Научная статья на тему 'Праздники села Боросвидь в XXI веке'

Праздники села Боросвидь в XXI веке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экспедиция / социокультурная психология и антропология / Архангельская область / Каргопольский район / деревенский быт / праздники / традиции / самодеятельность / expedition / socio-cultural psychology and anthropology / Arkhangelsk Oblast / Kargopolsky district / rural life / holidays / traditions / amateur activities

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Полетаева Софья, Лифшиц Евгения, Адамян Луиза Игоревна

В статье рассмотрены как традиционные религиозные и государственные праздники, отмечаемые жителями деревни, так и «День деревни» созданный местными жителями чуть более десяти лет назад. Статья опубликована в рамках отчета экспедиционной группы «Социокультурная психология и антропология» школы № 1553 имени В. И. Вернадского по результатам исследования лета 2023 года в Каргопольском районе Архангельской области — кусте деревень села Боросвидь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Полетаева Софья, Лифшиц Евгения, Адамян Луиза Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Holidays of the Borosvid Village in the 19th Century

The article examines both traditional religious and public holidays celebrated by the villagers, as well as the “Village Day” created by residents a little more than ten years ago. The article was published as part of the report of the expedition group “Socio-Cultural Psychology and Anthropology” of School No. 1553 named after V. I. Vernadsky based on the results of a study of the summer, 2023, in the Kargopolsky district of the Arkhangelsk Oblast—a cluster of villages in Borosvid.

Текст научной работы на тему «Праздники села Боросвидь в XXI веке»

Полетаева Софья, Лифшиц Евгения

Праздники села Боросвидь в XXI веке

Holidays of the Borosvid Village in the 19th Century

Аннотация. В статье рассмотрены как традиционные религиозные и государственные праздники, отмечаемые жителями деревни, так и «День деревни» созданный местными жителями чуть более десяти лет назад. Статья опубликована в рамках отчета экспедиционной группы «Социокультурная психология и антропология» школы № 1553 имени В. И. Вернадского по результатам исследования лета 2023 года в Каргопольском районе Архангельской области — кусте деревень села Боросвидь. Ключевые слова: экспедиция, социокультурная психология и антропология, Архангельская область, Каргопольский район, деревенский быт, праздники, традиции, самодеятельность

Abstract. The article examines both traditional religious and public holidays celebrated by the villagers, as well as the "Village Day" created by residents a little more than ten years ago. The article was published as part of the report of the expedition group "Socio-Cultural Psychology and Anthropology" of School No. 1553 named after V. I. Vernadsky based on the results of a study of the summer, 2023, in the Kargopolsky district of the Arkhangelsk Oblast—a cluster of villages in Borosvid.

Keywords: expedition, socio-cultural psychology and anthropology, Arkhangelsk Oblast, Kargopolsky district, rural life, holidays, traditions, amateur activities

В этом году группа «Социокультурная психология и антропология» отправилась на Русский Север, в село Боросвидь. Боросвидь — общее название нескольких деревень: Давыдово (большая деревня, считается «центром» Боросвиди) и Заполье (деревня поменьше, состоящая всего из одной улицы). И еще несколько деревень, в которых летом только несколько жилых домов (Самсоново и Исаково) и уже совсем нежилые деревни (Межное, Волта, Лавровская) [Тормосова, 2017]. Ранее в Боросвиди жили люди на постоянной основе, но в период перестройки большинство жителей покинули свой родной дом в поисках работы и приезжают на родину только летом.

Село стало дачным поселением. В наше время в селе круглый год живут только две семьи. Поэтому из обихода ушли многие календарные праздники [Макашина и др., 2011],

Полетаева

Софья,

e-mail:

[email protected]

Лифшиц

Евгения,

e-mail: [email protected]

ученицы 8-го класса ГБОУ школа № 1553 имени В. И. Вернадского, г. Москва

Научный консультант:

Адамян

Луиза Игоревна

Sofya Poletaeva,

Evgenia Lifshits,

Students of the 8th grade, School No. 1553 named after V. I. Vernadsky, Moscow

Scientific adviser:

Luiza Adamyan

Исследователь/Researcher • 1-2/2024

321

ь1

Экспедиции и образовательные путешествия

проводимые в осенне-зимний период времени. Зимой постоянные жители деревни отмечают Новый год, Рождество, однако эти праздники сейчас уже нельзя назвать общедеревенскими.

Праздники, отмечаемые жителями

По словам респондентки Людмилы Григорьевны Селивоник (1949 г. р.), в весенне-летний период люди отмечают такие праздники как: Троица, День Ивана Купалы, День деревни, День пионерии, 9 мая.

День Святой Троицы — седьмая неделя после Пасхи — праздник, широко отмечаемый в центральных и южнорусских районах России. К этому празднику была приурочена стойкая традиция поминания умерших и посещения кладбищ. Слова респондентки Людмилы Григорьевны Селивоник подтверждают эту информацию, взятую из книги «Календарные и семейные праздники Русского Севера» Т. С. Макашиной, А. В. Фроловой, О. А. Тучиной [Макашина и др., 2011]: «На Троицу ходят на кладбище, цветы носят. Те, у кого есть там друзья, родственники».

Так же в книге мы прочитали что, в суровых климатических условиях Архангельского Севера сформировался своеобразный купальский ритуал: накануне Ивана Купалы все обязательно парились в бане специальными вениками с целебными травами. После бани эти же веники служили и для гадания: девушки выходили к реке и смотрели, поплывет или утонет брошенный в нее веник. Считалось: в какую сторону веник поплывет, в ту сторону девушка и замуж выйдет. «В Иванов день ломали веники березово, осиново, рябиново и украшали их цветами всякими, ромашками, васильками. В бане парились ивановскими вениками, только помашемся и приговариваем — шелков веник, бумажно тело. Потом побежим веники в реку бросать. У кого потонет — несчастье, может, и помрет в этом году, у кого нет — хорошо будет». А наша респондентка Людмила Григорьевна Селивоник рассказала нам следующее: «В День Ивана Купалы женщины села водят хороводы, прыгают через костер, гадают на суженых по венкам». Из этого мы можем сделать вывод, что традиции изменяются, а жизнь деревни продолжается.

Как рассказывала Светлана Сергеевна Леонтьева (1949 г. р.), каждый год 9мая соседи организовывают «Бессмертный полк». Ходят к могиле неизвестного солдата, установленной в деревне Давыдово, читают стихи, поминают погибших.

В нашем докладе отдельное внимание уделено «Дню деревни». В этом году нам удалось посетить и принять участие в концерте. Проходил он 18 июля, но дата этого праздника не фиксирована. Она изменяется каждый год таким образом, чтобы в день проведения праздника в деревне было максимальное

322

Исследователь^е8еаг^ег • 1-2/2024

I Полетаева Софья, Лифшиц Евгения

количество людей и самая хорошая погода. Дату праздника объявляют в социальных сетях и на доске объявлений, туда же после проведения концерта выкладывается видеозапись.

День деревни

В этом году нашей экспедиционной группе посчастливилось побывать на «Дне деревни». В связи с этим мы заинтересовались историей данного праздника в современном летнем сообществе жителей Боросвиди. Как рассказывала жительница села Боросвидь Людмила Григорьевна Селивоник, традиция отмечать «День деревни» зародилась не так давно, всего 12 лет назад. Тогда, внучка Людмилы Григорьевны Селивоник подошла к ее дочери (Наталье Игоревне (девич. Селивоник)) и спросила: «Почему во всех деревнях [близлежайших к Боросвиди — Кречетово, Хотеново, Тихманьга и др.] есть свой праздник, а у нас такого нет?» Первые концерты проводились просто на перекрестке дорог, не было сцены. Девушки села разбивали колени, танцуя на дороге. Поэтому было решено соорудить сцену. Изначально праздник задумывался, как развлечение для детей, так как репетиции концерта, в котором преимущественно участвуют дети, проводятся каждый день и не дают заскучать. Молодое поколение села с большой ответственностью подходит к делу подготовки к празднику. Но и взрослые тоже не скучают, готовят к празднику стихи, песни, юмористические сценки. «И дети сблизились, и взрослые. Все с удовольствием выступают» — говорит Л. Г. Селивоник о влиянии празднования «Дня деревни» на взаимоотношения между людьми. На праздник приезжают люди из окрестных сел. Так, в этом году певческий ансамбль из Кречетово приехал по приглашению организаторов Дня деревни в Боросвиди и исполнял различные песни. После концерта для детей деревни накрывают «детский стол». После того, как поедят дети, к еде приступают взрослые. Также Людмила Григорьевна Селивоник, уже после праздника говорила: «Ну вот и закончились репетиции, теперь снова внуки скучать будут; так им хоть заняться было чем...». Репетиции служат мотивацией детей, подростков и молодежи приезжать летом в Боросвидь.

Как говорила Светлана Сергеевна Леонтьева, иногда в «День деревни» устраивают тематические концерты: в 2020 году (75 лет победы в ВОВ) концерт был посвящен Дню победы; в 2021 году на празднике внуки рассказывали о своих предках — дедах, бабушках.

После общения с респондентами и изучением собранного материала, создалось общее ощущение того, что жители деревни гордятся их общим праздником. Помимо этого, большая часть жителей Боросвиди тем или иным образом связаны с этим местом. Либо они родились здесь, либо их близкие

Исследователь^евеаг^ег • 1-2/2024

323

Экспедиции и образовательные путешествия

родственники. Поэтому «День деревни» можно назвать праздником, который здесь и сейчас объединяет современное летнее сообщество жителей деревни и связывает их друг с другом и корнями в данном селе. «День деревни» и правда сплачивает людей, консолидирует сообщество жителей Боросвиди в летний период. Маленький, но такой большой общий праздник.

Праздник «День деревни» в Боросвиди стал в последние годы одной из узловых точек взаимодействия почти всех жителей села. Также этот праздник можно назвать самой яркой частью жизни Боросвиди в году.

Литература:

Макашина и др., 2011 — Макашина Т. С., Фролова А. В., Тучина О. А. Календарные и семейные праздники Русского Севера (конец XIX — начало XX веков): праздник в селе, праздник в семье. М.: Звезда и крест, 2011. 258 с.

Тормосова, 2017 — Тормосова Н. И. Каргополье: история исчезнувших волостей. Каргополь: Каргопольский музей, 2017. 711 с.

324

Иссдедоватедь/РезеагсИег * 1-2/2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.