Научная статья на тему '«Писатель всегда изгнанник» и «Крутой маршрут» Ежи Анджеевского. Взгляд на польскую литературу проф. Марека пыташа'

«Писатель всегда изгнанник» и «Крутой маршрут» Ежи Анджеевского. Взгляд на польскую литературу проф. Марека пыташа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Писатель всегда изгнанник» и «Крутой маршрут» Ежи Анджеевского. Взгляд на польскую литературу проф. Марека пыташа»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2011. № 4

НА ФАКУЛЬТЕТЕ

«ПИСАТЕЛЬ ВСЕГДА ИЗГНАННИК» И «КРУТОЙ МАРШРУТ» ЕЖИ АНДЖЕЕВСКОГО. ВЗГЛЯД НА ПОЛЬСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ ПРОФ. МАРЕКА ПЫТАША

Проблемы литературы эмиграции и литературная биография одного из наиболее известных польских писателей ХХ в. — Ежи Анджеевского стали темой двух лекций, которые в конце октября 2010 г. прочитал для студентов славянского отделения профессор Силезского университета в Катовицах Марек Пыташ, сотрудник кафедры исторической поэтики и искусства интерпретации Института исследований польской литературы им. Ирениуша Опац-кого филологического факультета университета.

В первой лекции, посвященной проблемам польской эмиграционной литературы и, шире, проблемам эмиграции в истории Польши, проф. М. Пыташ сформулировал обобщенный взгляд на эмиграцию как особое политико-историческое явление и представил типологию польской эмиграции. Эмиграция неразрывно связана с изгнанием и столь же неразрывно связана с человеческой судьбой. Согласно библейским преданиям, уже первые люди на земле пережили изгнание. Также и хронологию эмиграций на польских землях можно выстраивать от периода зарождения польской государственности, когда происходит ожесточенная борьба за власть князей, воевод и их сторонников. Первой волной эмиграции, зафиксированной в хрониках, можно считать бегство в Чехию противников воеводы Сецеха и его господина князя Владислава Хермана, приходящееся на конец XI в. Еще одним примером раннесредневековой политической эмиграции было изгнание младшими братьями сына Болеслава Кривоустого Владислава II (середина XII в.), за что за ним и закрепилось говорящее прозвище Изгнанник. И далее на всех этапах бурной истории Польши, при столкновении различных политических сил, сторонников тех или иных королей, вельмож, воевод вновь и вновь возникали волны исхода из страны людей по политическим или религиозным мотивам: здесь и изгнание «польских братьев» в период контрреформации, и политическая эмиграция после детронизации короля Станислава Лещинского, после падения Барской конфедерации, после разделов Польши. Девятнадцатый же век — это век борьбы поляков за восстановление своей государственности и независи-

мости, каждый этап которой также сопровождался изгнанием или бегством противников правящего режима. Это век так называемой Великой (или Большой) эмиграции, а имена великих польских поэтов-романтиков, оказавшихся в рядах эмигрантов и вынужденных провести большую часть своей жизни на чужбине, таких как А. Мицкевич, Ю. Словацкий и З. Красинский, придали этой политической эмиграции и эпитет «литературная». Ее символом можно считать и издававшуюся Мицкевичем в Париже газету «Польский пилигрим» и его художественно-публицистическое произведение «Книги польского народа и польского пилигримства», в котором он изложил свою концепцию польского мессианизма и в «рассеянии» поляков по миру видел не только причину страданий, но и источник будущего возрождения народа и государства.

Век двадцатый, как подчеркивал в лекции проф. Пыташ, несколько изменил облик, направления эмиграции поляков и восприятие эмигрантского опыта. Так, начинает набирать силу экономическая эмиграция, поляки уезжают «за хлебом», покидают родину в поисках лучшей жизни. Здесь, конечно же, нет изгнания, которое постулируется как обязательный атрибут эмиграции, но вынужденный характер отъезда из страны — бедность и отсутствие жизненных перспектив — очевиден. Вторая мировая война и ее исход стали естественными причинами для формирования новых волн политической эмиграции, основным центром которых теперь становится Великобритания, что дает возможность говорить о «большой британской эмиграции поляков». Профессор Пыташ также отметил, что во второй половине ХХ в. появляется и национально-политическая эмиграция — две волны выезда из Польши еврейского населения: сначала в 1948 г., а позднее в 1968 г. после так называемых мартовских событий. Внимания заслуживает отмеченный профессором факт эмиграции части партийного истеблишмента, не принявшего «оттепельные» явления 1956 г., ставшие реакцией на решения ХХ съезда КПСС. Последняя четверть прошлого века и первое десятилетие нынешнего — это время преимущественно экономической эмиграции, которая, по сути была и стимулом «воссоединения семей» в 70-е гг., и отъезда поляков за границу в период «военного положения», и после вхождения Польши в Евросоюз.

На этом фоне и в рамках этих волн эмиграции на чужбине оказывались и польские писатели, поэты, критики. Профессор Пы-таш отметил, что, где бы ни появлялись поляки, они там сразу же начинали издавать газету, а то и две, и публиковать книги. Таким образом, при исследовании польской эмиграционной литературы XX в., если принимать во внимание авторов, опубликовавших, по крайней мере, одну художественную книгу, то число их составит до 1000 человек. Но, по оценке проф. Пыташа, из них можно выделить не более 10—15 имен, достойных памяти и изучения. Далее в

лекции говорилось о творчестве таких литераторов, как Чернявский, Чайковский, Смея, Дзинбинский. Важно, как это поколение литераторов оценивает свой эмигрантский опыт или статус: «Мы польские поэты, а то, что мы живем в Англии, то это уж так получилось».

От конкретных фактов и исторических процессов проф. Пыташ перешел к представлению типологии позиций литераторов-эмигрантов, предложенной слушателям в виде таблицы, наглядно сопоставляющей характеристики поэта, поэта-эмигранта и эмигранта не-литератора по различным параметрам: идейным, идеологическим, социальным, эстетическим, этическим, функциональным, по отношению к понятиям патриотизма, национальности, религиозности, традиции, политике и под.

Вторая лекция профессора была посвящена творчеству Ежи Анджеевского, писателя хорошо известного в России по произведению «Пепел и алмаз», ставшего литературной основой знаменитого одноименного фильма Анджея Вайды. Однако остальное творчество писателя и сложные повороты его судьбы известны далеко не так широко, но представляют огромный интерес для исследователей современной польской литературы. Профессор Пыташ представил краткий очерк жизни и творчества писателя, обозначив его как «неизбежные пути и крутые тропинки» судьбы Ежи Анджеевского, писателя, которого не забывают. «Неизбежные пути» — это название первого сборника рассказов Анджеевского, вышедшего в 1936 г. и никогда более не переиздававшегося. Довоенные произведения Анджеевского находились в рамках течения так называемой католической литературы, а вот после войны начинают намечаться крутые повороты личной и литературной биографии писателя. В 1948 г. выходит в свет роман «Пепел и алмаз», принесший Анджеевскому оглушительный успех, популярность и признание у читающей публики и поддержку и поощрение со стороны властей, хотя изменчивость политической и идеологической позиции автора можно было предполагать уже тогда, так как в первой версии романа содержалась довольно резкая критика «советского империализма», сталинизма и пр., которая затем постепенно смягчалась и устранялась из произведения. Профессор Пыташ подчеркивал, что наряду с огромным успехом книга эта вызвала и сильные споры: с одной стороны, автора упрекали в фальсификации истории, изображении прихода коммунистов к власти как мирного акта соответствующего воле народа, а Армии Крайовой как элемента дестабилизирующего и разрушительного; с другой стороны, слышалась критика партийных властей за отсутствие четкой идеологической направленности, поскольку главный герой — солдат АК, изображен с симпатией, кроме того, не представлен позитивный образ будущего «народной Польши». Анджеевский выступает с публичной самокритикой, вступает в коммунистическую партию, занимает посты в руководящих органах. Противоречия в поведе-

нии Анджеевского лектор оценил как «своеобразную игру в покер с партией» — уже в 1955 г. Анджеевский начинает писать роман «Мрак покрывает землю», в котором при помощи исторической метафоры представляет генезис тоталитарных режимов и в определенной степени сводит счеты со своим недавним прошлым. В 1958 г. выходит из партии и уже далее постоянно связан с интеллектуальной и политической оппозицией тогдашнему режиму и часть произведений вынужден публиковать за границей. По мнению проф. Пыташа, ядро творчества Анджеевского составляют, помимо романа «Мрак покрывает землю», также два микроромана «Врата рая» и «Идет, прыгая по холмам», вышедшие соответственно в 1960 и 1963 гг., в которых писатель затрагивает важные экзистенциальные вопросы и проблемы творческого вдохновения, независимости художника, социальных и моральных табу. Особо в лекции был выделен роман «Месиво», работа над которым началась в середине 60-х гг. и продолжалась до смерти писателя в 1983 г. Этот роман должен был представить как можно шире панораму польского общества, судьбы и идейные позиции польской интеллигенции. Это произведение, новаторское по форме, включающее элементы автобиографические, соединяющее фикцию с публицистикой, имеющее открытую композицию, было по сути дела смелой попыткой создания новой разновидности романа, первым польским произведением, реализующим принципы постмодернизма. К сожалению, это произведение имело весьма сложную и запутанную издательскую историю и в полной версии в официальной печати появилось почти два десятилетия спустя после смерти писателя.

Рассмотрение творчества Ежи Анджеевского проф. Пыташ завершил выводом, что это, несомненно, один из интереснейших польских писателей ХХ в. Его жизнь и творчество представляли сложное переплетение жажды величия и славы, большого таланта, новаторских художественных идей, слабости, непоследовательности и героизма. В поисках поддержки разных политических групп он менял политическую окраску и лагеря, но и находил мужество противостоять давлению власть предержащих. Также он имел мужество противостоять мещанской социалистической морали и жестким ограничениям католической церкви, создавая произведения с очевидной гомоэротической окрашенностью, вынося свои личностные переживания с предельной откровенностью на суд читателя и критики.

О.О. Лешкова

Сведения об авторе: Лешкова Ольга Олдржиховна, доцент кафедры славянской филологии филол. ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.