Научная статья на тему 'Трансформация куста деревень Боросвидь в дачное поселение'

Трансформация куста деревень Боросвидь в дачное поселение Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экспедиция / социокультурная психология и антропология / Архангельская область / Каргопольский район / деревенский быт / трансформация деревни / expedition / socio-cultural psychology and anthropology / Arkhangelsk Oblast / Kargopolsky district / rural life / village transformation

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кемпф Александра, Кузнецова Надежда, Картавцев Илья, Обухов Алексей Сергеевич

В статье представлена история куста деревень Боросвидь, процесс трансформации рассмотрен через призму исторических событий. Приведены цитаты из воспоминаний старожилов. Статья опубликована в рамках отчета экспедиционной группы «Социокультурная психология и антропология» школы № 1553 имени В. И. Вернадского по результатам исследования лета 2023 года в Каргопольском районе Архангельской области — кусте деревень села Боросвидь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кемпф Александра, Кузнецова Надежда, Картавцев Илья, Обухов Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of a Cluster of Borosvid Villages into a Country Settlement

The article presents the history of the cluster of Borosvid villages, the transformation process is considered through the prism of historical events. Quotes from the memories of old residents are given. The article was published as part of the report of the expedition group “Socio-Cultural Psychology and Anthropology” of School No. 1553 named after V. I. Vernadsky based on the results of a study of the summer, 2023, in the Kargopolsky district of the Arkhangelsk Oblast—a cluster of villages in Borosvid.

Текст научной работы на тему «Трансформация куста деревень Боросвидь в дачное поселение»

Кемпф Александра, Кузнецова Надежда, Картавцев Илья

Трансформация куста деревень Боросвидь в дачное поселение

Transformation of a Cluster of Borosvid Villages into a Country Settlement

Аннотация. В статье представлена история куста деревень Боросвидь, процесс трансформации рассмотрен через призму исторических событий. Приведены цитаты из воспоминаний старожилов. Статья опубликована в рамках отчета экспедиционной группы «Социокультурная психология и антропология» школы № 1553 имени В. И. Вернадского по результатам исследования лета 2023 года в Каргопольском районе Архангельской области — кусте деревень села Боросвидь. Ключевые слова: экспедиция, социокультурная психология и антропология, Архангельская область, Каргопольский район, деревенский быт, трансформация деревни

Abstract. The article presents the history of the cluster of Borosvid villages, the transformation process is considered through the prism of historical events. Quotes from the memories of old residents are given. The article was published as part of the report of the expedition group "Socio-Cultural Psychology and Anthropology" of School No. 1553 named after V. I. Vernadsky based on the results of a study of the summer, 2023, in the Kargopolsky district of the Arkhangelsk Oblast—a cluster of villages in Borosvid.

Keywords: expedition, socio-cultural psychology and anthropology, Arkhangelsk Oblast, Kargopolsky district, rural life, village transformation

В июле 2023 года наша экспедиционная группа «Социокультурная психология и антропология» посетила куст деревень Боросвидь Каргопольского района Архангельской области. Нашей целью было проследить трансформацию старинного села Боросвидь в дачное поселение.

По сведениям Н. И. Тормосовой [Тормосова, 2017, с. 543-556] исторические корни куста деревень Боросвидь уходят в XVI век, когда образовалось две волости — Боровская и Свидская на реке Свидь между озерами Воже и Лаче. Волости относились к Белозерскому уезду. Там еще в средние века от Белого озера через реку Свидь были наиболее освоенные пути, где оседали славяне. В начале XVII века волости

Кемпф

Александра,

ученица 8-го класса ГБОУ школа № 1553 имени В. И. Вернадского, г. Москва

e-mail: [email protected]

Кузнецова

Надежда,

ученица 8-го класса ГБОУ школа № 1553 имени В. И. Вернадского, г. Москва e-mail:

[email protected]

Картавцев

ученик 8-го класса ГБОУ школа № 1553 имени В. И. Вернадского, г. Москва e-mail:

[email protected]

Научный консультант:

Обухов

Алексей Сергеевич,

кандидат психологических наук

Alexandra

Kempf,

Student of the 8th grade, School No. 1553 named after V. I. Vernadsky, Moscow

Nadezhda

Kuznetsova,

Student of the 8th grade, School No. 1553 named after V. I. Vernadsky, Moscow

Ilya

Kartavtsev,

Student of the 8th grade, School No. 1553 named after V. I. Vernadsky, Moscow

Scientific adviser:

Alexey Obukhov,

Ph. D. in Psychology

стали относится к Чарондскому округу. В 1625 году в Свидскую волость входило 12 деревень, а в Боровскую — 7. Во второй половине XVIII века Свидская и Боросвидкая волости были включены в Кирилловский уезд Новгородской губернии, в составе которого находились вплоть до 1919 года. Эти волости в середине XIX века входили в Никольскую волость с центром в Кречетово. После 1917 года Никольская волость распалась, из нее выделилась Боросвидская волость, объединившая деревни Свидского и Боросвидского приходов. В апреле 1919 года Боросвидская волость была включена в состав Каргопольского уезда. И с этого времени история Свиди и Боросвиди связана с Каргопольем.

В середине 1920-х годов, когда Боросвидь и Свидь входят в укрупненную Хотеновскую воласть, был создан Боросвидский сельсовет с центром в деревне Давыдово. В 1922 году в Боросвидской волости насчитывалось 24 селения, проживало 1517 человек; волостной центр в деревне Давыдово (Боросвидь). Тогда в волость входило 7 деревень: Давыдово, Исаково, Заполье, Межное, Самсоново, Волта, Лавровское.

С конца 1920-х до середины 1950-х существует отдельный сельсовет. В 1950-е годы колхозы, состоящие в отдельных сельсоветах, объединяются в один — «Большевик». В 1960-1980-х действовало отделение совхоза «Кречетовский». Еще во второй половине 1970-х годов не во всех свидских деревнях имелось электричество. Постоянно существовали проблемы с переправами через реку. Раньше на Свидь с Бора шла дорога от д. Давыдово через д. Волту к свидской д. Селище вдоль левого берега реки. В конце 1980-х годов она была заброшена. Теперь на Свидь можно попасть только по реке. Пароходное сообщение по р. Свиди Каргополь — Коротецкая пристань действовало до 1920-х годов. Теплоход от Каргополя до Свиди ходил до середины 1990-х годов. К началу XXI века число жилых деревень сократилось, но застройка (частично) во многих из них пока есть. На начало XXI века в Боросвиди более-менее действующими остаются только три деревни: Давыдово, Заполье и Самсоново. Волта безвозвратно сгорела, Межное и Лавровское полностью опустели, а Исаково имеет только два дачных дома. Зимой жилые только один дом в д. Давыдово и один дом в д. Заполье.

В наше время куст деревень Боросвидь по сезонности проживания людей мало чем отличается от пригородных дачных поселений. Большинство людей приезжают только летом за отдыхом и природой. «Раньше и еще зимой жили, а теперь только вот эта парочка — Александр Петрович с женой и еще один мужик» — рассказывает Татьяна Ивановна Вавилина (1958 г. р., место проживания г. Ярославль / д. Давыдово).

Кемпф Александра, Кузнецова Надежда, Картавцев Илья

Почему большая деревня в прошлом стала маленьким дачным поселением в настоящем? На этот вопрос мы искали ответ в общении с жителями села.

До революции в деревне кипела жизнь. У каждой семьи был скотный двор. Женщины следили за домом, пряли, работали на полях. Мужчины занимались ремеслом, охотились и рыбачили. «Каждый работал на себя!» — вспоминает Владимир Петрович Хазов (1953 г. р., постоянное место жительства д. Заполье).

Семья Владимира Петровича жила богато. Дед работал кузнецом, сделанные им серпы и дверные скобы держатся по сей день. «Этот двор был, где сейчас вот мы, туда двор был, сюда выходил колодец, одна кузница его здесь была, другая на берегу, дом был самый красивый, все завидовали» — рассказывает про свой дом Владимир Петрович. Дом деда Владимира Петровича был одним из самых больших в округе, имелся большой скотный двор, сохранившийся после его смерти.

Семья Татьяны Ивановны Вавилиной также жила зажиточно. В их семье было всего два ребенка, когда в других пятеро и больше. «Они жили зажиточно. У них была не одна корова, все, что нужно было для хозяйства» — рассказывает Татьяна Ивановна.

В ХХ веке крестьян ждало тяжелое время. 1920-1930-е года — время образования колхозов. У людей отбирали все: скот, имущество, работу. Многие семьи оставались без средств существования. «Мне бабушка рассказывала: «У меня много скота, а мне все это надо свести на общий какой-то двор, а у кого-то ничего нет, им легче идти в колхоз, они конечно были «за» колхоз, а мне-то их жалко». Вот когда согнали их (скотину) там в какие-то хлевы, потом ходи и слушай, как они (люди) там ревут голодные. Вот про это время у моей бабушки были самые негативные впечатления» — рассказывает Татьяна Ивановна Вавилина.

С приходом новой власти началась новая политика — раскулачивание. Годами нажитое имущество отбирали, скот угоняли, а людей ссылали или убивали. Эта политика не прошла стороной и для жителей куста деревень Боросвидь. «Раньше ведь как судили, тройка НКВД ему присудили 10 лет, в 1933-м его посадили, это маминого отца...выпустили в 1939-м...я его дело читала, там написано: отказался вступать в колхоз, значит не признает власть, а на собрании сказал: «Я вступать не буду, потому что в конторе у нас работают одни лентяи!» — рассказывает про своего деда Светлана Сергеевна Леонтьева (1949 г. р., место жительства г. Архангельск / д. Давыдово). Но некоторым все-таки удавалось избежать репрессий нового режима. «Там два брата жили, у них мельница была, ну их предупредили, они зашли, попрощались и уехали» — рассказывает Владимир Петрович Хазов про бывших соседей.

Военное время не так сильно коснулось куста деревень Боросвидь. Военных действий там не проходило. Колхозы продолжали свою активную работу. Вспахивались поля, разводился скот. «Женщины пахали, боронили, лошадок всех хороших на войну угнали, одну клячу оставили... мы ходили, колоски собирали» — вспоминает рассказы матери Михаил Михайлович Свицов (1940 г. р., место жительства г. Северодвинск / г. Воронеж / д. Заполье). Голода в Заполье и Давыдово не было, другие деревни приходили побираться. «Начиная с Медведево люди голодали, ходили побирались» — также вспоминает Михаил Михайлович. Денег не было, жители платили чем могли. «Налоги платили живностью, хоть чем, денег-то нету» — рассказывает Владимир Петрович Хазов.

Папа Михаила Михайловича Свицова один из немногих вернулся с фронта. Проведя год на месте военных действий, он лишился левой руки. Вернувшись в 1942 году, отец продолжал обеспечивать семью, усердно работал на конюшне, таскал мешки.

Поствоенное время было также тяжелым. Все, что было разрушено, надо было восстанавливать. «С фронта вернулись единицы, и те — инвалиды» — говорит Владимир Петрович Хазов. Денег по-прежнему не было, люди работали за «палочки». Женщины и дети выполняли непосильную работу. «Мама родила еще одного, и че делать? Надо выписываться из колхоза, а паспорта не дадут. Это большой скандал! Без паспорта никуда не устроишься» — рассказывает про то время Михаил Сергеевич Хазов (1947 г. р., место жительства г. Северодвинск / д. Самсоново).

Но колхоз был не единственным источником дохода. Многие хотели устроиться на лесозаготовку. «Обычные крестьяне» не могли туда попасть по собственному желанию, нужен был паспорт. Некоторых в деревне отбирали на работу в лесопункте специально. Антонина Евгеньевна Кропачева (1932 г. р., место жительства г. Северодвинск / д. Давыдово) попала на лесопункт в возрасте 15 лет. «В лесопилке-то людей мало было, так они из колхоза брали, не спрашивали, сколько нам годов, платили немного, но больше, чем в колхозе, работали не за палочки, а за денежки» — рассказывает Антонина Евгеньевна.

Начало трансформации куста деревень Боросвидь в дачное поселение можно отнести к 1960-1970-м годам — из-за политики укрупнения деревень. «В 70-е или в 60-е началось укрупнение деревень, такая была политика Косыгина, и все вот эти маленькие деревни, как вот эта, стали свозить в центр, поэтому все эти деревни ликвидировались у нас постепенно, то есть закрывали школу. Школу закрыть, куда детишек-то девать?» — говорит Татьяна Ивановна Вавилина.

I Кемпф Александра, Кузнецова Надежда, Картавцев Илья

Все переезжали в Кречетово за работой, но прожив там лет пять, отправлялись в город в поисках лучшей жизни. Людям было легче уезжать — к Кречетово не было сильной привязанности, так как большинство для этого села были приезжие. «Четыре года там прожил, чуть с ума не сошел» — поделился Владимир Петрович Хазов.

1990-е — нелегкое время для всей страны. Это рубежный момент преобразования куста деревень Боросвидь в дачное поселение. Прекращается массовое финансирование сельского хозяйства, колхозы останавливают свое существование, люди остаются без работы, большинство уезжает в города в поисках лучшей жизни. «В 90-е денег ни у кого не было, вот все и уехали» — рассказывает Татьяна Ивановна Вавилина.

Начало XXI века можно назвать завершением преобразования куста деревень Боросвидь в дачное поселение. В деревне круглый год стало проживать только несколько семей, в последнее время — только два дома. Основная часть жителей приезжает с конца апреля до конца октября. В июле в деревне Давыдово и Заполье больше всего жителей — более 100. Притом приезжает много детей, подростков, молодежи. Летом жизнь в селе Боросвидь оживает. В последние годы произошли и новые созидания. Владимир Иванович Кусков (родом из Боросвиди, проживает в г. Каргополе) восстановил в деревне Давыдово церковь, каждое лето последних 12 лет жители стали проводить общий праздник «День деревни».

«День деревни» — стал одним из важнейших праздников всего поселения, участвуют все: старики, взрослые, молодежь, подростки и дети. Номера готовятся с зимы, организаторы пишут сценарии, участники долго репетируют выступления. Главная цель праздника — это объединение местных жителей, собирающихся в Боросвиди летом. Это отличный повод пообщаться с соседями и жителями ближайших деревень, весело провести время. Праздник проводиться в июле, момент наибольшего скопления людей, его проводили даже во время карантина (2020-2021 гг.).

Также у местных существует сообщество ВКонтакте. Оно помогает поддерживать связь между жителями, даже когда они находятся на расстоянии. Помимо новостей о происходящем в деревне, он также активно используется как чат. «Или там сообщение какое-то надо сделать, например, Лариса Александровна напишет «Приходите все косить!» — говорит Татьяна Ивановна Вавилина.

Летом деревня оживает, в нее возвращаются снова и снова. Большинство жителей либо жили здесь раньше, либо ездили к своим родственникам, поэтому они приезжают из-за воспоминаний о детстве. «Тянет меня сюда» — признается Татьяна Ивановна Вавилина. Из-за этого деревня не вымирает, продолжает жить по-новому.

Выводы:

Главными причинами трансформации куста деревень Боросвидь в дачное поселение являются политика укрупнение деревень в 1960-1970-х и развал СССР в 1990-х.

Основные этапы преобразования:

• укрупнение деревень в 1960-1970-х;

• экономический кризис в 1990-х;

• возвращение жителей в качестве дачников с начала

XXI века;

• формирование устойчивого дачного поселения на месте

бывших деревень в последние 12-15 лет.

Из-за изначально самого крупного размера из куста деревень Боросвидь и наличия сухопутного сообщения именно деревни Давыдово и Заполье стали устойчивыми дачными поселениями в отличие от остальных деревень, большинство из которых практически исчезли или имеют только 2 (Исаково) — 4 (Самсоново) жилых дома в летнее время года.

Литература:

Тормосова, 2017 — Тормосова Н. И. Каргополье: история исчезнувших волостей. Каргополь: Каргопольский музей, 2017. 711 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.