ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ ■
Я.Я. Яковлев, Ф.К. Манеров
Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей,
Кафедра педиатрии, г. Новокузнецк
ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ В ГОРОДЕ НОВОКУЗНЕЦКЕ
Питание детей первого года жизни является важнейшим фактором здоровья взрослого человека. Характер питания непосредственно влияет на рост и развитие всех систем организма. Значимым является пищевая ценность молока матери для грудного ребенка. Не менее важным является формирование психоэмоционального контакта матери и ребенка (так называемого бондинга или импринтинга), который возникает в первые недели и сохраняется в течение последующей жизни.
Естественное вскармливание представляет собой наиболее сбалансированное, адекватное и рациональное питание для грудного ребенка, т.к. полностью соответствует базисным принципам диетологии, что подтверждается принятием грудного молока в качестве «золотого стандарта» в биологии питания.
Недостаточное или неполноценное питание является прямой или косвенной причиной в 60 % из 10,9 миллионов случаев смерти среди детей в возрасте до пяти лет в год. Более двух третей этих случаев, которые часто связаны с ненадлежащей практикой питания, происходят на первом году жизни [1].
В последние 10-15 лет наблюдается повышенный интерес к вопросам грудного вскармливания. Этот период наступил после периода «увлечения» искусственными заменителями грудного молока в 70-х годах XX века. Осознание неверного подхода к питанию детей грудного возраста наступило после появления работ, доказывающих преимущества грудного вскармливания. Эти преимущества заключаются в более низких показателях младенческой смертности, меньшей заболеваемости, лучшем иммунитете, более развитом интеллекте у детей, выросших на грудном вскармливании [2]. Стало ясно, что неоправданное небрежение к природным законам детского питания, небрежение, приведшее к доминированию искусственного питания детей, являет собой пример одной из самых страшных «болезней цивилизации», самой масштабной экологической катастрофы нашего времени [3]. Естественное вскармливание, сформированное в ходе биологической эволюции, является единственным физиологически адекватным питанием новорожденного и грудного ребенка [4].
Поступающая с молоком матери сложнейшая композиция биологически активных веществ обеспечивает широкий круг функций защитного характе-
ра и тончайшую регуляцию управления развитием и дифференцировкой, что приводит к формированию целого комплекса психофизиологических отношений
[4]. Близость матери и ребенка во время кормления грудью обогащает их общение и способствует установлению тесного психофизиологического контакта
[5]. Формируется активно развивающаяся и взаимодополняющая интегрированная система «мать-дитя», что дает возможность появления привязанности матери к ребенку. В этой системе мать и ребенок находятся в равноправных отношениях. Впоследствии пищевая зависимость ребенка от материнского молока будет быстро уменьшаться, но сформированные в процессе естественного вскармливания психофизиологические связи и отношения матери и ребенка останутся пожизненно [4].
О влиянии грудного вскармливания на развитие ребенка еще в середине XX века указывал А.Ф. Тур: «Рациональное питание ребенка раннего возраста является одним из наиболее существенных профилактических моментов, обеспечивающих ему правильное физическое и психическое развитие, хорошую сопротивляемость случайным инфекциям и воздействиям неблагоприятных факторов окружающей среды. Не подлежит сомнению, что для детей 1-го полугодия жизни наилучшим способом вскармливания является естественное, т.е. вскармливание молоком матери».
Рассматривая питание грудного ребенка в контексте основных принципов диетологии, необходимо помнить о влиянии на развитие ребенка не только грудного молока, но и питания женщины, предшествующего беременности и рождению ребенка. При отсутствии у женщины адекватного питания в эти периоды повышается риск появления нарушений роста и развития плода за счет недостаточного обеспечения основными нутриентами. Без хорошего питания матери не может быть хорошей лактации [6].
Подавляющее число матерей могут и должны кормить грудью, и подавляющее число детей грудного возраста могут и должны вскармливаться грудью. Тем не менее, кормление грудью не происходит как инстинктивный акт. Кормление грудью — это искусство, которому надо учиться. В то же время необходимо помнить, что кормление грудью — это право женщины, а не ее обязанность [7]. Женщина делает свой выбор только после рождения ребенка. Каждая мать должна сама сознательно ре-
■ ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ В ГОРОДЕ НОВОКУЗНЕЦКЕ_____________
шить: будет ли она кормить ребенка грудью или заменителями грудного молока. Но нужно помнить и о праве грудного ребенка получать самую качественную и самую адаптированную для него пищу — грудное молоко. Таким образом, решение матери о виде вскармливания своего ребенка должно быть осознанным и принципиальным шагом. Только в этом случае возможно успешное и длительное естественное вскармливание.
Неправильная практика вскармливания и ее последствия являются основными препятствиями, мешающими устойчивому социально-экономическому развитию и уменьшению нищеты. Правительства не добьются успехов в своих усилиях по ускорению экономического развития в сколько-нибудь долговременном плане, если не будет обеспечен оптимальный рост и развитие ребенка, особенно благодаря соответствующей практике вскармливания [1].
Большую работу в пропаганде грудного вскармливания ведет ВОЗ. По всему миру, в том числе и в некоторых городах России, ВОЗ внедрила программы по поддержке естественного вскармливания. Кроме того, в некоторых странах такие программы приняты на государственном уровне. Зная и соблюдая все рекомендации, понимая основные задачи и цели, можно достаточно эффективно поддерживать лактацию и способствовать рациональному питанию детей. Работа ВОЗ в этом направлении привела к позитивным результатам во многих странах [8].
К сожалению, в нашей стране работа в этом направлении проводится недостаточно. Реальная практика вскармливания детей не всегда соответствует рекомендациям, мало изучается и не всегда принимается во внимание [8].
По мнению ряда авторов, основными причинами снижения распространенности грудного вскармливания являются не сроки введения того или иного вида продуктов, а утрата женщинами, и обществом в целом, представлений о том, что грудное вскармливание является важнейшим долгом женщины, и никакие искусственные смеси не могут заменить материнское молоко [9].
Целью нашего исследования является оценка реальной ситуации по вскармливанию детей до года в городе Новокузнецке и оценка соответствия ее современным рекомендациям ВОЗ.
Дизайн исследования. Нами были разработаны оригинальные анкеты. Анкеты включали несколько блоков вопросов — социальный статус с паспортными данными, вопросы по элементарным знаниям правил грудного вскармливания, некоторые физиологические нормы ребенка, вопросы по срокам введения прикормов и их качественному составу и др. Некоторые вопросы дублировались в иной форме, что дало в дальнейшем возможность более точно оценить достоверность ответов на них.
Опрос проводился методом случайной выборки в 2003-2004 годах. Всего опрошено более 1000 человек. В контрольную группу вошли родители детей, посещающих дошкольные учреждения, учащихся школ, грудных детей. Опрос проводился в Детской
городской клинической больнице № 4, где эти дети лечились или обследовались, в школах и детских садах города.
Большинство опрошенных являются жителями г. Новокузнецка или близлежащих городов. Всего получены анкеты на 355 детей. Средний возраст детей — 6,4 лет. Мальчиков 49 %, девочек 51 %. Средний возраст женщин на момент рождения ребенка — около 25 лет. У большинства матерей среднее образование (59,7 %), с высшим образованием 38,1 % женщин. Оба родителя имели высшее образование в
24,7 % семей, в 40,6 % семей оба родителя имели среднее образование. У 43,4 % женщин дети от первой беременности. Рождены в период 1993-2000 гг.83,1 % детей.
Для оценки изменения степени информированности и уровня знаний женщин по питанию детей первого года жизни в последние несколько лет мы опросили беременных, роды у которых планировались на 2002-2004 гг. В эту группу вошли беременные женщины, находившиеся во второй половине беременности. Опрос проводился на базе родильных домов № 1, № 2 и № 5 г. Новокузнецка. Большинство опрошенных проживали в г. Новокузнецке и близлежащих городах. Опрошено 290 женщин. Средний возраст женщин на момент опроса (вторая половина беременности) — около 24 лет. У большинства женщин среднее образование — 73,6 %. В
39,6 % семей оба родители имели среднее образование. Половина женщин имели первую беременность.
Чтобы показать значимость информированности и влияние уровня образованности нами была опрошена виртуальная группа. В эту группу вошли родители из эхо-конференций FIDO, посвященных детям. Опрос родителей из этой группы проводился через Интернет и электронную почту — родителям рассылались анкеты, на которые они отвечали. География данной группы значительно шире, чем у первой. На вопросы отвечали родители, живущие по всей территории России, начиная от Дальнего Востока и заканчивая Москвой и Санкт-Петербургом, родители из республик бывшего СССР и родители, работающие или проживающие за границей, в частности в США, Канаде, Италии, Франции.
В этой группе получены анкеты на 138 детей. Средний возраст детей — 2,3 года. Соотношение мальчиков и девочек примерно такое же, как и в контрольной группе. Возраст женщин на момент рождения ребенка составил примерно 26 лет. Абсолютное большинство матерей (90,9 %) имели высшее образование. В 85,9 % семей высшее образование имели оба родителя. У половины женщин дети от первой беременности. Рождены в срок 88,9 % детей.
Одним из перспективных направлений в улучшении ситуации по питанию детей первого года жизни является работа со старшими школьницами, поскольку большинство из них являются потенциальным матерями. С целью уточнения уровня информированности школьниц старших классов, нами были опрошены 278 учениц в школах № 76 и № 27 г. Новокузнецка. Школьницам задавались вопросы,
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ ■
на которые они могли знать ответы из курса биологии, либо от родителей, из книг, журналов и т.д. Средний возраст опрошенных составил 15 лет.
В целом, можно отметить следующие различия между группами опрошенных:
- в контрольной группе и в группе беременных большинство женщин имели среднее образование, в виртуальной — высшее;
- в виртуальной группе значительно больше семей, где оба родителя имели высшее образование;
- основное отличие виртуальной группы от контрольной и группы беременных заключается в большей информированности родителей в вопросах питания детей, возможности и желании постоянно пополнять и обновлять эти знания. При этом большинство родителей из второй группы постоянно заочно общаются между собой.
Примерно одинаковый процент женщин во всех трех группах ответили на вопрос о желанности ребенка положительно — более 97 %. В контрольной группе 87,1 % женщин кормили или кормят ребенка грудью, в виртуальной — 99 %. Среди беременных 98 % женщин планируют кормить грудью.
Желание кормить грудью также высоко во всех группах: в контрольной — 97,4 %, в виртуальной — 98 %, среди беременных — 97,2 %. В то же время, более 2/3 женщин во всех группах не обучены правилам кормления ребенка.
На вопросы по элементарным знаниям правил грудного вскармливания были получены следующие ответы. Считают полезным молозиво 75,9 % женщин первой группы, 98 % женщин второй группы и 82,6 % женщин третьей группы. В настоящее время уже общепринята позиция о времени первого прикладывания ребенка к груди — это необходимо делать сразу после рождения ребенка. Среди родителей с этим согласились только 71,3 %, беременные женщины считают этот довод верным только в
59.7 % случаев. Кроме того, в этих группах 22,4 % и 11,8 % женщин, соответственно, затруднились ответить на вопрос. Другое мнение в виртуальной группе — 90 % респондентов ответили, что ребенка нужно приложить к груди сразу после рождения. Не знают, как стимулировать лактацию, 24,1 % женщин контрольной группы, 10 % женщин виртуальной группы и 39,6 % беременных.
Сколько же фактически было приложено детей к груди сразу после родов? В контрольной группе только 30,9 % детей, в виртуальной — 45,5 %. В пределах 1 часа приложены к груди еще 13 % детей виртуальной группы. Таким образом, в виртуальной группе в первый час после рождения приложены к груди 58,5 % детей.
В контрольной группе 15 % женщин считают возможным прекращение исключительно грудного вскармливания до 3 месяцев, в виртуальной группе — всего 2 %. Гораздо хуже ситуация среди беременных —
27.8 % женщин этой группы считают нормальным введение иной, чем грудное молоко, пищи в возрасте 1-3 месяцев. Введение иной пищи в возрасте 46 месяцев считают допустимым 28,5 % женщин кон-
трольной группы, 62,6 % женщин виртуальной группы и 22,3 % беременных. При этом нужно отметить, что в виртуальной группе основная масса родителей считают необходимым введение иной, чем грудное молоко, пищи в возрасте около 6 месяцев (более половины). В целом, 43,5 % родителей контрольной группы настроены вводить иную, чем грудное молоко, пищу в возрасте до полугода.
Важным является вопрос, как долго фактически дети находились на исключительно грудном вскармливании. В контрольной группе более половины детей получили иную, чем грудное молоко, пищу уже в возрасте до 3 месяцев. Во второй группе таких детей было 25 %, из которых 8 % получили смеси по медицинским показаниям. К 6 месяцам уже более 90 % детей из контрольной группы получали иную, чем грудное молоко, пищу.
Что же вводили в качестве прикормов чаще, и по каким причинам?
Детям из контрольной группы в возрасте 0-3 мес. включительно были введены соки и фрукты в 27,6 % случаев, смеси — в 23,2 %, кефир и наринэ — в
14,9 %, коровье/козье молоко — в 8,8 %, каши — в 8,8 %, овощи — в 7,5 %, желток — в 5,3 %, творог — в 3,5 % случаев. Один ребенок получал с 3 месяцев мясо. Женщины контрольной группы в 53,8 % случаев причиной введения иной, чем грудное молоко, пищи ребенку в возрасте 0-3 мес. назвали нарушения лактации («мало молока», пропало молоко, плохое молоко, ребенок отказался от грудного молока). Причем, у всех этих женщин было желание кормить грудью, треть обучалась правилам кормления грудного ребенка, и 2/3 женщин ответили, что знают, как стимулировать лактацию.
Детям виртуальной группы прикормы были введены в возрасте 0-3 мес. включительно в 25,3 % случаев. Из них, почти половина получали смеси, 44 % — соки и фрукты (рис. 10). Только в 20 % случаев поводом для введения прикормов было снижение лактации.
Что же делали мамы при нехватке грудного молока?
В первой группе 38,8 % женщин докармливали детей адаптированными смесями, 15,5 % — перевели ребенка на искусственное вскармливание. Кормили детей неадаптированными кисломолочными продуктами 12,1 % женщин, сочетали смеси и кефир — 9,5 %. Только 7,8 % женщин пытались увеличить лактацию всеми способами, но иной пищи не вводили. Каждая пятая женщина затруднилась ответить на этот вопрос.
В виртуальной группе 50 % женщин пытались увеличить лактацию всеми способами, но иной пищи не вводили, 31 % — докармливали адаптированными смесями.
В группе беременных почти 2/3 женщин настроены докармливать детей смесями, каждая пятая — кефиром, а стимулировать лактацию без введения докорма готовы только 6,9 % беременных.
Откуда же женщины получают информацию по питанию детей?
■ ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ В ГОРОДЕ НОВОКУЗНЕЦКЕ_____________
Среди родителей наибольшим доверием пользуются врачи (61,2 %) и родители (52,6 %). Менее половины используют книги и журналы. В виртуальной группе наиболее распространенные источники информации: Интернет (100 %), литература (83,9 %), врачи (50 %). В этой группе старшее поколение, как источник информации по питанию детей, большой роли не играет. Среди беременных источники информации примерно те же, что и у родителей контрольной группы, но литература используется реже.
Среди школьниц старших классов 93,5 % девочек знают о наличии психологической связи между ребенком и матерью. О пользе грудного вскармливания для здоровья женщины знают только 39,6 %.
71,9 % школьниц считают, что старшеклассницам нужно знать о питании грудных детей, и 77,6 % девочек считают, что для этого необходимо обучение. 73 % школьниц считают, что грудное вскармливание влияет на будущее здоровье ребенка. При этом считают, что дешевле кормить грудным молоком, 81,3 % школьниц. 87,7 % школьниц знают, что коровье молоко отличается от женского молока. Об отрицательном влиянии на ребенка цельного коровьего молока знают 29,5 % школьниц. Наиболее значимыми источниками информации по питанию детей для девочек являются родители и родственники — 64,1 %. Остальные источники информации занимают менее 15 %.
ВЫВОДЫ:
Ситуация по грудному вскармливанию среди населения г. Новокузнецка не отвечает современным требованиям.
Рекомендации ВОЗ по длительности грудного вскармливания и срокам введения иной, чем грудное молоко, пищи не выполняются.
Необходимо отметить низкий уровень знаний по питанию детей среди женщин г. Новокузнецка.
Важна доступность качественной и современной информации о грудном вскармливании для женщин до беременности. Нельзя, чтобы женщина узнавала о современных подходах к грудному вскармливанию только в роддоме после родов.
Необходимы создание и поддержка доминанты грудного вскармливания у женщин (ВОЗ, 1998).
Родители и родственники — основные источники информации по питанию для школьниц и женщин. Следовательно, без участия родителей будущих матерей невозможно изменить отношение к грудному вскармливанию в целом.
Необходимо возрождение естественного вскармливания, качественное обучение не только родителей, но и медиков, методам и приемам его поддержки и защиты.
Школьницы старших классов являются потенциальными матерями, что дает возможность уже в выпускных классах обратить внимание девочек на вопросы питания детей. Необходимо уделять внимание информированности девочек о пользе грудного вскармливания не только для ребенка, но и для женщины.
Только желание женщины и доступность информации могут увеличить частоту грудного вскармливания.
Необходима единая «политика» в вопросах поддержки ГВ и питания детей раннего возраста с выполнением рекомендаций ВОЗ по поддержке ГВ.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Питание детей грудного и раннего возраста: Глобальная стратегия по кормлению детей грудного и раннего возраста. Доклад Секретариата. /ВОЗ. 55-я сессия Всемирной Ассамблеи здравоохранения. - 2002. - С. 3.
2. Фатеева, Е.М. Опыт работы по поддержке грудного вскармливания в г. Москве /Фатеева Е.М., Лешкевич И.А. //Питание грудных детей - новые данные и современные подходы: 6-й междунар. симп. - 1998. - С. 18-28.
3. Воронцов И.М., Фатеева Е.М. //Педиатрия. - 1997. - № 1. - С. 38-41.
4. Воронцов, И.М. Естественное вскармливание детей. Его значение и поддержка /Воронцов И.М., Фатеева Е.М. - СПб., 1998.
5. Янг, Д. Рекомендации по питанию детей раннего возраста в Северной Америке /Янг Д. //Питание грудных детей - новые данные и современные подходы: 6-й междунар. симп. - 1998. - С. 6-17.
6. Ладодо, К.С. Еще раз о детском питании /Ладодо К.С. //Педиатрия. - 2003. - № 1.
7. Vinther Т., НеЫпд Е. Грудное вскармливание: как обеспечить успех. - ВОЗ, 1997.
8. Нетребенко О.К. //Педиатрия. - 2002. - № 1. - С. 63-64.
9. Конь, И.Я. К дискуссии по проблемам вскармливания детей первого года жизни /Конь И.Я., Фатеева Е.М., Сорвачева Т.Н. //Педиатрия. - 2003. - № 1.
ЧИСЛО ИЗВЕСТНЫХ МИКРО-РНК ВЫРОСЛО В ПОЛТОРА РАЗА Группа американских генетиков почти в полтора раза увеличила количество известных науке человеческих микро-РНК. Очень короткие молекулы РНК несут фрагменты генетического кода длиной всего около 20 нуклеотидов. Они не кодируют никаких белков, но выполняют важные регуляторные функции. Микро-РНК были открыты чуть более 10 лет назад. До сих пор в каталоги было занесено около 250 микро-РНК. Теперь исследователям удалось выявить сразу 133 неизвестные ранее молекулы.
Источник: Svobodanews.ru