2. Старухин, Н.А. Белокриницкое согласие на Алтае: Барнаульская Крестовоздвиженская церковь // Старообрядчество: история и культура: сб. ст. / под ред. Л. Дементьевой [и др.]. - Барнаул, 1999. - Вып. 1.
3. Гуляев, С.И. К истории сибирского раскола // Восточное обозрение. - 1884. - № 16. - 19 апр.
4. КГУ ГААК. Ф. 166. Оп. 1. Д. 1.
5. КГУ ГААК. Ф. 135. Оп. 1. Д. 22.
6. Мельников, Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. - Барнаул, 1999.
7. КГУ ГААК. Ф. 51. Оп. 1. Д. 5.
8. Дементьева, Л.С. Строительство храма во имя Воздвижения Креста Господня в Барнауле // Архитектура и строительство Сибири. - 2002. - № 4.
9. «Сибирский старообрядец». - 1919. - № 6.
10. КГУ ГААК. Ф. 135. Оп. 1. Д. 5.
11. Зольникова, Н.Д. «Свои и «чужие» по нормативным актам староверов-часовенных // Гуманитарные науки в Сибири. - 1998. - № 2.
12. КГУ ГААК. Ф. 312. Оп. 1 а. Д. 23.
13. КГУ ГААК. Ф. Р-1692. Оп. 1. Д. 33.
14. КГУ ГААК. Ф. Р-1692. Оп. 1. Д. 33. Л. 57-59; Д. 52. Л. 48; Д. 70. Л. 24; ГАТО. Ф. Р-1786. Оп. 1. Д. 426. Л. 30, 106; ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 109. Л. 4.
15. КГУ ГААК. Ф. Р-1692. Оп. 1. Д. 17. Л. 22; Д. 58. Л. 118; Д. 79. Л. 1.
16. ГАТО. Ф. Р-1786. Д. 426.
Bibliography
1. Belikov, D.N. Tomskiyj raskol. (Istoricheskiyj ocherk ot 1834 po 1880 godih) // Izvestiya Imperatorskogo Tomskogo un-ta. - Tomsk , 1900. - T. 16.
2. Starukhin, N.A. Belokrinickoe soglasie na Altae: Barnauljskaya Krestovozdvizhenskaya cerkovj // Staroobryadchestvo: istoriya i kuljtura: sb. st. / pod red. L. Dementjevoyj [i dr.]. - Barnaul, 1999. - Vihp. 1.
3. Gulyaev, S.I. K istorii sibirskogo raskola // Vostochnoe obozrenie. - 1884. - № 16. - 19 apr.
4. KGU GAAK. F. 166. Op. 1. D. 1.
5. KGU GAAK. F. 135. Op. 1. D. 22.
6. Meljnikov, F.E. Kratkaya istoriya drevlepravoslavnoyj (staroobryadcheskoyj) Cerkvi. - Barnaul, 1999.
7. KGU GAAK. F. 51. Op. 1. D. 5.
8. Dementjeva, L.S. Stroiteljstvo khrama vo imya Vozdvizheniya Kresta Gospodnya v Barnaule // Arkhitektura i stroiteljstvo Sibiri. - 2002. - № 4.
9. «Sibirskiyj staroobryadec». - 1919. - № 6.
10. KGU GAAK. F. 135. Op. 1. D. 5.
11. Zoljnikova, N.D. «Svoi i «chuzhie» po normativnihm aktam staroverov-chasovennihkh // Gumanitarnihe nauki v Sibiri. - 1998. - № 2.
12. KGU GAAK. F. 312. Op. 1 a. D. 23.
13. KGU GAAK. F. R-1692. Op. 1. D. 33.
14. KGU GAAK. F. R-1692. Op. 1. D. 33. L. 57-59; D. 52. L. 48; D. 70. L. 24; GATO. F. R-1786. Op. 1. D. 426. L. 30, 106; GANO. F. R-1418. Op. 1. D. 109. L. 4.
15. KGU GAAK. F. R-1692. Op. 1. D. 17. L. 22; D. 58. L. 118; D. 79. L. 1.
16. GATO. F. R-1786. D. 426.
Статья поступила в редакцию 01.09.11
УДК 930.85
Alekseeva (Gurtchenko) K.A. PHENOMENON OF CHECKS GAME IN THE HISTORY OF CULTURE. This article contains the interesting information confirming an ancient origin of checkers game and her sociocultural importance in the life of society. Mentioned are references to this game in the opuses of the world classical literature and on the canvases of the famous painters thereby it allows us to estimate the manners and life of the people.
Key words: checkers game, checkers subjects, vase painting, assembly, checkers topic, bylina, literature, sculptural composition, painting, lithography.
К.А. Алексеева (Гурченко), аспирант СПГУВК, г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected].
ФЕНОМЕН ШАШЕЧНОЙ ИГРЫ О ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ
В статье содержатся интересные данные, подтверждающие древнее происхождение игры в шашки и её социокультурную значимость в жизни общества. Приводятся упоминания данной игры в произведениях мировой классической литературы и на полотнах известных художников, благодаря чему представляется возможным судить о жизни и быте людей.
Ключевые слова: шашечная игра, шашечные сюжеты, вазопись, ассамблеи, шашечная тема, былины, литература, скульптурная композиция, картина, литография.
В настоящее время исследователи пытаются найти ответ на вопрос, связанный с происхождением игры в шашки. До сих пор точного ответа на него не существует, однако, опираясь на данные об археологических раскопках, учитывая некоторые исторические факты, обращаясь к памятникам культуры и искусства, можно сделать вывод о древнем происхождении шашечной игры. В «Избранных диалогах» Платона находим строки, которые говорят о том, что шашечную игру создало божество Тевт. При археологических раскопках в Египте были найдены древние комплекты для шашечной игры, а в Лувре экспонируются две шашечные доски времён фараонов. На стенах гробниц Древнего Египта археологами были обнаружены изображения играющих в шашки. Это свидетельствует о том, что эта игра была у древних египтян одним из любимых занятий. Таким образом, местом её зарождения принято считать Древний Египет Шашечная игра была популярна и в Древней Греции. Сохранились до наших дней фрагменты древнегреческой вазы, на которой изображены Аякс с Ахиллом за игрой в шашки. В Британском музее имеется древнегреческое изображение на папирусе льва и антилопы, которые играют в шашки. На этой карикатуре лев олицетворяет фараона Рамзеса III (1269-1244 гг. до н. э.), а антилопа - олицетворение одной из жён или дочерей, с которыми фараон любил играть в шашки.
Еще не так давно появление шашек на территории нашей страны ученые-историки связывали с периодом правления киевского князя Владимира Мономаха (1053-1125). Однако в 50-х гг. прошлого столетия при раскопках богатого поселения недалеко от Переяславля-Хмельницкого в Киевской области был обнаружен более древний комплект шашек, выполненный из стекла. Таким образом, появление игры в шашки на Руси историки стали относить к Ш-1У векам. [1] Но существует и другая гипотеза относительно появления шашек на территории нашей страны в XIII веке. Это предположение подкрепляется тем фактом, что наиболее ранним письменным источником на Руси, где есть упоминание о шашках, является «Свиток законьный», датируемый 1282 годом. О том, что шашки были одним из любимых увлечений славян , воспринимавших их как военную игру, рассказывают многочисленные произведения народного эпоса - былины. Так, шашечная игра упоминается в онежской былине о Михайло Потыке, а также в былине «Добрыня и Василий Казимиров».
Что же касается распространения шашечной игры в Санкт-Петербурге, то широкое развитие и популярность она получила ещё с самого его основания. Активным пропагандистом игры в шашки был Пётр I (1672-1725). При Петре I шашки стали распространяться и в придворных кругах. Сохранились воспомина-
ния современников царя, свидетельствующие о том, что шашки, начиная с 1718 года, наряду с шахматами, входили в программу его ассамблей.
В мировой культуре шашечная игра нашла широкое отражение, благодаря творчеству великих писателей, поэтов и художников. В литературе можно найти немало упоминаний об этой игре. Приведём подобные примеры, отраженные в памятниках русской литературы. Интересен тот факт, что, по свидетельству поэта М. Дмитриева, его дядя, тоже поэт, И.Дмитриев обдумывал план «Ермака» (1794), «играя в шашки с одним гостем своего отца».
В творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина игра в шашки также нашла свое отражение. В стихотворении «Зима. Что делать нам в деревне?..» находим: «... когда за шашками сижу я в уголке.» [2]. Данная строка показывает, что поэт любил эту игру и нередко проводил свободное время за шашечной доской. Упоминает об игре в шашки в стихотворении «На счастие» Г.Р. Державин. В рассказе «Чёрная молния» А.И. Куприна и в произведении М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дворянская хандра» из цикла «Сборник» мы также встречаем упоминание о шашечной игре.
В зарубежной литературе также присутствуют упоминания о шашечной игре. Польский писатель Ежи Гижицкий в книге «С шахматами через века и страны» пишет, что шахматам «Наполеон предпочитал шашки, черпая, между прочим, в этой игре пример для своей тактики на поле боя» [3].
Реалистично показывая жизнь и быт своих горожан, современные американские прозаики зачастую используют шашечные мотивы для решения художественных задач. Герой романа Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» (1951) Холден Колфилд проводит время с любимой девушкой Джейн за игрой в шашки. В романе американского писателя У. Фолкнера «Деревушка» тоже упоминается шашечная игра.
В романе Грэма Грина «Наш человек в Гаване» (1958) шашечным поединкам отведена особая, едва ли не ключевая роль. Герой романа Уормолд, которого подозревают в шпионаже, решает усыпить бдительность полицейского, предложив ему сыграть в шашки, но по особым правилам. Вместо обычных шашек на клетках стояли рюмки с крепкими напитками разных цветов. Выигрывая шашку, необходимо было опорожнить ее содержимое [4].
Шашечная тема нашла достойное отражение не только в литературе. В эпоху Средневековья, когда игра приобретала нынешние черты, художники не раз обращаются к этому сюжету. Наиболее ранним из сохранившихся произведений долгое время считалось полотно «Игроки в шашки» Мишеля Свертса (1624-1664), созданное в Риме в 1652 году.
В экспозиции картинной галереи Павловского дворца-музея под Санкт-Петербургом находится картина Адриана Броуве-ра «Игра в шашки», написанная еще раньше. В числе других это полотно было, видимо, приобретено или принято в дар русским императором Павлом I во время его турне по Западной Европе [5].
Миланский художник М.М. Буалли (1761-1845) на своей картине «Партия» изобразил молодых мужчину и женщину за 100клеточной доской, на которой шашки расположены на белых полях. За шашечной игрой с интересом наблюдают девушка и ребенок. Большую известность завоевало также полотно Д. Бер-нета «Игроки в шашки».
Заметное место нашла шашечная тема и в американском искусстве. В середине XIX века с вниманием была встречена жанровая картина Д.К. Бингема (1811-1879) «Игроки в шашки», отражающая эпизод из жизни американских первопоселенцев.
Библиографический список
Увлечение шашками нашло отражение в творчестве Анри Матисса (1869-1954). На полотне «Семейный портрет», написанном в Исси ле Мулино в 1911 году, изображены сыновья художника Пьер и Жан за шашечной доской непривычных размеров, играющими в шашки. А в 1923 году в Ницце Матисс пишет картину «Семья художника», посвящённую той же тематике. Кисти другого французского художника Э. Вюйсера (1868-1940) принадлежит рисунок «Игра в шашки», выполненный для литографии.
На полотнах российских художников мы также находим отражение шашечной тематики. На одной из первых отчетных выставок в Академии художеств (1824), ставшей волнующим событием в культурной жизни Петербурга, демонстрировались произведения молодых художников, выполненные по академической программе, требовавшей «представить крестьянское семейство и шашечную игру». Среди представленных на выставке работ выделялись полотна Василия Грязнова «Повар, играющий в шашки с дворянином» и Петра Пнина «Игра в шашки», хранящиеся ныне в Государственном Русском музее. Здесь же находятся картины на ту же тематику, созданные А. Волковым, Я. Башиловым, Н. Кошелеевым [1].
Примечательно также полотно В.С. Максимова (1844-1911) «Игра в шашки». Этой же тематике посвящён и сюжет картины «Игра в шашки» (1848) академика портретной живописи Ф.Ф. Шведе (1819-1863), которая хранится сейчас в коллекции Государственной Третьяковской галереи.
Посвящена теме игры в шашки картина «Между уроками» И.П. Богданова-Бельского, на которой изображена сцена игры в шашки между двумя мальчиками в школе. Она стала лучшей на XXXI передвижной выставке в Москве в 1903 году и была приобретена Николаем II. А в коллекции музея М. Горького представлена картина известного русского художника Б.М. Кустодиева «В торговых рядах» (1916), на которой также изображены играющие в шашки. На полотне с мрачным названием «В лавке гробовщика» играющих в шашки изобразил академик живописи Г.И. Семирадский (1843-1902). Сейчас эта картина демонстрируется в Харьковском художественном музее.
В знаменитой поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» также отведено место шашечным поединкам. Большую популярность завоевали иллюстрации Боклевского и Агина, изображающие игру в шашки Ноздрева с Чичиковым. А в начале XX века в Петербурге поступила в продажу серия почтовых карточек с зарисовками на «Гоголевскую тему» М.М. Далькевича. Таким образом, шашечная тема нашла отражение и в почтовой продукции.
Игра в шашки оставила свой след в рисунках на камне и в скульптуре. В альбоме литографий И .С. Щедровского (18151870), вышедшем в 1839 году, мы находим рисунок на камне «Игра в шашки». Широкую известность приобрела также скульптурная композиция Д. Роджерса (1819-1904) «Шашечные игроки на ферме», которая сейчас экспонируется в музее шахмат и шашек в Центральном шахматном клубе в Москве [5].
Широкое отражение нашла шашечная тема и в искусстве художественных промыслов Федоскино и Палеха. Один из основателей школы миниатюры и живописи палешанин И.И. Голиков (1886-1937) изобразил «Игру в шашки» на папье-маше.
Совершенно очевидно, что игра в шашки в разные времена вызывала не только интерес в различных кругах, но и завораживала, вдохновляла. Судя по многочисленным упоминаниям шашечной игры в произведениях литературы, по отражению на полотнах великих художников, а также в предметах народного творчества, можно утверждать, что игра является поистине народной. Таким образом, это свидетельствует о колоссальном влиянии шашечной игры на быт, сознание и культуру народа в целом.
1. Голосуев, В.М. Мастера шашечных турниров. - Л., 1989.
2. Пушкин, А.С. Избранные стихотворения. - М.-Л., 1943.
3. Гижицкий, Е.С шахматами через века и страны: с предисловием Д. Бронштейна. - Warszaira, 1958.
4. Грин, Г. Избранные произведения: в 2 т. - М., 1986. - Т. 2.
5. Голосуев, В.М. Древняя и загадочная игра Мир шашек. - СПб., 1997.
Bibliography
1. Golosuev, V.M. Mastera shashechnihkh turnirov. - L., 1989.
2. Pushkin, A.S. Izbrannihe stikhotvoreniya. - M.-L., 1943.
3. Gizhickiyj, E.S shakhmatami cherez veka i stranih: s predisloviem D. Bron-shteyjna. - Warszawa, 1958.
4. Grin, G. Izbrannihe proizvedeniya: v 2 t. - M., 1986. - T. 2.
5. Golosuev, V.M. Drevnyaya i zagadochnaya igra Mir shashek. - SPb., 1997.
Статья поступила в редакцию 01.10.11