Научная статья на тему '"Судебные сцены" И. С. Аксакова, опубликованные А. И. Герценом в "Полярной звезде" в 1858 году'

"Судебные сцены" И. С. Аксакова, опубликованные А. И. Герценом в "Полярной звезде" в 1858 году Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
364
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИС АКСАКОВ / "СУДЕБНЫЕ СЦЕНЫ" / СУД В РОССИИ / ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО / АИ ГЕРЦЕН / "ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мотин Сергей Витальевич

Задача описать историю создания и публикации «Судебных сцен», представить их краткое содержание и ключевых эпизодов в рамках изучения жизни, трудов и политико-правовых взглядов И.С. Аксакова. Модель/методология историческое исследование. Выводы «Судебные сцены» вскрывают систему взяточнических отношений в рамках отдельно взятой российской уголовной палаты. Оригинальность/ценность впервые восстанавливается история создания и публикации «Судебных сцен» И.С. Аксакова, для историков-правоведов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

I.S. Aksakov’s "Judicial scenes" published by A.I. Herzen in the "Polar Star" in 1858

Purpose to describe the history of creation and publication of the «Judicial scenes», demonstrate their argument and the key episodes in the context of the study of I.S. Aksakov’s life, works and political-legal views. Methodology a historical research. Results the «Judicial scenes» bring to light the system of bribery within a separate Russian criminal court. Conclusion for the first time the history of creation and publication of I.S. Aksakov’s «Judicial scenes» is reconstructed for historian-lawyers.

Текст научной работы на тему «"Судебные сцены" И. С. Аксакова, опубликованные А. И. Герценом в "Полярной звезде" в 1858 году»

2.2. «СУДЕБНЫЕ СЦЕНЫ» И.С. АКСАКОВА, ОПУБЛИКОВАННЫЕ А.И. ГЕРЦЕНОМ В «ПОЛЯРНОЙ ЗВЕЗДЕ» В 1858 ГОДУ

Мотин Сергей Витальевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: заместитель начальника кафедры. Место работы: Уфимский юридический институт МВД России. Подразделение: кафедра истории и теории государства и права. Е-mail: motinsergey@mail.ru

Аннотация

Задача - описать историю создания и публикации «Судебных сцен», представить их краткое содержание и ключевых эпизодов в рамках изучения жизни, трудов и политико-правовых взглядов И.С. Аксакова.

Модель/методология - историческое исследование.

Выводы - «Судебные сцены» вскрывают систему взяточнических отношений в рамках отдельно взятой российской уголовной палаты.

Оригинальность/ценность - впервые восстанавливается история создания и публикации «Судебных сцен» И.С. Аксакова, для историков-правоведов.

Ключевые слова: И.С. Аксаков, «Судебные сцены», суд в России, взяточничество, А.И. Герцен, «Полярная звезда».

I.S. AKSAKOV'S «JUDICIAL SCENES» PUBLISHED BY A.I. HERZEN IN THE «POLAR STAR» IN 1858

Motin Sergey Vitaljevich, PhD at law, associate professor. Position: deputy head of chair. Place of employment: Ufa Law Institute of MIA Russia. Department: History and Theory of State and Law chair. Е-mail: motinsergey@mail.ru

Annotation

Purpose - to describe the history of creation and publication of the «Judicial scenes», demonstrate their argument and the key episodes in the context of the study of I. S. Aksakov's life, works and political-legal views.

Methodology - a historical research.

Results - the «Judicial scenes» bring to light the system of bribery within a separate Russian criminal court.

Conclusion - for the first time the history of creation and publication of I.S. Aksakov's «Judicial scenes» is reconstructed for historian-lawyers.

Keywords: I.S. Aksakov, «Judicial scenes», court of justice in Russia, bribery, A.I. Herzen, «Polar Star» («Polyarnaya Zvezda»).

«...эти сцены, как верная докладная записка, имеют все грустное достоинство истины, все печальное значение действительного факта. Пусть это сознание, лишающее меня художественной заслуги вымысла, сообщит предлагаемым сценам строгую занимательность правды и смысл обличительного современного документа» [Полярная, 1858, с. 5].

И.С. Аксаков

В предлагаемой статье мы продолжаем рассматривать важные политико-правовые эпизоды из жизни и творческого наследия И.С. Аксакова [см., напр.: Мотин, 2010; 2011].

В автобиографии Ивана Сергеевича можно прочесть следующее: «В 1857 г. напечатаны в Лондоне, в "Полярной звезде" (без ведома автора), его "Судебные сцены, или Присутственный день Уголовной палаты"» [Аксаков, 1960, с. 33-34]. Уточню, что аксаковские «сцены» впервые были опубликованы в «Полярной звезде» в 1858 г. под следующим развернутым наименованием: «Отрывок из книги: Самые достоверные записки чиновника очевидца. Присутственный день Уго-

ловной палаты. Судебные сцены, изложенные отставным надворным советником, бывшим секретарем Правительствующего Сената, бывшим товарищем председателя Уголовной палаты, бывшим обер-секретарем Правительствующего Сената, бывшим чиновником Министерства внутренних дел» [см.: Полярная, 1858, с. 3-100].

Однако вернемся во вторую половину 1840-х гг. В это время, с сентября 1845 по апрель 1847 г., И.С. Аксаков служил товарищем председателя уголовной палаты, т.е. уголовного суда, в городе Калуге. Именно тогда у него появился замысел написать судебные сцены, посвященные быту уголовной палаты, очевидцем которого он был на протяжении полутора лет службы. А.О. Смирнова-Россет вспоминает, что перед своим отъездом из Калуги Аксаков «читал свой capod'opera<шедевр (итал.)>критики: "Утро в уголовной палате". Тут представлен Александр Иванович Яковлев <в то время - председатель калужской уголовной палаты>среди его забот о пряжках, белилах, башмаках и наряде актрис нашего губернского театра» [Смирнова, 1989, с. 230]. Судя по всему, это был первый вариант аксаковской пьесы. Так, известный исследователь славянофильства Т.Ф. Пирожкова отмечает: «Это самое большое из художественных произведений писателя. Множество деталей в пьесе указывают на то, что она создавалась еще в 40-х годах, в Калуге. Внимательный читатель заметит связь калужских писем с "Судебными сценами"» [см.: Пирожкова, 1991, с. 19-20].

Спустя почти шесть лет, 22 января 1853 г., Аксаков из Абрамцева напишет письмо И.С. Тургеневу, в котором упоминает «судебные сцены»: «Про себя скажу вам, что я очень, очень много занимался нынешнюю зиму изучением древних наших учреждений, чтением грамот, актов и проч. О результатах этого чтения поговорим когда-нибудь на досуге. Написал я также довольно большую вещь, которую бы мне очень хотелось вам прочесть. Это - "Отрывок из книги: Самые достоверные записки чиновника-очевидца. Присутственный день уголовной палаты. Судебные сцены"... Верность, грустная верность описания в сочинении подобного рода есть главное достоинство, и я могу им похвалиться. Вы знаете, я служил почти десять лет в разных должностях и в разных углах России, и изнанка жизни, лицевую сторону которой представляют законы, именно быт судебный, мне коротко знакома» [Письма, 1894, с. 46]. Позже в письме к родным из Харькова от 14 августа 1854 г. Иван Сергеевич вспоминал: «"Судебные сцены" - тетрадь очень толстая -были написаны и два раза переписаны меньше, чем в две недели» [Аксаков, 1994, с. 297].

Аксаков в письме к родным из Петербурга от 7 сентября 1853 г. отмечал: «Вчера по приглашению <А.Д.>Блудовой обедал у них в Павловске и читал им после обеда свои "Судебные сцены". <Д.Н.>Блудов был в восторге. Вообще эти сцены здесь в большом ходу» [Аксаков, 1994, с. 248].

Важные сведения о «судебных сценах» содержатся в приложении к 3-му тому писем Аксакова к родным, где указана дата завершения предуведомления к пьесе -это 1853 г., а также в примечании сказано, что они «напечатаны в нескольких экземплярах 1 -го Дек<абря> 1854 года в Лондоне» [Аксаков, 1892, при-лож., с. 2]. К сожалению, больше никаких сведений об этих «нескольких экземплярах» нам обнаружить не удалось. Можно предположить, что в этом случае речь идет не о 1854-м, а о 1857-м годе.

В 1856 г., когда цензурный гнет несколько ослаб и в подцензурной печати появились «Губернские очерки» М.Е. Салтыкова-Щедрина, Аксаков надеялся, что и его «Судебные сцены» будут пропущены цензурой [см.: Цимбаев, 1978, с. 59]. Об этом он напишет в письме к родным из Николаева 27 сентября 1856 г.: «Если в "Вестнике" напечатана статья Безобразова о русском крестьянине и "Губернские очерки", то не было никакого основания не пропускать моих стихов и "Судебных сцен"» [Аксаков, 1994, с. 454].

Весной 1857 г., когда Аксаков находился за пределами России, А.И. Герцен послал ему письмо с предложением опубликовать «Судебные сцены» в «Полярной звезде». О путешествии Аксакова по Европе и его парижский адрес сообщил Герцену Н.А. Мельгунов [см.: Литературное, 1955, с. 358]. По всей видимости, именно последний в конце 1856 г. вместе с различными материалами для «Голосов из России» переслал Герцену и список пьесы Аксакова [см.: Эйдельман, 1966, с. 84].

Иван Сергеевич ответил на предложение Герцена отказом. Это видно, например, из письма Аксакова к родным от 24 апреля (6 мая) из Парижа: «Я получил из Лондона предложение напечатать "Утро в уголовной палате" отдельным изданием, с именем или без имени; в Лондоне - Бог знает как - два экземпляра моей "Уголовной палаты". Но я не дал согласия. Надеюсь, что пропустят ее в России. Впрочем, так как там есть экземпляры, то, пожалуй, могут и не уважить мой отказ» [Аксаков, 2004, с. 14].

Тем не менее, 8 (20) августа 1857 г. недалеко от Лондона состоялась встреча Аксакова и Герцена, о которой впоследствии вспоминала Н.А. Тучкова-Огарева: «Приезжали и люди вполне порядочные, развитые, сочувствовавшие Герцену. Между ними один только в эту эпоху меня глубоко поразил своей благородной, немного гордой наружностью, цельностью, откровением своей натуры. Это был Иван Сергеевич Аксаков. Он знал Герцена еще в Москве. Тогда они стояли на противоположных берегах. Читая во многих заграничных изданиях Герцена о разочаровании его относительно Запада, Аксаков, вероятно, захотел проверить лично, ближе ли стали их взгляды, и убедился, что они - деятели, идущие по двум параллельным линиям, которые никогда не могут сойтись... <...> В продолжение нескольких дней Герцен и Аксаков много спорили, ни один не считал себя побежденным, но у них было обоюдное уважение, даже больше, какая-то симпатия, какое-то влечение друг к другу; так они и расстались бойцами одного дела, но с разных отдаленных точек» [Тучкова-Огарева, 1959, с. 116]. Кстати, и Александр Иванович в письме от 17 (29) августа 1857 г. известит И.С. Тургенева: «Здесь был Ив<ан>Акс<аков>, и мы с ним очень, очень сошлись; его драмат<ические> сцены будут в IV «Пол<ярной>звез<де>» [Герцен, 1962, с. 117].

Об этих встречах Аксаков позже вспомнит в письме в редакцию газеты «День» (1863. 11 мая. № 19), подписанным псевдонимом «Касьянов». В частности, он передаст рассказ Герцена о мучительных ощущениях, пережитых им в Англии в год осады Севастополя, и его горячие уверения, что он не принимал ни малейшего участия в революционных воззваниях к раскольникам, незадолго перед тем перехваченных в России [Аксаков, 1886, с. 113].

Герцен и Аксаков договорились об обмене изданиями. Кроме того, руководитель Вольной русской типографии получил в лице Аксакова нового корреспон-

дента. После лондонского посещения Аксакову уже не довелось больше лично встретиться с Герценом. С конца 1857 и до середины 1861 г. основной формой общения между ними была переписка, которая велась конспиративно. Известны 5 писем Аксакова к Герцену за 1857-1861 гг., впервые опубликованы в газете «Вольное слово» (1883. 1 мая. № 60) и 9 писем Герцена к Аксакову за 1858-1860 гг., которые опубликованы в 30-томном собрании сочинений Герцена.

Спустя полгода после встречи, 14 (26) февраля 1858 г., Герцен спросит Аксакова: «Я еще не знаю до сих пор, получили ли вы 100 экземп<ляров> сцен?» [Герцен, 1962, с. 161]. Речь в письме Герцена, вероятно, идет об отдельных оттисках «Судебных сцен» из «Полярной звезды» 1858 г., датированных 1857-м г. [см.: Судебные, 1857].

Между тем, 17-м февраля (1-м марта) 1858 г. отмечен выход в свет IV книги «Полярной звезды». Здесь помещено 21 произведение (в том числе 16 стихотворений: 8 - Н.П. Огарева, 6, неизданных, А.С. Пушкина и 2 - неизвестных сочинителя). Основное место в литературной части альманаха, как всегда, занимали «Былое и думы». Пользуясь смягчением обстановки в стране, Герцен напечатал, между прочим, те главы, которые прежде не решился бы: из III части («Москва после второй ссылки. 1842-47») - об отношениях и разногласиях с Грановским и другими друзьями перед отъездом, о «наших» и «не наших» (т. е. московском кружке и славянофилах) [Эйдельман, 1966, с. 80-81]. Здесь же анонимно была напечатана и пьеса Аксакова. По-видимому, согласие на опубликование «Судебных сцен» в «Полярной звезде» Герцен получил во время посещения Лондона Аксаковым [Герцен, 1962, с. 388].

Герцен считал «Судебные сцены» «гениальной вещью», в которую «только надобно вчитаться - надобно дать взойти в душе всему грустному, скрытому в смехе и пошлости» [Герцен, 1962, с. 137]. Предисловие к сценам «От издателя» было написано Герценом и подписано им 1-м декабря 1857 г.: «"Судебные сцены" были нам присланы два раза, оба раза с другими рукописями, напечатанными в четырех книжках "Русских голосов". Мы медлили в издании этого превосходного произведения, во-первых, потому, что такое сочинение составляет значительную литературную собственность; во-вторых, думая, что при новом порядке вещей, "Судебные сцены" могут быть напечатаны в России; но, кажется, что романтическое преследование взяток и бесправия так далеко не идут.

Через два года мы решаемся их печатать, извиняясь в самовольном поступке перед неизвестным автором. Нам было бы очень больно, если б он был этим недоволен.

"Голосам из России" мы не могли уступить такую пьесу, мы ее, как почетного гостя, сажаем на первое место - в наш красный угол» [Полярная, 1858, с. 4].

Прочитав это предисловие, Аксаков в первой половине мая 1858 г. отвечал: «Благодарю вас за отзыв в "Полярной звезде". Он так искусно написан, что мне до сих пор никаких запросов не было» [цит. по: Эйдельман, 1966, с. 82]. В этом же письме он писал: «Ч<еркасский В.А.> доставил мне от Шнейдера 10 экземпляров "Полярной звезды". Остальных покуда нет возможности доставить в Россию иначе как по частям» [цит. по: Эйдельман, 2009, с. 73].

Исследователь Т.Ф. Пирожкова замечает, что «пьеса типизирует черты, которые оставались неизменными для всей России на протяжении не одного века: суд

оберегает интересы дворянского сословия, представителей которого и судить "совестно", "просто рука не подымается"; при противоречащих свидетельствах предпочтение отдается знатному свидетелю перед незнатным; всех судить надо по всей строгости законов, а знакомого человека отчего не пощадить, а за вознаграждение - тем более; дела решает секретарь, остальные чиновники способны только бездумно подписывать готовые бумаги, что они и делают на протяжении всей пьесы» [см.: Пирожкова, 1991, с. 19-20].

В предуведомлении к своему сочинению Аксаков поясняет: «Считаю нужным объяснить читателям, с какой точки зрения смотрю я сам на свое произведение. Не изъявляя претензий на художественное достоинство эти сцены, как верная докладная записка, имеют все грустное достоинство истины, все печальное значение действительного факта. Пусть это сознание, лишающее меня художественной заслуги вымысла, сообщит предлагаемым сценам строгую занимательность правды и смысл обличительного современного документа. <...> Гораздо опаснее для общества те грехи, которые чествуются "грешками"; те пороки, которые извиняются легко, уживаются со снисходительною совестью, живут рядом с хорошими свойствами души, принимают даже какую-то вполне искреннюю, добродушную физиономию, убаюкивают самое (с. 5) сознание какою-то особенною простосердечною логикой. Эта сеть малых грешков и пороков опутывает в сильной степени наше общество и каждый из нас более или менее страдает тем же недугом. Но особенно опасною оказывается эта болезнь в быту судебном, где она в союзе с властью, где каждое ее проявление передается непосредственно тяжкими гибельными ударами действительной жизни.

С этою целью выставлены мною даже не взяточники, а люди "честные" и даже добрые. Моя служебная деятельность доставляла мне возможность узнавать таких чиновников близко, и если не всему, то весьма и весьма многому, изложенному в судебных сценах, был я сам очевидцем.

Самое трагическое здесь, по моему мнению, это неправда, совершаемая добродушно и большею частью бессознательно.

Многим покажутся скучными эти сцены, но пусть они поскучают. Пусть знакомятся они с изнанкою той жизни, которой лицевую сторону представляют законы, пусть знают, каким порядком по большей части совершается современный суд в России. В верности моего изложения - я убежден - поручится всякий, кому известен судебный быт не только столичный, но и провинциальный, не по одним книгам и законам, но на самом деле и по опыту» [Полярная, 1858, с. 5-6].

В пьесе всего несколько главных действующих лиц. Это - председатель палаты, два заседателя от дворянства, заседатель от купечества, секретарь, помещик, а также - три писца, главный сторож, канцеляристы, конвойные солдаты и три арестанта. Товарищ председателя и второй купеческий заседатель находятся в отпуске. Все действие происходит в присутственной комнате уголовной палаты.

Приведем лишь несколько примеров «живописных» и «красноречивых» реплик от главных действующих лиц пьесы.

1-й заседатель от дворянства. Я вам всю мудрость открою. (Кладет перо.) Первое дело, это чтоб секретарь был хороший и добрый, ну и - не очень корыстный. Коли секретарь человек знающий, дело-то и ладно, уж он присутствующих ни под выговор, ни под

штраф не подведет. Я ведь вот как рассуждаю: ведь на что-нибудь секретарь да заведен, ведь коли бы мы и дела стали читать и законы приискивать и резолюции все сочинять, так тогда зачем и секретарь? <...> все это дело секретарское, а не наше.

Он же. У нас оттого и заведение такое, коли прокурору что в решении не нравиться, или губернатору, так мы домашним образом и переправляем дело. Что его в сенат-то таскать? Зато уж, если все промахнемся, или дело решим криво, то уж все молчок, друг друга не выдадим, все шито да крыто, дело-то ведь общее.

Он же. Я вам доложу, я вот уже 17 лет здесь сижу: не такие дела делались, рассказать вам, так и не поверите, уж про такие дела нынче и не услышите, а все, слава Богу, сходит с рук - ни жалобы, ни штрафу.

2-й заседатель от дворянства. Разумеется, если кто из знакомых попросит, так отчего ж иногда и не пощадить.

1-й заседатель от дворянства. По-моему мнению, эдакие дворянские дела и до палаты-то доводить не следует. Это бы надо, знаете, порядком домашним, семейным, через предводителя.

Председатель. То-то и есть!.. Ну как же его осудить, ведь, ей-богу, совестно как-то!.. Ведь все же он, как хотите, наш брат дворянин. Ведь для чего-нибудь нас дворяне-то выбрали.

1-й заседатель от дворянства. Был я заседателем земского суда. то-то весело жили! У нас так все волости и были поделены: у исправника свои, у заседателя свои. Что в каждой волости примерно женского полу, то одного заседателя, что в другой - то мое. Приедешь, бывало, на следствие в волость, так как сыр в масле и катаешься. Сотские уж так дело свое и знают. Ну, конечно, с иной ласкою, а иную и припугнешь.

Председатель. Один свидетель, да хорош - генерал! Генерал врать не станет, а коли соврет, значит, уж должно было так соврать, не даром! Что ж, мы и генералу не станем верить?.. Ведь генерал двух свидетелей стоит!

Он же. Ведь приговорить-то к тяжкому наказанию, да еще дворянина. это. это просто рука не подымает-ся.А он еще и знакомый человек, и полковник, и такой приятный.

Секретарь. Вот, Александр Матвеевич, его превосходительство, губернатор прислал приговор по делу купца Панкратова. Он его не утверждает, а просит его переменить*.

* Приговоры уголовных палат поступают все на утверждение к губернатору, который, если не согласен с приговорами, представляет дело с решением палаты и со своим мнением в Сенат. Решение палаты по подписании приговора изменено членами быть не может. (Примеч. И.С. Аксакова.)

В царской России «Судебные сцены» были напечатаны, по крайней мере, еще трижды: в журнале «Заря» за апрель 1871 г., анонимно двумя изданиями в 1874 и 1875 гг. в Лейпциге и в приложении к 3-му тому писем И.С. Аксакова [Аксаков, 1892, прилож., с. 17-91].

И, наконец, еще один любопытный поворот темы. Уже в советское время М.С. Нароковым была опубликована пьеса, написанная на основе «судебных сцен» Аксакова [Нароков, 1939]. В модернизированных сценах получила развитие основная тема аксаковского первоисточника и появились новые сюжетные линии. М.С. Нароков в предисловии пишет: «Для этого надо было выйти из парадных стен "Присутствия" и показать холодные сени палаты, где дожидались пригово-

ра эти безвестные "имяреки". Надо было перебросить наше внимание и в губернский "салон" и в дворянскую усадьбу, развернуть галерею характеров, той живой плоти эпохи, в гуще которой обильно заваривались и пышно расцветали ее "уголовные сюжеты"» [Нароков, 1939, с. 8]. Была ли пьеса поставлена на сцене? К сожалению, нам этот факт установить не удалось.

Подводя итоги, важно отметить, что отсутствие должной эффективности отечественного судопроизводства до сих пор остается одной из сложнейших системных проблем российской правовой жизни, а потому «Судебные сцены» И.С. Аксакова, вскрывающие систему взяточнических отношений в рамках отдельно взятой уголовной палаты, по-прежнему остаются актуальными.

Список литературы:

1. Аксаков И.С. Собр. соч.: в 7 т. Т. 2. Славянофильство и западничество. 1860-1886. Статьи из «Дня», «Москвы», «Москвича» и «Руси». М.: Типография М.Г. Вол-чанинова, 1886. VI, 846, IV с.

2. И.С. Аксаков в его письмах. Ч. 1, т. 3 и последний: Исследование украинских ярмарок. Ополчение. Путешествия за границу: письма 1851-1860 годов: с портретом автора 33 лет. М.: Тип. М.Г. Волчанинова, 1892. [4], XXIV, 514, 166 с., [1] л. портр.

3. Аксаков И.С. Стихотворения и поэмы / общ. ред.

A.Г. Дементьева; вступит. ст. А.Г. Дементьева и Е.С. Калмановского; подгот. текста и примеч. Е.С. Калманов-ского. Л.: Советский писатель, 1960. 300 с.

4. И. С. Аксаков. Письма к родным, 1849-1856 / Изд. подгот. [и примеч. сост.] Т.Ф. Пирожкова. М.: Наука, 1994. 653 с., [8] л.

5. И. С. Аксаков в его письмах: Эпистолярный дневник 1838-1886 гг.: в 3 т. Т. III. Письма 1857-1886 гг. / изд. подгот. Т.Ф. Прокопов. М.: Русская книга, 2004. 608 с.

6. Герцен А.И. Собр. соч.: в 30 т. Т. 26: Письма июнь 1856 - декабрь 1859. М.: Изд-во АН СССР, 1962. 534 с.

7. Литературное наследство. Том 62: Герцен и Огарев. [Кн.] II / АН СССР. Отд-ние лит. и яз. М.: Изд-во АН СССР, 1955. 899 с.

8. Мотин С.В.:1) И.С. Аксаков о праве, свободе слова и цензурном законодательстве // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 4. С. 277-280; 2) И.С. Аксаков - чиновник по особым поручениям при министре внутренних дел Л.А. Перовском (21.09.1848 -05.04.1851 гг.) // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 6. С. 295-299.

9. Нароков М.С. Уголовная палата: Пьеса в 4 действиях: (Сюжет заимствован у И.С. Аксакова). М.: Искусство, 1939. 156 с.

10. Тучкова-Огарева Н.А. Воспоминания [о Герцене и Огареве / Подготовка текста, вступ. статья и примеч.

B.А. Путинцева]. М.: Гослитиздат, 1959. 382 с., 15 л. ил.

11. Пирожкова Т.Ф. «Много я ездил по России...» // Аксаков И.С. Письма из провинции. Присутственный день в уголовной палате. М.: Правда, 1991. С. 5-26.

12. Письма С.Т., К.С. и И.С. Аксаковых к И.С. Тургеневу. С введением и примечаниями Л. Майкова. (Отдельный оттиск из «Русского обозрения» 1894 г.). М.: Университетская типография, 1894. 152 с.

13. Полярная звезда на 1858. Кн. 4 / издаваемая Искандером и Н. Огаревым. Лондон: Вольная русская типография, 1858. 317, [1] с.

14. Смирнова-Россет А.О. Дневник. Воспоминания / Изд. подгот. С.В. Житомирская; [АН СССР]. М.: Наука, 1989. 789 с., [9] л. ил.

15. Судебные сцены. Отрывок из книги «Самые достоверные записки чиновника очевидца». Лондон: Вольная русская книгопечатня, 1857. 100 с. (Авторство И.С. Аксакова установлено по изданию «Сводный каталог русской нелегальной и запрещенной печати XIX века. М., 1971. С. 4).

16. Цимбаев Н.И. И.С. Аксаков в общественной жизни пореформенной России. М.: Изд. Моск. ун-та, 1978. 264 с.

17. Эйдельман Н.Я. Тайные корреспонденты «Полярной звезды». М.: Мысль, 1966. 309 с.

18. Эйдельман Н.Я. Свободное слово Герцена. М.: Эдиториал УРСС, 2009. 528 с.

Отзыв

на научную статью С.В. Мотина «"Судебные сцены" И.С. Аксакова, опубликованные А.И. Герценом в "Полярной звезде" в 1858 году»

В рецензируемой статье речь идет о пьесе известного славянофила-публициста И.С. Аксакова, в которой воспроизводится типичная деятельность российской дореформенной уголовной палаты, т.е. уголовного суда. Раскрывается система взяточнических отношений, которая стала нормой жизни среди чиновников судебного органа - председателя уголовной палаты, двух заседателей от дворянства и секретаря палаты.

Сам И.С. Аксаков около полутора лет в 1845-1847 гг. занимал должность товарища, т.е. помощника, председателя Калужской уголовной палаты и на собственном опыте изучил «изнанку жизни». Вот как он об этом писал в 1853 г. И.С. Тургеневу: «.я служил почти десять лет в разных должностях и в разных углах России, и изнанка жизни, лицевую сторону которой представляют законы, именно быт судебный, мне коротко знакома». В связи с этим автор статьи приводит несколько примеров «живописных» и «красноречивых» высказываний от указанных выше главных действующих лиц пьесы.

В статье восстанавливается история создания «судебных сцен» и ее первая публикация. Автор «сцен» в 1856 году планировал издать ее в России, однако это ему не удалось. Пьеса впервые анонимно вышла в свет в Лондоне, в Вольной русской книгопечатне - в четвертом номере герценовского альманаха «Полярная звезда» за 1858 год. Позже она неоднократно переиздавалась.

В «судебных сценах» И.С. Аксаков выделяет те черты, которые являлись типичными для отечественного судопроизводства на протяжении веков, а именно, что суд оберегает, главным образом, интересы дворян; что все дела решает в основном секретарь, а остальные чиновники только бездумно подписывают готовые бумаги; что предпочтение отдается знатному свидетелю перед незнатным; что всех судить надо по всей строгости законов, а знакомого можно и пощадить, тем более за вознаграждение и т.п.

Таким образом, представленная к рецензированию статья С.В. Мотина: во-первых, отвечает как по содержанию, так и по форме требованиям, предъявляемым к научным изданиям, во-вторых, ранее не публиковалась, и, в-третьих, рекомендуется для публикации в открытой печати.

Доцент кафедры истории и теории государства и права Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент Р.З. Амиров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.