Научная статья на тему 'Планирование государственной политики в сфере воспроизводственных процессов АПК'

Планирование государственной политики в сфере воспроизводственных процессов АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осинцев Денис Владимирович

Мировая экономическая интеграция диктует необходимость вступления России в ВТО. Следовательно, АПК, чтобы выжить на мировом рынке, должен повышать свою рентабельность и конкурентоспособность на основе формирования эффективной маркетинговой стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The world economic integration dictates necessity that Russia enters the WTO. Consequently, agricultural industry has to increase profitability on the basic of effective marketing strategical for surviving on the world market.

Текст научной работы на тему «Планирование государственной политики в сфере воспроизводственных процессов АПК»

Планирование

государственной политики в сфере воспроизводственных процессов АПК

Д. В. Осинцев,

к. э. н., старший преподаватель кафедры социально-экономических наук ФГОУ ВПО «Тюменская государственная сельскохозяйственная академия»

Мировая экономическая интеграция диктует необходимость вступления России в ВТО. Следовательно, АПК, чтобы выжить на мировом рынке, должен повышать свою рентабельность и конкурентоспособность на основе формирования эффективной маркетинговой стратегии.

В настоящее время уже накопилось огромное количество мнений, суждений и теоретических наработок касательно воспроизводственных процессов в сельском хозяйстве. Очевидным является то, что функционирование АПК невозможно без оживления воспроизводственного процесса, поскольку почти полная деградация производственно-ресурсного и трудового потенциала не позволит преодолеть кризис в отрасли.

Среди причин кризисного состояния аграрного сектора отечественной экономики одной из ключевых является отсутствие должной государственной политики в области реализации мер, направленных на стабилизацию ситуации и формирование почвы для позитивных сдвигов.

Современные условия диктуют формирование «гибридного» подхода к решению данной проблемы. То есть механизм государственной политики должен учитывать возможности государственной поддержки в обновлении фондов и снижении нагрузки по диспаритету цен на законодательной договорной основе и касаться в одинаковой степени всех сельскохозяйственных предприятий. Поэтому фундаментальным базисом (то есть «гибридным» подходом) в решении данной проблемы должна стать финансовая поддержка в сочетании с агрокооперацией и интеграцией. В связи с этим дальнейшее исследование проблемы будет идти в трех направлениях: н определение вопросов и проблем, связанных с формированием агропромышленных корпоративных формирований (АФК); н изучение структуры финансово-инвестиционной системы АПК; н рассмотрение форм взаимодействия властей и руководителей АФК и возможные пути их оптимизации.

The world economic integration dictates necessity that Russia enters the WTO. Consequently, agricultural industry has to increase profitability on the basic of effective marketing strategical for surviving on the world market.

Восстановление простого, а затем расширенного воспроизводства в сельскохозяйственной отрасли возможно лишь при условии формирования политики мотивации, направленной на создание агропромышленных корпоративных формирований, которые в настоящее время не имеют необходимой юридической самостоятельности в плане распоряжения полученными от государства финансовыми ресурсами.

Именно поэтому в современных условиях приобретают актуальность не только вопросы финансирования отрасли, но и вопросы интеграции и кооперации. Эффективность использования инвестиций напрямую зависит от эффективности функционирования АКФ, что вызывает необходимость в оптимизации управленческих функций. Особенно это касается тех из них, которые связаны с воспроизводственным процессом (приобретение материально-технических ресурсов, самостоятельный выбор каналов реализации продукции). Такое взаимодействие необходимо выстраивать на основе ответственности и взаимной заинтересованности властных структур и руководителей структурных подразделений АКФ в результатах хозяйственной деятельности.

Одним из главных параметров, которые необходимо учитывать, при формировании АКФ являются финансовые возможности основного интегратора. При недостаточной его финансовой устойчивости возрастает риск создания такого формирования. Поэтому целесообразно иметь в АКФ, пусть это будет и агрохолдинг, двух интеграторов. Лучше, если между ними и далее поддерживались организационно-технологические и экономические связи. Например, комбикормовый завод и птицефабрика, свиноводческий комплекс — комбикормовый завод с высокотехнологичным оборудованием.

ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006

ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006

В обязательном порядке должны быть отрегулированы отношения дирекции холдинга (управляющего центра) со всеми его структурными подразделениями. Это касается механизма ответственности за исполнение взятых обязательств, как со стороны головной структуры и наемных менеджеров, так и основных рабочих и акционеров. Эти функции может выполнять исполнительный орган. Среди них могут быть следующие: заключение коллективных договоров и соглашений; внесение коррективов в различного рода сделки, особенно с недвижимостью; вопросы взаимодействия головной компании с дочерними структурами по оптимальному использованию ресурсов; внесение коррективов в правила трудового распорядка и должностные инструкции, а также в положения о материальном стимулировании в АКФ и мер ответственности руководителей за нанесенный ущерб компании.

Одним из весьма положительных условий успеха в управленческой деятельности агрокооперации является совместимость функций наемного менеджера и его собственника. Однако в этом случае могут попираться интересы акционеров и особенно наемных работников. Поэтому менеджер-собственник должен руководствоваться правилами и условиями трудового соглашения и нести ответственность в случае их нарушения.

Отсутствие в АПК и особенно на предприятиях его аграрной сферы, а также в создаваемых АКФ, квалифицированных менеджеров, вызывает необходимость в их подготовке и повышении квалификации. Однако это требует времени и в случае особенно переподготовки вызывает необходимость применения дистанционных методов обучения с использованием соответствующих компьютерных программ. Действуя в рамках составленных договоров между головной и дочерними структурами, квалифицированные менеджеры способны решать вопросы социального и производственно-экономического характера на оптимальном уровне. То есть, добиваться учета интересов всех структурных составляющих АКФ и решения общих его стратегических задач, том числе и касающихся вопросов его финансирования.

В процессе создания АКФ, в частности, при подборе его структурных составляющих необходимо учитывать состояние их производственно экономического потенциала, включающего состояние трудовых, финансовых, организационно-экономических, материальнотехнических и земельных ресурсов. А главное — сбалансированность их развития с учетом воздействия финансово-инвестиционной политики властных.

Оценка финансовой поддержки должна осуществляться на основе совокупности всех показателей производственной деятельности, которая, в первую очередь, включает в себя определение размеров финансирования того или иного предприятия или агроформирования. Но особая сложность возникает с определением нормативной базы процентов по выданным кредитам в аграрном секторе экономики, поскольку здесь мы имеем дело с риском, обусловленным воздействием на производственный процесс природноклиматического фактора, а в экологически неблагополучных регионах добавляется еще и техногенный. Специфика рассматриваемой нами отрасли предполагает

не только риски присущие всем отраслям экономики, но и риски природного и техногенного характера, что также усложняет вопросы, связанные с построением финансово-инвестиционной системы.

«Гибридный» подход к решению проблем воспроизводства в сельском хозяйстве предполагает рассмотрение финансово-инвестиционной системы, как один из его структурных элементов.

Финансово-инвестиционная система в рамках экономической структуры общества относится к числу функциональных систем и в этом смысле она обладает самостоятельностью, действует как самоорганизующееся образование со своими собственными закономерностями. В то же время по отношению к реальному сектору ее можно отнести к инфраструктуре, поскольку она обслуживает реальный сектор экономики, насыщает его своими ресурсами и - в зависимости от степени ее эффективности - ускоряет или замедляет процессы его развития.

Сущность финансово-инвестиционной системы, как особой сферы воспроизводственных отношений проявляется, прежде всего, через организационную функцию. Через нее реализуется общественное назначение финансово-инвестиционной системы — организация предоставления для каждого предприятия (субъекта хозяйствования) необходимых ему финансовых ресурсов в форме денежных фондов специального целевого назначения для его хозяйственной деятельности. Объектами этой функции финансовоинвестиционной системы выступает часть национального богатства, принявшая денежную форму. Именно с помощью организационной функции вновь созданная в обществе стоимость (оформившаяся как прибыль, амортизация, налоги и т. д.) вовлекается снова в реальный сектор. Благодаря этой функции происходят организация движения инвестиционных ресурсов через фондовый рынок, смена авансированной формы на производительную форму, создаются более благоприятные условия для ее прироста, что реализуется в качественном совершенствовании ресурсов с натурально-вещественной стороны. Посредством организационной функции воспроизводственный процесс предприятий обслуживается таким образом, чтобы он стал более эффективным, а возмещение стоимости потребленных средств и образование доходов в различных формах совершалось бы в ритме, позволяющем предприятиям содержать свою производственную сферу в конкурентоспособной форме.

Цель финансово-инвестиционной системы достигается благодаря ее способности выражать воспроизводственный процесс предприятий, реализуемый через регулирующую функцию. В результате инвестиционные средства распределяются на расширение основного и оборотного капиталов таким образом, чтобы предприятия были способны возмещать используемые средства в стоимостной и натуральновещественной формах, и формировать доходы. Регулирующая функция, действуя в тесной связи с организационной, позволяет предприятиям формировать вновь создаваемые и реконструируемые основные фонды производственного и непроизводственного назначения, необходимые для удовлетворения потребностей

развивающегося производства и материального стимулирования работников предприятий, для предупреждения материальных потерь, связанных с хозяйственными рисками, и формирования средств для производства научно-технической продукции.

Главным звеном финансово-инвестиционной системы выступает инвестиционный процесс, то есть движение стоимости общественного продукта в инвестируемой, накопленной в авансированной и производственной формах.

Эффективность инвестиционного процесса показывает, как складываются пропорции средств, готовых к инвестированию и осваиваемых предпринимателями, привлеченных из собственных ресурсов, обеспечивается ли замещение потребленных основных фондов и соблюдается ли непрерывность воспроизводственного процесса, или между его этапами образуется несоответствие, что нарушает непрерывность и динамичность воспроизводства в целом.

По эффективности можно количественно оценивать движение инвестиционных ресурсов на предприятиях в зависимости от их привлечения, приобретения инвестиционных товаров, их использования до возврата части дохода инвестору, что дает возможность систематически контролировать складывающиеся на предприятиях натуральные и стоимостные пропорции в процессе производства и реализации продукции.

Таким образом, объективно присущее финансовоинвестиционной системе свойство, заключенное в ее способности отражать приращение и накопление ресурсов, проявляется через контрольную функцию. В основе контрольной функции лежит движение капитальной стоимости в фондовой и нефондовой формах. Поскольку инвестиционный процесс обслуживает воспроизводственную деятельность предприятий, организует ее и способствует ей, постольку он выполняет роль универсального контролера со стороны, как инвесторов, так и предпринимателей за производством и реализацией продукции, за возвратом средств инвестору, что, в свою очередь, также позитивно отражается и на динамике снижения инвестиционных рисков.

Благодаря контрольной функции финансово-инвестиционной системы, ее “сигналам”, обществу известно: обеспечено ли производство инвестиционными товарами, сколько необходимо кредитов, насколько своевременно поступают они производителям, каковы доходы кредиторов и акционеров, а также степень рискованности вложения капитала в ту или иную сферу деятельности.

Инструментом реализации контрольной функции является информация, заключенная в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетностях. Важное значение имеет информация фондовых бирж, банковских документов, бизнес-планов. Все эти показатели являются разновидностью стоимостных. Особенность их состоит в том, что они синтетически (комплексно) отражают разные стороны инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов, что позволяет увидеть и оценить ее результаты, уровень риска и принять соответствующие меры по ее улучшению или своевременному устранению просчетов. Конт-

рольная функция дополняет организационную и регулирующую.

Специфика финансово-инвестиционной системы сельского хозяйства состоит в том, что ее нельзя отнести либо к финансовому, либо производственному слою экономической системы. Финансово-инвестиционная система сельского хозяйства принадлежит воспроизводству в целом, совершает свое движение вместе с воспроизводством. Дело в том, что инвестирование аграрного сектора есть не только движение денег в качестве инвестиционных ресурсов от одного субъекта к другому, но и их обязательное использование в качестве капитальной стоимости.

К сожалению, в настоящее время в АПК наблюдается глубокий кризис. По существу, финансовоинвестиционная система в аграрной отрасли парализована. Большинство предприятий промышленности АПК приватизированы. Многие из них (особенно специализированные цеха) перепрофилированы, остальные фактически прекратили выпуск сельхозтехники. Состояние тракторного и сельскохозяйственного машиностроения ныне оценивается как критическое в результате «сжатия» платежеспособного спроса на сельскохозяйственную технику: около 85% предприятий сельскохозяйственного машиностроения в настоящее время имеют просроченную задолженность. Кредиторская задолженность обеих отраслей составляет 22,3 млрд руб., что в три раза превышает дебиторскую. Имеющиеся производственные мощности используются всего на 20-30%, что приводит к деградации производства, потере квалифицированных кадров, снижению качества машин и оборудования и в то же время к их непрерывному удорожанию [1].

Еще одной причиной, препятствующей нормальному функционированию финансово-инвестиционной системы является многократное сокращение ежегодных государственных ассигнований на капитальные вложения, по причине которого произошло свертывание воспроизводственного процесса в отрасли. В 2002 г. инвестиции в сельскохозяйственное производство уменьшились по сравнению с 1990 г. более чем в 18 раз.

Статистические данные, показывающие формальные объемы увеличения инвестиционной активности в аграрном секторе в после кризисный период, не отражают реальной картины сложившейся ситуации. Действительно объем вложений в основной капитал в 2001 г. увеличился по сравнению с 2000 г. в сопоставимых ценах на 6,8%. Однако их доля в общем объеме инвестиций в экономику России составила всего 2,7% против 3% в 1998 г.

Необходимо отметить, что во всех странах с развитой рыночной экономикой государство ежегодно оказывает поддержку сельскому хозяйству: в ЕС дотации в расчете на 1 га составляют 943$, в Канаде, где почвенно-климатические условия производства сельскохозяйственной продукции близки российским - 83$, в США - от 70 до 400$ в последний год. В экстремальных же условиях агропроизводства в России выделяется немногим более 6$ на 1 га [1].

Такие объемы финансирования не могут обеспечить эффективность функционирования финансово-инвестиционной системы, а значит, невозможно и обновле-

ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006

ИННОВАЦИИ № 9 (96), 2006

Рис. 1. Структура финансово-инвестиционной системы сельского хозяйства ние технической базы, внедрение прогрессивных технологий и производство конкурентоспособной продукции.

Более того, несовершенство и неотлаженность механизма финансово-инвестиционной системы сельского хозяйства привели к тому, что собственные средства сельхозпредприятий уменьшились из-за четырехкратного диспаритета цен между сельским хозяйством и другими отраслями промышленности, а также вследствие опережающего роста цен на тракторы, комбайны и другие сельскохозяйственные машины. Выбытие основных производственных фондов отрасли, особенно их активной части, в четыре раза превышает их ввод. Ныне только около 10% хозяйств могут приобретать высокопроизводительные и качественные машины и оборудование, в том числе и импортные.

Поэтому на современном этапе развития рыночных отношений в России главная цель финансово-инвестиционной системы состоит в увеличении применяемого в процессе воспроизводства основного капитала, и, прежде всего, производственного капитала, то есть действующих производственных единиц, воплощенных в технологическом аппарате и конкретных мощностях производства. Если система хорошо организована и действует ради достижения главной цели, тогда органы власти (или другие кредиторы) формируют эффективный инвестиционный портфель, а собственники АКФ преобразуют привлекаемые ресурсы в капитальные вложения и тем самым обновляют все факторы производства и получают прирост капитальной стоимости.

Рыночные условия функционирования экономики диктуют свои требования к организации инвестиционно-воспроизводственных процессов в сельскохозяйственной отрасли. Властные структуры различных уровней должны не только понять все проблемы сложившейся ситуации, но и определить пути выхода из нее на основе формирования конкретных мер государственной политики, которая должна формироваться, учитывая сущность и особенности финансово-инвестиционной системы.

Важным структурным качеством финансово-инвестиционной системы сельского хозяйства является ее иерархичность. Дело в том, что эта система не однородна, в ее рамках выделяется ряд составляющих и подсистем. Финансово-инвестиционная система состоит из двух больших составляющих: внутренних резервов (что заключается в самофинансировании) и внешнего финансирования. В свою очередь внешнее финансирование делится на две подсистемы кредитования: денежную и неденежную. При этом денежная система включает в себя различные элемен-

Рис. 2. Взаимодействие руководителей АКФ и властных структур через финансово-инвестиционную систему

ты внешних источников финансирования, в том числе государственные, частные и бюджетные кредиты, а неденежная - лизинг (рис. 1).

Так, на уровне отдельных АКФ, фермерских хозяйств и прочих производственных образований действует подсистема самофинансирования, или внутреннего финансирования за счет использования собственных средств. Эта подсистема включает в себя массу отдельных индивидуальных инвестиционных процессов, объединенных хозяйственными связями субъектов, организующими расширенное воспроизводство в аграрной отрасли.

Внешнее инвестирование за счет привлеченных средств совладельцев (акционеров) и за счет средств кредитно-финансовых учреждений, бюджетов, государства и прочих физических и юридических лиц - также представляет собой своеобразную инвестиционную подсистему, отмеченную наличием финансового рынка. Рыночные отношения объединяют продавцов (инвесторов) и покупателей инвестиционных инструментов (аграриев). Между ними устанавливаются отношения купли-продажи, что и отличает данную подсистему.

Лизинг - еще одна подсистема инвестиционного процесса. Ее отличие от прочих систем заключается в том, что кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществляется в неденежной форме, то есть путем предоставления в аренду техники, оборудования, посадочного материала и т. д.

Соотношение перечисленных систем должно формироваться с учетом производственно-ресурсного потенциала АКФ и выработкой стратегии развития сельскохозяйственной отрасли органами власти.

Взаимодействие руководителей АКФ и властных структур через финансово-инвестиционную систему можно представить в виде схемы (рис. 2).

Эффективность «гибридного» подхода будет зависеть от рациональности формирования финансово-инвестиционной системы, а также от эффективности управления инвестиционными процессами на разных предприятиях и на разных уровнях финансирования, а также от организации участия и роли государства в инвестиционно-воспроизводственном процессе.

Сама по себе финансово-инвестиционная система не сможет обеспечить полноценного воспроизводственного процесса в сельскохозяйственной отрасли. Необходима государственная политика, способная

обеспечить конструктивное взаимодействие руководителей АКФ и руководящих структур в рамках финансово-инвестиционной системы. Только комплексный «гибридный» подход позволит наладить процесс восстановления ресурсного потенциала, стабилизировать и вести сельскохозяйственное производство на уровне простого, а в перспективе и расширенного воспроизводства.

Литература

1. Н. Лукашев. Особенности воспроизводства материально-технической базы сельского хозяйства//АПК, № 8, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.