Научная статья на тему 'Питомниководство в России: реальна ли честная конкуренция?'

Питомниководство в России: реальна ли честная конкуренция? Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
371
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Михаил Качалкин

В конце 1990-х годов, когда сотни тысяч российских туристов оказались в Европе, их удивление вызывал высокий уровень озеленения городских парков, скверов и особенно придомовых садиков. Вскоре посадочный материал стали завозить из европейских питомников. Торговля растениями оказалась настолько выгодной, что многие импортеры сами захотели выращивать их, организуя питомники. За 20−25 лет в России созданы сотни питомников и сформирована целая отрасль. Рынок близок к насыщению, а конкуренция обостряется. Можно ли выдержать ее тем, кто работает честно?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Питомниководство в России: реальна ли честная конкуренция?»

ПИТОМНИКОВОДСТВО В РОССИИ: РЕАЛЬНАЛИ ЧЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ?

В конце 1990-х годов, когда сотни тысяч российских туристов оказались в Европе, их удивление вызывал высокий уровень озеленения городских парков, скверов и особенно придомовых садиков. Вскоре посадочный материал стали завозить из европейских питомников. Торговля растениями оказалась настолько выгодной, что многие импортеры сами захотели выращивать их, организуя питомники. За 20-25 лет в России созданы сотни питомников и сформирована целая отрасль. Рынок близок к насыщению, а конкуренция обостряется. Можно ли выдержать ее тем, кто работает честно?

Михаил Качалкин, к.с.-х.н., председатель Правления Ассоциации производителей посадочного материала, директор ООО «Опытно-селекционный питомник» Ассоциация производителей посадочного материала Тел.: +7 (495) 662-49-14 www.ruspitomniki.ru

вуУ

ЭКОНОМИКА

ПЛОДОВАЯ ВАКХАНАЛИЯ

На сегодняшний день в Ассоциацию производителей посадочного материала (АППМ) входят 145 питомников из 38 субъектов РФ, занимающих площадь более 10 тыс. га. Они вносят существенный вклад в импортозамещение.

Их основное предназначение - декоративное озеленение различных территорий. Но в структуре их производства значительную часть составляют плодовые и ягодные растения для приусадебных хозяйств, а таких потребителей у нас свыше двадцати миллионов. По нашим оценкам, производство посадочного материала в питомниках Ассоциации активно растет вместе с развитием рынка. Но, несмотря на такой бурный рост, проблем у российского питомниководства очень много. Большинство из них связано с общими тенденциями развития бизнеса - с отсутствием возможности получения кредита на длительный срок, высокими процентными ставками на приобретение специализированной техники и оборудования, дефицитом профессиональных кадров.

Другие проблемы касаются качества плодовых и ягодных культур. Ведь это не только товарный вид, но и сортовые и биологические особенности растений. Вот тут уже полная вакханалия! Так, в центре России продают сорта южного сортимента: Ренет Симиренко, Голден Делишес, Джонаголд и им подобные. Продают южные сорта груш, персиков и абрикосов. Но если вы попросите Антоновку или Грушовку, то очень вероятно, что вам достанут саженец из этой же кучи. Некоторые «питомники» рекомендуют в Курске и Липецке хурму, гранат, кизил, инжир и прочие южные диковины.

ЭКСПАНСИЯ ЗЕМЛЯНИКИ ФРИГО!

За последние 10 лет в нашу страну завезено около сотни сортов земляники -общим количеством, наверное, не менее 100 млн штук. Но в России нет своей рассады фриго, производство задавлено импортом. Бесспорно, эта технология -значительный прогресс в выращивании ягод земляники. Но если говорить о сортах, которые к нам завозят... Соответствуют ли они нашим природным условиям? Где они испытаны? Оказывается, это в основном промышленные сорта, которые возделывают с использованием широкого спектра пестицидов. А у нас земляника - любительская куль-

Михаил Качалкин

тура, которой занимаются преимущественно частники, и они не хотят применять химические препараты! На их участках фактически нет севооборота, зато есть застой воздуха, повышенная влажность и, как следствие, высокий инфекционный фон. Вот и оказывается, что у садоводов-любителей большинство импортных сортов сильно повреждается корневыми гнилями, антракнозом, пятнистостя-ми листьев. Поэтому на первый план в оценке сорта выходит его устойчивость к болезням, а размер ягод и урожайность - то, на чем строится реклама новых сортов, - фактически не

Торговать выгодно, а вот производство -дело тяжелое и сложное.

Оценка плодов новых отборных гибридов черешни в Агрофирме «Росток»

«у»

Приволжский ФО 11% (17 питомников)

Дальневосточный ФО 1% (2 питомника)

Южный ФО

9% (13 питомников)

Северо-Западный ФО 10% (15 питомников)

Сибирский ФО 5% (8 питомников)

Уральский ФО 5% (7 питомников)

Центральный ФО 59% (90 питомников)

Распределение российских питомников - участников АППМ и их представительств по федеральным округам

имеют значения. Это значит, что 90%, а может, и больше импортных сортов оказываются малопригодными для выращивания на участках наших садоводов. Получается, что, приобретая красивую рекламу, садовод-любитель все чаще и чаще разочаровывается, не получая ожидаемого результата.

ДВЕ ТРЕТИ НЕЛЕГАЛОВ

Посмотрите внимательнее на рекламу в интернете. Под словом «питомник» часто прячутся банальные торгаши-перекупщики. Даже адреса, где расположен питомник, нет! Российский ассортимент перемешан с западноевропейским или южным. Многие из завезенных сортов не зимуют в центре России. Часто для Центрального Нечерноземья предлагают очень поздние сорта ремонтантной малины, которые здесь не вызревают. Описания сортов отсутствуют или искажают их реальные свойства. Фотографии не соответствуют сортам, которые продают. И это все на фоне рекламируемых «низких цен», на деле превышающих оптовую в 2,5-4 раза!

Нам могут возразить: дураков нужно учить! Но все эти перекупщики дискредитируют наш рынок. Садовод, который «клюнет» на агрессивную рекламу и приобретет «колон-новидную» сливу и абрикос, хурму и гранат, не получит ожидаемого результата! А добросовестный производитель уже не сможет такому потребителю продать даже качественный товар. Доверие подорвано. К сожалению, некоторые розничные питомники и садовые центры уже пошли по пути продажи фейко-вых саженцев («колонновидных», «нано», «супер»). Некоторые из них предлагают рассаду земляники фриго прямо упаковками из Европы - без предварительной проверки, не испытывая на своем участке! Сейчас на Западе такой рассады переизбыток, особенно старых раскрученных сортов невысокого качества.

Многие розничные продавцы только называют себя питомником, а на самом деле это садовые центры или интернет-магазины. Торговать выгодно, а вот производство - дело тяжелое и сложное. Но название «питомник» привлекает потребителя. Наверное, нам пора

Завоз из Европы несертифицированных саженцев подрывает основы легального производства их в России.

На выставке - достижения плодового питомника ЛПХ Макаревич, площадь 5 га, Приморский край, г. Уссурийск

озаботиться и назвать фирмы, которые питомниками не являются! Реально получается, что две трети общего рынка посадочного материала, по крайней мере плодовых культур, сосредоточены у нелегальных производителей и продавцов. В то же время контрольно-проверяющие структуры направляют свое внимание на легальные, законопослушные питомники.

КТО ЖЕ ОНИ?

Значительное снижение спроса может привести к банкротству питомника. Можно ли этому противостоять? Есть лишь один кардинальный метод стабилизации рынка -вытеснение из него недобросовестных производителей и продавцов. Рано или поздно это должно произойти.

Кто же они? Это всевозможные субъекты и структуры, которые вопреки действующему

Недобросовестные конкуренты не платят налоги, не сертифицируют материал, вытесняя официальные питомники с рынка!

День открытых дверей в плодовом питомнике ЛПХ Макаревич

законодательству заполняют рынок некачественным посадочным материалом.

1. Неофициальные питомники, которые работают в «серой» или «черной» зоне и снабжают саженцами торговые организации. Никаких налогов, никаких сертификатов!

2. Торговые компании, которые позиционируют себя как питомники, хотя не имеют собственного производства.

3. Интернет-магазины, где практически вся торговля строится на таких «серых» схемах получения непонятно какого товара, часто только импортного, без всяких сертификатов.

4. Завоз из Европы крупными и мелкими компаниями, вопреки действующему законодательству, плодовых саженцев, которые не проходят сертификацию. Это подрывает основы легального производства саженцев в России.

5. Мелкие приусадебные питомники, которые самостоятельно торгуют на рынках, ярмарках, выставках и снабжают растениями торгующие организации. Никаких карантинных сертификатов и сертификатов качества.

6. Формированию такого дикого рынка способствуют отделы местных администраций, позволяющие торговать на рынках и ярмарках подобными товарами, косвенно содействуя продвижению посадочного материала сомнительного происхождения.

НА ЗАКОННЫЕ РЕЛЬСЫ

Как видим, у официальных питомников предостаточно недобросовестных конкурентов. Хотим мы или нет, но они имеют и активно используют «конкурентные преимущества»:

Конечные потребители не понимают, почему сорт стоит в 1,5-2 раза дороже других, и не хотят приобретать его.

не платят налоги, не сертифицируют материал, вытесняя официальные питомники с рынка! Отчетливо понимая, что реализация продукции - это основная движущая сила нашего развития, мы вынуждены бороться за рынок сбыта.

Существует много действенных способов принудить нелегалов к переходу на законные схемы. Один из них - использование существующих законодательных актов, которые относятся к контролю качества посадочного материала, в том числе привлечение методов и подходов антимонопольного законодательства.

В Россию ежегодно ввозится огромное количество саженцев плодовых культур и сортов, не занесенных в Госреестр, что дискредитирует всю систему государственного сортоиспытания и подрывает бизнес отечественных производителей.

Между тем некоторые крупные товаропроизводители уже не могут обойтись без завоза европейского посадочного материала, которого нет в реестре (например, без рассады земляники в виде фриго).

«у»

Питомник «Цветочная поляна», площадь 7 га, Московская область

Сертификация посадочного материала -обязательное условие для допуска саженцев к торговле.

И здесь мы также видим ряд противоречий. Лицензирование и сертификация некоторых видов и сортов плодовых культур повышают конечную стоимость саженцев, отпускаемых питомниками, порой на 30-40%. А с учетом сложившегося оборота саженцев в цепочке с оптовыми и розничными покупателями - уже на 60-80%! Конечные потребите-

ли не понимают, почему сорт стоит в 1,5-2 раза дороже других, и не хотят приобретать его. Таким образом, закрывается возможность размножения действительно достойных новых сортов. Во многом поэтому питомники выращивают набор старых, традиционных сортов и уклоняются от обязательной сертификации.

Выращивание огромного количества посадочного материала в приусадебных питомниках на юге России в подкарантинных зонах и

Питомник «Сады Урала», площадь 211,7 га, Свердловская область

вуУ

ЭКОНОМИКА

Цветущий куст черемухи сорта Царевна-королевна

Й. г-п 2

Производство саженцев без лицензий и сертификатов создает основу для недобросовестной конкуренции.

последующая реализация несертифицирован-ного материала обесценивают и дискредитируют само понятие карантина растений.

Любое производство саженцев без лицензий и сертификатов оказывается более выгодным, создает основу для недобросовестной конкуренции и вытесняет с рынка официальных легальных производителей. Поэтому считаем, что без решения этих проблем сложно надеяться, что конкуренция на рынке посадочного материала будет происходить в рамках правового поля. $

Питомник «Дубово», площадь 100 га, Новгородская область

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.