Научная статья на тему 'Планирование деятельности предпринимательской структуры строительной сферы в условиях конкурентной среды'

Планирование деятельности предпринимательской структуры строительной сферы в условиях конкурентной среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СТРУКТУРА / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коротаев Дмитрий Николаевич

В работе рассмотрены особенности бизнес-процессов планирования деятельности предпринимательскими структурами строительной отрасли в рыночных условиях. Представлена функциональная модель планирования деятельности строительной компании по типу AS IS (как есть) в нотации IDEF 0. Анализ функциональной модели позволяет выявить эффективные каналы управления бизнес-процессами планирования и разработать модель типа TO BE (как должно быть).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Планирование деятельности предпринимательской структуры строительной сферы в условиях конкурентной среды»

УДК 338.47

ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СТРУКТУРЫ

СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ В УСЛОВИЯХ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ

Д.Н. Коротаев

Аннотация: В работе рассмотрены особенности бизнес-процессов планирования деятельности предпринимательскими структурами строительной отрасли в рыночных условиях. Представлена функциональная модель планирования деятельности строительной компании по типу AS-IS (как есть) в нотации IDEF0. Анализ функциональной модели позволяет выявить эффективные каналы управления бизнес-процессами планирования и разработать модель типа TO BE (как должно быть).

Ключевые слова: планирование, предпринимательская структура, функциональное моделирование, бизнес-процессы.

Введение. Современная строительная компания вынуждена работать в условиях конкуренции и постоянно изменяющейся экономической ситуации. В связи с этим, одной из главных задач предпринимательских структур строительной сферы является планирование деятельности с учетом рыночного пространства деловой активности на основе формирования логической последовательности отдельных шагов, определение целей и разработка планов для достижения этих целей [1]. Целями строительной компании являются реализация строительной продукции (строительных объектов, материалов, конструкций), выполнение строительных работ и оказание строительных услуг с обеспечением качества и в установленные сроки. При этом план маркетинга раскрывает возможности, которые позволяют предпринимателю выиграть конкурентную борьбу, адаптироваться на рынке, достичь финансовой устойчивости и стабильной прибыльности.

Основная часть. Планирование деятельности предпринимательскими структурами строительной отрасли в условиях рыночной конкуренции можно представить в виде функциональной модели на примере маркетинговой деятельности, методика построения которой описана в работе [2], используя при этом инструментарий BPwin,

Модель в BPwin выступает как совокупность работ, каждая из которых оперирует некоторым набором данных. Работа изображается в виде прямоугольников, данные - в виде стрелок. Работы обозначают именованные процессы, функции или задачи которые происходят в течение определенного времени и имеют распознаваемые результаты.

При создании функциональной модели первым шагом является разработка контекстной диаграммы с единственной работой, изображающей систему в целом (рис. 1). Рыночная ориентация строительного производства может быть представлена как совокупность мер и усилий руководства предприятия по управлению материальными и информационными потоками. В этой связи стрелки входа в левую грань работы символизируют указанные потоки. Кроме того, строительство - одна из самых

материалоемких отраслей народного хозяйства. В некоторых случаях затраты на материальные ресурсы составляют 70 % и более от сметной стоимости объекта, поэтому необходим тщательный анализ и учет материальных потоков при планировании предпринимательской деятельности.

После разработки контекстной диаграммы создаются диаграммы декомпозиции (рис. 2). Работы на диаграммах декомпозиции располагаются по диагонали от левого верхнего угла к правому нижнему. Такой порядок называется порядком доминирования. В левом верхнем углу располагается самая важная работа или работа, выполняемая по времени первой. В дальнейшем вправо и вниз располагаются менее важные или выполняемые позже работы. Такое расположение облегчает чтение диаграмм, кроме того, возникает возможность анализа взаимосвязей работ, выполняемых строительной предпринимательской структурой.

Согласно функциональной модели и диаграммы декомпозиции А0 при составлении плана выполнения работ строительной компанией предусматриваются следующие этапы:

1. Анализ ситуации на рынке, после чего определяются требования потребителей и запросы заказчиков.

2. Анализ предложений строительной предпринимательской структуры на рынке и установление возможностей подрядчика.

3. Установление цели, определяющей рыночные ориентиры предпринимательской деятельности.

4. Определение стратегии маркетинга строительной предпринимательской структуры.

5. Разработка плана маркетинга строительного предприятия.

На первом этапе анализируют ситуацию на рынке (см. рис. 2, блок 1). В этом разделе плана приводятся данные об активности на рынке заказчиков и подрядчиков. При этом учитывается следующая информация:

а) анализ рынка: рассматриваются все части рынка и основные целевые рынки для строительной компании, дается общая характеристика заказчиков и факторы, определяющие их платежеспособность;

USED АТ: AUTHOR: Коротаев DATE: 17.03.2012 ■ WORKING READER DATE CONTEXT:

PROJECT: Модель планирования маркетинга REV: 18.03.2012 DRAFT TOP

RECOMMENDED

NOTES: 1 23456 789 10 PUBLICATION

Нормативные документы

Данные о заказчиках и подрядчиках

Требования

рынка,

заказчиков

Информационные потоки

Материальные потоки

Планирование маркетинговой деятельности

План

маркетинга

Цель: Моделировать бизнес-процессы планирования маркетинга предпринимательскими структурами

Точка зрения: Автора

Служба маркетинга

Плановый отдел

о

A-0

Планирование маркетинговой деятельности

X

Рис. 1. Контекстная диаграмма планирования маркетинговой деятельности строительной предпринимательской структуры

AUTHOR: Коротаев DATE:17.03.201^HWORKING_

PROJECT: Модель планирования маркетинга REV: 18.03.2012

NOTES: 1 23 456 789 10

RECOMMENDED

PUBLICATION

Информационные потоки

Анализ ситуации на рынке 0р. 1

Данные о заказчиках и подрядчиках

Требования £ /потребителей

C1 C3

Материальные потоки

у заказчиков

Правила проведения анализа

Результаты SWOT-анализа

Нормативные документы

Анализ положения компании на рынке 0р. 2

Служба маркетинга

Определение целей маркетинга

SWOT-анализ

Цели

маркетинга, /показатели 7 бизнеса

Требования рынка, заказчиков

/

Разработка

стратегии маркетинга

0р. 4

План

маркетинга

Плановый отдел

A0

Планирование маркетинговой деятельности

Рис. 2. Диаграмма декомпозиции планирования маркетинговой деятельности строительной предпринимательской структуры

DATE

A-0

б) анализ товаров, услуг, работ: указываются объем реализации строительной продукции, объем строительно-монтажных работ по каждому строительному объекту;

в) анализ конкурентов: собирается информация об основных конкурентах и их производственных программах, ценах на строительную продукцию;

г) анализ сбыта и реализации продукции, работ и услуг: указываются используемые каналы сбыта строительной продукции, реализации работ и услуг, способы стимулирования заказчиков и посредников (субподрядных строительных предприятий);

д) анализ факторов внешней среды: приводятся основные факторы внешней среды, которые влияют на стабильность деятельности строительного предприятия, а также на финансовое состояние заказчиков.

На втором этапе разработки плана реализации строительной продукции, выполнения работ и услуг (блок 2) устанавливают положение строительного предприятия на рынке, выясняют его сильные и слабые стороны, а также возможности, которые у него могут быть, и угрозы, исходящие из внешней среды, то есть выполняют SWOT-анализ.

На третьем этапе разработки плана определяют цели маркетинга (блок 3). Цель маркетинга — это то, что может получить предприятие в результате маркетинговой деятельности за период, установленный планом. Цели рассматривают в трех направлениях:

1) в отношении видов деятельности строительного предприятия, видов объектов;

2) в отношении заказчиков;

3) в отношении рынков.

Кроме цели, в плане маркетинга устанавливают некоторые показатели деятельности строительного предприятия: увеличение объема реализации, строительно-монтажных работ, услуг, оказываемых предприятиям, увеличение прибыли — валовой (балансовой) и чистой, остающейся в распоряжении предприятия, рентабельность, налоговое бремя, качество строительной продукции и др. Все эти показатели могут планироваться и оптимизироваться для достижения более устойчивого финансового состояния строительной предпринимательской структуры на рынке.

На четвертом этапе разрабатывается маркетинговая стратегия (блок 4), которая устанавливает способы достижения целей и требует принятия решений в отношении рынка, заказчиков и производственной программы строительной предпринимательской структуры. Среди направлений данной стратегии можно выделить оптимизацию цели, сроков возведения объектов и выполнения работ, работу с заказчиками и субподрядными предприятиями.

В дальнейшем составляется производственная программа строительного предприятия с учетом маркетинговой стратегии, разрабатываются бюджет и мероприятия по планированию качества строительно-монтажных работ, а, следовательно, и качества объекта. В конечном итоге осуществляется контроль за реализацией плана маркетинга, который включает в себя оценку результатов реализации

маркетингового плана и принятие необходимых мер по исправлению нежелательных последствий.

Заключение. Представленная функциональная модель иллюстрирует основные бизнес-процессы планирования деятельности предпринимательскими структурами в состоянии AS-IS («как есть»). Разработка функциональной модели производилась на глубину двух иерархических уровней: А-0 (ТОР-диаграмма) и А0 (первая декомпозиция).

Результаты моделирования позволяют оценить:

• степень охвата всех бизнес-процессов планирования маркетинговой деятельности строительной предпринимательской структуры;

• связность между собой рассматриваемых работ по планированию (диаграмма А0);

• состав объектов реализации планирования маркетинговой деятельности (нормативной документации, фондов, ресурсов, персонала и др.);

• выяснить управляемость отдельных работ и деятельности строительной предпринимательской структуры в целом;

• проанализировать внутренние связи между работами по планированию маркетинга.

В дальнейшем, в рамках проведения реинжиниринга бизнес-процессов планирования маркетинговой деятельности, существует возможность на основе анализа модели AS-lS разработать функциональную модель в режиме ТО BE («как должно быть»), что позволит повысить эффективность управления предпринимательской деятельностью в строительной сфере.

Библиографический список

1. Степанов И.С. Маркетинг в строительстве / И.С. Степанов, В.Я. Шайтанов. - М.: Юрайт, 2003. - 344 с.

2. Коротаев Д.Н. Функциональное моделирование бизнес-процессов предпринимательской деятельности / Д.Н. Коротаев // Вестник СибАДИ, 2011. - №4. -С. 82-86.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PLANNING OF ACTIVITY OF ENTERPRISE STRUCTURE OF A BUILD SPHERE IN THE CONDITIONS OF COMPETITION ENVIRONMENT

D.N. Korotaev

The features of biznes-processov of planning of activity enterprise structures are in-process considered, to a build industry in market conditions. The functional model of planning of marketing of a build company is presented on the type of AS-IS (as is) in notation of IdefO . The analysis of functional model allows to expose the effective ductings of management planning biznes-processami and develop the model of type of TO BE (as must be).

Коротаев Дмитрий Николаевич - доктор технических наук, доцент кафедры «Экономика и управление дорожным хозяйством» СибАДИ. Основные направления научной деятельности: материаловедение, трибология, стандартизация, управление качеством, моделирование бизнес-процессов. Общее количество опубликованных работ: 80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.