УДК: 37.02
Белоусова Т.Ф.
к.пед.н., доцент, Южный федеральный университет
Елизарова М.Г.
студент, Южный федеральный университет
ПИСЬМЕННАЯ КОММУНИКАЦИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ: ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Статья посвящена актуальной проблеме обучения письменной речи на уроках иностранного языка в школе. По мнению авторов, формирование навыка письменной речи особо востребовано в современном мире, однако на уроках иностранного языка в школе развитию данного навыка уделяется недостаточно внимания, что говорит о необходимости реформирования системы упражнений, предоставленной в учебниках.
Ключевые слова: коммуникация, письменная речь, письменная компетентность, виды речевой деятельности, речевое общение.
В настоящее время проблема обучения письменной речи становится всё более актуальной в методике преподавания иностранных языков, так как многими учёными всё чаще признается эффективность письменной речи в овладении иностранным языком.
Необходимость рассмотрения данной проблемы обусловлена тем, что среди базовых видов речевой деятельности, задействованных в обучении иностранному языку, письменная речь наименее изучена в теоретическом плане, и недостаточно разработана на практике. В методике преподавания иностранных языков основное внимание всегда уделялось обучению устной речи, в то время как овладение письменной речью было недооценено.
Проблема обучения письменной речи рассматривалась такими российскими и зарубежными учёными, как: Н.И. Гез, Г.В. Рогова, М.В. Ляховицкий, А.А, Миролюбов, И.А. Зимняя, Е.Н. Соловова, Э.П. Шубин, П.К. Мацуда.
Прежде чем перейти к рассмотрению процесса обучения письменной речи на уроках иностранного языка, необходимо определить, что такое «письменная речь» и почему овладение ею так важно в современном мире. Согласно И.А. Зимней, письменная речь — способ формулирования и оформления мысли в особых языковых знаках [3]. По мнению В.М. Филатова, письменная речь — это комплексная творческая деятельность, целью которой является выражение мыслей в письменной форме[4].
Письменная речь, являясь сложной речевой деятельностью, требует целенаправленного обучения, поскольку играет большую роль в жизни современного человека и всего общества. В наши дни повышается необходимость использования письменной речи в межнациональном общении. Человек постоянно сталкивается с тем, что формирование письменной компетенции широко востребовано в современном мире. Во-первых, это обусловлено тем, что письменная речь является важнейшим средством организации мыслей, а также способом хранения информации. Во-вторых, письменные сообщения чрезвычайно важны в процессе обмена информацией. Кроме того, нельзя не учитывать актуализацию значимости письменной формы речевой коммуникации, что детерминировано как экстралингвистическими (в частности, совершенствованием различных технических средств и каналов управления информационными потоками), так, в определенной степени, и собственно лингвистическими факторами (например, тенденцией к экономии речевых усилий). В-третьих, письменная речь представляет собой важнейший способ самовыражения личности, её интеллектуального развития.
В связи с тем, что основным средством обучения иностранному языку в школе является учебник, нами было принято решение проанализировать учебники по английскому
языку и определить в них задания, направленные на обучение письменной речи для того, чтобы рассмотреть процесс обучения письменной речи на уроках иностранного языка в современной школе.
Учебники, выбранные для анализа, приведены в таблице ниже:
Наименование УМК Авторы Издательство
Английский язык. 5 класс. «Enjoy English» М.З. Биболетова, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубанева Обнинск, «Титул», 2012
Английский язык. 5 класс. «Spotlight» Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс Москва, «Просвещение»,«Express Publishing», 2012
Учебники, отобранные для анализа, рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации для использования в практике преподавания иностранных языков (в частности, английского языка) в средней общеобразовательной школе. Содержание курса выбранных учебников соответствует требованиям федерального компонента нового государственного стандарта среднего общего образования по иностранным языкам.
Первый учебник по английскому языку, проанализированный нами — «Enjoy English». Данный учебник предназначен для учащихся 5 классов общеобразовательных учреждений.
Учебник «Enjoy English» состоит из четырёх разделов (Units 1-4). Названия данных разделов представлены в коммуникативном ключе и отражают коммуникативные задачи разделов: «We are going to travel to London», «Learning more about each other», «Hello! Nice to see you again». Разделы в свою очередь разбиты на секции (Sections), что требуется ввиду их самостоятельного смысла. Так, раздел «We are going to travel to London» включает секции «Welcome to East Square London School», «Creating a school album for British friends» и другие.
Все разделы учебника «Enjoy English» имеют схожую структуру.
Проанализировав учебник «Enjoy English» на наличие заданий, формирующих навыки письменной речи, мы сделали вывод о том, что из 592 упражнений, представленных в данном учебнике, авторы предлагают 50 упражнений на развитие навыка письменной речи, что составляет 8,4% от общего количества.
Кроме того, нами было отмечено, что основное внимание уделяется развитию следующих умений:
• заполнять анкету, сообщая данные о себе, своей семье;
• отвечать на вопросы к тексту, картинке в письменном виде;
• писать личное письмо зарубежному другу по тематике изучаемого раздела;
• закреплять результаты проектной работы;
• писать небольшие письменные высказывания с опорой на план, ключевые слова, образец.
Помимо этого, мы можем судить о неравномерности распределения заданий на развитие навыка письменной речи в проанализированном учебнике. Количество заданий на развитие навыков письменной речи сильно отличается в каждом из разделов. Так, в третьем разделе учебника было представлено 15 упражнений, тогда как во втором разделе нами было обнаружено лишь 4 таких упражнения. При этом основная часть заданий, направленных на совершенствование письменной речи, содержится в последней секции «Homework».
Следующий учебник, проанализированный нами — «Spotlight». Данный учебник является международным проектом российского издательства «Просвещение» с британским издательством «Express Publishing». Российскими и британскими авторами учебник был создан специально для учащихся 5 классов общеобразовательных школ России. «Spotlight» удовлетворяет требования Европейских стандартов, которые направлены на повышение качества общения между европейцами, их более тесному сотрудничеству.
Учебник «Spotlight» содержит 10 тематических модулей (Modules 1-10), названных в соответствии с выполняемой коммуникативной задачей: «School days», «Family ties», «World animals». Каждый тематический модуль подразделяется на три микротемы: a, b, c.
Однако первым модулем в учебнике является модуль «Starter», который заключается в интенсивном повторении алфавита и лексико-грамматического материала, изученного прежде, при использовании всех видов речевой деятельности. Немаловажно отметить раздел «Spotlight on Russia», который знакомит учащихся с элементами российской культуры с опорой на тематику модулей. Все модули организованы одинаково.
Проанализировав учебник «Spotlight» с точки зрения развития письменной речи, мы сделали вывод о том, что из 443 упражнений, представленных в данном учебнике, авторы предлагают только 46 упражнений на развитие письменной речь, что составляет 10,4 % от общего количества.
Согласно содержанию заданий на совершенствование письменной речи, учащиеся должны уметь:
• заполнять анкеты о себе, своих друзьях и семье;
• писать личные письма, поздравления по образцу и без него с соблюдением норм и стиля, типичных для носителей иностранного языка;
• создавать письменный план как устного, так и письменного сообщения;
• фиксировать результаты проектной деятельности.
Следует отметить, что в учебнике «Spotlight» помимо заданий на совершенствование говорения, чтения, аудирования и лексико-грамматических навыков, в каждом тематическом модуле, а также в каждой микротеме содержатся задания на развитие навыка письменной речи. Работа над письмом ведётся в конце каждой микротеме в разделе «Writing». Таким образом, при работе над каждым модулем у учащихся будут задействованы все виды речевой деятельности.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что учебник «Spotlight» содержит большее количество упражнений на развитие навыка письменной речи, чем учебник «Enjoy English». Более того, учебники сильно отличаются своей организацией и распределением упражнений относительно каждого раздела/модуля. Так, учебник «Spotlight» содержит упражнения на совершенствование навыков письменной речи в конце каждой микротемы в разделе «Writing». В то время как учебник «Enjoy English» представляет различное количество упражнений, направленных на обучение письменной речи в каждом модуле.
Результаты анализа свидетельствует о том, что учебник «Spotlight» обладает более организованной структурой, целью которой является работа с каждым видом речевой деятельности на уроке, в том числе и с письменной речью. Однако необходимо отметить, что оба учебника содержат относительно небольшой процент упражнений на развитие навыка письменной речи.
Таким образом, результаты проведённого нами анализа показали, что на практике обучения письменной речи в общеобразовательных школах действительно уделяется меньше внимания, чем остальным видам речевой деятельности. Это говорит о том, что система упражнений на развитие навыка письменной речи в современных учебниках нуждается в более тщательной практической разработке и модернизации. Более того, успешное овладение навыком письменной речи зависит от грамотной компоновки системы упражнений самим учителем, поэтому мы рекомендуем учителям самостоятельно разрабатывать и подбирать наиболее эффективные и интересные для учащихся упражнения, совершенствующие их письменную речь.
Список литературы
1. Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Английский c удовольствием. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений — М.: Титул, 2008
2. Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., В.Эванс. Английский в фокусе. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений — 4-е издание — M.:Express Publishing: Просвещение, 2010.
3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. — М.: Просвещение, 1991.
4. Филатов В.М. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. Часть 1. — Ростов н/Д: Феникс, 2004.