ИГОРЬ МУХАНИН: «НЕ ТЕРЯЙТЕ ВРЕМЕНИ!»
Что бы ни разработали ученые, какие бы законы ни приняли власти, какие бы рекомендации ни дали консультанты, но только аграрии внедряют технологии в производство, только они на свои собственные деньги покупают технику, только они приобретают посевной и посадочный материал. И... рискуют. Рискуют по-крупному.
Можно ли снизить риски? Да. Если объединиться. Чтобы обмениваться опытом.
Чтобы узнавать о самом новом и использовать его. Чтобы изучать мировые достижения, не изобретая велосипеда и не наступая на собственные грабли. Чтобы работать на лучшей в мире эффективной технике. Чтобы совершенствовать законы, препятствующие динамичному развитию. А еще, чтобы у россиян на столе всегда красовались вкусные яблоки - и даже ягоды - круглый год!
Гостем журнала «Селекция, семеноводство и генетика» стал президент Ассоциации производителей плодов, ягод и посадочного материала (АППЯПМ) доктор сельскохозяйственных наук Игорь Муханин.
Игорь Муханин
Ассоциация садоводов России Тел.: +7 (47545) 2-40-02 www.asprus.ru
Игорь Викторович, более десяти лет прошло со времени образования Ассоциации производителей плодов, ягод и посадочного материала. Какие цели ставили перед собой ее члены в начале пути? И удалось ли их достичь?
Во-первых, надо было объединиться, чтобы заявлять о своих интересах и отстаивать их. Во-вторых, нам катастрофически не хва-
тало современного опыта. Что у нас в России было? Ничего не было. Интенсивные сады -не у нас, подвои - не у нас. Техника... У нас вроде бы наука представляет разработки, но где их купить? Мне могут возразить: подвои были. Да, но купить в конце 90-х сразу 100 штук было очень сложно! Поэтому мы стали организовывать поездки за границу по центрам развития садоводства, завозили элитный посадочный материал, новую технику, внедряли современные технологии. Обменивались информацией, элементами технологий, изучали опыт таких лидеров, как Агрофирма «Сад-Гигант», ООО «Агроном-Сад», ЗАО «Агрофирма имени 15 лет Октября».
Представители АППЯПМ в Комитете Государственной Думы по аграрным вопросам
И сразу под эгидой Ассоциации проводили конференции, показ новой техники, садов, заводов. Каждый год мы проводим по 2-3 конференции в разных регионах страны.
Если говорить о результатах, то сейчас мы разработали технологии, адаптировали их, создали сети маточников, питомников. Выпускаем ежегодно около 15-20 миллионов саженцев на клоновых подвоях, сажаем сады.
Какие изменения произошли за это время в промышленном садоводстве нашей страны?
Еще буквально 5-6 лет назад выращивали 450-500 тысяч тонн технических (60%) и сортовых яблок, а потребляли 2 миллиона. Завозили 1,25-1,3 миллиона тонн - только сортовых! А еще импортировали 1000 тонн концентрата для заводов по производству соков. На сегодняшний день производство в общественном секторе превысило 800 тысяч тонн яблок и, главное, из них более 70% - это сортовое яблоко .
Сейчас много говорят о необходимости сертифицировать посадочный материал,
Плантация земляники садовой
о вирусах, которые наносят вред урожаю, снижают продуктивность садов чуть ли не вдвое, а то и более того.
А кто считал-то?
Обычно ссылаются на данные иностранных статей.
Вот именно - иностранных. И получается: если выращивать несертифицированные саженцы, то можно получить 60 тонн плодов с гектара, а если безвирусные, то 75 тонн. А сейчас мы получаем 20-30 тонн. Видите, какая разница?
Раньше были транзисторы, для которых предусмотрены грубая настройка и тонкая подстройка. Вот работа с вирусами - это тонкая подстройка. А мы еще грубую не провели. Большинство садов без орошения, без посадки с готовым орошением и фертигацией, нет современных сортов. Только передовые хозяйства высаживают хорошие сорта с качественными характеристиками для сетей, а другие сажают абы чем. У нас половина питомников без орошения! О чем мы говорим? Какие там вирусы?
А чем плохо, что орошения нет?
Ну, например, возьмите ребенка и не кормите его. А потом говорите: «Да что плохого-то? Что-нибудь найдет! Может, травки пощиплет, может, еще чего. А зачем кормить? Зачем мыть его? Зачем ухаживать? Зачем учить? Да не надо! Он дикий. Маугли вырос, и он вырастет!» Это нормальный разговор? Ненормальный.
В последнее время стали закладывать промышленные сады на очень больших площадях. Это все благодаря господдержке?
Конечно. Десять лет назад мы начали закладывать маточники, много вкладывали в свои хозяйства, предвидя ту волну спроса, которая дошла сейчас. Есть хороший посадочный материал - уже отечественный. Можно и иностранный закладывать, но давайте подсчитаем: 1000 гектаров, чтобы заложить сад, - это вроде немного (мы сажаем ежегодно более 10 тысяч гектаров садов). А сколько надо машин, если в одну входит 7000 саженцев? Далее - транспортировка, раста-моживание, и стоимость саженцев возрастает в 2,5 раза. Потом везем оттуда химикаты, технику - тоже дороже. И получается, что мы в проигрыше перед конкурентами по ВТО -теми же поляками, венграми, чехами. Чтобы
конкурировать в мире, надо иметь все свое. Вот свое сейчас и выращиваем, наращивая маточники и питомники.
Как Вы считаете, господдержка правильное направление имеет? Или что-то надо подкорректировать?
Все отлично, только, как мы всегда говорим, маловато. Но сейчас ситуация для садоводов очень хорошая. Теперь губернаторам разрешили перераспределять субсидии по отраслям. И вот воронежские, тамбовские, краснодарские власти больше направляют именно туда, где провал - садоводам, овощеводам, гранты фермерам, на развитие сельских территорий, а не агрохолдингам, которые заставляют вымирать целые районы. Дают гранты. Если 10 фермеров есть в селе, то оно живет.
В федеральном бюджете предусмотрена субсидия 234 тысячи рублей на гектар интенсивных садов. А в нашей Тамбовской области -900 тысяч, то есть в 3,5 раза больше. В Воронежской области - 600 тысяч. Садоводам надо помочь только в первые годы, а потом они 25-30 лет кормят страну.
Если бы региональные власти везде помогали так, как, допустим, наш тамбовский губернатор Александр Никитин или как воронежский Алексей Гордеев (ныне вице-премьер), то лучшей поддержки и не надо. Разве что техники не хватает своей - все импортная.
Кстати о технике. Сотрудники Федерального научного агроинженерного центра ВИМ каждый раз показывают красивые
Шпалерно-карликовый сад
вуУ
ЭКОНОМИКА
Посадочная машина для питомников
презентации разных машин для садоводства и питомниководства. Вы видели, чтобы ВИМовские машины работали в садах?
Нет, не видел. Это все разговоры. Мультфильмы про космические корабли тоже показывают. Аналогично - с картинками техники будущего. Где она? Ни в одном хозяйстве ее нет. Наша Ассоциация заключила соглашение с ВИМ об испытании на нашей базе в Мичуринске-наукограде образцов их техники для питомника и маточника начиная с 2018 года. У нас вся техника импортная, вот в конкурсном испытании и посмотрим.
А какие же тогда машины работают в промышленных садах и питомниках?
Тракторы в основном марки «Беларус», а в хороших хозяйствах - иностранные. Они более узкие, можно плотнее сажать. Владимирские? Они слабей, неудобные, а по цене приближаются к стоимости МТЗ. Ладно был бы этот трактор узким - хотя бы метр сорок, да хотя бы 80 лошадей в нем были бы. Не знаю, что там руководство делает, как они еще не разорились, я не понимаю. Ну, ладно. В садах же главное - не трактор. Платформы - импортные, опрыскиватели - импортные, ядохимикаты - почти на 95 процентов импортные. Орошение все импортное. У нас интенсивные сады, можно сказать, технически затратные. Но самое затратное - это холодильники для хранения яблок, ягод, саженцев.
А долго ли еще мы будем использовать импортную технику?
Всю жизнь.
То есть у Вас нет никакой надежды на нашу промышленность?
На нашу - нет, никакой надежды.
Садоводам надо помочь только в первые годы, а потом они 25-30 лет кормят страну.
Да как же так?
Наши могут сделать какой-нибудь плуг, культиватор. А техника чуть посложнее, где есть гидравлика, где нужна точность, уже не по силам. Наша Ассоциация организовала под Мичуринском Центр развития садоводства имени профессора Муханина (это мой отец, посвятивший полвека агротехнике, работая в институте). В Центре есть большая постоянно действующая коллекция сложной питом-ниководческой техники: высококлиренсные трактора, специальные культиваторы, которые по пять операций одновременно выполняют, итальянские машины для высадки земляники.
У нас не очень большой рынок садоводства. Какую бы технику ни разработали отечественные машиностроители, выпускать ее они будут не больше года: обеспечат всех садоводов, которых, условно, 500 на всю страну, - а дальше что? Причем из этих 500 у крупных предприятий вся техника уже есть. Лучше бы деньги, которые государство тратит на этот тупиковый вариант, направить на централизованный завоз совершенного оборудования - и не придется изобретать велосипед. Смотрите сами: в стране есть 30 современных крупных маточников, которые являются основой пи-томниководства. Может, больше и не надо. Для маточников потребуются 30 комплектов техники. Каждый стоит, условно, около пяти миллионов рублей, то есть 150-200 миллионов -и все наши питомниководы, которые выращивают клоновые подвои, обеспечены импортной проверенной хорошей техникой. А инженерные центры запросят сейчас миллиард только на разработку. И за результат не отвечают. Уверен, что ничего не будет, потому что им уже 20 раз давали и 20 раз они ничего не сделали.
«у»
Как изменяется соотношение между импортом саженцев и их производством в нашей стране?
Сейчас пошла новая волна увеличения закладки питомников. С импортом стало очень сложно: граница, оплата - все под санкциями. Никакой банк не берется перечислять российские деньги: они такие «токсичные», что никто не хочет связываться. Поэтому мы срочно начали развивать свои питомники, увеличивать маточники. Опять - чтобы получить хорошие саженцы, нужны регуляторы роста, а их у нас не производят. Нет нормальной окулировочной пленки, ножей, машин для зимней прививки. Все импортное.
А какая ситуация с сортами?
Рынок переформатировался: основная торговля идет через сетевые центры. А сети нормально берут только сорта с определенными качествами, независимо от того импортные они или отечественные. Покупатель диктует сетям, а сети начинают давить на производителей по сортименту. Востребованы и хорошо продаются сорта с повышенными качественными характеристиками - твердость, способность не портиться на полке магазина более 10-15 дней, лежкость, красивый внешний вид. На юге востребованы сорта европейской селекции последнего поколения -Моди, Эсмеральда, Гая, Джемини, Фуджион, Ред Чиф, Эвелина, Камспур, Гала Шнига, Гол-ден Рейнджерс, Женева Эрли, Пирос, Ренет Симиренко. В центральной зоне и в Поволжье популярны сорта канадской и североамериканской селекции - Хани Крисп, Лобо, Амброзия, Лигол, Лигол спур, Ред Лигол, Дарк Идол, Альва, Эмпайер. Половина патентованные, мы не имеем права их размножать в своих питомниках.
В России всегда вели селекцию на устойчивость к заболеваниям. Но никто не собирался работать с сетями. А у сетей требования к яблокам другие. Там главное - даже не вкус, а твердость, чтобы яблоко хранилось, чтобы положили его на полочку при +18°С, оно лежало 10-15 дней и не портилось. А если наше отечественное (хотя и в нем половина генотипа - от иностранных родителей) принести из холода и положить на полку, то оно через три дня покрывается загаром, пятнами, становится черным. У нас селекционных центров практически не осталось. Более 20 лет на науку не обращали внимания, и она задыхалась от безденежья.
Питомник
С другой стороны, Госреестр каждый год пополняется новыми отечественными сортами.
Что толку-то от этого? Ведь их мало окулируют и размножают в питомниках, а в основном везут иностранные. Но и с ними проблема: саженцы-то вы можете привезти, купить, хотя это сложно, а вот размножать не имеете права, их нет в реестре. Более того, отличные новые сорта на юге - Моди, Эсмеральда - суперсорта, а их в реестре нет, и даже посадить их вы не имеете права, потому что Минсельхоз требует проект, а к проекту должен быть приложен сертификат соответствия сорта, что является главным тормозом внедрения новейших сортов. И получается замкнутый круг: по требованиям Госреестра размножать новые сорта в России вы не можете, сажать не можете (субсидии не получите) и продавать не можете, но сети работают только с этим сортами, другие им не нужны.
На прилавках можно увидеть и наши -Богатырь, Симиренко.
Интенсивные сады технически затратные. Но самое затратное - это холодильники для хранения яблок, ягод, саженцев.
Да кому он нужен - Богатырь? Это старье. Симиренко на юге пользуется неплохим спросом, так же, как и остатки Реда Делише-са. Люди привыкли к ним. А в основном в молодых садах - Джонаголды (Де Коста, Кинг и др.), Глостер, Айдаред. Симиренко моментально покрывается загаром. И зимостойкость слабая. Первое, что вымерзает на юге, -это украинский сорт Симиренко. Из наших сейчас востребованы новые клоны Галы. Есть очень хорошая линейка итальянских, но они все патентованные, клубные сорта - Моди, Эсмеральда, Пинк Леди. По югу еще хорошо идут тот же Голден Рейнджер, Пинова, Гала. А в нашей зоне - Хоней Крисп, Лигол.
Сколько надо произвести яблок, чтобы удовлетворить потребность нашего населения?
Сейчас мы получаем 700-800 тысяч тонн, прибавляя каждый год по 100 тысяч. А завозим еще 1,25 миллиона тонн. Причем из наших 800 тысяч тонн 300 тысяч - техническое яблоко, то есть на продажу надо производить втрое больше. Поэтому сейчас большой бизнес и идет в садоводство - и строители, и чиновники, кто деньги заработал, и бывшие военные... Перепрофилируются сельхозпредприятия, так как картофель, зерновые уже невыгодно выращивать, потому что перепроизводство. Из перспективных направлений остались овощеводство, теплицы и садоводство. Мы не успеваем делать проекты - сажаем сады и в Калининграде, и под Москвой, и в Смоленске, и в Туле, и в Волгограде.
Пользуясь случаем, хочу похвалить нашего тамбовского губернатора Александра Валерьевича Никитина. Власти региона дифференцированно помогают садоводам. Личным подсобным хозяйствам с небольшим садиком, способным прокормить одну семью, -54 тысячи рублей. А предприятиям, где более 1500 гектаров садов, - уже 900 тысяч рублей на гектар. И там деньги идут и на шпалеру, и на капельное орошение, и на посадочный материал. Конечно, если ты сад посадил дорогим посадочным материалом, провел орошение, сделал шпалеру на 250-300 тысяч, то такой сад не бросишь.
А хватает ли яблок для переработки -на те же соки, пюре?
Все заводы обеспечены сырьем на 20-30 процентов. Они сами виноваты: за
10 лет угробили заниженными закупочными ценами целый пласт хозяйств, которые имели старые сады по 500-600 гектаров. Даже при минимальных затратах сад нужно хотя бы три раза опрыскать, трактора подремонтировать, чтобы потом собрать урожай, отвезти на завод. А яблоки приходилось сдавать ниже себестоимости - по два рубля. А теперь заводы уже по 10 не могут купить. Работают на завозных концентратах далеко не самого лучшего качества.
То есть опять патовая ситуация получается. И что же делать?
Например, «Сады Придонья» пошли по другому пути. Они скупили несколько хозяйств, там высаживают сады, получают хорошее яблоко и часть перерабатывают. То есть свою базу делают.
В магазинах продают мороженые ягоды -смородину, малину, землянику садовую. Это лучший способ сохранить все витамины на зиму. А мы морозим ягоды?
Очень мало. В основном это продукция польских производителей. Наших ягод на рынке настолько мало, что они быстро расходятся в свежем виде и по хорошей цене. Например, магазины «Азбука вкуса» закупают свежую малину по 350 рублей за килограмм. Главная проблема - получить качественную ягоду. У нас нет проблем с реализацией хорошего продукта. Проблемы возникают при несоблюдении технологии - то парша, то плодожорка, то еще какая гадость.
Что Вы хотели бы пожелать нашим садоводам?
Не теряйте времени! Сейчас самое лучшее время сажать сады. И ягодники. У нас в Ассоциации есть большая программа -«Витаминные пояса безопасности». Чтоб благодаря государственным грантам фермеры вокруг каждого крупного города выращивали витаминную продукцию - малину, землянику, голубику высокорослую, крыжовник, смородину. Каждый губернатор, который немножко соображает, знает, что витамины - залог здоровья нации. Вместо того, чтобы лечить людей, сделай так, чтобы они ели витамины каждый день. Это очень перспективная программа. $
Беседу вела Светлана Гришуткина