Научная статья на тему 'ПИСЬМО КАРЛУ ПОППЕРУ: ОТ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ ДО ЦИФРОВОГО ТОТАЛИТАРИЗМА'

ПИСЬМО КАРЛУ ПОППЕРУ: ОТ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ ДО ЦИФРОВОГО ТОТАЛИТАРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
80
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО / ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ / ЦИФРОВОЙ ТОТАЛИТАРИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Вздорова Л. П.

Статья написана в формате письма известному социологу и философу двадцатого века Карлу Попперу. За основу взята идея «открытого общества» и возможность становления последнего по средствам информационной открытости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПИСЬМО КАРЛУ ПОППЕРУ: ОТ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ ДО ЦИФРОВОГО ТОТАЛИТАРИЗМА»

УДК 316.422.44

Вздорова Л.П.

Соискатель кафедры уголовного процесса ЮФУ

г. Ростов-на-Дону

ПИСЬМО КАРЛУ ПОППЕРУ: ОТ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ ДО ЦИФРОВОГО ТОТАЛИТАРИЗМА

Аннотация

Статья написана в формате письма известному социологу и философу двадцатого века Карлу Попперу. За основу взята идея «открытого общества» и возможность становления последнего по средствам информационной открытости.

Ключевые слова:

Открытое общество, открытые данные, информационная открытость, цифровой тоталитаризм.

«Мы должны продолжать двигаться в неизвестность, неопределенность и опасность, используя имеющийся у нас разум,

чтобы планировать, насколько возможно, нашу безопасность и одновременно нашу свободу[1].

Здравствуйте, уважаемый Карл, еще раз посмею напомнить Вам в своем письме, что мне представилась возможность жить во времена становления открытости, и наблюдать тот процесс, который почти за сто лет раньше, когда-то начали описывать.

Открытость для Вас это была высшая форма проявления демократии, где индивиды свободны в принятии своих решений, а государство выступает целостной системой обеспечения прав человека, которые, в свою очередь, являются наивысшей ценностью в обществе.

В свете вышесказанного, позволю себе еще раз Вас процитировать, и написать, что открытое общество в идеальном представлении есть не что иное, как «общество, в котором индивидуумы вынуждены принимать личные решения»[1]. Иначе говоря, это демократия, от которой невозможно отказаться в силу определенного морального и правового развития граждан.

Сейчас научным сообществом принято считать, что, открытое государство и транспарентное общество, имеет свои инструменты, и одним из таких является всеобщая информационная открытость, описанное когда-то Вами как высшая стадия развития открытого общества, «абстрактное».

Основным спорным вопросом выступает то, что является ли информационная открытость вспомогательным инструментом реализации прав человека, или это всего лишь очередная имитация свободы, где основная цель поставить под контроль все, что связано с человеком.

Наверное, чтобы говорить аргументирование и конкретнее, то нам стоит обратиться к вопросу об отрытых данных, ведь день от дня их обхват лишь только увеличивается, что приводит к созданию электронного досье на индивидов.

Можно отметить, что еще пару лет назад, процесс представлялся немного иным, чем есть сейчас, и заключался в том, что рост открытых данных приводил к информационному коллапсу в размерах big date, который не всегда возможно было отследить и проанализировать, что отчасти напоминало цифровую «свалку» из совершенно различных и не связанных между собой данных.

Учеными и практиками из сферы управления большими данными предполагалось изменить эту ситуацию по средствам искусственного интеллекта, что позволило бы увеличить открытость общества и создать дополнительные гарантии для соблюдения прав человека в глобальном масштабе.

Процессы развития государственного устройства и становления прав человека достаточно сложно смоделировать и тем более предугадать, а куда повернет курс истории в очередной раз представляется иллюзорной химерой для каждого.

-( <» )-

Можно лишь отметить, что контроль, за информационной открытостью все чаще становится прерогативой самих государств, что в отдельных случаях стало приводить к появлению признаков информационного контроля, где моделируемый мир, более походящий на имитацию открытой реальности, стал отражением тотального цифрового контроля.

Цифровой государственный организм, может стать как дополнительным инструментом защиты прав человека, как и тем, что пресечет понятие свободы прав человека на корню.

Мир, где цифровой контроль как один из возможных путей тотального контроля прав человека, весьма нежелательный и неблагоприятный исход событий, а цифровой след как мера идентификации свободы.

Цифровой тоталитаризм, как следующая ступень развития тоталитарного общества, может проявляться в совершенно ином свете, где рамкой контроля может служить открытая информация, как на самого индивида, так и на его действия.

Когда речь заходит о новом государственном организме, как не вспомнить вашего коллегу, Томаса Гоббса и его государство, Левиафан, где люди отказались от естественных прав и заключили общественный договор, по которому передали всю прерогативу в этом вопросе государству, которое обязалось регулировать дальнейшие отношения между людьми.

Тотальный цифровой контроль - это тот же живой организм Левиафан, но совершенно нового порядка, где в перспективе о действиях индивида можно узнать до мельчайших подробностей благодаря системам технического сбора и обработки информации.

Уважаемый Карл, я ни в коем случае не утверждаю, что для реализации цифровой открытости нет других путей. Если открытость информации в государстве не сосредоточена в одном источнике, то это не более чем вспомогательный инструмент для индивидов, где общедоступность лишь дополняет реальность и выстраивает дополнительные траектории защиты прав человека.

К вопросу о будущем, осмелюсь снова вспомнить, что Вы когда-то описали абстрактное общество как следующую ступень развития открытого общества:

«Мы можем вообразить общество, в котором люди практически никогда не встречаются лицом к лицу.

В таком обществе все дела совершаются индивидуумами в полной изоляции, и эти индивидуумы связываются друг с другом при помощи писем или телеграмм и разъезжают

в закрытых автомобилях». [1]

«Абстрактное общество» достаточно сложный организм, и в какой-то мере действительно абстрактный, так как его дальнейшая судьба пока не известна. Будет ли это государственная форма выглядеть, как когда-то описали Вы или с помощью информационных систем, станет рамкой для всеобщего контроля за индивидами, сказать пока сложно.

Будущее неведомо некому и как открытость данных может преобразиться благодаря развитию технологического прогресса и воле людей по реализации последней тоже неизвестно. Станет ли этот процесс имитацией открытости либо инструментом защиты свободы прав человека, покажет время.

Список использованной литературы:

1. Поппер К. «Открытое общество и его враги» [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://librebook.me/the_open_society_and_its_enemies/vol2/18 (дата обращения 08.03.2021 г.).

2. Проблема человека в западной философии: Переводы/Сост. и послесл. П. С. Гуревича; Общ. ред. Ю.Н. Попова.-М.: Прогресс, 1988-552 с.

© Вздорова Л.П., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.