Научная статья на тему 'План действий Совета Европы по борьбе с транснациональной организованной преступностью'

План действий Совета Европы по борьбе с транснациональной организованной преступностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
977
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОВЕТ ЕВРОПЫ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / СЕТЕВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ РАССЛЕДОВАНИЯ / ЗАЩИТА СВИДЕТЕЛЕЙ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВОЗВРАЩЕНИЕ АКТИВОВ / COUNCIL OF EUROPE / RUSSIAN FEDERATION / TRANSNATIONAL ORGANISED CRIME / CO-OPERATION THROUGH NETWORKING / SPECIAL INVESTIGATIVE TECHNIQUES / WITNESS PROTECTION / ADMINISTRATIVE SYNERGIES / ASSET RECOVERY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шалягин Дмитрий Дмитриевич

В 2012 г. Комитет министров Совета Европы принял решение акцентировать деятельность этой международной организации на проблеме транснациональной организованной преступности (ТОП), учредив специальную Рабочую группу по разработке Белой книги о ТОП и Плана действий по борьбе с ТОП на 2016-2020 гг. В указанных документах выявляются ключевые проблемы современного состояния противодействия ТОП и пути планомерного их решения, выразившиеся в пяти ключевых направлениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шалягин Дмитрий Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Action Plan of the Council of Europe on the fight against transnational organised crime

In 2012, the Committee of Ministers of the Council of Europe took the decision to focus the activities of this international organisation on the issues of transnational organized crime (TOC), establishing an Ad-hoc drafting group to develop a White Paper on TOP and Action Plan on combating TOC (2016-2020) In these documents identifies the key problems of the modern counter TOC and a systematic way of solving them, expressed in the five key areas.

Текст научной работы на тему «План действий Совета Европы по борьбе с транснациональной организованной преступностью»

УДК 341 ББК 67.9

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ СОВЕТА ЕВРОПЫ ПО БОРЬБЕ С ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ ШАЛЯГИН,

начальник кафедры прав человека и международного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, член Рабочей группы по транснациональной организованной преступности Европейского комитета

по проблемам преступности Совета Европы, кандидат юридических наук, доцент, E-mail: dshalyagin@yandex.ru Научная специальность 12.00.10 — международное право; европейское право

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В 2012 г. Комитет министров Совета Европы принял решение акцентировать деятельность этой международной организации на проблеме транснациональной организованной преступности (ТОП), учредив специальную Рабочую группу по разработке Белой книги о ТОП и Плана действий по борьбе с ТОП на 2016—2020 гг. В указанных документах выявляются ключевые проблемы современного состояния противодействия ТОП и пути планомерного их решения, выразившиеся в пяти ключевых направлениях.

Ключевые слова: Совет Европы, Российская Федерация, транснациональная организованная преступность, сетевое сотрудничество, специальные методы расследования, защита свидетелей, административное взаимодействие, возвращение активов.

Abstract. In 2012, the Committee of Ministers of the Council of Europe took the decision to focus the activities of this international organisation on the issues of transnational organized crime (TOC), establishing an Ad-hoc drafting group to develop a White Paper on TOP and Action Plan on combating TOC (2016-2020) In these documents identifies the key problems of the modern counter TOC and a systematic way of solving them, expressed in the five key areas.

Keywords: Council of Europe, Russian Federation, transnational organised crime, co-operation through networking, special investigative techniques, witness protection, administrative synergies, asset recovery.

Правовые и организационные проблемы международного сотрудничества в целях борьбы с транснациональной организованной преступностью (далее — ТОП) несмотря на существенный вклад ряда многосторонних институтов и сегодня остаются злободневными. Многое уже сделано и продолжает делаться в этой связи на универсальном уровне. Прежде всего, это политико-правовая деятельность Организации Объединенных Наций и Управления по наркотикам и преступности ООН, а также практическая деятельность Интерпола и сотрудничество на двустороннем уровне. Достаточно упомянуть, в этой связи, принятую 15 ноября 2000 г. Генеральной

Ассамблеей ООН Резолюцией № 55/25 Конвенцию против транснациональной организованной преступности [2], которая положила начало широкомасштабному сотрудничеству государств в борьбе с одним из самых масштабных криминальных вызовов XX—XXI веков.

Однако ни действующая конвенция, ни принятые в ее развитие дополнительные протоколы, к сожалению, не решают всех проблем. Преступность, особенно организованная, продолжает стремительно развиваться как количественно, так и качественно. Совершенно справедливо, что «рост транснациональной организованной пре-

ступности, затрагивающей интересы многих государств, иногда даже отдельных регионов; усложнение характера способов совершения преступных действий; видоизменение сфер осуществления преступной деятельности ... обуславливают актуальность международного сотрудничества в борьбе с преступностью в последние десятилетия» [8, с. 5].

Европа и ее региональные международные организации, в частности Совет Европы, всегда демонстрировали самые передовые подходы к решению глобальных и региональных проблем, порой даже опережая своих универсальных партне-ров1. Полагаем, что и в борьбе с транснациональной организованной преступностью Совет Европы и государства-члены способны дать адекватный ответ [7].

Транснациональная организованная преступность является ключевой проблемой для многих государств-членов Совета Европы (далее — СЕ), поскольку представляет собой серьезную угрозу верховенству права и грозит серьезными последствиями для экономики, социального развития и безопасности граждан. Национальный интерес участия России в работе по совершенствованию механизма противодействия ТОП определяется как серьезностью состояния оперативной обстановки, так и с учетом положения пункта 22, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, в котором говорится о «появлении новых форм противоправной деятельности, в частности с использованием информационных, коммуникационных и высоких технологий, и обострении угроз, связанных с неконтролируемой и незаконной миграцией, торговлей людьми, наркоторговлей и другими проявлениями транснациональной организованной преступности» [6], и таким образом относящим проблему ТОП к одной из основных угроз безопасности Российской Федерации, то очевидно, что без надлежащего международного сотрудничества в этой сфере решить проблему ТОП не представляется возможным. Согласно докладу Комитета Ев-

1 В этой связи, характерен пример ряда международно-правовых актов Совета Европы, где Организация выступила пионером международного регулирования на фоне универсальных международных организаций: по вопросам выдачи преступников, оказании взаимной правовой помощи, борьбе с кибер-преступностью, манипуляции спортивных соревнований и др. Прим. авт.

ропейского парламента по борьбе с организованной преступностью и отмыванием, сегодня в Европе активно действует примерно 3 600 международных организованных преступных групп [3]. Очевидно, что Совет Европы, как сказал Генеральный секретарь Организации Турбъерн Ягланд, являясь общеевропейской международной организацией, призванной защищать демократию, права человека и верховенство права, в рамках «большой» Европы, обязан играть все более значительную роль в борьбе против ТОП [1, с. 5].

Одним из ключевых недостатков, характеризующих современное состояние международного сотрудничества в борьбе с преступностью вообще, и с ТОП в частности, является его географическая фрагментарность [7, с. 266]. В этой связи роль СЕ, как организации объединяющей все 28 государств-членов ЕС и 19 других европейских стран, может стать площадкой, где должна определяться общеевропейская политика по консолидированной борьбе с ТОП.

Без надлежащего применения юридического инструментария международное сотрудничество затруднительно или даже невозможно. Необходимо содействовать более эффективной реализации стандартов СЕ в данной области. В целях создания общей основы для сотрудничества в вопросах уголовной юстиции по всей Европе, а иногда и за ее пределами, начиная со второй половины 50-х годов XX в. в рамках СЕ было заключено порядка 45 международных многосторонних договоров (конвенций, протоколов и соглашений) [16], а также около 120 актов мягкого права (резолюций и рекомендаций), разработанных и принятых СЕ в уголовно-правовой и антикриминальной сферах [17; 14; 15]. Эти акты охватывают такие механизмы сотрудничества, как экстрадиция, взаимная правовая помощь и передача осужденных лиц, а также направлены против конкретных форм преступности, имеющих трансграничное измерение, таких как киберпреступность, коррупция, манипуляции в спорте, нелегальный оборот медицинской продукции, терроризм, торговля людьми, торговля человеческими органами и др.

Многие из этих конвенций ратифицированы большинством государств. Кроме того, в последние годы все большее число неевропейских государств

вступили в «семью» СЕ путем присоединения к этим конвенциям.

Однако, несмотря на развитый инструментарий, как на универсальном, так и на европейском уровне, мы не можем утверждать, что сотрудничество в борьбе с ТОП сегодня ведется планомерно. В этой связи Комитет министров Совета Европы по рекомендации Европейского комитета по проблемам преступности (ЕКПП) — основного органа СЕ по антикриминальной проблематике — принял решение учредить Специальную рабочую группу по ТОП (PC-GR-COT) для разработки Белой книги о транснациональной организованной преступности, где бы были идентифицированы основные проблемы, препятствующие международному сотрудничеству государств-членов СЕ по противодействию ТОП и предложены пути решения некоторых из них, а затем на ее основе выработать четкую политику СЕ в отношении противодействия ТОП на основе Плана действий.

Одобренный 4 декабря 2015 г. Европейским комитетом по проблемам преступности и окончательно принятый Комитетом министров Совета Европы 2 марта 2016 г. План действий СЕ по ТОП на 2016—2020 гг. [4] поставил перед Советом Европы и его государствами-членами новые и беспрецедентно амбициозные цели в борьбе с ТОП, т.к. появление новых, значительных транснациональных сфер для преступной деятельности вместе с появлением новых видов преступлений с выраженным транснациональным характером, требуют новых усилий по их предупреждению, расследованию и преследованию.

Новые формы ТОП вместе с серьезными рисками, исходящих от «традиционного» типа трансграничной организованной преступности, таких как незаконный оборот наркотиков, оружия или торговля людьми, требуют скоординированных действий на международном уровне, чтобы дать максимальную поддержку государствам — членам, которые несут основную ответственность за предотвращение и борьбу с ТОП, но при этом нуждаются в эффективном сотрудничестве с другими государствами.

Частью этого нового сценария являются проблемы информационного общества, где новые технологии и специализированные цифровые средства

связи широко используются преступниками в их незаконной транснациональной деятельности. Тем не менее, новые технологии могут также являются эффективными инструментами, позволяющими сотрудникам правоохранительных органов отслеживать, выявлять и расследовать самые сложные формы ТОП. В конечном счете, общий ответ на ТОП и необходимое международное полицейское и судебное сотрудничество, дающие уголовно-правовую реакцию на ТОП, также могут извлечь выгоду из быстрых и гибких форм коммуникации нового информационного общества. Вызов заключается в преобразовании движущих факторов новых форм преступности в новые ответы, с учетом того, что формальные и неформальные международные сети сотрудничества также основаны на быстрых формах общения.

План действий учитывает сферу компетенций других международных организаций в целях усиления общей значимости, а соответствующие действия были выбраны в надежде, что они будут усиливать борьбу с ТОП.

Этот План действий призван представить конкретные предложения государствам-членам Совета Европы для эффективного решения ряда вопросов, подробно изложенных в пяти ключевых областях, определенных Белой книгой.

Представляется, что План действий должен быть реализован в течение четырех лет (2016—2020 гг.). Понятно, что совершенствование инструментов и механизмов для борьбы с некоторыми формами ТОП является задачей, которая не может быть предметом для временных рамок, т.к. это непрерывно длящаяся борьба. Основной причиной создания таких временных рамок для Плана действий является то, что более короткие сроки не позволили бы дать достаточно времени для реализации основных целей, изложенных в Белой книге. Вместе с тем, четырехлетние временные рамки позволят как дать первоначальные оценки получаемым результатам, так и позволят сделать определенные корректировки в отношении будущих действий для среднесрочной оценки, которая будет осуществляться. В завершении этого Плана действий также должен быть подготовлен окончательный отчет.

Что касается общих итогов деятельности, то некоторые результаты следует ожидать еще до того,

как окончится четырехлетний срок, в то время как некоторых других целей, которые требуют непрерывных, текущих действий, удастся достичь лишь частично, в пределах срока, установленного для исполнения настоящего Плана действий. Например, усилия по обеспечению выполнения всеми государствами-членами действий по ратификации или третьими государствами действий по присоединению к конвенциям, имеющих отношение к ТОП, потребуют постоянных усилий, явно выходящих за пределы временных рамок настоящего Плана действий.

Необходимо отметить, что в рамках четырехлетнего Плана действий, некоторые действия будут не продолжительными, в то время как другие действия, которые уже на пути к реализации или частично реализованы по-прежнему будут усиливаться и контролироваться. Кроме того, некоторые действия будут начинаться только после того, как необходимая информация была собрана и соответствующие решения будут приняты, например, о необходимости и возможности разработки новой нормативно-правовой базы.

Признается более целесообразным предложить осуществление нескольких действий одновременно, вместо того, чтобы сосредоточиться на одном действии каждый год, которое может привести к менее эффективным результатам.

План действий построен на выводах, изложенных в Белой книге о ТОП.

Представляя свой анализ и выводы по ТОП, Белая книга концентрируется на ключевых областях, где Совет Европы мог бы сделать определенное влияние и обеспечить реальные дополнительные преимущества. Таким образом, основная цель настоящего Плана действий заключается в том, чтобы обеспечить конкретные мероприятия, которые будут осуществляться в каждой ключевой области (направлении деятельности). Она имеет ту же структуру, разделяя предлагаемые действия на пять пунктов, каждый из которых соответствует одной из определенных ключевых областей.

Пятью ключевыми областями, как указано в Белой книге, являются следующие [1, с. 19—37]:

№ 1: Укрепление международного сотрудничества посредством сетей

№ 2: Специальные методы расследования № 3: Защита свидетелей и стимулы для сотрудничества

№ 4: Административное взаимодействие и сотрудничество с частным сектором № 5: Возвращение активов План действий преследует три основные цели:

• укрепление правовой базы борьбы с ТОП с фокусированием на ее гармонизации между государствами-членами;

• совершенствование имплементации правовых инструментов по борьбе с ТОП в соответствии с основными правами человека и в полном соответствии с верховенством права;

• совершенствование международного полицейского и судебного сотрудничества в сфере ТОП на общеевропейском уровне.

Для достижения этих целей в Плане действий определены три вида шагов:

а) Принятие прямых мер по улучшению практической реализации, когда это применимо:

Действия, определенные в соответствии с этим пунктом, — это действия, которые относятся к конкретной деятельности, не связанной ни с правовой базой и ее качеством, ни с укреплением потенциала; а связанные в основном с определением политики и осуществлением политических шагов. Тем не менее, принятие прямых мер также может быть связано или оказывать влияние на другие виды действий.

б) Содействие стандартизации на правовом и практическом уровне:

Под этим заголовком в Плане действий перечислены предлагаемые действия, которые считаются актуальными в целях совершенствования нормативно-правовой базы; не только с целью улучшения ее качества, но и с целью способствовать определенной степени стандартизации среди внутригосударственных правовых положений, касающихся повышения эффективности борьбы с ТОП. Кроме того, действия, направленные на обеспечение или содействие надлежащей имплементации правовых норм, также рассматриваются в данном разделе.

в) Наращивание потенциала (в отношении конкретных целевых групп, включая обучение):

Под этим заголовком План действий определяет в основном целевую группу, которая должна участвовать в деятельности по наращиванию потенциала и возможные проблемные вопросы, которые должны быть охвачены. Само собой разумеется, что определение целевой группы или категории специалистов не исключает участия, например, специалистов-практиков или других специалистов; он лишь указывает на основную целевую группу. Что касается проблемных вопросов, то предложения носят скорее общий характер и не направлены на представление точного названия или содержания. Это требует разработки совместно с участвующими органами, и они должны быть согласованы со всеми мониторинговыми органами, с тем чтобы избежать пробелов и/или дублирования.

Все шаги, предлагаемые в настоящем Плане действий, рассматриваются как эффективные и своевременные в борьбе с ТОП с учетом двух элементов: их приоритет с точки зрения времени и осуществимость их реализации наиболее успешным образом. Критерии эффективности затрат также были учтены при подготовке предложений о действиях и конкретных шагах. Тем не менее, применение этих критериев не привело к исключению соответствующих предложений, несмотря на их, предположительно, более высокие затраты.

Широкий набор мер, предложенных в рамках этого Плана действий должен лечь в основу программ, рассчитанных на реализацию в течение всего периода четырех лет. С точки зрения разработки и реализации предложенных мероприятий, установление приоритетов было исключено из Плана действий по ряду причин:

• сфера действия уже была ограничена путем определения лишь пяти ключевых областей в Белой книге;

• многие действия неизбежно связаны между собой;

• некоторые действия, которые не могут рассматриваться в качестве приоритетной задачи с точки зрения непосредственного воздействия, являются, тем не менее, крайне важными для получения необходимых знаний, которые могли бы способствовать осуществлению других шагов.

В то время как расстановка приоритетов среди шагов преднамеренно в Плана действий не осуществлялась, тем не менее, есть некоторые действия, которые были идентифицированы как важные из-за их решающего значение для укрепления сотрудничества в борьбе с ТОП. Ниже приведен список, который никоим образом не является исчерпывающим, содержащий действия, которые были определены практиками как «основные шаги»: создание подгруппы по ТОП в рамках Совета Европы; действия, связанные с судебными сетями и функционированием контактных пунктов по ТОП; и другие действия, связанные с ускорением исполнения международных судебных запросов о сотрудничестве.

С этой точки зрения, «Укрепление международного сотрудничества посредством сетей» можно было бы рассматривать в качестве приоритетной задачи, из-за его всеобъемлющего влияния на цели, которые предусмотрены в рамках других ключевых областей. Сказав это, тем не менее считаем, что все пять ключевых областей имеют равное значение и также поддерживаются общими действиями в рамках сквозных или взаимосвязанных областей.

В ключевой области 1 (Укрепление международного сотрудничества посредством сетей), если приоритет должен быть идентифицирован, то он должен выглядеть следующим образом: во-первых, прямое действие для осуществления; во-вторых, стандартизация на правовом и практическом уровне. Тем не менее, такой приоритет не будет применяться к ключевым областям 4 (Административное взаимодействия и сотрудничество с частным сектором) и 5 (Возвращение активов), где шаги в рамках «Прямых действий для реализации» и «Совершенствование правовой и практической стандартизации» являются в равной степени важными; в этих областях обеспечение соответствующих исследований имеет первостепенное значение.

В каждой из областей, порядок, в котором перечислены действия, могут быть использованы в качестве ориентира для определения приоритетов, с учетом того, что все действия уже признаны целесообразными.

Наращивание потенциала является еще одним общим приоритетом, но, т.к. это длящееся действие

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

и в нем существует общая потребность, то оно будет планироваться и осуществляться на постоянной основе.

Реализация предложенных мероприятий должна быть согласована на центральном уровне в рамках Секретариата Совета Европы. Как заявлено в Белой книге, мониторинговые органы и руководящие и экспертные комитеты Совета Европы имеют многолетний опыт и высокую специализацию в различных областях, которые непосредственно связаны с ТОП и способны адресовать многогранные проблемы ТОП в общеевропейском контексте. Поэтому при осуществлении настоящего Плана действий, Совет Европы должен включать его органы, обладающих специальными знаниями в конкретных областях. Такими органами являются Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (MONEYVAL)2 [18]; Группа сотрудничества по борьбе со злоупотреблением и незаконным оборотом наркотиков (Группа Помпиду)3 [19]; Комитет экспертов по вопросам функционирования европейских конвенций о сотрудничестве по уголовным делам (PC-OC)4 [20]; Группа государств против коррупции (GRECO)5 [12]; Комитет экспертов по терроризму (CODEXTER)6 [9]; Группа экспертов по борьбе с торговлей людьми (GRETA)7 [13]; Комитет Конвенции по киберпреступности

2 MONEYVAL является межправительственной группой экспертов, целью создания которой является обеспечение государствам-членам Совета Европы наличия эффективной системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма и возможности выполнения соответствующих международных стандартов в этих областях. Прим. авт.

3 Группа Помпиду способствует развитию междисциплинарной, эффективной и обоснованной политики в отношении проблемы наркотиков в государствах-членах, объединяя практику, науку и политику в направлении реализации программ по борьбе с наркотиками. Прим. авт.

4 Комитет PC-OC осуществляет мониторинг всех документов Совета Европы в сфере международного сотрудничества по уголовно-правовым вопросам. Он разрабатывает (согласовывает) новые обязывающие и инициативные нормы и осуществляет их мониторинг, включая разработку практического проблемно-ориентированного сопровождения, его применение или толкование. Прим. авт.

5 Группа GRECO следит за исполнением документов и стандартов Совета Европы по борьбе с коррупцией. Прим. авт.

6 CODEXTER является межправительственным комитетом, который координирует осуществление деятельности в приоритетных областях в рамках мер по борьбе с терроризмом и следит за исполнением документов Совета Европы против терроризма. Прим. авт.

7 Группа GRETA следит за применением Конвенции Совета

Европы о противодействии торговле людьми. Прим. авт.

(T-CY)8 [21] и Конференция Сторон Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма (COP-198)9 [11].

Существует огромное количество информации, связанной с ТОП, которая уже собрана и проанализирована различными мониторинговыми органами Совета Европы, и которую необходимо аккумулировать для эффективного противодействия ТОП. Учитывая, что каждый орган имеет конкретный мандат, то может оказаться невыполнимым распространение деятельности этих органов на проблему ТОП.

Оценка результатов осуществления Плана действий предусмотрена в два этапа: через два года после начала реализации и по завершению четырехлетнего периода. Выводы, которые будут сделаны по итогам этих оценок результатов, должны использоваться для корректировки хода выполнения Плана.

Предложения, содержащиеся в Белой книге о ТОП, и шаги, изложенные в Плане действий по борьбе с ТОП, как мы надеемся, не только послужат повышению эффективности борьбы с этим криминальным феноменом, но и снизят эффект фрагментарности европейского сотрудничества как в этой специфической сфере, так и в других смежных областях. Кроме того, для Российской Федерации, активно участвовавшей в разработке Белой книги и Плана действий по борьбе с ТОП, важно использовать «окно возможностей» на антикриминальном треке сотрудничества с Советом Европы в качестве адекватной альтернативы планомерному взаимодействию по линии ЕС [5], снизившему свою активность по известным политическим причинам.

Литература

1. Белая книга о транснациональной организованной преступности. Перевод Горшеневой

8 В Комитете T-CY представлены государства—участники Конвенции по киберпреступности для мониторинга за ее эффективным осуществлением. Целью Комитета является обмен информацией о существенных правовых, политических или технических достижениях, относящихся к киберпреступности и сбор доказательств в электронной форме. Прим. авт.

9 COP 198 — это Конференция Сторон Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма, являющейся мониторинговым механизмом к Конвенции CETS 198. Прим. авт.

И.А., Шалягина Д.Д. Council of Europe Publishing. Strasbourg, 2014. // URL: http://www.coe.int/t/DGHL/ STANDARDSETTING/CDPC/PC-GR-COT/White-paper-Web_ RU.pdf

2. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/orgcrime.shtml

3. Мереминская Е. Порабощенная Европа. Торговля людьми в Евросоюзе приносит €25 млрд в год. Газета.т. 14.10.2013. /// URL: http://www.gazeta. ru/business/2013/10/14/5704821.shtml

4. План действий Совета Европы по борьбе с транснациональной организованной преступностью. Перевод Горшеневой И.А., Шалягина Д.Д. Страсбург: Совет Европы, М.: МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя, 2016.

5. План совместных действий России — ЕС по борьбе с организованной преступностью 2000 г., // URL: http://www.russianmission.eu/userfiles/file/ action_plan_to_fight_crime_2000_russian.pdf

6. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // URL: http://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html

7. Шалягин Д.Д. Актуальные аспекты реализации плана действий Совета Европы по борьбе с транснациональной организованной преступностью. Статья. Актуальные проблемы современного международного права: материалы XIV Международного конгресса «Блищенковские чтения»: в 2 ч. / отв. ред. А.Х. Абашидзе. Москва, 16 апреля 2016 г. М.: РУДН, 2016, Ч. 1, С. 265—279.

8. Шалягин Д.Д., Пузырева Ю.В. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью: учебное пособие. М.: МосУ МВД России, 2014.

9. CODEXTER — Committee of Experts on Terrorism. // URL: http://www.coe.int/en/web/counter-terrorism/codexter

10. PC-OC — Committee of Experts on the Operation of European Conventions on Co-operation in Criminal Matters. [Электронный ресурс] URL: http:// www.coe.int/en/web/ transnational-criminal-justice-PCOC

11. COP-198 — Conference of the Parties to the CETS 198. [Электронный ресурс] URL: http://

www.coe.int/t/dghl/monitoring/cop198/about/about_ en.asp

12. GRECO — Group of States against Corruption. [Электронный ресурс] URL: http://www.coe.int/en/ web/greco

13. GRETA — Group of Experts on Action against Trafficking in Human Beings. // URL: http://www.coe. int/en/web/anti-human-trafficking

14. Council of Europe Committee of Ministers Recommendation Rec(2001)11 of the Committee of Ministers to member states concerning guiding principles on the fight against organised crime. // URL: https://wcd. coe.int/com.instranet.InstraServlet?command=com. instranet. CmdBlobGet&InstranetImage=531010&Sec Mode=1&DocId=21280&Usage=2

15. Council of Europe Committee of Ministers Recommendation Rec(2005)9 of the Committee of Ministers to member states on the protection of witnesses and collaborators of justice. // URL: http://selec.org/doc/CoE% 20Reccomendation.witness%20protection% 202005.pdf

16. European Committee on Crime Problems (CDPC). Conventions elaborated under the authority of the CDPC. // URL://http://www.coe.int/ru/webI conventions/full-list

17. European Committee on Crime Problems (CDPC). Resolutions and recommendations elaborated under the authority of the CDPC. // URL://http: /^ww^oeint/t/dghl/standardsetting! cdpc/2Recommendations.asp

18. MONEYVAL — Committee of Experts on the Evaluation of Anti-Money Laundering Measures and the Financing of Terrorism. // URL://http://www. coe.int/t/dghl/monitoring/moneyval/About/About_ MONEYVAL_en.asp

19. Pompidou Group — Co-operation Group to Combat Drug Abuse and Illicit Trafficking in Drugs. // URL : //http: //www.coe.int/T/DG3/Pompidou/default_ en.asp

20. PC-OC — Committee of Experts on the Operation of European Conventions on Co operation in Criminal Matters. // URL://http://www.coe.int/t/dghlI standardsetting/pc-oc/

21. T-CY — Cybercrime Convention Committee [Электронный ресурс] URL: http://www.coe.int/enI web/cybercrime/tcy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.