УДК 94 (470.6) йй! 10.23671/^Ы0.2019.2.31373
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В АБХАЗИИ В СРЕДНИЕ ВЕКА
В.Д. Дзидзоев*, А.Д. Дзидзоев**
Аннотация. В статье рассматривается проблема государственной традиции абхазского народа, которая начинается с древнейшего периода. Письменные исторические документы свидетельствуют о том, что Абхазское царство зародилось давно под влиянием Римской империи и при ее непосредственном участии. Обращается внимание на раннеклассовые государственные образования абхазского народа, которые в исторических источниках
фигурируют как Санигия, Апсилия, Абасгия и т. д.
Приводятся конкретные факты сложных и противоречивых взаимоотношений Абхазского царства с соседними государствами и народами, показаны причины и характер вассальной зависимости от Византийской империи, трудные и сложные условия выживания собственного государственного образования в условиях продолжительной и острой борьбы различных мощных государств на территории современной Абхазии.
Ключевые слова: Кавказ, абхазы, грузины, государство, лазы, Санигия, Апсилия, Абасгия, историческая наука, аланы, византийцы, империи, Флавий Арриан, Абхазское царство, Лазское царство, Византия, Иран, арабский халифат, Леон I, Леон II, «летописи Грузии» Картлис Цховреба, Колхида, Картли, Месхетия, Константин, Георгий II.
Абхазы являются не только одним из древней- в 70-е гг. I в. до н. э. к санегам» [2, с. 91]. Примерно
ших народов Кавказа, а стало быть, коренным на территории Абхазии, но и оригинальным по некоторым характеристикам. Напомню, что первое Абхазское царство (было несколько таких образований) «зародилось под влиянием Римской империи, при ее непосредственном участии и существовало на территории современной Абхазии с I в. н. э.» [1, с. 43]. Если говорить об основах государственности Абхазии, то она обладает ими фактически с I в. н. э. Раннеклассовыми государственными образованиями абхазов были различные царства, например Санигия, Апсилия, Абасгия и др. Это подтверждается письменными историческими данными, в том числе и богатым археологическим материалом. Замечу и то, что эти политические структуры находились в зависимости от римских императоров, которые давали право местным царям, т. е. предкам современных абхазов, править на этих территориях [1, с. 43].
Историческая наука установила, что санеги были древнеабхазским племенем, которых в некоторых источниках называют еще и гениохами. Сведения о них имеются уже в документах I в. до н. э. Так, впервые о санегах писал Мемном в I в. до н. э., благодаря которому мы узнаем, что «ставленник Митридата VI Евпатора Клеохар бежал из Синопы
такие же ценные сведения до нас доходят из уст Плиния Старшего1 и Флавия Арриана2. Что касается апсилов, одного из древнейших народов на территории Абхазии, которые являются предками современных абхазов, то о них первым упомянул известный римский историк Плиний Старший (Секунд), оставивший интересные сведения и о других народах Кавказа. Во II в. н. э., согласно сведениям древних авторов, «апсилы жили (...) к Северу от лазов (предки современных грузин) и имели царя Юлиана, получившего знаки царской власти от императора Трояна (98-117 гг.) [2, с. 82]. Заметим, что наиболее густозаселенным районом Апсилии в III—V вв. была современная Цебельдинская долина, т. е. современная Абхазия. К VI в. лазы оттеснили апсилов примерно к реке Ингур.
О существовании апсилов и их материальной и духовной культуре имеется богатая научная и научно-познавательная литература. Кроме того, имеются основания утверждать, что в тот период в Апсилию поступало большое количество античных изделий, что жители этого региона имели тесные торговые связи с соседями. Сами апсилы создали свою самобытную культуру, «а в V в. они уже освоили производство собственных амфор для морских перевозок» [2, с. 82—83]. Все это свидетельствует не только о прожи-
* Дзидзоев Валерий Дударович - д. и. н., профессор Горского ГАУ, профессор СОГУ, г. н. с. Владикавказского научного центра РАН ([email protected]).
** Дзидзоев Анатолий Дударович - старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса юридического факультета Горского ГАУ.
1 Плиний Старший (лат. Plinius Maior, настоящее имя Гай Плиний Секунд, лат. Gaius Plinius Secundus; между 22 и 24 годами н. э., 24 или 25 августа 79 года н. э.) - древнеримский писатель-эрудит, оставивший интересные сведения по истории многих народов, в том числе абхазов. Наиболее известная его работа «Естественная история» - крупнейшее энциклопедическое сочинение античности. Другие его труды не дошли до наших дней. Приходился дядей Гаю Плинию Цецилию Секунду, известному как Плиний Младший.
2 Флавий Арриан (лат. Flavius Arrianus, около 86-около 160 года н. э.) - древнегреческий историк и географ, занимал ряд высших должностей в Римской империи. Написал исторические трактаты об Индии («Индика»), о жизни и походах Александра Македонского («Анабасис Александра»). В 131-137 гг. он управлял Каппадокией в звании legatus August i propraetore (легат императора в должности пропретора), воевал с аланами, предками современных осетин, отразив их нашествие. С 140 г. занимал должности архонта-эпонима и притана в Афинах. При императоре Антонине Пие занимал в Риме должность консула; по возвращении в Ни-комедию был на почетных жреческих должностях. Много путешествовал, посетил Афины и Рим. Совершил в 134 году плавание по Понту до Диоскуриады, т. е. современной Абхазии, о котором представил отчет римскому императору Адриану.
ТОМ 19
вании апсилов на территории современной Абхазии, но и о том, что древние племена жили полноценной жизнью, как и многие другие, устанавливая торговые отношения, хозяйственные связи и культурные контакты. Другое древнеабхазское племя - абасги впервые упоминаются в исторических источниках во II в. н. э. О них писал Флавий Арриан, подчеркивавший, что во главе их стоял «царь» Ресмаг [2, с. 87].
Согласно Флавию Арриану, Ресмаг получил царский титул от императора Адриана (117-138 гг.). Он же отмечал, что «с Востока абасги граничили с апси-лами, а с запада с санегами» [2, с. 87]. Необходимо подчеркнуть и то, что с IV в. в письменных источниках абасги называются «славными племенами». Они, «как и многие другие зависимые от Рима племена, не заключали договора по римским законам» [2, с. 87].
Уже в нач. II в. абасги были вовлечены в сферу политических интересов (говоря современным языком, геополитику) Рима. Как и в Апсилии, в Абасгии значительное распространение получили римско-византийские монеты. Документов и научных исследований, подтверждающих древний характер проживания предков абхазов на территории современной Абхазии, более чем достаточно. Они введены в научный оборот [3-9]. Поэтому в настоящем исследовании отпадает необходимость подробного анализа этой проблемы. Отметим лишь, что в силу объективных причин политическое, экономическое и культурное римско-византийское присутствие постепенно усиливалось на территории древней Абхазии, где, разумеется, проживали предки современных абхазов. Это было связано и с тем, что столицей Римской империи стал Константинополь (нынешний Стамбул).
Начиная с VI в., Византия делала попытки объединения протоабхазских племен - абасгов, апсилов, мисимиан и др., а также лазов, сванов и некоторых других, проживавших в западнокав-казском регионе, в рамках вассального государства - Лазского царства3. Самостоятельность древнего Абхазского государства, которое на протяжении длительного времени существовало в статусе «самостоятельного и независимого», подтверждается историческими документами и результатами архивных источников. Абхазия как
независимое государство заявило о себе в 545 г.
Однако вскоре, т. е. в 550 г., она попала под власть Византии. В дальнейшем, как это часто бывало в истории малочисленных народов, предки абхазов становились частью то одного большого и более мощного государства, то другого. В определенные годы Абхазия рассматривалась как часть «римской земли», которой управляли императорские наместники (в древних документах они называются логофетами). В работе Д. Чачхилия «Хроника абхазских царей», изданной в 2000 г., приводятся имена этих правителей, которые действовали на территории Абасгии (Опсит и Скепарна - в VI в., Анос, Гозер, Юстиниан, Филиктос, Барнук, Димитрий, Феодосий, а также два Константина - в VII - начале VIII в.) и Апсилии (Марин и Евстафий - в первой половине VIII в.) [1, с. 43]. Надо сказать, абхазы, а точнее говоря их далекие предки, уже в древний период стремились к самостоятельности и независимости. Однако более сильные государства, например Византия, Иран, Арабский халифат и др., пытались их подчинить себе. Суверенность Абхазского государства зародилась в эпоху, когда им правил Леон I, ставленник Византии. Уникальные письменные документы свидетельствуют о том, что византийский император уже с VII в. определял, кому быть верховным правителем в Абхазии. Он же считал Абхазию своим вассалом. Именно с Леона I начинается самостоятельная жизнь Абхазского государства, которое тогда называлось царством.
В те годы, как и в последующие времена, вплоть до XIX в., все отдельные царства считались государствами. Таким образом, Абхазское царство на протяжении длительного времени функционировало как самостоятельное государственное образование. Обращаем внимание, что к становлению, укреплению и функционированию Абхазского царства не имели отношения другие разрозненные княжества и царства Закавказья. В их числе можно назвать и Картлийское царство, т. е. древнюю грузинскую государственность. На то были объективные причины, которые в исторической литературе изложены в достаточной мере [9-23].
Из популярного исторического сборника документов Грузии «Картлис Цховреба»4 явствует, что
3 Лазика (Лазское царство) - государство на территории нынешней Западной Грузии ¡¡-VI вв. н.э. Основное население - лазы. Расцвет государственного образования Лазского царства приходится на ¡¡¡-IV вв. н. э. Борьба Византии и Персии за Лазику в VI в. завершилась в 562 г. захватом Лазики Византией. С VIII в. Лазика вошла в состав Абхазского царства.
4 «Картлис Цховреба» (в переводе с грузинского - «Житие Картли») - сборник грузинских летописей, возникший в XII в. и постепенно вплоть до XIX в. пополнявшийся новыми летописными произведениями. Считается уникальным архивным документом, хотя некоторые сюжеты, изложенные здесь, отличаются противоречивостью и некоторыми вольными трактовками отдельных вопросов средневековой истории. Условно делится на древнюю и новую части. Древняя охватывает историю Грузии до XV в., а новая - с XV по XVIII вв. Древняя часть сборника включает: «Жизнь царей» Леонтия Мровели (X! в.), в которой изложены события по V в.; «Историю царя Вахтанга» Горгасала Джуаншера (XI в.), состоящую из истории V-VIII в.; «Мученичество царя Арчила» Леонтия Мровели; «Летопись Картли» анонимного автора XI в., описывающую события VIII-XI вв.; «Историю царского рода Багратиона» Сумбата Давитисадзе (XI в.); «Историю царя царей Давида» анонимного автора XII в.; две «Истории» царицы Тамары (XIII в.); «Историю царей Дэметрэ, Георгия, Тамары, Лаша Георгия» и «Хронографию» анонимного автора XIV в., охватывающую историю Грузии XIII-XIV вв. Сохранились несколько списков «Древней Картлис Цховреба» (XV-XVII вв.). В XIV-XVII вв. сборник документов не дополнялся. В XVIII в. Вахтангом VI была создана комиссия «ученых мужей» под руковдством Бери Эгнаташвили, которая заполнила существующий пробел и составила историю Грузии XIV-XVIII вв. В XIX в. к сборнику были добавлены отдельные исторические сочинения XVII-XVIII вв., в которых излагаются главные события истории грузинского народа XV-XVIII вв. В «Картлис Цховреба» в основном дается политическая история Грузии. Данные сборника во многом подтверждаются сведениями иностранных авторов, например, греческих, латинских, армянских, арабских, персидских и других историков. В сборнике также имеются сведения по истории Армении, Албании Кавказской, народов Северного Кавказа. Картлис Цховреба была переведена на армянский язык уже в XII в. (Советская историческая энциклопедия. М., 1965. Т. 7. С. 76.)
«в начале Х в. абхазские цари Константин и Георгий завоевывали соседние территории, в том числе Картли, Кахети и Эрети, включив в состав своего средневекового государства все Западное и Восточное Закавказье» [1, с. 45].
В середине Х в. Абхазское царство при царе Георгии II достигло пика своего политического, экономического и военного могущества. Именно в тот период оно включило в свой состав некоторые территории современной Восточной Грузии, что свидетельствует о большом политическом весе и военной мощи Абхазского царства. На протяжении нескольких веков (Х-ХИ вв.) предки современных абхазов играли доминирующую роль сначала в создании, а затем и в расцвете Абхазского царства. Хотя раннефеодальное государство - Абхазское царство сложилось уже в 786 г. [2, с. 122]. В историческом письменном источнике под названием «Летописи Грузии» (XI в.) об этом сказано следующее: «Когда ослабели греки, отложился (отделился.- В. Дз., А. Дз.) от них эристав по имени Леон, племянник (сын брата) эристава Леона, которому была дана в наследственное владение Абхазия. Этот второй Леон был сыном дочери хазарского царя и (воспользовавшись) силой их (хазар), отложился от греков, завладел Абхазией и Эгриси до Лихи и принял на себя имя царь абхазов» [2, с. 122]. Необходимо подчеркнуть здесь несколько принципиальных положений, связанных с расцветом Абхазского царства в VIII—Х вв.
Во-первых, первым царем абхазов стал Леон II, о котором имеются достаточно проверенные данные в отечественной историографии [24-29].
Во-вторых, Абхазское царство хоть и было слабее Византийской империи, но по многим показателям оба государства были тесно связаны. У них было много общего в политике, экономике, общественно-политической и культурной сферах и т. д. Абасгия, как основная территория Абхазии, мало пострадала от арабского нашествия, что способствовало росту хозяйственно-экономического и культурного развития жителей этого региона.
В-третьих, Византия использовала в личных интересах (говоря современным языком, в геополитических целях) Абхазское царство, используя его как буферное государство от неоднократных арабских нашествий. Проводя дальновидную и гибкую внешнюю политику, Византия постоянно стремилась и чаще всего добивалась включения в состав Абас-гии сначала Апсилии, Мисиминии, а затем приморской Лазики (Эгриси) - древнего государства, где жили картвельские племена, предки современных грузин. Византийские стратеги вообще мечтали присоединить к Абасгии всю территорию древней Колхиды. К этому времени постепенно приобретал мощь и Хазарский каганат5 - государственное образование, где проживали древние воинственные племена, в основном исповедовавшие иудейскую религию. Византия использовала Абхазское цар-
ство и Хазарский каганат в качестве буферных государств. Анализ документов свидетельствует о том, что византийский император и его ближайшее окружение не стали мешать Леону II «отложиться», т. е. отделиться от империи и стать законным «царем абхазов» на территории древней Абхазии. Таким образом, Леон II в ранге «царя Абхазии» проявил образец государственного мышления, исключительную работоспособность, колоссальную энергию и дальновидность. При этом следует иметь в виду и то, что политическое руководство византийцев, абхазов и хазар в то время находились не только в добрых отношениях, но и в кровном родстве.
Одной из больших достижений Леона II следует признать, что в конце своего правления в 806 г. он перенес столицу царства из Анакопии (современный Новый Афон в Республике Абхазия) в г. Кутаиси. Сегодня это по-разному трактуют ученые-кавказоведы. Грузинские исследователи считают это началом «общегрузинской политики» Леона II. Абхазские и некоторые российские ученые-кавказоведы, отрицая «общегрузинскую политику» правителя Абхазского царства, рассматривают этот шаг как дальновидный и продуманный, т. к. Леон II должен был думать о возможностях расширения своего владения. В этой связи интересным представляется мнение двух профессоров истории О.Х. Бгажба и С.З. Лакоба, которые подчеркивают: «Экспансия Абхазкого царства на Восток в VIII—Х вв. не только консервировала сплошной абхазский (абасго-ап-силийский) этнический элемент по всей территории между Гагрой и Ингуром, но и способствовала распространению этого элемента в других районах Колхиды, Картли (древние государства на территории современной Грузии.- В.Дз., А.Дз.) и Месхетии (регион на территории современной Грузии.- В.Дз., А.Дз.). Со временем это объективно привело к присоединению этих территорий. Так был создан щит против арабских нашествий» [2, с. 124].
После смерти Леона II управление Абхазским царством перешло к его трем сыновьям: Феодосию II (806-825 гг.), Дмитрию II (825-861 гг.) и Георгию I (861-868 гг.). Сыновья Леона II уделяли особое внимание двум внешним угрозам. Во-первых, с Арабским халифатом часто возникали серьезные разногласия, которые приводили к тому, что арабские вторжения становились неизбежными. Во-вторых, Тифлисский эмират, хотя и уступал в военной мощи арабам, но, тем не менее, вынашивал идею если не господства, то хотя бы существенного влияния в регионе. Проблема Абхазского царства состояла и в том, что ему приходилось искать различные компромиссные варианты с внешними угрозами. Это было одной из главных причин постоянных поисков влиятельных и сильных родственников. Так, Фео-досий был женат на тао-кларджетской царевне, а его брат Георгий на некоторое время овладел Карт-ли с Чихской областью, где посадил эриставом сво-
5 Хазарский каганат - государство VII-Хвв. н. э. во главе с Каганом. Столица Семендер. В основном проживали различные племена, многие из которых исповедовали иудаизм. В 964-965 гг. разгромлен русским князем Святославом Игоревичем.
ТОМ 19
его племянника (сына Дмитрия) [2, с. 124]. Конечно, византийские императоры оказывали помощь первым царям Абхазского царства. Однако этого было недостаточно. Здесь периодически начинались смуты, недоразумения и обиды в царских домах. Все это привело к тому, что примерно в 879 г. Абхазское царство уступает на время Картли армянскому царю Ашоту, но в 887 г. Баграт убивает узурпатора. При помощи византийцев Баграту удается овладеть в 888—893 гг. отцовским престолом. Между двумя царствами — Армянским и Абхазским — продолжительное время существовали напряженные взаимоотношения из-за Картли. Соперничество между двумя царствами продолжил и Константин III (893—922 гг.), сын Баграта, которому удалось укрепить абхазские позиции не только в Картли, но и в Кахетии. Он уделял большое внимание военной мощи своего царства, отличаясь трезвым умом и дальновидностью государственного деятеля.
Следующим правителем Абхазского царства стал Георгий II (922—957 гг.), сын Константина, о котором в древних летописях сохранились прекрасные характеристики и оценки. Так, они доносят до нас, что он был «боголюбивым и храбрым воином» и славился как «строитель церквей». А еще он был «могущественным и справедливым царем». Сын Георгия II Леон III (957—967 гг.), о котором в древних летописях также имеются лестные характеристики, отличался «строительной деятельностью» и постоянной заботой о могуществе своего царства. При нем Абхазское царство достигло большого могущества и этнополитической стабильности, юго-восточная граница Абхазского царства в то время проходило в Ахалкалаки [2, с. 125].
Необходимо подчеркнуть, что предки абхазов в силу различных причин периодически вынуждено или добровольно шли на различные компромиссы с соседними народами, в первую очередь с предками современных грузин, заключая с ними не только различные договоры, но и создавая совместные царства. Так, к концу Х в. начало формироваться «царство абхазов и картлийцев», т. е. предков грузин. Историки считают это концом существования отдельного Абхазского царства. В определении совместного царства абхазов и картлийцев современным историкам большую помощь оказывает известный труд византийского императора — историка Константина Багрянородного (945—959), который оставил нам в высшей степени интересные сведения, в том числе о границах Абхазии. Он, в частности, подчеркивал: «За Таматархой (речь идет о Тмутаракани; ныне г. Тамань Краснодарского края РФ.— В. Дз., А. Дз.), в 18 или 20 милях, есть река по названию Укрух (р. Кубань. — В. Дз., А. Дз.), разделявшая Зихию (территория обитания древних предков современных кабардинцев, других адыго-язычных народов. — В. Дз., А. Дз.) от Таматархи, а от Укруха до реки Никопсиса, на которой находится крепость, на одноименной реке, простирается страна Зихия. Ее протяженность 300 миль... Побережье от пределов Зихии, т. е. реки Никопсиса
(если перевести мили в километры, то совпадает с населенным пунктом Цандрипши. — В. Дз., А. Дз.), составляет страну Авасгию, вплоть до крепости Со-тириуполя (Сотера, о чем писал Константин Багрянородный, это древний «город Сотера» находился восточнее турецкого города Трапезунда. — В. Дз., А. Дз.).Она простирается на 300 миль» [30, с. 34]. Из этого ценного сведения древнего автора можно делать убедительные предположения о том, где находилась Абхазия, с кем она граничила и какие поддерживала связи. Тот же автор подчеркивал, что крепость Артануджи (бассейн реки Чорохи, протекающей через территорию Абхазии. — В. Дз., А. Дз.) «является ключом в Авасгию» [2, с. 126].
Добавим, что Трапезундом владели римляне, а затем греки. Он был основан выходцами из милетской колонии Синопа во второй половине VII в. до н. э. А с 1461 г. завоеван турками. Таким образом, сочинения Константина Багрянородного проливают свет не только на древнюю историю предков абхазов, но и на некоторые другие народы Кавказа. Так, его сочинения позволяют уточнить некоторые страницы истории раннеадыгских племен, среди которых выделялись: зихи, синды, керкеты и др. Среди множества раннеадыгских племен наиболее известным и мощным были зихи. Они, в отличие от других меотских, т. е. раннеадыгских, племен «менее всего пострадали от гуннского нашествия, поскольку их территория оказалась в стороне от волны гуннов, прорвавшейся через Таманский полуостров в Крым» [31, с. 102]. Заметим, что укрепление политического значения зихов среди других родственных и соседних племен началось еще в начале I в. н. э. Специалисты-кавказоведы считают, что «этому в большой степени способствовало то, что зихи, как и ряд других племен, сумели установить союзнические отношения с аланами (предками осетин. — В. Дз., А. Дз.)» [31, с. 102]. Исторические документы свидетельствуют о том, что «союзнические войска овсов (аланов), джиков (зи-хов) и дзурдзуков (предки современных чеченцев и ингушей. — В. Дз., А. Дз.) в 72 г. н. э. с согласия и поддержки иберов (грузин) прошли через Дарьяль-ское ущелье и вторглись в пределы Парфянского царства и Армении [31, с. 102].
Историк Иосиф Флавий (I в. н. э.) пишет, что они, т. е. аланы, зихи, дзурдзуки и грузины, «стали опустошать многолюдную и наполненную всяким скотом страну, причем никто не осмеливался им противиться» [31, с. 102]. В «Картлис Цховре-ба» зафиксировано, что они «захватили множество пленных и, преисполнившись всякого добра, ушли» [31, с. 102]. Так описывает Константин Багрянородный сложную историю и еще более сложные и запутанные взаимоотношения различных народов, которые имели в той или иной степени отношения к абхазам и аланам.
Анализируя историю и культуру Абхазского царства, необходимо подчеркнуть, что до Х в. основным языком (говоря по современному — «государственным») во время переговоров, офици-
альных встреч, церемоний, так же, как и во время официального богослужения, был греческий язык, остававшийся главным и наиболее востребованным на протяжении нескольких веков. Подчеркнем и то, что грузинские надписи в различных местах, особенно в церквях, появляются здесь с конца Х в.
Краткие выводы. Вышеприведенный материал является только малой частью большого комплекса проблем, связанных с историей Абхазского царства. Даже приведенные здесь факты убедительно свидетельствуют о глубокой традиции собственной государственности абхазского народа и его далеких предков, которые поддерживали тесные экономические, политические, культурные связи не только с мощной Византийской империей, но и с ближайшими государствами, например Аланией, Арменией, Хазарией и др.
Анализ исторических источников свидетельствует о том, что история абхазской государственности насчитывает более 1 000 лет. Об этом красноречиво свидетельствуют не только греко-римские источники, но и грузинские, арабские, персидские и другие. Все они указывают на существование на территории современной Абхазии раннеклассовых государственных образований - Абасгии, Апсилии
и др. Начиная с XIX в. на территории Абхазии, как в целом на Кавказе, происходили сложные и болезненные этнополитические процессы, которые, если не вдаваться в подробности, в конечном итоге привели к большим проблемам для истории абхазской государственности.
В первую очередь, они сводились к тому, что Абхазия как государство лишилась большей части своего коренного населения. Абхазы, как и близкородственные им народы, в силу многих объективных причин и субъективных обстоятельств общественно-политического характера, покидали свою родину, а их место постепенно начали занимать греки, болгары, немцы, армяне, грузины (в основном мегрелы и имеретинцы), русские, украинцы и др. Затем наступило массовое заселение Абхазии представителями грузинских народов из центральной части Грузии. А в конце 80-х - нач. 90-х гг. ХХ в. руководство Грузии, проводя националистическую политику, попыталась осуществить экспансию Абхазии, что привело к отечественной войне абхазского народа 1992-1993 гг. Однако это уже другая тема, требующая, как и все остальные проблемы, объективного, академического подхода и объемного исследования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шамба Т.М., Непрошин А.Ю. Абхазия. Правовые основы государственности и суверенитета. Изд. 2-е, переработанное. - М., 2004.
2. Бгажба О.Х., Лакоба С.З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней. - Сухум, 2007.
3. Анчабадзе З.В. Из истории средневековой Абхазии (VI-XVII вв.). - Сухуми, 1959.
4. Анчабадзе З.В. Вопросы истории Абхазии в трудах академика С.Н. Джанашиа//Труды Абхазского института языка, литературы и истории Академии Наук Грузинской ССР. Т. XXV. - Тбилиси, 1953.
5. Прокопий из Кесарии. Война с готами. - М., 1950.
6. Агафий. О царствовании Юстиниана. - М.-Л., 1953.
7. Успенский Ф. История Византийской империи. Т. I. -СПб., 1914.
8. Белая книга Абхазии: Документы, материалы, свидетельства. 1992-1993. - М., 1993.
9. Амичба Г.А. Сообщение средневековых грузинских письменных источников об Абхазии. - Сухуми, 1986.
10. Ачугба Т.А. К обоснованию государственной независимости Абхазии. - Сухум, 2002.
11. Воробьев Н.Н. О неосновательности притязаний Грузии на Сухумский округ (Абхазию). - Ростов-на-Дону, 1919.
12. Дзапшба Ф.З. Суверенитет Абхазии: историко-право-вое обоснование. - Саратов, 1995.
13. Дзидзария Г.А. Очерки истории Абхазии (1910-1921). - Тбилиси, 1963.
14. Дзидзария Г.А. Формирование дореволюционной абхазской интеллигенции. - Сухуми, 1979;
15. Дзидзария Г.А. Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIXстолетия.- Сухуми, 1975.
16. Лакоба С.З. Статьи и речи. - Сухуми, 1987.
17. Лакоба С.З. Ответ историкам из Тбилиси (документы и факты). - Сухум, 2001.
18. Лакоба С.З. Очерки политической истории Абхазии. -Сухум, 1990.
19. Дзидзоев В.Д. Объективность и субъективность в со-
временной историографии Кавказа (постановка вопроса) // Материалы Международной научной конференции «Кавказоведение: опыт исследований». 13-14 октября 2005 г. -Владикавказ, 2006. С. 57-137.
20. Шамба С.С. К вопросу о правовом, историческом и моральном обосновании права Абхазии на независимость // Международное право (Москва), 1999. № 4.
21. Шамба С.С. Переговорный процесс: надежды и разочарования // Абхазия - Гоузия: препятствия на пути к миру. - Сухум, 2000.
22. Шамба Т.М. Национальные отношения и государственно-правовая политика России. - М., 1999.
23. Шамба Т.М., Непрошен А.Ю. Абхазия: правовые основы государственности и суверенитета. - М., 2003.
24. Эсадзе С. Историческая записка об управлении Кавказом. - Тифлис, 1907.
25. Ашхацава С.М. Пути развития абхазской истории. -Сухум, 1925.
26. Басария С. Абхазия в географическом, этнографическом и экономическом отношениях. - Сухим-Кале, 1923.
27. Анчабадзе З.В. Из истории средневековой Абхазии (VI-XVII вв.). - Сухуми, 1959.
28. Бгажба О.Х., Лакоба С.З. История Абхазии с древнейших времен до наших дней. - Сухум, 2007.
29. Марыхуба И.Р. Абхазия: прошлое и настоящее (очерки, документы, материалы). - Акуа (Сухум), 2007.
30. Багрянородный Константин «О фемах» и «О народах». - М., 1899.
31. Адыгская (Черкесская) энциклопедия. Главный редактор проф. М.А. Кумахов. - М., 2006.
32. История Абхазии. - Сухуми, 1991.
33. История Абхазии. - Гудаута, 1993.
34. Ашхацава С.М. Пути развития абхазской истории. -Сухум, 1925.
35. Дзидзария Г.А. Ф.Ф.Торнау и его кавказские материалы XIXв. - М., 1976.
ТОМ 19
ON THE ISSUE OF STATE FORMATION IN ABKHAZIA IN THE MIDDLE AGES V.D. Dzidzoev*, A.D. Dzidzoev**
* Dr, professor, North Ossetian State University named after K.L. Khetagurova, Gorsky State Agrarian University, Vladikavkaz Scientific Centre, Russian Academy of Sciences ([email protected]). ** Gorsky State Agrarian University, Vladikavkaz Scientific Centre, Russian Academy of Sciences.
Abstract. The article deals with the problem of the state tradition of the Abkhazian people, which begins from the I century A.D.. Written historical documents indicate that the Abkhazian Kingdom emerged long ago under the influence of the Roman Empire and with its direct participation. Attention is drawn to the early class state formations of the Abkhazian people, which appear in historical sources as Sanigia, Apsilia, Abasgia etc. Concrete facts of complicated and contradictory relations of the Abkhazian Kingdom with neighboring States and peoples are given, the causes and nature of vassal dependence on the Byzantine Empire are shown, difficult conditions for the survival of their own state formation in the conditions of long and acute struggle of various powerful States on the territory of modern Abkhazia.
Keyword: The Caucasus, Abkhaz, Georgians, government, lazy, Sanigiya, Apsilia, Abasgia, historical science, Alans, Byzantines, Empire, Flavius Arrian, the Abkhazian Kingdom, the LAZ Kingdom, Byzantium, Iran, the Arab Caliphate, Leon I, Leon II, «annals of Georgia»,KartlisTskhovreba, Colchis, Kartli, Meskheti, Kostantin, George II.
1. SHamba T.M., Neproshin A.YU. Abhaziya. Pravovye osnovy gosudarstvennosti i suvereniteta. Izd. 2-e, pererabotannoe. - M., 2004.
2. Bgazhba O.H., Lakoba S.Z. Istoriya Abhazii s drevnejshih vremen do nashih dnej. - Suhum, 2007.
3. Anchabadze Z.V. IzistoriisrednevekovojAbhazii (VI-XVII vv.). - Suhumi, 1959.
4. Anchabadze Z.V. Voprosy istorii Abhazii v trudah akademika S.N. Dzhanashia // Trudy Abhazskogo instituta yazyka, literatury i istorii Akademii Nauk Gruzinskoj SSR. T. XXV. - Tbilisi, 1953.
5. Prokopij iz Kesarii. Vojna s gotami. - M., 1950.
6. Agafij. O carstvovanii YUstiniana. - M.-L., 1953.
7. Uspenskij F. Istoriya Vizantijskoj imperii. T. I. - SPb., 1914.
8. Belaya kniga Abhazii: Dokumenty, materialy, svidetel'stva. 1992-1993. - M., 1993.
9. Amichba G.A. Soobshchenie srednevekovyh gruzinskih pis'mennyh istochnikov ob Abhazii. -Suhumi, 1986.
10. Achugba T.A. K obosnovaniyu gosudarstvennoj nezavisimosti Abhazii. - Suhum, 2002.
11. Vorob'ev N.N. O neosnovatel'nosti prityazanij Gruzii na Suhumskij okrug (Abhaziyu). - Rostov-na-Donu, 1919.
12. Dzapshba F.Z. Suverenitet Abhazii: istoriko-pravovoe obosnovanie. - Saratov, 1995.
13. Dzidzariya G.A. Ocherki istorii Abhazii (1910-1921). - Tbilisi, 1963.
14. Dzidzariya G.A. Formirovanie dorevolyucionnoj abhazskojintelligencii. - Suhumi, 1979;
15. Dzidzariya G.A. Mahadzhirstvo i problemy istorii Abhazii XIX stoletiya.- Suhumi, 1975.
16. Lakoba S.Z. Stat'i i rechi. - Suhumi, 1987.
17. Lakoba S.Z. Otvet istorikam iz Tbilisi (dokumenty i fakty). - Suhum, 2001.
18. Lakoba S.Z. Ocherki politicheskoj istorii Abhazii. - Suhum, 1990.
19. Dzidzoev V.D. Ob»ektivnost' i sub»ektivnost' v sovremennoj istoriografii Kavkaza (postanovka voprosa) //Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Kavkazovedenie: opyt issledovanij». 1314 oktyabrya 2005 g. - Vladikavkaz, 2006. S. 57-137.
20. SHamba S.S. K voprosu o pravovom, istoricheskom i moral'nom obosnovanii prava Abhazii na nezavisimost'//Mezhdunarodnoe pravo (Moskva), 1999. № 4.
21. SHamba S.S. Peregovornyj process: nadezhdy i razocharovaniya // Abhaziya - Gruziya: prepyatstviya na puti k miru. - Suhum, 2000.
22. SHamba T.M. Nacional'nye otnosheniya i gosudarstvenno-pravovaya politika Rossii. - M., 1999.
23. SHamba T.M., Neproshen A.YU. Abhaziya: pravovye osnovy gosudarstvennosti i suvereniteta. -M., 2003.
24. Esadze S. Istoricheskaya zapiska ob upravlenii Kavkazom. - Tiflis, 1907.
25. Ashkhacava S.M. Puti razvitiya abhazskoj istorii. - Suhum, 1925.
26. Basariya S. Abhaziya v geograficheskom, etnograficheskom i ekonomicheskom otnosheniyah. -Suhim-Kale, 1923.
27. Anchabadze Z.V. Iz istorii srednevekovoj Abhazii (VI-XVII vv.). - Suhumi, 1959.
28. Bgazhba O.H., Lakoba S.Z. Istoriya Abhazii s drevnejshih vremen do nashih dnej. - Suhum, 2007.
29. Maryhuba I.R. Abhaziya: proshloe i nastoyashchee (ocherki, dokumenty, materialy). - Akua (Suhum), 2007.
30. Bagryanorodnyj Konstantin «O femah» i «O narodah». - M., 1899.
31. Adygskaya (CHerkesskaya) enciklopediya. Glavnyj redaktorprof. M.A. Kumahov - M., 2006.
32. Istoriya Abhazii. - Suhumi, 1991.
33. Istoriya Abhazii. - Gudauta, 1993.
34. Ashkhacava S.M. Puti razvitiya abhazskoj istorii. - Suhum, 1925.
35. Dzidzariya G.A. F.F.Tornau i ego kavkazskie materialy XIX v. - M., 1976.
REFERENCES
ВЕСТНИК
ВЛАДИКАВКАЗСКОГО НАУЧНОГО UEHTPA