Научная статья на тему 'Письма В. Г. Короленко статскому советнику Филонову, Х. Г. Раковскому и А. В. Луначарскому в контексте жанра «Письма властителю»'

Письма В. Г. Короленко статскому советнику Филонову, Х. Г. Раковскому и А. В. Луначарскому в контексте жанра «Письма властителю» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
273
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРОЛЕНКО / "ПИСЬМА ВЛАСТИТЕЛЮ" / ПИСЬМО-ИНВЕКТИВА / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Суровцева Екатерина Владимировна

В статье анализируются письма В.Г.Короленко во властные структуры, вписываются в особый эпистолярный жанр «письма властителю». Писателем созданы письма-инвективы и при царском, и при советском режиме. В силу более строгих цензурных запретов при новой власти был вынужден создать намного больше писем-инвектив, нежели при царе вместо собственно публицистических работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Письма В. Г. Короленко статскому советнику Филонову, Х. Г. Раковскому и А. В. Луначарскому в контексте жанра «Письма властителю»»

Philip D. 1981: Walter Pater: an Imaginative Sense of Fact: A Collection of Essays. London. ReadD. 1979: England, 1868-1914: the Age of Urban Democracy. New York. " Small I. 1979: The Aesthetes: A Sourcebook. Boston.

WALTER PATER: THE PROBLEM OF ENGLISH HEDONISM IN ''THE RENAISSANCE: STUDIES IN ART AND POETRY''

E. V. Petrova

The theme of pleasure and enjoyment attracts many philosophers and writers. One of them is W. Pater. It may be said that he is a founder of English hedonism. In his book "The Renaissance: Studies in Art and Poetry" he explained his concept of aesthetic hedonism clearly and completely.

Key words: hedonism, beauty, art, artist, experience pleasure

© 2015

Е. В. Суровцева

ПИСЬМА В. Г. КОРОЛЕНКО СТАТСКОМУ СОВЕТНИКУ ФИЛОНОВУ, Х. Г. РАКОВСКОМУ И А. В. ЛУНАЧАРСКОМУ В КОНТЕКСТЕ ЖАНРА

«ПИСЬМА ВЛАСТИТЕЛЮ»

В статье анализируются письма В. Г. Короленко во властные структуры, вписываются в особый эпистолярный жанр «письма властителю». Писателем созданы письма-инвективы и при царском, и при советском режиме. В силу более строгих цензурных запретов при новой власти был вынужден создать намного больше писем-инвектив, нежели при царе вместо собственно публицистических работ.

Ключевые слова: Короленко, «письма властителю», письмо-инвектива, русская литература

Русские писатели стремились не только отражать и обличать «язвы» русской жизни в своём творчестве, затрагивая при этом область политики, но и включаться в общественную жизнь. Не был исключением и В. Г. Короленко, выдающийся прозаик, публицист, общественный деятель, редактор-издатель «Русского богатства» и «беспартийный социалист» (как он сам себя называл). О его вовлечённости в общественную жизнь свидетельствует тот факт, что в течение его жизни им было опубликовано около 700 публицистических произведений, посвящённых «злобе дня».

Суровцева Екатерина Владимировна — кандидат филологических наук, профессор Российской академии естествознания, старший научный сотрудник Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. E-mail: surovceva-ekaterina@yandex.ru

В жанре «письма властителю», то есть письма главе страны или высокопоставленному чиновнику, в царскую эпоху Короленко создано «Открытое письмо статскому советнику Филонову»1. История этого письма подробно описана в биографической книге, посвящённой Короленко2, содержащей отдельную главку под названием «Великая трагедия Великих Сорочинец». После манифеста 17 октября в Сорочинцах 19 октября произошли волнения, которые усмирял старший советник губернского правления Филонов, который сам принимал участие в избиениях «бунтовщиков». Писатель в своём письме полностью изложил «хронику событий»; описал бесчинства статского советника. Неоднократно Короленко в письме задает риторические вопросы. Например: «Известно ли вам, г. статский советник Филонов, при каких обстоятельствах погибли эти двадцать человек? (Речь идёт о погибших 19 декабря сорочинцах — Е.С.) Все они убивали исправника? Нападали? Сопротивлялись? Защищали убийц?»3. Письмо появилось в № 8 «Пол-тавщины» 12 января и на следующий день было выпущено на отдельном листке в качестве приложения к газете. «Полтавщину» приостановили. При этом, когда 17 января Филонов появился в Полтаве, разнёсся слух, что губернатор потребовал от него официального опровержения. Однако утром следующего дня Филонов был убит. Сразу же после убийства из истязателя Филонов превратился в жертву, а писатель Короленко из обвинителя стал подстрекателем. Дело дошло до того, что Короленко слали угрозы. В день похорон Филонова (20 января) в «Полтавском вестнике» появилось «Посмертное письмо статского советника Филонова писателю Короленко» — разоблачённый писателем подлог, составленный филоновским окружением. Короленко пришлось ухать на время из города. Он возвратился в Полтаву в начале апреля и сразу же по приезде он был привлечён вместе с редактором «Полтавщины» Ярошевичем к судебной ответственности за «Открытое письмо» (их обвинили в оглашении ложных сведений о действиях должностных лиц и войск). Следствие тянулось более полугода и только в ноябре 1906 г. было направлено к прекращению ввиду полной невозможности опровергнуть факты «Открытого письма». В статье «Сорочинская трагедия» Короленко привёл текст «Открытого письма», снабдив его подстрочными примечаниями, изложил все обстоятельства создания письма, убийства Филонова, появления «Посмертного письма...» и опубликовал её весной 1907 г.4 Летом того же года статья в переработанном и дополненном виде вышла отдельной книгой.

После большевистского переворота выступления против правительства на страницах печати стали невозможны. Свой протест против большевистских бесчинств писатель излагал теперь не в статьях, а в письмах новым вождям Х. Г. Ра-ковскому и А. В. Луначарскому («Нам, инакомыслящим, приходится писать не статьи, а докладные записки»5, — отмечает писатель в первом письме Луначарскому). Как известно, Короленко никогда не относил себя к революционерам, хотя до конца жизни поддерживал с ними тесные отношения. Главным он считал мирную проповедь культуры, укрепление законности, повышение правового

1 Короленко 1953, 361-372.

2 Миронов 1962, 293-300.

3 Короленко 1953, 363.

4 Короленко 1953, 345-391.

5 Короленко 2002, 269.

самосознания личности. Не принявший Октябрьскую революцию, писатель выступал против «опыта введения социализма посредством подавления свободы». Основную цель этих писем, их главную мысль Владимир Галактионович выразил в письме Раковскому от 13 июня 1919 г.: «И, может быть, иное слово старика Короленка, сохранившего буржуазные предрассудки о свободе, о правосудии, о святости человеческой жизни — найдёт отклик в большевистских душах»6.

Обращаясь к ряду писем, принадлежащих В. Г. Короленко, адресованных новым властителям России (это серия из 34 писем председателю СНК Украины Х. Г. Раковскому (1919-1921) и цикл из 6 писем наркому просвещения А. В. Луначарскому (1920)), мы, с одной стороны, можем судить о позиции писателя в последний период его творчества (1917-1921), а с другой — получаем одно из свидетельств усилий большевистского правительства привлечь на свою сторону деятелей культуры.

Письмам Раковскому и Луначарскому предшествовали «Письма из Полтавы» (лето 1919 г.)7. Статьи, включённые в этот цикл, опубликованные в екатерино-дарском журнале «Русское богатство», были направлены против Добровольческой армии. Отметим, что Екатеринодар в те месяцы являлся «столицей» белых, и опубликование в нём статей Короленко не может не свидетельствовать о намного более уважительном отношении белых к свободе печати и к чужому мнению, нежели это демонстрировали большевики. «Нам, инакомыслящим, приходится писать не статьи, а докладные записки»8, — отмечает писатель в первом письме Луначарскому, написанном уже в то время, когда власть на Украине захватили большевики.

Короленко и Раковского связывало давнее знакомство, начавшееся в 1900 г. И в первом же письме (20 марта 1919 г.) писатель обрисовывает особенности своего общения с адресатом: «Вы и мой добрый знакомый, и официальное лицо»9. Это письмо можно считать программным. Писатель затрагивает в нём целый ряд важнейших тем: понятие «неблагонадёжности», борьба большевиков с «образом мыслей», а не с поступками, бюрократизация, озверение людей, доносительство, казни, реквизии, национальный вопрос, государственное устройство новой России.

В письмах Короленко Раковскому не один раз противопоставляется старый, царский, режим новому, большевистскому, причём далеко не в пользу последнего. Так, в письме от 20 марта 1919 г. писатель утверждает: «... независимой печати теперь нет. Когда-то в 70-х годах пронеслась тревожная весть: Александр II решил было уничтожить все газеты кроме "Правительственного] В[естника]" и "Губернских ведомостей". Его успели отклонить от этого. ... Теперь ... кроме официальных и официозных изданий, — ничего другого почти нет»10.

Спектр затрагиваемых проблем в письмах Короленко Раковскому очень широк. Владимир Галактионович пишет о бюрократизации, о доносительстве, о свободе печати и книгоиздательстве. Поднимает Короленко и тему бессудных казней. В письме от 11 июня 1920 г. Короленко пишет о казни 5-х, в том числе Аронова и

6 Короленко 1990, 16.

7 Короленко 2002, 281-242.

8 Короленко 2002, 269.

9 Короленко 1990, 5-6.

10 Короленко 1990, 5.

Миркина — с описания именно этой казни начинается цикл писем Короленко Луначарскому. В своих письмах Короленко говорит, что имеют место такие явления, как «месть за прошлое», «инстинкт заложничества», «злоупотребление на основе местнических счётов», реквизии. В письмах Короленко Раковскому неоднократно звучат просьбы о заступничестве.

Писатель задаётся вопросом: «Откуда на вас (большевиков — Е.С.) идёт опасность?»11 (письмо от 18 июля 1919 г.) — и сам же отвечает: «Не от одних прямых врагов, а от условий, вами создаваемых»12. Как пишет Короленко в неотправленном письме Луначарскому о Раковском, «он, спасибо ему, в некоторых особенно ярких случаях эти мои докладные записки принимал во внимание»13. При этом в одном из писем (от 11 июня 1920 г.), написанном сразу после расстрела пятерых, у Короленко вырываются упрёки не только в адрес властей, но и в адрес лично Раковского: «Прежде мне удавалось кое-чего добиться и через местные власти, и при Вашем вмешательстве. ... Вы как будто всё больше закрываете слух перед призывами к умеренности и человечности»14.

Исследуя так и оставшуюся односторонней переписку Короленко с Луначарским, надо иметь в виду, что её инициатором был В. И. Ленин. Однако, по мнению С. Н. Дмитриева, высказанному им в комментариях к текстам писателя, «. появившееся у Короленко желание написать Луначарскому письмо (пока лишь одно) с открытым прояснением своих взглядов перед "ними", вождями Советской республики, совпало с аналогичной задачей, поставленной Лениным перед Луначарским»15. После встречи с наркомом (июнь 1920 г.) Короленко начал работать над циклом писем в ответ на обещание наркома опубликовать их переписку. Обещание не было выполнено. По всей видимости, письма показали, что писатель, с точки зрения властей, «безнадёжен». В письмах Луначарскому звучат как те же мотивы, что и в письмах Раковскому, так и новые: свобода слова, казни без суда, необходимость долгой и кропотливой работы, царящая кругом ложь, неготовность нашего народа к социалистическому строю, ответственность большевиков за голод в стране, максимализм большевиков. Писатель указывает на то, что большевики удерживают свою власть исключительно силой. Все шесть писем Луначарскому построены преимущественно по «дедуктивному» принципу: от конкретных примеров — к обобщениям. Интонации горечи и протеста от письма к письму усиливаются.

Известен отрицательный отзыв В. И. Ленина о Короленко в письме М. Горькому в 1919 г. Однако, ценя писательский талант Короленко и понимая силу его влияния на общество, Ленин поручил Луначарскому «приручить» строптивого писателя. Кроме того, С. Н. Дмитриев убедительно показывает, что эпистолярный цикл Короленко оказал некоторое влияние на Ленина (в частности, при проведении политики НЭПа), который ознакомился с «Письмами к Луначарскому» сначала в июле 1920 г., а затем в феврале — марте и сентябре 1922 г.16

11 Короленко 1990, 18.

12 Короленко 1990, 18.

13 Короленко 2002, 267.

14 Короленко 1990, 29.

15 Короленко 2002, 397-398.

16 Дмитриев 1990а; 1990б; 1991, 1-68.

Сборник стихов и песен лагкоров «Путеармейцы» как источник изучения 239

Думается, эпистолярные обращения Короленко к Филонову, Раковскому и Луначарскому вписываются в такую подразновидность жанра «письма властителю», как письмо-инвектива, содержащее обвинения и вызов властям или решительную критику существенных сторон деятельности властных органов и лиц. Обращает на себя внимание тот факт, что неблагонадёжный при царском режиме писатель остался таковым и при советской власти и что в силу более строгих цензурных запретов при новой власти был вынужден создать намного больше писем-инвектив, нежели при царе, вместо собственно публицистических работ.

ЛИТЕРАТУРА

Дмитриев С.Н. 1990а: «Праведник» и нарком // Москва. 4, 138-152.

Дмитриев С.Н. 1990б: Завет терпимости. Ленин и «Письма к Луначарскому» Короленко // Наш современник. 4, 174-190.

Дмитриев С.Н. 1991: Письма совести и веры. История «завещания» Короленко. М.

Короленко В.Г. 2002: Была бы жива Россия! Неизвестная публицистика 1917-1921 гг. М.

Короленко В.Г. 1990: Письма Х. Г. Раковскому // Вопросы истории. 10, 3-45.

Короленко В.Г. 1953: Собр. соч.: в 5 томах. Т. 5. М.

Миронов Г. 1962: Короленко. Серия «Жизнь замечательных людей». М.

LETTERS BY V. G. KOROLENKO TO THE COUNCILLOR OF STATE FILONOV, H. G. RAKOVSKOM AND A. V. LUNACHARSKY IN CONTEXT OF GENRE

''LETTERS TO MASTER''

E. V. Surovtseva

In the article letters by V. G. Korolenko to power structures are analyzed, fit into a special epistolary genre "letters to master". The writer created letters invectives both at imperial, and at the Soviet mode. Owing to more strict acceptable ban at the new power it was compelled to create much more letters invectives, than at tsar instead of actually publicistic works

Key words: V G. Korolenko, "letters to master", letter-invective, Russian literature

© 2015

Т. Е. Смыковская

СБОРНИК СТИХОВ И ПЕСЕН ЛАГКОРОВ «ПУТЕАРМЕЙЦЫ» КАК ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ ЛАГЕРНОЙ ПОЭЗИИ

Статья посвящена литературе БАМлага — подразделения ГУЛАГа, существовавшего на территории Амурской области с 1932 по 1946 годы с управлением в городе Свободном. В статье рассматривается сборник стихов и песен лагерных корреспон-

Смыковская Татьяна Евгеньевна — кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Благовещенского государственного педагогического университета. E-mail: tarkatova@yahoo.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.