DOI: 10.24412/2070-1381-2021-87-31-38
Письмо Отдела агитации и пропаганды ЦК КПСС по союзным республикам о порядке освещения американской выставки в Москве (1959 г.)
Краснощекое Никита Алексеевич
Аспирант, кафедра истории государственного и муниципального управления, факультет государственного управления,
МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ.
E-mail: [email protected]
SPIN-код РИНЦ: 4419-4150
ORCID ID: 0000-0001-7909-8618
Аннотация
В статье рассматривается один из ключевых документов по подготовке советской внешнеполитической пропаганды к освещению Американской национальной выставки в Москве в 1959 г. — письмо заведующего Отделом агитации и пропаганды ЦК КПСС по союзным республикам Л.Ф. Ильичева, направленное в ЦК КПСС. В работе в научный оборот вводится ранее не опубликованный полный текст архивного документа из фонда № 5 Российского государственного архива новейшей истории (РГАНИ), а также внесенные позднее рукописные правки с соответствующими комментариями и наблюдениями. В статье анализируются цели и задачи документа, а также приводится обзор степени изученности проблемы освещения американской выставки в Москве в отечественной и зарубежной историографии на современном этапе. Методология исследования — документальный анализ (в его двух вариантах: содержательном и текстологическом) с опорой на материалы РГАНИ. В исследовании автор приходит к выводу о том, что одну из главных ролей в организации освещения выставки сыграл Отдел агитации и пропаганды. На примере изучаемого документа прослеживается механизм реализации принятых решений в сфере пропаганды и взаимодействия с советскими СМИ. В статье отмечается посредническая роль Агитпропа в этом механизме: согласованные с ЦК КПСС решения в приказном порядке ставятся в виде задач центральным газетам, информагентству ТАСС, радио и телевидению. Главной целью, которую преследовал Агитпроп, являлась минимизация пропагандистского эффекта в информационном поле от американской выставки в Сокольниках и попытка ослабления интереса советских граждан к самому мероприятию. Автор также подчеркивает значение правок, внесенных в документ после машинописного набора, которые означали снижение резкой тональности документа. Кроме того, в статье отмечается роль рукописной справки о ходе организации выставки как принятой в то время формы отчетности перед вышестоящим руководством за проведенные мероприятия.
Ключевые слова
История СССР, история управления, Американская национальная выставка 1959 г. в Москве, советская внешнеполитическая пропаганда, Отдел агитации и пропаганды ЦК КПСС, Агитпроп, Л.Ф. Ильичев, В.И. Снастин.
Letter of Agitation and Propaganda Department (CPSU Central Committee) for the Union Republics on the Procedure for Covering the American Exhibition
in Moscow (1959)
Nikita A. Krasnoshchekov
Postgraduate student, Department of History of State and Municipal Administration, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0001-7909-8618
Abstract
The article examines one of the key documents on the preparation of Soviet foreign policy propaganda for covering the American National Exhibition in Moscow in 1959 — a letter from the head of the Department of Agitation and Propaganda of the Central Committee of the CPSU for the Union Republics, L.F. Ilyichev, sent to the Central Committee of the CPSU. The author introduces the previously unpublished full text of the archive document from the fund No. 5 of the Russian State Archive of Modern History, as well as later handwritten corrections with relevant comments and observations. The paper analyzes the goals and objectives of the document and also provides an overview of current state of studying the problem of covering the American exhibition in Moscow in domestic and foreign historiography. The methodology of the research is a documentary analysis (in its two versions: informative and textual), based on the materials of the Russian State Archive of Modern History. In the research, the author comes to the conclusion that the Department of Agitation and Propaganda plays one of the main roles in the organization of the exhibition coverage. The article traces the mechanism of implementing the decisions taken in the field of propaganda and interacting with the Soviet media on the example of this document. The author points out intermediary role of Agitprop in this mechanism: all the decisions are agreed with the Central Committee of the CPSU and are assigned in the form of tasks to central newspapers, the TASS news agency, radio and television. The main goal pursued by Agitprop was to minimize the propaganda effect in the media field from the American exhibition in Sokolniki and to attempt to weaken the interest of Soviet citizens in the event itself. The author also emphasizes the importance of corrections made to the document after typewriting, which meant reducing the sharp tone of the paper. In addition, the article remarks the role of a handwritten note on the organization of the exhibition, made in the end of the document, as a form of reporting to the higher management for the events held at that time.
Keywords
History of the USSR, history of management, American National Exhibition of 1959 in Moscow, Soviet foreign policy propaganda, Agitation and Propaganda Department of the Central Committee of the CPSU, Agitprop, L.F. Ilyichev, V.I. Snastin.
Введение
Политическое противостояние СССР и США намеждународной арене в конце 1950-х гг. выражалось в активной фазе гонки вооружений, соперничестве за сферы влияния в Европе, на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии и сопровождалось активизацией борьбы на идеологическом фронте. Этот период холодной войны в историографии получил название «мирного» или «конкурентного сосуществования» [Богатуров 2009, 210], поскольку, согласно принятой в феврале 1956 г. на XX съезде ЦК КПСС концепции «мирного сосуществования», генеральной линией внешней политики Советского Союза провозглашался «ленинский принцип мирного сосуществования государств с различным социальным строем»1, предполагавший не вооруженную борьбу с Соединенными Штатами, а экономическое соревнование двух систем: социализма и капитализма. Одним из ключевых аспектов этой политики являлось улучшение отношений с США, направленное на укрепление «взаимного доверия, широкого развития торговых связей, расширения контакта и сотрудничества в области культуры и науки»2.
В этой связи важнейшим событием стало подписание 10 сентября 1958 г. соглашения между СССР и США об обмене национальными выставками3. Однако казавшееся достижение смягчения напряженности между двумя сверхдержавами благодаря предстоящему «диалогу культур» впоследствии обратилось в противостояние пропаганды советского и американского образов жизни.
Обе стороны провели серьезную подготовительную работу перед открытием своих национальных выставок в 1959 г. «в тылу» у своего идеологического соперника. О высоком статусе и важности проведения этих мероприятий как для США, так и для СССР свидетельствует визит с 23 июля по 2 августа 1959 г. вице-президента США Р. Никсона в Москву на открытие американской выставки в Сокольниках вместе с Н.С. Хрущевым4. Позднее в своих мемуарах, говоря об организации американской выставки в Сокольниках, Р. Никсон вспоминал, что идею визита в Советский Союз в качестве пиар-хода предложил Э. Вашберн, заместитель директора ЮСИА5, который в то время активно работал над программой культурного обмена с Советским Союзом6.
Степень изученности темы (обзор литературы)
Теме обмена выставками между СССР и США в зарубежной историографии посвящено достаточно много работ, особенно в англоязычной литературе, поскольку это событие стало, по сути, первым массовым знакомством населения двух противостоящих сверхдержав с культурой своего идеологического противника. Одним из первых трудов в этом направлении стала монография американского ученого-практика из Йельского университета Фредерика Баргхорна, который долгие годы работал в качестве пресс-атташе при посольстве США в Москве. Его монография [Barghoorn 1960] посвящена «культурной дипломатии» СССР и изучению советской внешнеполитической пропаганды, где в качестве одного из эпизодов автор рассматривает обмен выставками 1959 г. как инструмент продвижения на международной арене советского и американского образов жизни. В конце 1990-х гг. вышла книга американского исследователя Уолтера Хикссона [Hixson 1997], в которой соглашению об обмене выставками между США и СССР и непосредственно американской выставке в Москве была посвящена отдельная глава. У Хикссон одним из первых рассматривал выставку в Москве как «мягкое оружие» в рамках недавно появившейся на тот момент популярной концепции «мягкой силы», позднее оформленной в работе Джозефа Ная [Nye 1994].
Традицию изучения обмена выставками СССР и США У Хикссона в начале 2000-хгг. с позиции диалога культур продолжил Йель Ричмонд. Его исследование [Richmond 2003] охватывает весь спектр американско-советского культурного взаимодействия периода холодной войны: от обмена учеными и научного сотрудничества до освещения ярмарок и выставок. На примере американской выставки в Сокольниках, где произошло частичное снятие «железного занавеса» и советские граждане впервые познакомились с бытовой культурой простого американца, автор стремится доказать свой ключевой тезис о том, что лучшая политика в отношениях со странами, с которыми мы не согласны, — это не изоляция, а взаимодействие.
1 Коммунистическая Партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). Т. 9.: 1956-1960. М.: Политиздат, 1986. С. 13.
2 Отчетный доклад Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза ХХсъезду партии. Доклад Первого секретаря ЦК КПСС товарища Н.С. Хрущева // Правда. 1956. 15 февраля. С. 4.
3 Протокольное соглашение от 10 сентября 1958 г. об обмене выставками // ГАРФ. Ф. 9518. Оп. 1. Д. 595. Л. 131.
4 Foreign Relations of the United States, 1958-1960, Vol. X, Part 1, Eastern Europe region; Soviet Union; Cyprus / ed. by Ronald D. Landa, James E. Miller, David S. Patterson, Charles S. Sampson. Washington: Government Printing Office, 1993. Document 92. P. 326-331.
5 ЮСИА— информационное агентство США (USIA), занимавшееся организацией Американской национальной выставки в Москве в 1959 г.
6 Nixon R.M. Six Crises. New York.: Pocket Books, 1962. P. 255.
Позднее вышла работа исследователей из Массачусетского технологического университета [Cold War Kitchen: Americanization, Technology, and European Users 2009], посвященная уже несколько иному аспекту американской выставки в Сокольниках — «кухонным дебатам» Н.С. Хрущева и Р. Никсона, возникшим во время посещения одного из американских павильонов на выставке, и их ключевому вопросу — заботе государства об обеспечении комфортных бытовых условий граждан. Авторы уделяют большое внимание проблеме обновления жилищных проектов в США и Европе, а также степени вовлеченности государства в эти процессы на Западе и в СССР.
Одной из последних работ, рассматривающих американскую выставку в Москве 1959 г., является статья М. Уильямса, посвященная изучению восприятия советскими гражданами американской выставки в Москве7. Автор приводит статистические данные по количеству посетителей, оценке ими павильонов, на основе которых приходит к выводу о том, что выставка произвела большое впечатление на простых советских людей, а культурный обмен выставками в целом стал новой вехой в отношениях СССР и США.
Что же касается отечественной литературы по внешней политике СССР, то здесь теме изучения обмена выставками между Советским Союзом и Соединенными Штатами 1959 г. и конкретно американской выставке в Сокольниках практически не уделялось внимания, лишь в биографических работах о Н.С. Хрущеве можно встретить краткое упоминание об американской выставке в Сокольниках и знаменитых «кухонных дебатах» Н.С. Хрущева и вице-президента США Р. Никсона [Медведев 1990, 150].
Только в исследованиях последнего десятилетия вновь стал просматриваться интерес историков к американской выставке в Москве, что связано прежде всего со смещением фокуса на проблему восприятия советскими гражданами СоединенныхШтатов и американского образа жизни, а также с обращением исследователей к обширному источнику — книгам отзывов посетителей выставки на экспонаты [Фоминых 2010; Рид 2017]. Одной из последних работ в направлении изучения обмена выставками 1959 г. между СССР и США стала статья Н.В. Горлова, в которой американская выставка в Москве рассматривается как один из факторов улучшения советско-американских культурных связей и отношений СССР и США в целом в разгар холодной войны [Горлов 2021]. Интерес к изучению темы реакции советского человека на американскую выставку, очевидно, был связан также и с тем, что, как отмечается в работе А.Е. Фоминых, «официальная реакция руководства СССР на выставку для устроителей Американской национальной выставки в Москве 1959 г. так и осталась закрытой, если не считать выпадов Хрущева в адрес Америки во время «кухонных дебатов» и серии критических комментариев в советской прессе» [Фоминых2010, 111].
Действительно, «кухонные дебаты» во многих исследованиях являлись одним из главных предметов изучения, поскольку эта спонтанная перепалка между Р. Никсоном и Н.С. Хрущевым серьезным образом портила имидж советскому лидеру, особенно перед его предстоящей поездкой в США в сентябре 1959 г. Два совершенно разных подхода США и СССР к демонстрации своих достижений и к самопрезентации на выставках создали основу для дальнейшего идеологического противостояния капитализма и коммунизма. Эта дискуссия на американской выставке настолько затронула советского лидера, что Н.С.Хрущев по прибытии в США на первом же завтраке в Кэмп-Дэвиде 26сентября 1959 г. «напомнил» американскому президенту Д. Эйзенхауэру о том, что советские люди «не могут быть впечатлены тем, что демонстрируется на американской выставке в Москве, у них высокий уровень жизни и любая попытка соблазнить их капитализмом потерпит неудачу»8.
Тем не менее в перечисленных выше работах не рассматривается вопрос о подготовке советской внешнеполитической пропаганды к американской выставке в Москве, хотя сами исследователи отмечают то большое влияние, которое оказали советские «политические инструкторы» на отзывы советских посетителей о выставке: «Есть достаточно оснований говорить о том, что само присутствие советского персонала повлияло на то, что именно писали посетители в книгах отзывов. Определенно некоторые отклики были составлены под их присмотром» [Рид 2017, 81].
В этом отношении большое значение имела работа главного пропагандистского органа СССР — Отдела агитации и пропаганды ЦК КПСС по союзным республикам.
1 Williams M. The American National Exhibition in Moscow, 1959: How the A.N.E.M. influenced the Cold War // Fairfield-Suisun Unified School District [Электронный ресурс]. URL: https://www.fsusd.org/cms/lib/CA01001943/Centricity/Domain/4726/ANEM%20essay.pdf (дата обращения: 10.05.2021).
8 Foreign Relations of the United States, 1958-1960, Vol. X, Part 1, Eastern Europe region; Soviet Union; Cyprus / ed. by Ronald D. Landa, James E. Miller, David S. Patterson, Charles S. Sampson. Washington: Government Printing Office, 1993. Document 131. P. 468-469.
Цель, задачи и методы исследования
Главной целью настоящей статьи является анализ принятия управленческих решений советской властью в сфере внешнеполитической пропаганды на примере конкретного документа, направленного Отделом агитации и пропаганды в ЦК КПСС в преддверии Американской национальной выставки в Москве.
В задачи данной статьи входит: публикация полного оригинального текста документа, а также справки и пометок от руки, сделанных на документе; характеристика изучаемого документа; выявление организационно-управленческих задач, поставленных печатным СМИ в преддверии проведения американской выставки в Москве в 1959 г.; определение на примере данного документа алгоритма принятия управленческих решений в сфере деятельности Отдела агитации и пропаганды. В качестве базового метода решения исследовательских задач автором выбран документальный анализ (содержательный и текстологический) с опорой на материалы Российского государственного архива новейшей истории (РГАНИ).
Характеристика изучаемого документа
Одним из ключевых документов, до настоящего времени не введенных в научный оборот, стало письмо заведующего Отделом агитации и пропаганды ЦК КПСС по союзным республикам Л.Ф. Ильичева в ЦК КПСС от 27 июня 1959 г. о порядке освещения американской выставки в Москве9, находящееся в фонде № 5 РГАНИ, с которым читателю предлагается ознакомиться в настоящей статье.
Данный документ представляет собой ответ профильного органа исполнительной власти по пропаганде— Агитпропа— на политическое решение руководства СССР о проведении американской выставки в Москве, утвержденное в Постановлении Президиума ЦК КПСС от 13 июня 1959 г. «О мероприятиях в связи с предстоящим открытием советской выставки в Нью-Йорке и американской выставки в Москве». Механизм работы советской системы органов управления государством предполагал постоянное согласование решений органов исполнительной власти с высшим руководством партии. В историографии на этот счет существует точка зрения о функционировании при Н.С. Хрущеве так называемой «модели итеративного планирования», при которой принятие решений становилось результатом сложного процесса «утряски» и бюрократических согласований, где «импульсы в пирамиде партийно-государственного управления идут не только сверху вниз, но и снизу вверх» [Лившин 2018, 30]. Рассматриваемый документ не стал исключением: уже в первом абзаце письма заведующий Отделом Л.Ф.Ильичев просит ЦККПСС согласовать те предложения по организации пропагандистской деятельности, которые представлены в документе. В самом же письме уже редакциям центральных газет (то есть вниз по цепочке) дается указание обязательно согласовывать время публикаций статей и снимков собственных корреспондентов о выставке с Отделом пропаганды и агитации ЦК КПСС10.
Непосредственно сам текст документа состоит из перечня указаний по пропагандистской и контрпропагандистской работе для всех средств массовой информации СССР — печатных СМИ (центральных и московских газет), информационного агентства ТАСС, радио и телевидения.
Ключевые задачи, поставленные Отделом агитации и пропаганды перед печатными СМИ
Главной задачей, которую ставил Агитпроп перед средствами массовой информации, являлась минимизация пропагандистского эффекта в информационном поле от американской выставки в Сокольниках среди советских граждан, ослабление у населения СССР интереса к самому мероприятию и возможных симпатий к представленным экспонатам, американскому образу жизни и идеологии капитализма в целом, а также последующее снижение потенциальных политических рисков для советской системы от возможных нежелательных настроений среди населения.
Для решения этой задачи Агитпроп настоятельно рекомендовал всем печатным изданиям публиковать сообщения о выставке «в сдержанном тоне, без каких бы то ни было проявлений повышенного интереса к выставке в целом»11. Кроме того, всем центральным газетам предписывалось сосредоточить внимание читателей на «действительном положении дел в США»12. Под «действительным положением дел» подразумевалось, что каждому печатному изданию, в зависимости от его целевой аудитории и тематической направленности (трудовое законодательство, образование, наука, культура,
9 РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Ед. хр. 95. Л. 33-36.
10 РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Ед. хр. 95. Л. 34.
11 РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Ед. хр. 95. Л. 33.
12 РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Ед. хр. 95. Л. 34.
медицина, промышленность, строительство, сельское хозяйство и т.д.), следует в первую очередь обратить внимание на недостатки и изъяны соответствующей сферы жизни в США. Подобные указания можно расценить как прямую контрпропаганду в отношении Соединенных Штатов.
Задачами «второго плана», поставленными перед советскими СМИ, стали пропаганда идей мирного сосуществования, прекращения гонки вооружений и холодной войны, а также акцент на важности сотрудничества СССР и США в культурной сфере и необходимости проведения подобных мероприятий в будущем: «Газеты, журналы, ТАСС, радиовещание и телевидение в материалах, касающихся выставки, должны подчеркивать важное значение этой формы культурного обмена для улучшения международной обстановки, смягчения напряженности, развития сотрудничества между государствами...»13. Перечисленные задачи по поддержанию мирной риторики в прессе, на радио и телевидении ставились с целью внешнеполитической пропаганды идей концепции «мирного сосуществования», ставших в течение нескольких лет с момента провозглашения данного внешнеполитического курса СССР уже привычными для советских СМИ.
Текст документа Л.Ф. Ильичева, направленного в ЦК КПСС
Ниже приводится полный текст документа заведующего Отделом агитации и пропаганды ЦККПСС по союзным республикам Л.Ф.Ильичева, направленный в ЦККПСС. Синтаксис и орфография оригинала сохранены.
«ЦК КПСС
Отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам просит согласия передать редакторам центральных и московских газет, ТАСС, радио и телевидения следующие указания о порядке освещения американской выставки в Москве, разработанные на основе Постановления Президиума ЦК КПСС от 13 июня 1959 года «О мероприятиях в связи с предстоящим открытием советской выставки в Нью-Йорке и американской выставки в Москве».
1. Освещениеамериканской выставкииописание отдельных ее разделов и экспонатов в советской печати, по радио и телевидению должно вестись в спокойном, сдержанном тоне, без каких бы то ни было проявлений повышенного интереса к выставке в целом и к отдельным ее экспонатам. В материалах, посвященных экономике, культуре и науке США необходимо в корректной, ненавязчивой форме, на основе американских и других авторитетных иностранных источников, давать сопоставления того, что будет показано на выставке, с действительным состоянием отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, науки, искусства, положением отдельных групп населения, жилищных условий и социального обеспечения различных категории населения США.
Одновременно газеты, журналы, ТАСС, радиовещание и телевидение в материалах, касающихся выставки, должны подчеркивать важное значение этой формы культурного обмена для улучшения международной обстановки, смягчения напряженности, развития сотрудничества между государствами, взаимовыгодной торговли, установления и расширения контактов между руководящими деятелями различных государств, деятелями науки, просвещения, литературы и искусства, профсоюзными работниками, рабочими и крестьянами.
В материалах должна последовательно пропагандироваться идея мирного сосуществования государств с различными социально-экономическими системами. Газеты, журналы и радио обязаны делать упор на тех огромных благах, которые получили бы народы различных стран при условии прекращения гонки вооружений и ликвидации «холодной войны».
2. В течение июля, в период, предшествующий открытию выставки, каждой центральной газете в разное время разрешается опубликовать не более одной корреспонденции, посвященной выставке, и одной фотографии из Сокольнического парка.
За два - три дня до открытия выставки «Правда» и «Известия» публикуют краткие сообщения о завершении строительства павильонов и монтажа экспонатов, особо отмечая помощь советских рабочих и инженеров американской стороне.
Официальные материалы, связанные с прибытием в Москву, на открытие выставки, вице-президента США Никсона и американских туристов, публикуются центральными газетами по указаниям, передаваемым через ТАСС.
3. За день до открытия выставки центральные ежедневные газеты публикуют краткое сообщение ТАСС о предстоящем ее открытии. Это же сообщение передается по радио и телевидению.
4. Официальный отчет о церемонии открытия выставки будет передан газетам ТАССом.
13 РГАНИ. Ф. 5. Оп. 33. Ед. хр. 95. Л. 33.
© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2021
Статьи собственных корреспондентов газет о выставке после ее открытия публикуются в разных газетах в разное время на протяжении всего периода работы выставки (не более одной корреспонденции и 1-2 фотоснимков). Время публикации таких корреспонденций и снимков согласовывается редакциями с Отделом пропаганды и агитации ЦК КПСС.
Радио и телевидение при показе американской выставки строго руководствуются соответствующими условиями соглашения об обмене выставками между СССР и США.
5. С целью наиболее целесообразного освещения американской выставки и более полного информирования советских читателей о действительном положении в США рекомендовать отдельным центральным газетам в своих корреспонденциях о выставке сосредоточить главное внимание на следующем:
Газете «Труд»— на вопросах, связанных с занятостью в США, трудовым законодательством, техникой безопасности, жилищными условиями рабочих, социальным страхованием, положением на производстве женщин и подростков. В связи с намерением устроителей выставки показать посетителям различные технические усовершенствования, якобы облегчающие условия труда рабочих на предприятиях и рудниках с вредными условиями производства, газете «Труд» следует привести официальные американские данные о количестве несчастных случаев в различных отраслях промышленности. Американцы, судя по всему, предпримут попытку доказать, будто рабочие в США при уходе с производства по старости или по состоянию здоровья получают такое пособие, которого достаточно для покрытия всех жизненных потребностей. В этой связи «Труду» необходимо рассказать читателям, что американские рабочие и служащие в случае потери трудоспособности или ухода с работы по старости фактически не получают пособия от государства. Газета должна показать тяжелое бремя налогов, которое несут трудящиеся США.
Газета «Комсомольская правда» должна написать о тех разделах американской выставки, которые так или иначе связаны с положением молодежи в США. Газете следует показать бесперспективность, с которой сталкиваются юноши и девушки, получившие специальность.
«Литературная газета» должна уделить главное внимание современной американской литературе, показу которой на московской выставке американская администрация придает большое значение, используя высказывания видных американских писателей старшего поколения, их оценки состояния этой литературы и положения писателей и работников культуры в США.
В газете «Советская культура» должны найти освещение разделы выставки, посвященные театру, музыке, кино, изобразительному и прикладному искусству. Попыткам американцев представить на выставке дело так, будто в США процветают все эти виды искусства, следует противопоставить действительное положение: фактический упадок театра в США и невероятные трудности, с которыми сталкиваются работники искусства, разгул абстракционизма в изобразительном искусстве и трудности для работы художников и скульпторов, правдиво отображающих жизнь.
Газете «Советский спорт»— сделать упор на трудное положение спортсменов в США, превращаемых предпринимателями в источник обогащения.
«Учительской газете»— противопоставить соответствующим разделам выставки действительное положение американской школы, незначительные ассигнования на эти цели, катастрофическое положение со школьными помещениями, расовую дискриминацию в области просвещения.
Газета «Медицинский работник» должна объективно показать достижения американской медицины и одновременно рассказать читателям об огромном недостатке врачей в США, крайне высокой плате за лечение и медикаменты, слабой профилактической работе и антисанитарном состоянии многих жилищ (трущоб) в крупных американских городах.
В «Промышленно-экономической газете» следует больше уделить внимания тому, что автоматизация производственных процессов в промышленности США направлена в первую очередь на увеличение прибыли предпринимателей и ведет к росту армии безработных.
Газета «Сельское хозяйство» обязана показать, что в Соединенных Штатах все больше усиливается процесс массового разорения фермеров, искусственно сокращаются посевные площади.
«Строительная газета» должна основное внимание сосредоточить на показе тех разделов американской выставки, которые связаны со строительством. Американцы намерены в чисто пропагандистских целях показать в Москве якобы типично американский дом. В связи с этим необходимо привести правдивые данные о действительном обеспечении жильем американских трудящихся и о невероятно высокой квартирной плате в США.
Все другие специализированные и отраслевые центральные газеты и журналы должны сосредоточить свое внимание на тех разделах американской выставки, которые по своему характеру являются более близкими им по тематике.
6. Рекомендуется привлекать к выступлениям в печати по тем или иным разделам выставки советских граждан, долгое время проживавших в США, которые могут дать объективную оценку отражению американской действительности на выставке в Москве.
Зав. Отделом пропаганды и агитации
ЦК КПСС по союзным республикам (Л. Ильичев)
27 июня 1959 года ».
Обзор справки и пометок, оставленных на документе от руки
Нельзя не отметить, что на самом документе были сделаны существенные пометки. Во-первых, целиком был вычеркнут первый абзац п. 2 документа о предписании газетам публиковать не более одной корреспонденции и фотографии о выставке в день и сделана отсылка к справке, написанной от руки в конце документа на стр. 4. Во-вторых, во втором абзаце п. 2 были внесены следующие правки: вычеркнуто слово «особо» и последующая фраза изменена следующим образом: «отметить помощь советских рабочих и инженеров американской стороне». Это было сделано с целью убрать акцент с фразы о решающем вкладе советских рабочих в помощь американцам на выставке и придать ей более спокойную тональность. В-третьих, в п.4 также была вычеркнута фраза в скобках «(не более одной корреспонденции и 1-2 фотоснимков)», что продолжало логику исключения из п. 2 первого абзаца о публикации в каждом издании не более одной корреспонденции об американской выставке в день. Это можно расценить как некое ослабление «закручивания гаек», изначально предложенного Агитпропом в отношении освещения американской выставки в Сокольниках, что, скорее всего, было связано с определенными международными договоренностями на высоком уровне и с соответствующей политической позицией советского руководства по освещению выставки в СМИ. Об этом свидетельствует и текст справки, написанный от руки в конце документа заместителем заведующего Отделом пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам В.И. Снатсиным.
Ниже приведен полный оригинальный текст справки о вычеркнутом первом абзаце п. 2. Синтаксис и орфография оригинала сохранены.
«Справка
Центральные и московские газеты при опубликовании материалов об американской выставке руководствовались приведенными выше указаниями, а также дополнительными указаниями о том, чтобы в материалах о выставке наряду с критическими замечаниями содержалась положительная оценка тех экспонатов, которые свидетельствуют об успехах американцев в отдельных областях. В целом в центральных и московских газетах было опубликовано около 150 статей и корреспонденций об американской выставке.
Зам. зав. Отделом пропаганды и агитации
ЦК КПСС по союзным республикам В. Снастин».
Приведенная справка, представленная В. Снастиным, являлась своего рода отчетом перед вышестоящим руководством партии. Таким образом, подобный процесс «доработки» и согласования документа, который включал сначала форму подачи предложений, а затем отчетности сотрудников Агитпропа перед своим руководством, подтверждает идею о функционировании в конце 1950-хгг. в СССР системы «итеративного планирования», о которой говорилось выше.
Заключение
Советское политическое руководство активно готовилось к Американской национальной выставке в Москве, о чем свидетельствует приведенное нами письмо Отдела агитации и пропаганды ЦК КПСС о порядке освещения американской выставки в Москве. Советская «пропагандистская машина» в ходе обмена выставками постаралась задействовать все возможные силы для достижения единственной цели — снижения пропагандистского эффекта в информационном поле от американской выставки в Сокольниках и ослабления интереса советских граждан к самому мероприятию в целом. В этом отношении руководство СССР защищало свои жизненно важные интересы и стремилось скрыть определенные недостатки советской экономической системы. И здесь ключевую роль в убеждении советских граждан в превосходстве советской системы над американской сыграла большая подготовительная работа Отдела агитации и пропаганды к американской выставке.
Список литературы:
Богатуров А.Д. Системная история международных отношений. Т. 2. М.: Культурная революция, 2009.
Горлов В.Н. Американская национальная выставка в Сокольниках в 1959 г. как демонстрация достоинств капитализма // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2021. № 2. С. 95-104. DOI: 10.18384/2310-676Х-2021-2-95-104.
Лившин А.Я. Коммунистическая партия в системе власти в СССР // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2018. № 3. C. 13-35. DOI: 10.23932/2542-0240-2018-11-3-13-35.
Медведев Р.А. Н.С. Хрущев: Политическая биография. М.: Книга, 1990.
Рид С.Э. Кто кого? Реакция советского народа на Американскую национальную выставку в Москве в 1959 г. // СССР и США в XX веке: восприятие «другого» / отв. сост. Б. Физелер, Р. Магнусдоттир. М.: Политическая энциклопедия, 2017. С. 70-104.
Фоминых А.Е. Книги отзывов Американской национальной выставки в Москве 1959 года// «Запад-Восток». Научно-практический ежегодник. 2010. № 3. С. 110-120.
Barghoorn F.C. The Soviet Cultural Offensive: The Role of Cultural Diplomacy in Soviet Foreign Policy. Princeton: Princeton University Press, 1960.
Cold War Kitchen: Americanization, Technology, and European Users / ed. by R. Oldenziel, K. Zachmann. Cambridge, MA: MIT Press, 2009.
Hixson W.L. Parting the Curtain: Propaganda, Culture and the Cold War, 1945-1961. Houndmills: Palgrave Macmillan, 1997.
Nye J.S. Soft Power. The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004.
RichmondY. Cultural Exchange and the Cold War: Raising the Iron Curtain. University Park: Pennsylvania State University Press, 2003.
Дата поступления: 26.05.2021
References:
Barghoorn F.C. (1960) The Soviet Cultural Offensive: The Role of Cultural Diplomacy in Soviet Foreign Policy. Princeton: Princeton University Press.
Bogaturov A.D. (2009) Sistemnaya istoriya mezhdunarodnykh otnoshenii [System history of international relations]. Vol. 2. Moscow: Kul'turnaya revolyutsiya.
Fominykh A.E. (2010) Books of Comments of the American National Exhibition in Moscow 1959. Zapad-Vostok. Nauchno-prakticheskii ezhegodnik. No. 3. P. 110-120.
Gorlov V.N. (2021) American National Exhibition in Sokolniki in 1959 as a Demonstration of Capitalism's Virtues. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Istoriya i politicheskiye nauki. No. 2. P. 95-104. DOI: 10.18384/2310-676X-2021-2-95-104.
HixsonW.L. (1997) Parting the Curtain: Propaganda, Culture and the Cold War, 1945-1961. Houndmills: Palgrave Macmillan.
LivshinA.Ya. (2018) Communist Party in the Power System of the Ussr. Kontury global'nykh transformatsii: politika, ekonomika, parvo. No. 3. P. 13-35. DOI: 10.23932/2542-0240-2018-11-3-13-35.
Medvedev R.A. (1990) N.S. Khrushchev: Politicheskaya biografiya [N.S. Khrushchev: Political biography]. Moscow: Kniga.
Nye J.S. (2004) Soft Power. The Means to Success in World Politics, New York: Public Affairs.
Oldenziel R., Zachmann K. (eds.) (2009) Cold War Kitchen: Americanization, Technology, and European Users. Cambridge, MA: MIT Press.
Reid S.E. (2017) Who will beat whom? Soviet Popular Reception of the American National Exhibition in Moscow, 1959. SSSR i SShA vXX veke: vospriyatie «drugogo». Moscow: Politicheskaya entsiklopediya. P. 70-104.
RichmondY. (2003) Cultural Exchange and the Cold War: Raising the Iron Curtain. University Park: Pennsylvania State University Press.
Received: 26.05.2021
© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2021 38