджер по персоналу.

Карьерные этапы

Основные этапы планирования и реализации карьеры касаются не только занимаемых должностей, но и определенных вех жизни. Условно можно выделить такие этапы планирования карьеры:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.