philosophical understanding of Noohumanism Genesis as Basis for the Formation of pedagogical Concept of Forming Noohumanistic - oriented worldview
Raushan Shindaulova is a Candidate of Pedagogic Sciences, professor Kazakh National Conservatoire (Almaty, Kazakhstan)
E-mail: sharabana1@mail.ru
Responding to the challenges of our time: the global environmental, geopolitical and spiritual crises, conflicts on religious and ethnic grounds, etc., the modern system of higher education is associated with finding new worldview orientations aimed at balanced relationship in the «man-society-nature» and the formation of the individual, freely oriented in a multicultural world, respected spiritual, moral, environmental and humanistic values.
Modern educational paradigm based on co-evolutionary, humanistic strategies, including foundations such as the humanization, fundamentalization of education, ecologization of consciousness, etc., has a huge potential for resolving the crisis initiated by collisions worldview of modern consumer-oriented community.We need new ideas, approaches, concepts, based on the creative integration of certain provisions of the scientific theories of society and nature, which would create the life-affirming meanings, values based on homeostatic settlement of socionature systems. In this regard, educational theory and practice contains real prerequisites for the formation of a new direction in pedagogy - noohumanistic, which is giving the possibility of forming noohumanistic -oriented worldview.
Keywords: noohumanism, the principle of harmony, noohumanistic -oriented worldview.
Отвечая на вызовы времени: глобальный экологический, геополитический, духовный кризисы, конфликты на религиозной и межнациональной почве и пр., современная система высшего образования сопряжена с поиском новых мировоззренческих ориентиров, направленных на сбалансированные взаимоотношения в системе «человек-общество-природа», и формированием личности, свободно ориентирующейся в поликультурном мире, толерантно относящейся к представителям разных народов, соблюдающей духовно-нравственные, экологические и гуманистические ценности.
Современная образовательная парадигма, базирующаяся на коэволюционной, гуманистической стратегиях, включающих такие устои, как гуманизация, фунда-ментализация образования, экологизация сознания и пр., содержит огромный потенциал для разрешения кризисных явлений, инициированных мировоззренческими коллизиями современного потребительски-ориентированного сообщества. Необходимы новые идеи, подходы, концепции, опирающиеся на творческую интеграцию отдельных положений научных теорий взаимодействия социума и природы, которые бы создавали жизнеутверждающие смыслы, ценностные ориентации на основе гомеостатического урегулирования социоприродных систем. В этой свя-
© Shindaulova Raushan, 2014
зи образовательная теория и практика содержит реальные предпосылки для становления нового направления в педагогике - ноогуманистического, дающего возможность формирования ноогуманистически-ориентированного мировоззрения.
Термин «ноогуманизм» впервые был введен в научный оборот общей педагогики Г.П. Сикорской, в рамках моделируемого ею эколого-педагогического образования (1999). Ученый определяет «гуманизм русских космистов ...как ноосферный гуманизм (ноогуманизм)», для которого характерно «стремление человеческого сообщества к состоянию коэволюции с биосферой». Ноогуманизм «.утверждает ценность жизни во всех ее проявлениях, гармоническое взаимодействие человека с природой (включая Космос) и ответственность его как единственного разумного существа на планете за жизнь на Земле1. Нам представляется необходимым дать несколько расширенное осмысление значения «ноогуманизм», которое, помимо экологического посыла, отражало бы гомеостатические процессы на каждом из уровней системы «человек-общество-природа», поскольку мир объят не только экологическими, но и этноконфессиональными, межличностными, внутрилич-ностными конфликтами.
Ноогуманизм, интегрирующий ноосферную, экологическую, гуманистическую составляющие, в идеале, должен быть ориентирован на коэволюционное взаимодействие человечества и биосферы, сотрудничество стран в разрешении глобальных (эколого-социальных, социокультурных) проблем, гуманизацию общества и переход его от идеалов «общества потребления» к духовно-ориентированным ценностям; обеспечение баланса индивидуального и коллективного начал в сознании людей, формирование основ планетарного мышления, право человека жить в гармонии с самим собою и быть толерантным к Другому. Теоретико-методологическая разработка ноогуманизма позволила бы развить концептуальный остов педагогической системы формирования мировоззрения на его основе.
Генезис ноогуманизма выявляет его генетическую связь с ноосферой - фундаментальной, родовой мировоззренческой идеей, которая «имеет своим истоком древнейшие культуры .Востока и Запада, определивших ключевые для ноосфер-ного миропонимания понятия порядка, космичности жизни и разума»2. Космологические построения античной философии (Аристотель, Платон, Гераклит и др.), высветившие философский принцип гармонии (гармонизации) единого и многого, как закон космоса, одну из основ бытия, явились предтечей концепций всеединства, антропокосмизма, шире - положений о динамическом равновесии социо-природного взаимодействия, заложивших мировоззренческие основы космизма, теории и практики космического воспитания (К. Н. Вентцель, М. Монтессори и др.), в целом, современного образования эколого-ноосферной направленности.
Указанный принцип, как выражение баланса диалектического взаимодействия противоположных начал, рассмотренный еще Аристотелем в «Никомаховой этике» и интерпретируемый современной философией как регулятив энтропийных и негэнтропийных процессов в «сложившемся гомеостазе» систем (В.П. Коханов-ский; О.В. Хотеева, 2006), прочно вошел в «кортеж системных оснований методо-
1 Сикорская Г.П. Ноогуманистическая модель эколого-педагогического образования и практика ее реализации: Дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 1999. 446 с. С. 33
2 Кузнецов М.А. Философские основания ноосферного мировоззрения: Автореф. дис. ... докт. философ, наук. М., 2001. //http://www.dissercat.com/
логии» многих наук (Новиковы, 2007), в том числе в педагогику, вобравшую экологическую и ноосферную образовательные парадигмы. Неслучайно Б.М. Мукаева отмечает, что принцип гармонии, «обретя статус универсалии и фундаментальной духовной ценности человека ...со времен формирования человеческого сознания и ранней общей картины мира», давно получил методологическое «мета-» значение в «обосновании устойчивого природопользования в современной концепции социоприродных систем»3. Данный принцип, по нашему мнению, в становлении ноогуманизма выполняет ключевую роль и, осмысленный в контексте гармонизации социоприродных систем, обретает базовое значение.
Ноогуманизм, равно как и учение о ноосфере (В. И. Вернадский, Э. Леруа, П. Т. де Шарден), органично связан с трудами представителей русского космизма (Н. А. Бердяев, Н. Ф. Федоров, П. А. Флоренский, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский и др.), заложивших основы нового миропонимания, базирующегося «на антро-покосмических идеях единства мира, глобальной взаимозависимости человека и космоса, убежденности в духовно-творческой, преобразующей роли человечества» [Панкрушина, 2004]. Разработанные ими идеи всеединства человека и Космоса, активной эволюции, направляемой человеческим разумом и высокой нравственностью, стимулировали дальнейший их рост в различных областях знаний, оказав влияние на становление ноосферного и экологического образований и формируемый ими контент мировоззренческих матриц (В. И. Додонов, О. Д. Куракина, Г. С. Смирнов, И. М. Пушкина, В. Н. Демин, А. М. Панкрушина, С. Ф. Лукина и др.).
Учению о ноосфере В.И. Вернадского (150-летний юбилей которого отметила мировая общественность) принадлежит особая роль, поскольку оно открывает качественно новый этап цивилизационного развития, характеризующийся переходом к сознательному управлению планетарными процессами. Приближение ноосферы, как «сферы разума, высшей стадии развития биосферы, .когда разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития на Земле»4, связано с космопланетарной миссией человечества, которое с помощью коллективного нравственного разума ускорит цивилизационный прогресс. Несмотря на неоднозначную оценку со стороны научных кругов, критикующих утопический характер учения, объясняемый, вероятно, неразрывным единством научного и ненаучного знания (В.А. Кутырев. Ф. Штильмарк и др.), тем не менее, на фоне системных кризисных явлений современности, «идея ноосферы может (должна) стать идеальным проектом будущей социоприродной гармонии, управляемой совокупным человеческим разумом»5. А. Д. Урсул отмечал огромную перспективность в мировоззренческом плане концепции ноосферы, на «базе которой должна проявиться развернутая
3 Мукаева Б.М. Принцип гармонии в концепции устойчивого природопользования: Философско-методологический анализ: Дис. ...канд. филос. наук. М., 2003 // dissercat.com/content/printsip-garmonii-v-kontseptsii-ustoichivogo-prirodopolzovaniya-filosofsko-metodologicheskii
4 Экологический энциклопедический словарь. М.: Изд. дом «Ноосфера», 1999. 930 с. С. 415.
5 Плотникова Л.И.Учение о ноосфере как идеальный проект гармонизации со-циоприродного взаимодействия: Автореф. .канд. филос. наук. Чита, 2004. 28с. // http://www.dissercat.com/content/uchenie-o-noosfere-kak-idealnyi-proekt-garmonizatsii-sotsioprirodnogo-vzaimodeistviya
теория будущего человечества»6 Основная причина глобализации экологических проблем с середины прошлого века, как результата масштабного негативного антропогенного воздействия на биосферу, обнажила, прежде всего, мировоззренческий кризис: разрыв между техническим прогрессом и потребительской ментальностью общественного сознания, разрушившего чувство меры во взаимодействиях с природой и утратившего некогда относительное единение с ней. Несмотря на последовавшую реакцию мирового сообщества на проблемы, связанные с «глобальными угрозами», нашедшую отражение в материалах деятельности Римского клуба, - в том числе, в «Повестке дня на XXI век», получившей общемировое признание в качестве глобального плана действий в интересах устойчивого развития (Рио-де-Жанейро, 1992), - а также в появлении огромного массива научных исследований, однако, по мнению экспертов, долгожданного перелома в решении указанной проблемы не произошло (ХА. Барлыбаев, 2001). Ни развитие новых ресурсосберегающих и экологически чистых технологий, ни ряд международных соглашений, принятых в рамках урегулирования комплекса проблем глобального характера, в целом, пока не перекрывают угрожающий рост дисбалансов между человеком, обществом и биосферой по причине, вероятно, кроющейся в глубинной нравственной природе самого человека, привыкшего руководствоваться «правом силы» и эгоцентрическими соображениями. Поэтому еще более очевидной становится необходимость интенсифицировать усилия в области поиска новых подходов к разработке «коэволюцион-ных» типов мировоззрения, мышления, новых морально-этических норм, которые бы отвечали идее согласованного взаимодействия социоприродных систем. В этом смысле ноосферные концепции (к числу которых относится разрабатываемая нами педагогическая концепция ноогуманизма), безусловно, представляют перспективу. Реконструкция мировоззренческих, социально-философских истоков ноосферной идеи, равно как и родственного ей ноогуманизма, позволила сделать ученым вывод о том, «что появление концепции ноосферы было подготовлено всем ходом развития человеческой мысли, что имплицитно и сама идея ноосферы, и ключевые моменты ноосферного учения: о целостности и гармонии Универсума; о взаимообусловленности микро- и макромиров; о природе мира и строении материи; о космичности жизни и разума; о необходимости духовно-нравственного совершенствования человека и его деятельности, которые в дальнейшем легли в основу учения о ноосфере -издавна присутствовали в философии, теоретическом естествознании, богословии, искусстве» (Л.И. Плотникова, 2004). Следует отметить, что ноосферные идеи, продолженные в трудах Н.Н. Моисеева, А.Л. Яншина, В.П. Казначеева, АД. Урсула, Б.Г. Режабека и др., направленные на соблюдение баланса возможностей биосферы и потребностей социума в долгосрочной перспективе, когда «коллективный разум и коллективная воля» эпохи ноосферы «окажутся способными обеспечить совместное развитие (коэволюцию) природы и общества»7, оказали мощное воздействие на педагогику, оплодотворив ноосферное, экологическое (в том числе для устойчивого развития) образования; заложили основы ноосферологии (Ф.В. Лазарев, В. Шилки-на и др.), ноосферизма (А.И. Субетто и др.).
6 Урсул А. Д. Введение в социальную экологию: учеб. пособие. Ч. II. М.: Луч, 1994. 255 с
7 Моисеев Н.Н. Коэволюция природы и общества. Пути ноосферогенеза // «Экология и жизнь». № 2-3. 1997. [Электронный ресурс]. [2008]. // URL: http://www.ecolife.ru/ jornal/echo/1997-2-1.shtml.
Проведенное автором исследование генезиса ноогуманизма в рамках методологического анализа, выявило, что на его философском уровне в методологопедагогическом тезаурусе ноосферно-экологической образовательной парадигмы, в качестве одного из ее оснований, присутствует философский принцип гармонии (гармонизации), - в ее родовом значении, как то: «cогласованность», «мера», «равновесие» (Л.Н. Миронова, Д.Г. Иванов, 2004), - сформированный как результат рефлексии образования на перестроечные процессы общественного сознания, стремящихся к утверждению антропокосмических ценностей, к разумному со-циоприродному взаимодействию. Это нашло отражение в комплексе системнометодологических положений находящегося в процессе развития ноосферно-ориентированного дискурса: так, еще К.Н. Вентцелем в космическую педагогику был внедрен принцип гармонии, понимаемый им как установление равновесия между человеком, человечеством, природой и Космосом (И.М. Пушкина, 2007). П.А. Сорокин, отмечал необходимость экогармонизации категориального аппарата социологии в целях формирования экоцелостной личности8. В.Н. Сагатовский рассматривает философию развивающейся гармонии как основу антропокосмистского ноосферного мировоззрения»9. В 80-е годы Н.Н. Моисеев формулирует экологический и нравственный императивы, обусловливающие возникновение устойчивого развития общества как стратегию переходного периода к «эпохе ноосферы». В 1991г. А.И. Субетто вводит понятия «императив выживаемости», означающий, по сути «управляемую динамическую социоприродную ...гармонию» (курсив мой - Р.Ш.)10 и «социоприродный динамический гомеостаз» (2003). Обобщая их представления, С.А. Иванов определяет ноосферу как «область единства (гармонии) природы и общества, в которой разум и духовно-нравственные приоритеты являются определяющими факторами развития цивилизации»11. В 1999г. Н.В. Маслова детерминирует принцип гармонизации как ключевой в ноосферном образовании. Наконец, данная тенденция в новом тысячелетии обогащается еще одним «гармоническим» принципом - мероцентризма, который, по сути, есть продолжение экологического и нравственного императивов, призывающих человечество соблюдать меру в своих потребностях и корректировать их в соответствии с наличными биоресурсами планеты (Н.И. Симоненко, 2012).
Следовательно, если окинуть единым взглядом весь теоретический базис, на который опираются современные образовательные парадигмы ноосферно-экологической, гуманистической направленности (идеи русского космизма, учение о ноосфере, концепция устойчивого развития, экологоориентированные теории и пр.), в рамках которых были разработаны педагогические основы формирования ноосферного (Н. В. Маслова, М. А. Кузнецов, С. А. Иванов и др.), экологического
8 Андреев Э.М., Миронов А.В., Шефель С.В. «Социально-философские основания концепции формирования экоцелостной личности (в контексте идейного наследия П.А. Сорокина) // Социально-гуманитарные знания. 2003.-№1. С. 230
9 Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии: часть III. Антропология. СПб., 1999. С. 275.
10 Субетто А.И. Ноосферизм: движение, идеология или новая научно-
мировоззренческая система? [Электронный ресурс] [2007]. // URL: http://newhumanity. ru/nas_kritikuyut/otvechaem_na_kritiku/na_2005_05/subetto_noosferizm.htm.
11 Иванов С.А. Русский космизм и педагогика развития ноосферного мировоззрения [Электронный ресурс] [2010] // URL: http://urorao.rsvpu.ru/FileDirectory/l0l/ivanov.doс.
(Е. Б. Якимова, Л. Г. Чернышова, Е. В. Мусихина и др.), эколого-ориентированного (А. В. Иващенко, В. И. Панов, А.В. Гагарин, А. И. Фокин и др.), экогуманистического (Л. В. Моисеева, С. А. Селиверстова), экоцентрического (И. Я. Пеккер и др.) видов мировоззрений, то всех их объединяет необходимость нравственного совершенствования, определившего отход от антропоцентристских воззрений к пониманию системы «человек-природа» как саморазвивающегося совместного субъекта, в условиях сбалансированного взаимодействия со-субъектов. Поэтому идет ли речь о коэволюции человеческого сообщества и биосферы или установлении консенсуальных отношений между людьми, либо создании сбалансированного внутреннего мира личности, - везде доминирует сквозная мысль о динамическом равновесии в системе «человек-общество-природа» на основе философского принципа гармонизации или гармонизированном (согласованном) взаимодействии социоприродных систем. В этой связи нам представляется, что основным принципом формирующегося ноогу-манизма является принцип социоприродной гармонизации (ПСГ), олицетворяющий категорию социоприродного согласия. Данный принцип осмысливается как родовой в единой цепи коррелятов: «устойчивое развитие», «толерантность», «коэволюция», «гомеостаз», обусловливающихся динамическим неравновесным балансом целого и, в силу этого, имеющий методологически-регулятивный характер.
Однако не корректно было бы думать, что ноогуманизм представляет собой произвольное эмпирическое объединение его составляющих: «ноосферы» и «гуманизма». Необходимо, с учетом принципа социоприродной гармонизации, выявить новый подход к становлению ноогуманистически-ориентированного мировоззрения, определив новую, внутренне взаимосвязанную целостность формирующегося педагогического процесса, обогащенную эмерджентными свойствами. Нами были разработаны концептуальные основания ноогуманистически-ориентируемого мировоззрении, с концептуально-векторной моделью последнего (Рис. 1).
Экспликация понятия «ноогуманизм» и формируемого на его основе ноогуманистически-ориентированного мировоззрения (НМ) связана с тем, что смысловое поле ноогуманизма генерируется благодаря принципу социоприрод-ной гармонизации в системе «человек-общество-природа», проявления которого на каждом уровне (векторе) рождает собственный спектр аксиологических значений. Проекции ПСГ на межсубъектном уровне дают поливариант дихотомических со-субъектов: «человек-человек», «человек-общество», «человек-природа», «общество-природа», «человек-общество» и «природа». К примеру:
- На уровне взаимодействия человека, социума с природой (уровень «природа» социоприродной системы) проекция ПСГ актуализирует гомеостатическую атрибутивность и ориентацию на принципы критического гуманизма (В. Е. Гар-пушкин, 2009), проявляемых в отходе от потребительского к ресурсосберегающему отношению к биосфере, в воспитании и самовоспитании у индивида ответственности и активной гражданской позиции в вопросах ее сохранности, которые позиционируют как ноогуманистические ценностные ориентиры. Как следствие, интериоризация ноогуманистических знаний, ценностей, сначала внешних, затем личностно осознанных и прочувствованных («вочеловечен-ных», по Г. С. Батищеву, 1989), приобретая, со временем, статус качественных характеристик, сублимируются личностью в адекватно-ориентированной профессиональной деятельности;
- Проекция ПСГ на межличностном уровне (вектор «общество») коммуникативна и направлена на выстраивание индивидом консенсуальных отношений с миром, устремлении быть гуманным, толерантным, намерении понять и принять Другого, вне национальных, конфессиональных и прочих различий. Как сказано в Декларации принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО в 1995 и принятой 185 странами, «толерантность - это гармония в многообразии». Новизна употребления термина «толерантность» заключается в его контекстуальном использовании, т.е. в условиях ноогуманизма толерантность выступает в качестве ноогуманистически-ориентированной ценности (установки, убеждения) - духовнонравственного качества, остро необходимого человечеству на фоне современных коллизий. Толерантность инициирует рождение производных значений, связанных, к примеру, с эмпатией (сопереживанием, «вчувствованием»), в социологическом плане - с овладением коммуникативных навыков, умением работать в коллективе (А. А. Бодалева, Е. Л. Мелибруда, К. Рудесташ), конфликтоустойчивостью (Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин, Л. Н. Цой и др.);
ДУХОВНО-НРАВСГВЕННЫИ контекст
СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ КОНТЕКСТ
Рис. 1 Векторно-концептуальная модель ноогуманистически-ориентированного мировоззрения
- На личностном уровне (вектор «человек») ПСГ проецирует здоровьесберегающую имманенцию: душевное равновесие, конгруэнтность, стрессоустой-чивость как показатель внутренней психологической устойчивости индивида, отражающий состояние его душевного здоровья, что корреспондирует с принципом потенциальной интеллектуальной безопасности ребенка, учителя, принятым в ноосферном образовании в качестве здоровьесберегающей технологии (Н. В. Маслова, 1999). В то же время душевное здоровье индивида стимулирует его стремлении к позитивным взаимоотношениям с социумом, порождающее конгруэнтность (К. Роджерс), т.е. высокую степень тождественности внутреннего мира индивида внешней среде, с одной стороны и внутреннее принятие самого себя, с другой;
- Личная убежденность индивида в строительстве гармоничных взаимоотношений с миром, социумом и самим собой приводит его к развитию самосознания и самопознания (С. Л. Рубинштейн, К. Роджерс, А. Бени и др.). Субъект, осознавая объективную действительность и наделяя её персональными ноогуманистическими смыслами и ценностями, превращает её, тем самым, в содержание собственной субъективности, результирующей которой является искомое НМ. В свете сказанного значения «ноогуманизм» и «ноогуманистически-ориентированное мировоззрение» можно детерминировать следующим образом: Ноогуманизм — мировоззренческое направление в ноосферной образовательной парадигме, интегрирующее отдельные положения русского космизма, учения о ноосфере; гуманистического эволюционизма (критический гуманизм), квантовой физики и выявляющее его (ноогуманизма) базовую категорию - идею социоприродного согласия. Ноогуманизм ориентирован на воспитание у индивида установки на коэволюционное взаимодействие человечества и биосферы (планетарное мировидение, коэволюционное мышление), гуманизм, ответственное отношением к Универсуму, толерантность, конгруэнтность, стрессоустойчивость.
Ноогуманистически-ориентированное мировоззрение, являющееся объективной данностью, рассматривается как один из аспектов мировоззренческой матрицы ноосферно-экологической и гуманистической направленности. НМ является системой представлений о мире, ценностей, идеалов, установок, жизненных позиций, поведенческих программ, осуществляемой в результате специально-организованного обучения, воспитания и самовоспитания на основе базовой ноогуманистической категории социоприродного согласия, проекции которой в системе «человек-общество-природа», структурируют ноогуманистические представления и ценности, задавая ноогуманисти-ческую направленность личностным качествам индивида, его психическим процессам: мышлению, сознанию (самосознанию), культуре, мотивационно-потребностной стороне, поведенческим моделям, в результате чего должна сформироваться ноогуманистически-ориентированная личность, с планетарно-коэволюционным мышлением, сознанием, ноогуманистической мировоззренческой культурой, установкой на реализацию ноогуманистических ценностных ориентаций и смыслов в процессе ноогуманистически-преобразовательной деятельности, поскольку именно нравственно-развивающаяся, граждански-ответственная, толерантная, личность может объективно оценивать современ-
ные реалии и принимать адекватные решения на профессиональном поприще.
Таким образом, философский уровень методологического анализа генезиса но-огуманизма позволил выявить:
- Общий признак, характерный для образовательных парадигм ноосферно-экологической направленности, выраженный посредством философского принципа гармонии, позволившего сформулировать базовую для ноогуманизма категорию социоприродного согласия на основе принципа социоприродной гармонизации;
- Возможность концептуализации педагогических основ формирования ноогуманистически-ориентированного мировоззрения на основе категории социо-природного согласия;
- Наличие в современной образовательной парадигме предпосылок для возникновения ноогуманистической тенденции в педагогике;
- Востребованность методологии педагогических исследований, педагогической антропологии, философии образования в обновлении мировоззренческих оснований исследований; разработке ноогуманистической концепции воспитания, обучения.
Щ Литература
From Neuron to Brain Мукаева Б. М. Принцип гармонии в концепции устойчивого природопользования: Философско-методологический анализ: Дис. ...канд. филос. наук. Москва, 2003 // http: //www.dissercat.com/ content/printsip-garmonii-v-kontseptsii-ustoichivogo-prirodopol-zovaniya-filosofsko-metodologicheskii.
Панкрушина А. М. Философско-педагогические идеи представителей космизма в становлении ноосферного образования: Дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2004. 198 с.
Сагатовский В. Н. Философия развивающейся гармонии: часть III. Антропология. Санкт-Петербург., 1999.
Шиндаулова Р. Б. Концептуальные основы формирования ноогуманистически-ориентированного мировоззрения студента: Монография. Алматы: ТОО «Полиграфия-Сервис и Ко», 2012. 348 с.
Щ References
From Neuron to Brain Mukayeva B. MPrintsip gaimonii v kontseptsii ustoychivogo prirodopol’zovaniya: Filosofsko-metodologicheskiy analiz [Principle of harmony in the concept of sustainable environmental management: Philosophical and methodological analysis]: Dis. ...kand. filos. nauk. Moskva, 2003 // http://www.dissercat.com/content/printsip-garmonii-v-kontseptsii-ustoichivogo-prirodopolzovaniya-filosofsko-metodologicheskii.
Pankrushina A. M. Filosofsko-pedagogicheskiye idei predstaviteley kosmizma v stanovlenii noos-fernogo obrazovaniya [Philosophical and pedagogical ideas of cosmism representatives in the development of the noosphere education]: Dis. ... kand. ped. nauk. Nizhniy Novgorod, 2004. 198 s.
Sagatovskiy V. N. Filosofiya razvivayushcheysya garmonii [Philosophy 0f developing harmony]: chast’ III. Antropologiya. Sankt-Peterburg., 1999.
Shindaulova R. B. Kontseptual’nyye osnovy formirovaniya noogumanisticheski-oriyentirovannogo mirovozzreniya studenta [Conceptual bases of formation noogumanistics-oriented students worldview]: Monografiya. Almaty: TOO «Polig-rafiya-Servis i Ko», 2012. 348 s..