Научная статья на тему 'План деревни Боросвидь в представлении ее жителей (опыт использования метода ментальной карты)'

План деревни Боросвидь в представлении ее жителей (опыт использования метода ментальной карты) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экспедиция / социокультурная психология и антропология / Архангельская область / Каргопольский район / деревенский быт / ментальные карты / expedition / socio-cultural psychology and anthropology / Arkhangelsk Oblast / Kargopolsky district / rural life / mind maps

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гневшева Матрёна, Макарова Евгения, Ткаченко Наталья Владимировна

Через анализ ментальных карт, нарисованных жителями деревни, авторы анализировали восприятие пространства, рассматривая карты по таким критериям как порядок рисования, детализация, точность, масштабирование. Статья опубликована в рамках отчета экспедиционной группы «Социокультурная психология и антропология» школы № 1553 имени В. И. Вернадского по результатам исследования лета 2023 года в Каргопольском районе Архангельской области — кусте деревень села Боросвидь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Гневшева Матрёна, Макарова Евгения, Ткаченко Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Plan of the Borosvid Village in the View of its Inhabitants (Experience Using the Mind Map Method)

Through the analysis of mind maps drawn by villagers, the authors analyzed the perception of space, considering maps according to criteria such as drawing order, detail, accuracy, and scaling. The article was published as part of the report of the expedition group “Socio-Cultural Psychology and Anthropology” of School No. 1553 named after V. I. Vernadsky based on the results of a study of the summer, 2023, in the Kargopolsky district of the Arkhangelsk Oblast—a cluster of villages in Borosvid.

Текст научной работы на тему «План деревни Боросвидь в представлении ее жителей (опыт использования метода ментальной карты)»

Гневшева Матрёна, Макарова Евгения

План деревни Боросвидь в представлении ее жителей

(опыт использования метода ментальной карты)

The Plan of the Borosvid Village in the View of its Inhabitants (Experience Using the Mind Map Method)

Аннотация. Через анализ ментальных карт, нарисованных жителями деревни, авторы анализировали восприятие пространства, рассматривая карты по таким критериям как порядок рисования, детализация, точность, масштабирование. Статья опубликована в рамках отчета экспедиционной группы «Социокультурная психология и антропология» школы № 1553 имени В. И. Вернадского по результатам исследования лета 2023 года в Каргопольском районе Архангельской области — кусте деревень села Боросвидь. Ключевые слова: экспедиция, социокультурная психология и антропология, Архангельская область, Каргопольский район, деревенский быт, ментальные карты

Abstract. Through the analysis of mind maps drawn by villagers, the authors analyzed the perception of space, considering maps according to criteria such as drawing order, detail, accuracy, and scaling. The article was published as part of the report of the expedition group "Socio-Cultural Psychology and Anthropology" of School No. 1553 named after V. I. Vernadsky based on the results of a study of the summer, 2023, in the Kargopolsky district of the Arkhangelsk Oblast—a cluster of villages in Borosvid. Keywords: expedition, socio-cultural psychology and anthropology, Arkhangelsk Oblast, Kargopolsky district, rural life, mind maps

Гневшева

Матрёна,

ученица 10-го класса ГБОУ школа № 1553 имени В. И. Вернадского, г. Москва e-mail:

[email protected]

Макарова

Евгения,

ученица 9-го класса ГБОУ школа № 1553 имени В. И. Вернадского, г. Москва

e-mail: [email protected]

Введение

В июле 2023 года экспедиционная группа «Социокультурная психология и антропология» поехала в село Боросвидь Каргопольского района Архангельской области. В Боросвидь из Каргополя ведет Санкт-Петербуржский тракт (80 км по тракту и потом еще 10 км отворот к реке Свидь).

Научный консультант:

Ткаченко

Наталья

Владимировна,

кандидат психологических наук

Matryona

Gnevsheva,

Student of the 10th grade, School No. 1553 named after V. I. Vernadsky, Moscow

Evgenia

Makarova,

Student of the 9th grade, School No. 1553 named after V. I. Vernadsky, Moscow

Scientific adviser:

Natalya Tkachenko,

Ph. D. in Psychology

Село Боросвидь состоит из куста деревень: Бор и Свидь; в Бору находятся следующие деревни: на левом берегу Свиди, где подходит дорога — Давыдово и Заполье — наиболее жилые; Межная и Волта — нежилые; на правом берегу, куда можно попасть только через реку, — Самсоново и Исаково (по несколько «дачных» домов), нежилая Лавровская. Мы работали в деревне Давыдово и Заполье, а также посещали Самсоново. Эти деревни в настоящее время можно рассматривать как дачный тип поселения, только в Давыдово круглогодично живут 3 человека (2 дома), именно к ней приходит дорога. В Давыдово находится Георгиевская церковь. Давыдово пространственно организована вдоль реки Свидь, а также вдоль улицы, которая идет параллельно реке. От центральной улицы к реке также отходят несколько оврагов и две маленькие улочки. Заполье практически примыкает к деревне Давыдово, к ней от церкви отходит дорога и переходит в одну улицу деревни, отходящую от реки. Улицы двух деревень соединяются друг с другом недалеко от церкви. Около реки на высоком берегу идет линия домов, а под склоном — линия домиков для лодок и бань. Практически напротив церкви, через овраг и улицу — находится новая сцена, сооруженная недавно жителями, на которой проходит День деревни и другие мероприятия.

Основная цель нашей группы — исследование современного состояния традиционной культуры Русского Севера, и в том числе то, как происходит трансформация древнего села Боросвидь в современное дачное поселение.

Одна из задач исследований — изучение образа деревни в представлении ее жителей. Эту задачу мы решали с применением метода ментальных карт [Вандышев и др., 2013; Веселкова, 2010].

Ментальная карта — это инструмент для визуализации мышления, используемый для сбора информации, ее анализа, запоминания и генерирования новых идей, предложенный Тони Бьюзеном в 1960-х годах. Параллельно идеи ментальной карты стали использоваться в психологических исследованиях, с целью помочь клиенту визуализировать мысли и переживания, выполняя функцию проективных методов [Глазков, 2013; Глазков, 2015].

Мы давали респонденту лист, карандаш и просили нарисовать то, как он видит Боросвидь, нарисовать план деревни. В процессе зарисовки мы уточняли, что именно рисует информант, почему он начал рисовать именно с этого объекта, что он помечает теми или иными символами.

В нашем исследовании приняло участие 15 человек, проживающих в селе Боросвидь круглый год или только летом (но родом из этих мест). В выборку попали жители деревень Давыдово и Заполье. Из них 9 детей и 6 взрослых.

Мы адаптировали инструмент ментальных карт с целью посмотреть, как в мысленном представлении жителей

Гневшева Матрёна, Макарова Евгения

отражено пространство их деревни. Для анализа полученных рисунков мы выделили 5 категорий, которые основаны на процессе зарисовки плана деревни, и по ним в дальнейшем рассматривали карты. Это помогло узнать внутреннее представление деревни респондентом (как в мысленном представлении жителей отражено пространство их деревни). Категории, по которым мы оценивали ментальные карты, были следующими:

1 — с какой части листа начал рисовать респондент;

2 — с какого объекта начал рисовать;

3 — детализация карты;

4 — точность карты;

5 — масштабирование.

В категориях мы использовали шкалы оценивания. Они состоят из трех уровней: высокий, низкий и средний. Эти шкалы помогли нам оценить значимость объектов по каждому из параметров. Поэтому в нашем случае ментальная карта позволила узнать какой объект является основным пространством жизнедеятельности. Мы сформулировали исследовательский вопрос: будет ли река наиболее значимым объектом для жителей деревни Давыдово села Боросвидь? Так как река — это один из основных видов занятий (таких как купание и рыбалка) в деревне, в которой в основном живут только в «дачный сезон».

Анализ

Часть листа и первый нарисованный объект

Часть листа, с которой начал рисовать респондент и первый нарисованный объект помогли понять то, насколько респондентам важен тот или иной фрагмент деревни, а также выделить объект, который скорее всего имеет наиболее высокую значимость.

Мы заметили, что больше половины респондентов начинали свой план деревни с дороги, с центральной линии листа. Остальные опрошенные начинали рисунок или со своего дома, или с реки, из разных частей листа. Из этого следует, что внутренний план деревни напрямую связан с основной коммуникативной хордой. Возможно, это связано с тем, что дорога является ключевым объектом, связывающим людей. По ней люди ходят, въезжают и выезжают из деревни. Поэтому мы предположили, что люди на подсознательном уровне выделяют дорогу, как главный и «центральный» объект в деревне.

Респонденты, которые начали свой план с реки, возможно, считают, что это наиболее значимый для респондента ресурс, который помогает им в быту, а также является источником отдыха жителей (рыбалка). Также были информанты, начавшие план со своего дома. Мы считаем, что это напрямую связано с тем, что основная деревенская жизнь этих людей крутится около их дома.

Детализация

Детализация — это то, насколько подробно респондент прорисовал деревню (тот или иной объект). Высоким уровнем детализации карты мы считаем тот уровень, когда почти все объекты или выделены какими-то ассоциациями, или тщательно прорисованы. Средним уровнем мы маркировали те карты, в которых помечено меньше половины объектов. Низкий уровень детализации — тот уровень, где прорисовано (или выделено) только несколько объектов.

Мы заметили, что у большей части респондентов уровень детализации низкий. Почти у каждого информанта основная часть деревни не прорисована, но чаше всего прорисован или отмечен отдельно тот или иной объект. Больше всего прорисовывали свои дома, а также дома друзей, церковь.

Низкая детализация может быть связана с тем, что люди здесь не проживают на постоянной основе, а приезжают только на лето. Для респондентов эта деревня не является тем пространством, в котором проходит основная активность жизни, а также какие-то значимые события. Поэтому они прорисовывали только вышеперечисленные объекты, так как деревенская жизнь в основном связана с этими местами.

Точность рисунка

Точность рисунка — это то, насколько правильно, в сравнении с точной картой деревни, респондент нарисовал план: количество домов, правильность их расположения, другие различные объекты.

Мы проанализировали точность карт респондентов разных возрастов. Можно предположить, что карты, нарисованные детьми, не будут соответствовать реальному плану, так как дети не сильно нуждаются в ориентировании, также это может быть связано с тем, что респонденты младшего возраста не очень долгое время пробыли в этой деревне и из-за этого могли не точно запомнить правильное и точное расположение объектов в ней, в отличие от взрослых, которые чаще ориентируются на местности в контексте значимых объектов, включенных в их деятельность. Однако наша гипотеза не подтвердилась. У одного взрослого точность карты была совсем низкая, был нарисован только небольшой кусочек главной дороги. У остальных карт точность повыше, но все равно есть недостающие объекты деревни. Карты, нарисованные детьми, делятся на два уровня точности: низкий и средний. Причем карты со среднем уровнем точности очень схожи с картами, которые нарисовали взрослые. Из этих данных нельзя выявить зависимость точности карты от возраста респондента.

Гневшева Матрёна, Макарова Евгения

Масштаб

Масштаб — соотношение объектов друг с другом, в сравнении с реальными размерами. К примеру объект, который наиболее важен, рисуют большего размера, в отличие остальных.

В данном случае мы выделили дорогу, которую чаще всего рисовали большего размера, в отличие от домов. Это опять говорит нам о том, что именно дорога является ключевым объектом деревни для большинства респондентов.

Заключение

Составив таблицу и проанализировав ментальные карты, мы сделали следующие выводы:

1. В образе деревни у современных жителей Боросвиди река не является наиболее значимым объектом. Также были случаи, когда реки вовсе не было на планах деревни, респонденты не выделяли ее как часть деревни в своем представлении. Проанализировав ментальные карты по всем критериям оценивания, мы выявили, что дорога для большинства респондентов оказалась наиболее значимым объектом.

Возможно, это связано с тем, что современные жители в село приезжают по дороге и она для них является ключевым «входом» и «выходом» в деревню, в которой большинство из них проживают только летом. Раньше, дороги не было и связь с «внешним миром» была только по реке Свидь. Можно предположить, что тогда, до 1980-х годов, когда в деревню можно было приехать только по реке, река была в центре ментальной карты.

2. Ментальные карты взрослых и детей не сильно отличаются друг от друга. Большинство жителей и старшего, и среднего, и младшего поколения проживают деревню в первую очередь через улицу и дорогу, а река ушла на второй план. При этом дома связываются с их владельцами, для старшего поколения чаще всего изначальных, а не актуальных. иш

Литература:

Вандышев и др., 2013 - ВандышевМ. Н, ВеселковаН. В., ПрямиковаЕ. В. Места памяти и символический капитал территорий в ментальных картах горожан // Журнал социологии и социальной антропологии, 2013. Т. XVI. № 3 (68). С. 101-111.

Веселкова, 2010 - Веселкова Н. В. Ментальные карты города: вопросы методологии и практика использования // Социология: методология, методы, математическое моделирование, 2010. № 31. С. 5-29.

Глазков, 2013 — Глазков К. Ментальные карты: способы анализа, погрешность и пространственная метрика // Социология власти, 2013. № 3. С. 39-56.

Глазков, 2015 - Глазков К. Ментальные карты: ограничения метода и образ «чужого» в малом городе // Laboratorium, 2015. Т. 7. № 3. С. 106-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.