Научная статья на тему 'Пищевые инновации как основа продовольственной безопасности государства и улучшения здоровья населения'

Пищевые инновации как основа продовольственной безопасности государства и улучшения здоровья населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ПИЩЕВЫЕ БИОТЕХНОЛОГИИ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ПИТАНИЕ / ПРОЕКТ / НАУКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FOOD SECURITY / INNOVATIONS / FOOD BIOTECHNOLOGIES / HEALTHY EATING / PROJECT / SCIENCE / EDUCATION / FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казаков Андрей Васильевич

В статье изложены основные принципы построения современных программ продовольственной безопасности населения страны. Обосновывается первостепенное значение инновационных решений. Первый план разработка экологически чистых и безотходных технологий. Главный инструмент малый и средний бизнес при государственной поддержке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Food Innovations as the Basis for Food Security of the Country and Public Health

The present article introduces the basic principles of modern food security programs in the country. Their fundamental requirement is innovative decisions. The main purpose is to develop green and waste-free technologies. The most important tool is small and medium-sized companies with government support.

Текст научной работы на тему «Пищевые инновации как основа продовольственной безопасности государства и улучшения здоровья населения»

^ кАЗАков Андрей васильевич

Кандидат медицинских наук, доцент кафедры пищевых биотехнологий

Уральский государственный экономический университет 620144, рФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/народной воли, 62/45 Тел.: (343) 372-40-51 E-mail: prof_kazakov@mail.ru

Ключевые слова

продовольственная безопасность инновации

пищевые биотехнологии оздоровительное питание проект наука

образование

финансирование

Пищевые инновации как основа продовольственной безопасности государства и улучшения здоровья населения 1

Аннотация

В статье изложены основные принципы

построения современных программ продовольственной безопасности населения страны. Обосновывается первостепенное значение инновационных решений. Первый план - разработка экологически чистых и безотходных технологий. Главный инструмент - малый и средний бизнес при государственной поддержке.

Краткая характеристика разделов программы и порядок осуществления мероприятий по ее реализации:

6. Разработка инновационных форм просвещения населения и специалистов по вопросам оздоровительного питания.

В настоящее время общество начинает правильно понимать и оценивать значение оздоровительной пищи в жизни каждого человека. Однако продукты функционального питания, в частности сим(н)биотические, известны не всем. Современное направление продолжает находиться в поле зрения ограниченного круга специалистов, а также привлекает внимание отчаявшихся людей, уже страдающих ярко выраженным дисбактериозом и другими болезнями [1; 2]. Практическая реализация проекта позволит сделать проблему видимой как для политика, так и для рядового гражданина. В связи с этим предполагается участие проекта в осуществлении городских, областных и республиканских программ здравоохранения населения. Широкая просветительская и воспитательная функции проекта будут способствовать развитию нового направления профилактической медицины с формированием здорового человека как одного из основных критериев стабильности общества.

Планируется подготовить и издать информационные материалы в виде брошюр в рамках инновационной концепции «Питаемся и лечимся одновременно». Брошюры могут реализовываться на конференциях, выставках, в книжных магазинах, на семинарах и т.д.

Полученные материалы войдут в основные и дополнительные учебные программы УрГЭУ и других вузов страны.

Одновременно с этим планируется проведение разъяснительной работы с врачами различных специальностей во всех лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждениях, а также в медико-санитарных частях промышленных предприятий. Врачи будут обеспечены необходимыми для работы

информационными материалами о биопродукции, а кроме того, информированы об организации специализированных информационно-торговых центров и кабинетов. Привлечение врачей к совместной работе делает возможным осуществление качественного надзора и эффективной оценки состояния здоровья населения, использующего биопродукцию в повседневном пищевом рационе. Биопродукцию нужно широко внедрять в ежедневный пищевой рацион каждого человека с профилактической целью [3].

7. Формирование интеллектуальной собственности по разделам 1-6.

Раздел включает формирование технической документации на разработанную продукцию для производства (ГОСТы; стандарты организаций; технические условия и технологические инструкции), а также интеллектуальной собственности (патенты на изобретения; промышленные образцы; товарные знаки и знаки обслуживания; ноу-хау и т.д.). Формирование технической документации включает проведение сертификации и стандартизации инновационной продукции на региональном и федеральном уровнях.

8. Лицензионная деятельность по реализации разработанной и уже имеющейся интеллектуальной собственности.

Предполагается реализация сформированной интеллектуальной собственности в другие регионы России, а также ближнего и дальнего зарубежья на основе договоров коммерческой концессии и лицензионных договоров [4].

Передача потенциальным клиентам прав на использование интеллектуальной собственности на уровне патентоспособных решений будет осуществляться с помощью лицензионных договоров в установленном порядке в ФГУ «Федеральный институт промышленной собственности» (ФИПС, Москва), а передача интеллектуальной собственности на уровне беспатентных решений и ноу-хау

- с помощью опционных соглашений и договоров коммерческой концессии,

1 Часть II. Начало см.: «Управленец» №S-6 I 2012.

UPRAVLENETS/ 7-8/35-36/2012

УПРАВЛЕНЕЦ /7-8/35-36/2012

^ Andrey V. KAZAKoV

Cand. Sc. (Medicine), Assistant-Prof. of Food Biotechnologies Dprt.

Urals State University of Economics

620144, RF, Ekaterinburg,

ul. 8 Marta/Narodnoy voli, 62/45

Phone: (343) 372-40-51

E-mail: prof_kazakov@mail.ru

Key words

food security

innovations

food biotechnologies

healthy eating

project

science

education

financing

Summary

The present article introduces the basic principles of modern food security programs in the country. Their fundamental requirement is innovative decisions. The main purpose is to develop green and waste-free technologies. The most important tool is small and medium-sized companies with government support.

Food Innovations

as the Basis for Food Security

of the Country

and Public Health 1

регистрируемых в юридических отделах городских администраций страны. Этот путь внедрения новых технологий в практику нами широко апробирован и целесообразен для наиболее удаленных от лицензиара территорий.

Партнерами, приобретающими технологии производства и применения оздоровительных биопродуктов и специальное производственное оборудование для их приготовления, являются медикосанитарные части, молокоперерабатывающие заводы и комбинаты, агрофирмы, коммерческие предприятия, работающие в сфере производства и переработки молочного и соевого сырья.

Предполагается лицензионная передача инновационных технологий глубокой переработки пищевого сырья вместе с коллекцией производственных штаммов микроорганизмов и специализированным оборудованием.

Планируется проведение учебно-информационных семинаров по организации предпринимательской деятельности в сфере пищевых инноваций. Перспективна возможность проведения платных учебных семинаров для специалистов пищевой отрасли с демонстрацией «живого» технологического процесса - основы любого современного пищевого производства.

В настоящее время в стране уже имеется более двадцати действующих предприятий, работающих по технологиям заявителя проекта. Это готовая инфраструктура и детально отработанный алгоритм для тиражирования новых технологий производства оздоровительной пищевой продукции.

Срок реализации Программы - 5 лет (1 января 2012 г. - 31 декабря 2016 г.).

Сроки реализации основных этапов Программы

Этапы Программы не выполняются отдельно друг от друга. Многие осуществляются одновременно и сливаются в логические комплексы, распределенные во времени (по годам), образуя единый алгоритм.

1. Разработка безопасных технологий глубокой переработки сельскохозяйственного сырья и производства всех групп оздоровительных пищевых продуктов с помощью биохимической активности полезных микроорганизмов и их ферментов (2012-2014 гг.).

2. Разработка малогабаритного специализированного оборудования закрытого (камерного) типа (биореакторов, ферментаторов, фасовочно-упаковочных аппаратов и т.д.) для производства любых пищевых продуктов и напитков (2013-2014 гг.).

3. Модернизация уже действующих сельскохозяйственных и пищевых предприятий, направленная на производство принципиально новых пищевых продуктов (2012-2015 гг.).

4. Организация новых предприятий по производству продуктов питания, прежде всего детских, диетических и лечебно-профилактических (2015-2016 гг.).

5. Разработка и внедрение новых форм реализации произведенной продукции (2014-2016 гг.)

6. Создание инновационных форм просвещения населения и специалистов по вопросам оздоровительного питания (2012-2016 гг.).

7. Формирование интеллектуальной собственности по разделам 1-6 (20132016 гг.).

8. Лицензионная деятельность по реализации разработанной и уже имеющейся интеллектуальной собственности (2012-2013 гг.).

Предполагаемые результаты реализации программы и социально-экономические последствия

Осуществление предлагаемой Программы позволит:

1. Стимулировать инновационную деятельность агропромышленного комплекса; разработку и внедрение безопасных технологий в сфере переработки сельскохозяйственного сырья и производства пищевых продуктов.

1 Part II. For Part I see «Upravlenets» No. 5-6 / 2012.

Инновационное обновление производства продуктов питания является основой повышения конкурентоспособности экономики. Это главное направление обеспечения продовольственной безопасности населения значительно эффективнее, чем безграничное расширение полномочий многочисленных контролирующих учреждений и организаций и развитие все новых и новых функций по ограничению производственно-сбытовой сферы предприятий.

2. Обеспечить преимущественное развитие регионального сельскохозяйственного производства, местной перерабатывающей и пищевой промышленности с целью сдерживания ввоза импортной продукции.

3. Создать безотходные пищевые технологии, при которых практически отсутствует загрязнение окружающей среды.

Современная биотехнология позволяет получать высококачественные пищевые продукты даже из органических и неорганических отходов различных производств.

4. Широко реализовать разработанные и сертифицированные инновационные технологии на территории страны и за рубежом на основе лицензионных договоров и договоров коммерческой концессии.

5. Развивать научный, учебный и производственный потенциал в их тесной взаимосвязи, так как в настоящее время наука, учебный процесс и производство существуют изолированно, зачастую не понимая друг друга.

Научный сотрудник НИИ или преподаватель вуза должен быть одновременно производственником и предпринимателем, чтобы знать производство и бизнес изнутри и создавать научные разработки, необходимые для производства, а не для отчетов о научной работе перед вышестоящими организациями; чтобы вести учебный процесс, исходя из знаний практической цеховой работы,а не книжных теорий. Необходимо вводить производственную практику не только для студентов, но и для преподавателей с последующей их аттестацией.

НИИ и вузы должны формировать перспективные научные направления и школы, приглашая на работу известных ученых и специалистов, достигших на практике высокого профессионального уровня, и создавая для них наиболее комфортные условия работы и жизнедеятельности. На первом месте должны быть специалисты высокого класса, а на втором - прочий, вспомогательный,

обслуживающий персонал. Больше уче-ных-практиков и меньше чиновников. Необходимо обеспечить на местах более высокую насыщенность и качество работы меньшим составом, т.е. полифункциональность всего штата сотрудников. Необходимо стимулировать труд новаторов научно-учебно-производственного комплекса.

6. Обеспечить качественную защиту интеллектуальной собственности. В ряде случаев беспатентная лицензия на использование ноу-хау обеспечивает лицензиару более эффективную защиту, чем лицензии на право использования патентов на изобретения.

7. Создать благоприятный инвестиционный климат.

Необходимо предоставление льготных кредитов. Практикуемая в настоящее время выдача предприятиям, учреждениям и организациям вышестоящими (административными) структурами лишь гарантий для банков на получение кредитов и комфортных писем фактической помощью не является.

8. Поддержать в первую очередь малый и средний бизнес, так как именно этот сектор экономики является наиболее перспективным в плане инноваций [5-7].

В мире на долю малого и среднего бизнеса приходится 60-70% общего инновационного продукта. К сожалению, в настоящее время создаются более благоприятные условия для уже существующих крупных, консервативно настроенных структур.

9. Наладить взаимодействие между разными ведомствами исполнительной власти на территориальном и федеральном уровнях.

Нужно укреплять внутренние связи всех участников производства с учетом интересов различных социально-профессиональных групп. Например, существует ярко выраженная диспропорция между конфиденциальностью интеллектуальной собственности с целью защиты авторских прав, контролируемой Федеральным институтом промышленной собственности (ФИПС, Роспатент), и широким разглашением всей коммерческой информации о технологии, техпроцессе, составе и рецептуре пищевых продуктов, требуемым органами Роспотребнадзора.

10. Снизить высокий уровень налогов, не позволяющий развивать инновационную составляющую не только вновь организуемым предприятиям, но и уже действующим.

11. Обеспечить режим наибольшего благоприятствования инновационной деятельности предприятий по линии допусков и текущего контроля со стороны надзорных органов.

Современный завышенный уровень действующих санитарных правил и норм не позволяет создавать даже малые производственные участки, инновационные научно-учебно-производственные комплексы (бизнес-инкубаторы, отделы инновационных технологий, технопарки и т.д.) ни в городской черте, ни в сельской местности.

Необоснованное завышение действующих нормативов применительно к ряду производств привело к тому, что проще продавать импортную продукцию, чем производить свою.

Именно развитая полифункциональ-ная система запретов и ограничений, наделенная неограниченной властью, является тормозом развития всех сфер производства и сбыта; причиной утечки финансовых потоков из области в другие регионы; благоприятной почвой для развития нелегального оборота продовольственных товаров и ухода от налогообложения, а также поводом для легализованного саботажа на государственном уровне любой инновационной деятельности.

12. Стимулировать широкое внедрение в практику основного принципа правильного питания «Питаемся и лечимся одновременно».

В связи с этим особо почетное место на продовольственном рынке должны занять продукты глубокой переработки исходного сырья; продукты, являющиеся результатом воздействия на органику полезных пробиотических микроорганизмов (бактерий жизни) и их мощных ферментных систем, т.е. ферментированные пищевые продукты (пищевые и биологически активные добавки, продукты функционального питания) для всех возрастных и профессиональных групп населения.

13. Проводить эффективное просвещение населения в вопросах оздоровительного питания с широким привлечением средств массовой информации и использованием выставочной деятельности.

При этом информационно-просветительская работа, в частности выставочная деятельность, может и должна быть самоокупаемой за счет широкой продажи инновационной продукции и информационной литературы.

14. Повысить профессиональный уровень специалистов разных отраслей

UPRAVLENETS / 7-8/35-36/2012

УПРАВЛЕНЕЦ /7-8/35-36/2012

промышленности, сельского хозяйства и здравоохранения в вопросах оздоровительного питания.

15. Организовать самофинансируе-мые центры пропаганды оздоровительного питания и потребления продуктов с лечебно-профилактическим эффектом (например, создать пункты реализации наиболее эффективных, проверенных временем, преимущественно отечественных БАД при детских лечебно-профилактических учреждениях, на промышленных предприятиях и т.д.).

16. Разработать различные виды адресной помощи и механизмы их реализации населению, нуждающемуся в продуктах, обогащенных биологически активными веществами (БАВ) и БАД (выездные консультации, проведение семинаров для работников промышленных предприятий и населения и т.д.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Осуществление Программы обеспечит:

1. Разработку новых видов отечественной оздоровительной пищевой продукции со следующими преимуществами перед зарубежными аналогами:

• более высокая пищевая и биологическая ценность;

• меньшая потребительская стоимость;

• более длительные сроки годности.

2. Создание благоприятных условий на всех уровнях для разработки и внедрения новых видов продукции детского питания, а также биологически активных добавок к пище и продуктов диетического (лечебно-профилактического) питания для всех возрастных и профессиональных групп населения.

3. Оздоровительный эффект (в социальном и экономическом плане) для всех возрастных и профессиональных групп населения.

4. Освоение новых земельных площадей под социальные нужды населения (программы «Русская деревня», «Технопарки», «Детское и лечебно-профилактическое питание», «Развитие АПК» и т.д.

5. Формирование позитивного социально-политического имиджа государства как инновационной производственно-научно-учебной структуры в подлинном смысле.

Критерии оценки эффективности реализации Программы

1. Разработанная и зарегистрированная в установленном порядке интеллектуальная собственность.

2. Производство новых видов продукции, обеспеченных санитарно-эпидемиологическими заключениями, сертификатами соответствия и свидетельствами о государственной регистрации.

3. Положительная оценка специалистами новых видов продукции.

4. Высокий покупательский спрос на новые виды продукции в розничной торговой сети г. Екатеринбурга и Свердловской области.

5. Подтверждение эффективности положительного действия на организм разработанных биопродуктов по результатам клинических и лабораторных исследований в специализированных аккредитованных организациях и учреждениях медико-биологического профиля.

6. Широкое распространение результатов работы.

Экономическая эффективность выполнения Программы

В связи с планируемым снижением общей заболеваемости населения и, следовательно, снижением показателей временной утраты трудоспособности и количества койко-дней, экономия государственных денежных средств может составить в процессе реализации Программы только на территории Свердловской области не менее 200 млн р. ежемесячно.

Успех выполнения Программы гарантируется имеющимся многолетним положительным опытом работы в этой сфере высококвалифицированных уче-ных-производственников, знающих, что и как делать. За прошедшие 20 лет сформирована новая приоритетная в стране научно-производственная школа по созданию и продвижению на рынок жидких и полужидких пищевых форм бифидо- и лактобактерий (БАД «Эуфлорин-В» и «Эуфлорин-1_»; кисломолочные бифидо-продукты «Бифифрут» и «Задорный»; кисломолочный продукт «Умочка» для детей первого года жизни, биосоусы и т.д.).

Уже имеющиеся разработки могут служить надежной базой для формирования новых линеек продуктов детского, диетического и лечебно-профилактического питания.

Главное назначение уже разработанных и широко используемых биопродуктов - профилактика дисбактериоза и болезней желудочно-кишечного тракта, хотя они с успехом используются и в различных лечебных схемах, в частности, при иммунодефицитных состояниях, в питании онкологических больных, ВИЧ-инфицированных, больных СПИДом и т.д.).

Объем расходов государственной казны Свердловской области, необходимых для достижения предусмотренных результатов, включая размер расходов, осуществляемых на каждом этапе реализации Программы

Первый этап - 2012-2014 гг. Предполагается разработка:

• комплексных пищевых добавок (ПД) для применения в качестве заква-сочного (ферментного) средства, антиоксиданта, регулятора кислотности и безвредного консерванта;

• биологически активных добавок к пище (БАД) дл я нормализации работы желудочно-кишечного тракта и повышения иммунитета у детей и взрослых;

• биосоусов для повышения пищевой и биологической ценности, а также эпидемической безопасности всех видов кулинарных изделий;

• биопродуктов (бифидопродуктов) из растительного и (или) животного и (или) смешанного сырья для использования в диетическом и лечебно-профилактическом питании.

Стоимость разработки и лабораторно-клинических испытаний каждого вида продукции составляет 100-300 тыс. р.

Стоимость экспертизы, сертификации, стандартизации и государственной регистрации каждого вида продукции составляет в среднем 100 тыс. р.

Второй этап - 2013-2016 гг. Предполагается разработка и производство промышленного образца специализированного оборудования камерного типа -биореактора. Оборудование предназначено для активации сухого заквасочного материала и приготовления жидких заквасок с целью производства высококачественных кисломолочных продуктов йогуртовой группы и соусов на основе наиболее важных для здоровья человека пробиотических микроорганизмов.

Стоимость разработки и создания одной единицы промышленного образца специализированного биотехнологического оборудования камерного типа объемом 250-300 л, включая пуско-нала-дочные работы и гарантийное обслуживание, составляет 500 тыс. р.

Третий этап - 2012-2015 гг. Предусмотрено расширение ассортиментного перечня действующего предприятия за счет подключения дополнительного оборудования без остановки основной производственной деятельности предприятия.

При этом стоимость организации выпуска нового вида продукции составляет 300-500 тыс. р.

Четвертый этап - 2012-2013 гг.

При наличии благоустроенных производственных площадей от 200 м2 и коммунального обслуживания (горячее и холодное водоснабжение, отопление, освещение, канализация, силовые ли-

нии электропередачи) стоимость организации мини-предприятия до момента выпуска первой коммерческой партии одного-двух видов биопродукции составляет 1,5-3 млн р.

Пятый этап - 2014-2016 гг. Стоимость повышения биологической ценности суточного пищевого рациона с помощью дополнительного введения в него комплекса пробиотиков, минеральных веществ, витаминов, ферментов и клетчатки на одного человека составляет в среднем 10 р.

То есть затраты на оздоровление организованного коллектива из 100 человек составят 1000 р. в день.

При длительности профилактического курса 15 дней затраты на 100 человек составят 15 тыс. р.

Количество профилактических курсов должно быть не менее двух раз в год (весной и осенью).

Таким образом, общие затраты на оздоровление организованного коллектива численностью 100 человек составят 30 тыс. р. в год.

Шестой этап - 2012-2016 гг. Планируется выпустить научно-популярную брошюру для населения «Питаемся и лечимся одновременно» тиражом 5000 экз. Распространение брошюры предполагается на семинарах среди технологов пищевых предприятий и товароведов

розничных торговых сетей, а также среди рабочих промышленных предприятий и на выставках для населения. Целесообразно внедрение результатов Программы в учебный процесс соответствующих специальностей Уральского государственного экономического университета. Затраты - 250 тыс. р.

Седьмой этап - 2013-2016 гг. Планируется получение пяти свидетельств по патентам на изобретения и трех свидетельств на товарные знаки (знаки обслуживания). Кроме того, предполагается разработка пяти комплектов технической документации для производства новых видов оздоровительной биопродукции (ТУ, ТИ, СТО).

Стоимость каждого свидетельства составляет 15 тыс. р., всех свидетельств

- 75 тыс. р. Стоимость товарного знака

- 20 тыс. р., а трех товарных знаков -60 тыс. р.

Стоимость комплекта технической документации на каждый вид продукции составляет 70-80 тыс. р., пяти комплектов - 350-400 тыс. р.

Общая стоимость формирования всех видов интеллектуальной собственности в вышеназванном примере ориентировочно составляет 500 тыс. р.

Восьмой этап - 2012-2016 гг. Лицензионная деятельность основана на самоокупаемости и осуществляется за счет

денежных средств индивидуального и малого предпринимательства, а также за счет инвесторов.

Общие денежные затраты по всем этапам Программы в пределах Свердловской области с участием Уральского государственного экономического университета и действующих малых инновационных предприятий без учета прямых расходов на оздоровление различных возрастных и профессиональных групп населения могут составить не менее 5 млн р. Это небольшие средства для Программы с экономическим эффектом, превышающим затраты в десятки раз. Это и делает описанную Программу абсолютно реальной и перспективной.

UPRAVLENETS / 7-8/35-36/2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.