Научная статья на тему 'Аналитический расчет начального недеформированного состояния резинокордной оболочки резинометаллической рессоры'

Аналитический расчет начального недеформированного состояния резинокордной оболочки резинометаллической рессоры Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
183
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗИНОКОРДНАЯ ОБОЛОЧКА / РЕЗИНОМЕТАЛЛИЧЕСКАЯ РЕССОРА / RUBBER-CORD CUSHION / RUBBER-METAL SPRING

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Щепетков Владимир Александрович, Аникин Евгений Сергеевич, Бобров Сергей Петрович, Горбатюк Анатолий Анатольевич

В настоящей работе рассматривается расчет начального недеформированного состояния пневморессоры с резинокордной оболочкой для вагонов метро. Найден канонический многочлен с постоянными коэффициентами, позволяющий получить аналитические формулы для проведения расчетов по определению начального недеформированного состояния геометрической конфигурации РКО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Щепетков Владимир Александрович, Аникин Евгений Сергеевич, Бобров Сергей Петрович, Горбатюк Анатолий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analitical calculation of initial undeformed state of rubber-cord cushion of rubber-metal spring

It is considered the calculation of an initial undeformed state of the air-spring with the rubber-cord cushion (RCC) for metro wagons. It is found the classical polynomial with the constant factors that give the possibility to obtain the analytic formula for performing the calculations to evaluate the initial undeformed state of the RCC geometric configuration.

Текст научной работы на тему «Аналитический расчет начального недеформированного состояния резинокордной оболочки резинометаллической рессоры»

УДК 678.4.06:62-567.14

В. А. ЩЕПЕТКОВ E. C. АНИКИН С. П. БОБРОВ А. А. ГОРБАТЮК

Научно-производственное предприятие «Прогресс», г. Омск

АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ НАЧАЛЬНОГО НЕДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ РЕЗИНОКОРДНОЙ ОБОЛОЧКИ

РЕЗИНОМЕТАЛЛИЧЕСКОЙ РЕССОРЫ

В настоящей работе рассматривается расчет начального недеформирован-ного состояния пневморессоры с резинокордной оболочкой для вагонов метро. Найден канонический многочлен с постоянными коэффициентами, позволяющий получить аналитические формулы для проведения расчетов по определению начального недеформированного состояния геометрической конфигурации РКО.

Ключевые слова: резинокордная оболочка, резинометаллическая рессора.

Пневматические рессоры нашли широкое применение в подвешивании вагонов метро благодаря ряду положительных свойств, которые обеспечивают экипажу хорошие ходовые и эксплуатационные качества.

Конструкция пневморессоры в зависимости от типа устанавливаемого в ней упругого элемента, представляющего резинокордную оболочку (РКО) диафрагменного или рукавного типа, может быть различной [1].

В настоящей работе рассматривается конструкция пневморессоры с резинокордной оболочкой, выполненной в форме тора с вырезом в окружном направлении по всей длине внутренней части поверхности. Армирующие слои каркаса представляют сетчатую оболочку, а само расположение армирующих нитей в каркасе РКО подчиняется закону «шинной геометрии» нитей.

Начальную геометрическую конфигурацию такой оболочки можно определить при предварительном нагружении ее равномерно распределенным внутренним давлением [2]. Получающиеся при этом уравнения позволяют рассчитывать оболочку без учета ее исходного состояния с использованием численных методов [3, 4].

В отличие от указанных работ, в предложенном Мухиным О. Н. новом методе расчета [5] используется начальное недеформированное состояние.

Под недеформированным начальным состоянием принято понимать положение шины, смонтированной на ободе. На практике все расчетные модели шины довольно сложные. Они связаны с решением ряда задач Коши методом Рунге — Кут-

та, для которого существенны начальные условия. Поэтому на множестве возможных начальных состояний выбрано то, которое дает наиболее простые формулы. В качестве такого начального состояния предложено рассматривать поперечное сечение поверхности тора, которое представляет дугу окружности радиуса ро, проходящей через точки, соответствующие точкам обода на шине [6]. Радиус ро определяется путем итераций при условии сохранения длины кордной нити. После нахождения ро находится угол наклона нитей на экваторе и другие параметры.

В отличие от [5], при дополнительном условии сохранения длины профиля РКО, расчетные формулы для определения начальной геометрической конфигурации получены в [7, 8].

Применение указанного в [7, 8] метода позволило на базе полученного в настоящей работе канонического многочлена с постоянными коэффициентами получить аналитические формулы для определения начального недеформированного состояния геометрической конфигурации РКО. Рассмотрим пневматическую рессору, предназначенную для использования в тележках межобластного и пригородного электропоездов. Пневморессора содержит направляющие торовые арматуры на раме рессоры и на опоре, в которых закреплена РКО модели Н-578 производства ФГУП «НПП «Прогресс».

Схема профиля РКО в торовых направляющих арматурах пневматической рессоры приведена на рис. 1.

На рис. 1 торовая направляющая арматура К1 принадлежит раме пневматической рессоры,

о

го

Т(а, Р) = Б(Р)и(а, Р)К(а, Р),

(1)

где:

— В(Р) — расстояние от рачала координат в точке 01 до прямоа РА, прорадащей через центр торо-

вой направляющеа армавуры К2;

— функция и(а,(Т(= 1

и М2Т2 — касательные к торовым арматурам, проведенные под углом а и Р соответственно. Точка 03 — геометрическое место радиусов кривизны 03Т1 = 03Т2 = Я, проведенных в точки схода.

В точках К1 и К2 профиль РКО считается жестко защемленным. Точри и К2 рассмазриваются так же как обозначения торовых направляющих арматур.

При перемещении пневморессоры в направлении координатных оаер олпот пиофиля РКО считается неизменнок Т(а, ]) = Ьо, что козволяет преобразовать выражение (1) к виду

Б(Р)У(а, Р) =

Ьо

К2а, Р)

(2)

а выражение для радауса кривизны (а, Р) профиля гофра РКБ зиуиааль в виде

Я,(а,Р) =

Ьо

К(а, Р)

"а Я„

(3)

Рис. 1. Схема профиля РКО в направляющих арматурах пневморессоры

а торовая направляющая арматура К2 принадлежит опоре.

Определим точки схода профиля гофра РКО с наружной направляющей арматуры и с внутренней направляющей арматуры опоры как точки прикосновения Т1 и Т2 касательной к окружности.

В соответствии с определением точки схода углы наклона а, Р касательных к положительному направлению оси X, проведенные в соответствующие точки схода профиля гофра РКО с направляющих арматур (рис. 1), будем называть углами схода профиля РКО с направляющих арматур.

Определенная таким образом точка схода, есть геометрический аналог точки сопряжения профиля покрышки с ободом автомобильной шины, — так называемая точка обода [6]. Отличие точки схода от точки обода состоит в том, что выбор точки обода в некоторой мере произволен, в то время как точка схода определена конкретно. Снаружи от этих точек РКО, как и покрышка, свободно деформируется и принимает равновесную форму.

Следовательно, в отличие от [5], оболочка пнев-морессоры считается закрепленной вдоль двух окружностей, образованных вращением двух фиксированных точек схода относительно оси РКО.

На рис. 1 длины дуг профиля РКО К1Т1Р К2Т2 образуют длину Ь профиля РКО, которую вычисляют по формуле [7]:

На рис. 1 точка ОДО.О) — точуа НРчала локальной системы кчординат Х2. ОпуедеРим точку начального статического положения центра торовой направляющей чрматуры о=оиы 02(х, 2) как точку, определяемую ко ори диплтама п оложения при х = Бх, 2=-Б .

z

Угол, соответствующий сходу п°офзля гофра РКО с торов ой аумытрры опоры, определим из решения системы уравненио, ззизсанных для положения точки 02(о,наыаллзогы статического положения РКО:

ткиос л- тки] = сотая -л сот]) =

Б

Б(Р))У(а, Р) К(]2)У](а, Р)

(4)

Систему уравнений (4) с использованием выражения (2) приведем к виду

тки\|/

= С,

где

2+(о-«м)

(5)

(6)

аа — угол, характеризтющти положение межцентрового расстояния Б;

Б -Б,

С =

-ЗоТо зоТ^

с

(7)

Oизos(Р и а)' - К(а, Р) ыпл-рры — наружный угол Т1РТ2 между радиусами кривизны ЯКО, проведенными к центрам направляющих арматур;

— торовые напткивляющие арматуры радиуса кривизны ЯА.

На рис. 1Т1 и Т2 — точки схода го фра профиля РКО с напраылыющый торовой арматуры; М1Т1

Полученное тианлцсндыитное уравнение (5) позволяет опредечить положиние умы ] схода профиля РКО с напраелядщей торовой арма^ры опоры. Однако уравнение типа (Р) дри тор о вых арматурах и круговом расподнжении пооздэ^^у^ п)<з<):>ра в направляющих арматурах можно оешиеь аналитически, если предварительно ноетроинь адпроктимирующий многочлен с применением оттошеняо (аргумент)

тки и И '

(8)

определив его на интервеле [(р —НТЗба] допустимых границ угла схода профил2 гофра РКО с торовых арматур в соответствии с (Дормулой

+ йу + (ß-«s),

(9)

яваяюп( ßiicH функцией yiro—янугого аргумента, с областью изменения функгщи на интервале

е

—, е б

, рис. 2.

В выражении (9) при ß=у + й —,

о б S б

при ßй= s y — +йе.

(10) (11)

Полученный таким образом аппроксимирующий многочлен справедлив дад любой конфигурации РКО рассматриваемого типа и име ет следующий вид

F(C)= — 1,4054C3 +1,7503C2 - 3,0079С + 3,10. (12)

Аппроксимирующий многочлен в форме (12) получен средствами Excel при величине достоверности аппроксимации R2=1.

Так как в правой части выражения (5) стоит постоянная величина C, соответствующая области значений полученного аппроксимирующего многочлена, то, вычислив F(C)=^, получим

F(H ) = ( + ß- «s .

Окончательно

ß = F(H)+«s--.

(13)

(14)

я н -F(H) +as 5 — .

( б )

R. = 0,5—-R. . 1 F(C) A

ав)

R — R 05LoSln а

R "=Ro"- 0l'5—FCC)-'

(17)

¥ . TT

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

F(C)

\

\ \

\ N

V

\

0,637

sitl1?

Рис. 2. График функции v = F

sin v

в точке с абсциссой С

и его значение

Полученная фор=ула но-вол-АТ определить угол схода профиля РКО с наFpaвляющей арматуры для любого положения pe5ИLOмLтaлличеcкой опоры в плоскости XZ.

Для определенин у=лбжeн—я унта схода профиля РКО с напраииякяцей оорАвой ар]мотуры — амы пневморессоры на=одим

Подставляя наДденные зиачения углов схода в (3), найдем величину радиуса кривизны профиля гофра РКО

Библиографический список

1. Пневматические упругие элементы с резинокордными оболочками. Расчет, конструирование, изготовление и эксплуатация / Под ред. Г. А. Колоколова. - М. : ЦНИИТЭНЕФТЕ-ХИМ, 1974. - 133 с.

2. Бидерман, В. Л. Механика тонкостенных конструкций. Статика / В. Л. Бидерман. — М. : Машиностроение, 1977. — 488 с.

3. Дьяконов, И. Г. Механика пневматических шин как основа рационального конструирования и прогнозирования эксплуатационных свойств : сб. / И. Г. Дьяконов, И. К. Николаев. — М. : НИИШП, 1974. — С. 75.

4. Бухин, Б. Л. Введение в механику пневматических шин / Б. Л. Бухин. — М : Химия, 1988. — 224 с.

5. Мухин, О. Н. Расчет равновесной конфигурации диагональной пневматической шины / О. Н. Мухин // Каучук и резина. — 2013. — № 1. — С. 26.

6. Автомобильные шины / В. Л. Бидерман [и др.]. — М. : Госхимиздат,1963. — 383 с.

7. Щепетков, В. А. Универсальное уравнение радиуса кривизны профиля гофра резинокордной оболочки пневматического амортизатора / В. А. Щепетков, Е. С. Аникин, А. В. Зубарев, Ю. П. Комаров // Омский научный вестник. Сер. Приборы, машины и технологии. — 2014. — № 2 (130). — С. 126 — 129.

8. Щепетков, В. А. Характер изменения геометрических характеристик профиля гофра оболочки пневматического амортизатора / В. А. Щепетков, В. Г. Цысс, Е. С. Аникин, Ю. П. Комаров // Динамика систем, механизмов и машин : материалы VII Междунар. науч.-техн. конф., 10—12 ноября 2009 г. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2009. — Кн. 2. — С. 202 — 206.

Для эффнктивнoго рад—оса Ro, находящегося на расстоянии R — R, от lct вращения R ., получим

L osi 1 L 1 osi J

Выражение для радиуса экваторас учетом выражений (16, 17) оапишем в виде

Дл б(ДсИ о ДА W^cos2 f-o«B . (18) л v osl А/ F(C) ^4 2)

Получены основные аналитические формулы, соответствующие начальному недеформированно-му состоянию геометрической конфигурации РКО, которая может быть использована при расчете равновесной конфигурации.

ЩЕПЕТКОВ Владимир Александрович, научный сотрудник Научно-производственного предприятия «Прогресс», г. Омск.

АНИКИН Евгений Сергеевич, главный конструктор Научно-производственного предприятия «Прогресс», г. Омск.

БОБРОВ Сергей Петрович, кандидат технических наук, первый заместитель генерального директора — директор института Научно-производственного предприятия «Прогресс», г. Омск. ГОРБАТЮК Анатолий Анатольевич, заведующий лабораторией Научно-производственного предприятия «Прогресс», г. Омск.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 28.01.2016 г. © В. А. Щепетков, E. С Аникин, С. П. Бобров, А. А. Горбатюк

Е s

X

о

го

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.