Л. И. Алибалаева
ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
В настоящее время в нашей стране появляется необходимость более активного вмешательства государства в развитие сельского хозяйства, восстановления условий воспроизводственного процесса и выработки научно обоснованной аграрной политики. В статье рассмотрен ряд проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли, что не позволяет достичь уровня развития и конкурентоспособности сельского хозяйства развитых стран.
Ключевые слова и словосочетания: сельское хозяйство, инвестиции, государственная поддержка, финансирование, целевые программы, повышение конкурентоспособности.
Негативное влияние на аграрное производство оказали отсутствие кредитной политики банков в нашей стране, позволяющей предприятиям сельскохозяйственной отрасли широко пользоваться кредитами для инвестирования своих проектов, и неготовность предприятий к коммерческому характеру кредитного процесса.
Среди основных проблем сельского кредитования можно выделить недоступность банковских кредитных ресурсов как для малорентабельных, так и для успешно функционирующих хозяйств ввиду высоких процентных ставок; практически полную убыточность сельхозтоваропроизводителей, не позволяющую возвращать полученные ссуды и порождающую задержки с их погашением, что влечет за собой сокращение сроков выдачи кредитов; общую финансовую нестабильность в стране, краткосрочность выделяемых кредитов, низкий их объем; слабую залоговую базу сельского производителя.
К причинам, приведшим к сокращению участия банков в инвестиционной деятельности сельского хозяйства, следует отнести:
- возможность получения более высокой прибыли от краткосрочного кредитования коммерческой сферы, обладающей большей инвестиционной привлекательностью, чем реальный аграрный сектор экономики;
- ненадежность возврата долгосрочных инвестиций;
- отсутствие гарантированных возможностей сбыта продукции. Банкам выгодно, чтобы реализация была обеспечена договорами на поставку с указанием цен, объемов и сроков, а не маркетинговыми исследованиями рынка;
- неразработанность механизма залоговых операций. Банки при решении вопроса о выдаче инвестиционного кредита уделяют основное внимание гарантиям возвратности средств. Причиной отклонения проектов служит то, что в качестве гарантий многие хозяйства предлагают земельные угодья, которые не являются их собственностью. В стране нет нормального рынка земли, не развернута сеть земельных банков.
Средства частных инвесторов для инвестиционных нужд аграрного сектора практически не используются. Необходимым условием мобилизации денежных средств населения является полная гарантия государства по сохранности вкладов в Сбербанке или в иных учреждениях в любой экономической или политической ситуации. Государством в рамках проводимой инвестиционной политики не уделяется должного внимания привлечению средств населения.
В условиях дефицита денежных средств и недостаточной активности отечественных инвесторов особое внимание необходимо уделять привлечению капитала иностранных государств. Иностранные инвестиции в Россию направляются в форме государственных заимствований, которые образуют государственный долг; в виде вклада в акционерный капитал сельскохозяйственных предприятий; в форме вложений в ценные бумаги, а также в форме лизинговых кредитов, позволяющих получать наиболее современную технику, основанную на принципиально новых технологических решениях. В аграрной сфере иностранные инвестиции используются главным образом на малых перерабатывающих предприятиях, в фермерских хозяйствах и для закупки техники.
Привлечение в сельское хозяйство иностранных инвесторов имеет важное значение для обновления основных фондов отрасли. Внедрение новых, в том числе отечественных, технологий способствует вовлечению в производственный процесс научно-технического потенциала, созданию новых рабочих мест. Главной формой привлечения иностранного капитала служит создание совместных или иностранных предприятий. На долю сельского хозяйства приходится только 10% иностранных инвестиций, направляемых в экономику России, остальные 90% привлекаются в промышленные сферы, в основном в топливно-энергетический комплекс, что свидетельствует о недостаточной инвестиционной привлекательности отечественного аграрного производства. При этом следует отметить, что существует и отрицательный аспект привлечения иностранных капиталовложений в экономику нашей страны, который выражается в росте экономической зависимости от иностранных активов.
Немаловажное значение для развития сельскохозяйственного производства имеет другой источник финансового обеспечения отрасли - государственная инвестиционная поддержка. Государственные инвестиции могут предоставляться сельхозтоваропроизводителям как на возвратной, так и на безвозвратной основе.
Основным источником инвестиций являются средства федерального и региональных бюджетов и внебюджетных фондов. Бюджетное инвестирование осуществляется в форме финансовой поддержки высокоэффективных инвестиционных проектов (выделенные из бюджета средства размещаются на конкурсной основе) и в виде частичного или полного финансирования федеральных инвестиционных программ посредством дотирования, субсидирования, льготного кредитования.
Сущность государственной, в том числе и инвестиционной, поддержки аграрного производства заключается в формировании действенного экономического механизма функционирования сельскохозяйственного комплекса, ос-
новывающегося на рациональном сочетании государственного вмешательства и саморегулирования хозяйствующих рыночных субъектов отрасли, в содействии посредством прямых и косвенных методов становлению и развитию рыночной экономики, ее инфраструктуры и в создании необходимых условий для приспособления сельхозтоваропроизводителей к современным рыночным реалиям. При этом приоритетными направлениями использования бюджетных средств выступают целевые программы и проекты развития сельского хозяйства и их полное финансирование или долевое участие в их реализации, а не постоянные финансовые вложения в экономику отрасли. На современном рубеже развития экономики государственная агропродовольственная политика ориентирована на активное вовлечение в процесс развития производства товарно-денежных механизмов, таких, как субсидирование процентных ставок по кредитам, предоставленным сельхозтоваропроизводителям в кредитных учреждениях за счет федеральных бюджетных средств.
Центральное место в системе государственной инвестиционной поддержки занимают ценовая политика в аграрном комплексе и отлаженная финансово-кредитная система. Поскольку ценовая часть доходов в сельском хозяйстве не обеспечивает воспроизводственного процесса, частные инвестиции в данную сферу экономики практически отсутствуют, а собственных ресурсов сельхозпредприятий недостаточно, для расширения и модернизации производства основной массе хозяйств необходимы кредиты, но вложения в отрасль ввиду сильного риска малопривлекательны для банковского капитала, что повышает необходимость осуществления ценовой, кредитно-финансовой и, следовательно, инвестиционной политики государства в аграрном секторе народного хозяйства.
В вопросе проведения государственной инвестиционной политики ключевым моментом является степень вмешательства государства в процесс инвестирования, а посредством него - и в воспроизводство в целом. Можно отметить два пути решения данной проблемы. Органы государственной власти, с одной стороны, оставляют за собой только незначительную часть функций регулирования, главным образом в сфере макроэкономических инвестиционных процессов, а с другой - мобилизуют необходимые ресурсы, диктуют критерии и механизмы их распределения, несут ответственность за эффективность их использования, таким образом выполняя большинство инвестиционных функций.
Инвестиционные проблемы сельскохозяйственных товаропроизводителей ввиду ограниченности бюджетных ресурсов не могут быть решены за счет централизованных источников финансирования. Государственный бюджет выступает потенциальным источником инвестиций в аграрный комплекс, однако его дефицит вынуждает государство переходить от прямого безвозвратного финансирования к кредитованию. Вместе с тем важно подчеркнуть, что экономическая необходимость в активной государственной инвестиционной поддержке сельскохозяйственного производства определяется реально сложившимися условиями. Для повышения заинтересованности инвесторов во вложении средств в развитие аграрного сектора, как показало исследование, следует повышать его инвестиционную привлекательность и конкурентоспо-
собность. Успешное решение этой задачи без масштабной инвестиционной поддержки отрасли со стороны государства, по нашему мнению, практически невозможно.
Инвестиционная деятельность в сельском хозяйстве представляет собой систему мероприятий по реализации тактических и стратегических целей сельхозтоваропроизводителей за счет государственных инвестиций, средств частных лиц или смешанных вложений в производственные и непроизводственные объекты аграрной сферы.
Государственная инвестиционная поддержка аграрного производства (инвестиционная политика) - это совокупность экономических, правовых, организационных и институциональных мер, определяющих структуру, объем, направления капитальных вложений в улучшение технических условий производственной базы сельхозтоваропроизводителей и направленных на создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности, стимулирования инвестиционного процесса в аграрном секторе и, как следствие этого, на обеспечение продовольственной безопасности и устойчивого социально-экономического развития государства в целом за счет интенсификации собственного аграрного производства.
Цель государственной инвестиционной поддержки сельского хозяйства состоит в оживлении инвестиционной деятельности и посредством этого в обеспечении конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции, повышении эффективности производства в отрасли, а также в создании необходимых предпосылок и ключевых ориентиров экономического роста в стране.
В настоящее время государство оказывает поддержку в сфере инвестирования аграрного производства в направлении сочетания децентрализации инвестиционного процесса, главным образом за счет усиления роли собственных вложений сельхозпредприятий и увеличения их доходности, с государственным финансированием агрокомплекса, а также мобилизации бюджетных ресурсов по поддержке наиболее успешных производств, способных обеспечить возвратность выделенных средств.
Инвестиционную политику государства в АПК желательно осуществлять с соблюдением следующих принципов:
- снижение процентных ставок до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в реальный сектор экономики;
- упрощение и структурная перестройка налоговой системы, совершенствование амортизационной политики;
- формирование предпосылок для снижения инвестиционных рисков в аграрном комплексе с целью стимулирования прямых инвестиций внешних и внутренних инвесторов;
- использование бюджетных инвестиционных ресурсов исключительно на конкурсной основе путем экономического обоснования эффективности инвестиций;
- учет инфляционных процессов, существенно влияющих на инвестиционную деятельность. Инвестирование в сельхозпроизводство будет выгодно
при условии превышения ожидаемой нормы прибыли над банковской процентной ставкой, которая тесно связана с процессом инфляции;
- направленность политики инвестиционной поддержки сельхозорга-низаций на достижение их стратегических планов, финансовой устойчивости, а также на стабилизационное оздоровление всей отрасли;
- формирование наиболее благоприятного соотношения финансовых и реальных инвестиций.
Можно выделить следующие методы государственного воздействия на инвестиционную деятельность: административные, предполагающие квотирование, лицензирование, контроль за ценами и пр.; правовые, осуществляемые на базе гражданского и хозяйственного законодательства; косвенное воздействие - использование рычагов таможенной, амортизационной, ценовой, налоговой политики, а также прямое вмешательство посредством различных форм инвестирования аграрного производства.
Государственная инвестиционная поддержка сельскохозяйственной сферы экономики должна проводиться с учетом специфических особенностей отрасли и сложившейся экономической ситуации в стране, определяемой проводимой социально-экономической политикой, природно-климатическими условиями, географическим местоположением, величиной имеющегося аграрного потенциала и привлекательностью для иностранных инвесторов.
Инструментами государственной инвестиционной поддержки аграрного производства могут быть:
- льготное налогообложение;
- льготное кредитование, беспроцентные ссуды для сельхозтоваропроизводителей;
- страховые платежи;
- выдача гарантий и поручительств кредитным организациям по возврату выданных средств;
- разработка и реализация инвестиционных программ и проектов;
- государственный заказ на производство сельхозпродукции;
- инвестиционный налоговый кредит;
- регистрация, лицензирование, квотирование;
- лизинг в сфере агропромышленного производства;
- краткосрочное кредитование сезонных затрат и поддержание необходимых запасов в аграрном производстве;
- ценовые ограничения на отдельные виды продукции;
- реструктуризация долгов и платежей, позволяющая сельхозорганиза-циям производить необходимую продукцию;
- конкурсный отбор и финансирование инвестиционных проектов производства той или иной сельскохозяйственной продукции;
- федеральное и региональное законодательство, воздействующее на инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов и обеспечивающее благоприятное правовое поле для инвестирования аграрного производства;
- субсидирование;
- освобождение от сборов и пошлин и т. д.
Таким образом, экономические преобразования в стране, спад инвестиционной активности, ухудшение материально-технической базы сельского хозяйства, сокращение объемов производства в отрасли, недостаточная конкурентоспособность сельскохозяйственного производства, неплатежеспособность и низкая доходность товаропроизводителей обусловили комплекс проблем, среди которых первостепенного внимания заслуживает вопрос инвестиционного обеспечения отрасли.
Дефицит финансовых ресурсов подавляет деловую активность товаропроизводителей, многие хозяйства не в состоянии осуществлять производственно-хозяйственную деятельность, вести техническую реконструкцию производственного аппарата, вводить новые производственные мощности и внедрять современные технологии, они нерентабельны и не имеют возможностей развития, поскольку собственных средств для повышения эффективности производства недостаточно, а для инвесторов сельское хозяйство является малопривлекательным объектом.
В связи с этим особую актуальность имеет государственная инвестиционная поддержка аграрной сферы экономики, выступающая основой ее формирования и эффективного функционирования. Инвестиционная политика государства определяет для отрасли уровень интенсификации производства, темпы научно-технического прогресса, степень преобразования материально-технической базы и повышения производительности труда, что особенно важно, если учесть, что сельское хозяйство выполняет важную функцию по обеспечению населения питанием. Поэтому для повышения конкурентоспособности отечественной продукции аграрного сектора экономики и сокращения доли импорта на внутреннем продовольственном рынке необходимо усиление роли государственной поддержки АПК, тем более что многие развитые страны даже изыскивают возможности финансовой, политической, организационной поддержки сельского хозяйства, рассматривая ее как обязательный элемент государственной политики.
Список литературы
1. Амосов А. О стратегии развития аграрной сферы // Экономист. -2008. - № 9.
2. Симичев А. И. Роль инвестиций в развитии сельскохозяйственного производства // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2008. -№ 2.
3. Трунов А. С. Роль институтов развития в укреплении местного самоуправления сельских поселений // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2008. - № 6 (24).
4. Ушачев И. А. Социально-экономические проблемы развития АПК России в условиях мировых интеграционных процессов // АПК: экономика, управление. - 2009. - № 1.
5. Якушкин Н. В. Экономическое воздействие государства на агропромышленное производство // АПК: экономика, управление. - 2009. - № 2.