Научная статья на тему 'Планирование и регулирование услуг торговли'

Планирование и регулирование услуг торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТОРГОВЫХ УСЛУГ / ИНФОРМАЦИОННО-СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА / GOVERNMENT REGULATION OF TRADING ACTIVITIES / PLANNING AND FORECASTING OF TRADE SERVICES / INFORMATION AND NETWORK ECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Переверзев Павел Андреевич

В статье рассматриваются новые технологии информационно-сетевой экономики, влияющие на структуру и состав участников распределительной сети, планирование и прогнозирование спроса, моделирование бесперебойного функционирования производства и реализации продукции в условиях возрастающей конкуренции в сфере торговых услуг. Анализируются изменения на рынке торговых услуг с принятием Закона Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Planning and regulation of trade services

The article deals with new technologies of information and network economy, affecting the structure and composition of the distribution network, planning and demand forecasting, modeling the smooth functioning of production and sales in the face of increasing competition in trade services. Analysis of changes in the market trading services as a result of the introduction of the law "On the basis of state regulation of commercial activity in Russia".

Текст научной работы на тему «Планирование и регулирование услуг торговли»

Представленные выше достижения стали возможны во многом благодаря грамотной государственной политике. Шанхайский международный порт — типичная китайская модель частно-государственного партнерства, при котором государство является инициатором развития. Частный бизнес преобладает количественно и имеет полную хозяйственную самостоятельность в выполнении поставленных задач. В АО «Группа Шанхайский международный порт» у государства контрольный пакет. В свою очередь SIPG и государственная китайская компания океанского судоходства Cosco являются главными акционерами многочисленных специализированных компаний, имеющих собственность и бизнес в Шанхайском порту.

В течение всего 19 лет произошло очередное «китайское чудо». Именно совокупность природных и антропогенных факторов сыграла важнейшую роль на пути становления Шанхая как крупнейшего порта мира.

ЛИТЕРАТУРА

1. Краткая географическая энциклопедия. Т. 4 / гл. ред. А.А. Григорьев. М.: Советская энциклопедия, 1964. 448 с.

2. Ци Сяомэй. Создание новых промышленных зон для развития частного предпринимательства в Китае // Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2003. Вып. 4. № 29.

3. China Strategic Development Partners. Building Business Relationships // East and West. Industry Report: Logistics, 2005.

4. URL: http://english.people.com.cn/90001/90776/6609876.html (дата обращения: 27.01.2010).

5. URL: http://www.moc.gov.cn (дата обращения: 27.01.2010).

6. URL: http://www.portshanghai.com.cn/en/newsDetail.do;jsessionid=57DE54401B14F57EC10146527500A10F?nid=161 (дата обращения: 24.02.2010).

7. URL: http://www.slovalogista.ru/index.php?id=1609 (дата обращения: 27.01.2010).

П. А. ПЕРЕВЕРЗЕВ

Павел Андреевич Переверзев — аспирант СПбГУЭФ. В 2007 г. окончил СПбГУЭФ. Автор 3 публикаций.

Область научной специализации — планирование, прогнозирование, инновации в сфере услуг.

^ ^ ^

ПЛАНИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ УСЛУГ ТОРГОВЛИ

Услуги торговли относятся к той сфере экономической деятельности, которая связана с производством и потреблением в непроизводственной сфере национальной экономики. Конкуренция в сфере торговых услуг за последние годы существенно изменилась — возросла доля сетевой торговли. Наиболее высокий уровень розничного оборота, осуществляемого через торговые сети, зафиксирован в Северо-Западном федеральном округе — около 40 %, в 2009 г. в Санкт-Петербурге этот показатель составлял 51,4 %, в Москве - около 26 % [2], что свидетельствует о повышении концентрации рынка торговых услуг. В сфере торговли продовольственными това-

ГРНТИ 06.52.35 © П. А. Переверзев, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра социол. наук, проф. В. И. Сигова.

рами три торговые сети — «О'Кей», «Магнит», «Карусель» — занимали лидирующие позиции: «О'Кей» продавала на 12-13 тыс. долл. с 1 кв. м, «Магнит» — на 6,5 тыс. долл., «Карусель» — на 10 тыс. долл. [1, с. 12].

Взаимоотношения в торговых сетях подвергаются существенным изменениям на всех региональных рынках России. Новые технологии влияют как на состав участников распределительной сети, так и на структуру, рыночную власть. Если в долгосрочной перспективе рассматриваются возможности выбора партнера с учетом прибыльности торговой деятельности, возможной конкурентоспособности продукции, марки, имиджа фирмы, динамики покупательной способности населения и отдельных групп, то в коротком периоде, прежде всего, наблюдаются традиционные методы торговли. На региональных рынках по-прежнему личные усилия участников каналов сбыта по сбору заказов и организации продаж имеют существенное значение.

На совершенствование отношений бизнес-партнеров в торговой деятельности направлен Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [4]. Этот Закон, появившийся в результате острой борьбы поставщиков продовольствия и сетевых (розничных) торговцев, позволяет учесть интересы всех участников продовольственной товаропроизводящей цепочки.

Возникновение интегральных эффектов в результате сетевого взаимодействия в информационной экономике формирует такие критерии эффективности торгового бизнеса, как величина оборота; доля компании на рынке; потенциальный рост. Наценки, условия платежа и другие составляющие торговой деятельности являются достаточно закрытой информацией и могут иметь тенденцию к изменению только благодаря конкуренции на рынке, что обеспечивается анализом текущих и потенциальных участников канала сбыта, посредников обмена, анализом конкурентоспособности услуг канала по реализации продукции и характера изменений в каналах распределения. Вместе с расширением и развитием торговых услуг в сетевой экономике ставится задача регулирования и надзора со стороны государства как для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, так и для хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров.

В результате регулирования сферы торговых отношений стали широко использоваться заключения договоров на маркетинговое продвижение товаров, т. е. дополнительные услуги для поставщиков. Договоры на оказание маркетинговых услуг являются добровольным делом поставщика, но важно отметить, что такой договор будет конкурентным преимуществом поставщика на возможность реализовать продукцию в торговой сети, поскольку спрос на услуги по продаже продукции выше. Конкуренция за продажу в розничной сети будет расти, а это означает, что объем выплат торговым сетям, по-видимому, не изменится и Закон о розничной торговле не будет столь эффективен, как предполагалось.

Сложным для реализации Закона остается вопрос определения доли рынка, поскольку необходимо определить географические границы самого рынка и его субъектов. Соединение производителя-монополиста и мелких торговцев не позволяет эффективно осуществлять продажи — снижает ассортимент продукции в конкретных точках продаж. Соединение мелких производителей, представителей малого бизнеса и крупных торговых фирм не идет на пользу производителям — они не способны реализовывать продукцию по ценам, обеспечивающим им необходимый уровень рентабельности. Если мелкие производители не могут осуществлять продажи в сетевых магазинах, они должны иметь своих торговых представителей, программы по продвижению товара, что требует существенных финансовых возможностей и современной идеологии — понимания работы в информационно-сетевой экономике. Посредники, предоставляющие услуги по продвижению товара, существуют на большинстве рынков и таким образом играют решающую роль в формировании конкурентного преимущества.

Расширение электронной коммерции свидетельствует о повышении эффективности сферы услуг посредников по продвижению продукции. Инновационная сфера электронной торговли традиционными товарами и услугами позволяет говорить о принципиально новых возможностях в планировании и прогнозировании торговли этими товарами. Федеральный закон «Об электронной торговле» [3], Федеральная программа «Развитие электронной торговли в России» определяют основные цели формирования условий, позволяющих внедрять на товарные рынки страны современные способы, методы, модели, механизмы по ускорению продвижения товаров (услуг) и созданию процессов бесперебойного функционирования производства и реализации продукции, т. е. планирования деятельности как производителей, так и посредников, и торговли для конечных потребителей. Для реализации целей решаются задачи: организационно-нормативного обеспечения системы электронной торговли в России, способствующего росту доверия всех участников торговых отношений в электронной торговле и защите их прав и интересов; формирования инфраструктуры информационной поддержки рынка России в продвижении российских товаров на мировой рынок. Для снижения транзакционных затрат, затрат на продвижение товара, сокращения совокупных торговых издержек необходимо не только использовать электронную торговлю, но и создавать условия конкуренции как для производителей продукции, так и фирм, предлагающих услуги по продвижению товаров. Прямые контрактные отношения между продавцами и покупателями не смогут существенно сократить количество посредников, поскольку освоение новых рынков и продвижение товаров на них требуют создания и обслуживания логистических цепей, обязательных условий страхования, которые на себя берет посредник.

Рассмотрим возможности развития рынка торговых услуг на примере кондитерских изделий. Рынок кондитерских изделий (КИ) включает два сегмента: мучные кондитерские изделия (МКИ) и сахаросодержащие кондитерские изделия (СКИ). Если по объему продаж МКИ занимают 54 %, то в денежном выражении — только 32 %. Производство кондитерских изделий размещено по территории Российской Федерации неравномерно, в связи с чем необходимо решить проблему создания системы соединения конечного потребителя в регионе с производителями продукции.

Следует отметить, что торговые услуги по реализации кондитерских изделий осуществляются в рамках требований, предъявляемых к данной продукции: срок реализации; ассортимент поставок; повышение требований к качеству продукции; повышение спроса на новые виды продукции; интерес к здоровому и легкому питанию.

В период стабильного экономического роста и увеличения доходов россияне тратили больше средств на кондитерские изделия, которые не относятся к предметам первой необходимости (коэффициент эластичности спроса по доходу для данной продукции больше единицы).

Таким образом, процессы производства, планирование и моделирование хозяйственной деятельности субъектов по выпуску и реализации продукции кондитерского ассортимента определяются эффективной деятельностью торговых посредников, услугами в конкретных регионах страны.

С целью повышения эффективности планирования и реализации предоставляемых торговых услуг нами был использован метод моделирования спроса на продукцию мучных кондитерских изделий на предприятии Санкт-Петербурга и предоставления торговых услуг по их реализации в различных регионах России. Модель учитывала риски по изменению спроса на продукцию в период кризисных явлений и структурной несбалансированности, а также конкурентные условия рынка торговых услуг. Моделирование процессов продаж и производства продукции мучных кондитерских изделий осуществлялось во взаимосвязи с планированием деятельности отдельной компании. В результате доказана возможность использования предлагаемого подхода в сфере торговых услуг в условиях неопределенности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коммерсант. 2010. 26 апр. № 73.

2. Россия в цифрах. Официальный сайт Госкомстата, Росстата и государственной службы статистики. URL: http://www.gks.ru

3. Федеральный закон «Об электронной торговле». Принят Государственной Думой в 1-м чтении Постановлением № 1582/3 ГД от 06.06.2001 г.

4. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Опубликовано 30 декабря 2009 г. Вступил в силу 1 февраля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.