Научная статья на тему 'Письма И. С. Никитина / вступительная ст. , публикация и коммент. Г. П. Черешневой'

Письма И. С. Никитина / вступительная ст. , публикация и коммент. Г. П. Черешневой Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
410
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Письма И. С. Никитина / вступительная ст. , публикация и коммент. Г. П. Черешневой»

ПУБЛИКАЦИИ

ПИСЬМА И.С. НИКИТИНА

Жизнь поэта Ивана Саввича Никитина (1824-1861) была недолгой - неполных 37 лет. В течение 1849-1861 гг. было издано два поэтических сборника, три поэмы, повесть, опубликовано значительное количество стихотворений в журналах и в периодике. Никитин любил писать. До настоящего времени изучено достаточное количество писем Ивана Саввича (более 200), которые были опубликованы в журналах, в сборниках сочинений поэта. Полного издания всех известных писем поэта не было.

Изучение его эпистолярного наследия позволяет понять этические и эстетические взгляды, выяснить его высказывания по общественно-политическим вопросам, отношение к русской и зарубежной литературе, уводит исследователей от одностороннего изучения творческого наследия. Письма богаты краеведческим материалом и изображением жизни провинциального Воронежа середины XIX в. В текстах писем (в отдельных сценах и эпизодах) ярко проявлен талант Никитина-прозаика.

Первым исследователем эпистолярного наследия Никитина можно назвать его близкого друга Михаила Фёдоровича Де-Пуле, написавшего о нем первую биографию «Иван Саввич Никитин», первоначально опубликованную в 1867 г. в «Виленском Вестнике»1. Именно к Михаилу Фёдоровичу от Николая Ивановича Вто-рова попали бумаги, оставшиеся после смерти Никитина. Тексты писем поэта Де-Пуле использовал и привел в биографии большею частью отрывочно, без указания дат, адресата.

Впервые в истории издания собраний сочинений Никитина 101 письмо (1853-1861) было помещено в Полном собрании сочинений И.С. Никитина под редакцией С.М. Городецкого (СПб., 1912-1913). В Полном собрании сочинений И.С. Никитина под

редакцией М.О. Гершензона (М., 1912) среди опубликованных писем Никитина неизвестных ранее было два - к А. А. Краевскому, одно - к А. И. Толстой.

В 1913 г. А.Г. Фоминым были сделаны важные шаги по изучению и изданию Полного собрания сочинений и писем Никитина в трех томах (СПб., 1913-1915). Планировался к изданию четвертый том «Письма И. С. Никитина и к нему», но по неустановленным причинам не вышел в печать.

В Избранных произведениях Никитина (Воронеж, 1934) под редакцией Л. А. Плоткина впервые воспроизведен полный и точный текст 40 писем Ивана Саввича (1853-1861) с восстановлением исключенного цензурою. В Сочинениях Никитина (М., 1955) было добавлено 137 писем (1853-1861).

В.А. Тонковым в Избранных сочинениях Никитина (Воронеж, 1949) было опубликовано 48 писем поэта (из 212 ранее известных): небольшого объема приведены полностью, другие - в сокращении.

В Сочинениях Никитина в четырех томах (М., 1960-1961) воспроизведены тексты 108 (ранее уже известных) писем.

В издании произведений Никитина «Мой дух сроднился с духом века» (Воронеж, 2004) тексты писем были напечатаны по Сочинениям 1955 и 1980 гг.

Эпистолярное наследие Никитина начинается с письма 6 ноября 1853 г. «Я однажды сжег письма дорогих мне лиц», -признавался поэт Н.А. Матвеевой 10 февраля 1861 г. Из известных его писем 1853-1861 гг. среди адресатов выделяются Ф.А. Кони, В.А. Средин, Н.И. Второв, М.Ф. Де-Пуле, К.О. Александров-Дольник, А.П. Нордштейн, И.А. Придорогин, И.И. и А.И. Брюха-новы, В.И. и А.А. Плотниковы, Р.И. Домбровский, Д.Н. Толстой,

A. А. Краевский, В. А. Кокорев, А. Н. Майков, Н. П. Курбатов, Л.П. Блюммер, П.М. Вицинский, В.И. Веретенников, А.И. Толстая,

B.А. Оленина, Ф.Б. Миллер, А.В. Старчевский, П.И. Мельников-Печерский, П.И. Бартенев, Н.А. Сеньковский, А.С. Суворин, Н. А. Матвеева.

Второвский кружок (Н.И. Второв, М.Ф. Де-Пуле, К.О. Александров-Дольник, А.П. Нордштейн, И.А. Придорогин) оказал положительное влияние на творческое развитие Никитина, дал ему уверенность в поэтическом даровании: «Назад тому несколько лет

случай свел меня с несколькими личностями, которые имели благодетельное влияние на развитие моей нравственной стороны. Это дорогие для меня люди были - Вы, мой друг Николай Иванович, Нордштейн, Придорогин и Де-Пуле» (И. С. Никитин - Н.И. Второ-ву. 6 июля 1859 г.). Иван Саввич глубоко уважал и дружески относился к этим людям: «Будьте так добры, пожалуйте ко мне обедать запросто, по-дружески, сам смею выразиться»; «Покорнейше прошу пожаловать ко мне сегодня часу в шестом. Вместе с Н. И. Вто-ровым и И. А. Придорогиным напьемся чаю и побеседуем о суете мирской вообще, - наших надеждах, - в особенности» (И. С. Никитин - М.Ф. Де-Пуле. 23 ноября, 29 декабря 1856 г.)2

О тесной дружбе Никитина и семьи Ивана Ивановича и Анны Ивановны Брюхановых свидетельствует длительная переписка, характер и тон писем («мой дорогой», «мой милый друг», «душечка моя», «любящий тебя», «преданный тебе» и т.д.). Письма дополняют биографию Никитина: в них говорится об отношениях поэта к своему отцу, звучат просьбы, касающиеся книжного магазина, покупки книг и др. Впервые 15 писем, адресованных И. И. Брюханову, о котором не упоминалось в работе Де-Пуле, были опубликованы в 1911 г.3 Дружен был Никитин и с семьей В.И. и А. А. Плотниковых.

Впервые письма И. С. Никитина к А.И. Толстой были опубликованы в 1880 г.4

Через Н.И. Второва Никитин познакомился с А.Н. Майковым, П.И. Мельниковым-Печерским, Д.Н. Толстым, В.А. Кокоревым. Письма к ним и к Ф.А. Кони, В. А. Средину, А.А. Краевскому, Ф.Б. Миллеру, А.В. Старчевскому, П.И. Бартеневу, Н.А. Сеньков-скому, А. С. Суворину носят характер деловой переписки (об издании сборников Никитина, о публикации стихотворений, о покупке книг для книжного магазина, ответы на приглашения к сотрудничеству). Письма к Л.П. Блюммеру, В.И. Веретенникову, В.А. Олениной, П.И. Мельникову-Печерскому, П.И. Бартеневу, А. С. Суворину опубликованы О.Г. Ласунским в 1974 г.5

К письмам личного характера относится переписка Никитина с Наталией Антоновной Матвеевой (ее письма к поэту не сохранились). Впервые трогательную эпистолярную повесть в 14 письмах (1860-1861), где встречаются фрагменты, приближенные к жанру стихотворений в прозе, которые нельзя читать без

волнения, напечатал М.Ф. Де-Пуле в биографии Ивана Саввича. По письмам Никитина можно судить, что к середине 1860 г. дружеские отношения переросли в чувство взаимной любви. 15 августа 1860 г. в письме, адресованном М.Ф. Де-Пуле, писал:

Mein Freund, от тоски изнываю, Не вижу покойного дня; И пищу и сон забываю: Черт дернул влюбиться меня!

Через много лет после смерти поэта Наталия Антоновна вспоминала: «...Все прочие предлагали хорошее знакомство - не более. Да я-то знаю, что вышло бы из его поездки к нам в мае 1861 года». 27 декабря 1861 г. А.С. Суворин писал М.Ф. Де-Пуле: «Она - любила Никитина, и очень любила; в последнее время его чувство сильно перетягивало на сторону Матвеевой. - он сознавался мне в этом» .

Никитин так подписывает свое первое письмо к Наталии Антоновне 19 марта 1860 г.: «С истинным почтением имею честь быть Вашим покорным слугой Иван Никитин». В своих письмах он рекомендовал Матвеевой книги для чтения: «В переводах Берга рекомендую вам прочитать стихотв.: "Муравей" и "Когда они распнут тебя"; вообще Вы найдете в этой книжке много хорошего»; «Посылаю вам литературную новость: "Рассказы и повести" Бестужева, только что полученные, и 2 франц. книги "L'esclave blanc", прочтите - стоит»; «Прочитайте, пожалуйста, Белинского. В его разборе соч. Пушкина вы познакомитесь со взглядом на женщину самого Белинского и передовых людей его времени». Известны случаи, когда Иван Саввич критиковал выбор Матвеевой, высказываясь о петербургском журнале: «"Развлечение" <...> я не получаю. Охота же Вам читать подобные литературные осадки!» (И.С. Никитин - Н.А. Матвеевой. 10 февраля, 25 февраля, 10 марта, 25 января 1861 г.)7

Для изучения творчества поэта интересна его переписка с Аполлоном Николаевичем Майковым. Письма к Майкову были использованы Де-Пуле в биографии Ивана Саввича. Впервые письма Майкова были опубликованы в 1916 г.8 Письмо Никитина Майкову от 23 августа 1854 г. впервые было опубликовано в 1922 г. В. Черниковым в альманахе Пушкинского Дома «Радуга».

В 1952 г. В. Лебедевым в статье «Неизданные материалы, принадлежащие И. С. Никитину»9 были представлены с сокращениями ранее неопубликованные и неизученные письма А.Н. Майкова, А.П. Нордштейна, Н.И. Второва, А.В. Старчевского к Никитину и его письма к ним.

Общение-переписка между Никитиным и Майковым длилась с 23 августа 1854 по 3 марта 1858 г. Аполлон Николаевич, «в знак уважения и сочувствия своего», передал для Никитина сборник своих стихотворений «Очерки Рима» (СПб., 1847) с дарственной надписью: «<...> В Вас дарование такое, что оно может оставить нас всех за собою. <...> Содержание Вам даст природа и жизнь, но выработать форму - это дело наше. Первое - дело рук Божиих, второе - рук человеческих» (А.П. Нордштейн - И. С. Никитину. 22 февраля 1854 г.)10

Никитин сообщал А.Н. Майкову 23 августа 1854 г.: «Г-н По-рецкий в письме своем к г-ну Нордштейну пишет, что читал Вам недавно написанные мною стихотворения, причем Вы дали искренний совет - не спешить их выпуском в свет, но предварительно заботиться о лучшей обработке»11. Прислушавшись к совету Аполлона Николаевича, поэт начал заниматься тщательной отделкой своих поэтических трудов (до знакомства с Майковым он этому не уделял значительного внимания), советуясь с членами Второвского кружка - Н. И. Второвым, К. О. Александровым-Дольником, А. П. Нордштейном.

Близкое общение с А. Н. Майковым позволило Никитину 17 января 1855 г. обратиться к нему за советом: «Только один вопрос постоянно меня мучит: не ошибаюсь ли я, исключительно обратившись к стихотворениям в простонародном духе? Вы художник, Вы любите искусство. Именем этой любви умоляю Вас разрешить мое недоумение. Некоторые говорят, что произведения подобного рода (разумею не лирические, но взятые в виде отдельных сцен) прозаичны по своей положительности, что поэзия собственно состоит в образах, в романтизме, даже в некоторой неопределенности... я решительно сбиваюсь с толку. Нет ничего легче, как написать стихотворение вроде следующего по содержанию: Березы дремлют над водою, трава благоухает, даль тонет в прозрачной сини, где-то слышатся мелодические звуки кузнечика и т.п. .привязать к этому какую-нибудь мысль - и картина гото-

ва. Не так легко даются стихотворения простонародные. В них первое неудобство - язык! Нужно иметь особенное чутье, если можно так выразиться, чтобы избегать употребления слов искусственных или тривиальных, одно такое слово - и гармония целого потеряна. Достоинство их то, что они, по моему мнению, могут быть или верными очерками взятого быта и нравов, или показывать свой собственный угол зрения низшего класса народа. Неужели подобные вещи лишены жизни, своего рода истории и общечеловеческого интереса. С этим мне трудно согласиться. Может быть, внешняя форма избрана мною ошибочно, но форма более искусственная дает более простора фантазии, а я, напротив, стараюсь сколько возможно ближе держаться действительности».

Майков в своих письмах к Никитину неоднократно отмечал: «Как сметь сказать - это Ваш род и Вы в другой не заглядывайте, за другое не беритесь, кто смеет, наглец, сказать: пиши так, а не эдак? По-моему, берись за все, не бегай от идеи, которая лезет в голову. <.. .> Да ни хвала ни брань не будут Вам законом, вырабатывайте в себе внутреннего человека, как учит Христос, и тогда Вы будете говорить дело, а если есть талант, то будете говорить его победоносно. Ради Бога слушайтесь только этой общечеловеческой морали, взятой под известным углом зрения какой бы то ни было партии. <. > пусть вокруг нас кипят и враждуют страсти, наш мир - художество, служащее нравственным началом, художество, ведущее свое происхождение не от французской ветреной и памфлетической музы, а прямо от библейских пророков. <. > учитесь у наших апостолов, один из них раскрылся перед нами -Гоголь (см. его "О существе русской поэзии")» (А.Н. Майков -И.С. Никитину. 24 апреля 1855 г.).

В 1854 г. под влиянием своих знакомых Иван Саввич задумался о жизни в столице. «Переселяться ли Вам в Петербург или нет? - писал ему Майков. - Вопросы, на которые ответишь и "да" и "нет". В настоящее время я бы сказал "нет". Я представляю себе так Ваш приезд. <...> Здесь Вас заставят разлюбить Россию. Я представляю себе, какие у Вас в глуши иногда, в настоящее время великой войны, идут беседы о России, ее силах, ее будущем! Как Вы останавливаетесь с любовью на образе Петра и как цените, что дарованное им просвещение Руси коснулось и Вас, Бог знает в

какой глуши. ..<.. .> Одна только душа здесь поэтическая - это Некрасов.» (А.Н. Майков - И.С. Никитину. 20 октября 1854 г.).

Никитин отказался от переезда: «Зачем мне, дикарю, переноситься в новый мир с его оглушительным шумом, окружать себя новыми, чуждыми лицами и, чтобы не быть смешным, может быть начинать курс нового воспитания. Я доволен моим скромным уголком, и здесь, в глуши, есть у меня свой прекрасный мир, когда одиноко я сижу в моей комнате, обдумывая новый труд» (И. С. Никитин - А.Н. Майкову. 17 января 1855 г.).

В 1856 г. Никитин, два года ожидая выхода в свет своей книги стихотворений (в 1854 г. рукописи были отданы Д.Н. Толстому для их публикации), осознал преждевременность их издания: «<...> в продолжение этого времени взгляд мой на многое изменился. К моему горю, когда я принял твердое намерение потребовать от графа мою рукопись назад, он известил меня, что печатание началось, следовательно, я спохватился поздно. Хотел было возвратить рукопись, отказаться от печатания, но обстоятельства сложились так, что сделать этого я не мог, не обидев людей, которым был многим обязан. Наконец мне сказали, что мертвого с погосту не носят, приложили к собранию моих стихотворений похвальное слово в некотором роде, т.е. предисловие, и типография начала свое дело <...>» (И.С. Никитин - К.О. Александрову-Дольнику. 9 сентября 1857 г.)1

Общение Никитина с Майковым, отделка стихотворений и обращение к простонародной тематике - причина недовольства поэта своим сборником: «Вижу, как он (опыт) слаб и беден, но он мне дорог по тем воспоминаниям, которые с ним связаны. Слагал среди грязи обыденной жизни, при говоре и плоской брани извозчиков, при покупке и продаже овса и сена, при насмешках своих мещан-собратьев, которые иногда видели меня с карандашом в руке, ищущего отдохновения за безыскусственною песнью; слагал под гнетом нужды <. >. Я готов трудиться, и, может быть, Бог даст мне силу, может быть, я скажу хоть одно живое слово... о, как тогда мне было бы сладко жить и как легко умереть, умереть с мыслью, что я не для того только родился, чтобы продавать овес и сено!» (И.С. Никитин - А.Н. Майкову. 25 марта 1856 г.).

В переписке с Майковым интересны рассуждения Никитина об искусстве, об отношении к современной литературе: «Но при-

знаюсь, я не без грусти прочитал писанные Вами строки: почти с детства, когда я начинал понемногу знакомиться с нашей литературой, воображение мое привыкло рисовать мне литератора в высшей степени облагороженным и исключительным; с ним нераздельно соединялись в моем уме идеи истины, красоты и добра, и я видел в нем их безукоризненно чистого жреца и достойного глашатая. Горько мне в этом разуверяться, но теперь я невольно сознаю неосновательность моих прежних убеждений. Вот, например, загляните в журналы. К чему ведет эта постоянная полемика, эти обоюдные остроты... эти вечные толки по поводу ничтожных причин - каких-нибудь мелких статеек, модных картинок и т.п. Где тут любовь к искусству? Где светлый добросовестный взгляд на современные литературные произведения, на которые один журнал смотрит так, другой иначе, выписывает какое-нибудь неудачное выражение и отделывается шуткой от серьезного критического разбора. Может быть, я не имею права об этом судить, но, право, становится больно, когда берешь в руки журнал, думаешь извлечь для себя урок из критического разбора сочинений, развить и уяснить понятия об искусстве и вместо всего этого находишь:

Мелкие нападки

На шрифт, виньетки, опечатки, Намеки тонкие на то, Чего не ведает никто»

(И.С. Никитин - А.Н. Майкову. 17 января 1855 г.).

В ответном письме Майков раскаивался: «<...> Я очень сожалею, что напугал Вас картиною нашего петербургского общества, но Вы не принимайте его буквально, и у нас есть прекрасные люди, добродушные, житейские сердца - я Вам даже назову некоторых - Тургенев, Анненков, Писемский, Некрасов, Гончаров и др.» (А.Н. Майков - И.С. Никитину. Без даты // НИОР РГБ. Ф. 18. К. 6. Ед. хр. 34).

Никитин живо интересовался событиями Крымской войны 1853-1856 гг., дал положительный отзыв Майкову на его патриотическую книгу «1854 год» (СПб., 1855): «Россия вызвала на созерцанье миру, / На суд истории. / ... слезная об ней в душе моей забота. Честь и слава Вашей музе, откликнувшейся на общий голос родины! Пал наш Севастополь, хотя и славно его падение!..

Не знаю, как Вы, - я рад миру. Довольно мы показали блистательного мужества в борьбе с врагами, но довольно сознали и свою отсталость от современного европейского просвещения. После битвы с внешним неприятелем, пора нам, наконец, противостать врагам внутренним - застою, неправде, всякой гадости и мерзости. Пошли нам, Господи, победу, твердую волю и мудрость обожаемому государю» (И.С. Никитин - А.Н. Майкову. 25 марта 1856 г.).

Письма Никитина в Царский Дом не были опубликованы и изучены. В 1856 г. вышла книга «Стихотворения Ивана Никитина» -первый поэтический сборник поэта. Д.Н. Толстой советовал: «Скажите ему, чтобы он немедленно прислал мне письма к Государю, царствующей и вдовствующей Императрицам, наследнику и Константину Николаевичу. Я поднесу им экземпляры от его имени» (Д.Н. Толстой - Н.И. Второву. 11 января 1856 г.)13. Иваном Саввичем (при помощи Н.И. Второва) было написано четыре письма: «Граф Толстой известил, что стихотворения Никитина уже отпечатаны, и просил, чтобы Иван Саввич прислал к нему письма к высочайшим особам, которым он намеревался поднести по экземпляру стихотворений. В исполнение этого требования и сочинились письма»14. На черновиках писем не указана точная дата, приблизительная датировка - 25 января 1856 г.

Никитин написал письма членам царской семьи: Александру II, царствующей императрице Марии Александровне и вдовствующей императрице Александре Федоровне, великому князю Константину Николаевичу. Оригиналы писем до настоящего времени не известны, но представляют интерес четыре черновика, хранящихся в Российском государственном архиве литературы и искусства (Фонд 347. Опись 1. Ед. хр. 39, 43, 44). Тексты писем к Александру II и князю Константину Николаевичу частично цитировались в работах Л.А. Плоткина и Г.А. Костина, но полностью опубликованы не были. Неизданные тексты писем к императрицам не были известны до настоящего времени и представляют литературоведческий интерес, позволяют восполнить существенные пробелы в исследовании поэтического наследия Никитина 4050-х годов XIX в., осмыслить творчество поэта с современной точки зрения.

Три основные темы нашли отражение в письмах и в сборнике поэта - религия, патриотизм, природа. Любовь поэта к России

была безгранична. Основная идея патриотических стихотворений Никитина выражена в эпиграфе к стихотворению «Уж как был молодец.» - «Воздадим хвалу Русской земле» («Сказание о Мамаевом побоище»). «Родина православная», «Русь державная» - это, прежде всего, любимая им Северная Русь: «Но мне милей роскошной жизни Юга / Седой зимы полуночная вьюга / Мороз и ветр, и грозный шум лесов.» «и сладко песнь в честь родины поется, / И кровь кипит, и сердце гордо бьется, / И с радостью внимаешь звуку слов: / "Я Руси сын! здесь край моих отцов!"» («Юг и Север» (1851)) и образ «уголка простого» на «малой родине».

Граф Д. Н. Толстой от лица Никитина преподнес книги стихотворений и письма членам царской семьи. Обе императрицы, царствующая Мария Александровна и вдовствующая Александра Федоровна, великий князь Константин Николаевич удостоили поэта подарками, которые поэт принял с глубоким восторгом: «<.> Мне тем более грустно, что настоящее время почитаю каким-то светлым исключением в моей жизни. Представь: кроме перстня и рескрипта Великого князя Константина Николаевича <.> вчера вечером я имел счастие получить от Государыни Императрицы Александры Федоровны золотые часы с такою же цепью» (И. С. Никитин - И. И. и А. И. Брюхановым. 10 апреля 1856 г.)15

Из воспоминаний племянника поэта Л.А. Никитина: «Днем к скромному домику Никитиных подлетели вдруг два кровных рысака. В экипаже сидел губернатор и, кажется, два чиновника. Целый переполох начался в доме поэта. Губернатор вошел с чиновниками в дом Никитина и справился, дома ли Иван Саввич. Поэта в комнате не было. Его стали искать и, наконец, нашли на сеновале, куда он частенько любил забираться, ища уединения, читал книги и разрабатывал там в тиши свои произведения. Узнав, что его спрашивает губернатор, поэт в большом смущении слез с сеновала и взволнованный явился к ожидавшему его сановнику, который объявил Ивану Саввичу о величайшем внимании к нему и тут же передал пожалованные ему подарки. Поэт от волнения почти не мог благодарить». О судьбе золотых часов и перстней с бриллиантами известно от дочери двоюродного брата поэта А. В. Кузнецовой: «После смерти Ивана Саввича часы и два перст-

ня достались ее отцу В.К. Никитину, который, затем, терпя нужду, продал часы поэта и оба перстня каким-то местным ювелирам»16.

В литературоведении Х1Х-ХХ вв. умалчивалось об отношении Никитина к царской семье. Публикация неизданных писем ставит целью расширить представления о личности поэта, о его отношениях с современниками.

Де-Пуле М.Ф. Иван Саввич Никитин // Виленский вестник. - Вильна, 1867. -№ 9, 11, 12, 18, 19, 24, 29, 31, 32, 75-83, 86-88, 90.

Никитин И.С. Полное собрание сочинений / Под ред. С.М. Городецкого. -СПб., 1912-1913.

Былов М.Н. К биографии Никитина (Письма И.И. и А.И. Брюхановым) // Исторический Вестник. - 1901. - № 11. - С. 617-623.

Капустина Н. Иван Николаевич Крамской и его знакомство с И.С. Никитиным // Игрушечка. - 1880. - № 1. - Февраль.

Ласунский О.Г. Из разысканий об И.С. Никитине // «Я Руси сын!..»

К 150-летию со дня рождения И.С. Никитина. - Воронеж, 1974.

Кузнецов В.И. Иван Саввич Никитин. - М., 1991. - С. 112.

Де-Пуле М.Ф. Иван Саввич Никитин // Сочинения И.С. Никитина. - Воронеж,

1869. - С. 3-202.

Фомин А.Г. Новые материалы об А.Н. Майкове и И.С. Никитине // Русский Библиофил. - 1916. - № 7. - С. 66-88.

И.С. Никитин. Статьи и материалы о жизни и творчестве. - Воронеж, 1952. -С. 183-226.

Здесь и далее письма Майкова к Никитину цитируются по статье А.Г. Фомина «Новые материалы об А.Н. Майкове и И.С. Никитине» (Русский Библиофил. -1916. - № 7. - С. 66-88).

Здесь и далее письма Никитина к Нордштейну и Майкову цитируются по статье В. Лебедева «Неизданные материалы, принадлежащие И.С. Никитину» (Никитин. Статьи и материалы о жизни и творчестве. - Воронеж, 1952). Никитин И.С. Полное собрание сочинений. - СПб., 1912-1913. - С. 15. Никитин И.С. Полное собрание сочинений и писем: В 3 т. - СПб., 1913. -Т. 1. - С. 81-82.

Второв Н.И. Воспоминания // Подъем. - 1961. - № 6. - С. 117. Исторический Вестник. - 1901. - № 11. - С. 617-623.

Фомин Г. Воспоминания об И. С. Никитине его родственников и современников // Проселочные дороги. Литературный сборник провинциальных писателей. Выпуск 1. - Воронеж, 1914. - С. 268-283.

2

3

4

5

8

9

10

1. И. С. НИКИТИН - ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ II

Августейший Монарх,

Государь Всемилостивейший.

Безвестный певец дерзает представить Твоему державному взору слабые плоды своего труда - свои безызвестные песни. Солнце, освещая моря и выси исполинских гор, согревает малую1 былинку - дикое дитя широкой степи. Ты, Государь, красное сол.<нце> Руси. Все, на что даже мимолетно падает Твой взор, получает новую жизнь и силу. О, если бы он, светлый, остановился на мгновение и на моем скромном труде, как было бы мне сладко петь и плакать от восторга!

Вашего Императорского В.<еличества>

Вер. <ноподданный>

2. И. С. НИКИТИН - ИМПЕРАТРИЦЕ МАРИИ АЛЕКСАНДРОВНЕ

К императрице Марии Александровне

Всемилостивейшая Государыня!

Дерзая повергнуть всемилостивейшему воззрению Вашего Императорского Величества первые плоды2 моей скромной музы, я чувствую, как скудно мое знание в деле искусства. Песни мои я слагал в уединении, не зная зачем и для чего; они3 были и будут необходимы для моей жизни, как воздух для дыхания. Природа -вот мой храм, из которого я выношу образы и по возможности воплощаю их в звуки. Примите Всемилостивейшая Государыня этот труд мой, как принимает нежная мать полевой цветок от дитяти, не потому что приносимый дар имеет цену, но потому что он - вся любовь и нежность.

3. И. С. НИКИТИН - ИМПЕРАТРИЦЕ АЛЕКСАНДРЕ ФЁДОРОВНЕ

К Императрице Александре Фёдоровне

Всемилостивейшая Государыня.

Подвергая воззрению Вашего Императорского Величества слабый труд мой, я испытываю невыразимое чувство. В лета моего детства, когда в первый раз вступил я под величавые своды одного прекрасного храма, мне казалось, что я перенесся в какой-то чуд-

ный мир, где все дышало божественною красотою, и страшно мне было за свое ничтожество, но этот страх заключает в себе и неизъяснимую прелесть. Тот же благоговейный трепет объемлет меня и в настоящую минуту при одной мысли, что моя робкая песнь коснется Вашего царственного слуха4.

4. И. С. НИКИТИН - ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ КОНСТАНТИНУ НИКОЛАЕВИЧУ

Ваше императорское Высочество!

Незавиден и подчас горек окружающий меня быт, скудно мое образование, но сильна безотчетная, непостижимая для меня самого любовь к песням. С малолетства очаровывали меня наше северное небо, темные леса, неоглядные поля и степи, и простая жизнь трудолюбивого пахаря, и предания нашей священной старины, все, что так близко и дорого Русскому сердцу, что называем мы нашей святой Отчизной. Сын Руси - я не мог не воспевать ее необъятного простора, величия и славы; я не мог не откликнуться и в настоящую великую войну на общий голос моей родины. Песни - мое лучшее достояние5. Ваше императорское Высочество горячо любит Россию. Позвольте мне, безвестному певцу, представить Вам первые опыты моих безыскусственных песен: высокое внимание Ваше будет высшею наградою моего скромного труда.

Вашего императорского Высочества беспредельно верноподданный.

1. Письмо И. С. Никитина императору Александру II. Черновик. Без даты. РГАЛИ. Ф. 347. Оп. 1. Ед. хр. 44. 1 об. л. Письмо частично было опубликовано Л. А. Плоткиным во вступительной статье «Творческий путь И.С. Никитина» в книге: И.С. Никитин. Избранные произведения. - Воронеж, 1934. - С. 8-22. - С. 11.

Александр II (1818-1881) - цесаревич (1831-1855), император России (1855-1881). Во время путешествия по России в июле 1837 г. вместе со своим учителем В.А. Жуковским посетил г. Воронеж. За время своего правления Александр II провел ряд серьезных реформ во многих сферах жизни страны, начиная с отмены крепостного права в 1861 г. Никитин положительно отно-

сился к царской семье. В 1854 г. поэт был намерен посвятить стихотворение «Донцам» (1854) цесаревичу Александру Николаевичу. В письме Второву Иван Саввич писал: «Посоветуйте, что мне делать? Рукавишников говорит, что весьма было бы хорошо стих. "Донцам" посвятить наследнику Александру Ник. <.> хорош или нет совет Рукавишникова и нужно ли мне ему следовать» (И.С. Никитин - Н.И. Второву. 10 июня 1854 г. РГАЛИ. Ф. 93. Оп. 1. Ед. хр. 156). Стихотворение не было посвящено (вероятнее, вследствие совета Второва).

1 Слово малую написано другими чернилами над словом - тонкую.

2. Письмо И. С. Никитина императрице Марии Александровне. Черновик. Без даты. РГАЛИ. Ф. 347. Оп. 1. Ед. хр. 44. 1 л. Письмо ранее не было опубликовано.

Мария Александровна (Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария) (1824-1880) - принцесса Гессен-Дармштадта, супруга императора Александра II, императрица России. Подробнее о Марии Александровне - в книге А.Ф. Аксаковой (Тютчевой) «При дворе двух императоров: Воспоминания. Дневник».

2 Слово опыты зачеркнуто, сверху написано - плоды.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Словосочетание но эти песни зачеркнуто, сверху написано - они.

3. Письмо И.С. Никитина императрице Александре Фёдоровне (с примечаниями И.С. Никитина). Черновик. Без даты. РГАЛИ. Ф. 347. Оп. 1. Ед. хр. 39. Не было ранее опубликовано. На листе после текста письма комментарий Никитина, сделанный карандашом: Письмо это написано и послано несколько позднее предыдущих. См.: далее записки от 25января.

Александра Фёдоровна (Шарлотта Фредерика Луиза Вильгельмина) (1798-1860) - принцесса Прусская, дочь короля Пруссии Фридриха Вильгельма, супруга императора Николая I, императрица России (с 1855 г. - вдовствующая императрица.). По воспоминаниям современников, императорская семья была исключительно крепкая. Александра Фёдоровна «любила цветы, выращенные в теплицах, поющих птичек, фонтаны, поэтому ее комнаты превратились в сказочную страну экзотических цветов. Она хорошо играла на пианино» (Чавчавадзе Д. Великие князья. Екатеринбург, 1998). В поэзии В. А. Жуковского Александра Фёдоровна представлена как «гений чистой красоты».

4 Текст С этим же благоговейным трепетом я начертываю эти строки, умоляя Ваше Императорское Величество о принятии моего труда. Это мое единственное желание, моя высшая наград зачеркнут и исправлен на Тот же благоговейный трепет объемлет меня и в настоящую минуту при одной мысли, что моя робкая песнь коснется Вашего царственного слуха.

4. Письмо И. С. Никитина великому князю Константину Николаевичу. Черновик. Без даты. РГАЛИ. Ф. 347. Оп. 1. Ед. хр. 43. Письмо частично было опубликовано Г. А. Костиным в 1961 г. в статье «На пути исканий» в шестом номере журнала «Подъем».

Константин Николаевич (1827-1892) - великий князь, второй сын императорской четы Николая I и Александры Фёдоровны, брат императора Александра II. Взойдя на престол, в 1855 г. Александр II назначил Константина Николаевича начальником по всем морским делам. В 1856 г. вместе с императором отправился в Крым, где велась война против Британии, Франции, Турции. Константин Николаевич поддержал мнение молодого императора о необходимости признать, что война проиграна и необходим мир. Это стало началом длительного сотрудничества между братьями, включая период реформ Александра II. Великий князь был назначен председателем комиссии по крестьянским вопросам в 1859 г. Выступая против значительной оппозиции, сам освободил своих крепостных крестьян. Ездил в Париж для налаживания отношений с Наполеоном III и на китайскую границу с целью инспектирования границ. С 1863 г. посвятил свою деятельность улучшению флота (в том числе отменил телесные наказания, улучшил условия службы). В 1865 г. назначен председателем Государственного Совета.

5 После Песни — мое лучшее достояние предложение Выражение в них народного духа — мое единственное желание зачеркнуто.

Вступительная ст., публикация и коммент.

Г. П. Черешневой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.