УДК 678.4.06:62-567.14
А. Ю. КОНДЮРИН А. В. ЗУБАРЕВ В. А. ЩЕПЕТКОВ
Научно-производственное предприятие «Прогресс», г. Омск
ПИ АРМАТУРЫ
ПНЕВМАТИЧЕСКОГО АМОРТИЗАТОРА С РЕЗИНОКОРДНОЙ ОБОЛОЧКОЙ
На множестве направляющих арматур для пневматического амортизатора с резинокордной оболочкой диафрагменного типа определены пи арматуры. Получены инварианты для геометрических размеров профиля резинокорд-ной оболочки с пи арматурами при перемещении пневматического амортизатора в осевом направлении. Установлено, что цилиндрические направляющие арматуры также относятся к пи арматурам.
Ключевые слова: пневматический амортизатор, резинокордная оболочка, арматура.
Широкое распространение пневматических амортизаторов (ПА) на транспорте произошло благодаря замене пружинных или резино-метал-лических упругих элементов амортизаторов резинокордной оболочкой (РКО). Помимо высокой степени виброизоляции преимуществом ПА с РКО является возможность обеспечения заданной нагрузочной характеристики — характера изменения грузоподъемности от прогиба. В зависимости от предъявляемых требований по условиям эксплуатации конструктивное исполнение РКО производится с привязкой к конкретному изделию. При этом РКО закрепляется в направляющей металло-арматуре ПА [1, 2].
С геометрической точки зрения, положение РКО в направляющих арматурах определяется зоной контакта профиля РКО с направляющими арматурами, углом наклона арматуры к оси абсцисс и радиусом кривизны профиля гофра РКО. Направляющие арматуры ПА, как внутренняя, так и наружная, с РКО диафрагменного типа представляют собой конические или цилиндрические поверхности. Образующей этих поверхностей является прямая линия, которая наклонена под заданным углом к положительному направлению оси Х. Направляющей арматуре присваивают наименование, соответствующее форме поверхности вращения, — коническая, цилиндрическая или торовая [1, 3].
В настоящей работе произведен расчет геометрических характеристик положения профиля РКО диафрагменного типа в направляющих арматурах как конического, так и цилиндрического типа с учетом исходной длины профиля РКО. Анализ полученных при расчете формул позволил определить на множестве направляющих арматур с коническими направляющими арматурами пи арматуры. Получены инварианты для геометрических размеров профиля РКО с коническими пи арматурами при перемещении ПА в осевом направлении. Установлено, что цилиндрические направляющие арматуры также относятся к пи арматурам.
Н'
ления
Рассмотрим пневматический амортизатор с ре-зинокордной оболочкой вращения диафрагменного типа.
Схематически геометрическое положение РКО в направляющих арматурах приведено на рис. 1. Я„ 8В — расстояния от точек жесткого защем-бортов РКО в направляющих арматурах до точки пересечения О продолжения линии направляющих арматур; St — отрезок касательной, проведенный из точки О в точки схода (точки соприкосновения касательной с окружностью) профиля РКО с направляющих арматур; LН — длина зоны контакта профиля РКО с наружной и LB — внутренней направляющей арматурой; а, Р — углы наклона направляющей арматуры к оси Х ф = Р - а; р — радиус кривизны профиля гофра РКО Lo— исходная длина профиля РКО фигура ABECD Lf=SН + SB + Lo — дополнительная длина фигуры ^— расстояние до оси вращения (эффективный радиус); ОЕ — биссектриса острого угла ZBOC.
1. Выражение для радиуса кривизны профиля гофра РКО ПА в начальном положении.
В соответствии с рис. 1 и обозначениями геометрических характеристик профиля РКО в направляющих арматурах для радиуса кривизны р1з в начальном положении получим
Р.. зд г. & ^ У
2
В (1) обозначим
Ы(ф) = -
1 -г 1.8 г
1
- г
(1)
2
1 + |2 + 2 * ф
е(ф) = ыф* ф
(2)
(3)
Подставив (2) и (3) в (1), получим выражение для определения радиуса кривизны профиля гофра РКО ПА в начальном положении
Ро = + 8В + Ь0)С(ф) .
р(") = р0 +А81С(Ф)
а + р
ДБ" =-w- „ НВ . р-а
= -"Р(а, Р),
где
008
а + р
Р(а, Р) =
. р-а
81И--
2
р(") =Ро -"Р(а,Р)С(ф) = Ро -^(а,р)Н(ф)
где
а + р
Ш(а, Р) = -
Р-а
Приращение радиуса кривизны относительно начального положения составит
(4)
Др(") =-"Ща,Р)Н(ф)
(10)
2. Перемещение ПА в направлении оси Z.
Предположим, что внутренняя направляющая арматура неподвижна. Перемещается наружная направляющая арматура. При перемещении направляющих арматур в направлении как оси Z, так и оси X угол ф изменяться ни по своей величине, ни по направлению не будет.
Переместив наружную направляющую арматуру в положительном направлении оси Z на величину w, получим для радиуса кривизны профиля гофра РКО р^) выражение
3. Перемещение ПА в направлении оси Х.
Рассмотрим перемещение направляющей наружной арматуры в положительном направлении оси Х на величину «ш>.
Поступая так же, как это было сделано при выводе формулы (5), получим
р(и) = Ро +■ ДБ" С(ф) ,
где ДБ" = ДБН + ДБВ — суммарное приращение длин отрезков БН и БВ продолжения линии направляющих арматур, равное
(5)
ДБНв («, р)= и-
где индекс означает, что перемещение арматуры на величину w происходит в направлении оси Z;
ДБ" = ДБН + ДБВ — суммарное приращение длин отрезков БН и БВ продолжения линии направляющих арматур, равное
а + Р
1--
2
Р-а
Обозначив
Б(а, Р) =
(6)
а + Р
Р-а '
1£-
2
(13)
получим формулу для определения радиуса кривизны профиля гофра РКО при перемещении ПА в направлении оси Х
(7)
Р(и) = Ро + "В(а, Р)С(ф) = ро + иЩа, Р)Н(ф),
где
Подставив (7) в (5), получим выражение для определения радиуса кривизны профиля гофра РКО при перемещении ПА в направлении оси Z
и(а, Р) = -
а + Р
1--
2
Р-а 2
(9)
Приращение радиуса кривизны составит Др(и) = иЩа, Р)Н(ф).
(14)
4. При дальнейшем исследовании геометрической конфигурации положения РКО диафрагмен-ного типа в направляющих арматурах рассмотрим
Рис. 1. Схема геометрического положения РКО в направляющих арматурах
Рис. 2
2
2
2
случаи, когда одна из направляющих арматур перпендикулярна к оси Х.
Предположим, что наружная направляющая арматура перпендикулярна к оси Х.
В
случае
Р(а,р) = 1,
Др^) = -wW(а, Р)Н(а) = -иС(а) , С(а) = W(а,Р)И(а) = Н(а)^1 - а ),
Н(а) = -
1
, , 31 а\ ( 1 а
1+|Т -1 М4 -1
(19)
Др(ш) = -1С(а).
(20)
w тс = а) .
где
Т(а)с(а) + Н(а) = 0,5
* )=13т - -2
(23)
— половина центрального угла, образованного радиусами кривизны профиля гофра РКО, проведенными к направляющим арматурам из однои точки, лежащеи на биссектрисе.
W(a,Р) = J .
4.1 При перемещении направляющей наружной арматуры в положительном направлении оси Ъ находим
-и- Г~1
Н(с 0
Ус 0
в- грг ДУ<
Функция С(а) — это запись функции С(ф), преобразованной к функции одной независимой пере-меннои а при р = —.
Выражение (17) при w = 1
-10
10
30 50 70 90
Рис. 3
4.2. При перемещении направляющей арматуры кожуха в положительном направлении оси Х на величину и получим из
Установим связь между перемещением w направляющей наружной арматуры по оси Ъ и изменением расстояния между точками схода wTC, (рис. 2).
Точку прикосновения касательной к гофру профиля РКО назовем точкой схода профиля РКО с направляющей арматуры.
На рис. 2 а — угол наклона направляющей арматуры; ро, р^) — радиусы кривизны профиля гофра РКО в начальном положении и при перемещении наружной направляющей арматуры в направлении оси Ъ на величину w.
Сравнивая изменения длины касательной и длины фигуры Ц при перемещении наружной направляющей арматуры в положительном направлении оси Ъ на величину w, получим
пРи Р = —
р(и) = р0 + Ш(а, Р)Н(а)
Р(и) = Ро + иН(а) .
(24)
5. Рассмотренные формулы геометрии РКО в направляющих арматурах ПА получены при угле между направляющими коническими арматурами, равном
ф = Р - а,
(25)
или, когда одна из направляющих арматур перпендикулярна к оси Х,
Ф =--а .
2
(26)
Таким образом, функции Н(а) и С (а) получили наглядное геометрическое истолкование: при перемещении направляющей арматуры на единицу длины в направлении оси Ъ расстояние между двумя последовательными точками схода РКО wTC с направляющих арматур есть значение функции Н(а), а изменение радиуса кривизны профиля гофра РКО Др^) значение функции С(а).
Графики функций С(а), Н(а) приведены на рис. 3.
Функции Н(а) и С(а), приведенные на рис. 3, можно представить в виде следующей линейной комбинации:
Геометрия РКО в рассмотренных направляющих арматурах при углах наклона арматуры к оси Х, определяемым по формулам (24) и (25), не является окончательной. Можно ввести и другие отношения между углами.
Поступим следующим образом: на множестве направляющих арматур пневматического амортизатора с РКО диафрагменного типа выделим тип направляющих арматур, в которых углы, образованные внутренней и наружной направляющей арматурой с положительным направлением оси Х, в сумме равны 180°' или п.
Направляющие арматуры этого типа назовем рматурами.
В соответствии с определением пи арматур справедливо соотношение
а + Р = п
(27)
Геометрически условие (27) означает, что угол а является смежным к углу Р, а треугольник, образованный направляющими арматурами, равнобедренный.
2
л
Таблица 1
Параметр Перемещение ПА в направлении оси
Ъ X Ъ и X
и = 0 и = 0 и = 1 и = 1
w = 0 w = 1 Дw w = 0 Ди w = 1 Дwu
ьо 16,00 16,00 0,00 16,00 0,00 16,00 0,00
йв 8,13 8,64 0,51 11,01 2,88 11,52 3,39
йн 9,15 8,64 -0,51 12,03 2,88 11,52 2,37
33,28 33,28 0,00 39,04 5,76 39,04 5,76
12,72 12,72 0,00 14,92 2,20 14,92 2,20
Ьв 4,59 4,08 -0,51 3,91 -0,68 3,41 -1,19
Ьн 3,58 4,08 0,51 2,90 -0,68 3,41 -0,17
ь д 7,83 7,83 0,00 9,19 1,36 9,19 1,36
Р 2,24 2,24 0,00 2,63 0,39 2,63 0,39
В этом случае углы, образованные направляющими арматурами с осью вращения, равны
Р - а ф
2
2
(28)
Складывая и вычитая выражения (27) и (28), выразим углы наклона направляющих арматур к оси Х через угол ф
Р = Ж + Ф 2 2
ж ф
а =--—
22
Достаточно приложить линейку на расстоянии, равном радиусу кривизны параллельно направляющей арматуре, и провести прямую линию, чтобы получить совокупность радиусов кривизны профиля гофра РКО.
При р = сом, длина профиля гофра РКО Ьд есть величина постоянная, равная
Ц=р (л + ф).
(35)
(29)
Подставив (29) в выражение (6) суммарного приращения длин отрезков БН и БВ продолжения линии направляющих арматур, получим
Значения величин, получаемых с использованием выражений (28 — 35) при перемещении РКО диа-фрагменного типа с коническими направляющими арматурами по оси Z есть геометрические инварианты, значения которых остаются постоянными при перемещениях РКО по оси Z.
При ф = 0 из формул (28) следует
к к
Р = —, а = — 2 2
(36)
АБП
о Ф 2со8
АБн =-
Ф
2со8
а + р = л,
(37)
АБНВ = АБВ +АБН = 0 .
При равных отрезках касательных Б, абсолютные величины приращения длин контакта ЬН, Ьв на арматурах равны приращениям длин продолжения направляющих арматур в точку их пересечения и равны
(32)
2соз-
Также
ДЬВН = АЬН +АЬВ = 0 .
Выражение (4) для вычисления радиуса кривизны профиля гофра РКО при перемещении поршня по оси Z приводится к виду
РМ = Ро
(34)
При перемещении направляющей арматуры по оси Z изменения величины радиуса кривизны профиля гофра РКО не происходит. Радиус гофра РКО есть величина постоянная.
что соответствует цилиндрическим арматурам. Сле-цилиндрические направляющие арматуры, в соответствии с определением, являются пи арматурами.
Формулы для определения величины перекатывания профиля РКО по направляющим цилиндрическим арматурам приведены в [4].
Пример расчета ПА с пи арматурами.
Углы наклона внутренней и внешней направляющих арматур к оси Х 80о и 100о. Длина профиля РКО 16 см.
Результаты расчета приведены в табл. 1, при перемещении ПА в положительном направлении по осям Z и X на 1 см, при различных сочетаниях перемещений и и w. Дw, Ди, Дwu — изменения параметров при перемещениях по соответствующим осям относительно начального положения.
Выводы
1. Получены аналитические формулы определения геометрии резинокордной оболочки диафраг-менного типа в направляющих арматурах пневматического амортизатора с учетом исходной длины профиля оболочки при ее перемещении в плоскости осей Х и Z.
2. На множестве направляющих арматур кожуха и поршня пневматического амортизатора с ре-
и
2
2
2
зинокордной оболочкой диафрагменного типа выделен тип направляющих арматур, в которых углы, образованные направляющими арматурами кожуха и поршня с осью Х, в сумме равны 180 о, или п.
Направляющие арматуры этого типа названы пи арматурами.
Конфигурация РКО в пи арматурах при перемещении РКО в составе ПА по оси Ъ обладает рядом геометрических инвариантов, значения которых остаются постоянными. Например, радиус кривизны, длина профиля гофра.
3. Цилиндрические направляющие арматуры пневматического амортизатора также относятся к пи арматурам.
Библиографический список
1. Трибельский, И. А. Расчетно-экспериментальные методы проектирования сложных резинокордных конструкций : моногр. / И. А. Трибельский, В. В. Шалай, А. В. Зубарев, М. И. Трибельский. - Омск : Изд-во ОмГТУ. - 2011. - 274 с.
2. Равкин, Г. О. Пневматическая подвеска автомобиля / Г. О. Равкин. - М., Машгиз, 1962. - 286 с.
3. Щепетков, В. А. Универсальное уравнение радиуса кривизны профиля гофра резинокордной оболочки пнев-
матического амортизатора / В. А. Щепетков, Е. С. Аникин,
A. В. Зубарев, Ю. П. Комаров // Омский научный вестник. Сер. Машины, приборы и технологии. - 2014. - № 2 (130). -С. 126-129.
4 Глазкова, Е. Ю. Перекатывание профиля РКО по направляющим цилиндрическим арматурам / Е. Ю. Глазкова,
B. А. Щепетков, А. В. Зубарев // Динамика систем, механизмов и машин : материалы IX Междунар. науч.-техн. конф. -Омск : Изд-во ОмГТУ. - 2014. - № 1. - С. 46-50.
КОНДЮРИН Алексей Юрьевич, заместитель генерального директора — директор опытного производства Научно-производственного предприятия «Прогресс», г. Омск.
ЗУБАРЕВ Александр Викторович, кандидат технических наук, генеральный директор Научно-производственного предприятия «Прогресс», г. Омск. ЩЕПЕТКОВ Владимир Александрович, научный сотрудник Научно-производственного предприятия «Прогресс», г. Омск.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.09.2015 г. © А. Ю. Кондюрин, А. В. Зубарев, В. А. Щепетков
УДК 621512 Д. А. КУЗЕЕВА
Омский государственный технический университет
РАЗРАБОТКА И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОРШНЕВОЙ ГИБРИДНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ГАЗОВЫМ ОБЪЕМОМ НА ВСАСЫВАНИИ
В данной статье описывается новая конструкция поршневой гибридной энергетической машины с газовым объемом на всасывании, отмечаются задачи, которые необходимо решить для ее создания. Приводится конструкция экспериментального стенда с образцом агрегата, а также некоторые результаты поставленного эксперимента по проверке работоспособности.
Ключевые слова: насос-компрессор, охлаждение, жидкостная рубашка, поршневая машина.
Прикладные научные исследования проводятся при финансовой поддержке государства в лице Минобрнауки России. Уникальный идентификатор прикладных научных исследований RFMEFI57414X0068.
Введение. Охлаждение компримируемого газа является одним из основных путей повышения индикаторного к.п.д. и коэффициента подачи компрессора. При интенсивном охлаждении компри-мируемого газа процесс сжатия газа приближается к изотермическому, который позволяет обеспечить уменьшение технической работы при сжатии газа при отношении давлений нагнетания и всасывания 8 = 3 на 17 % по сравнению с адиабатическим процессом сжатия, а при 8 = 5 эта разница уже
составляет 27 % [1]. Для охлаждения поршневых компрессоров используется воздушное, водяное охлаждение и впрыск охлаждающей жидкости.
Вследствие того, что при впрыске жидкости создается развитая поверхность теплообмена и отсутствует термическое сопротивление, что ведет к увеличению коэффициента теплопередачи, можно считать, что впрыск жидкости обеспечивает самое интенсивное охлаждение сжимаемого газа [2]. Однако, несмотря на высокую эффективность