Научная статья на тему 'Письменные источники о Севастополе'

Письменные источники о Севастополе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
250
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гунба Б. М.

The article suggested is a kind of a wide review upon the biggest antique and medieval center in the Eastern Black Sea region Sebastopohs. The author proposes his own interpretation of the information remained, which allowed to define more precisely some controversial issues as to the political, cultural and religious role of the city in life of the whole region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NARRATIVE SOURCES UPON SEBASTOPOLIS

The article suggested is a kind of a wide review upon the biggest antique and medieval center in the Eastern Black Sea region Sebastopohs. The author proposes his own interpretation of the information remained, which allowed to define more precisely some controversial issues as to the political, cultural and religious role of the city in life of the whole region.

Текст научной работы на тему «Письменные источники о Севастополе»

Б.М. ГУНБА (Сухум) ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ О СЕВАСТОПОЛЕ

Самое первое упоминание о городе принадлежит автору «Естественной истории» Плинию Секунду: «...племя апсилы, крепость Себастополь от Фасиса в 100 милях...»1. Далее он пишет так: «Остальные берега занимают дикие народы ме-ланхлены (и) кораксы у города колхов Диоскуриады у реки Антемунт; теперь опустевшего, но некогда настолько славного, что, по словам Тимосфена, туда сходились 300 народов, говоривших на разных языках. И после того наши вели здесь свои дела при посредстве 130 толмачей»2. В этом сообщении, представляющем собой сложную компиляцию разновременных и разнохарактерных, но, несомненно, достоверных сведений, Себастополь и Диоскуриада представлены как два города, однако в обоих случаях эти названия локализованы в пределах Апсилии. Плиний обращает внимание и на экономическую важность Диоскуриады, подчеркивая определенное значение города для региона, который не погиб окончательно, а продолжал играть роль значительного торгового центра. Этой ситуации больше соответствовало положение Диоскуриады, о котором писал Страбон: «Эта же Диоску-риада является началом перешейка между Каспийским морем и Понтом и общим торговым центром для живущих выше и соседних народностей. Во всяком случае, в этот город собирается 70 народностей (согласно другим, которые вовсе не заботятся о действительности, даже 300). Все они говорят на разных языках, так как живут врозь и замкнуто в силу своей гордости и дикости. Большинство их - это сарматы, но все они кавказцы. Таковы мои сведения о Диоскуриаде»3.Сравнение этих двух источников позволяет нам сделать вывод о том, что во времена Плиния началось серьезное возрождение города. Об этом свидетельствует замечание о том, что во времена Плиния римляне вели свои дела через 130 переводчиков, тогда как при жизни Страбона пользовались услугами всего лишь 70 толмачей.

Другим автором, который нам дает чрезвычайно интересные сведения о Себа-стополе, является Флавий Арриан. Он, как военный чиновник, по заданию римского императора Адриана в 137 г. н.э. совершил инспекционную поездку по восточному побережью Черного моря и сумел добраться до Себастополя. Им были описаны племена, обитавшие на побережье Восточного Причерноморья приблизительно до современного г. Туапсе, хотя сам он северо-западнее Себастополя не был. После описания политического положения в регионе Арриан добавляет: «Это все расстояние от Византия до Диоскурии, если плывешь направо»4.

Для точной локализации Себастополя важное, хотя и противоречивое значение имеет все же информация Арриана. Он не указывает на границы политических образований, но в конце описания современного абхазского побережья пишет: «Рядом с абасками - саниги, в земле которых лежит Севастополь»5. Однако эти сведения вызывают сомнения, потому что, по его же словам, саниги жили после зихов, если двигаться вдоль побережья на северо-запад. Далее Арриан пишет: «Отсюда до реки Ахеунта - шестьдесят стадиев. Эта река разделяет зихов и санигов»6. Эта информация подтверждается Псевдо-Аррианом или периплом Анонимного автора, о характере и происхождении которого существуют разные точки зрения. Источник сообщает: «Эта река Ахеунт (называется Басисом) находится между зихами и сани-хами»7. Там же сказано и о том, что от реки Ахеунта до реки Абаска живут саниги. Таким образом, как нам представляется, саниги не могли жить южнее реки Абаска, которая отождествляется с современной рекой Псоу. И это обстоятельство не позволяет считать Себастополь городом санигов; между ними слишком большое расстояние (от современного г. Сухум до р. Псоу).

Следующий автор, который упоминает город Себастополь, историк III в. н.э. Ипполит Римский. Его сведения о городе скудны и неконкретны: «Сауны, так

называемые саниги, которые распространены до Понта до тех мест, где находится паремболе Апсарос (и Себастополь), причал Исос и река Фасис»8. Перечень географических пунктов выглядит непоследовательным. Получается, будто в III в. н.э. саниги занимали всю территорию современной Абхазии и Западную Грузию до реки Чорох. Что касается Себастополя, то он назван между прочим. Поэтому, нам представляется, что, ссылаясь на Ипполита Римского, делать какие-либо конкретные выводы весьма опрометчиво.

Упоминает Себастополь и Евсевий Кесарийский, живший во второй половине III - первой половине IV вв. н.э. Содержание его сообщения совпадает с информацией Ипполита Римского, но несколько в ином изложении: «За Каппадокией справа находятся армяне, иберы и бераны, а слева скифы, колхи и боспораны, также которых называют санигами и которые распространяются до Понта, где есть лагерь Апсарос, Себастополь (Каусилимин) и река Фасис. Эти племена распространяются до Трапезунта»9. В этом источнике не конкретизируется местонахождение Себастополя. Так же нет строгой последовательности названных пунктов, что указывает на плохое представление автора о Восточном Причерноморье в целом и о локализации Себастополя, в частности. Определенно лишь то, что Себастополь находится на восточном побережье Черного моря. Не ясным остается отождествление санигов с боспоранами (северянами). Распространение санигов с севера до Трапе-зунта, как нам кажется, не соответствует действительности.

Аммиан Марцелин, автор IV в. н.э., упоминает Себастополь под старым названием - Диоскурия: «Там среди других городов есть названные по имени реки Фазис и сейчас тоже хорошо известная Диоскурия»9. Не дается ни описание города, ни место его расположения. Однако на основании сообщения Плиния Секунда можно полагать, что этот город тождественен с названным им городом на территории Ап-силии, недалеко от Коракса.

Важнейшей для нас является Нотиция дигнитатум - документ, составленный в конце IV - начале V вв. н.э. Этот источник интересен по многим вопросам, но мы хотели бы обратить внимание на то, что в нем упоминается Себастополь как место дислокации римского военного гарнизона10. Кроме того, в документе названы еще три населенных пункта в Абхазии: Пития (Пицунда), Зигана (Гудава) и Мохора. Наши коллеги, считающие Лазику этого времени мощной в военно-политическом отношении страной, отрицают наличие римских гарнизонов в Абхазии, поскольку таковых, по их мнению, не было в самой Лазике, а Абхазия того времени была ее составной частью. Поэтому вышеназванные пункты, включая Себастополь, были объявлены расположенными в Армении, поскольку там имелись аналогичные топонимы. Однако С. Каухчишвили убедительно показал, что упомянутый в Нотиции дигнитатум Себастополь представляет собой ничто иное, как городской центр на месте нынешнего Сухума. При этом он сослался на один из древнегрузинских источников, упоминающий о деятельности Андрея Исповедника: «Оттуда пошли и пришли в страну Абхазию и в город Себаста, который ныне называется Цхум»11. По мнению С. Каухчишвили, не только Себастополь, но и остальные три населенных пункта: Пития, Зигана и Мохора, перечисленные в Нотиции дигнитатум, располагались на территории современной Абхазии.

Таким образом, в IV веке Себастополь вместе с другими городами Абхазии являлся одним из опорных пунктов римлян на Кавказе. Если в это время империя не держала свои вооруженные силы на территории Эгриси, то Себастополь являлся не только крепостью римлян, но и важным экономическим и культурным центром Абхазии наряду с Питиунтом. Важность этого документа определяется не только тем, что он опровергает существующее мнение о нереальности пребывания римских войск на территории Абхазии в IV веке, а, наоборот, свидетельствует не только о наличии римских военных гарнизонов в стране, но и о существовании абхазских вооруженных отрядов в императорской армии. Например, командующему Тебайды вме-

сте с другими подчинялись так называемое «первое крыло» абазгов, Хибеос в Большом Оазисе и «первое крыло» абазгов в Большом Оазисе12. Абхазские военные

отряды, находящиеся в римской армии, состояли из 500-1000 вооруженных людей и представляли собой значительную силу. С. Каухчишвили полагает, если эти отряды формировались из союзников римлян, то абазги во второй половине IV века тоже могли выступать в этой роли. Таким образом, упомянутый в Нотиции дигнитатум конный отряд, носивший имя Клавдия, мог быть вполне реальным римским гарнизоном на территории Себастополя. Кроме того, в городе находился и центр автокефальной епархии Абазгии, о чем сообщает коптский список церковных организаций, участников Никейского всемирного собора в 325 г.12

Некоторые сведения о Себастополе имеются в упоминавшемся нами перипле Анонимного автора, которые позволяют условно определить местнахождение города. Как выше мы уже отмечали, первое упоминание о Себастополе локализует его в земле санигов. Аноним располагает Диоскуриаду на границе римских владений: «крепость Диоскуриада является границей римских владений (с правой стороны) от входа в Понт»13. Однако и эта информация, как нам представляется, не соответствует действительности. Об этом пишет сам Аноним: «Царь зихов Стахемфак. Он тоже от тебя получил царство»14. Если Стахемфак получил свою власть от римского императора Адриана, а его подданные - зихи жили севернее реки Ахеунт, власть римских императоров заканчивалась не в Диоскуриаде-Себастополе, а распространялась на всю Зихию, т.е. значительно севернее по побережью.

Более достоверным следует считать другое сообщение Анонима: «Для идущего

от Диоскуриады первая остановка будет в Питиунте, где есть стоянка для кораблей, 350 стадий или 46 и 2/3 мили». Реальность этого расстояния между Питиунтом и Се-бастополем признается большинством исследователей. Себастополь при этом назван значительным городом, здесь стоял римский гарнизон, о чем упоминали и Ар-риан, и Аноним. Последний также указывает на расстояние от реки Астелефа до города, которое, по его словам, равняется 95 стадиям или 18 милям15.

Другие сведения о Себастополе принадлежат Стефану Византийскому и относятся, вероятно, к VI веку. Его информация, географическая сторона которой носит условный характер, часто содержит неточности, тем не менее, она представляет собой определенный интерес. Так, например, упоминая о Диоскурии на берегу Понта, Стефан Византийский отмечает, что он «...называется также Себастополем, а раньше (ее) называли Айей, как говорит Никанор»16. Разные названия города (Диоску-рия и Себастополь), несомненно, указывают на его расположение на берегу Сухумской бухты.

Себастополь считается одним из тех мест, где проповедовали первые христианские апостолы: Андрей Первозванный и Симон Канонит (Хананит). Так, например, Никифор Ксантопулос, ссылаясь на Епифана Кипрского, пишет: «Но святой Епи-фан Кипрский говорит, по данным предания, что блаженный апостол Андрей просветил скифов, согдийцев и горсионов в большом Себастополе, где находятся лагерь Апсарос и причал Исос и река Фазис»17. Далее он же, рассказывая о деятельности апостола Андрея, подчеркивает его присутствие в Себастополе: «А Симон и Андрей пошли в Аланию и город Пуста. Они совершили множество чудес, многих просветили и пошли в Абазгию. Когда вступили в большой Себастополь, проповедовали божье слово»18.

Прокопий Кесарийский также оставил сведения о распространения христианства в Абазгии: «Тогда же император Юстиниан воздвиг у абазгов храм Богородицы и, назначив к ним священников, добился того, чтобы они приняли весь христианский образ жизни»19. Себастополь в данном случае не упоминается, но есть мнение, что Юстиниан построил храм абазгам там, где его раньше не было. Таким местом мог быть Себастополис. В качестве аргумента в пользу этой гипотезы можно рассматривать обнаружение на территории Сухумской крепости остатков большого

храма, оригинального в своем архитектурном решении. Возможно, что именно после его сооружения Себастополис становится духовным центром Абхазии. Кроме того, Прокопий Кесарийский оставил некоторые детали этнополитического положения на побережье, основанного на информации Арриана: «За пределами абазгов до Кавказского хребта живут брухи, находясь между абазгов и аланов. По берегу же Понта Эвксинского утвердились зехи. В древности этим зехам римский император назначал царя; теперь эти варвары ни в чем уже не повинуются римлянам. За ними живут сангины; приморской же частью их страны издревле владели римляне. Для устрашения они выстроили два приморских укрепления, Себастополь и Пити-унт, находящиеся друг от друга на расстоянии двух дней пути, и с самого начала держали здесь военный гарнизон. В прежнее время, как я сказал, легионы римских войск занимали все местечки на побережье от Трапезунта до страны санигов; теперь же у них остались только два этих укрепления, в которых еще в мое время стояли гарнизоны»20. В данном случае Прокопий упоминает город в связи с изложением истории Абхазии. Как и в другом эпизоде, он подчеркивает то, что город

был построен римлянами для устрашения санигов и с того времени до VI века в нем стояли римские гарнизоны. Это сообщение писателя подтверждается результатами

археологических раскопок.

Характеризуя поселения лазов по обе стороны реки Фазис (совр. Риони), Прокопий далее пишет: «Но только правый берег до границ Иверии населен туземцами. Все селения лазов находятся здесь на этой стороне реки; и здесь построены ими разные древние города, в числе которых: Археополь, весьма крепкий, и Себасто-поль, и замок Питиунт»21. В данном случае Прокопий Кесарийский противоречит себе, заявляя о том, что Себастополь построен лазами.

Следует напомнить о том, что Себастополь - преемник более древнего города Диоскуриады, основателями которого лазы не могли быть по многим причинам. Когда город был возрожден под другим названием, и тогда лазы не могли построить город в стране абхазов. Видимо, эта оговорка Прокопия объясняется его стремлением в изложении исторических событий подчеркнуть военно-политическую мощь Лизики. Вероятно, политическими соображениями объясняется и тот факт, что Прокопий Кесарийский называет абазгов «друзьями» римлян: «Здесь обитают разные народы; между ними аланы и авазги, издревле христианам и римлянам дружественные.. .»22.

Себастополь упоминается Прокопием Кесарийским, как город, восстановленный императором Юстинианом после того, как вместе с Питиунтом он был разрушен до основания под угрозой персидского вторжения: «А сейчас царь Юстиниан весь этот Себастополь возобновил с помощью ограды и других сооружений, сделал его неприступным и украсил его улицами и сооружениями, за что по красоте и величине самым замечательным»23. Некоторые исследователи полагают, что «в целях дальнейшего укрепления своих стратегических и политических позиций на Кавказе, в частности в Западной Грузии, византийское правительство.в VI веке начало возводить на территории современной южной Абхазии грандиозное оборонительное сооружение, известное под названием Келасурской или Великой Абхазской сте-ны»24. По мнению, З.В.Анчабадзе, Юстиниан, построив Келасурскую стену, укрепил теснины, чтобы прикрыть доступ в Лазику. Однако за стеной оставались другие владения Византии - Абазгия и Санигия. Келасурская стена начинается у устья одноименной реки, т.е. поблизости от Себастополя. Это позволяет предполагать об ее оборонительном значении и для самого города. М.М.Иващенко полагал, что Ке-ласурская стена могла каким-то образом смыкаться с укреплениями Себастополи-са. Действительно, следы каких-то оборонительных сооружений прослеживаются на дне Сухумской бухты25. Если М.М.Иващенко прав, то возраст этого оборонительного сооружения определяется достаточно точно, опираясь на тот факт, что именно Юстиниан окружил Себастополь стенами и укреплениями, сделавшими го-

род неприступным26. Во-вторых, если единство оборонительных сооружений Себа-стополя с Келасурской стеной соответствует действительности, то фортификационные работы, связанные с именем Юстиниана, действительно носили грандиозный характер. Однако возникает вопрос, откуда могла исходить опасность византийским интересам в регионе. События VI века указывают на Иран, но во второй половине столетия с этой угрозой было покончено, в VII веке появляется новый противник - арабы. После готских нападений византийцы с северо-западной стороны практически чувствовали себя в безопасности.

Таким образом, Прокопий Кесарийский оставил чрезвычайно интересные сведения о Себастополе и регионе в целом. Однако они зачастую носят противоречивый характер или недостаточно точны. Прежде всего, это касается вопросов расселения племен и определения характера упоминаемых населенных пунктов. Поэтому очень ценным является описание города, оставленное самим Юстинианом: «Питиунт и

Себастополь нужно причислить к крепостям, нежели к городам»27. Это определение привлекает к себе внимание тем, что оно сделано в 535 году, за семь лет до разрушения города самими римлянами.

В списках митрополитских и епископских кафедр, входивших в Константинопольское, Иерусалимское, Антиохийское и другие патриаршества, составленных

Василием Софенским, неоднократно упоминается Абазгская епархия с центром в

Себастополе28. Следует отметить, что Абазгская епархия с центром в Себастополе впервые названа как непосредственно подчиняющаяся столичной церкви. Позднее упоминается автокефальная церковь Абазгии, центр которой также находился в Се-бастополе. Эти списки составлены в первой четверти IX века, другая часть - в царствование Фоки (602-610 гг.). Обе епархии были включены в первую нотицию.

Дальнейшее упоминание Себастополя начинается с VII нотиции, в которой названа епархия Абазгии во главе с архиепископом с центром в Себастополе29. Эта нотиция считается составленной в VII веке. В VIII нотиции названа епархия Ама-сии во главе с архиепископом с центром в Себастополе30. Издатель этого источника, С.Каухчишвили считает, что здесь допущена ошибка и вместо Амасии следует читать Абазгия. В нотиции ХА Себастополь упомянут, но не подчеркнуто его значение и неизвестно, кому он принадлежит31. Однако надо полагать, что город относится к митрополиту Себастии. Упоминается Себастополь и в нотиции ХБ 2.

Первая группа ектезисов составлена до воцарения в Византии Леона VI (886-911 гг.). В эту группу входят ектезисы I, VI, VII, VIII и IX, в которых упомянуты автокефальные архиепископы Абхазии (Абазгии) с центром в Себастополе33. Таким образом, автокефальная епархия Абазгии в Себастополе упоминается начиная с VII века (VII нотиция), в IX (I, VI, VIII нотиции) и в начале X веков (нотиция ХБ). В последней нотиции назван и архиепископ Себастополя34.

Надо отметить, что, судя по материалам археологического изучения Сухумской крепости, городская жизнь в Себастополе в этот период вроде бы прекращается. Об этом свидетельствуют результаты раскопок М.М.Трапша, Л.Н.Соловьева, Л.А.Шервашидзе, А.М.Апакидзе и О.Д.Лордкипанидзе. Однако по данным письменных источников Себастополь продолжает существовать как важный религиозный центр вплоть до X века, о чем свидетельствует нотиция XБ35. Если в других нотациях (I, VI, VIII, IX) названы автокефальные епархии, то в этой нотиции назван архиепископ Себастополя, что, возможно, подчеркивает его особую роль в регионе. Как видно, Абхазия в начале X века остается в церковном отношении независимой. И это не удивительно, потому что Абазгия (Абхазия) является независимым царством и совершенно логично подразумевать существование независимого религиозного центра. Кроме того, в это время Абхазия способствует распространению христианства на Северном Кавказе, в частности в Алании.

П.Ингороква отсутствие упоминания в нотиции XБ «архиепископа Абхазии» объяснил тем, что до царствования Константина Порфирогенета архиепископ Аб-

хазии отпал от Константинопольского патриархата и связался с мцхетским каталикосатом36. Нет сомнения в том, что абхазский архиепископ не мог подчиняться мцхетскому каталикосу, поскольку в политическом отношении не Абхазское царство подчинялось Картли, а, наоборот, Картли повиновалась Абхазии. Суверенная Абхазия должна была сохранять и идеологическую независимость.

Возможную подчиненность абхазской церкви от Мцхеты С.Каухчишвили обосновывает тем, что в начале X века лазская епархия со своими четырьмя епископскими кафедрами также не упоминается среди подчиненных константинопольскому патриарху. По его мнению, она присоединилась к мцхетскому каталикосату. Затем ни в одной последующей нотиции (ХГ, ХА, X Д и др.), которые датируются десятым и последующими веками, древняя епархия Лазики не упоминается в списках церквей константинопольского патриархата37. Заслуживает внимания и то обстоятельство, что, когда все кафедры Западной Грузии откололись от последнего, только архиепископ Себастополя остался в ведении Константинополя. Однако С. Каух-чишвили признает это лишь как факт его формального отношения к Константино-

38

польскому патриархату .

Существует точка зрения, что Себастополь имел еще одно название - Сотириу-поль, однако это заключение весьма сомнительно. Константин Порфирогенет пишет: «После границ Зихии, т.е. начиная от реки Никопсис морской берег до Соти-риуполя, на расстояние 300 миль занимает страна абазгов»39. С.Каухчишвили, исходя из этого сообщения, утверждает, что северная граница Абазгии проходила по реке Никопсис, а южная - по Сотириуполю, а затем устанавливает местонахождение этого города. Нам представляется, что при этом он несколько искажает информацию источника, в соответствии с которым «от Старой Ахеи до Старой Лазики и реки Ахеунты раньше жили племена, которые назывались гениохи, кораксы, колики, меланхлены, махелоны, колхи и лазы, в настоящее время живут зихи»40. С.Каух-чишвили считает, что крепость Никопсис находилась на территории лазов, позднее стала зихской административной единицей. Однако в источнике об этой перемене не сказано ни слова. Речь идет о том, что примерно в I веке здесь жили лазские племена, а, согласно Анонимному периплу, там уже жили не лазы, а зихи. Тем не менее, опираясь на отсутствие Никопсисской кафедры в списках константинопольского патриархата, С. Каухчишвили делает вывод о ее подчинении Мцхете, и далее о том, что все кафедры, расположенные южнее Никопсиса, в обязательном порядке должны были находиться в ведении Мцхеты.

Ссылаясь на мнение Л.Меликсет-Бека41, С.Каухчишвили попытался идентифицировать город с Питиунтом, полагая, что Сотириуполь стал новым названием старого города42. По его мнению, Константин Порфирогенет располагал таким описанием территории Абазгии, где она была показана в более узких границах, нежели в последующем времени. В данном случае он ссылается на Арриана и Анонима, хотя эти источники ничего конкретного об этом не говорят. При этом он обращает внимание на то, что абазги занимали побережье Понта длиной 300 миль. Эта информация никем не оспаривается, в том числе и С.Каухчишвили. Арриан и Аноним дают достаточно точные цифры дистанций между географическими пунктами на побережье от Фазиса до Старой Лазики. Расстояние в 300 миль от Никопсиса достигает устья реки Фазиса, а расстояние от Никопсиса до Питиунта составляет всего лишь 124 мили. Поэтому южная граница Абазгии никак не могла находиться в районе Питиунта. Следовательно, Сотириуполь не может быть тождественен Себастополю и тем более Питиунту.

С. Каухчишвили считает, что топоним Старая Лазика существовал уже в I в. н.э., полагая, что Арриан заимствовал информацию о нем у Мениппа. Однако из сохранившихся источников известно, что между реками Абаск и Ахеунт в это время лазы не проживали. Пребывание здесь лазов логически не оправдывается хотя бы потому, что не мог какой-то лазский анклав находиться так далеко от основного

места обитания этих племен, окрестностей реки Чорох. Следует обратить внимание и на то, что Себастополь очень редко упоминается в грузинских источниках. Одно такое сообщение имеется у грузинского историка XI века Джуаншера Джуаншериа-ни. Оно связано с походом арабского полководца Мурвана ибн Мухаммеда в Абхазию. Как известно, этот военачальник хотел окончательно покорить Картли, однако ее правители Степаноз и его сыновья Мир и Арчил бежали в Эгриси. Степаноз там умер, а его сыновья ушли в Абхазию, под защиту Анакопийской крепости. Об этом Джуаншер пишет: «Узнав о том, что картлийские цари (Мир и Арчил) и все их родичи отправились в Эгриси, и оттуда же переместились в Абхазию, пошел (Мур-ван Кру) следом за ними и разорил все города и крепости страны Эгриси. Разрушил и ту трехградную крепость, что есть Цихе-Годжи, преодолел пограничную Клису-ру. Во время его нашествия каталикосом был Табор. И когда Глухой (Мурван) вышел в Клисуру, которая в то время являлась границей между Грецией и Грузией, разорил город Апсилии Цхум. Затем подступил к Анакопийской крепости, в которой находится икона всесвятой богородицы, нерукотворное писание, ниспосланное свыше, о котором никому неизвестно, кто нашел его на верхушке той горы, омываемой с юга морем и окруженной болотистыми лесами. Там находились в то время картлийские цари Мир и Арчил; отец же их (к тому времени) уже был мертв и похоронен в Эгриси. А эристав Леон вошел в крепость Собги, которая находится на перевальном пути в Осетию»43. Это упоминание города Цхум (Себастополя) связано с важным событием в жизни абхазов и грузин. Судьба этих народов в дальнейшем была связана с исходом анакопийского сражения. В источнике сказано: «Никто не мог сражаться с Глухим, ибо его воинов было больше, чем (количество) деревьев в эгрисских лесах»44. Известно, что все свои кавказские походы Мурван завершал триумфально. Видимо поэтому картлийские цари не верили в удачный для них исход войны. Об этом Джуаншер прямо пишет: «Во время пребывания их в Анакопийской крепости туда пришел Мурван Глухой и начал воевать с этими царями. Тогда Арчил сказал своему брату: «Этот город - крепость обречен на разрушение»45. Однако последнему не удалось разрушить крепость и захватить картлий-ских правителей. Сражение с арабами у Анакопийской крепости имело место в 738 г. Известно, что владыки Картли не смогли подготовиться к войне, с ними было незначительное количество «царской дружины и людей из родов эриставов и питиахшей, всего около тысячи (человек), а из абхазских войск две тысячи вои-

46

нов» .

В «Картлис Цховреба» в списке царицы Анны сказано, что Цхуми (Себасто-поль) принадлежал как Апсилии, так и Абхазии47. Вероятно, эта ситуация соответствует действительности. К этому времени Апсилия и Абазгия были объединены и потому апсилийский город Цхум был одновременно признан и как город Абазгии. Таким образом, название города Себастополь просуществовало до XI века, когда город уже начинает упоминаться в грузинских летописях как Цхум. Следовательно, Себастополь возникший в начале как римская крепость, позднее стал городом Абхазского княжества, а затем и Абхазского царства.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Латышев В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе//ВДИ. XIX-XXX. 1947-1949. С. 856-860.

2. Там же.

3. Страбон. География. Л., 1964. С. 472.

4. Арриан Флавий. Путешествие по берегам Черного моря. Тбилиси, 1961. С. 43.

5. Там же.

6. Там же. С. 52.

7. Там же. С. 92.

8. Георгика. Тбилиси. 1961. С. 20.

9. Там же. С. 112.

10. Там же. С. 175.

11. Там же. С. 177.

12. Там же. С. 5.

13. Арриан. Ук. соч. С. 91.

14. Там же. С. 92.

15. Там же. С. 88.

16. Георгика. Тбилиси, 1936. С. 277.

17. Георгика. Тбилиси, 1967. С. 115.

18. Там же. С. 113.

19. Прокопий Кесарийский. Война с готами. М., 1950. С. 383.

20. Там же.

21. Прокопий Кесарийский. Истории войн римлян с персами. Кн. II, СПб., 1861. С. 290-291.

22. Там же. С. 221.

23. Георгика. II. Тбилиси, 1965. С. 222.

24. Анчабадзе З.В. Из истории средневековой Абхазии (VI-XVII вв.). Сухуми, 1959. С. 53.

25. Иващенко М.М. Великая Абхазская стена //Известия АбНО. Вып. IV. Сухум, 1926. С. 63.

26. Прокопий Кесарийский. О постройках //ВДИ. 1939. №3. С. 245.

27. Георгика. II. С. 33.

28. Георгика. IV. Часть 2. С. 128-129

29. Там же. С. 140.

30. Там же. С. 141.

31. Там же. С. 155.

32. Там же. С. 175.

33. Там же. С. 181.

34. Там же. С. 192 (таблица).

35. Там же. С. 185.

36. Там же. С. 196.

37. Там же. С. 198.

38. Там же. С. 201.

39. Там же. С. 203.

40. Там же.

41. Меликсет-Бек Л. Древнейшая Пицунда у Понта Евксинского. Тбилиси. 1916. С. 63.

42. Георгика. IV. Часть 2. С. 34.

43. Амичба Г. Сведения средневековых грузинских письменных источников об Абхазии. Сухуми, 1986. С. 28.

44. Там же.

45. Там же.

46. Амичба Г. Ук. соч. С. 29.

47. «Картлис цховреба». Тбилиси, 1942. С. 149.

B.M.GUNBA

NARRATIVE SOURCES UPON SEBASTOPOLIS

The article suggested - is a kind of a wide review upon the biggest antique and medieval center in the Eastern Black Sea region - Sebastopolis. The author proposes his own interpretation of the information remained, which allowed to define more precisely some controversial issues as to the political, cultural and religious role of the city in life of the whole region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.