Научная статья на тему 'Пирогов Николай Иванович 1810-1881 российский хирург и анатом, педагог, общественный деятель, основоположник военно-полевой хирургии и анатомо-экспериментального направления в хирургии, член-корреспондент петербургской академии наук'

Пирогов Николай Иванович 1810-1881 российский хирург и анатом, педагог, общественный деятель, основоположник военно-полевой хирургии и анатомо-экспериментального направления в хирургии, член-корреспондент петербургской академии наук Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
615
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пирогов Николай Иванович 1810-1881 российский хирург и анатом, педагог, общественный деятель, основоположник военно-полевой хирургии и анатомо-экспериментального направления в хирургии, член-корреспондент петербургской академии наук»

СРОЧНО В НОМЕР

«Война — это травматическая эпидемия».

Николай Пирогов

ПИРОГОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ 1810-1881

Российский хирург и анатом, педагог, общественный деятель, основоположник военно-полевой хирургии и анатомо-экспериментального направления в хирургии, член-корреспондент Петербургской академии наук

Э.М. Шпилянский1

Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

Николай Иванович Пирогов родился в Москве, в семье казначейского чиновника. Он был предпоследним, 13-м ребенком, младшим из шестерых детей, оставшихся в живых. Первоначальное образование Николай получил дома. Два года обучался в частном пансионе вместо положенных четырех. Отец разорился и платить за дальнейшее обучение не мог.

22 августа 1824 года в возрасте 14 лет (в документах возраст переделывают на 16) Николай Пирогов стал студентом медицинского факультета Московского университета, который окончил в 1828 году.

После окончания университета в числе 20 «отличнейших студентов» отправляется в город Де-рпт (ныне Тарту) для подготовки к профессорскому званию. В 26 лет Николай Пирогов успешно защитил докторскую диссертацию, избран профессором кафедры хирургии Дерптско-го университета. Первая же операция в Дерпте принесла ему широкую известность. Больные, самые чуткие ценители врачебного искусства, потянулись к чудесному оператору.

В 1841 году по приглашению Петербургской медико-хирургической академии Пирогов занял кафедру хирургии и назначен руководителем клиники госпитальной хирургии. Здесь молодой профессор читает лекции, к которым тщательно

1 Шпилянский Эдуард Маркович. Д-р мед. наук, профессор кафедры общественного здоровья и профилактической медицины. Директор Государственного казенного учреждения «Дирекция по обеспечению деятельности учреждений здравоохранения Юго-Западного округа г. Москвы». Тел.: 8-915-437-99-31. 8 (499) 124-45-47.

готовится; проводит вскрытие трупов в неприспособленных помещениях; разрабатывает и успешно применяет новые операции, получившие мировое признание и ставшие классическими; готовит к изданию полный курс прикладной анатомии [3, с. 115].

В ноябре 1842 года Николай Иванович Пирогов вступил в брак с 20-летней Екатериной Дмитриевной Березиной, девушкой из родовитой дворянской семьи. В январе 1846 года Екатерина Дмитриевна умерла от родовой горячки, оставив Пирогову двух сыновей, Николая и Владимира [3, с. 130-131].

В сентябре 1847 года на Кавказе во время долгой войны с горцами при осаде аула Салты доктор Пирогов впервые в мировой истории хирургии применил эфирный наркоз в военно-полевых условиях.

В 1850 году он женился на 22-летней баронессе Александре Антоновне Бистром. Общих детей у супругов не было.

1853—1856 годы. Крымская война. Она началась как русско-турецкая за господство на Балканах. Узнав о больших потерях русских войск, Пирогов обращается в военно-медицинское ведомство с прошением о незамедлительной его отправке в обороняющийся Севастополь. Только что женившийся вновь, имеющий двух детей, славу, почет, привилегии академика, он вдруг бросает все ради врачебной помощи русскому солдату [1, с. 259].

В ответ на сетования соскучившейся жены Николай Иванович писал: «Мы живем на земле не для себя только; вспомни, что перед нами разыгрывается драма, которой следствия отзовут-

СРОЧНО В НОМЕР

ся, может быть, через столетия; грешно, сложив руки, быть только одним праздным зрителем» [3, с. 179].

Никогда Пирогов не оперировал столько, сколько в Севастополе. Госпитали не могли вместить всех нуждающихся во врачебной помощи. Медики испытывали дефицит во всем: во врачах, в лекарствах, инструментах, перевязочных средствах, еде, белье. Раненые лежали на матрацах, пропитанных гноем и кровью. Недоставало хлороформа — операционные оглашались криками раненых. Смерть собирала здесь огромную жатву [3, с 172; 4, с. 45-48].

В этих тяжелейших условиях блестящий, виртуозный хирург оперировал на конечностях (пироговские ампутации), на глазнице, мочевом пузыре, при черепно-мозговой травме и ранениях кровеносных сосудов, используя общее обезболивание. Для лечения травмированных использовал пироговскую гипсовую повязку, или, как он ее называл, «налепная алебастровая», которая спасла тысячи людей от смерти и от горькой жизни калек.

Во время Крымской войны, обороны Севастополя Пирогов проявил свои организаторские способности. Великий русский хирург писал: «... к достижению благих результатов в военно-полевых госпиталях необходимы не столько научная хирургия и врачебное искусство, сколько дельная и хорошо учрежденная администрация. От администрации, а не от медицины зависит то, чтобы всем раненым, без изъятия и как можно скорее, была подана первая помощь, не терпящая отлагательства» [2, с. 467].

Николай Иванович впервые в истории 1 декабря 1854 года организовал и применил женский уход за ранеными в районе боевых действий, создал стройную систему женской сестринской службы милосердия.

Впервые в мире он осуществил сортировку раненых в зависимости от тяжести и места ранения.

Десятки тысяч русских солдат с благодарностью повторяли его имя. «Тот, кто не умер от ран после боя. Тот, кто не умер от заражения в госпитале. Тот, кто не умер от голода и холода на этапе» [3, с. 201-202].

«Вы сходите на перевязочный пункт, в город! Там Пирогов; когда он делает операцию, надо стать на колени», - вспоминал очевидец, побывавший в Крыму.

Известный российский хирург, участник Крымской кампании Христиан Яковлевич фон Гюббенет сказал: «Сюда, на перевязочный пункт, следует пригласить виновников войны, чтобы сердца их наполнились мирным духом согласия» [4, с. 45-48].

Ежедневно, спасая сотни раненых, Пирогов совершал свой врачебный подвиг. Вместе с выдающимися русскими адмиралами, погибшими на Малаховом кургане при обороне Севастополя: Корниловым Владимиром Алексеевичем (1806 — 5 октября 1854 г., 48 лет), Истоминым Владимиром Ивановичем (1809—7 марта 1855 г., 46 лет), Нахимовым Павлом Степановичем (1805 — 30 марта 1855 г., 53 года) — Пирогов не желал пережить Севастополь. Он писал: «Не хочу видеть моими глазами бесславия моей Родины; не хочу видеть Севастополь взятым; не хочу слышать, что его можно взять...» [3, с. 187].

После падения Севастополя Пирогов вернулся в Петербург. На приеме у императора Александра II он доложил о бездарном руководстве армией князем А.С. Меншиковым (правнук знаменитого Александра Даниловича Меншикова, генералиссимуса морских и сухопутных войск); о титулованных и самовлюбленных командирах; о воровстве, проевшем, как ржавчина, руководящий состав войск. Царь не желал знать эту правду. С этого момента Пирогов впал в немилость.

1856 год. Николаю Ивановичу Пирогову 46лет. Он по собственной воле покидает Медико-хирургическую академию, любимую науку. Назначенный попечителем Одесского, а затем Киевского округов, гениальный хирург пытается изменить существующую систему образования. 18 марта 1861 года за прогрессивные взгляды в области просвещения он был высочайше уволен с поста попечителя «по расстроенному здоровью».

В расцвете творческих сил Пирогов уединяется в своем небольшом имении Вишня (ныне село Пирогово), где открывает бесплатную больницу; отсюда выезжает на операции в Полтаву, Одессу, Кишинев; для чтения лекций — в Санкт-Петербургский университет; командирован за границу в качестве руководителя 30 молодых ученых, отправленных для подготовки к профессорскому званию [5, с. 220].

По просьбе русских студентов, живших за границей, Николай Иванович консультировал и исцелил, пожалуй, самого замечательного своего пациента — национального героя Италии Джу-зеппе Гарибальди [3, с. 244].

Сентябрь 1870 года. Николаю Ивановичу Пирогову — 60 лет. Российское общество попечения о больных и раненых воинах (потом переименованное в Общество Красного Креста) предложило ему осмотреть госпитали, перевязочные пункты и дать свои выводы об организации помощи раненым и больным во время франко-прусской войны, которая была жестокой и кровопролитной. Способствовало этому чрезмерное применение огнестрельного оружия и артиллерии.

«...Шовинизм, вызывающий нации на распри и погибель, достоин проклятия народов», — вот главный вывод, который привез русский хирург из Эльзаса, истоптанного солдатскими сапогами [3, с. 255].

1877 год. Пирогову 67лет. По приглашению Международного общества Красного Креста он отправляется на новую русско-турецкую войну. Николай Иванович ехал на фронт для осмотра лазаретов, а стал фактически главным консультантом по всем вопросам медицинского обеспечения русской армии на Балканах (в Болгарии и Румынии). Возраст, физические и моральные нагрузки дают о себе знать. Но он не желает думать о своих 67. Он по-молодому стремителен. Работа по-прежнему покорялась ему.

Во многих госпиталях и лазаретах Болгарии, где работал Пирогов, в знак благодарности великому русскому врачу, установлены обелиски и мемориальные плиты. В 1884 году в столице Болгарии установлен «Докторский памятник». На блоках монумента увековечены имена 531 медицинского работника, погибшего при выполнении гуманного долга от пуль неприятеля и в борьбе с эпидемическими болезнями.

«В последние годы жизни к Пирогову приходит необыкновенное озарение. В этот небольшой отрезок времени Пирогов не только великий хирург. Он педагог, мыслитель, философ, наставник и проповедник русского духа [1, с. 450, 453].

Три поездки Пирогова из Вишни за границу дали миру замечательную военно-медицинскую трилогию. В своей военной эпопее — «Начала общей военно-полевой хирургии» он сделал вывод: «Война — это травматическая эпидемия». Этот афоризм стал впоследствии эпиграфом многих работ о войне: врачей, историков, писателей, драматургов, кинематографистов.

Ноябрь 1880 года. Николаю Ивановичу Пирогову — 70лет. Он плохо видит: у него катаракта; плохо слышит. Но он полон решимости

работать, творить, созидать. Талантливый хирург-писатель продолжает работать над «Дневником старого врача», который писал до последней минуты своей жизни.

Май 1881 года. В Москве и Петербурге торжественно отмечают 50-летие научной деятельности Пирогова. Николай Иванович согласился на чествование только в Москве.

Актовый зал Московского университета. В торжествах приняли участие не только представители русской общественности, но и ученые Мюнхенского, Страсбургского, Падуанского и Эдинбургского университетов, профессора всех медицинских факультетов Парижа и Праги, ряда других хирургических обществ.

Великий хирург удостоен высокого звания почетного гражданина города Москвы. В своей речи Николай Иванович отметил, что осуществилась заветная мечта его юности, когда он готовился посвятить всю свою деятельность исключительно Москве — месту его рождения и воспитания [1, с. 460, 461].

После юбилея самочувствие Пирогова ухудшилось. Во рту развивалась раковая опухоль. Помочь не могли ни лучшие врачи России, ни светилы медицинской науки Германии.

Приступы боли невыносимы. Боль выплескивается на бумагу: «Ой, скорее, скорее! Худо! Худо! — пишет он за месяц до смерти. — Так, пожалуй, не успею и половины петербургской жизни описать»... Биографические моменты в «Дневнике» постоянно переплетаются с рассуждениями о жизни, о любви, о смерти. Он торопится, пишет уже совсем неразборчиво, странно сокращая слова» [3, с. 266].

23 ноября 1881 года Николай Иванович Пирогов — «патриарх русской медицины, великий врачеватель людских недугов» — умер в своем имении Вишня.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брежнев А.П. Пирогов. М.: Молодая гвардия, 1990. 476 с.

2. Пирогов Н.И. Собрание сочинений: в 8 т. Т. VI. Начала военно-полевой хирургии. М.: Медгиз, 1959. 467 с.

3. Порудоминский В.И. Пирогов. М.: Молодая гвардия, 1969. 271 с.

4. Сорокина Т.С. Николай Иванович Пирогов в зарубежной историко-медицинской литературе / Т.С. Сорокина // Проблемы соц. гигиены, организации здравоохранения и истории медицины. 2010. № 6. С. 45-48.

5. Шойфет М.С. Сто великих врачей. М.: Вече, 2004. 528 с.

Поступила 28.03.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.