Научная статья на тему 'Пиль Х. , Шульце П. -В. , Тиммерманн Х. Открытый фланг ес: Российская Федерация, Беларусь, Украина и Молдова H. Piehl, P. W. Schulze, H. Timmermann die offene Flanke der europaischen Union: russische Foderation, Belarus, Ukraine und Moldau. - B. , 2005. - 557 S'

Пиль Х. , Шульце П. -В. , Тиммерманн Х. Открытый фланг ес: Российская Федерация, Беларусь, Украина и Молдова H. Piehl, P. W. Schulze, H. Timmermann die offene Flanke der europaischen Union: russische Foderation, Belarus, Ukraine und Moldau. - B. , 2005. - 557 S Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
33
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пиль Х. , Шульце П. -В. , Тиммерманн Х. Открытый фланг ес: Российская Федерация, Беларусь, Украина и Молдова H. Piehl, P. W. Schulze, H. Timmermann die offene Flanke der europaischen Union: russische Foderation, Belarus, Ukraine und Moldau. - B. , 2005. - 557 S»

Пиль Х., Шульце П.-В., Тиммерманн Х.

ОТКРЫТЫЙ ФЛАНГ ЕС: РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, БЕЛАРУСЬ, УКРАИНА И МОЛДОВА

H.Piehl, P.W.Schulze, H.Timmermann Die offene Flanke der Europaischen Union: Russische Föderation, Belarus, Ukraine und Moldau. - B., 2005. - 557 S.

Книга немецких специалистов по современной России и странам СНГ стала заметной вехой в научном анализе событий в восточноевропейской части постсоветского пространства. Сна благожелательно встречена в европейской научной и политической среде, удостоилась презентаций в Берлине и Брюсселе.

Книгу открывает сопроводительное слово известного немецкого политика Э.Бара. Сн пишет: «Исторический опыт учит, что властно-политический вакуум способен сохраняться лишь ограниченное время, до тех пор, пока он не попадет под притяжение более мощной силы. Если участникам повезет, перемена происходит мирным путем. Если же действуют несколько полюсов силы, это может привести к разделам, чему учит нас абстрактная политическая наука» (с. 9). Украина вместе с Беларусью и Молдовой представляет собой регион, который распо-

ложен между ЕС и Россией и пока что «не принадлежит» ни к одному, ни к другой. Данный вакуум через 10-15 лет исчезнет. Украине, считает Бар, уготована при этом решающая роль.

Велика будет роль единственной сверхдержавы - США. Если интересы всех вовлеченных сторон совпадут, они будут стремиться поддерживать стабильность в Европе так, чтобы разворачивающиеся процессы проходили мирно и под контролем. Это в интересах ЕС так же, как и России, это же касается и Украины. Расширение ЕС до 25 членов следует «переварить». ЕС должен остаться управляемым, учитывая, что в 2007 г. его членами могут стать Румыния и Болгария, а в 2008 г., возможно, и Хорватия. Существует вероятность результативного завершения в течение 10-15 лет переговоров о вступлении в ЕС Турции. Так что членство Украины в ЕС не является насущным вопросом. ЕС «не только насыщен, ему необходимо решить проблемы перенасыщения» (с. 9).

Реальна перспектива членства в ЕС для государств бывшей Югославии, они, без сомнения, принадлежат к Европе. Геостратегическую ориентацию США на Ближний и Средний Восток связывают с тем, что ЕС, по крайней мере, экономически будет помогать Америке в установлении нового порядка в этой части мира. В стабилизации опасного и вместе с тем притягательного региона Америка и Европа заинтересованы в одинаковой степени. Но задачу интеграции исламской Турции в европейские структуры может выполнить лишь Европа, но не Америка. Ни один из соседей мощного ЕС не

останется незатронутым этим развитием. Грузия, Армения и Азербайджан будут ориентироваться на это силовое поле. Если Израиль и Палестина добьются мирного урегулирования, вряд ли придется удивляться, что обе страны:, как и Ливан, станут стремиться к членству в ЕС. Если стабильность суверенного Ирака перестанет основываться только на военной поддержке американцев, это не останется без последствий. Государства южного побережья Средиземного моря не захотят подвергнуться дискриминации в случае вхождения Турции в ЕС.

ЕС стремится развивать экономическое сотрудничество со всеми соседними странами. Чем интенсивнее оно будет, тем большим будет желание этих стран войти в ЕС. Чем больше будет расширяться Европейский союз, тем больше он будет принимать характер всего лишь экономического сообщества. Чем труднее будет достичь цели создания политического сообщества 2530 государств, тем проще США смогут доминировать над ними. Чем сильнее будет давление Америки, тем отчетливее будет стремление отдельных европейских государств к созданию дееспособной группы стран, проводящих самостоятельную политику в том, что касается международных дел и сферы безопасности. Выбор Украины может переменить политическое равновесие для всей Европы (с. 10).

Предвидения о ликвидации вакуума, межзонового пространства между Россией и ЕС, начали сбываться намного раньше, чем можно было предполагать. Это нашло подтверждение не только в победе возглавленной КЮщен-ко коалиции в Украине, но в развитии

событий на президентских выборах в Молдове. Избранный президентом Воронин, представитель партии молдавских коммунистов, высказался за прозападную ориентацию. Что касается Беларуси, режим правления в которой американские политики назвали «последней диктатурой в Европе», курс ее руководства не меняется.

Книга разделена на шесть частей: введение, главы, посвященные Российской Федерации, Республике Беларусь, Украине, Молдове, и заключение. Первая и третья главы написаны Х.Тим-мерманном, вторая - П.Шульце, четвертая и пятая - Х.Пилем, шестая -плод совместного творчества трех авторов. Во введении рассматриваются интересы ЕС на Востоке Европы, особая роль России. Далее анализируются ожидания Украины, Беларуси, Молдовы в отношении ЕС, политика самого Евросоюза. Одни разделы (Россия, Беларусь) отличаются преобладанием аналитики, другие (Украина и Молдова) более описательны.

Глава «Россия» имеет подзаголовок «Модернизация и линии напряженности между авторитаризмом, демократией и мировым рынком». В ней широко используются результаты социологических обследований, проведенных в России в 1990-2000-е годы при поддержке Фонда Ф.Эберта, отражающие динамику развития российского общества. Рассматривается вопрос выбора между авторитаризмом и дальнейшей демократизаций, дается картина развития гражданского общества. Анализируются трудности модернизации экономики, становления рыночного хозяйства. Последняя часть носит заголовок «Авторитаризм и рыночное хозяйство:

Модернизационная форма успешной геополитики?». П.Шульце полагает, что Россия и ЕС заинтересованы в стабильности «межевропейского» пространства. Касаясь перспектив их отношений, автор на основе опыта последних лет высказывает мнение, что продвижение России в сторону Евросоюза «скорее всего маловероятно» (с. 237).

В главе «Беларусь между Россией и ЕС» оцениваются интересы ЕС в Беларуси, характер режима, «самоизоляция Лукашенко» в отношении Запада. Характеризуется определяемый сохраняющимся огосударствлением экономики «особый путь», рассматриваются внешнеполитические приоритеты, главным из которых является ориентация на Россию. Освещены трудности во взаимоотношениях Беларуси с западными соседями - Польшей и Германией, равно как и время от времени возникающая напряженность в отношениях с Россией. В связи с событиями в Украине (декабрь 2004 г.) Лукашенко поставил задачу «укрепления стабильности и повышения управляемости системы власти в республике» (с. 325). Это доказывает, по мнению автора, что представители режима испытывают нарастающее чувство неуверенности.

Рассматривая главные проблемы современной Украины, Х. Пиль анализирует особенности политической элиты, олигархических группировок, этапы президентских выборов 2004 г., «оранжевой революции». Автор обращает внимание на «инструментализа-цию региональных различий», и невнимательное отношение к другим линиям разделения украинского общества.

«В результате краха советской империи в 1991 г. впервые в украинской истории возникло независимое национальное государство, обладающее перспективами длительного существования» (с. 445). Приоритетом будущего политического руководства Украины станет задача поддержания равновесия между Востоком и Югом страны, с одной стороны, и Западом, Центром и Севером - с другой. Во внешнеполитической ориентации будет покончено с зигзагообразной политикой Кучмы, состоявшей в лавировании между Западом и Востоком. ЕС надлежит пересмотреть свою политику, установить новые, особые связи с Украиной.

В работе подчеркивается, что узловой проблемой Молдавии является неурегулированность проблемы Приднестровья. История последних лет подразделяется на три фазы: президентский режим Снегура 1991-1996 гг., пар-ламентско-президентский режим при Лучинском 1997-2001 гг., однопартийный режим при Воронине. Автор считает, что возможное вхождение в 2007 г. Румынии в ЕС окажет непосредственное влияние на связи ЕС с Молдовой. Проблема Приднестровья, невыясненные отношения Молдовы с Россией и Румынией, неэффективные и анахронистские притязания коммунистической партии на единоличное правление являются «сдерживающими факторами, препятствующими возможному вхождению страны в скором времени в ЕС» (с. 526).

«География и история европейского континента нагоняют европейскую интеграцию», подчеркивается в заключении. Этот процесс открыт не только в географическом, но и в политичес-

ком и системообразующем плане. Задачей исследователей было побудить читателей к размышлениям и дискурсу об ответственности ЕС и его стран-членов (с. 545). Книга дает новые им-

пульсы к дискуссии о взаимоотношениях ЕС и его «открытого фланга», постсоветской модернизации, роли и месте восточноевропейцев в будущей Европе.

В.П.Любин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.