Научная статья на тему 'Письменные источники и монетные легенды о раннесредневековом Согде'

Письменные источники и монетные легенды о раннесредневековом Согде Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
455
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ИСТОЧНИК / ПИСЬМЕННОСТЬ / ПАМЯТНИК / НУМИЗМАТИКА / ЭТИМОЛОГИЯ / АРХЕОЛОГИЯ / ТИТУЛ / ПИСЬМО / НАДПИСЬ / МОНЕТНАЯ ЭМИССИЯ / СТАТУС ПРАВЛЕНИЯ / STORY / SOURCE / WRITING / MONUMENT / NUMISMATICS / ETYMOLOGY / ARCHEOLOGY / TITLE / LETTER / INSCRIPTION / COIN ISSUE / BOARD STATUS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бурханова Сабо Тулановна

В статье раскрываются вопросы, связанные с названиями местностей, именами собственными и титулами правителей Согдийской Конфедерации в раннем средневековье. Анализируются согдийские письменные памятники, монеты и археологические находки, в которых содержатся сведения о концептуальных основах государственного управления, административной системы государства Согд. Так, например, архив согдийских документов, найденных в руинах раннесредневековой крепости на горе Муг, расположенной в верховьях реки Зарафшан, является бесценным памятником политической и экономической истории Согда. Титулатура иерархии Согдийской конфедерации, отраженная в согдийских документах мугского собрания и монетных легендах, имеет большое значение в изучении политической истории данного государства. Исходя из анализа этих источников, можно прийти к выводу, что концептуальной основой административной системы политического управления государства Согд в раннем средневековье являлась идея о том, что «страной должны управлять святые, благородные», и эта идея определяла высший статус правления Согдом.The article reveals issues related to the names of localities, proper names and titles of the rulers of the Sogd Confederation in the early Middle Ages. Sogdian written monuments, coins and archaeological finds are analyzed, which contain information about the conceptual foundations of public administration, the administrative system of the state of Sogd. For example, the archive of Sogdian documents found in the ruins of an early medieval fortress on Mount Mug located in the upper reaches of the Zarafshan River is an invaluable monument to the political and economic history of Sogd. The title of the hierarchy of the Sogdian Confederation reflected in the Sogdian documents of the Mug Assembly and coin legends is of great importance in the study of the political history of this state. Based on the analysis of these sources, we can conclude that the conceptual basis of the administrative system of political governance of the state of Sogd in the early Middle Ages was the idea that “the country should be governed by saints, noble ones,” and this idea determined the highest status of the Sogd government.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Письменные источники и монетные легенды о раннесредневековом Согде»

исторические науки

УДК 94(575) (093)

ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ И МОНЕТНЫЕ ЛЕГЕНДЫ О РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОМ СОГДЕ

Бурханова Сабо Тулановна, старший преподаватель;

Ташкентский финансовый институт, Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: В статье раскрываются вопросы, связанные с названиями местностей, именами собственными и титулами правителей Согдийской Конфедерации в раннем средневековье. Анализируются согдийские письменные памятники, монеты и археологические находки, в которых содержатся сведения о концептуальных основах государственного управления, административной системы государства Согд. Так, например, архив согдийских документов, найденных в руинахраннесредневековой крепости на горе Муг, расположенной в верховьях реки Зарафшан, является бесценным памятником политической и экономической истории Согда. Титулатура иерархии Согдийской конфедерации, отраженная в согдийских документах мугского собрания и монетных легендах, имеет большое значение в изучении политической истории данного государства. Исходя из анализа этих источников, можно прийти к выводу, что концептуальной основой административной системы политического управления государства Согд в раннем средневековье являлась идея о том, что «страной должны управлять святые, благородные», и эта идея определяла высший статус правления Согдом.

Ключевые слова: история; источник; письменность; памятник; нумизматика; этимология; археология; титул; письмо; надпись; монетная эмиссия; статус правления.

WRITTEN SOURCES AND COIN LEGENDS ABOUT EARLY MEDIEVAL SOGD

Burkhanova Sabo Tulanovna, Senior Lecturer;

Tashkent institute of finance, Tashkent, Uzbekistan

Abstract: The article reveals issues related to the names of localities, proper names and titles of the rulers of the Sogd Confederation in the early Middle Ages. Sogdian written monuments, coins and archaeological finds are analyzed, which contain information about the conceptual foundations of public administration, the administrative system of the state of Sogd. For example, the archive of Sogdian documents found in the ruins of an early

medieval fortress on Mount Mug located in the upper reaches of the Zarafshan River is an invaluable monument to the political and economic history of Sogd. The title of the hierarchy of the Sogdian Confederation reflected in the Sogdian documents of the Mug Assembly and coin legends is of great importance in the study of the political history of this state. Based on the analysis of these sources, we can conclude that the conceptual basis of the administrative system of political governance of the state of Sogd in the early Middle Ages was the idea that "the country should be governed by saints, noble ones," and this idea determined the highest status of the Sogd government.

Keywords: story; source; writing; monument; numismatics; etymology; archeology; title; letter; inscription; coin issue; board status.

Для цитирования: Бурханова, С. Т. Письменные источники и монетные легенды о раннесредневековом Согде / С. Т. Бурханова. - Текст : электронный // Наука без границ. - 2020. - № 5 (45). - С. 6-14. - URL: https://nauka-bez-granic.ru/NQ-5-45-2020/5-45-2020/

For citation: Burhanova S.T. Written sources and coin legends about early medieval Sogd // Scince without borders, 2020, no. 5 (45), pp. 6-14.

Среди согдийских документов, найденных в 1932-1933 гг. при раскопках крепости на горе Муг (Кал'а-и Муг или Муг-Кал'а, в хронике ат-Табари -Абаргар), один имел необычную судьбу: он был использован во время осады крепости отрядом арабов, бухарцев и хорезиймцев, возглавляемым Сулей-маном б. Абус-с-Сари, для обклейки ножен кинжала (эти ножны хранятся в Отделе Востока Государственного Эрмитажа).

Текст документа сохранился очень плохо, большая его часть уничтожена, однако ясно, что это письмо написано от имени эмира Саида б. Абд ал-А-зиза (хт'уг s'ytt ршп "ptr"zyz), наместника Хорасана в 720-721 гг. Адресат письма - sm'rkn&c ^^уп [руп^ш «Самаркандский старший (?) жрец», носящий имя Wxwёw [1, с. 65]. Примечательны упоминания «китайского императора» - рур'шг, «согдийских и кешских (людей)» - sywby'n'k ZY кёу'п'к, а также сообщение об успешных действиях войск тюрксого хакана и отряда хорезмийцев. По-видимому, в письме говорилось о походе Саида б. Абд ал-Азиза в Согд. «В этом году (102 г.х.= 720-721 гг. ) перешел Саида Хузайна реку Балха и завоевал Согд и они (согдийцы) нарушили договор и

помогли тюркам против мусульман. Причиной выступления в этот поход Саида, как рассказывают, было то, что тюрки вернулись в Согд. Люди говорили с Саидом и сказали «Ты прекратил завоевательный поход, а между тем тюрки совершили набег, а жители Согда обратились к неверию». Он (Саид) перешел ту реку и направился в Согд. Встретили его тюрки и отряд (та'ифа) жителей Согда. Мусульмане разбили их...» [2, с. 65].

Прилагательное кёу'п'к «Кешеский, житель Кеша» образовано от согдийского Кёу (ИёёТ) «Кеш» (у арабских историков и географов -Кишш ) с суффиксом - 'п'к (-апак), позднее /-апе/, из древнеиранского ап-ака, такую же структуру имеет syw5y'n'k «согдийский, согдиец», образованное от suy5iya - «согдиец», ср. в буддийском согдийском тексте syw5y/n/k пр'ук «согдийский текст» [3, с. 158].

Среди согдийских манихейских текстов значительное место принадлежит спискам. Манихеи Центральной Азии составляли упорядоченные списки религиозных основ, имен героев, дней поста, частей тела и многого другого. Среди этих списков есть и список народов, п'рп'т'к. В числе других названий народов и стран, ближних и даль-

них, упомянуты и кьу'п'к, «кешцы», в той же форме, что и в мугском документе на монетах [4, с. 10, 15].

В 70-80-е гг. ХХ в. был открыт новый важный корпус согдийских текстов - ряд коротких надписей согдийцев -купцов или паломников, начертанных в труднодоступных горных долинах в верховьях Инда. Обычно надписи достаточно лаконичны и содержат имя самого начертавшего, его патроним и то, что в более позднее время на Востоке именовалась нисбой - прилагательное по имени города, области, страны или народа, откуда человек происходил. Согдийские надписи из верховьев Инда по палеографии датируют ГУ—У! вв. Надпись № 563 гласит: хш^шп'шк ZK кв'укп&с «Хутаунамак из города Кеша» [5, с. 20, 54]. Издатель текстов, Н. Симс-Вильямс, совершенно справедливо определил кв'укп&с как прилагательное на -с, от кё'у-кп&^Ь (КШ-ка) букв. «Кеш-город», ср. рпс и рпсукп&^Ь «Пенджикент».

Долина Кашкадарьи с городами Кеш (позднесредневековый и современный Шахрисябз) и Нахшеб (также Несеф, со времен арабского завоевания и современный Карши) причислялась к Согду. В современной исторической литературе эту область принято называть Южным Согдом в отличие от Самаркандсокого (Центрального), Бухарского Согда и Уструшаны (в этой области также жили согдийцы), хотя у арабских авторов ГХ-Х вв. Бухара нередко отделена от Согда.

Согласно китайским источникам Кеш (китайские передачи названия области - Цюйша, Цзюйша, Цзеушанна, города - Циши, Шы) был основан в начале VII в н.э., однако археологические работы, проведенные в последние 40 лет, показали, что в долине Кашкада-

рьи городские поселения существовали уже во второй половине Г тыс. до н.э. - Г тыс. н.э.[6, с. 460-461]. Старейшая из известных в настоящее время согдийских печатей происходит из раскопок одного из поселения Южного Согда, расположенного неподалеку от его главного центра - Еркургана. На этой печать имеются изображения слона с сидящими на нем двумя погонщиками и богини Ники(?), надпись, начертанная ранним согдийским письмом (ГГ-ГГГ вв. н.э.), содержит имя владельца печати: ру'п BRY (Уауаприв), букв. «Сын богов» (ср. среднеиндийское deva-putra).

Долина Кашкадарьи расположена между западными отрогами Пами-ро-Алайской системы - Зарафшан-ским и Гиссарским хребтами. В ее верхней части, окруженной с востока горами, находится обширный Шахри-сябзкий оазис, в нижней части, среди степной равнины, граничащей на западе с пустыней Кызылкумы, расположен другой крупный оазис - Кар-шинский. Между этими большими массивами орошенных земель лежат степи, в которые вкраплены небольшие участки земель, освоенных еще в Г тыс. до н.э. Кашкадарья образует замкнутый бассейн, который питается ледниками и ключевыми водами. Лишь вдоль русла реки сплошной полосой лежат орошенные земли [7, с. 5].

Этимологии топонимов Кеш (Кишш, Кишши) и Нахшеб не установлены, но можно полагать, что оба эти названия происходят из согдийского. Городище Еркурган хотя и уступает по площади Афрасиабу (древнему Самарканду) и Коктепе, расположенному в 30 км к северу от Афрасиаба и лежащему, по-видимому, на месте второй столицы Самаркандского Сог-

да, упоминаемой и историками Александра, но представляет собой остатки крупного укрепленного городского центра с внушительными храмовыми зданиями; в VI-IV вв. до н.э. городская территория Еркургана составляла 34 гектара и была обнесена стенами («первый обвод») [8, с. 11-12]. В Южном Согде обнаружены также многие другие поселения эпохи древности и раннего средневековья (в зоне Чим-курганского водохранилища - самое крупное, в районе Яккабага, у поселка Каунчин и др.) [9, с. 277].

Период наибольшего развития городской жизни в древнем Кеше приходится на первые столетия н.э.; в это время Кеш имел максимальную площадь - около 15 гектаров. В тот же период в Южном Согде возникает еще один крупный городской центр, остатки которого представляет городище Калаи-Зохаки-Морон [10, с. 68-75].

В первой половине VII в. н.э. в самаркандский трон занимал Шип-шир (ёуёруг MLK'), владетель Кеша. Его имя - БеёрТг - буквально значит «распространяющий веру», имеется в виду, несомненно, согдийский вариант зороастризма. Шишпир упоминается в китайских хрониках в передаче Шашеби (среднекитайское, по реконструкции Б.И. Панкратова, §a§at-piët) в связи с посольством, отправленным им в 642 г. к китайскому императору [11, с. 27].

В процессе раскопок городища древнего Пенджикента было найдено несколько экземпляров бронзовых монет с погрудным изображением правителя на аверсе, перед лицом которого начертана согдийская курсивная надпись: ргп ^агп) «харизма власти; счастье; благодать», и с круговой согдийской (также курсивной) надписью

и тамгой на реверсе. В центре реверса в поле посередине - имитация квадратного отверстия, обнесенного четырехугольной широкой рамкой; в рамке курсивная надпись: |3yy (vayi) «господин» - эпитет правителя.

О.И. Смирнова, издавшая эти монеты, предложила переводить |3yy как «божественный» или «Бага» (имя божества, известное в древнеиндийском ведическом пантеоне) [12, c. 306-308].

Чтение этой надписи, начинающейся на уровне «7 часов», может быть уточнено. Вместо ryp'n'k нужно читать ksy'n'k «кешский» - прилагательное, известное по мугскому документу, далее в надписи следует титул xwp /xuv/, обычный для согдийских князей (xuv, вариант xuvu, из древне-иранского *xva-bava -«самоставший», ср. согд. синоним xwt'w = /xutaw/, из *xvataviya- или *xva-tava - «самомогущий, самовластный, autocrator») и имя "xwrpt /Axwarpat/ или /Axurpat/, впервые представленное с соглийском ономастиконе, буквально значащее «глава стойла, конюшни» или «главный конюшний» [12, c. 306]. В первой части этого имени содержится axwar (r) или из древнеиранского axvar(a) na - «ясли в конюшне, стойло, от глагольной основы axvar - «кормить», (ср. согд. "xwyr - (axver), из axvarya, с тем же значением); во второй - pat, из -pati «глава, господин». Это имя в согдийском заимствованно из среднеперсид-ского, на это указывает конечное - r (это буква, возможно, передавала - rr), поскольку в согдийском сочетание согласных - rn - (др.-ир. Axvarana - рано стянулось в axvarna) не превращалось в - r(r), в отличие от среднеперсидско-го (ср. среднеперс. Книжное xwarrah, манихейское среднеперсидское farrah, ново-перс. farr, из аветийского x aranah

-, др. ир. Farrah -, при согд. farn, позднем согдийском также - fan(n) в лич-

V V

ном имени Бугрп (БМап(п)), буквально «обладающий хорошим фарном, харизмой власти, счастьем, хорошей судьбой»).

Как административный термин, обозначающий чиновника высокого ранга, аxwar(r)pat засвидетельствован в парфянской версии трилингвы Шапу-ра Г, на «Каба-и Зардушт» в Накш-и Рустеме, начертанной около 253 г. н.э.: wrdn 'hwrpty ^аМап аxwar(r)pat) «главный конюший Wardаn» (строка 24), среднеперсидская версия надписи в этом месте разрушена, в греческой версии (строка 58) - Ocаp&av тои ет В книжном среднепер-сидском аxwarr (новоперсидское ахиг) - «ясли (в конюшне)», аxwarr-sаlаr «главный конюший».

Монеты кешского Ахурпата по палеографическим особенностям надписи должны датироваться VII - началом VIII вв. Мы узнаем, таким образом, имя одного из правителей Кеша в канун или в период арабского завоевания Южного Согда. Более поздние - второй четверти VIII в. - фельсы кешского царя Ихрида содержат уже рабскую надпись куфическим письмом: на аверсе «Ихрид, дихкан Кеша», на реверсе «выбит этот фельс в Кеше» [11, с. 138].

Более сложным является вопрос о монетной эмиссии правителей Кеша в период V-VГ вв. Монеты этого времени в течении более чем столетия привлекают внимание нумизматов, историков, археологов и филологов. Они есть в собраниях Государственного Эрмитажа, в музеях Узбекистана и зарубежных музейных коллекциях, куда они попали от антикваров, имевших доступ к среднеазиатским находкам.

Впервые опубликовал эти монеты и попытался установить их происхождение французский ученый Эдмонд Друэн. В 1899 г. он опубликовал рисунки этих монет, описал их и предложил читать легенду, находящуюся на аверсе, под изображением головы правителя, обращенной влево, как bohmazdai, считая, что это передача иранского Vohumazdai «хороший маз-даясниец». Можно заметить, что ни в авестийском, ни в других древнеиран-ских, как и среднеиранских языках, такого слова не существует. К сожалению, определение Друэном этих монет как позднекушанских приобрело немало сторонников в ХХ в.

На аверсе этих медных посеребренных монет, в кругу из точек, помещена, как отмечено выше, голова, повернутая влево, без бороды и усов, с длинными волосами, падающими прямыми прядями на плечи и на макушке образующими хвостик, перевязанный лентой. Слева под лицом располагается курсивная надпись, начертанная справа налево и состоящая из двух слов. Надпись начинается на уровне «5 часов» и заканчивается на уровне «11 часов». На реверсе, также в точечном кругу, изображена сцена борьбы человека (этого же правителя), стоящего слева, в доходящей до колен рубахе, перевязанной поясом, держащего в руках короткий прямой меч, который он вонзает в пасть поднявшегося на задние ноги льва [13, с. 24].

Один экземпляр таких монет, с которым был знаком Друэн, считался найденным в Афганистане, вблизи Мазари Шарифа, поэтому ареалом их распространения стали считать Тоха-ристан. Друэн относил их к «араме-о-кушанской» группе и предполагал, что их выпускали поздние кушанские

князья, современники последних Ар-шакидов или первых Сасанидов [14, с. 131-138].

В середине 20-х гг. прошлого века десять экземпляров рассматриваемых монет изучал французский нумизмат и историк Аллот де ла Фюи. На одном из экземпляров он заметил надчекан - алтарь огня, сходный с изображением пирея на медных монетах, которые в то время ошибочно считали хоре-зиймскими. Аллотт де ла Фюи, основываясь на сообщении Наршахий, согласно которому серебряные монеты, подражающие сасанидским драхмам, стали выпускаться в Бухаре в период правления Абу Бакра (632-634), предположил, что посеребренные медные монеты с легендой bohmazdoi относятся к началу VII в. (следует вспомнить, что «бухархудатские» драхмы, с согдийской легендой, не имеющей имени правителя: «Бухарский государь-герой (?)» (или «(из рода) Кеянидов») являются подражанием драхмам Вахра-ма V (420-438) и начали чеканиться, очевидно, в 30-х гг. V в.).

Аллот де ла Фюи, основываясь на находке посеребренной медной монеты со сценой борьбы со львом в Афганистане, предполагал, что эти монеты чеканились после разгрома эфтали-тов тюрками и могли принадлежать к эмиссии одного из вассалов саса-нидского шахиншаха Хосрова I Ану-ширвана (531-578) [15, с. 37-40].

Дальнейшие уточнения ареала распространения и времени выпуска этих монет стали возможными в результате многолетних раскопок, проведенных С.К. Кабановым на памятниках нижней части долины Кашкадарьи - в области Нахшеба (поселение Ш-УП вв. в зоне современного Чим-Курганского водохранилища, городища Пирмат-

баба-тепе вблизи г. Карши, Коштепе 2, Шор-тепе, Аул-тепе, Дагай-тепе, Айтугды-тепе и др.). К началу 1973 г. было найдено 28 экземпляров рассматриваемых монет (в том числе один на Еркургане). В верхней части долины Кашкадарьи, в том числе в самом Кеше, такие монеты, насколько известно, до сих пор не найдены. Около десятка монет находится в собрании Государственного Эрмитажа, несколько экземпляров в музейных коллекциях Республики Узбекистан.

О.И. Смирнова, которая исследовала монеты из находок в долине Каш-кадарьи, определила письмо надписи как «парфяно-согдийское» и предложила читать ее как kwё[/n]k «ку-шанский, относящийся к кушанам, великий (ркя)»[11, с.136].

Чтение надписи, предложенное О.И. Смирновой, способствовало очевидно, тому, что С.К. Кабанов в ряде работ все более настойчиво отстаивал версию о существовании в долине Кашкадарьи владений поздних Кушан, кидаритов и эфталитов. По его мнению, археологические материалы из раскопок кашкадарьинских поселений (в частности, светильники с зооморфными ручками) свидетельствуют о справедливости высказанного другими исследователями предположения о локализации юэчжийского владение Гуйшуань в долине Кашкадарьи [16, с.165].

М.Е. Массон в своем обзоре кашка-дарьинских монет пришел к выводу, что они представляют собой эмиссии поздних аршакидских правителей (III и даже IV в.) и усматривал в этих монетах сходство с аршакидскими драхмами, хотя и отмечал, что по весу каш-кадарьинские монеты отличаются от аршакидских [14, с. 137].

Трудно определить время прекращения эмиссий этих кешских монет, а также установить перерывы в их выпуске. О.И. Смирнова полагала, что разница в иконографии и надписях, варьирующих от раздельного письма до письма с курсивными элементами на последних по времени экземпляров, указывает на перерыв в их выпуске, который был достаточно длительным и, вероятнее всего, произошел на рубеже IV и V вв. Эмиссии этих монет осуществлялись, по-видимому, на протяжении по крайней мере двух столетий - V-VГ - без видимых перерывов.

Выпуск кешских монет, на которых надписи не содержат имени правителя, находит аналогию в «бухархудат-ских» драхмах, также безымянных. Несомненно, что упомянутые выше медные (скифатные) бухарские монеты с изображением головы правителя на аверсе и пиреем и надписью на реверсе только в начальный период их выпуска действительно были эмиссией «князя Асвара», позднее, при прав-

лении его преемников, это имя было лишь напоминание о правителе, начавшем их выпуск [17, с. 60-61]. Таковы некоторые замечания о кешских сог-дийцах, упомянутых в мугском документе 720 или 721 гг. и в легендах на монетах V-VI и VII - начала VIII вв..

Таким образом, мы пришли к выводу, что титулатура иерархии Согдийской конфедерации, отраженная в согдийских монетах и документах мугского собрания, имеет большое значение в изучении политической истории данного государства. Особенно в надписях бронзовых монет можно встретить несколько вариантов титула, обозначающего высшую ступень иерархии правителей Согда. Средние и нижние ступени административной системы управления являлись традиционными должностями, которые совпадали с мировоззренческой системой зороастризма. Иерархия правления обществом создавалась на легитимной основе, которая опиралась на «божественные права» данным сверху.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Крачковская, В. А. Древнейший арабский документ из Средней Азии / В. А. Крач-ковская, И. Ю. Крачковский. - Текст : непосредственный // Согдийский сборник. Сборник статей о памятниках согдийского языка и культуры, найденных на горе Муг в Таджикской ССР. - Ленинград, 1934. - С. 65.

2. Согдийские документы с горы Муг. Выпуск II: юридические документы и письма. Чтение, перевод и комментарии В. А. Лившица. - Москва, 1962. - С. 65. - Текст : непосредственный.

3. Gershevich I. A. Grammar of Manichean Sogdian. - Oxford, 1954. - P. 158.

4. Henning W. B. Sogdica. - Leningrad, 1940. - Pp. 10, 15.

5. Sims-Williams N. Sogdian and other Iranian Inscriptions of the Upper Indus. II. - London, 1992. - Pp. 20, 54.

6. Бартольд В. В. Кеш. Сочинения, T. III / В.В. Бартольд. - Москва, 1965. - С. 460-461. -Текст : непосредственный.

7. Кабанов, С. С. Нахшеб на рубеже древности и средневековья (III-VII вв.) / С. С. Кабанов. - Ташкент, 1977. - С. 5. - Текст : непосредственный.

8. Массон, М. Е. Столичные города в области низовьев Кашкадарьи с древнейших времен / М. Е. Массон. - Ташкент, 1973. - С. 11-12. - Текст : непосредственный.

9. Шишкин, Г. В. Согд / Г. В. Шишкин, Р. Х. Сулейманов, Г. А. Кошеленко // Археология СССР. Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии. - Москва, 1985. -

С. 277. - Текст : непосредственный.

10. Турабеков, М. Археологическое изучение оборонительных сооружений городища Калаи-Захоки-Морон / М. Турабеков. - История материальной культуры Узбекистана. - Ташкент, 1979. - Вып. 15. - С. 68-75. - Текст : непосредственный.

11. Смирнова, О. И. Каталог монет с городище Пенджикент / О. И. Смирнова. - Москва, 1963. - С. 27. - Текст : непосредственный.

12. Смирнова, О. И. Сводный каталог согдийских монет. Бронза. / О. И. Смирнова. -Москва : Наука, 1981. -С. 306-308. - Текст : непосредственный.

13. Zeimal E. V. The political history of Transoxiana / E. V. Zeimal. - The Cambridge History of Iran. - 1983. - Vol 3 (1). - P. 24.

14. Массон, М. Е. Парфяно-согдийские монеты области долины Кашкадарьи / М. Е. Массон. - История и культура античного мира. - Москва, 1977. - С. 131-138. -Текст : непосредственный.

15. Allotte de la Fuye. Monnais incertaines de la Sogdiane et des contrees voisines / Allotte de la Fuye. - Revue Numismatique, - 1925. - Paris. pl. VI, No 13B, 1926, P. 37-40.

16. Кабанов, С. К. Нахшебские монеты V-VI вв. / С. К. Кабанов. - Текст : непосредственный // ВДИ. - Ташкент, 1961. - № 1. - С. 165.

17. Шаякубов, Ш. Ш. Место Согдийской конфедерации в истории узбекской государственности / Ш. Ш. Шаякубов. - Текст : непосредственный // Ученый XXI века. - 2016. № 2-1 (15). - C. 59-62.

REFERENCES

1. Krachkovskiye V.A. i I.Yu. Drevneyshiy arabskiy dokument iz Sredney Azii [The oldest Arabic document from Central Asia]. Sogdiyskiy sbornik. Sbornik statey o pamyatnikax sogdiyskogo yazika i kul'turi, naydennix na gore Mug v Tadjikskoy SSR. Ltningrad, 1934, pp. 65

2. Sogdiyskiye dokumenti s gori Mug. Vipusk II: yuridicheskiye dokumenti i pis'ma. Chteniye, perevod i kommentarii V.A. Livshitsa [Sogdian documents from Mount Husband. Issue I: Legal Documents and Letters. Reading, translation and comments by V.A. Livshits]. Moscow, 1962, pp. 65.

3. Gershevich I.A. Grammar of Manichean Sogdian. Oxford, 1954, pp. 158.

4. Henning W.B. Sogdica. Leningrad, 1940, pp. 10, 15.

5. Sims-Williams N. Sogdian and other Iranian Inscriptions of the Upper Indus. II. London, 1992, pp. 20, 54.

6. Bartold V.V. Kesh. Sochineniya []. Vol. III, Moscow, 1965, pp. 460-461.

7. Kabanov S.S. Naxsheb na rubeje drevnosti i srednevekovya (III-VII vv.) [Nakhshev at the turn of antiquity and the Middle Ages (III-VII centuries)]. Tashkent, 1977, pp. 5.

8. Masson M.E. Stolichniye goroda v oblasti nizovyev Kashkadari s drevneyshix vremen [Capital cities in the lower reaches of Kashkadarya since ancient times]. Tashkent, 1973, pp. 11-12.

9. Shishkin G.V., Suleymanov R.X., Koshelenko G.A. Sogd // Arxeologiya SSSR. Drevneyshiye gosudarstva Kavkaza i Sredney Azii. Moscow, 1985, pp. 277.

10. Turabekov M. Arxeologicheskoye izucheniye oboronitel'nix soorujeniy gorodisha Kalai-Zaxoki-Moron [Archaeological study of the defenses of the fortifications of Kalai-Zahoki-Moron]. Istoriya material'noy kul'turi Uzbekistana, iss. 15. Tashkent, 1979, pp. 68-75.

11. Smirnova O.I. Katalog monet s gorodishe Pendjikent [Coin catalog from Penjikent settlement]. Moscow, 1963, pp. 27.

12. Smirnova O.I. Svodniy katalog sogdiyskix monet. Bronza [Consolidated catalog of

Sogdian coins. Bronze]. - Moscow: Nauka, 1981, pp. 306-308.

13. Zeimal E.V. The political history of Transoxiana // The Cambridge History of Iran. Vol. 3 (1). 1983, pp. 24.

14. Masson M.E. Parfyano-sogdiyskiye moneti oblasti dolini Kashkadari [Parthian-Sogdian coins of the Kashkadarya Valley region] // Istoriya i kul'tura antichnogo mira. Moscow, 1977, pp. 131-138.

15. Allotte de la Fuye. Monnais incertaines de la Sogdiane et des contrees voisines // Revue Numismatique, Paris. 1925, pl. VI, No 13B, 1926, pp. 37-40.

16. Kabanov S.K. Naxshebskiye moneti V-VI vv [Naxsheb coins of the 5th-6th centuries]. VDI, Tashkent, 1961, no.1. pp. 165.

17. Shayakubov Sh.Sh. Mesto Sogdijskoj konfederacii v istorii uzbekskoj gosudarstvennosti [Place of the Sogdian Confederation in the History of Uzbek Statehood]. Uchenyi XXI veka, 2016, no. 2-1 (15), pp. 59-62.

Материал поступил в редакцию 19.05.2020

© Бурханова С.Т., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.