Научная статья на тему 'Этническое расселение, историческая география и топонимия Южного Согда эпохи древности и раннего средневековья'

Этническое расселение, историческая география и топонимия Южного Согда эпохи древности и раннего средневековья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
783
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОГД / КЕШ / НАХШАБ / ЭТНОГРАФИЯ / ЭТНИЧЕСКОЕ РАССЕЛЕНИЕ / ТОПОНИМЫ / ГОРОД / ПОСЕЛЕНИЕ / ДРЕВНОСТЬ / РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / SUGHD / KESH / NAKHSHAB / ETHNOGRAPHY / ETHNICAL HABITATION / TOPONYMS / CITY / HABITATION / ANTIQUITY / EARLY MIDDLE AGES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аюбов Абдусалом Рауфович

В статье рассматриваются вопросы этнического расселения, исторической географии и топонимики Южного Согда эпохи древности и раннего средневековья. Отмечается, что процесс этногенеза и этнического расселения является долгим и сложным, так как в нем участвуют представители разных этнических групп и только после заселения и приспособления к местности они могут составлять единую группу с общими интересами. Автор статьи, ссылаясь на сведения письменных источников и публикаций современных авторов, пытается выявить суть процесса этнического расселения Южного Согда. На основе изученных источников делается вывод о том, что этническое расселение впоследствии дает ход процессу сложения исторической географии и топонимии, так как появление на карте новых населенных пунктов с присущими им названиями является исторически закономерным процессом. Подчеркивается, что в разные периоды истории такой закономерный процесс охватывает все регионы, заселенные разными группами этносов с социально-культурными особенностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnical Habitation, Historic Geography and Toponymy of Southern Sughd of the Epoch Antiquity and Early Middle Ages

The article dwells on the issues associated with ethnical habitation, historical geography and toponymy referring to Southern Sughd of the epoch of antiquity and Early Middle Ages. The author of the article lays an emphasis upon the idea that the process of ethno-genesis and ethnical habitation is a long and complicated one, as the representatives of various ethnical groups take part therein, and only after settling and adjusting to the area they are able to make up a unified group with common interests. Referring to the information concerned with written sources and publications belonging to contemporary authors he makes an endeavor to reveal the essence of the process in view. Designing on the premise of the explored sources the author concludes that ethnical habitation subsequently stimulates the process aimed at a formation of historic geography and toponymy, as well as the appearance new habitation points on the map of with names inherent in historic regular process. It is asserted that the latters cover all the regions inhabited by different ethnical groups with socio-cultural characteristics in different periods of history.

Текст научной работы на тему «Этническое расселение, историческая география и топонимия Южного Согда эпохи древности и раннего средневековья»

УДК 39 (517) А.Р.АЮБОВ

ББК 63.5

ЭТНИЧЕСКОЕ РАССЕЛЕНИЕ, ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И ТОПОНИМИЯ ЮЖНОГО СОГДА ЭПОХИ ДРЕВНОСТИ И РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Процесс этногенеза и этнического расселения народов Средней Азии весьма сложен, так как в нем участвовали многочисленные этнические группы различных языковых семей. Ещё в эпоху первобытного общества здесь были распространены языки, относящиеся к одной из древнейших доиндоевропейских семей. Во II тыс. до н.э.в Средней Азии распространились языки иранской группы, восточно-иранской подгруппы, к которым относились как согдийцы, саки, массагеты, хорезмийцы, бактрийцы,так и другие народности. Процесс расселения этнических групп и передвижение родов и племен начался в древнейший период истории. Самый ранний этап заселения принадлежит временам господства родового строя. В это время заселялись только отдельные родовые группы. Постепенно начали мигрировать другие племена, которые включали в свой состав местное население. По мере развития общества и разделения труда начали появляться и первые народности.

Согд-древняя область древней Средней Азии.Арабоязычные географы и путешественники считали, что Согд занимает среднее течение реки Зеравшан. В других источниках имеются сведения, что Согд охватывал всю долину Зеравшана с городами Бухара, Самарканд, а также города и поселения долины Кашкадарьи, в число которых входили Кеш и Несеф (4,487).

Долина Кашкадарьи, которая по географическому определению составляет южную часть Согда, расположена между Зеравшанским и Гиссарским хребтами Памиро-Алайской горной системы. В её верхней части,охваченной горами с восточной стороны, расположен Шахрисябзский оазис.В нижней части, в равнинной степной зоне, сливающейся на западе с пустыней Кызылкумы, расположен другой крупный оазис-Каршинский. Между этими двумя крупными массивами орошенных земель раскинулись степи, часть из которых освоена еще в древности.Лишь вдоль русла реки почти сплошной полосой расположены орошенные земли. Река Кашкадарья образует замкнутый бассейн, питаемый ключевыми водами, ледниками и снегами.

Этническое расселение Южного Согда до раннего средневековья разделяется на два этапа. Первый этап происходил ещё в древнейший период, так как природно-климатические условия этой зоны были весьма пригодны для земледелия. Второй период-период седентаризации, обусловлен массовым переселением кочевников, наступает в начале нашей эры и известен активизацией этнических процессов. Кочевники оседали в районах среднего и нижнего течения реки Кашкадарьи (8, 229). Восточная часть Южного Согда-земли верхнего течения Кашкадарьи, в силу своего гористого ландшафта с изобилием водных ресурсов также была благоприятна для занятия кочевниками земледелием.

Второй период заселения Южного Согда связан с передвижением кочевников Большие юечжи, т.е. предками кушан, которые во II в. до н.э. прошли на юг Средней Азии из Восточного Туркестана через Семиречье и Фергану и Северный Афганистан и сокрушили власть греко-бактрийских царей и правителей селевкидов. Тесная связь, вернее, родство этих кочевников с древним населением Средней Азии не подлежит никакому сомнению. Не говоря даже о предполагаемом родстве древних племен и народов этого региона вообще, стоит напомнить, что жизнь целого поколения кочевых завоевателей протекала на территории собственно Средней Азии, так как до переселения в сердце будущей Кушанской державы-Бактрию, Большие юечжи более двадцати лет перемещались по пути из Северного Притяньшанья к берегам Аму-Дарьи (22, 109).

Согласно сообщениям китайских авторов,племена Большие юечжи поселились в Северном Притяньшанье вскоре после событий 165 г.до н.э., когда они потерпели поражение в борьбе с хуннами. Примерно в 160 г.до н. э.Большие юечжи под натиском поддержанных хуннами усуней вынуждены были переместиться еще далее на запад, и лишь затем, пройдя через Фергану, они, наконец, завоевали Бактрию. В 128 г.до н.э.посол китайского императора У-ди знаменитый Чжан-цянь застал уже Бактрию покоренной Большими юечжами. Завоевание Бактрии произошло, таким образом, не менее чем через 20 лет после поражения Больших юечжей в Северном Притяньшанье. Нужно отметить, что в 128 г.до н.э.,по словам Чжан-цяня, основная масса да-юечжей проживала не в левобережной Бактрии, а к северу от Аму-Дарьи.

По указаниям китайских источников, «Большой юечжи лежит почти в 3000 ли от Давани на запад,от реки Гуй-шуй (Амударья А.А.) на север. От него на юг лежит Дахя, на запад Аньси, на север Кангюй» (2, 148). Дахя это, как известно, Тохаристан, северной границей которого принято считать Гиссарский хребет, хотя летопись указывает, что Дахя расположен к югу от реки Гуй-шуй; по-видимому, это указание нужно понимать в том смысле, что основная часть Дахя лежала южнее Амударьи (8, 229). Из указания летописи о том, что Большие юечжи поселились севернее Дахя, следует, что в область их расселения можно включить, по крайней мере, низовую часть долины Кашкадарьи (Нахшеб) и Бухарский оазис,поскольку оба эти оазиса расположены недалеко от Амударьи, к северу от неё,что соответствует и указаниям летописи.

Историки Александра Македонского сообщают, что в период Ахеменидов Южный Согд состоял из двух историко-культурных областей-Наутака и Ксениппа, которые в раннем средневековье упоминаются под названиями Кеш и Нахшаб. По вопросу местоположения Кеша имеются различные мнения. Кеш был расположен в районе верхнего течения реки Кашкадарья, что составляло восточную часть долины, это совпадает с локализованным В.Томашекем и поддержанными другими исследователями районом Наутаки (13,98).А М.Е.Массон район Наутаки отождествляет с городищем Еркурган, которое находилось в нижнем течении Кашкадарьи (11,11;10,14).

В эпоху древности и раннего средневековья город Кеш был расположен на месте современного города Китаб, основанного по некоторым сведениям в эпоху Ахеменидов. Однако, как показали археологические раскопки, руины города находятся на городище Каландартепа. Древнейшие слои городища соответствуют второй половине I тыс. до н.э. Это означает,что в IV в. до н. э., т.е. при Ахеменидах, Кеш не мог быть главным центром восточной части долины Кашкадарьи под названием Наутака.

В предгорьях Зеравшанского хребта находятся остатки крепости Узункыр, которая была возведена в VIII-VII вв. до н. э. (17,41).Вероятно,здесь располагался древнейший город Наутака, о котором сообщают античные источники (15,226). Позже этот город переместился на юг, на место современного Китаба. Здесь в III-II вв.до н.э.появляется город Сусе китайских источников и раннесредневековый Кеш.

Упоминание о городе Кеш в форме «Сусе», «Шы» можно встретить в китайских источниках (2, 316). В.В. Бартольд считает, что «Сусе» китайских источников является искаженной формой «Согда Сугит» (4, 488). Жителям современного города Шахрисабз известно слово «сугуди» «житель Сугда».О.И.Смирнова полагает, что название «Сугуд» означает «Страна плодородных долин» (18, 25). Также термин «Сугуд» связывается с древнеиранским «сухта» очищенный огнем, что означает «Святая земля». По некоторым данным, город «Кеш» получил свое название в начале VII в. Согласно данным китайских источников правителем Ти-чжо построен город Ки-ши, т.е.Кеш. Но это сведение не имеет основу, так как в списке стран, составленном при Сасанидах, город упоминается в форме «Кас в стране Согдикена», что соответствует городу Кеш.

Средневековые арабо-персидские источники приводят название города в форме «Кишш» или «Кисс».Согласно данным арабского географа Якута Хамави, Кисс-это название города в арабской форме. Беруни считает, что Каш является местной формой названия города, а Кас восходит к персидскому языку (3,471).В книге «Худуд ул-алам» приведена местная форма названия Киш (26,113). В.В.Бартольд, ссылаясь на китайские источники по поводу названия города, полагал, что местное население произносило название в форме Кеш (4,460). Ат-Табари при описании восстания Муканны упоминает город. В IX в.ал-Йакуби отмечает,что главным городом Согда был Кеш (30,263),тогда как Ибн ал-Факих называет его городом в области Самарканда (31,321).А ал-Мукаддаси считал,что город Кеш относился к области Бухары (32,268).

В эпоху раннего средневековья городская жизнь Кеша перемещается к западу от Каландартепа. Об этом свидетельствуют остатки крепости правителя Кеша, которая называлась «Курган». Термин «каш» или «куш», от которого происходит название города Кеш, встречается в составе многих географических названий. Он означает «возвышенность, в которую упирается река, и она делится на два русла». Данное слово также составляет основу названия Кашкадарьи или Кашкруд. Вторым городом Южного Согда был Нахшаб. В раннее средневековье он находился в районе нижнего течения реки Кашкадарьи. Археологические находки показали, что здесь было развито земледелие и скотоводство ещё в древнейшем периоде истории. Это было свидетельством особенностей культуры жителей области (9,6). Впервые о Нахшабе дают сведения китайские источники. Они приводят название в форме Нашеболо, Нашебо, Малое Шы. В это время Нахшаб зависел от соседнего владения Шы,т.е.Кеша.

С.К.Кабанов считает, что Нахшаб, упоминавшийся в китайских источниках в форме Боло, также встречался в византийских и армянских источниках в форме Валаам и Бахл Ароватин и

находился на месте городища Еркурган (9,151).М.Е.Массон раннесредневековый Нахшаб отождествляет с городищем Калаи Захоки Марон на южной окраине современного города Карши (11,21).По мнению С.Б.Луниной, в раннем средневековье в районе нижнего течения Кашкадарьи находились столичные города Еркурган и Калаи Захоки Марон (10,15). Эти города возводились примерно в начале нашей эры и развивались до VI в.

Судя по данным археологии, ранние слои городища Еркурган относятся к III-II вв. до н.э. Э.В. Ртвеладзе считает, что зарождение административного центра области нижней части Кашкадарьи на городище Еркургана и постепенное его перемещение на местности Кала-и Захок-и Марон отражены в легендах. В раннее средневековье главным городом области становится Нахшаб или Насаф. Он располагался на левбережье Кашкадарьи, в северо-западной части которого был расположен Карши. Нахшаб в первоначальной форме приводят Наршахи и автор книги «Худуд ул- олам». В современных исторических исследованиях имеется мнение, что в городище Еркурган находилась столица Наутаки-древней области Южного Согда (23,513;11,9;10,14). Наряду с этим, некоторые исследователи помещают в нижней части Кашкадарьи античную область под названием Ксениппа с городом Касан (9,87;15,228). Вероятно, его название-Ксениппа отражено в названии города Касан. Исходя из этого, можно полагать, что древний город на городище Еркурган назывался Касаном,и название Ксениппа было искаженной формой, которая отмечалась древнегреческими авторами.

В раннем средневековье в состав области Кеш входили 16 рустаков, о которых сообщают арабские географы: Арган, Ару, Баландарин, Бузмаджан, Кашк, Маймург, Кашкруд, Внутренний Санкарда, Внешний Санкарда, Мийан Киш, Расмаин, Руд, Сийам, Сурруда, Джаджруд, Хузар, Хузарруд (21,83). На основе данных письменных источников академик В.В. Бартольд определил местоположение некоторых рустаков (5,189).Нужно отметить, что многие из этих рустаков имеют одноименные названия с реками либо названы по своему географическому местоположению. К примеру,рустак Кашкруд (букв.река Кашка или Кеша) находился в верхнем течении реки Кашкадарья.К северо-востоку от города Кеш река называлась Асруд или Сурруда (вероятно, Сарруда начало реки).Здесь был расположен одноименный рустак Сурруда. Следующий рустак-Мийан Киш (Средний Кеш)-занимал земли вокруг города Кеша. Рустак Джаджруд располагался в долине реки Джадж, протекающей примерно на расстоянии одного фарсаха к северу от Кеша.

Письменные источники сообщают о трех городах области Кеша. Однако археологические раскопки свидетельствуют о большем числе городов. На востоке долины археологами найдены остатки около четырнадцати городов, которые, возможно, были административными центрами рустаков (14,58;10, 44).

Самым большим рустаком Кеша был Хузар,расположенный в местности Гузардарья. Он находился на стратегически выгодном месте, где пересекались важнейшие караванные пути, связывавшие города и поселения Согда с Тохаристаном. В древнейшем периоде истории долина Кашкадарьи делилась на две области, где расселились земледельческие племена. Их условная географическая граница проходила в районе Гузара (16,133;13,97-98).

По данным Якута Хамави, название «Хузар» образовано от арабского слова «ал-хазар», что в переводе означает «узкое место реки». Наряду с этим, можно предложить и другой вариант этимологии названия города. Слово «гузар» буквально означает «проход», что соответствует его местоположению. Во многих среднеазиатских городах это слово также указывало на внутригородские кварталы.

Второй крупный город этого района назывался Искифагн или Эскифагн. Он располагался на один фарсах дальше Субаха в сторону Термеза (28,343). В названии города присутствует согдийское слово «фагн». Оно указывает на наличие какого-то зороастрийского храма. По данным О.И.Смирновой, так могли называться только поселения с храмами, построенными в честь местных богов (20,225). Она предлагает два варианта этимологии топонима Искифагн: -«Высочайший храм»-от согдийских слов «иски» и «багн», или «Старый храм» - от тюркских слов «иски» и «пагн» (19, 101). Автор «Худуд- ул-олам» упоминает этот город в форме Сакифагн (26, 71). Храм также упоминают китайские источники в форме Се-ки-полан (19,101). Вероятно, в первое время храм назывался Сакибагн или Сакипагн. После нашествия арабов Искифагн переименовали. Данное слово лежит в основе многих топонимов: Ванбаг (Ходжент), Севан (озеро в Армении), Миёнбагн (Вобканд), Ванубагн, Устувагн, Хурбагн (Бухара), Рустовагн, Карасвагн (Самарканд), Кукшибагн (У ргут) (1,115).

В письменных источниках упоминается еще один город области Кеша-Наукад Курайш.В.В. Бартольд считает, что слово «Курайш» в составе этого топонима, свидетельствует о наличии колонии арабов-курайшитов (4,487). Курайшиты служили в войсках Кутайбы ибн Муслима. Сам

арабский полководец был родом из этого племени. Он и передал этот город своим близким людям.

Завоевательные войны,миграции всегда влияли на культуру, язык местного населения, которое можно заметить ещё с эпохи каменного века во многих местах, в том числе,и Средней Азии. Влияние на язык особенно можно заметить при походах Ахеменидов, Александра Македонского, во время эллинизма, Сасанидов, арабов и тюрков после расформирования Саманидского государства. С этой точки зрения, это является исторически закономерным явлением. Наукад Курайш в книге «Худуд ул-олам» встречается в форме Наукати Курайш (26,71). Он отражает первоначальное название города в согдийской форме Наукат, что означает «Новая крепость» или «Новый город». В 775-776 гг. сторонники Муканны захватили также крепость Навакат. Вероятно, в это время название Наукад Курайш еще не было широко распространено и употреблялось название Навакат или Наукат.

Как полагает Л.А.Зимин, топоним Наукат упоминает древнее название области Науката (6,18). М.Е. Массон считал, что название Наутака образовано от согдийских слов «нау» и «кат», что означает «Новый дворец» или «Новая крепость» (11,9)

Наукад Курайш располагался на караванном пути Нахшаб - Кеш, на расстоянии 6 фарсахов от Нахшаба и 5 фарсахов от Кеша (28,343).

На пути из Кеша в Самарканд находилось поселение ал-Мухтарика (доарабский Фаряб), о котором упоминает ат-Табари. Ат-Табари при описании событий, VIII в. указывает, что это селение сжег в 699 г. арабский полководец по имени Хабиб. В другом месте ат -Табари пишет, что это селение сжег Кутайба ибн Муслим в 710 г.за сопротивление жителей (27, 1041). Поэтому поселение стало называться ал-Мухтарика, что в переводе означает «сожженное».

Нужно отметить, что это поселение после арабского завоевания было заброшено и не упоминается в письменных источниках последующих лет. Однако В.В.Бартольд полагал, что это поселение относилось к Самарканду. Он ссылается на упоминание Хафиз -и Абру в XV в. (5, 191). Идея о существовании поселения в XV в. является неприемлемым, так как уже в VIII в. под названием ал-Мухтарика понималось селение, а местность, проходил торговый путь. Помимо этого, данное название использовалось только арабами.

Исторические источники сообщают о двух раннесредневековых городах в области Нахшаб Южного Согда под названиями Касба и Базда. Город Касба впервые встречается в армянских источниках при описании событий, связанных с завоевательными походами сасанидского царя Бахрама Чубин (24, 58). Согласно этому источнику Бахрам Чубин захватил Балх и местность Казбиюн на другой стороне реки Амударья (24, 58). Здесь, на границе Кушанского государства, в начале нашей эры находилась крепостная стена и за ней начинались пределы горной области Казбион-Газаба. Вероятно, эта крепость была построена для защиты западных границ области. В конце 589 г.Бахрам Чубин завоевал эту крепость и превратил её в форпост Сасанидов на границе с тюрками.

Другим большим городом в области Насафа был Базда, о котором дают сведения письменные источники (28,325;29,503). Судя по их сведениям, он по величине превосходил столичный город Насаф (29, 503).

Средневековый город Базда находился на городище Куня-Фазли, в 40 км к юго-западу от городища Шуллюктепа.Нижние археологические слои крепости города относятся к первым векам н. э. (10, 24).

Письменные источники сообщают о трех поселениях, стоящих к северу от Базды на торговом пути Бухара-Калиф: Джиким, Рабати атик, (букв. Старый рабат) и Джубб Саид (Колодец Саида). Они располагались на расстоянии одного перехода друг от друга между Бухарой и Баздой (32, 343). Из них Старый рабат и Колодец Саида относились к области Насаф. На этом участке пути находились крепости Кош-рабат и Кызылтепа. Они были укрепленными рабатами и защищали караванные пути. Из них Старому рабату, вероятно, соответствует Кошрабат, а Колодцу Саида -Кызылтепа.

Фирдоуси в «Шахнаме» упоминает топоним Маймург.Сасанидский царь Бахрам Чубин достиг этого поселения. В IX- X вв. источники упоминают два пункта с таким названием. Первый из них был рустак, расположенный к юго-востоку от Самарканда, а второй - небольшой город на пути из Насафа в Бухару (28,337).Б.Я.Ставиский полагает, что в «Шахнаме» Фирдоуси рассказывает о нахшабском Маймурге (21,83). Топоним Маймург создан согдийскими словами «майн»-селение и «мург»-трава, луг, и означает «селение, богатое лугами».

В средневековых источниках встречается группа топонимов домусульманского периода области Насаф. В их составе присутствует согдийский компонент-топообразователь «фагн» или «вагн», означающий храм, святилище, и парфянское слово «мисан», означающее обитель, жилье.

Слово «мисан» в авестийском и согдийском вариантах идет в форме «маехана», «митан», что также означает «жилье», «дом». В древнеиндийском и балто-славянских языках имеет примерно такое же значение. Однако Л.С.Толстова топонимы на «митан» связывает с этнонимами «митан» -племя зеравшанских узбеков и «мюйтен»-племя хорезмийских каракалпаков, восходящими в свою очередь к названию древнего государства Миттани, существовавшего в Местопотамии ХУП-ХШ в. до н.э. (25, 14). Возможно,часть топонимов с этим компонентом без каких-либо суффиксов и префиксов указывает на этнонимы. Но в основном, как было уже указано, согдийский термин «митан», «метан», имеет значение «селение», «крепость», «укрепление». Наличие этих слов в составе топонимов указывает на существование древних храмов в доисламское время (19,98).Наряду с этим,образование топонимов словами чужого языка (здесь имеется в виду парфянский А.А.) указывает на взаимоотношения этносов.

На территории области Насаф встречаются три таких топонима: Аншамисан, Фармисан и Хурбагн (19, 98). Топоним «Хурбагн» свидетельствует о наличии храма богу Солнца, так как согдийское слово «хур» означает «солнце». Селение Фармисан, по данным письменных источников, находилось по соседству с селениями Мидждуван и Патеран, расположенными к юго-западу от Насафа. Нужно отметить, что селение с таким названием существует по настоящее время и его название означает «дом ангелов».

Таким образом, этническое расселение Южного Согда состояло из двух этапов, на первый из которых указывают археологические памятники. О втором периоде наряду с памятниками археологии, также сообщают письменные источники. Процесс сложения исторической географии и топонимии Южного Согда относится в основном ко второму периоду, когда появились первые города как последствие процесса урбанизации в регионе.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аюбов, А.Р.Топонимы Уструшаны как источник по истории и культуре/А.Р.Аюбов.-Худжанд: Нури маърифат,2013.-192 с.

2. Бичурин, Н.Я.Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена/Н.Я.Бичурин.-М.-Л.:АН СССР,1953.-2т.

3. Беруни, А.Избранные произведения в 6 томах/А.Беруни.-Ташкент:Фан,1973.-655с.-5 т.

4. Бартольд, В.В. Согд/В.В.Бартольд.-М.: Наука, 1965. - С.487-488.-1т.

5. Бартольд, В.В.Туркестан в эпоху монгольского нашествия/В.В.Бартольд.-М.:Восточная литература.-С.45-586.- 1 т.

6. Зимин, Л.А.Нахшеб, Несеф, Карши. Их история и древности/Л.А.Зимин.-Ташкент,1927.- 20 с.

7. Ибн, Хавкал.Сурат-ул-арз/С.Хавкал.-Душанбе:Адиб,2008-61 с.

8. Кабанов, С.К.Археологические данные к этнической истории Южного Согда в вв. /С.К.Кабанов//Советская археология.-1963.-№ 1 .-С.219-230.

9. Кабанов, С.К.Нахшеб на рубеже древности и средневековья (Ш-УП вв.)/С.К.Кабанов.-Ташкент: Фан,1977.-176 с.

10.Лунина, С.Б.Города Южного Согда в VIII-XII вв/С.Б.Лунина.-Ташкент:Фан,1984.-127 с.

11.Массон, М.Е.Столичные города в области низовьев Кашкадарьи с древнейших времен/М.Е.Массон.-Ташкент:Фан,1973.-98 с.

12.Наршахи Мухаммад.История Бухары Перевод с персидского Н.Лыкошина, под редакцией В. В. Бартольда - Ташкент,1897.-124 с.

13.Ртвеладзе, Э.В.Ксениппа.-Паретака/Э.В.Ртвеладзе//Кавказ и Средняя Азия в древности и средневековье.-М.,1981.-С.95-101

14.Ртвеладзе, Э.В.Памятники минувших веков/Э.В.Ртвеладзе,А.С.Сагдуллаев.-Ташкент: Узбекистан,1986.-134 с.

15.Сагдуллаев, А.С.К вопросу о второй столице Согдианы/А.С.Сагдуллаев//Советская археология.-1988 .-№ 4.-С.223-230.

16.Сагдуллаев, А.С.Особенности оседлого расселения в Южном Согде в эпоху античности/А.С.Сагдуллаев//Городская культура Бактрии-Тохаристана и Согда. Материалы советско-французского коллоквиума.-Ташкент,1987.-С.131-134.

17.Сагдуллаев, А.С.Новые данные к изучению древнесогдийских поселений/А.С.Сагдуллаев ,О. Н.Лушпенко // Общественные науки в Узбекистане.-1989.-№ 12.-С.40-42.

18.Смирнова, О.И.Каталог монет с городища Пенджкент/О.И.Смирнова.-М.:Восточная литература,1963.-172 с.

19.Смирнова, О.И. Места домусульманских культов в Средней Азии /О.И.Смирнова// Страны и народы Востока, вып. 10. - М., 1971. - С.90-108.

20.Смирнова, О.И.Очерки из истории Согда/О.И.Смирнова.-М.:Наука,1970.-287 с.

21.Ставиский, Б.Я.Исторические сведения о верхней части Зеравшанской долины /Б.Я.Ставиский//История материальной культуры Узбекистана, вып.1 .-Ташкент,1959.-С.79-93

22.Ставиский, Б.Я.О северных границах Кушанского государства /Б.Я.Ставиский// Вестник древней истории .-1961 .-№1 .-С.108-114.

23.Сулейманов, Р.Раскопки на городище Еркурган/Р.Сулейманов,М.Исамиддинов, К.Сабиров, Н. Нефедов// Археологические открытия 1974 года. - М., 1975. - С.513-514.

24.Тер-Мкртичян, Л.Х. Армянские источники о Средней Азии V-VII в./Л.Х.Тер-Мкртичян. - М.: Наука, 1979. - 97 с.

25.Толстова, Л.С. Отголоски ранних этапов этногенеза народов Средней Азии в её исторической ономастике /Л.С.Толстова// Ономастика Средней Азии.-М.,1978.-С.6-15.

26.Худуд-ул-олам. - Душанбе: Адиб, 2008. - 130 с.

27.Abu, Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari.Annales.Ed.M.J.de Goeje. Prima, seconda, tertia series. - Lugduni-Batavorum, 1964

28.Abu, Ishak al-Farisi al-Istakhri. Viae regnorum. Ed. M. J. de Goeje. Bibliotheca geographorum arabicorum. Pars I.-Lugduni-Batavorum. 1967.-348 p.

29.Abu-l-Kasim, Ibn Haukal an-Nasibi. Opus geograpnicum. Ed.M.J.de Goeje. Bibliotheca geographorum arabicorum. Pars 2. - Lugduni-Batavorum, 1967. - 528 p.

30.Ahmad, ibn Abu Jakub ibn Wadhih al-Jakubi.Kitab al-buldan.Ed.M.J.de Goeje. Bibliotheca geographorum arabicorum. Pars 7.-Lugduni-Batavorum, 1967.-P. 232-273.

31.Ibn, al-Fakih al-Hamadani. Compendium Libri Kitab al-Buldan. Ed.M. J. de Goeje. Bibliotheca geographorum arabicorum. 5. Lugduni-Batavorum, 1967. - 365 p.

32.Shamsaddin, Abu Abdullah Mohammad ibn Ahmad al-Moqaddasi. Descriptio Imperii moslemici. Ed. M. J.de Goeje.Bibliotheca geographorum arabicorum.Pars 3.-Lugduni-Batavorum,1967.-498 p.

REFERENCES:

1.Ayubov, A.R. Toponyms of Ustrushana as a Source on History and Culture/A.R.Ayubov.-Khujand: Light of Education,2013 .-192 p.

2.Bichurin,N.Y.Collection of Information Referring to Peoples who Lived in Central Asia in Ancient Periods.-V.2.-M.-L.:The USSR Academy of Sciences Publishing House, 1953

3.Beruni,Abu Rayhan.Selected Works in 6 Volumes.V.5/R.Beruni.-Tashkent:Science,1973.-655 р.

4. Bartold ,V.V.Sughd .Vol.III/V .V. Bartold .-M.: Science ,1965.-Р .487-488

5.Bartold,V.V.Turkestan in the Era of Mongol Invasion/V.V.Bartold.-M.:Oriental Literature,-P.45-586

6.Zimin,L.A.Nahsheb, Nesef, Karshi. Their History and Antiquity/L.A.Zimin.-Tashkent,1927.-20 p.

7.Ibn Haukal.Surat-ul-arz./Ibn Haukal.-Dushanbe:Man-of-Letters,2008.-61 p.

8.Kabanov,S.K.Archaeological Data to the Ethnic History of Southern Sughd in Referring in the III-d -the VI-th Centuries /S.K.Kabanov//Soviet Archeology.-1963.-№ 1.-Р.219-230

9.Kabanov,S.K.Nahsheb at the Junction of Ancient and Mediaeval Times (III-VII Centuries)/S. K.Kabanov. -Tashkent: Science ,1977.-176 p.

10.Lunin,S.B.Cities of Southern Sogd in the VIII-th-the XII-th Centuries/S.B.Lunin.-Tashkent:Science,1984.-127 p.

11.Masson,M.E.Capital Cities in the Lower Reaches of the Kashka-Darya since Ancient Times/ Masson,M.E.-Tashkent:Fan,1973.-98 p.

12.Narshakhi,Muhammad. The History of Bukhara. Translation from Persian/M.Narshakhi/under the editorship of V.V.Bartold.-Tashkent,1897.-124 p.

13.Rtveladze,E.V.Ksenippa-Paretaka/E.V.Rtveladze//The Caucasus and Central Asia in Ancient Times and the Middle Ages. - M., 1981. - P.95-101

14.Rtveladze,E.V.Monuments of the Past Centuries/E.V.Rtveladze,A.Sagdullaev.-Tashkent: Uzbekistan,1986.-134 p.

15.Sagdullaev,A.S.On the Issue of the Second Capital of Sughdiana/A.S.Sagdullaev//Soviet Archeology.-1988.-№ 4.-P.223-230.

16.Sagdullaev,A.S.Peculiarities of Settled Habitation in Southern Sughd in the Epoch Antiquity // Urban Culture of Bactria and Sughd-Tokharistan. Materials of Soviet-French colloquium/А.S.Sagdullaev.-Tashkent, 1987.-P.131-134

17.Sagdullaev,A.S.New Data Related to the Study of the Site of Sughdian Ancient Settlements/A. S. Sagdullaev,O.N. Lushpenko //Social Sciences in Uzbekistan.-1989.-№12.-P.40-42.

18.Smirnova,O.I.Coin Catalogue from the Site of Ancient Pendzhikent Settlement/O.I.Smirnova.-M.: Oriental Literature,1963.-172 p.

19.Smirnova,O.Pre-Muslim Places of Worship in Central Asia/O.Smirnova//Countries and Peoples of the East.-V.10.-M.,1971 .-P.90-108.

20.Smirnova,O.Sketches From the History of Sughd/O.I.Smirnova.-M.:Science,1970.-287 p. 21.Stavisky, B.Ye. Historical Information about the Top of the Zarafshan Valley/B.Ye.Stavisky//B.Ye.

Stavisky History of Material Culture of Uzbekistan.-V.l .-Tashkent,1959.-P.79-93 22.Stavisky,B.Ye.On Northern Borders of the Kushan State/B.Ye.Stavisky//Bulletin of Ancient History.-1961.-№1.-P.108-114.

23.Suleymanov,R.M.Nefedov Excavations on the Site Yerkurgan Ancient Settlement/R.Suleymanov,M.Isamiddinov,K.Sabirov,N.Nefedov//Archaeological Discoveries in 1974.-M.,1975.-P.513-514.

24.Ter-Mkrtchyan,L.Kh.Armenian Sources Dealing with Central Asia of the V-th-the Vll-th Centuries. -M.:Science,1979.-97 p.

25.Tolstova,L.S.Echoes of the Early Stages of Ethnogenesis of the Peoples of Central Asia in its Historical Onomastics /L.S.Tolstova//Onomastics of Central Asia.-M.,1978.-P.6-15.

26.Hudud-ul-olam.-Dushanbe:Man-of-Letters, 2008. - 130 p.

27.Abu, Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari.Annales.Ed.M.J.de Goeje. Prima, seconda, tertia series. - Lugduni-Batavorum, 1964

28.Abu, Ishak al-Farisi al-Istakhri. Viae regnorum. Ed. M. J. de Goeje. Bibliotheca geographorum arabicorum. Pars I.-Lugduni-Batavorum. 1967.-348 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29.Abu-l-Kasim, Ibn Haukal an-Nasibi. Opus geograpnicum. Ed.M.J.de Goeje. Bibliotheca geographorum arabicorum. Pars 2. - Lugduni-Batavorum, 1967. - 528 p.

30.Ahmad, ibn Abu Jakub ibn Wadhih al-Jakubi.Kitab al-buldan.Ed.M.J.de Goeje. Bibliotheca geographorum arabicorum. Pars 7.-Lugduni-Batavorum, 1967.-P. 232-273.

31.Ibn al-Fakih, al-Hamadani. Compendium Libri Kitab al-Buldan. Ed.M. J. de Goeje. Bibliotheca

geographorum arabicorum. 5. Lugduni-Batavorum, 1967. - 365 p. 32.Shamsaddin, Abu Abdullah Mohammad ibn Ahmad al-Moqaddasi. Descriptio Imperii moslemici. Ed. M. J.de Goeje.Bibliotheca geographorum arabicorum.Pars 3.-Lugduni-Batavorum,1967.-498 p.

Маскуншавии этники, чугрофияи таърихи ва топоним^ои Сугди цанубй дар а%ди цадим ва давраи барвакщи аср^ои миёна

Вожа^ои калиди: Сугд, Кеш, Нахшаб, мардумшиносй, маскуншавии этникй, топонимуо, шаур,

мауал, ауди цадим, давраи барвацти асримиёнагй. Дар мацола масъалауои маскуншавии этники, цугрофияи таърихй ва топонимуои Сугди Цанубй дар ауди цадим ва давраи барвацти асримиёнагй мавриди баррасй царор гирифтаанд. Раванди ташаккул ва маскуншавии халцуо тулонй ва мураккаб аст, зеро дар он намояндагони гуруууои этникии мухталиф иштирок мекунанд ва тануо пас аз маскуншавй ва мутобиц гаштан ба мауал гурууи ягонаро бо манфиатуои умумй ташкил медиуанд. Муаллифи мацола бо такя ба маълумоти маъхазуои хаттй ва интишороти муаллифони замони муосир кушиш намудааст, моуияти раванди маскуншавии этникии Сугди Цанубиро нишон диуад. Маскуншавии этникй минбаъд ба раванди ташаккули цугрофияи таърихй ва топонимуо роу мекушояд. Пайдоиши мауалуои нави ауолинишин бо номуои ба худ хос дар харита раванди цонунии таърихй аст. Дар даврауои гуногуни таърихй чунин раванд уамаи минтацауоеро, ки дар онуо гуруууои мухталифи этникй бо хусусиятуои ицтимой-фаруангй маскун шудаанд, фаро мегирад.

Этническое расселение, историческая география и топонимия Южного Согда эпохи древности и раннего средневековья

Ключевые слова: Согд, Кеш, Нахшаб, этнография, этническое расселение, топонимы, город,

поселение, древность, раннее средневековье В статье рассматриваются вопросы этнического расселения, исторической географии и топонимики Южного Согда эпохи древности и раннего средневековья. Отмечается, что процесс этногенеза и этнического расселения является долгим и сложным, так как в нем участвуют представители разных этнических групп и только после заселения и приспособления к местности они могут составлять единую группу с общими интересами. Автор статьи, ссылаясь на сведения письменных источников и публикаций современных авторов, пытается выявить суть процесса этнического расселения Южного Согда. На основе изученных источников делается вывод о том, что этническое расселение впоследствии дает ход процессу сложения исторической географии и топонимии, так как появление на карте новых населенных пунктов с присущими им названиями является исторически закономерным процессом. Подчеркивается, что в разные периоды истории такой закономерный процесс охватывает все регионы, заселенные разными группами этносов с социально-культурными особенностями.

Ethnical Habitation, Historic Geography and Toponymy of Southern Sughd of the Epoch Antiquity and Early Middle Ages

Key words: Sughd, Kesh, Nakhshab, ethnography, ethnical habitation, toponyms, city, habitation, antiquity, Early Middle Ages

The article dwells on the issues associated with ethnical habitation, historical geography and toponymy referring to Southern Sughd of the epoch of antiquity and Early Middle Ages. The author of the article lays an emphasis upon the idea that the process of ethno-genesis and ethnical habitation is a long and complicated one, as the representatives of various ethnical groups take part therein, and only after settling and adjusting to the area they are able to make up a unified group with common interests. Referring to the information concerned with written sources and publications belonging to contemporary authors he makes an endeavor to reveal the essence of the process in view. Designing on the premise of the explored sources the author concludes that ethnical habitation subsequently stimulates the process aimed at a formation of historic geography and toponymy, as well as the appearance new habitation points on the map of with names inherent in historic regular process. It is asserted that the latters cover all the regions inhabited by different ethnical groups with socio-cultural characteristics in different periods of history.

Маълумот дар бораи муаллиф:

Аюбов Абдусалом Рауфович, номзади илмуои таърих, докторанти Осорхонаи антропология ва мардумшиносии ба номи Петри Кабири Академияи Улуми Россия, E-mail: abdusalom-1@mail.ru

Сведения об авторе:

Аюбов Абдусалом Рауфович, кандидат исторических наук, докторант Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии наукЕ-mail: abdusalom-1@mail. ru

Information about the author:

Ayubov Abdusalom Raufovich, candidate of historical sciences, claimant for Dr. "s degree of anthropology and ethnography museum named after Peter the Great (Cabinet of Curiosities) under Russian Academy of Sciences, E-mail: abdusalom-1@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.