Научная статья на тему 'УЛЫБКА ЧЕШИРСКОГО КОТА ИЛИ СОЦИАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТ: НЕПРЕХОДЯЩИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О СЧАСТЬЕ'

УЛЫБКА ЧЕШИРСКОГО КОТА ИЛИ СОЦИАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТ: НЕПРЕХОДЯЩИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О СЧАСТЬЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
201
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН / КОНЦЕПТ / ПОНЯТИЕ СЧАСТЬЯ / УДОВОЛЬСТВИЕ / ЭКОНОМИКА СЧАСТЬЯ / КРЕАТИВНЫЙ КЛАСС / ФЕЛИЦИТАРНЫЕ ТЕОРИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Виноградова Надежда Леонидовна, Леонтьева Елена Юрьевна

Феномен счастья противоречив, как и теоретический дискурс о нем, который уже много сотен лет пополняется новыми изысканиями. Авторы отмечают, что счастье мимолетно и неуловимо, как улыбка Чеширского кота. При этом его изучение воплощено в конкретных формах различных областей знания, предлагающих многочисленные его определения, что и позволяет в настоящее время исследовать его как концепт. Изучение данного феномена на сегодняшний день не является прерогативой философии или религии, к исследованию счастья со своих позиций подключились и нейрофизиологи, и психологи, и экономисты, и социологи. Однако именно это актуализирует необходимость междисциплинарного подхода и философского синтеза результатов данных изысканий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHERSHIR CAT'S SMILE OR A SOCIAL CONCEPT: CONTINUOUS REFLECTIONS ABOUT HAPPINESS

The article deals with the problem of happiness. The phenomenon of happiness is controversial. The theoretical discourse about it is also contradictory. This discourse has been replenished with new research for centuries. The authors underline that happiness is fleeting and elusive, like the smile of a Cheshire cat. At the same time, its study is embodied in specific forms of various fields of knowledge that offer numerous definitions of it. This allows us to explore it as a concept at the present time. The study of this phenomenon today is not the prerogative of philosophy or religion. The study of happiness from their own positions is carried out by neurophysiologists, psychologists, economists and sociologists. However, this actualizes the need for an interdisciplinary approach and a philosophical synthesis of the results of these studies.

Текст научной работы на тему «УЛЫБКА ЧЕШИРСКОГО КОТА ИЛИ СОЦИАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТ: НЕПРЕХОДЯЩИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О СЧАСТЬЕ»

УДК 17.022.1 ББК 87.74

Н.Л. Виноградова, Е.Ю. Леонтьева

Волгоградский государственный технический университет

УЛЫБКА ЧЕШИРСКОГО КОТА ИЛИ СОЦИАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТ: НЕПРЕХОДЯЩИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О СЧАСТЬЕ

Феномен счастья противоречив, как и теоретический дискурс о нем, который уже много сотен лет пополняется новыми изысканиями. Авторы отмечают, что счастье мимолетно и неуловимо, как улыбка Чеширского кота. При этом его изучение воплощено в конкретных формах различных областей знания, предлагающих многочисленные его определения, что и позволяет в настоящее время исследовать его как концепт. Изучение данного феномена на сегодняшний день не является прерогативой философии или религии, к исследованию счастья со своих позиций подключились и нейрофизиологи, и психологи, и экономисты, и социологи. Однако именно это актуализирует необходимость междисциплинарного подхода и философского синтеза результатов данных изысканий.

Ключевые слова: феномен, концепт, понятие счастья; удовольствие, экономика счастья, креативный класс, фелицитарные теории.

N.L. Vinogradova, E.Yu. Leontyeva

Volgograd State Technical University

THE CHERSHIR CAT'S SMILE OR A SOCIAL CONCEPT: CONTINUOUSREFLECTIONSABOUTHAPPINESS

The article deals with the problem of happiness. The phenomenon of happiness is controversial. The theoretical discourse about it is also contradictory. This discourse has been replenished with new research for centuries. The authors underline that happiness is fleeting and elusive, like the smile of a Cheshire cat. At the same time, its study is embodied in specific forms of various fields of knowledge that offer numerous definitions of it. This allows us to explore it as a concept at the present time. The study of this phenomenon today is not the prerogative of philosophy or religion. The study of happiness from their own positions is carried out by neurophysiologists, psychologists, economists and sociologists. However, this actualizes the need for an interdisciplinary approach and a philosophical synthesis of the results of these studies.

Key words: phenomenon, term, concept of happiness; pleasure, economics of happiness, creative class, felicity theories.

Феномен счастья, понятие счастья, обретение счастья, природа счастья и другие подобные вопросы интересовали человечество с момента его осознания себя, стремления понять смысл и цель своей жизни. Отдельные люди и социальные группы, представители самых различных профессий, вероисповеданий, культуры и мировоззрения, с несхожими жизненными ценностями и целями, пытались и продолжают искать ответ на вопрос «что такое счастье». В большинстве своем эти попытки фиксируют удивительную противоречивость данного феномена: оно и субъективно, и объективно, и индивидуально, но бывает и коллективным, может иметь материальный источник, но при этом представлять собой душевное (или духовное) состояние, осознаваться и проходить неосознанным, но в будущем всплывать в памяти как «счастливые моменты жизни». Счастье определяют и как

«данность от высших сил», и как достигаемое состояние, и как отношение, и как «умение созерцать», и «удовлетворенность малым» и т.д. и т.п. Эта противоречивость - сущностная особенность данного феномена, который, безусловно, существует, но очень трудно уловим «здесь и сейчас», при этом определяем через самые различные обозначаемые предметы, что и позволяет именовать его концептом, предполагающим объединение в себе нескольких денотатов, актуализирующих себя в конкретной языковой форме данного понятия.

Несомненно, первенство в рассмотрении счастья принадлежит сфере субъективной художественной деятельности. Произведения литературного творчества отражают и состояние счастья, и процесс его поиска, и его утрату. Зарубежная и русская классика могли бы посоревноваться за приз «кто больше и полнее писал о счастье»: В. Гюго, Ги де Мопассан, О. да Бальзак, Э.М. Ремарк, Э. Хемингуэй, Ш. Бронте, А.П. Чехов, И.Бунин, Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, С.Есенин и другие. Композиторы также вносят свой вклад в разработку проблематики счастья, преломляя ее через отраженные в музыке любовь, радость, восторг, - А. Вивальди, Э. Григ, Р. Штраус, М. Равель, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, А. Хачатурян и другие. Следует вспомнить и шедевры изобразительного искусства, скульптуры, прикладного творчества и т.п. и т.д. Все перечислить не представляется возможным.

Однако не только субъективная трактовка счастья присутствует в осмыслении данного феномена. В ХХ веке проблема счастья обратила на себя внимание ученых-естественников и таких научных дисциплин, как биология, химия, нейробиология психология. А также ученых-гуманитариев, представителей экономики, социологии. В середине ХХ века психологами-бихевиористами Дж. Олдсом и П. Милнером был поставлен ставший широко известным эксперимент над крысами, в результате которого был сделан вывод о наличии в головном мозге отдела, который был назван «центром получения удовольствия» [1, с.223]. Физиологами Дж. Барджером и Дж. Эвенсом был открыт гормон дофамин, который называют гормоном счастья, поскольку он вырабатывается как реакция человека на что-то приятное или как предвкушение чего-либо приятного [1, с.226]. Несколько позже фармакологом В. Эрспаме-ром был выделен еще один гормон, участвующий в появлении у человека позитивных эмоций, - серотонин [2]. Третьим гормоном счастья называют эндорфины, которые также активизируют «центр получения удовольствия» [3]. Эндорфины в многообразных вариантах присутствуют в различных наркотических веществах, что и ведет к «легкому», но крайне недолговечному получению счастья. Еще одним значительным шагом в объективных исследованиях счастья были работы эндокринолога Г. Селье, который изучал взаимодействие стресса (выбросы адреналина) и выработку эндорфинов и пришел к выводу, что стресс является одним из мощных факторов, провоцирующих последующее состояние удовольствия. Причем чем сильнее стресс, тем сильнее последующее состояние удовольствия, это объясняет популярность экстремальных видов спорта, фильмов ужасов и т.п. Одними из последних и сравнительно недавних исследований 2012 г. были труды шведского ученого Х. Лёвхейма, который предложил трехкомпонентную «модель получения удовольствия», в которой связаны дофамин, серотонин и норадреналин (производная адреналина) [4 с.11].

Однако получение удовольствия и счастье далеко не одно и то же. Современная наука пытается найти взаимосвязь и взаимозависимость между этими двумя состояниями. Один из вариантов ответа предлагают американские психологи М.Крингельбах и К.Берридж, считающие, что удовольствие и счастье связано через систему вознаграждений, которая включает три компонента: «склонность» (биохимическая реакция),

«желание» (волевое усилие) и «обучение» (ассоциации, возникающие в связи со стимулом) [5]. Для состояния счастья необходим баланс этих трех компонентов, но пока ученым не ясно, как этого добиться и возможно ли создать систему искусственно.

Иными словами, современная нейробиология, психология и прочие науки пытаются понять, что есть счастье, но при этом, скорее, констатируют изменения, происходящие в организме при наличии удовлетворения и положительной психологической, эмоциональной реакции, которые и могут выступать как обозначаемый предмет (то есть определенный денотат). Это, собственно, и есть особенность естественных наук - изучение того, что можно измерить, вычислить и после этого проанализировать полученный результат. Определение человеком цели, ценности, осмысленности происходящего и удовольствие от этого, как неотъемлемый компонент и, возможно, главный элемент счастья, остаются предметом философских исследований. Философия как интегративное знание стремится, опираясь на данные и достижения наук, а также знания иных форм постижения мира (субъективного художественного, религиозного и пр.), представить собственные ракурсы и понимание счастья. А поскольку данная проблематика интересовала и продолжает интересовать мыслителей всех времен и народов, постольку именно философия имеет наиболее богатый опыт осмысления этого феномена.

В древнегреческой культуре рассмотрение счастья началось еще в дофилософский период в поэмах Гесиода и Гомера. Мифологическое мировоззрение в полной мере отражается в представлении о счастье как о некотором даре человеку высшими существами, богами Олимпа, как определенная благосклонность судьбы, случайность. Например, у Гомера мы можем увидеть следующие строки: «... Зевс громолюбец, который все ведая в мире, благо и зло земнородным по воле своей посылает» [6, с.174], что достаточно четко демонстрирует одну из ярких черт понимания блага (в данном случае его можно трактовать как счастье) как некой высшей и неподконтрольной человеку данности. Однако у того же Гомера есть и иллюстрация другого понимания счастья как некоторого успеха, который человек может заработать собственным трудом и усилиями: «Несказанное там водворяется счастье, где однодушно живут, сохраняя домашний порядок, муж и жена, благомысленным людям на радость.» [6, с.148].

Однако наиболее известные представления о счастье, породившие самостоятельные философские направления, появляются в классическом периоде развития античной философии. Характерную особенность счастья выразил Аристотель, подчеркивая его многообразие: «для одних счастье - это нечто наглядное и очевидное, скажем, удовольствие, богатство или почет - у разных людей разное, а часто [даже] для одного человека счастье - то одно, то другое, ведь, заболев, [люди видят счастье] в здоровье, впав в нужду - в богатстве, а зная за собой невежество (а^ош), восхищаются теми, кто рассуждает о чем-нибудь великом и превышающем их [понимание]» [7, с.57]. Подобная многогранность понимания и восприятия счастья, а также разнообразие смыслов обозначающих его слов (первый шаг к формированию концепта) стали причиной множества теорий, наиболее известные из которых в разных аспектах раскрывали феномен счастья, это гедонизм, эвдемонизм, стоицизм, эпикуреизм, утилитаризм, а также идеи киников. Стоит предположить, что это многообразие отразило главную черту этого неуловимого и желанного состояния - его противоречивость и неоднозначность, субъективность, но и необходимость объективных факторов для возникновения, отдаленность во времени и сиюминутность и т. д и т.п.

Стоит отметить, что в философии Античности практически сразу на второй план уходят идеи счастья как данности высших сил и выходит на первый идея счастья

как достигаемого человеком состояния. Так, в гедонистической позиции, сформулированной Аристиппом, счастье рассматривается как получение плотских удо-вольствий и единственное, к чему человеку необходимо стремиться. Киники видели счастье в избавлении от условностей общества, в свободе следования собственным побуждениям и желаниям. К основателям эвдемонизма относят Аристотеля, который сформулировал идеи этического идеала как стремления к нравственности, что отождествляется со счастьем. Иначе говоря, по Аристотелю, счастье есть нравственная деятельность, которая приносит человеку удовлетворение. В «Никомаховой этике» Аристотель делает следующий вывод о счастье: «насколько распространяется созерцание, настолько и счастье, и в ком в большей степени присутствует [способность] созерцать, в том - и [способность] быть счастливым, причем не от привходящих обстоятельств, но от [самого] созерцания, ибо оно ценно само по себе. Так что счастье будет видом созерцания» [7, с.198]. Платон так же, как и Аристотель, связывает счастье с добродетелью. Эпикур видит счастье в наслаждении жизнью, отсутствии боли и страдания. Интересна концепция счастья стоиков, их учения представлены трудами Сенеки, Марка Аврелия, где основная идея счастья коренится в стойкости, смирении и готовности мужественно переживать все выпавшие на долю несчастья.

Средневековые представления о счастье, в большой мере, отказываются от Античной идеи возможности его достижения через личные усилия, и происходит определенный возврат к дофилософской идее дарованности счастья, божественном провидении. Доминирует идея счастья как удовлетворения малым, смирение и покорность духа. Подобные идеи с небольшими видоизменениями существовали вплоть до эпохи Ренессанса.

Философия эпохи Возрождения на новом витке развития возвращает представление о счастье как о том, что человек может достичь самостоятельно, несмотря ни на какие внешние трудности. Вместе с эпохой гуманистов утверждается идея земного, телесного счастья. Показательно для философии данного периода представление о счастье Л. Валла, которое близко эпикурейцам, но в то же время стремится примерить их с христианской философией: «Нужно отметить, что хотя я говорил, что наслаждение или удовольствие есть всегда благо, но стремлюсь я все же не к наслаждению, а к Богу. Наслаждение есть любовь, и Бог дает это наслаждение. Получая, любят, полученное любимо; любить - это то же самое что удовольствие, или наслаждение, или блаженство, или счастье, или милосердие, которые есть конечная цель, и в этом свете к ней нам представляются другие предметы [8, с.23]». В период Ренессанса меняется представление о счастье не только в плане изменения вектора с духовного восприятия на телесное, но появляются идеи социального (коллективного) счастья, что нашло отражение в утопиях Нового времени.

В новоевропейской философии в полной мере утверждается идея счастья как достигаемого активной деятельностью, преодолением преград и препятствий. Человек действующий, решительный, добывающий свое счастье, становится символом эпохи. Вместе с тем начинают развиваться социальные идеи счастья, которые нашли выражение в утопиях, например, в книге Т. Мора «Золотая книга столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии». Вся организация жизни на острове Утопия способствует преодолению несправедливостей реального мира, провозглашается всеобщее равенство, отсутствие частной собственности, общие для всех жителей правила поведения. Т.Мор указывает, что счастье может быть достигнуто через «добродетель - жизнь, согласная с велениями природы» [9, с.17]. В то же время он подчеркивает: «Но для лучшего устройства счастливой жизни разум и природа

призывают смертных к взаимной поддержке. Поэтому люди должны стремиться к своей выгоде постольку, поскольку это не причиняет невыгоды другим. На этих здоровых началах построены общественная мораль и общественные законы о распределении благ у утопийцев. Естественно, что нигде нет такого превосходного народа и более счастливого государства» [9, с.27].

В Новоевропейской философии появляется довольно большое количество утопий, и все они рассматривают счастье как некий безусловный порядок, социальное равенство и, по сути, являются поисками не счастья, а нового миропорядка. Пожалуй, только в 19 веке возникают утопии, первостепенной задачей которых является поиск именно счастья, его оснований и возможностей, а другое устройство мира и общества в них играет вспомогательную роль. К одним из таких утопий относится философичный роман американского писателя «Взгляд назад, 2000-1887» Э. Беллами. Возможности достижения повсеместного и всеобъемлющего счастья, по версии автора, базируются на материальном достатке и экономическом благополучии. Все заняты приятной для себя деятельностью, а всю тяжелую работу выполняют машины и механизмы. Люди могут достаточно много отдыхать и после 45 лет полностью освобождаются от работы. В обществе нет конкуренции, нет необходимости лгать, притворяться, они свободны в своих проявлениях - они открыты для добра и счастья [10]. Книга пользовалась большой популярностью именно за то, что давала ответы на вопросы о счастье и возможностях его достижения.

Романы-утопии становятся весьма популярны в 19 и 20 веках, и в каждом из них в той или иной мере рассматривается идея достижения счастья, счастливого будущего или отдельного человека, или, что гораздо чаще, общества в целом. Философы-утописты 19-20 веков внесли вклад в формирование западного восприятия счастья, заложив основы либеральной традиции и активно развивая ее: счастье индивидуально, никто не вправе навязывать человеку свое понимание счастья.

В размышлениях о счастье нельзя не обратить внимание на понимание данного феномена в принципиально иной философской традиции - на Востоке. Так, для буддизма счастье является базовой категорией, у многих исследователей мы можем увидеть обращение к «счастью как главной ценности буддизма» [11, с.131]. Оно понимается не однозначно, с одной стороны, может быть как минимум две ступени счастья: обыденная, которая может быть достигнута человеком на житейском уровне, и более высокая, для достижения которой необходимы специальные духовные практики и долгий путь. С другой стороны, счастье может определяться как некоторое отношение к объекту, а также и чувства относительно процесса постижения этого объекта [12]. Данные положения счастья базируются на основополагающих идеях буддизма: «Будда - это также источник счастья всех существ и проводник на пути: он учит Дхарме освобождения и ведет к просветлению» [13, с.60].

Идея достижения счастья вытекает из созидания, сострадания и любви, т.е. человек своим созидательным поведением создает потенциал счастья, который заключается в том, чтобы воздерживаться от негативных мыслей, поступков, гнева, раздражения и провоцировать хорошие качества, развивать умение видеть объект с положительных сторон. Сострадание «означает, что для буддиста все живые существа одновременно могут представляться его детьми. Так, практикующий отождествляет себя с матерью и испытывает материнские чувства по отношению к своим детям - всем живым существам. В его сознании возникает искреннее желание заботиться о них, оказывать помощь и в итоге привести их к подлинному счастью, которое в буддизме понимается как просветление» [14 с.173].

Современная буддистская традиция также представлена размышлениями о счастье, например, в книге «Счастье - это состояние ума» Гьялванг Друкпа главы Тибетского Буддизма в королевстве Бутан представлено очень жизненное и доходчивое объяснение счастья. «Счастье - это удовольствие, в этом нет никакого сомнения. Всё, что нам приносит удовольствие, начиная от наслаждения кусочком шоколада и заканчивая осуществлением задачи, которая казалась нам непосильной, - всё это отмечено теми самыми мимолётными проблесками счастья [15, с.6]. В то же время почтенный учитель подчеркивает, что подобное счастье не долговечно, всеобъемлющее счастье человек может достичь посредством обращения «внутрь нас самих» [15, с.6], при этом «индивидуальное счастье одного человека обладает потенциалом сделать счастливыми других людей. И чем больше людей будут счастливы, тем больше у нас шансов сделать этот мир немного лучше» [15, с.8]. Нельзя не отметить выходившие в последнее время книги [16, 17, 18], отражающие взгляды Далай Ламы и архиепископа Туту. Их учение не столько религиозное, сколько нравственное, выходящее за пределы религиозной догмы и отражающее тревогу за все человечество. Судьбы этих людей, дело, которым они занимаются всю жизнь, позволяют нам прислушиваться к их авторитетному мнению. Так, в отличие от западной традиции, радость они трактуют как понятие намного более глубокое, чем счастье: «Радость, - сказал архиепископ., -гораздо объемнее счастья. Счастье нередко воспринимается как нечто зависимое от внешних обстоятельств. Радость от них не зависит» [16, с. 14]. Далай-лама и архиепископ согласны, что именно это состояние ума и сердца одухотворяет жизнь и наполняет ее удовлетворением и смыслом.

В своей последней книге, описывающей встречу Далай Ламы и архиепископа Туты [16, с.34], духовные учителя говорят о том, что было названо «жизненной целью», о стремлении избежать страдания и обрести счастье. Они делятся знанием, как жить и радоваться, невзирая на неизбежные беды, как превратить радость из преходящего состояния в постоянное качество, из мимолетного чувства - в продолжительный способ бытия [18]. Именно такой способ мы бы привычно и назвали счастьем.

Современная философская мысль анализирует данный феномен в различных аспектах - гедонистическом, эвдемонистическом, утилитарном, но все громче заявляет о себе позитивистский подход, реализуемый в экономической теории. В конце 20 - начале 21 века возникает целое направление, основателем которого считается Р. Истерлин, -«экономика счастья» [19, с.295]. Есть представление, что попытки «просчитать счастье» -это не что иное, как продолжение Новоевропейских утопических идей на новом уровне социальной реальности и развития человечества. Отметим, что в экономической теории термин «счастье» стараются заменять понятиями объективное и субъективное благополучие, поскольку понятие «счастье» не имеет однозначной дефиниции, отражая крайне многогранный, противоречивый и трудноуловимый феномен.

Р. Инглхарт доказал связь между уровнем счастья и темпами экономического роста [19]. Пока шел устойчивый и неукоснительный рост экономического благосостояния, повышался и уровень счастья населения (осознаваемая удовлетворенность), но после достижения определенного уровня благосостояния величина счастья уже не повышается. Конец прошлого века был ознаменован тем, что большинство стран достигло достаточно высокого экономического уровня, позволяющего не задумываться о проблеме элементарного физического выживания, и возник парадокс - осознание благополучия и удовлетворенность жизнью больше не меняются, а, скорее, медленно, но стабильно опускаются. Технический прогресс, достижения медицины и фармакологии на определенном этапе начинают восприниматься как нечто данное и перестают

влияют на уровень счастья в обществе. Субъективное благополучие как отдельных индивидов, так и общества в целом (то самое состояние удовлетворенности, счастливого проживания) остается не просчитываемым параметром и зависит от огромного количества факторов, которые, как оказалось, невозможно оценить и предсказать в экономической теории.

Однако государства заинтересованы в том, чтобы граждане чувствовали себя все более и более удовлетворенными жизнью, и как следствие - счастливыми, в этом отчасти заложено благополучие властвующей элиты и стабильности в экономической, социальной и духовной сферах жизни. Возникают междисциплинарные исследования феномена счастья и его экономических показателей, как наиболее объективно предсказуемых и возможных для количественного измерения. Одна из актуальных на сегодняшний день идей заключается в том, что общий рефрен эмоционального состояния общества задает креативный класс. Термин «креативный класс», не имеющий на сегодняшний день понятийных альтернатив, был предложен американским ученым Р.Флоридой в 2000 году [20]. Он представляет собой часть среднего класса, состоящую из интеллектуалов, пользующихся популярностью в обществе, и формирующую не только общественное мнение, но и стиль жизни. С одной стороны, задача поисков счастья упрощается: необходимо, чтобы счастливы были представители креативного класса, за ними подтянется все общество, но возникает следующий вопрос: как «осчастливить» его и что есть «счастье» для креативного класса? Общеизвестно, что людей с высоким уровнем интеллекта сделать счастливыми сложнее. Более того, счастье для творца - в момент творения, все остальное - это стремление переживать данное состояние вновь и вновь, испытывая при этом состояние неудовлетворенности, опустошенности, то есть по факту состояние несчастья.

По прошествии тысячелетий цивилизационного развития лучшие умы человечества не раз задумывались о том, что есть счастье, но так и не дали однозначного ответа на вопрос о его сущности и путях достижения. Нам представляется, что это следствие уже упоминавшейся противоречивости и неоднозначности данного феномена, что доказывает возможность и отражает необходимость использовать в его отношении слово «концепт».

Счастье представляется исключительно субъективным переживанием - для каждого оно индивидуально и отражает особое внутреннее душевное состояние. Но может ли счастье быть коллективным состоянием? Например, переживанием победы любимой команды или успехов страны в целом (как полет человека в космос), или оно всегда и исключительно индивидуально и опять же субъективно? При этом можно выделить объективные факторы, наличие которых просто исключает саму его возможность (потеря близких, война, голод и т.д.). Представляется, что внешние обстоятельства могут способствовать возникновению внутреннего удовлетворения и переживанию счастья, но могут ли они быть источником постоянного счастливого состояния? Да и возможно ли таковое? Не является ли по своей природе счастье той самой птицей, которую нельзя все время «держать в руках»? И даже другой вопрос - нужно ли оно? Будет ли человек счастлив, испытывая постоянное счастье? Внешние обстоятельства позволяют пережить «миг», краткое состояние удовольствия, радости, наслаждения или восторга. Они преходящи, одномоментны, временны. Их можно предвкушать, ожидая счастья, их можно вспоминать, воссоздавая в памяти прошлый опыт, но их нельзя остановить навсегда. Счастье - это то, к чему многие стремятся и о чем вспоминают, как о пережитом, но редко является тем самым счастливым временем здесь и сейчас, и в этом смысле оно похоже на улыбку Чеширского кота - оно ведь есть, реально существует, но при

этом такое неосязаемое и эфемерное. Однако рациональное европейское мышление (часто с оглядкой на восточные практики) ориентирует нас на возможность научиться быть счастливым, формируя, создавая, работая над особым душевным состоянием. Именно на это нацелены многочисленные практики, которые в последнее время появляются и в виде книг, и как аудио- и видеоуроки, курсы и тренинги [21, 22]. Можно ли человека научить быть счастливым, воспитать или сформировать в нем способность осознавать проживание счастливых моментов, или последняя предопределена воспитанием, образованием, а может, и биологически - темпераментом, природными склонностями и задатками?

Вопрос о счастье по-прежнему остается открытым, однако все более очевидно, что наибольшие перспективы для результативного его изучения имеют междисциплинарные исследования, которые могут стать отправной точкой новых фелицитарных теорий меняющегося мира.

Список литературы

1. Данилова Н.Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности. -Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 478 с.

2. Правда о серотонине: двойной агент счастья [Электронный ресурс] URL: https://newtonew.com/science/pravda-o-serotonine-dvoynoy-agent-schastya

3. Стресс: свежий взгляд на вечную проблему [Электронный ресурс] URL: http://www.fsn.unn.ru/pubhkatsii-v-smi/stress-svezhij-vzglyad-na-vechnuyu-problemu/

4. Магрини М. Мозг. Инструкция пользователя. - М.: АСТ, 2019. - 320с.

5. Берридж К., Крингельбах М. Счастливый мозг [Электронный ресурс] URL: http://spkurdyumov.ru/networks/schastlivyj-mozg/

6. Гомер Одиссея. Пер. с др.-греч. В. Жуковского. - М.: Худож. лит., 1958. - 422с.

7. Аристотель. Никомахова этика. Сочинения: в 4-х т. Пер. И. В. Брагинской - М.: Мысль, 1984. Т. 4. - 830с.

8. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 2. Средневековье. Пер. с итальянского С. Мальцевой. - ТОО ТК «Петрополис», 1995. - 368 с.

9. Мор Т. Утопия Золотая Книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и новом острове «Утопия». Пер. с латинского Ю.М. Каган. -М.: Наука, 1978. - 414с.

10. Беллами Э. Через сто лет (Взгляд назад, 2000-1887). Пер. с англ. Э. Веркин [Электронный ресурс] URL: https://knigogid.ru/books/528136-cherez-sto-let/toread

11. Эрендженова Ю.Ю. Духовный учитель как универсалия тибетской буддийской культуры // Вестник Калмыцкого университета. - 2019. - № 42 (2). - С. 128-134.

12. Комарова Л. А. Осмысление счастья с точки зрения буддизма [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osmyslenie-schastya-s-tochki-zreniya-buddizma

13. Урбанаева И.С. Отличительные особенности буддийской философии: «опустошение» онтологии как путь освобождения // Вестник Калмыцкого университета. -2015. - № 28 (4). - С. 59-66.

14. Эрендженова Ю.Ю. Женское начало в доктринальных основаниях буддизма махаяны // Вестник Калмыцкого университета. - 2018. - № 40 (4). - С. 169-175.

15. Гьялванг Друкпа, Счастье - это состояние ума. Как создать в своей жизни место для счастья 2014 [Электронный ресурс] URL: https://kartaslov.ru/книги/ Гьялванг_ Друкпа_Счастье_это_состояние_ума_Как_создать_в_своей_жизни_ место/

16. Далай-лама XIV, Десмонд Туту, Дуглас Абрамс Книга радости. Как быть счастливым в меняющемся мире. Пер. с англ. Ю. Змеевой. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 384с.

17. Далай Лама. Воззвание Далай Ламы к человечеству: этика важнее религии. Пер.с англ. Е.Леонтьевой. - М.: Эксмо, 2017. - 128 с.

18. Далай Лама. Искусство быть счастливым. Пер. с англ. В. Сафонов. - М.: Эксмо, 2017. - 128 с.

19. Инглхарт Р. Культурная эволюция: как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир. Пер. с англ. С. Л. Лопатиной. - М.: Мысль, 2018. - 347 с.

20. Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые создают будущее. Пер. с англ. Н. Яцюк. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 650с.

21.Тренинг «Позволь себе быть счастливым» [Электронный ресурс] URL: https:// kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/trening_pozvol_sebe_byt_schastlivym

22.Тренинг «Искусство быть счастливым независимо от внешних обстоятельств [Электронный ресурс] URL: https://www.bleckt.com/video/1838.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.