Научная статья на тему 'Инструментарий нотаций бизнес-моделирования услуг на рынке недвижимости'

Инструментарий нотаций бизнес-моделирования услуг на рынке недвижимости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
466
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
бизнес-моделирование / риэлторский бизнес / нотации / функциональный подход / объектный подход / ценность услуг / метрики процессов / business modeling / real estate business / notation / functional approach / object orientation / value of services / metrics of processes

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мишланова Марина Юрьевна

Представлены базовые положения моделирования риэлторского бизнеса. Обоснован выбор методологической платформы. Рассмотрено понятие нотаций и выполнена специальная разработка нотаций в условиях конкретного бизнеса. Подчеркнута необходимость выделения объекта бизнеса, создан адаптированный шаблон как переходный блок от модели к механизмам ее реализации. Предложена функциональная декомпозиция риэлторского бизнеса, разработаны переходы к метрикам процессов и описания системных выходов.бизнес-моделирование, риэлторский бизнес, нотации, функциональный подход, объектный подход, ценность услуг, метрики процессов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOTATION TOOLS OF BUSINESS MODELING OF THE SERVICES ON REAL ESTATE MARKET

The article is devoted to the development of the main provisions of realtor business modeling. In the paper the development of notational complex is presented, which is involved in the design of the conceptual model, the formation of a reference model of real estate business and basic rules for the implementation of the model. In the construction of the proposed model important notational aspects are highlighted. Functional orientation of real estate business for rendering services reflects a functional approach to business modeling. In order to ensure the assessment of the offered services it is proposed to implement a nested model of the object. A reasonable functional approach using object-based elements allows optimizing the processes of business modeling and assessment of the results. The article discusses functional modeling of business, focusing on the results. Synchronizing the functional model with the models of business processes and sub-models of objects, in particular, the model of business result, contributes to the improvement of the notations tools. The article presents the adaptation of the template of the business model to the conditions of the realtor activity. The proposed reference model specifies the logical scheme of decomposition activity, which detaches economic, social and other values. The decomposition of services into functional groups with account for individual values and functional modules is presented: buying and selling real estate; mortgages and loans; rent of residential and commercial property; an independent evaluation of real estate; consultations concerning the issues of real estate transactions. In the focus of the results of business processes and performance standards of realtor organizations transitional notation to the evaluation system efficiency of business performance is developed. The simplest method of feedback for assessing customer satisfaction and, consequently, system efficiency is offered. This method can become the basis for the development of metrics processes, which are implemented to meet customers’ demands and achieve business objectives of a realtor organization.

Текст научной работы на тему «Инструментарий нотаций бизнес-моделирования услуг на рынке недвижимости»

УЕБТЫНС

мвви

удк 339.13

М.Ю. Мишланова

НИУМГСУ

ИНСТРУМЕНТАРИЙ НОТАЦИЙ БИЗНЕС-МОДЕЛИРОВАНИЯ УСЛУГ НА РЫНКЕ НЕДВИЖИМОСТИ

Представлены базовые положения моделирования риэлторского бизнеса. Обоснован выбор методологической платформы. Рассмотрено понятие нотаций и выполнена специальная разработка нотаций в условиях конкретного бизнеса. Подчеркнута необходимость выделения объекта бизнеса, создан адаптированный шаблон как переходный блок от модели к механизмам ее реализации. Предложена функциональная декомпозиция риэлторского бизнеса, разработаны переходы к метрикам процессов и описания системных выходов.

Ключевые слова: бизнес-моделирование, риэлторский бизнес, нотации, функциональный подход, объектный подход, ценность услуг, метрики процессов

целью статьи является рассмотрение концептуального моделирования риэлторского бизнеса на основе комплексного подхода, формализованного в соответствии с разработанными нотациями. в работах [1, 2] выполнено методическое обобщение и дано определение бизнес-моделирования как комплекса разнообразных механизмов представления деятельности коммерческой организации для достижения стратегических целей. Анализ исследуемого бизнеса, интегрированного из синергетической совокупности процессов, приводит к необходимости использовать в первую очередь концепцию агрегированного бизнес-моделирования, следующей аналитической итерацией имеющего моделирование бизнес-процессов.

метод проектирования моделей включает организационную совокупность процедур, которые описывают различные аспекты исследуемой системы с использованием определенных нотаций. традиционно нотации представляют собой устойчивую совокупность правил описания, практически сводимых к условным обозначениям бизнес-процессов, которые в свою очередь являются частью общей методологии бизнес-моделирования. Первичным в использовании нотационных процедур и переходным методологическим блоком от модели к средствам ее реализации является выявление моделируемых понятий и их взаимоотношений. для осуществления этого перехода упомянутая совокупность правил должна предполагать концептуальные основы идентификации базовых моделируемых категорий для дальнейшей декомпозиции системы, определения бизнес-процессов и проектирования модели. концептуальное проектирование содержания модели позволит перейти к логическому проектированию, разработке архитектуры информационной системы, использованию программного обеспечения бизнес-моделирования.

Любое внедрение программного инструментария должно начинаться с рассмотрения и понимания сути бизнес-модели, формирования эталонной модели исследуемого бизнес-направления. На начальном, допрограммном этапе бизнес-моделирования конкретной предпринимательской деятельности требуется разработка модельной концепции, спецификация и уточнение нотаций, расширение нотационного комплекса, разработка основ картирования и др. В отношении «справочников моделей» имеется потребность в спецификации универсальной концепции бизнес-моделирования, адаптации имеющихся модельных технологии или в отдельных случаях в разработке индивидуальной модельной методики под конкретные задачи исследования бизнеса вплоть до реализации в программных продуктах [3].

За первую нотационную задачу примем необходимость выбора методологического подхода к моделированию риэлторского бизнеса. Универсальные достоинства широко используемого функционально-модульного подхода [4] позволяют в нашей исследовательской задаче использовать следующий принцип декомпозиции функций: идентифицировать системообразующие функции, внутри функциональных модулей выявить определенную последовательность действий в общем процессе. В соответствии с данным принципом функцию можно рассматривать как связанную совокупность бизнес-процессов, в ходе которой ресурсы трансформируются в создаваемую услугу, имеющую ценность на рынке недвижимости.

Концентрированная функциональная направленность риэлторского бизнеса на оказание услуг требует соответственно концентрированной ориентации на выходные параметры бизнес-системы. Это приводит к необходимости использовать элементы объектно-ориентированного подхода в оценке системных результатов на основе придания особенного значения объекту бизнеса. Такой подход позволяет именно услугу выделить как объект, который обладает собственным поведением и который можно рассматривать как самостоятельную сущность. Данная методологическая инновация относится к декомпозиции системных выходов, что, с одной стороны, значимо в рамках локальных задач, связанных с результатом функционирования системы, а с другой — соответствует функциональному подходу, когда системообразующей функцией является представление услуг заданного качества, обеспечивающего конкурентоспособность риэлторской организации.

В данной статье рассматривается функциональное моделирование бизнеса, сфокусированного на результатах, отвечающих системной цели, которую формирует внешняя среда, и обеспеченного оперативными и процедурными внутренними аспектами системы. Подобная функциональная модель риэлторского бизнеса с требуемой степенью детализации будет представлять систему функций с перспективной декомпозицией и системные взаимоотношения, проявляющиеся через объекты, которые можно рассматривать как вложенные системы или приложения. Это требует интеграции модельных фаз в единую структуру, слияния и синхронизации функциональной модели бизнеса с вложенными моделями объектов и моделью бизнес-процессов, что позволит создать целостную картину полноты и функциональной сбалансированности элементов модели [5].

Вторая нотационная позиция служит адаптации классического шаблона бизнес-модели [6—8] к условиям риэлторской деятельности. Александр Остервальдер [6] представил канву бизнес-модели в виде девяти взаимосвязанных блоков, включающих характеристику ключевых ресурсов и процессов, задействованных в создании ценности, клиентов и взаимодействия с ними, ценностное предложение, структуру затрат и источники доходов. Адаптация шаблона к условиям риэлторской деятельности заключается в реструктурировании, замене традиционного блока сбыта на расширенный блок инструментов маркетинга и изменении иерархии шаблона на вертикальную с ярко выраженной ориентацией на клиента (рис. 1).

Рис. 1. Адаптированный шаблон бизнес-модели риэлторской деятельности

Предложенный шаблон бизнес-модели задает логическую схему описания деятельности экономического субъекта, который создает и предлагает клиентам экономическую, социальную и другие формы стоимости, реализованной специфическим образом посредством предоставления услуг на рынке недвижимости и в дальнейшем воспринимаемой клиентом. Бесспорно, ключевыми элементами данной бизнес-модели, определяющими ее содержание, являются: ценность, которую предлагает риэлторская организация на основе своих услуг;

системные цепочки создания ценности на основе формирования объектов;

активы, которые используются для создания ценности;

финансовая модель, определяющая структуру затрат и получения прибыли.

главный блок адаптированного шаблона — предлагаемая ценность услуг, исследование и дальнейшее моделирование которой должно быть основано на маркетинговом подходе [9—11]. ценность услуг риэлтора, воспринимаемая клиентом, формируется положительным потоком общей ценности и отрицательным потоком общих издержек клиента. Предлагаемая риэлторской организацией и воспринимая клиентом ценность также может быть подвержена декомпозиции с дальнейшим выделением бизнес-процессов, создающих эту ценность. Положительный поток может быть разделен на ценностные потоки, которые создают сами услуги, персонал, сервис и имидж риэлторской организации. отрицательный поток, в свою очередь, включает денежные издержки, затраты времени, затраты энергии, эмоциональные затраты.

рассматривая создание ценности, мы переходим к целеполаганию следующей нотационной процедуры. в потоках формирования ценности можно выявить следующий комплекс факторов [9]:

доступность услуг и оперативность их предоставления; качество оказания услуг; компетентность персонала;

удовлетворение индивидуальных потребностей клиентов; комфорт в процессе оказания услуги; репутация и имидж фирмы; гарантии;

цены и условия оплаты.

факторы ценности, предлагаемой риэлторской организацией и воспринимаемой клиентами, должны быть отражены в бизнес-модели, что становится одной из задач следующей нотационной процедуры. отражение факторов ценности, воспринимаемой клиентами, в простейшей форме может быть представлено выходным вектором оценки услуг, что теоретически заложено в правилах проектирования любых бизнес-моделей, однако не всегда исполняется практически [12, 13]. возвращаясь к рассмотренному ранее методологическому подходу, подчеркнем в качестве значимого системного компонента объект бизнеса, относительно которого производится оценка и дальнейшие действия, или его целевое состояние, в которое объект должен прийти в результате этих действий.

нотации имеют базовый элемент, специфика которого собственно и определяет правила дальнейшего описания системы, в процессных нотациях это функция вплоть до элементарных действий. многолетняя бизнес-практика и аналитический опыт в качестве актуальной научно-практической задачи выдвигают необходимость идентификации базовых элементов бизнес-модели для конкретных видов деятельности [14]. Поэтому в рамках следующей нотационной процедуры рассмотрим базовый элемент бизнес-моделирования — конкретные функции, в результате которых достигаются цели риэлторской организации. Построение модели начинается с описания функционирования системы в виде контекстной диаграммы, которая является верхним уровнем иерархии и представляет собой наиболее обобщенную схему функционирования предметной области [15].

в комплекс функций риэлторской деятельности традиционно входят продажа, покупка, обмен и аренда недвижимости, включающие в себя подбор вариантов и сопровождение сделки, оформление документов и другие процессы. Агентство недвижимости может иметь специализацию и предоставлять целый ряд различных услуг, имеющих самостоятельную ценность. декомпозиция услуг по функциональному признаку с учетом этой самостоятельной ценности приведена на рис. 2.

рис. 2. Системообразующие функции риэлтерской деятельности с учетом комплекса входных и выходных векторов разного уровня: 1 — состояние рынка недвижимости; 2 — законодательная база; 3 — доходы сотрудников; 4 — оценка услуг; 5 — отчеты руководству; 6 — акты приема-сдачи работ; 7 — техническое обеспечение; 8 — персонал; 9 — правоустанавливающие документы; 10 — нормативная информация; 11 — заявки; 12 — данные клиента

в проектировании предложенного содержания модели выделим значимые нотационные аспекты:

функциональный набор риэлторского бизнеса для выполнения производственного описания, что отражает функциональный подход в бизнес-моделировании;

обеспечение оценки предлагаемых на рынке недвижимости услуг для использования элементов клиентского описания, что может быть реализовано во вложенной модели объекта.

Дальнейшей нотационной итерацией является выделение функциональных модулей, обеспечивающих исполнение функций, что определяется сложностью процессов и требуемой степенью детализации. Базовая риэлторская функция — покупка-продажа недвижимости — может включать следующие функциональные модули: привлечение клиента, заключение договора, подготовка сделки, оформление сделки. На следующем декомпозиционном уровне перечисленные модули включают:

привлечение клиентов: предложение услуг, проведение консультаций, предложение имеющихся вариантов;

заключение договоров: проверка правоустанавливающих документов, ознакомление клиента с договором, подписание договоров сторонами;

подготовка сделки: поиск и подбор вариантов, предварительные переговоры, показ объекта недвижимости;

заключение сделки: подготовка и проверка документов, проведение и регистрация сделки.

В выделении функциональных модулей может быть применен иной, структурный подход. Например, в [15], которая посвящена применению методов функционального моделирования бизнес-процессов для увеличения планируемой прибыли и эффективности работы агентства недвижимости с использованием программы AllFusion Process Modeler — Bpwin, риэлторская деятельность представлена следующими модулями: call-центр, деятельность риелторов, отдел поддержки работы риэлторов, бухгалтерия и финансы.

Анализ системообразующих функций, приведенных на рис. 2, может применяться при бизнес-моделировании, формировании организационной структуры, реинжиниринге бизнес-процессов, автоматизации деятельности, функционально-стоимостном анализе. Причем именно корректное выделение функционального набора как базовая нотационная процедура, обеспечивает объективную оценку системной эффективности. Совокупность риэлторских функций представляется в виде бизнес-процессов, где «на вход» поступают ресурсы, и в итоге деятельности системы и ее взаимодействия с внешней средой «на выходе» создается результат, представляющий ценность для потребителя риэлторских услуг.

В фокусе результатов бизнес-процессов и стандартов деятельности риэлторской организации разрабатываются переходная нотация к оценке системной эффективности бизнеса — метрики процессов, реализуемых для удовлетворения клиентов и достижения деловых целей [16]. Метрика бизнес-процессов должна включать в себя две группы показателей в соответствии с предложенным методологическим подходом. Ресурсная группа отражает внутреннюю операционную эффективность процессов: временные характеристики и активность цикла, затратную операционную часть, затратную капитальную часть [12, 13, 16—19]. Клиентская группа отражает результаты процесса, потребляемые процессом-клиентом: выполнение требований внутренних и внешних клиентов, заранее установленных в форме стандартов [13, 16, 19].

Следует подчеркнуть, что клиентская эффективность имеет большое значение в современных условиях изменения потребительских предпочтений [20] и зависит от качества предоставляемых риэлторских услуг, совершенствованию которого может служить оптимизация бизнес-модели.

Проблемы оценки эффективности бизнес-процессов в современной литературе [16] рассматриваются чаще всего как компоненты глобальных концепций развития: сбалансированная система показателей, бережливое производство и др. В соответствии с методикой, представленной в работе B.C. Лосева и Л.А. Козерода [18], эффективность бизнес-процесса складывается из трех показателей: эффективность по стоимости, эффективность по времени и эффективность по качеству. Стандартами ИСО 9001 предусмотрена оценка системы качества, но отсутствует разработка показателей эффективности процессов.

исходя из данного аналитического опыта и заявленного ранее методологического подхода, в качестве приоритетного критерия системной эффективности рассматриваем выходной вектор услуг, оценку которого можно произвести методом обратной связи. Существует ряд методик, позволяющих получить определенную обратную связь от клиентов, — от прямых вопросов о качестве услуг до отслеживания альтернативных выборов потребителей из линейки конкурентных предложений. Чистый индекс промоутеров или индекс чистой поддержки (NPS — Net Promoter Score) позволяет достаточно просто и оперативно оценить удовлетворенность клиентов и, соответственно, успешность бизнеса как показатель системной эффективности [20]. Онлайн-опросы для измерения лояльности клиентов с помощью индекса NPS помогают быстро узнать мнение клиентов и оперативно отреагировать на отрицательные отзывы. Кроме того, индекс NPS позволяет установить внутренние и внешние контрольные точки для сопоставления полученных результатов с конкурентами. Поэтому мы не только предлагаем обязательный учет выходного вектора оценки риэлторских услуг в бизнес-модели, но и достаточно простой и оперативный метод проведения этой оценки.

Таким образом, в статье описано расширение нотационного комплекса с включением проектирования модельного содержания и формирования эталонной модели риэлторского бизнеса. обоснованный функциональный подход с использованием элементов объектно-ориентированного подхода позволяет оптимизировать как процессы бизнес-моделирования, так и оценку системных результатов. В статье представлены декомпозиция услуг по функциональному признаку с учетом самостоятельной ценности и функциональные модули. Совершенствованию инструментария нотаций служит синхронизация функциональной модели с моделями бизнес-процессов и вложенными моделями объектов, в частности, моделью бизнес-результата. Ключевым блоком адаптированного шаблона бизнес-модели рассмотрена предлагаемая ценность, которая моделируется на основе маркетингового подхода. В свою очередь отражение факторов ценности, воспринимаемой клиентами, представлено выходным вектором оценки услуг. определены переходные к оценке системной эффективности нотации — способы оценки процессов, реализуемых для удовлетворения клиентов и достижения целей риэлторской организации.

Библиографический список

1. Al-Debei M.M., El-Haddadeh R., Avison D. Defining the business model in the new world of digital business. Proceedings of the Americas Conference on Information systems (AMCIS). Brunei University London, 2008. Режим доступа: http://works.bepress.com/ mutaz_al-debei/22. Дата обращения: 15.11.2015.

2. Исаев Р.А. Инструменты бизнес-моделирования и особенности его применения // Управление в кредитной организации. 2012. № 4. Режим доступа: http://www. reglament.net/bank/mng/2012_4.htm. Дата обращения: 17.11.2015.

3. Ланцев Е.А., Доррер М.Г. Применение агентного подхода к имитационному моделированию бизнес-процессов в нотации EEPC // Хвойные бореальные зоны. 2012. № 5—6. С. 43—48.

4. Коротаев Д.Н. функциональное моделирование бизнес-процессов предпринимательской деятельности // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2011. № 21. С. 82—86.

5. Лелюх А.Б. Качество модели бизнес-процессов как основа эффективной реализации стратегии // Вестник науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 4 (18). С. 413—417.

6. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей : Настольная книга стратега и новатора. М. : Альпина Паблишер, 2012. 288 с.

7. Osterwalder A. a better way to think about your business model. Harvard Business Review. 6 May 2013. Режим доступа: https://hbr.org/2013/05/a-better-way-to-think-about-yo. Дата обращения: 18.11.2015.

8. OvansA. What is a business model? Harvard Business Review. 23 January 2015. Режим доступа: https://hbr.org/2015/01/what-is-a-business-model. Дата обращения: 18.11.2015.

9. Разумовская А.Л., Янченко В.М. Маркетинг услуг. Настольная книга российского маркетолога-практика. М. : Вершина, 2006. 476 с.

10. Стаханов Д.В., Новиков Н.А. Теоретические и прикладные аспекты маркетинга в сфере услуг. Таганрог : Изд-во Таганрогского института им. А.П. Чехова, 2013. 221 с.

11. Федулов Д.В. Маркетинг услуг в сфере жилищного строительства. Челябинск : Изд. центр Южно-Уральского государственного университета, 2013. 114 с.

12. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. 544 с.

13. Забродин И.П., Павлов Д.В. Обоснование показателей оценки эффективности бизнес-процессов коммерческих организаций // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 38. С. 50—58.

14. Боровков П., Бучневич И., Старицына К., Глухов Е. Универсальная нотация описания налоговых моделей // Audit it.ru. Бухгалтерский учет. Налогообложение. Аудит. Режим доступа: http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a55/361651.html. Дата обращения: 20.11.2015.

15. Путькина Л.В. Особенности применения бизнес-моделей в сфере услуг // Nauka-rastudent.ru. 2015. № 10 (22). Режим доступа: http://nauka-rastudent.ru/22/2976/. Дата обращения: 21.11.2015.

16. Долгая А.А. Метрики бизнес-процессов как инструмент роста самоуправляемости предприятия // Вестник калининградского юридического института МВД России. 2012. № 1 (27). С. 131—134.

17. Валько Д.В. К вопросу о методике оценки эффективности бизнес-процессов компании // Управление в современных системах. 2014. № 4. С. 37—41.

18. Лосев В.С., Козерод Л.А. Оценка эффективности управления бизнес-процессами промышленного предприятия // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2012. № 1 (24). С. 167—178.

19. Долгая А.А. Оптимизация систем управления как результат моделирования бизнес-процессов // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 11. С. 118—124.

20. Немченко О.И. Интегральный показатель оценки качества услуг на примере агентства недвижимости федеральной риэлторской компании «Этажи» // Экономика, социология и право. 2015. № 2. С. 46—50.

Поступила в редакцию в январе 2016 г.

Об авторе: Мишланова Марина Юрьевна — кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры экономики и управления в строительстве, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, mishlanova_n@mail.ru.

Для цитирования: МишлановаМ.Ю. Инструментарий нотаций бизнес-моделирования услуг на рынке недвижимости // Вестник МГСУ 2016. № 4. С. 119—129.

M.Yu. Mishlanova

NOTATION TOOLS OF BUSINESS MODELING OF THE SERVICES ON REAL ESTATE MARKET

The article is devoted to the development of the main provisions of realtor business modeling. In the paper the development of notational complex is presented, which is involved in the design of the conceptual model, the formation of a reference model of real estate business and basic rules for the implementation of the model.

In the construction of the proposed model important notational aspects are highlighted. Functional orientation of real estate business for rendering services reflects a functional approach to business modeling. In order to ensure the assessment of the offered services it is proposed to implement a nested model of the object. A reasonable functional approach using object-based elements allows optimizing the processes of business modeling and assessment of the results.

The article discusses functional modeling of business, focusing on the results. Synchronizing the functional model with the models of business processes and sub-models of objects, in particular, the model of business result, contributes to the improvement of the notations tools.

The article presents the adaptation of the template of the business model to the conditions of the realtor activity. The proposed reference model specifies the logical scheme of decomposition activity, which detaches economic, social and other values.

The decomposition of services into functional groups with account for individual values and functional modules is presented: buying and selling real estate; mortgages and loans; rent of residential and commercial property; an independent evaluation of real estate; consultations concerning the issues of real estate transactions.

In the focus of the results of business processes and performance standards of realtor organizations transitional notation to the evaluation system efficiency of business performance is developed. The simplest method of feedback for assessing customer satisfaction and, consequently, system efficiency is offered. This method can become the basis for the development of metrics processes, which are implemented to meet customers' demands and achieve business objectives of a realtor organization.

Key words: business modeling, real estate business, notation, functional approach, object orientation, value of services, metrics of processes

References

1. Al-Debei M.M., El-Haddadeh R., Avison D. Defining the Business Model in the New World of Digital Business. Proceedings of the Americas Conference on Information Systems (AMCIS). Brunel University London, 2008. Available at: http://works.bepress.com/mutaz_al-debei/22. Date of access: 15.11.2015.

2. Isaev R.A. Instrumenty biznes-modelirovaniya i osobennosti ego primeneniya [The Tools of Business Modeling and the Peculiarities of Its Use]. Upravlenie v kreditnoy organizat-sii [Management in a Credit Organization]. 2012, no. 4. Available at: http://www.reglament.net/ bank/mng/2012_4.htm. Date of access: 17.11.2015.

3. Lantsev E.A., Dorrer M.G. Primenenie agentnogo podkhoda k imitatsionnomu mode-lirovaniyu biznes-protsessov v notatsii EEPC [Application of Agent Based Approach for Simulation Modeling of Business Processes in the Notation of EEPC]. Khvoynye boreal'nye zony, XXX [Coniferous Boreal Zones]. 2012, no. 5—6, pp. 43—48. (In Russian)

4. Korotaev D.N. Funktsional'noe modelirovanie biznes-protsessov predprinimatel'skoy deyatel'nosti [Functional Modeling of the Business Processes of Business Activity]. Vestnik Sibirskoy gosudarstvennoy avtomobil'no-dorozhnoy akademii [Proceedings of Siberian State Automobile and Highway Academy]. 2011, no. 21, pp. 82—86. (In Russian)

5. Lelyukh A.B. Kachestvo modeli biznes-protsessov kak osnova effektivnoy realizatsii strategii [Quality of Business Processes Model as the Basis for Effective Strategy Implementation]. Vestnik nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta [Vektor Nauki of Togliatti State University]. 2011, no. 4 (18), pp. 413—417. (In Russian)

6. Osterval'der A., Pin'e I. Postroenie biznes-modeley: Nastol'naya kniga stratega i novatora [Creating Business Models: Handbook of Strategist and Innovator]. Moscow, Al'pina Pablisher Publ., 2012, 288 p. (In Russian)

7. Osterwalder A. A Better Way to Think about Your Business Model. Harvard Business Review. 6 May 2013. Available at: https://hbr.org/2013/05/a-better-way-to-think-about-yo. Date of access: 18.11.2015.

8. Ovans A. What is a business model? Harvard Business Review. 23 January 2015. Available at: https://hbr.org/2015/01/what-is-a-business-model. Date of access: 18.11.2015.

9. Razumovskaya A.L.,Yanchenko V.M. Marketing uslug. Nastol'naya kniga rossiyskogo marketologa-praktika [Marketing of Services. Handbook of Russian Marketing Expert]. Moscow, Vershina Publ., 2006, 476 p. (In Russian)

10. Stakhanov D.V., Novikov N.A. Teoreticheskie i prikladnye aspekty marketinga v sfere uslug [Theoretical and Applied Aspects of Marketing in the Service Sector]. Taganrog, Izdatel'stvo Taganrogskogo instituta im. A.P. Chekhova Publ., 2013, 221 p. (In Russian)

11. Fedulov D.V. Marketing uslug v sfere zhilishchnogo stroitel'stva [Marketing of Services in the Sphere of Housing Construction]. Chelyabinsk, Izdatel'skiy tsentr Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta Publ., 2013, 114 p. (In Russian)

12. Repin V.V., Eliferov V.G. Protsessnyy podkhod k upravleniyu. Modelirovanie biznes-protsessov [Process Approach to Management. Modeling Business Processes]. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber Publ., 2013, 544 p. (In Russian)

13. Zabrodin I.P., Pavlov D.V. Obosnovanie pokazateley otsenki effektivnosti biznes-protsessov kommercheskikh organizatsiy [Justification of Indicators to Measure the Effectiveness of Business Processes of Commercial Organizations]. Ekonomicheskiy analiz: teoriya ipraktika [Economic Analysis: Theory and Practice]. 2011, no. 38, pp. 50—58. (In Russian)

14. Borovkov P., Buchnevich I., Staritsyna K., Glukhov E. Universal'naya notatsiya opisaniya nalogovykh modeley [General Notation of the Description of Tax Models]. Auditit. ru. Bukhgalterskiy uchet. Nalogooblozhenie. Audit [Auditit.ru. Accounting. Taxation. Audit]. Available at: http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a55/361651.html. Date of access: 20.11.2015. (In Russian)

15. Put'kina L.V. Osobennosti primeneniya biznes-modeley v sfere uslug [Features of Applying Business-Models in Service Industry]. Nauka-rastudent.ru. 2015, no. 10 (22). Available at: http://nauka-rastudent.ru/22/2976/. Date of access: 21.11.2015. (In Russian)

16. Dolgaya A.A. Metriki biznes-protsessov kak instrument rosta samoupravlyaemosti predpriyatiya [Metrics of Business Processes as a Tool for Autonomy Increase of an Enterprise]. Vestnik Kaliningradskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii [Proceedings of the Kaliningrad Law Institute of MIA Russia]. 2012, no. 1 (27), pp.131—134. (In Russian)

17. Val'ko D.V. K voprosu o metodike otsenki effektivnosti biznes-protsessov kompanii [To the Issue of the Assessment Technique of Business Processes Efficiency of A Company]. Upravlenie v sovremennykh sistemakh [Management in Modern Systems]. 2014, no. 4, pp. 37—41. (In Russian)

18. Losev V.S., Kozerod L.A. Otsenka effektivnosti upravleniya biznes-protsessami pro-myshlennogo predpriyatiya [Evaluation of Management Efficiency of Business Processes of Industrial Enterprises]. Vestnik Tikhookeanskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Pacific National University]. 2012, no. 1 (24), pp. 167—178. (In Russian)

19. Dolgaya A.A. Optimizatsiya sistem upravleniya kak rezul'tat modelirovaniya biznes-protsessov [Optimization of Control Systems as a Result of Modeling Business Processes]. Problemy teorii i praktiki upravleniya [Theoretical and Practical Aspects of Management]. 2014, no. 11, pp. 118—124. (In Russian)

20. Nemchenko O.I. Integral'nyy pokazatel' otsenki kachestva uslug na primere agentst-va nedvizhimosti federal'noy rieltorskoy kompanii «Etazhi» [The Integral Indicator of Assessing the Quality of Services on the Example of Real Estate Agency of the Federal Real Estate Company "Etazhi"]. Ekonomika, sotsiologiya i pravo [Economy, Sociology and Law]. 2015, no. 2, pp. 46—50. (In Russian)

About the author: Mishlanova Marina Yur'evna — Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Department of Economy and Management in the Construction, Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU), 26 Yaro-slavskoe Shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; mishlanova_n@mail.ru.

For citation: Mishlanova M.Yu. Instrumentariy notatsiy biznes-modelirovaniya uslug na rynke nedvizhimosti [Notation Tools of Business Modeling of the Services on Real Estate Market]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2016, no. 4, pp. 119—129. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.