Научная статья на тему 'Письмо-жалоба / просьба / оправдание как разновидность жанра «Письма вождю» при Хрущёве и Брежневе'

Письмо-жалоба / просьба / оправдание как разновидность жанра «Письма вождю» при Хрущёве и Брежневе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
340
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Суровцева Е. В.

В статье анализируется «письмо-жалоба / просьба / оправдание» как особая разновидность жанра «письма вождю». Описываются письма, написанные в годы правления Хрущёва и Брежнева (письма Пастернака, Твардовского, Шолохова, Аксёнова, Некрасова, Катаева).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Письмо-жалоба / просьба / оправдание как разновидность жанра «Письма вождю» при Хрущёве и Брежневе»

ПИСЬМО-ЖАЛОБА / ПРОСЬБА / ОПРАВДАНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ЖАНРА «ПИСЬМА ВОЖДЮ» ПРИ ХРУЩЁВЕ И БРЕЖНЕВЕ

© Суровцева Е.В.*

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова,

г. Москва

В статье анализируется «письмо-жалоба / просьба / оправдание» как особая разновидность жанра «письма вождю». Описываются письма, написанные в годы правления Хрущёва и Брежнева (письма Пастернака, Твардовского, Шолохова, Аксёнова, Некрасова, Катаева).

В ходе уже проведённых исследований русской литературы XX века нами был выделен особый эпистолярный жанр - «письмо во^дю» - ив качестве одной из разновидностей данного жанра было рассмотрено письмо-жалоба / просьба / оправдание [12, с. 212-227; 13, с. 74-92]. Письмо-жалоба - наиболее распространённый жанр среди всего корпуса текстов, относящихся к «письмам во^дю». Такие письма обращены, как правило, к высшей инстанции, генсеку, иногда - его ближайшим соратникам; в них рисуется картина беспощадной и унизительной травли, приводящей художника на грань нищеты и душевной болезни, лишающей его возможности писать и доводить свой труд до читателя в СССР; выражается надежда на восстановление справедливости, нередко содержится просьба о выезде за пределы страны. До сих пор мы анализировали материал, относящийся к сталинской эпохе. Нами были подробно проанализированы письма М.М. Булгакова (1929, 1930, 1931, 1934), Е.И. Замятина (1931), М.М. Зощенко (1943, 1944, 1946), М.А. Шолохова (1931-1950). Теперь же наша цель - проследить бытование жанра «письма вговдю» и - в рамках данной статьи - письма-жалобы / просьбы / оправдания в постсталинскую эпоху.

Анализ имеющегося у нас материала начнём с письма Б.Л. Пастернака Н.С. Хрущёву.

Пастернак приступил к созданию романа «Доктор Живаго» зимой 1945-1946 гг., а закончил - в 1955 г. Роман не был опубликован в СССР, хотя автор и предпринял попытку напечатать его в «Новом мире». В 1957 г. «Доктор Живаго» был опубликован в миланском издательстве Фельтри-нелли. 23 октября 1958 г. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы». 24 ок-

* Научный сотрудник лаборатории Общей и компьютерной лексикологии и лексикографии Филологического факультета.

тября на дачу к Пастернаку внезапно пришёл К.А. Федин с требованием демонстративного отказа от премии. Пастернак отказался. Ивинская О.В. рассказывает, что в тот же день руководство Литинститута организовало среди студентов «демонстрацию с плакатами, требующими высылки Пастернака за границу» [3, с. 264]. 25 октября на Пастернака обрушилась «Литературная газета» с целым рядом разгромных статей. В тот же день прошла демонстрация студентов Литинститута против Пастернака [3, с. 265-266]. 26 октября в «Правде» появилась трёхколонная статья Д. Заславского «Шумиха реакционной пропаганды вокруг литературного сорняка». 26 октября все центральные и местные газеты перепечатали материалы из «ЛГ».

27 октября было проведено совместное заседание президиума правления ССП, бюро Оргкомитета СП РСФСР и президиума правления Московской писательской организации. Повестка дня: «О действиях члена Союза писателей Б.Л. Пастернака, несовместимых со званием писателя». На заседании было зачитано объяснительное письмо Пастернака - тезисы из 22 пунктов. Сам текст письма не сохранился, так как оно оказалось вырванным из стенограммы заседания, хранившейся в архиве СП. Но мы можем представить себе его содержание по воспоминаниям Ивинской [3, с. 270-314] и Е.Б. Пастернака [8, с. 270-291].

В «Постановлении президиума правления Союза писателей СССР, бюро Оргкомитета Союза писателей СССР, президиума правления Московского отделения Союза писателей РСФСР», опубликованном 28 октября в «Литературной газете», объявлялось об исключении Пастернака из СП, о лишении его звания советского писателя.

29 октября Пастернак отправил Андерсу Эстерлингу телеграмму с отказом от премии

В тот же день на торжественном пленуме ЦК ВЛКСМ, посвящённом 40-летию комсомола, с докладом выступил первый секретарь ЦК ВЛКСМ В.Е.Семичастный. По требованию Хрущёва и Суслова он часть доклада посвятил Пастернаку. Кроме грубой брани выступление Семичастного содержало и серьёзную угрозу - лишить поэта советского гражданства и изгнать из СССР, оставив в стране его близких и друзей в качестве «заложников».

30 октября из «Комсомольской правды» Пастернак узнаёт об угрозе изгнания из страны. Поэт решает остаться в России

«По инициативе заведующего отдела культуры ЦК Д.А. Поликарпова Пастернак подписал согласованные тексты обращений Н.С.Хрущёву и в газету «Правда»» [8, с. 650]. Черновик письма Хрущёву был сочинён адвокатом Гримгольцем по указке ЦК, отредактирован Ивинской. Пастернак подписал письмо, сделав «одну лишь поправку в конце» и попросив написать, что он «рождён не в Советском Союзе, а в России» [3, с. 283]. Обращение Пастернака «к народу» было доработано канцелярией как признание вины, и Пастернаку не оставалось ничего другого, как его подписать [1, с. 24, 31, 32].

В ночь на 31 октября письмо было отвезено в ЦК КПСС на имя Хрущёва на Старую площадь [приводится в: 16, с. 411].

Это достаточно короткое письмо, в котором писатель сообщает генсеку о своём отказе от Нобелевской премии и просит не высылать его за пределы страны, ибо это для него равносильно смерти. Евгений Борисович пишет по поводу этого письма: «Дело не в том, хорош или плох текст этих писем, чего в них больше, покаяния или самоутверждения, важно то, что написаны они не Пастернаком и подписаны вынужденно. И это унижение и насилие над его волей особенно мучило его сознанием того, что оно было никому не нужно» [8, с. 293].

1 ноября в очередном номере «Литературной газеты» была опубликована подборки писем от лица народа, а также информация о писательских собраниях в Москве, Ленинграде, Минске, Ташкенте, Тбилиси, Баку и других городах. Далее шло по старому образцу: рукописи и подготовленные издания Пастернака лежали без движения, переводы Шекспира изымались, театральные постановки перестали идти...

Следующий пласт материала связан с именем В.Н. Некрасова, в 1946 г. в журнале «Знамя» (№ 8-10) опубликовавшего повесть «В окопах Сталинграда». Повесть была настороженно встречена критикой, что можно объяснить очень нетрадиционным изображением войны. Двойственность положения писателя заключалась в том, что, выдвинутый на получение Сталинской премии, он был вычеркнут из списка Фадеевым, но неожиданно оказался не только вновь включённым, но и награждённым. Вишневский сказал Некрасову, что это была воля Сталина. С этого момента всё изменилось. Книга переиздавалась, оценивалась очень высоко и даже подавалась как пример соцреализма. Ещё один неожиданный поворот в истории повести произошёл уже в 1962 г., при Хрущёве. Во время подготовки к изданию однотомника некрасовских произведений писателя обвинили в том, что в его произведениях содержаться «элементы культа личности Сталина» - даже в повести «В окопах Сталинграда»! И это на основании простых упоминаний имени во^дя. От Некрасова потребовали изменения текста повести и изъятия всех мест, где упоминается Сталин. 8 января 1962 г. Некрасов направил письмо директору Госиздата Г.И. Владыкину [7, с. 224], своеобразная реакция на требование редакции изъять из повести все упоминания Сталина. Писатель указывает как раз на то, что в своё время от него требовали вста-вить в книгу целую главу о Сталине, от чего он отказался, а теперь от него требуют обратного. 19 февраля 1962 г. Госиздат направил записку в ЦК, в которой говорилось, что в произведениях Некрасова есть элементы культа личности, что изменения, на которые согласился писатель, недостаточны. Записка заканчивается так: «Просим Ваших указаний».

Произведения Некрасова «В родном городе» (1954) и «Кира Георгиевна» (1961) подверглись нападкам критики, хотя они вполне умещались в

рамки соцреализма и не содержали абсолютно ничего крамольного. После падения Хрущёва писателя на время оставили в покое. Однако печатать его всё же не спешили. Именно с этим было связано его письмо секретарю ЦК КПСС М.А.Суслову от 29 декабря 1964 г. [7, с. 225-226]. Писатель говорит о том, что после критики Хрущёва его не печатают, что издательства, с которыми он заключил договор, требуют переделки его работ, причём предъявляемые требования начисто перечёркивают эти работы вообще.

В 1966 г. Некрасов выступил на митинге, посвящённом 25-летию трагедии Бабьего яра, а затем подписал письмо в поддержку украинского писателя и правозащитника Чорновила. После этого на него было заведено второе персональное дело, закончившееся вторым строгим выговором. В 1972 г. после возникновения третьего «дела» Некрасова исключил из партии. В 1974 г. Некрасов писатель эмигрировал.

Свой особый повод обратиться в вышестоящие инстанции был у В. Катаева. В 1957 г. Гослитиздат планировал выпуск семитомного собрания его сочинений, но в результате выпустил пятитомник. Несколько лет спустя, в 1962 г. писатель обратился в ЦК КПСС с письмом [6, с. 230-231]. Он жалуется на то, что в пятитомное собрание не вошли многие вещи, которыми он очень дорожит, что тираж был заниженный. Затем Катаев переходит к изложению своей просьбы: в ближайшее время издать восьмитомное собрание сочинений (естественно, с учётом новых произведений).

Подробного разговора заслуживает проблема взаимоотношений А.Т. Твардовского с властями.

К 4 мая 1954 г. относится письмо Твардовского в ЦК КПСС [14, с. 131132]. Письмо связано с «всплывшей» откуда-то информацией о «кулацком» происхождении. Поэт не хочет менять свой партбилет на документ нового образца, пока в учётной карточке не будет исправлена эта ошибка. Следующее письмо Твардовского «наверх», адресованное Президиуму ЦК КПСС, датированное 7 июня 1954 г. (отправлено 10-11 июня) [см.: 14, с. 138140], связано не только с обрушившейся на «Новый мир» критикой в связи с публикацией статей Померанцева, Лифшица, Шагинян и Щеглова, но и с поэмой «Тёркин на том свете». Твардовскому пришлось писать «наверх» оправдательное письмо, в котором он пытался не просто оправдаться, но доказать полезность, важность, идейно-политическую правомерность этого произведения. Кроме того, поэт пытался оправдать свои действия как редактора, опубликовавшего упомянутые статьи, доказать правомерность этой публикации. После чтения поэмы (в новой, более острой редакции) Хрущёву на отдыхе в Пицунде 13 августа 1963 г. «Тёркин на том свете» по мановению руки вождя был разрешён к публикации.

17 июля 1954 г. Твардовский направляет Хрущёву коротенькое письмо [см.: 14, с. 141] с просьбой принять его, чтобы поговорить о «Тёркине на том свете» и о работе «Нового мира».

Постановлением ЦК КПСС от 23 июля 1954 г. Твардовский был «освобождён» от должности главного редактора и смог вернуться в журнал только после XX съезда партии, в 1958 г.

Величайшей заслугой Твардовского стала публикация повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (1962). Чтобы его напечатать, понадобилось особое разрешение Президиума ЦК (Твардовский отправил Хрущёву рукопись с письмом). История публикации повести подробно изложена в воспоминаниях Лакшина [4, с. 192-210] и Солженицына [11, с. 2245] (из литературоведческих исследований см.: [10, с. 476-498]).

С поэмой «За далью - даль» связано письмо Твардовского секретарю ЦК КПСС Е.А.Фурцевой (9 февраля 1960 г.) [см.: 15, с. 174]. В этом письме Твардовский просит освободить его от поездки в Америку, так как в это период он работает над книгой «За далью - даль». На следующий день Твардовский в Москве лично встретился с Фурцевой, и его просьба была удовлетворена.

С концом хрущёвской «оттепели» «Новый мир» стал подвергаться ещё более яростным нападкам и придиркам официальной прессы. В феврале 1970 г. Твардовский был уволен с поста редактора, и вся его редакция тоже покинула журнал. Удар был такой силы, что через полтора года Твардовский скончался.

Шолохов М.А. неоднократно обращался наверх не только при Сталине. В ряде писем «наверх» Шолохов выступает как рачительный хозяин. Именно с этим его качеством связаны два его письма председателю Совета Министров РСФСР Г.И. Воронову. Первое письмо (22 марта 1963 г.) [см.: 17, с. 218-220] посвящено тому, что некоторые предприятия Воронежской и Липецкой областей в течение трёх лет спускают в Дон неочищенные воды в зимнее время. Следующее письмо (16 августа 1970 г.) [см.: 17, с. 220-221] посвящено совершенно другой проблеме: необходимости строительства в Вёшенской дома престарелых. В том же ключе, что и письма Воронову, написана и телеграмма Шолохова в Совет Министров РСФСР, председателю Совмина РСФСР т. Полянскому (3 апреля 1962 г.), которая представляет собой требование запретить отлов на Дону рыбы во время нереста, иначе Дон вскоре будет «обезрыблен» [см.: 17, с. 218].

Отдельный сюжет образуют письма Шолохова во властные структуры в связи с судьбой романа «Они сражались за Родину». В 1968 г., откликаясь на просьбы «Правды» дать новый отрывок из романа, писатель послал в редакцию газеты одну из глав, предварительно сильно смягчив её. Однако даже этот смягчённый вариант привёл в ужас тогдашнего редактора «Правды» М. Зимянина, который наотрез отказался печатать главу. Шолохов же, не взирая на увещевания Зимянина, больше ничего менять не хотел. Тогда эту главу послали лично Брежневу. После трёхнедельного ожидания Шолохов 30 октября 1968 г. пишет Л.И. Брежневу [см.: 17, с. 106-107]

возмущённо-вежливое письмо. Писатель торопит во^ця с решением вопроса о главе из романа. Шолохов настаивает, чтобы Брежнев обязательно ответил ему по существу вопроса, однако вождь молчит. И тогда писатель направляет ему ещё одно письмо в том же ключе (12 декабря 1968 г. [см.: 17, с. 216-217]). Наконец, многострадальный отрывок был опубликован -но в сильно «отредактированном» виде.

Особый случай общения писателя с властью представляют собой письма во властные структуры В.П. Аксёнова, инициированные желанием писателя совершить командировку за границу.

30 июня 1977 г. было принято постановление ЦК КПСС «О поездках в Западный Берлин писателя Аксёнова В.П. для встречи с писателями и выступлений о советской литературе и поэта Е.А. Евтушенко на Кипр для участия в фестивале поэзии». Командировка Аксёнова состоялась в ноябре 1977 г. Писатель с самого начала оказался под бдительным наблюдением советского консульства. Он вызвал недовольство консульства из-за многочисленных нарушений дисциплины. 12 ноября 1977 г. Аксёнов передал письмо послу СССР в ГДР П.А. Абрасимову [5, с. 249-250]. Это совсем краткая записка, в которой писатель просит продлить его пребывание в Берлине до 13 ноября и сообщает о своём намерении лететь в Париж. 12 ноября посол через сотрудника генконсульства В.А. Афонского, что не находит убедительными мотивы, по которым писатель просит продлить командировку, и предлагает ему лично приехать в посольство. Это приглашение было подтверждено также по телефону. Однако Аксёнов от поездки в посольство уклонился и сделал всё по-своему - и командировку себе продлил, и в Париж полетел. В тот же день, 12 ноября 1977 г., Аксёнов направил ещё одно письмо Абрасимову [5, с. 250-252]. Оно написано уже после разговора с Афонским. В отличие от первого послания это письмо достаточно подробно, кроме того, в нём прослеживается обращение к послу не только как к государственному, но и как к частному лицу. В письме писатель доказывает, что не нарушил никаких советских законов.

В ряду писем-просьб / жалоб / оправданий надо упомянуть и имя B.C. Высоцкого.

В 1961 г. Высоцкий написал свою первую песню «Татуировка», положившую начало своеобразному песенному циклу, тематически связанному с бытом криминальной среды, а стилистически - с поэтикой городского романса и «блатного» фольклора. Популярность у народа сопровождалась недовольством у официальных кругов. Выступать приходилось полулегально; поэт был вынужден также терпеть нападки прессы, зачастую достаточно резкие. Именно с этим связано письмо Высоцкого в ЦК КПСС на имя заведующего Отделом агитации и пропаганды В.И.Степакова (дата получения адресатом 24 июня 1968 г.) [2, с. 130]. Письмо это было написано после появления ряда крайне недоброжелательных выступлений прессы в

адрес Высоцкого. Возмущение барда вызывает абсолютное незнание критиками его творчества, о котором они пишут (так, ему приписывают не принадлежащие ему тексты, но при этом заявляют, что в его репертуаре якобы нет песен о героях Отечественной Войны, якобы он провозгласил штрафников единственными защитниками Родины), и откровенное передёргивание его текстов. Просьба Высоцкого ответить на статьи и дать ему возможность выступить в печати не была удовлетворена. В архиве ЦК осталась запись: «Тов. Высоцкий приглашался на беседу в Отдел пропаганды ЦК КПСС, где ему даны разъяснения по затронутым в письме вопросам» [2, с. 130].

Следующее письмо Высоцкого в вышестоящие инстанции написано Письмо написано не ранее 1973 г. после концертов в Новокузнецке, данными Владимиром Семёновичем, не имевшим официального права на сольную программу, и последовавшего по этому поводу резким выпадом «Советской культуры» (30 марта 1973), (письмо зафиксировано общим отделом ЦК КПСС за № 63382 от 17 апреля 1973 г.) и адресовано кандидату в члены Политбюро, секретарю ЦК КПСС П.Н.Дёмичеву (см. [9]). Бард просит ответить на порочащие его статьи, разрешить «узаконенное официальное общение со слушателями ... песен». Дёмичев даже не соизволил ответить Высоцкому. Результатом этого обращения «наверх» стало то, что «автору письма разъяснен порядок прохождения аттестации артистов и организации их концертных выступлений» [9].

На основании даже предварительного анализа эпистолярного материала можно сделать вывод о том, что такая разновидность «письма вождю», как письмо-жалоба / просьба / оправдание, в постсталинскую эпоху не менее значима, нежели в сталинскую, и представлена не менее значительными именами.

Список литературы:

1. Алова А. Роман летел к развязке // Огонёк. - 1988. - № 37.

2. «Они пришли слушать именно те песни, которые я пел». B.C. Высоцкий - в ЦК КПСС // Известия ЦК КПСС. - 1989. - № 12.

3. Ивинская О.В. Годы с Борисом Пастернаком. В плену времени. -М., 1992.

4. Лакшин В.Я. Открытая дверь: Воспоминания, портреты. - М., 1989.

5. О командировке В.Аксёнова в Западный Берлин // Вопросы литературы. - 1993. - Выпуск 1. - С. 246-253.

6. О собрании сочинений В.Катаева // Вопросы литературы. - 1993. -Выпуск 1.

7. Об издании произведений В. Некрасова // Вопросы литературы. -1993. - Выпуск 1.

8. Пастернак Е.Б. Нобелевская премия Бориса Пастернака // Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии. Борис Пастернак. - М., 1991.

9. Сайт «Владимир Высоцкий. Официальный сайт Владимира Высоцкого» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kulichki.com/vv.

10. Сараскина Л.И. Александр Солженицын. Серия «Жизнь замечательных людей: Биография продолжается». - М., 2008.

11. Солженицын А.И. Бодался телёнок с дубом: Очерки литературной жизни. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1996.

12. Суровцева Е.В. «Письма вождям». Жанровые разновидности // XX век. Проза. Поэзия. Критика. - М., 2004. - Выпуск V.

13. Суровцева Е.В. Жанр «письма вождю» в тоталитарную эпоху (1920-1950-е годы). - М., 2008. - (Серия «АИРО - Первая монография»).

14. Твардовский А.Т. Из рабочих тетрадей (1953-1960) // Знамя. -1989. - № 7.

15. Твардовский А.Т. Из рабочих тетрадей (1953-1960) // Знамя. -1989. - № 9.

16. Шнейберг Л.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына. -изд. 2-е. - М., 1995.

17. Шолохов на изломе времени: Статьи и исследования, материалы к биографии писателя. Исторические источники «Тихого Дона». Письма и телеграммы. - М., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.