Научная статья на тему 'Пейзажная лирика в поэтическом творчестве Р. Рождественского(вторая половина 1950 - первая половина 1960-х гг. ): особенности и художественное своеобразие'

Пейзажная лирика в поэтическом творчестве Р. Рождественского(вторая половина 1950 - первая половина 1960-х гг. ): особенности и художественное своеобразие Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5461
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА / ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИДЕАЛ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРИРОДА / МИРОПОНИМАНИЕ / МИРОЗНАНИЕ / LANDSCAPE LYRICS / EVOLUTIONARY PROCESS / IDEAL / VALUES OF LIFE / NATURE / WORLD VIEW / WORLD OUTLOOK

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сипкина Нина Яковлевна

Статья раскрывает значение пейзажной лирики в раннем творчестве поэта, рассматривает эволюционный процесс отношения поэта-шестидесятника к природе. Автором статьи раскрываются художественные особенности и характерные черты пейзажной лирики Р. Рождественского, определяется значение стихотворений о природе в русской литературе второй половины ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANDSCAPE LYRICS IN POETIC WORKS OF ROBERT ROZHDESTVENSKY (THE SECOND HALF OF 1950-IES- THE FIRST HALF OF 1960-IES): PECULIARITIES AND ART IDENTITY

The article reveals the meaning of the landscape lyrics of the poet's early works, considers the evolutionary process of the poet's attitude to nature. The author discovers some art peculiarities and characteristic traits of the landscape lyrics of Robert Rozhdestvensky and determines the meaning of poetic works about nature in Russian literature of the second half of the XX century.

Текст научной работы на тему «Пейзажная лирика в поэтическом творчестве Р. Рождественского(вторая половина 1950 - первая половина 1960-х гг. ): особенности и художественное своеобразие»

ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА В ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ Р. РОЖДЕСТВЕНСКОГО (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 1950 -ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА 1960-х гг.): ОСОБЕННОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

LANDSCAPE LYRICS IN POETIC WORKS OF ROBERT ROZHDESTVENSKY (THE SECOND HALF OF 1950-ies - THE FIRST HALF OF 1960-ies): PECULIARITIES AND ART IDENTITY

Н.Я. Сипкина N.Ya. Sipkina

Пейзажная лирика, эволюционный процесс, идеал, жизненные ценности, природа, миропонимание, ми-рознание.

Статья раскрывает значение пейзажной лирики в раннем творчестве поэта, рассматривает эволюционный процесс отношения поэта-шестидесятника к природе. Автором статьи раскрываются художественные особенности и характерные черты пейзажной лирики Р. Рождественского, определяется значение стихотворений о природе в русской литературе второй половины XX в.

Landscape lyrics, evolutionary process, ideal, values of life, nature, world view, world outlook. The article reveals the meaning of the landscape lyrics of the poet's early works, considers the evolutionary process of the poet's attitude to nature. The author discovers some art peculiarities and characteristic traits of the landscape lyrics of Robert Rozhdestvensky and determines the meaning of poetic works about nature in Russian literature of the second half of the XX century.

Актуальность и научная новизна исследуемого материала данной статьи состоит в том, что тема пейзажной лирики Р.И. Рождественского находится в тени внимания отечественных литературоведов и критиков [Аннинский, 2002, с. 56; Бочаров, 2002, с. 86; Слуцкий, 1963; Сидоров, 1988, с. 5-14; Симонов, 1984, с. 3-4], даже в специальной работе М.Н. Эп-штейна «Природа, мир, тайник Вселенной...» [Эпштейн, 1990], где дается анализ поэтических практик свыше ста русских поэтов Х1Х-ХХ вв., нет раздела о пейзажах Р.И. Рождественского. Нужно оговориться, автором статьи ранее была осуществлена попытка изучения пейзажей Р. Рождественского (фрагментально рассматривались типология и элементы художественной выразительности пейзажной лирики Р. Рождественского) [Сипкина, 2007, с. 84-90; Сипкина, 2010, с. 13], но в аспекте тематики статьи материал не исследовался

При изучении пейзажной лирики в ранней поэзии Р.И. Рождественского (1955-1965 гг.) нами обнаружено более сорока стихотворений о природе. Назрела необходимость обратить внимание на неисследованную, но весомую часть раннего поэтического наследия Р.И. Рождественского. Само время диктует необходимость определения места и значения пейзажной лирики, выявления черт наследия традиций и новаторства данной тематики в русской поэзии. Мы пытаемся раскрыть характерные особенности образной системы и индивидуального стиля поэта, опираясь на анализ его стихотворений о природе.

Одной из определяющих сторон рассматриваемого периода поэзии Р. Рождественского является пейзажная лирика, которая становится для поэта формированием идеалов и жизненных ценностей, основой утверждения природы как своего миропонимания и мирознания, осно-

вой творческой мысли. Поэт воссоздает в стихах о природе первозданность ее восприятия, конкретную и в какой-то мере наивную. Изображение природы в стихах художника - это, несомненно, самовосприятие, личностное видение окружающего мира. Каждое стихотворение данного цикла становится своеобразным откликом на определенное событие, одновременно характеризуется и динамизмом, и лиризмом, оно становится определенным событием в жизни самого автора.

В творчестве Р. Рождественского второй половины 1950-х гг. природа изображается как объект для покорения, борьбы с ней; герои стихов выступают завоевателями богатств и тайн Земли. Цикл стихов полярной романтики яркий пример наступательного движения покорения нашей планеты. Люди осваивают Север, тревожат размеренную жизнь его обитателей: белых медведей, тюленей, нерпы («Белый медведь»). Даже сама природа ждет, когда со дна океана люди начнут добывать несметные богатства («Хребет имени Ломоносова»), Стихи этого цикла - гимн человеку, придумавшему умные машины, которые могут летать даже в такой суровый край, его изобретательности («Немного экзотики»), Главным мотивом пейзажной лирики данного периода становится бескомпромиссная борьба между человеком и стихией: природа то и дело ввергает людей в экстренные ситуации - разламывает льдину, на которой расположилась научная станция полярников, приносит вьюгу, пронизывающую холодом до самых костей, но люди не сдаются, продолжают исследовать эту холодную землю («На дрейфующем проспекте ты живешь», «Вьюга»),

Идеями противоборства дышат и другие стихи цикла: «Речка Иня», «Облако», «Утро»; в них облако борется с самолетом, маленькая речушка - с камнями и валунами, утро - с темнотой. В этой борьбе побеждает сила, которая может «уничтожить», а может «помиловать». Человек воспринимается поэтом, творцом природы, творцом будущего (поэма «Спутник»), поэтому оптимистичность интонации стихов о природе этого периода не вызывает сомнения.

Постепенно оптимистические ноты сменяются печалью и грустью, чтоявляется результатом творческой эволюции поэта: Р. Рождественский пересматривает идейно-эстетические ценности, в произведениях этой поры (начало 1960-х) наблюдается постепенное сближение (слияние) поэта и его творчества, художника с его даром; в этом творчестве поэт в конечном счете устремляется к встрече с «самим с собой». На эволюционный процесс Р. Рождественского огромное влияние оказало определенное разочарование в современной действительности, и это закономерно находит отражение в его произведениях. Природа в этот период творчества (первая половина 1960-х) становится для поэта сущностью мудрой, всепонимающей и всепоглощающей: художник находит в ней черты, которые присущи его внутреннему «я», природа и духовное развитие поэта сливаются.

Теперь в пейзажной лирике исчезает мотив противоборства, природа начинает пониматься как продолжение человеческого бытия -поэт сравнивает природные явления с жизненными ситуациями человека, в которых оказывается его лирический герой. Потеря своей родины, корней может привести к разрыву духовной связи со всем, что так дорого человеку изначально, и, соответственно, к исчезновению «радости и счастья» («Переезжает роща»). Не удивительно, что в стихах этого периода образ таежных цветов сливается с образом свободолюбивого человека, который гибнет, если его оторвать от земли, на которой он родился («Таежные цветы»). Первый снег уподобляется человеку, который не имеет своих принципов, а плывет по течению событий («Первый снег»). Мир девственной природы, чистый и неизведанный, похож на мир влюбленных людей («Необитаемые острова»). Природа и душа героя находятся в единении, например, гармонируют грусть человека и печаль природы во время дождя («Письмо про дождь»), жизнь человека и снежинок как нечто единое («Этих снежинок смесь»).

По верному утверждению учёных-литературоведов: «Природа у поэтов-шести-десятников (1960-е) (Р. Рождественского, Е. Ев-

<С £

С т

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й

3

м н к о

Рч

м

0

1

к

а

«

о м

V

к

ь

1-4

<с «

м с

X

н и

щ м

тушенко, А. Вознесенского, Б. Окуджавы, Б. Ах-мадулиной), как правило, добра и беззащитна (а если и проявляет свой нрав, то для того, чтобы напомнить человеку о его саморазрушительных грехах), она просит ответного участия и помощи» [Комин, Прищепа, 2009, с. 73].

Природа для поэта становится объектом эстетического любования («Вечер в горах», «Росстань»), она вызывает философские размышления о быстротечности человеческой жизни. В то же время жизнь природы и лирического героя порой носят трагические оттенки: поэт сравнивает потухающий костер с умирающим человеком («Костер»), а трагическую судьбу рыбы-горбуши с трагической судьбой самого поэта - он также упорно и настойчиво идет к своей цели, как и горбуша, которая преодолевает невероятные препятствия на пути к месту своего нереста («Горбуша в сентябре идет метать икру»).

Дальнейшие эволюционные процессы приводят художника к творческому кризису (середина 1960-х). Он подходит к черте, которая разделит его раннее творчество с творчеством зрелого периода. Это отразилась во всех жанрах поэзии Р. Рождественского. В пейзажной лирике начинает ощущаться разъединение лирического героя и природы. Духовным миром лирического героя овладевает какая-то чужая планета, холодная и мрачная, как далекая звезда в космосе, на которой нет жизни («Планета друзей»), а сам он, как «марсианин», не знающий своей Земли («Ход воды»), И в то же время в этот критический период Земля, природа становятся для поэта и героев его стихов доброй матерью, Солнцем, без которого жизнь невозможна (поэма «15 минут до старта», стихотворения «Этот большой мир», «Притяжение Земли»),

Если определить внутренне устремление, которое составляет душу пейзажной лирики Р. Рождественского, то им будет развитие, движение, порыв. Поэт различает разнообразные формы непокоя в самой природе и во Вселенной. Причем перемены, происходящие повсеместно, чреваты переходом из одного состояния в другое («Утро», «Речка Иня», «Мираж» и др.). К таким переходам из одного качества в дру-

гое, к такому контрасту поэт прибегает очень часто. В своих обращениях к природе он выявляет все виды движения, существующие в природе: от легкого дуновения ветерка до вихря, бури, тайфуна, шквала, от мертвого покоя снегов до бурного наводнения рек и др. - и эти разнообразные движения поэт передает через развернутые метафоры, которые, например, позволяют представить чудную картину заката солнца и наступления сумерек: вечер двигается туда, в солнце вцепилась вершина, сумеречные хребты, ушастые скалы; (вершины солнце) замкнули на сто замков, скрученными холодными пальцами ледник, (солнце) переливается мед-но; вечер подступал медленно к горлу горы; грузные веки сомкнув, засыпает гора / под голову/облако положив («Вечер в горах»). Метафоры в пейзажных стихотворениях становятся для поэта основным содержательным средством: в них поэт одухотворяет мир живой и неживой природы, например: как всегда полночь смотрит немыми глазами («Ровесникам»); спит, раскинув улицы город, темнота заползает в подвалы («Утро»); разбуженное лето, трепетная трава, плывет из трубы возмути-мый дым (поэма «Моя любовь»), В указанных целях также часто используются олицетворения (см. примеры выше), сравнения (море бессонное словно сердце («Необитаемые острова»); с достоинством в небе летит вертолет - / гибрид головастика и шмеля «Немного экзотики»; бьют по вздувшимся почкам / прямые, / как правда, дожди («Ливень»); вечер тихий, мягкий как сон («Вечер в горах»)) и др. тропы, которые становятся в стихотворных произведениях дополнительным средством введения читателя во внутренний мир автора, в его мирови-дение и миропонимание, а также одним из способов отражения технических завоеваний современного поэту времени.

Поэт видит затухающий костер и тут же набрасывает небольшой пейзаж в стихах, в котором психологизм (детальное изображение внутреннего мира лирического героя, его настроения и чувства) причудливо перемежается с ассоциативными и звуковыми рядами. Так построе-

но стихотворение «Костер», в котором сравнение (умирал костер, как человек), данное в начале зарисовки, становится основным мотивом, а последующие метафоры и метафорические сравнения рисуют картину медленного умирания костра: «устало затихая, вздрагивая, / вытягивая вверх / кисти желтых и прозрачных рук, по струйке дыма лез, унести хотел с собою / этот душный, / неподвижный лес» [Рождественский, 1973, с. 118].

В стихах о природе поэта ощущается острое понимание окружающего мира, проявляющееся в душевной просветленности и многообразии чувств, в драматизме изображения и глубокой искренности чувств: в стихотворении «На дрейфующем проспекте ты живешь» драматизм ситуации показывается цепочным построением тропов и наложением их друг на друга (Арктика, пронизывающая яростным дыханием морозов); в стихотворении «Ливень» бушующая стихия описывается посредством ярких субстантивных и адвербиальных (наречных) эпитетов, метафоры и сравнения (Небо рушится в ярость; Гром за черной горою /протяжно и грозно хрипит); наступление весны в природе ассоциируется с переменами в жизни лирического героя: (Все торопится, шарахается, булькает / настигает, остается позади), переданными словесным глагольным рядом, изображающими динамику пробуждения природы в связи с такой же динамичностью жизни лирического героя.

Стихи о природе Р. Рождественского богаты цветовыми, световыми, слуховыми и др. ощущениями, а также чувством всеобщности жизни и вечного кружения, духом высокой человечности, правдивости, добра; чаще все это передается с помощью эпитетов: (воздух) пахнущий вчерашней травой, дрожащее солнце, мокрая бахрома (сосулек), по ручьям журчащим, застывшую землю, на зябнущий дом, звенящих ручьях и др.

Природа для Р. Рождественского - источник постоянных размышлений. Особенностью пейзажной лирики является ее философичность: поэт находится в постоянных раздумьях о вечных вопросах бытия: о жизни и смерти, человечества и мироздания, места человека в мире.

Например, в стихотворении «Вьюга» из цикла «Полярная романтика» природные силы ассоциируются с аллегорической злой и страшной старухой, которая не желает перемен и грозит нарушившим ее владения всевозможными карами: «Я рукою своею прохладною / ваши помыслы остужу./ Убеждения ваши шаткие, / вашу гордость, / вашу мечту / закидаю снежными шапками, / разобью, / разорву на лету» [Рождественский, 1959, с. 15].

Причем природа не статична, она изменчива и динамична. Поэту интересны переходные состояния жизни и человеческой души, когда наступает единство природы и человека, он предельно противопоставляет природу и цивилизацию («Свежо и громадно поспорить с зарей, Встанет море, звеня / океаны за ним. / Замотает меня вместе с шаром земным» («Встанет море звеня») [Рождественский, 1979, т. 2, с. 12]).

Главными особенностями ранней пейзажной лирики Р. Рождественского становятся живописность, музыкальность, динамичность, порывистость стиха, раскованность стихотворного синтаксиса и др., средствами достижения которых, кроме мастерского использования тропов, становятся и средства экспрессивного синтаксиса, и в первую очередь стилистические фигуры, такие как инверсия (жаворонок легкий повис, лес за окном бескрайний, я птицам петь для тебя велю и др.), эллипсис (С крыши - капель ручьем; В окно - не то дождь, не то крупа; На улице, как и вчера - холодина) и др.

У Р. Рождественского одним из наиболее любимых образов, формирующих пейзажные мотивы, является снег. Сам автор признается: «Я люблю, когда над городом снег». В ранний период творчества поэт посвятил несколько стихотворений этому завораживающему природному явлению: «Первый снег», «Следы», «Встреча Нового года», «Этих снежинок смесь» и др. Если в первом стихотворении снег уподобляется нерешительному человеку, плывущему по течению жизни, не принимающему самостоятельных решений (этот снег безликий и непонятный, он ненадежный, так как может растаять, исчезнуть, как будто его и не бывало), то в стихотворе-

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н и

щ м

нии «Следы» снег вызывает восторг, радостное чувство. В вечернем городе наступает сказочная картина: фонари плывут над улицей, а снег наполняется пламенем и из белого превращается в желтый. Эпитеты: мохнатый, пухлый, медленный, тихий, которые использует автор, помогают выделить характерные черты снега. Снег у поэта - живое существо, которое идет, запутывается в «сплетенье кустов». Он очень щедрый -«одевает в горностаи москвичей».

В другом стихотворении («Встреча Нового года») снег выступает символом обновления, очищения, наступлением новой жизни: «Мы / его / на своих плечах / в дом несли. / Мы / его / в коридоре, / весело трясли. / В доме - /смех: / очищение /валенок идет. /Сеем /снег. /И еще не знаем, / что взойдет» [Рождественский, 1979, т. 2, с. 231].

Размышление о жизни и смерти, назначении человека на земле вызвал снег у поэта в стихотворении «Этих снежинок смесь»: «Этих снежинок / смесь. /Этого снега / прах. / Как запоздалая месть / летнему / буйству трав. / Этих снежинок / явь, / призрачное крыло. / Белого небытия / множественное число» [Рождественский, 1988, с. 27].

Это стихотворение одно из лучших в пейзажной лирике Р. Рождественского. По внешним признакам - это зарисовка о природе, натурфилософская, но если мы внимательно вчитаемся в текст и постараемся понять его содержание, то услышим размышление поэта о насущном и главном в жизни лирического героя. Поэт одухотворяет снег, сравнивая его с жизнью невидимого на первый взгляд сотоварища: снег имеет свой нрав, свою боль, ищет себя, у него свой срок пребывания в этом мире, он живет в круге каждодневных забот, и перед глазами дорога непонятная, хотя ее и стараются изучать с «азов». Стихотворение вызывает чувство неземного ощущения прихода зимы.

Частотность употребления прилагательного «белый», «согласно» негласно «принятой символике цветов, указывает на благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость» [Шерхонова, 2012, с. 346] рождественского снега.

Основные изобразительные средства, создающие изобразительно-выразительный ряд -олицетворения, метафоры, сравнения, стиховая синтаксическая конструкция - используются поэтом для того, чтобы создать поэтический образ снега. См., к примеру, метафоры и эпитеты: запоздалая месть буйству трав, призрачное крыло, мгла дорог, понятая не вдруг, падающие из тьмы, жаждущую ладонь, прикосновенье зимы. Снежинки поэт сравнивает со смесью, прахом, явью, небытием, со сроком, кругом. Снег для поэта живое существо, которое испытывает боль, грусть, зовет, хочет стать собой. Необычен синтаксический строй анализируемого стихотворения о снеге: здесь, в частности, многочисленны анафоры: этих снежинок смесь, этого снега прах, этих снежинок явь, этого снега нрав, этого снега боль, этого снега срок, этого снега круг, этого снега зов, - которые имитируют падающий снег, так как снежинок летит несметное число. Характерной особенностью данного стихотворения является отсутствие явно выраженного действия (в стихотворении не применены глаголы), в нем, напротив, идет нагнетание существительных в сочетании с прилагательными, местоимениями, другими существительными. Такое употребление частей речи помогает представить снегопад, который появляется тихо, невесомо, принося с собой что-то неземное, вызывая философские рассуждения.

Особенности ритма (силлабо-тонический, в сочетании трех- и двухсложных дактиля и ямба) также подчинены созданию картины плавного и неслышного падения снежинок, а перенос в стихотворную строку одного слова как бы акцентирует конец путешествия снежинки, прибытие ее на Землю. Эти же выносимые в отдельную строчку слова рифмуются между собой, помогая представить конечный путь снежинок (смесь-месть, прах-трав, явь-нрав, крыло-число, срок-дорог, тьмы-зимы).

Таким образом, пейзажная лирика творчества Р. Рождественского расширила образные ряды русской лирики, внеся в них новое понимание, представление о красоте и неповтори-

мости нашей природы. Поэт продолжил традиции классической русской поэзии, которые выразились в напряженных поисках ассоциативного поэтического слова, где органически сочетаются зримая предметность и «незримая», ярко представляемая образность. Опору на традиции отечественной поэзии мы усматриваем также в предельной простоте рождественского слова, одновременно сочетающейся с гибкостью его вербального мышления, необходимого поэту для оправданного преобразования художественного контекста, для изображения динамики повествования, для передачи напряженных семантических столкновений.

Библиографический список

1. Аннинский Л. Зона. Незабвенная шестая часть земли // Р. Рождественский: удостоверение личности / сост. К. Рождественская, ред. А. Киреева. М.: Эстепонт, 2002. 559 с.

2. Бочаров А. О Р. Рождественском // Р. Рождественский: удостоверение личности / сост. К. Рождественская, ред. А. Киреева. М.: Эстепонт, 2002. 559 с.

3. Комин В., Прищепа В. Он пришёл в XXI век: торческий путь Евгения Евтушенко. Иркутск, 2009. 427 с.

4. Рождественский Р. Дрейфующий проспект: сб. стихов. М.: Советский писатель, 1959.115 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Рождественский Р. За двадцать лет. Избранные стихотворения и поэмы. М.: Худож. лит., 1973. 464 с.

6. Рождественский Р.И. Избранные произведения: в 2 т. М.: Худож. лит., 1979. Т. 1. 414 е.; Т. 2. 472 с.

7. Рождественский Р.И. Стихотворения. М.: Мол. гвардия, 1988. 142 с.

8. Сидоров Е. Служба поэтического слова: вступ. ст. // Р. Рождественский. Стихотворения. М.: Молодая гвардия, 1988.

9. Симонов К. Об избранных стихах Р. Рождественского // Р. Рождественский. За двадцать лет. М.: Художественная литература, 1984.

10. Сипкина Н.Я. Пейзажная лирика раннего поэтического творчества Р. Рождественского: главные элементы художественной выразительности // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2007. Сер. 5: Филология: Языкознание. Вып. 8.

11. Сипкина Н.Я. Эволюция идейно-эстетических взглядов Р.И. Рождественского в контексте литературного процесса вт. пол. 1950 - первой пол. 1960-х годов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Абакан, 2010. 18 с.

12. Слуцкий Б. Заметки о поэзии Р. Рождественского // Архив литературы и искусства. Ф. 3101. Слуцкий. Оп. Л. Ед. хр. 104. М., 1963.

13. Шерхонова Е.С. Денотативные зоны употребления цветообозначения «белый» в старо-француском тексте // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 4 (22).

14. Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной»: система пейзажных образов в русской поэзии. М.: Высшая школа, 1990. 256 с.

ч tí m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

EÍ W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н

U

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.