Научная статья на тему 'ПИРАМИДА ДУХА И ВОЛИ Часть 3. Великое Кольцо (Окончание. Начало в № 1 за 2022 г. и в № 1 за 2023 г.)'

ПИРАМИДА ДУХА И ВОЛИ Часть 3. Великое Кольцо (Окончание. Начало в № 1 за 2022 г. и в № 1 за 2023 г.) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПИРАМИДА ДУХА И ВОЛИ Часть 3. Великое Кольцо (Окончание. Начало в № 1 за 2022 г. и в № 1 за 2023 г.)»

ПИРАМИДА ДУХА И ВОЛИ

ЧАСТЬ 3. ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО (Окончание. Начало в № 1 за 2022 г. и в № 1 за 2023 г.)

Валерий Валерьевич Лепов,

доктор технических наук, директор Института физико-технических проблем Севера им. В. П. Ларионова СО РАН -обособленного подразделения

ФИЦ «Якутский научный центр СО РАН», профессор кафедры философии ФИЦ ЯНЦ СО РАН, действительный член Академии наук РС(Я), г. Якутск

В. В. Лепов DOI: 10.24412/1728-516Х-2023-2-90-98

Власть над собой - самая высшая власть, порабощённость своими страстями - самое страшное рабство.

Уильям Шекспир

Ничего не делается само собой, без усилий и воли, без жертв и труда. Воля людская, воля одного твёрдого человека - страшно велика.

Александр Герцен

Научное мировоззрение, проникнутое естествознанием и математикой, есть величайшая сила не только настоящего, но и будущего.

В. И. Вернадский

Две предыдущие статьи цикла [1, 2] посвящены проблеме поиска идеологической основы для современного многонационального и муль-тикультурного российского общества. Актуальность данного вопроса очень высока. Духовная пустота современного российского общества образовалась не на пустом месте. Предпосылками ей послужили пренебрежение и критика нравственных идеалов прошлого, догматизм ортодоксальных религий, а также следствия невежества, необразованности и невоспитанности, проявляющиеся в виде хамства, грубости, хулиганства, оскорблений, ругани, и, в то же время, лакейства, рабства и холопства, что отмечали ещё А. С. Пушкин1 и Н. А. Добролюбов2. Это стало наследием российского общества, разночинцев и дворянства, затем перешедших и в народную среду, - в крестьянство, рабочий класс и представителей криминальной субкультуры, за последние тридцать лет образовавших особый класс бизнесменов и даже депутатов, представителей высшего эшелона власти.

Но что же за этим стоит, что служит причиной таких явлений, возрос-

ших вместе со «свободой» и «демократией»? Юрий Лотман3 отмечал, что серая, скучная жизнь - одна из причин хулиганского поведения. Максим Горький тоже считал, что корень хулиганства - в скуке. Комплекс бездарности, социальной необеспеченности вызывает злость, пренебрежение нормами, законом, желание унижать людей и разрушать культурные ценности. Это общечеловеческое явление, свойственное не столько современной действительности «развитых» стран, сколько любой другой бездуховной, «светской» жизни.

Так, человек, внутренне раб и холоп, получивший неожиданное «господство», освобождается от зачатков имеющейся у него культуры и не знает, как вести себя в таком положении. Ведь чем выше материальное и служебное положение человека, тем более он должен быть внутренне воспитан, интеллигентен, культурен, чтобы осознавать накладываемые на него ограничения и оставаться свободным. Когда снимаются внешние запреты, действенными становятся только внутренние, и становится видна истинная природа человека. Так,

1 А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. - М.: ГИХЛ, 1959-1962. Том 6. Критика и публицистика. - С. 406; а также послание «Генералу Пущину» (1821, опубликовано в 1874). «Гаврилиада», 1921; «Увижу ль я народ освобождённый и рабство, падшее по манию царя...» («Деревня», 1920); и др.

2 Н. А. Добролюбов. Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами / Собрание сочинений в трёх томах. - М., «Художественная литература», 1987. Том третий. Статьи и рецензии 1860-1861. Из «Свистка». Из лирики. URL: http://az.lib.ru/d/dobroljubow_n_a/ text 0780.shtml

например, А. П. Чехов в своём письме брату даёт следующий портрет воспитанного человека: «Он снисходителен, мягок, вежлив и уступчив, легко прощает, не бунтует, сострадателен не к одним только нищим и кошкам, неприхотлив, болеет душой от того, что не увидеть простым глазом. Он чистосердечен и не может лгать, но и не уничижает себя с целью вызвать в другом сентиментальность и сочувствие». Однако отличить воспитанность, интеллигентность, мягкость от бесхарактерности, бескультурья и равнодушия очень трудно. Зачастую упрямство, грубость человека принимаются за силу воли. Но «известно, что упрямство есть признак бесхарактерности; точно так и самодурство есть верное доказательство внутреннего бессилия и холопства»4.

Героем может быть только тот, кто обладает величием духа, а человек обезличенный никогда не проявит его. В наше время, в связи с проведением Россией специальной военной операции, многим солдатам, офицерам и даже штабным военным присваивают звание Героя Российской Федерации. Но не следует думать, что только они проявляют героизм. Мужество и героизм на войне абсолютно необходимы, но не меньшее значение они имеют и в тылу, и в мирное время, когда необходимо бескомпромиссно выступать против лжи и рутины, формализма и невежества. Можно молчать, получать звания, должности, «делать карьеру», но в таком случае обман совести скажется на внутреннем состоянии человека. Он незаметно, но сознательно станет лживым и подлым, не говоря уже о том вреде, который нанесёт своему обществу. Между честностью, героизмом и счастьем есть прямая связь. Не может быть счастлив человек, который лжёт, что-то скрывает, совершает подлость. Внутри его будут грызть недуг, обида за совершённый поступок (неважно, сознательно или нет).

В теории мотивации Маслоу5 таких понятий нет вообще. Она нацелена лишь на получение человеком неких материальных ценностей, затем уважения и любви (видимо, за обладание этими ценностями), а следом и полного успокоения, «оправдания» человека самореализацией. В ней нет места героизму, совершению положительных поступков. Прекрасно жить и удовлетворяться, по теории Маслоу, могут и преступник, и вор, и человек подлый и лживый. Может быть, действительно, всё дело в физиологии?

Скорее всего, именно здесь и сказываются разность языка, менталитета, мировоззрения: на Западе не находится аналогов ни совести (она заменена там волей создателя, законами, диктуемыми сверху), ни

духу (там только чувства), ни подвигу (там лишь отвага, смелость, честь, поступиться которыми - значит лишь опозориться перед своими современниками и предками), ни жертвенности (там только расчёт, торг, обмен на золото, славу, карьеру, вес в обществе, как у Уинстона Черчилля). Следовательно, сменив идеологию образования и культуру на западную, мы должны внутри себя отказаться от духовной составляющей человека, от исторического морального закона, вызывая тем самым внутренний конфликт, недуг, деградацию личности. Это сказывается, к сожалению, на поведении каждого человека, в том числе находящегося во власти, на общей ситуации в стране и мире.

Физиология счастья

На настоящий момент имеется довольно стройная теория химической мотивации, вернее, выработки гормонов. Они вырабатываются гипоталамусом (рис. 1), эндокринной железой, небольшой центральной частью мозга, называемой промежуточным мозгом и имеющим около 50 пар ядер нейронов (мелко- и крупноклеточных, выделяющих пептидные и нейрогипофизарные, действующие на гипофиз, гормоны). Он регулирует эндокринную и вегетативную нервную системы организма, тем самым обеспечивая гомеостаз (гормональное равновесие) всего организма через многочисленные связи со всеми внутренними органами. Фактически, он ответственен за сохранение и проявление всех бессознательных человеческих эмоций и чувств, включая голод и холод, сон и пробуждение, симпатию и гнев и т.д.

Всего в нейрохимии6 в настоящее время выделяют девять основных эндорфинов, нейромедиаторов7 или так называемых «гормонов счастья». Из них четыре относят к аминокислотам - гамма-аминомасляная кислота, глицин, глутамат и аспарат. Первые два из них тормозят, а два других возбуждают нервную систему. Из катехоламининов - адреналин и норадреналин - тоже возбуждают, а вот дофамин ответственен за предвкушение удовольствия. К отдельной группе относят монами-ны - это серотонин (непосредственное удовольствие) и гистамин (реакция на физический или эмоциональный стресс).

Получается, как и у животных, первичная мотивация человека всегда связана с удовольствием. Возникновение желания приступить к какой-либо деятельности зависит от того, насколько сильно она для конкретного человека связана с возможностью получить наслаждение. И концентрация дофамина, и мотивация данного человека будут тем выше, чем более сильное

3 Юрий Михайлович Лотман (1922-1993) - советский и российский литературовед, культуролог и семиотик, доктор филологических наук, профессор, академик АН Эстонской ССР, лауреат литературной Премии Эстонской ССР им. Юхана Смуула, академической премии им. А. С. Пушкина, член-корр. Британской академии (1977), член Норвежской академии наук (1987), академик Шведской королевской академии наук (1989).

4 Добролюбов Н.А., Тёмное царство, 1859.

5 Маслоу Абрахам (1908-1970) - американский психолог, основатель гуманистической психологии. Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономической теории, в построении теории мотивации и поведения потребителей.

6 Нейрохимия - раздел биохимии, изучающий химические и клеточные механизмы деятельности нервной системы.

7 Нейромедиаторы - биологически активные химические вещества, посредством которых осуществляется передача сигнала от нервной клетки через синаптическое пространство между нейронами, от нейронов к мышечной ткани или железистым клеткам.

г>. р«№(Щ(1еи1аги4> парввентринулирное идро

сот1з*ига ч1п(гг|ст передняя клмиссура

ЛЯГ<(мльннй гюнгалаиус

преолтнчес^я оСявртъ П. аирглс№а$> тлИеин, е^пря. пишикки

епи*т* арнсит зрительный перепреет

лдекогнпофи]

ДОРСАЛЬНЫЙ

гипйгалэмус

ДдрМычаиапьный

гипоталамус задней пчклерчшус

согрогл таттиан*. маммнлярныо тела

Н^ЙрА-ГИПОфН!

Рис. 1. Расположение гипоталамуса (а) и строение промежуточного мозга (б)

б

наслаждение предполагается получить. Таким образом, выделение этого гормона напрямую связано, с одной стороны, с терпением, упорством, волей человека, но также с силой его воображения, которые позволяют ему быть мотивированным в течение длительного периода времени без каких-либо получаемых благ.

Действие серотонина несколько иное: он вызывает ощущение эйфории, радости, наслаждения, в то же время улучшает когнитивные способности, снижает болевой порог, повышает мышечный тонус и помогает легче воспринимать стрессовые ситуации. Однако проблема заключается в том, что серотонин и дофамин являются антагонистами, и повышение первого приводит к понижению концентрации второго. Так, при достижении цели, победы, повышение концентрации серотонина обычно приводит к исчезновению мотивации заниматься чем-либо дальше, и уровень дофамина падает. Однако это падение не приводит к повышению уровня серотонина, то есть если достижение цели сталкивается с непреодолимыми на данный момент трудностями, то концентрация дофамина снижается, и мотивация, как желание достичь цели, может полностью исчезнуть. Но серотонин при этом не повышается, удовольствия и счастья не прибавляется, поэтому настроение человека падает, возникают апатия и фрустрация (психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания).

Немаловажным фактором является взаимозависимость трёх основных систем человека - нервной, эндокринной и иммунной. Постоянное выделение эндорфи-нов (дофамина или серотонина) эндокринной системой стимулирует выделение цитокинов иммунной системой, и состояние нервной системы сильно от них зависит, как и наоборот. Но сила сознания, воля человека, могут воздействовать только на выработку дофамина - предтечу удовольствия, поэтому во многих историях успеха и в

библейских притчах признания добивались те, кто умел откладывать удовольствие на потом.

Опыт показывает, что стадийность, пошаговое решение большой задачи и поэтапное достижение намеченной цели позволяют выровнять и уравновесить выработку обоих гормонов счастья, сохранить в порядке нервную систему, не заболеть, и даже в случае, если удовлетворение связано с вредными привычками, - избавиться от последних. Однако в обществе потребления получение всё большего удовлетворения и наивысшего наслаждения становится самоцелью существования. С этой точки зрения цифровые технологии таят в себе опасность расходования дофамина при достижении ложных целей - при просмотре коротких видео, сидении в социальных сетях и за компьютерными играми. Бессмысленное потребление цифрового контента в этом смысле не отличается от материального, тогда как для постижения реальности и выбора пути необходим осознанный образ жизни.

От теории мотивации Маслоу к пирамиде

воспитания духа и воли: от материальных ценностей - к духовным

В нервной системе человека закодирован весь его жизненный опыт, - этот факт является одним из основных фундаментальных принципов нейролингвистичес-кого программирования (НЛП), как некоего стандарта социального развития и взаимодействия [3, 4]. Принятой моделью НЛП является иерархическая модель логических уровней изменения, действующая в процессах обучения, переобучения и общения. НЛП было модно обсуждать в 90-е гг. XX века, но после широкого применения в ряде государственных средств массовой информации и в специальной психиатрии (например, окна Овертона8), его раскритиковали с научной точки

8 Окно Овертона (окно дискурса) - социологическая концепция существования рамок допустимого спектра мнений в публичных высказываниях с точки зрения текущего общественного дискурса (автор - американский юрист и общественный деятель Джозеф Овертон).

зрения [5], назвав даже карго-культом9 психологии [6], и практически забыли, тогда как о предшествующей ему теории мотивации Маслоу постоянно вспоминают ввиду наглядности пирамиды потребностей.

Самая известная теория Маслоу основана на модели иерархии потребностей [7, 8]. Можно выделить три этапа её развития. На первом Маслоу разделяет все мотивы на дефицитарные и бытийные. Дефици-тарные направлены на восполнение потребностей, которые обеспечивают выживание человека, например, в еде или во сне. Бытийные служат развитию - это та активность, которая возникает не для удовлетворения первоочередных потребностей, а связана с получением удовольствия, удовлетворения, с поиском более высокой цели и её достижением. Далее в теории Маслоу появляются понятия метамотивации, метапотребности, связываемые с общими бытийными ценностями человека, такими как истина, добро, красота и другие. Такой бытийный пласт существования личности может открываться человеку лишь в некоторых «пиковых переживаниях» (восторг, эстетическое наслаждение, сильные положительные эмоции) [9].

Иерархия человеческих потребностей (пирамида Маслоу, рис. 2) включает в себя, таким образом, семь уровней потребностей: 1) физиологические; 2) безопасность; 3) любовь/принадлежность к чему-либо; 4) уважение; 5) познание; 6) эстетические; 7) самоактуализация. Последние три уровня в общем случае называют потребностью в самоактуализации или потребностью в личностном росте.

Диаграмма Маслоу показывает, в каком порядке человек в среднем удовлетворяет свои потребности. Хотя это не исключает другого порядка в частных случаях, когда, например, потребность в признании для человека важнее потребности в любви [7]. Маслоу считал, что все самоактуализированные люди имеют общие черты:

• более эффективное восприятие реальности и более удобные отношения с реальностью;

• принятие (себя, других, природы);

• непосредственность, простота, естественность;

• сосредоточенность на проблеме (в противоположность эгоизму, эгоцентризму);

• способность обособиться, потребность в уединении;

Рис. 2. Диаграмма потребностей Маслоу

• автономия, независимость от культурных штампов и окружения;

• сохраняющаяся свежесть восприятия;

• мистический и вершинный опыт;

• чувство общности с другими;

• более глубокие и проникновенные взаимоотношения;

• демократичность;

• способность распознавать цели и средства, хорошее и плохое;

• философский, незлобный доброжелательный юмор;

• креативность;

• сопротивление окультуриванию вне любой определённой культуры [5].

Из известных личностей к числу таких самоактуализированных людей Маслоу относил Авраама Линкольна10, Томаса Джефферсона11, Альберта Эйнштейна12,

9 О существовании карго-культов известно с конца XIX в. Наибольшее распространение они получили во время Второй мировой войны, когда в Тихом океане на островах Меланезии размещалось множество американских военных баз и аэропортов, через которые шло снабжение армии. С точки зрения аборигенов, происхождение многих вещей (одежды, припасов, оружия), часть из которых доставалась коренным жителям островов, являлось настоящим чудом с неба. Технологии их производства им были неизвестны, и источником происхождения считались духи предков. Чтобы снова вызвать их после окончания войны, они строили копии самолётов в натуральную величину, наземные сооружения, обмундирование, оружие, ходили строем и даже рисовали себе ордена. Это явление и получило название культа карго. Такие верования сохранились на островах Вануату и в некоторых регионах Папуа - Новой Гвинеи. Новое содержание это понятие получило после речи лауреата Нобелевской премии физика Ричарда Фейнмана, который назвал «наукой самолётопоклонников» исследования некоторых учёных, лишь имитирующих научные работы. Следует отметить, что этот термин актуален в науке и сегодня, когда множеством бессмысленных экспериментов и их интуитивным объяснением пытаются заменить науку, а реальные результаты - пустой результативностью.

10 Авраам Линкольн (1861-1865) - американский государственный и политический деятель, национальный герой, 16-й президент США и первый от Республиканской партии.

11 Томас Джефферсон (1743-1826) - американский государственный деятель, один из отцов-основателей США и авторов Декларации независимости, третий президент США, выдающийся политик, дипломат и философ эпохи Просвещения.

12 Альберт Эйнштейн (1879-1955) - учёный, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 г., общественный деятель-гуманист.

б

Становится ясно, что основанная на

»"-"•дай

Пошлин». "

Г

Рис. 3. Ступени диаграммы потребностей Маслоу, выстроенные по значимости для дальнейшего эволюционного прогресса человечества (а), и технологии их обеспечения (б)

Элеонору Рузвельт13, Джейн Адамс14, Уильяма Джеймса15, Альберта Швейцера16, Олдоса Хаксли17 и Бару-ха Спинозу18. Критики теории отмечают, что выборки исследований Маслоу слишком малы для обобщений, не учитывают социальных факторов и окружающего контекста, а критерии выбора субъективны [6, 7]. Таким образом, Маслоу фиксируется на получении человеком серотонина, удовлетворения первоочередных потребностей, упуская самый важный подготовительный, «дофаминовый» этап волевой работы над собой, воспитательный аспект, необходимый человеку с детства для преодоления трудностей и «ковки» характера, способного преодолевать все мыслимые искушения. Теория мотивации Маслоу должна быть, по крайней мере, дополнена, если не переосмыслена полностью, в том числе и в связи с опасностью развития цифровых информационных технологий, например, искусственного интеллекта (ИИ).

На рис. 3 представлены пирамиды потребностей (а) и развития современных технологий их обеспечения (б). Причём информационные технологии, включая искусственный интеллект, претендуют на замещение более высоких ступеней потребностей, включая последнюю, наивысшую, когда ИИ полностью имитирует личность, а обычный человек становится ненужным атавизмом.

гуманистическом подходе в психологии и идее постепенной самоактуализации человека, теория Маслоу [10] направлена на оправдание и навязывание потребительских ценностей обществу. При технологическом пути развития функции человека замещаются искусственным интеллектом, а вместо личности воспитывается безвольная, пови-нующаюся низменным инстинктам, лишённая реального выбора и свободы биомасса. Приспособленная к интересам верхушки капиталистического общества, теория Маслоу способствовала развитию ряда процессов, ведущих к деградации всего человечества путём увеличения имущественного и финансового различия, к излишней либерализации воспитания, легализации социальных меньшинств, безыдейному и бесцельному, бездуховному существованию, распространению эрзац-культуры, к культу обогащения и образу «успеха», к приближению технологической диктатуры, достигая апогея при становлении цифрового образования, цифрового общества, цифровой экономики и искусственного интеллекта.

Настоящей основой человеческой мотивации должна стать пирамида душевных исканий и духовных подвигов, воспитывающая силу воли, жертвенность и альтруизм, безразличие к материальным богатствам, призывающая к созданию справедливого мироустройства и пониманию бесконечности самосовершенствования (рис. 4). В этом случае известная пирамида Маслоу переворачивается, становится вторичной иерархией потребностей, обеспечение которых происходит как следствие реализации первичных движений духа. Тем самым истинная пирамида приобретает символический смысл добродетели, преодолевающей желания тела и души путём умственного познания и духовного созидания, бескорыстной жертвенности, противопоставляя потреблению материальных богатств и хищническому разграблению ресурсов природы сохранение, преумножение и развитие.

Эволюция человечества должна идти по пути преодоления недостатков современного общества, признания духовно-нравственных ценностей, как морально-этической составляющей разума, постепенной организации или вхождения в сообщество разумных миров Вселенной («Великого Кольца» по И. А. Ефремову).

а

13 Анна Элеонора Рузвельт (1884-1962) - американская общественная деятельница, супруга президента США Франклина Делано Рузвельта.

14 Джейн Адамс (1860-1935) - американский социолог и философ, лауреат Нобелевской премии мира 1931 г., президент Международной женской лиги за мир и свободу.

15 Уильям Джеймс (1842-1910) - американский философ и психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма, «отец» современной психологии.

16 Альберт Швейцер (1875-1965) - немецко-французский философ культуры, теолог-протестант, гуманист, органист, музыковед и врач.

17 Олдос Леонард Хаксли (1894-1963) - английский прозаик, писатель-фантаст, новеллист и философ, гуманист, пацифист и сатирик («О дивный новый мир», (1932)).

18 Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) - нидерландский философ-рационалист и натуралист еврейского происхождения, один из главных представителей философии Нового времени («Богословско-политический трактат» (1670), «Этика» (1677)).

Метаценности

ВлШВшшЩ

"члвсть

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

' Страц

Рис. 4. Пирамида духовно-нравственных ценностей человечества и их иерархия (по мере эволюции разума во Вселенной)

Воспитание через научную картину мира

Обеспечить духовно-нравственное развитие человека должны новые системы воспитания и образования, основанные на научных подходах. Мировоззренческими и онтологическими вопросами, обеспечивающими правильное формирование научной картины мира, занимаются такие дисциплины, как история и философия науки.

Изначально философия возникла на основе фундаментальных понятий об окружающем мире, таких как математические и физические знания, теоретическая часть которых претендует на онтологическую истинность. Встраивать математику в основу понимания окружающего мира научились ещё древние греки, а до них - вавилоняне и египтяне. Таким образом, математика имеет более чем трёх-тысячелетнюю историю. В России взлётом преподавания математики для наиболее широкой части населения можно считать эпоху Советского Союза. По сравнению с современным её состоянием, это было время расцвета математических и физико-математических школ, кружков и курсов. Высшую математику в обязательном порядке изучали на старших курсах всех втузов

и университетов. Уровень преподавания физики, к сожалению, был ниже. Поэтому в стране постепенно рос разрыв между уровнем понимания математики и использованием её на практике, что не могло не сказаться на темпах научно-технологического развития и модернизации промышленного производства, немыслимого без высокого уровня соответствующих технических знаний.

Началом физики можно считать эксперименты Галилео Галилея (рис. 5) и теоретические основы, закреплённые Исааком Ньютоном в его «Началах...» в конце XVII в., хотя в виде «натуральной философии» она была свойственна и древнегреческим мыслителям. Успехам физики человечество обязано всеми своими достижениями в области техники, энергетики, информатики, химии и медицины. В СССР, например, быть физиком означало принадлежать к интеллектуальной элите общества, обеспечивать паритет и сохранение мира на Земле.

Фундаментальные знания лежат в основе всей науки, исследований и разработок. Это отличает их от «инноваций», в которых могут использоваться научно необоснованные, но показавшие себя с положительной стороны рациональные способы, усовершенствования. Таким образом, все научные разработки можно отнести к результатам фундаментальной науки, которые будут отличаться только сроком их возможной практической реализации:

1. Узкие разработки, базирующиеся на большом фундаментальном заделе и апробированные на практике с небольшим, как правило, социальным/экономическим эффектом, уже готовые к внедрению (срок реализации 1-3 года).

2. Готовые к внедрению научные результаты, теоретический задел по которым апробирован в лабораторных исследованиях. Такие результаты требуют для получения социального/экономического эффекта от 4 до 10 лет опытно-конструкторских разработок.

Рис. 5. Основоположники современной астрономии, физики и механики Галилео Галилей (1564—1642) и Исаак Ньютон (1643-1727)

3. Научные результаты со средним сроком реализации, имеющие теоретический характер и требующие целенаправленных научно-исследовательских работ, лабораторных исследований и НИОКР от 10 до 30 лет.

4. Результаты исследований, опережающие современное состояние других отраслей промышленности на 30-50 лет.

5. Базовые теоретические и экспериментальные исследования, результаты по которым имеют долгосрочную перспективу применения. Срок их реализации достигает 50-100 лет и более.

Те отрасли знания и научные школы, которые относят к прикладным наукам, являются, таким образом, лишь приложением из фундаментального задела. С такой трактовкой соглашались многие выдающиеся исследователи и учёные, включая Луи Пастера19 и Нобелевского лауреата Ж. И. Алфёрова. Завершённое же научное исследование должно содержать в себе теоретическое обоснование и численный расчёт, экспериментальные или полевые исследования и приложение работы (разработку) на каждом из этапов, опираясь на фундаментальные знания и этику науки. Последнее очень важно с точки зрения безопасности применяемых результатов и невозможности их фальсификации. Фундаментальные знания, в свою очередь, нарабатываются и получают постепенное развитие, знаменуя процесс развития общества.

В памяти человечества остаются великие произведения культуры и искусства, открывающие новые знания достижений науки, а не пустые понятия, такие как результативность, эффективность, «цифровизация», «инновация», мегапроект, научные центры, бюджетные субсидии, откаты и распилы... Нужно видеть незыблемые ориентиры и ставить соответствующие приоритеты, не увлекаясь миражами, лозунгами и суетой потребительства, навязываемого обществу эрзац-культурой. Одним из путей выхода из сложившейся ситуации является отождествление групповых (местнических, родовых) интересов с общенациональными на основе роста интеллектуального потенциала общества. И хотя национальная идеология диктует цели развития и образы будущего, однако время национальных государств прошло. «Культ науки в самом высоком смысле этого слова, возможно, ещё более необходим для нравственного, чем для материального процветания нации. Наука повышает интеллектуальный и моральный уровень; наука способствует распространению и торжеству великих идей. ... Наука должна быть самым возвышенным воплощением отечества, ибо из всех народов первым будет всегда тот, который опередит другие в области мысли и умственной деятельности» (Луи Пастер).

Вместо заключения

Ещё до начала специальной операции Россия, по сути, уже несколько лет вела полномасштабную гибридную войну против Запада и НАТО, а также против тесно связанных с ними государственных и частных корпораций. Это можно назвать национально-освободительной революцией как «сверху», так и «снизу», что означает следующее (https://aurora.network/):

• освобождение России от экономической и финансовой зависимостей от Запада и Международного валютного фонда;

• перенастройку сырьевой экономики на индустриальную и переход к динамичному импортозамещению;

• выход России из Всемирной организации здравоохранения, Европейского экономического союза и ряда других глобалистских организаций;

• переход к реализации во внешней политике, в здравоохранении, науке, образовании и т.п. собственной повестки дня;

• возврат к советской системе среднего и высшего образования;

• возврат к системе духовных ценностей традиционного общества, классическому высоконравственному воспитанию личности на основе развивающейся научной картины мира.

Для достижения этих целей необходима идейная и нравственная основа государственной политики Российской Федерации, идейный фундамент, обосновывающий необходимость перехода от рыночной к плановой национальной экономике. При этом, поскольку невозможно отгородиться от мира в информационном плане, наука должна оставаться основой этого идейного фундамента.

В 2020 г на одном из заседаний комитета Государственной думы по образованию и науке прозвучали следующие, остающиеся актуальными и сейчас, предложения Президента Российской академии наук А. М. Сергеева20:

1. Обратиться в Госсовет РФ, Совет Безопасности РФ с предложением совместно с РАН разработать и представить на рассмотрение президенту РФ проект «Основы государственной политики развития науки и технологий и формирования национальной инновационной системы на период до 2035 года и дальнейшую перспективу». При этом наука должна быть определена как ведущая производительная сила, а Российская академия наук - как высшая научная и экспертная организация Российской Федерации.

2. Определить этот проект в качестве базового документа для разработки и принятия федерального закона «О государственной научной и научно-технической политике».

19 Луи Пастер (1822-1895) - великий французский микробиолог и химик, посвятивший свою жизнь практическим приложениям науки.

20 Заседание Комитета Госдумы по образованию и науке от 25 ноября 2020 года под председательством Вячеслава Никонова «О докладе РАН "О реализации государственной научно-технической политики в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными в 2019 году"» (Сергеев А.М.) https://labpro-media.ru/en/zasedanie-komiteta-gosdumy-po-obrazovaniju-i-nauke/.

3. Принять закон о поправках к 253-ФЗ, в соответствии с которым наделить РАН организационно-правовым статусом «Государственная академия» с внесением соответствующих изменений в Гражданский кодекс РФ. Наделить правом разрабатывать и вносить в правительство РФ проекты законов и иных правовых актов, а также полномочиями надведомственного экспертного органа.

4. Разрешить РАН в организационно-правовом статусе «Государственная академия» от имени правительства РФ вместе с заинтересованными органами государственной власти и госкорпорациями выступать в качестве соучредителя научных организаций.

5. Законодательно определить следующие основные виды деятельности РАН: проведение научных исследований, координацию работ по восстановлению научного задела в области обороны и национальной безопасности, научное обеспечение стратегического планирования и прогнозирования научно-технологического и социально-экономического развития.

6. В части совершенствования государственного управления развитием науки и технологий создать в структуре государственной исполнительной власти под руководством заместителя председателя правительства РФ надведомственный орган, отвечающий за реализацию единой государственной политики развития науки и технологий и формирования национальной инновационной системы, обеспечивающий формирование и реализацию стратегических государственных научно-технических программ, подготовку и аттестацию научных кадров высшей квалификации.

7. С целью улучшения контроля использования бюджетных средств, направляемых на развитие научно-технологического комплекса страны, внести изменения в Бюджетный кодекс, предусмотрев специальный раздел бюджетной классификации «Фундаментальные научные исследования, научно-технологическое развитие, формирование национальной инновационной системы».

8. Разработать механизмы стимулирования бизнеса к участию в развитии отечественных технологий, их внедрению в реальный сектор экономики и формированию новых рынков высокотехнологичной продукции на базе отечественных технологий и наукоёмкой промышленности.

9. Определить долю российской наукоёмкой продукции на глобальном рынке как главный показатель научно-технологического развития страны.

10. Пересмотреть подходы к оценке научных организаций, в том числе отказаться от библиометрических данных, как главных показателей эффективности и результативности научной деятельности.

Реализация этих предложений в РАН продолжается. Хотелось бы добавить, что 9 ноября 2023 г. Президентом РФ В. В. Путиным подписан указ «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», в которых «традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие

мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России», к которым относятся «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов».

Основы государственной политики также предполагают формирование образа России, как хранителя и защитника традиционных, общечеловеческих, духовно-нравственных ценностей. Кроме того, одной из целей станет защита русского языка и противодействие излишнему использованию иностранной лексики. Владимир Путин 31 марта 2023 г. подписал Указ «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации», где подчёркивается «особое положение России, как самобытного государства-цивилизации, обширной евразийской и евротихоокеанской державы, сплотившей русский народ и другие народы, составляющие культурно-цивилизационную общность Русского мира».

Таким образом, пришло время создания новой модели развития России, основанной на науке, культуре и высших духовных ценностях. В этом случае создание сильного антиолигархического государства должно включать решение задач достижения контрольных долей государства в промышленных отраслях, предотвращения геноцида и ущемления прав человека на жизнь и работу в угоду частным экономическим интересам и выгоде. Такая смена экономики на солидарную модель, основанную на прямом совладении всеми гражданами всеми национальными активами, даёт ключ к новому способу производства, новой этике, отвергающей как олигархический мегакапитализм, так и кланово-крими-нальный характер принятия решений [3].

Список литературы

1. Лепов, В. В. Пирамида духа и воли. Ч. 1. Наука и религия / В. В. Лепов // Наука и техника в Якутии. -

2022. - № 1 (42). - С. 86-92.

2. Лепов, В. В. Пирамида духа и воли. Ч. 2. Космизм и этика науки / В. В. Лепов // Наука и техника в Якутии. -

2023. - № 1 (44). - С. 85-91.

3. Лепихин, В., Беляков С. «Солидарная экономика» - новый способ производства. Доклад Институту ЕАЭС, 10.10.2013. URL: https://i-eeu.ru.

4. Олдер, Г. НЛП. Вводный курс : полное практическое руководство /Г. Олдер, Б. Хэзер. - Киев: «София», 2000. - 224 с.

5. Технологии изменения сознания в деструктивных культах / Т. Лири [и др.]. - СПб.: Изд-во «Экслибрис», 2002. - 224 с.

6. Gareth R.-D. Neuro-linguistic programming: cargo cult psychology? // Journal of Applied Research in Higher Education. - 2009. - V. 1, № 2. - P. 57-63.

7. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. -СПб. : Питер, 2008. - 352 с.

8. Википедия. Маслоу Абрахам. URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Маслоу_Абрахам.

9. Шульц, Д. П. История современной психологии / Д. П. Шульц, С. Э. Шульц. - СПб.: Евразия, 2003. - 532 с.

10. Леонтьев, Д. А. Современная психология мотивации : сборник / Д. А. Леонтьев. - М. : «Смысл», 2002. - С. 29-37.

11. Karl R. Popper. Objective Knowledge: An Evolutionary Approach. 1979. Карл Поппер: Объективное знание. Эволюционный подход. - Перевод с английского Д. Г. Лахути. - М., 2002 // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. - 18.12.2009. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/4291/4301.

Уважаемая редакция, уважаемый Виктор Васильевич!

Ваш журнал, основанный по инициативе первого Президента Республики Саха (Якутия) М. Е. Николаева, остаётся таким же значимым, как всё то, что было создано его распоряжениями. Прошло уже более 20 лет, как издаётся журнал, но он вызывает такой же живой интерес, как и раньше.

Вот и № 1 (44) за 2023 г., который я держу в руках, замечателен авторами, многих из которых я знаю, так же как и знаю, что публикации будут интересными и неожиданными. Например, статья-воспоминание В. В. Лепова о Владимире Петровиче Ларионове. Казалось бы, за эти годы мы прочли много публикаций и даже книг о нём, но как тепло, со знанием характера и личности Владимира Петровича, написана статья! Очень понравилась статья В. С. Шкодзинского своим новым взглядом на происхождение алмазов и написана достаточно просто и понятно (как, например, для меня - человека-дилетанта в этой области). Не зря

и рубрика называется «Алмазная азбука». В разделе «Связь времен» заинтересовала статья А. Д. Красиль-никова «История якутской установки ШАЛ». Её создатели в своё время получили за неё Ленинскую премию. Вот уже полвека прошло с момента создания данной установки, а она до сих пор является единственной в России и одной из крупнейших в мире.

Уважаемые коллеги, уважаемый Виктор Васильевич! Слово «понравилась», которое я использовала выше, можно адресовать почти к каждой статье данного номера, потому что они отвечают названию раздела журнала (а разделов, как всегда, много), интересны всем, независимо от образования читающего, да и возраста, освещают практически все научные проблемы, решаемые в нашей республике.

Огромная благодарность Виктору Васильевичу Шепелёву и всему составу редакции!

С уважением, учёный секретарь ИПНГ СО РАН к.т.н.

В. А. Будугаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.