ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
АРАБСКИЙ ПОХОД 737(738) ГОДА И ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО СТАТУСА ВИЗАНТИЙСКОЙ
АБХАЗИИ*
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, [email protected]
Аннотация. По сообщению грузинского исторического сочинения, которому нашлось место в знаменитом средневековом летописном своде «Картлис Цховреба», переход Авас-гии наследственное правление абхазской династии Леонидов произошел вследствие поражения арабов под руководством арабского наместника Марвана ибн Мухаммада (732744). В статье на основе сравнения грузинских, арабских и византийских памятников исторической литературы высказывается предположение о действительном руководителе арабского похода в подвластную Константинополю Абхазию, датировке и действительных последствиях этого похода, а также высказывается мнение о возможных причинах неточности сведений средневековой грузинской летописи.
Ключевые слова: Марван ибн Мухаммад, абхазский эристав Леон, Авасгия, Абхазское княжество, Византия, Кавказ
Имя Марвана ибн Мухаммада (ум. в 750), последнего халифа в 744-750 гг. из династии Умаййадов (661-750), известно в отечественной историографии прежде всего в связи с походом арабов на Южный Кавказ, датируемым в последних исследованиях 732 г.1. По данным грузинского летописного свода «Картлис Цхов-
Майоров Григорий Сергеевич - аспирант Санкт-Петербургского государственного университета. E-mail: [email protected]
* Работа выполнена при поддержке гранта СПбГУ 5.38.283.2014.
1 Шагинян 2011, 241.
Problemy istorii, filologii, kul'tury 1 (2016), 233-241 © The Author(s) 2016
Проблемы истории, филологии, культуры 1 (2016), 233-241 ©Автор(ы) 2016
Г. С. Майоров
реба» (далее - КЦ)2, Мурван Кру3 «обошел... все земли Кавказа, захватил Врата Дариала и Дербенда и сокрушил все города и большинство крепостей в пределах Картли»4. Узнав о том, что картлийские цари бежали в Абхазию, Марван, согласно грузинскому источнику, последовал за ними, по пути разрушив города и крепости Эгриси (др.-груз. д^боЬо)5. Пройдя укрепления Клисуры, «которая была в ту пору рубежом между Грецией и Грузией», и разгромив город Цхум (совр. Сухум), войска Марвана подступили к Анакопии, у стен которой чуть погодя и произошло основное сражение. Несмотря на значительное численное превосходство, арабы понесли огромные потери (в первую очередь из-за болезни, поразившей их в результате «божественного» вмешательства) и вынуждены были отступить6.
В ходе дальнейшего повествования летописец описывает, как византийский император, будучи впечатленным действиями картлийских царей Арчила и Мира, а также своего эристава (др.-груз. дбоЬотбзо)7 Леона, жалует Леону Абхазию в наследственное владение8. Этот момент считается в отечественной историографии одним из эволюционных в истории Абхазии - именно эта эволюция, как полагали советские историки, позволила следующему эриставу Леону II «отложиться от греков», объявив себя царем9.
Однако было бы разумно сравнить данные грузинской летописи со сведениями основоположников арабо-мусульманской историографии 1Х-Х вв. Походы Марвана (а их было несколько, деятельность его в качестве наместника была достаточно активна) отражены во многих памятниках исторической литературы на арабском языке, но направление их скорее северо-восточное, чем западное, в сторону Западного Кавказа.
Наиболее пространное описание этих военных экспедиций, по справедливому мнению известного отечественного арабиста О.Г. Большакова, содержится в сочинении «Китаб ал-футух» («Книга завоеваний») мусульманского историка, этнического иранца, Абу Мухаммада Ахмада ибн А'сама ал-Куфи (ум. в 926 г.)10. Согласно ал-Куфи, Марван после его назначения в 732 г. халифом Хишамом (723743) наместником Севера во главе 120 тысячного войска выдвинулся из Сирии в
2 Исследуемый фрагмент входит в ту часть «Картлис Цховреба», которая традиционно выделялась в отдельное произведение под названием «Жизнь Вахтанга Горгасала» и приписывалась перу грузинского летописца XI в. Джуаншера Джуаншериани. Однако известный исследователь Г. Цулая, который в 1986 г. впервые издал «Жизнь Вахтанга Горгасала» в русском переводе, склонен выделять данный фрагмент в отдельный неоднородный сюжет (подробнее об этом см.: Цулая 1986, 26-29).
3 В переводе с др.-груз. уб^ - «Глухой». Так называли Марвана ибн Мухаммада картвелы, ибо «.. .не считался он со словом рассудительным» (Цулая 1986, 61).
4 Картлис Цховреба 2008, 108.
5 Древнегрузинское название византийской провинции Лазики.
6 Картлис Цховреба 2008, 109-110.
7 "Эристави" по своему первоначальному значению - правитель области, назначаемый царем. Позднее эта должность постепенно становится наследственной. Матиане Картлиса 1979, 65; ср. Ша-гинян 2014, 142-147; 2012, 95.
8 Картлис Цховреба 2008, 110.
9 Джанашиа 1940, 148-149; Анчабадзе 1959, 103-104. Формированию такого подхода способствовало и господство марксистского понимания истории как последовательного прогрессивного процесса. Некоторые современные исследователи продолжают традицию, напр.: Бгажба, Лакоба 2007, 120.
10 Большаков 2010, 326.
провинцию Арминийа11 (которая объединяла не только армянские земли Арабского халифата, но и южнокавказских стран Иберии-Джурзана, Албании-Аррана). Остановившись в городке Кайсак, «расположенном в 40 фарсахах12 от Барды и в 20 фарсахах от Тифлиса», новый наместник начал планомерное покорение всех крепостей провинции Арминийа, поскольку в период междувластия или же еще при правителе Са'иде ибн 'Амру ал-Хараши (730-731) северная часть Аррана и Джурзан, по всей вероятности, вышли из-под контроля Халифата13.
Хотя ал-Куфи рассказывает исключительно о военных методах, используемых наместником при наведении порядка в порученной ему провинции, из свидетельства армянского вардапета - историка второй половины VIII Левонда мы узнаем, что Марван не пренебрегал и дипломатией. Так, поддержав представителя местной высшей знати, первенствующего князя Ашота Багратуни (732-749) в противостоянии с конкурирующим родом Мамиконеанов (известным своей византийской ориентацией), а также добившись выплаты жалованья «князьям армянским и их всадникам», Марван заручился поддержкой армянской конницы14. Все действия, предпринимаемые наместником на этом этапе, подготавливали почву для большого похода против хазар, в котором арабским войскам безусловно потребовался бы надежный и спокойный тыл15.
Спустя несколько лет16, справившись с задачей укрепления тыла, арабские войска вторгаются в Хазарию. Согласно автору книги «Футух ал-булдан» («Завоеваний стран») другого мусульманского писателя, иранца, Абу ал-Хасана Ахмада ибн Йахйи ибн Джабира ибн Дауда ал-Баладзури (ум. 892 г.), поход осуществлялся по двум направлениям - основная часть войска во главе с Марваном ибн Му-хаммадом перешла Кавказский хребет через врата Аланские (араб. мМ Ш'и [баб ал-Лан]), второй же отряд под командованием Асида ибн Зафира ас-Сулами Абу Йазида, сопровождаемого «царями гор [Кавказских]», проследовал через врата Дербентские (араб. УмМ [ал-Баб ва ал-Абваб])17.
Как утверждает ал-Куфи, «Марвану и муслимам в стране хазар сопутствовал успех». Были взяты хазарские города Семендер (араб. ^¿РЬ [Самандар]) и Итиль (араб. Ум^^» [ал-Байда']). Воодушевленные успехом арабы дошли до реки Славянской (араб. и'о [нахр ас-Сакалиба], под которой некоторые исследователи понимают Дон18. Разгром хазар был настолько полным, что информаторы
11 О территории и границах, административном делении Арминийи подробно см.: Шагинян 2011, 338-357; Шагинян 2014, 189-220; Буниятов 1981, 71.
12 Фарсах - арабизированная форма фарсанга, персидской меры длины, равной 5,76 км. Шаги-нян 2014, 407.
13 Большаков 2010, 186.
14 Гевонд 1862, 81.
15 По мнению О.Г. Большакова, походы Марвана против «царей гор», хронологически располо-жженные у ал-Куфи, ал-Баладзури и Халифы ибн Хаййата позднее «большого» похода против хазар, на самом деле также относятся к этому периоду установления твердой арабской власти на Южном Кавказе. Большаков 2010, 326.
16 В советской историографии в 732-736 гг. Джанашиа 1952, 375-376; Буниятов 1965, 112-113, в новейшей отечественной - 737 г.: Шагинян 2011, 243.
17 ИМ 1911, 325.
18 см., например, Большаков 2010, 189.
и ал-Куфи, и ал-Баладзури утверждают, как каган Хазарский был вынужден принять ислам19.
Так или иначе, но ни один из вышеупомянутых мусульманских историков не упоминает о походе войск Марвана в Абхазию. Еще раз обратим внимание на тот момент, что, по словам анонимного грузинского летописца, Абхазия (или, как ее называли ромеи, Авасгия) относилась к территории Византии - «рубежом между Грецией и Грузией» служили укрепления Клисуры. Походы же Марвана были направлены прежде всего против хазар. В научной ориенталистике даже существует давно устоявшееся понятие «арабо-хазарские войны», а деятельность Марвана относится ко второму этапу этих войн20.
Однако у Халифы ибн Хаййата под 119 годом хиджры, который соответствует периоду с 8 января 737 по 28 декабря 737 года, мы обнаруживаем следующее свидетельство его информатора: «В том же [году] осуществил Му'авийа ибн Хи-шам поход в страну Ромейскую, достигнув Колонии. Осуществил поход в страну Ромейскую еще и Сулайман ибн Хишам, [выступив] со стороны Джазиры»21. На первый взгляд, это сложно привязать к описываемым событиям. Сулайман и Му'авийа были сыновьями одного и того же халифа Хишама (723-743), походы арабов в ромейские земли были тогда практически ежегодными. Но у Феофана Исповедника под 738 годом помещается известное сообщение: «В сем году Су-лейман, сын Исама, имел поход в Римские земли; взял осадою так называемую железную крепость и отвел в плен Евстафия, сына Мариана патриция»22.
Сулайман нам уже известен; так называемая «Железная крепость», или Си-дерон, - это крепость на территории Авасгии. Некоторыми исследователями она идентифицируется с известным Цибилиумом (совр. Цебельда)23. Что же касается патриция Мариана, отца уведенного в плен Евстафия, то он был, согласно другому сообщению византийского летописца, «первым из апсилов», участник спасения Льва Исавра, посланного еще в правление Юстиниана Ринотмета с дипломатической миссией к аланам24. Его помощь, собственно, состояла в том, чтобы обеспечить безопасность Льва на пути от Сидерона к побережью, где будущий император Византии, принятый апсилами с «великими почестями», сев на корабль, переправился через море.
Таким образом, кажется весьма вероятным, что поход арабов в Абхазию, упоминаемый в приведенном выше грузинском историческом памятнике, состоялся в 737 (738) году и руководил им не арабский наместник Марван ибн Мухаммад, а Сулайман ибн Хишам. Причиной ошибки грузинского анонима могли стать как некоторые историографические особенности КЦ (о которых будет упомянуто
19 Буниятов 1981, 74; ИМ 1911, 326. Хотя здесь, как справедливо замечает О.Г. Большаков, можно увидеть некое символическое преувеличение: Большаков 2010,189. Во всяком случае, в самом раннем из дошедших до нас трудов мусульманских писателей - в «Истории» Абу 'Амра ибн Халифы ибн Хаййата ал-Лайтси ал-'Усфури (ум. 854 г.) - таких сведений не приводится.
20 Об арабо-хазарских войнах подробно см.: Буниятов 1965, 107-116; Большаков 2010, 161-190; Шагинян 2011, 221-274.
21 Русский перевод Халифы ибн Хайатта был любезно предоставлен автору А.К. Шагиняном в виде рукописи, готовящейся к публикации.
22 Оболенский, Терновский 1884, 302.
23 Артамонов 1962, 361.
24 Оболенский, Терновский1884, 288-289.
ниже), так и то, что со временем Марван стал героем арабского исторического предания, культивировавшегося на Кавказе. Как отмечает О.Г. Большаков, рассказы о его походах со временем обросли легендарными деталями, которые могли запутать летописца - фигура его несомненно ярче большинства арабских военачальников того времени25.
Теперь, предположив датировку и руководителей арабского похода в Авас-гию, рассмотрим его последствия. Как уже отмечалось выше, грузинский источник говорит об итоговом разгроме арабов под Анакопией, причем «погибло от недуга тридцать пять тысяч сарацин, от меча же - три тысячи. Христиан в день тот было убито человек шестьдесят»26. Сам по себе факт возникновения эпидемии не вызывает удивления: со времен античности имеется множество сообщений о вредном климате этой части Черноморского побережья27. Косвенным подтверждением эпидемии, от которого страдали арабские войска, может служить и сообщение другого грузинского летописца XI в. Смбата Давитис-дзе, автора «Истории и повествовании о Багратионах»: «А хеви Шавшетский, за исключением нескольких селений, тогда не был заселен, ибо опустошился во времена владычества персов, когда глухой из Багдада сокрушил все крепости и прошел по Шавшети и Гадони. А вслед за этим повальный понос истребил (население) Шавшети, Кларджети и лишь немногие из жителей остались в некоторых местах»28. Болезнь, поразившая арабов, вполне могла впоследствии получить распространение и среди местного населения. Отметим, однако, что ни один приведенный выше источник (кроме КЦ, соответственно) не сообщает о крупных потерях или поражении арабов. Более того, по тексту другого грузинского исторического памятника «Мученичество Давида и Константина» победу под Анакопией одержали арабы29.
Вопросы вызывает и описание хода событий после сражения. Итак, Арчил, Мир и Леон после такой победы отправляют посланца к императору. Напомним, что на византийском престоле сидел в это время Лев (он же Леон) Исавр, не понаслышке знакомый с ситуацией в регионе по своей дипломатической миссии. Василевс, якобы впечатленный ни много ни мало спасением Константинополя, посылает Арчилу и Миру два венца, инсигнии власти; награда же Леону следующая: «А тебе же я повелеваю быть эриставом Абхазии, тебе и детям твоим и твоему потомству во веки веков. Но почти добром царей и народ Картли и не
25 Большаков 2010, 185.
26 Картлис Цховреба 2008, 109.
27 Карпов 1936, 295; Стратоновский 1994, 496. С появлением здесь российских войск в XIX в. мы имеем подтверждения этому и у отечественных авторов: так, известный декабрист Бесстужев-Марлинский, служивший в Абхазии, писал: «Есть на берегу Черного моря в Абхазии впадина между огромных гор. В этом ущелье (Гагра) лихорадка свирепствует до того, что полтора комплекта в год умирает из гарнизона. Одним словом, имя Гагра значит смертный приговор»: цит. по: Джапаридзе 1954, 11. Малоазийские греки, переселенные на черноморское побережье Российской империи после окончания Кавказской войны, опасаясь малярии, вынуждены были селиться высоко в горах (так, например, было основано село Георгиевское в районе совр. Цебельды). Побережье Абхазии было осушено только в начале ХХ в., чему в определенной степени способствовала программа высадки здесь гигантских эвкалиптов, принятая уже Советской властью.
28 Сумбат Давитис-дзе 1979, 32.
29 Цулая 1996, 114.
посягай отныне на них и на пределы их эгрисские, покуда пребудут они там или когда отбудут оттуда»30.
На наш взгляд, в этом отрывке грузинской летописи явно подчеркивается мысль о передаче суверенитета над Лазикой от византийских императоров царям картлийским31. Далее по тексту Арчил разрешает Леону потребовать себе награду «за добрую службу», а эристав абхазский, только что получивший в «вечное владение» земли от «Клисуры до реки Великой Хазарии» (то есть от р. Келасури до р. Кубани), отвечает ему так: «Дал мне кесарь страну сию в наследственную (собственность) по славной отваге вашей... Присовокупи меня к числу рабов твоих, к тем, коих удостоил ты быть сыновьями и братьями твоими. Не нужен мне удел твой, но пусть и мой пребудет твоим. И дали друг другу обещание и клятву твердую, дабы не быть вражде меж ними, и повиновался Леон Арчилу во все дни»32.
Получается, что Леон, только что вроде бы получивший наследственную власть над византийской провинцией из рук императора, по тексту КЦ фактически передает эту власть картлийскому царю, добровольно называя себя его эри-ставом33. В закрепление этой мысли Леон получает из рук Арчила один из венцов, посланных императором Львом. Таким образом, если буквально следовать тексту грузинского источника, картлийский царь становится не только властителем Ла-зики-Эгриси, но и сувереном над абхазским эриставом Леоном34.
Здесь стоит упомянуть несколько особенностей грузинского летописного свода «Картлис Цховреба» в источниковедческом аспекте.
Во-первых, самые ранние сохранившиеся списки КЦ относятся только к XV-XVII вв. Отдельные исторические произведения, вошедшие в КЦ, искусственно подгонялись друг к другу, в результате чего названия и имена авторов этих произведений были утеряны. Более того, свод неоднократно подвергался различным редакциям. Перечисленные нюансы приводят к значительным хронологическим и фактическим нестыковкам в повествовании. Так, царь Арчил оказывается свидетелем похода императора Ираклия 627 г., а умирает он только через 50 лет после описываемых событий (160 лет - завидное долголетие даже для кавказцев!), Мас-лама же осаждает Константинополь уже после падения династии Умаййадов и т.д.
Во-вторых, самые ранние произведения, входящие в КЦ, в лучшем случае датируются XI в. Это достаточно поздний источник по отношению к описываемым событиям. Стоит упомянуть и об особенностях раннего грузинского исторического летописания, генетически тесно связанного с местной агиографической традицией35. Отсюда некий налет легендарности в тексте.
30 Картлис Цховреба 2008, 110.
31 С конца VII в. Лазикой, как и, по всей видимости, Абасгией на какое-то время овладели арабы; византийцы восстановили статус-кво не позднее 30-х гг. VIII в. Лордкипанидзе 1988, 174-175.
32 Картлис Цховреба 2008, 111.
33 Под «сыновьями и братьями» картлийского царя имеются в виду его эриставы. Более подробно об идеологической подоплеке этого фрагмента см. комментарии его переводчика Г. Цулая: Цулая 1982, 35-36.
34 Существует даже трактовка, согласно которой, «по сообщению историка Джуаншера, вассал Византии Леон, эристави абхазов, по приказу императора (!) вошел под покровительство Арчила». Лордкипанидзе 1988, 282. Это, безусловно, не исходит из текста источника, но соответствует его идеологической направленности.
35 Цулая 1986, 5.
Фрагмент КЦ, который описывает арабское вторжение, предположительно выделяется его издателем Г.В. Цулая в отдельное произведение. Им же отмечается идеологизированность предстоящей ему части КЦ, причем, по его выражению, «узловым моментом» этой части является идея пожалования персидским шахом Хосровом грамот о наследственных правах грузинских эриставов на свои княжества. Отметим, что XI в., в котором, судя по всему, созданы эти части КЦ, - это время возникновения объединенного грузино-абхазского царства. Объединение это, однажды состоявшись, требовало идеологического обоснования - следствием чего, по нашему мнению, можно считать некоторые вставки в текст КЦ. Отметим, что с этим (по меньшей мере в отдельном случае) соглашается и Г. Цулая36.
Таким образом, теория о постепенной эволюции политического статуса Абхазии от непосредственной части Ромейской империи через получение наследных прав до провозглашения независимости Абхазского царства основана исключительно на свидетельствах разных частей КЦ. С учетом сказанного выше такой подход представляется спорным. Повышение политического статуса скорее могло происходить в условиях вакуума власти, вызванного ослаблением позиций официального Константинополя в регионе в результате длительной борьбы с арабами. Свою лепту здесь мог, конечно, внести и поход 737(738) г. под руководством Су-лаймана ибн Хишама, результатом которого должно было стать нарушение местной византийской системы управления. Однако процесс этот не был линейным - в дальнейшем, например, «города на побережье, Сотириуполь и Севастополь (Сухуми), Византия контролировала почти неизменно вплоть до конца XI в.»37. Идеологическая же направленность фрагмента КЦ, повествующего о нашествии арабов, обусловлена временем создания текста (параллельно с формированием единого грузино-абхазского царства).
ЛИТЕРАТУРА
Анчабадзе, З. 1959: Из истории средневековой Абхазии (У1-ХУП вв.). Сухуми.
Артамонов, М. 1962: История хазар. Л.
Бгажба, О., Лакоба, С. 2007: История Абхазии. С древнейших времен до наших дней. Сухум.
Большаков, О.Г. 2010: История Халифата: в 4 т. Т. IV М.
Буниятов, З. (пер.) 1981: Абу Мухаммад Ахмад ибн А'сам ал-Куфи. Книга завоеваний (Извлечения по истории Азербайджана У11-1Х вв.). Баку.
Буниятов, З. 1965: Азербайджан в У11-1Х вв. Баку.
Джанашиа, С. 1952: Арабы в Грузии. ТИИ II (на груз. яз.).
Джанашиа, С.О. 1940: времени и условиях возникновения Абхазского царства. Известия ин-та языка, истории и материальной культуры ГрузФАН 8, 136-152.
Джапаридзе, П. 1954: Малярия в Абхазии. Сухуми.
Карпов, В.П. (ред.) 1936: Гиппократ. Избранные книги. М. - Л.
Картлис Цховреба 2008: История Грузии. Тбилиси.
Лордкипанидзе, М. (ред.) 1988: Очерки истории Грузии: в 8 т. Т.2. Грузия в 1У-Х веках. Тбилиси.
36 «Надо думать, что эта фраза, с определенным политическим смыслом, составлена в период, когда начатое правителями Абхазского царства политическое объединение Грузии прошло свой сложный путь и стало свершившимся фактом». Картлис Цховреба 2008, 133.
37 Оболенский 1998, 44.
Лордкипанидзе, М. (пер.) 1976: Матиане Картлиса. Тбилиси.
Лордкипанидзе, М.Д. (пер.) 1979: Сумбат Давитис-дзе. История и повествование о Багратионах. Тбилиси.
Марр, Н. (пер.) 1911: Григорий Мерчуле. Житие св. Григория Хандзтийского. СПб.
Оболенский, Д. 1998: Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов. М.
Оболенский, В., Терновский, Ф. 1884: Летопись византийца Феофана от Диоклити-ана до царей Михаила и сына его Феофилакта. М.
Патканов, К. (пер.) 1862: История халифов вардапета Гевонда. СПб.
Стратановский, А. (пер.) 1994: Страбон. География в 17 книгах. М.
Цулая, Г.В. (пер.) 1982: Летопись Картли. Тбилиси.
Цулая, Г.В. 1996: Из истории грузинской агиографии: «Мученичество Давида и Константина». Этнографическое обозрение 1, 104-116.
Цулая, Г.В. (пер.) 1986: Жизнь Вахтанга Горгасала. Тбилиси.
Шагинян, А. 2011: Армения и страны Южного Кавказа в условиях византийско-иранской и арабской власти. СПб.
Шагинян, А. 2012: Армения, Азербайджан и Южный Кавказ в древности и средние века: учебник для вузов. СПб.
Шагинян, А. 2014: Раннесредневековая география Армении и стран Южного Кавказа. СПб.
Hitti Philip Khuri 1911: The origins of the Islamic state, being a translation from the Arabic, accompanied with annotations, geographic and historic notes of the Kitab fituh al-buldan of al-Imam abu-l Abbas Ahmad ibn-Jabir al-Baladhuri. New York.
REFERENCES
Anchabadze, Z. 1959: Iz istorii srednevekovoj Abhazii (VI-XVII vv.). Suhumi.
Artamonov, M. 1962: Istorija hazar. L.
Bgazhba, O., Lakoba, S. 2007: Istorija Abhazii. S drevnejshih vremen do nashih dnej. Suhum.
Bol'shakov, O.G. 2010: Istorija Halifata: v 41. T. IV. Moscow.
Bunijatov, Z. (per.) 1981: Abu Muhammad Ahmad ibn A'sam al-Kufi. Kniga zavoevanij (Izvlechenijapo istorii Azerbajdzhana VII-IXvv.). Baku.
Bunijatov, Z. 1965: Azerbajdzhan v VII-IX vv. Baku.
Dzhanashia, S. 1952: Araby v Gruzii. TII II (na gruz. jaz.).
Dzhanashia, S.O. 1940: Vremeni i uslovijah vozniknovenija Abhazskogo carstva. Izvestija in-ta jazyka, istorii i material'noj kul'tury. GruzFAN 8, 136-152.
Dzhaparidze, P. 1954: Maljarija v Abhazii. Suhumi.
Hitti Philip Khuri 1911: The origins ofthe Islamic state, being a translation from the Arabic, accompanied with annotations, geographic and historic notes of the Kitab fituh al-buldan of al-Imam abu-l Abbas Ahmad ibn-Jabir al-Baladhuri. New York.
Karpov, VP. (red.) 1936: Gippokrat. Izbrannye knigi. Moscow - Leningrad.
Kartlis Chovreba 2008: Istorija Gruzii. Tbilisi.
Lordkipanidze, M. (red.) 1988: Ocherki istorii Gruzii: v 8 t. T.2. Gruzija v IV-X vekah. Tbilisi.
Lordkipanidze, M. (per.) 1976: Matiane Kartlisa. Tbilisi.
Lordkipanidze, M.D. (per.) 1979: Sumbat Davitis-dze. Istorija i povestvovanie o Bagrationah. Tbilisi.
Marr, N. (per.) 1911: GrigorijMerchule. Zhitie sv. GrigorijaHandztijskogo. Saint-Peterburg.
Obolenskiy, D. 1998: Vizantijskoe sodruzhestvonacij. Shest'vizantijskihportretov. Moscow.
Obolenskiy, V., Ternovskiy, F. 1884: Letopis' vizantijca Feofana ot Dioklitiana do carej Mihaila i syna ego Feofilakta. Moscow.
Patkanov, K. (per.) 1862: Istorija halifov vardapeta Gevonda. Saint-Peterburg.
Stratanovskiy, A. (per.) 1994: Strabon. Geografija v 17 knigah. Moscow.
Culaya, G.V. (per.) 1982: Letopis'Kartli. Tbilisi.
Culaya, G.V. 1996: Iz istorii gruzinskoj agiografii: «Muchenichestvo Davida i Konstantina».
Jetnograficheskoe obozrenie 1, 104-116.
Culaya, G.V. (per.) 1986: Zhizn' Vahtanga Gorgasala. Tbilisi.
Shaginjan, A. 2011: Armenija i strany Juzhnogo Kavkaza v uslovijah vizantijsko-iranskoj i arabskoj vlasti. Saint-Peterburg.
Shaginjan, A. 2012: Armenija, Azerbajdzhan i Juzhnyj Kavkaz v drevnosti i srednie veka: uchebnik dlja vuzov. Saint-Peterburg.
Shaginjan, A. 2014: Rannesrednevekovaja geografija Armenii i stran Juzhnogo Kavkaza. Saint-Peterburg.
THE ARAB CAMPAIGN OF 737(738) AND THE CHANGES IN THE POLITICAL STATUS OF BYZANTINE ABKHAZIA
Grigoriy S. Mayorov
Saint-Petersburg State University, Russia,
Abstract According to the Georgian historical writings, which are the part of the famous medieval chronicles "Kartlis Tskhovreba", transition of Avasgia in hereditary rule of the Abkhazian Leonids dynasty occurred as a result of the Arabs' defeat under the leadership of Marwan ibn Muhammad (732-744). Based on the comparison of the Georgian, Arabic and Byzantine monuments of historical literature it is suggested the actual leader of the Arab campaign in Abkhazia, dating and the real consequences of this campaign, as well as the view of the possible causes of data inaccuracies of medieval Georgian annals is expressed.
Key words: Marwan ibn Muhammad, Abkhazian eristavi Leon, Avasgia, Abkhaz Kingdom, Byzantine Empire, the Caucasus