Научная статья на тему 'ПЕЙЗАЖИ БАКУ В ЖИВОПИСИ АЛТАЯ САДЫХЗАДЕ'

ПЕЙЗАЖИ БАКУ В ЖИВОПИСИ АЛТАЯ САДЫХЗАДЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
106
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЙЗАЖИ БАКУ / АЛТАЙ САДЫХЗАДЕ / БЕРЕГОВАЯ ЗОНА / ГОРОДСКОЙ ЛАНДШАФТ / ЖАНР МАРИНЫ / МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОНУМЕНТАЛЬНЫЕ АРТ-ОБЪЕКТЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Саламзаде Э.А.

В статье рассматриваются живописные пейзажи Баку известного художника Алтая Садыхзаде (род. в 1951) в общем контексте его творчества. Художник является автором множества живописных и графических композиций, он с одинаковым успехом обращается к жанрам портрета и пейзажа, а также выполняет проекты в области монументальной скульптуры, дизайна интерьера и полиграфической продукции. Смысловое ядро живописи А.Садыхзаде организуют пейзажи Баку, которые и выступают предметом исследования. Целью статьи является обобщение его творческого опыта на основе анализа пейзажных произведений в общем контексте художественной деятельности живописца.Выявлено, что созданный на полотнах А.Садыхзаде художественный образ преподносит Баку как береговую зону, что значительно отличает позицию их автора от видения данной темы в работах других живописцев Азербайджана. Контекстуальный подход, сравнительный анализ пейзажей и арт-объектов позволили показать глубокую смысловую связь живописи и скульптурных композиций в творчестве художника. В результате сделан вывод, что создание арт-объектов и мультидисциплинарность творчества А.Садыхзаде соответствуют глобальным трендам мирового искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LANDSCAPES OF BAKU IN ALTAY SADYKHZADE’S PAINTINGS

Pictorial landscapes of Baku of the well-known artist Altay Sadykhzade (born in 1951) are considered in the article in general context of his creation. The artist is the author of a great number of pictorial and graphic compositions, he appeals to genres of portrait and landscapes, as well as carries out projects in the sphere of monumental sculpture, design of the interior and polygraph production. Landscapes of Baku which are the subject of research organize semantic kernel of A.Sadykhzade’s painting. The aim of the article is the generalization of his creative experience on the basis of the analysis of landscape works in the general context of artistic activity of the painter. It is revealed that the artistic image created on the canvases of A.Sadykhzade presents Baku as a coast zone which considerably differs the position of the given theme from other Azerbaijan artists. Contextual approach, comparative analysis of landscapes and art-objects permitted to show deep semantic ties of paintings of the artist. As a result there was made a result that the creation of art-objects and multidiscipline creation of A.Sadykhzade corresponds to global trends of the world art.

Текст научной работы на тему «ПЕЙЗАЖИ БАКУ В ЖИВОПИСИ АЛТАЯ САДЫХЗАДЕ»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК75.047 ГРНТИ 18.31.31

Salamzade A.A.

doctor of art studies, professor, corresponding member of ANAS Institute of Architecture and Art of ANAS

LANDSCAPES OF BAKU IN ALTAY SADYKHZADE'S PAINTINGS

Саламзаде Э.А.

доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент НАН Азербайджана Институт архитектуры и искусства НАН Азербайджана

ПЕЙЗАЖИ БАКУ В ЖИВОПИСИ АЛТАЯ САДЫХЗАДЕ

DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2022.1.78.261 Summary. Pictorial landscapes of Baku of the well-known artist Altay Sadykhzade (born in 1951) are considered in the article in general context of his creation. The artist is the author of a great number of pictorial and graphic compositions, he appeals to genres of portrait and landscapes, as well as carries out projects in the sphere of monumental sculpture, design of the interior and polygraph production. Landscapes of Baku which are the subject of research organize semantic kernel of A.Sadykhzade's painting. The aim of the article is the generalization of his creative experience on the basis of the analysis of landscape works in the general context of artistic activity of the painter. It is revealed that the artistic image created on the canvases of A. Sadykhzade presents Baku as a coast zone which considerably differs the position of the given theme from other Azerbaijan artists. Contextual approach, comparative analysis of landscapes and art-objects permitted to show deep semantic ties of paintings of the artist. As a result there was made a result that the creation of art-objects and multidiscipline creation of A.Sadykhzade corresponds to global trends of the world art.

Аннотация. В статье рассматриваются живописные пейзажи Баку известного художника Алтая Садыхзаде (род. в 1951) в общем контексте его творчества. Художник является автором множества живописных и графических композиций, он с одинаковым успехом обращается к жанрам портрета и пейзажа, а также выполняет проекты в области монументальной скульптуры, дизайна интерьера и полиграфической продукции. Смысловое ядро живописи А.Садыхзаде организуют пейзажи Баку, которые и выступают предметом исследования. Целью статьи является обобщение его творческого опыта на основе анализа пейзажных произведений в общем контексте художественной деятельности живописца.Выявлено, что созданный на полотнах А.Садыхзаде художественный образ преподносит Баку как береговую зону, что значительно отличает позицию их автора от видения данной темы в работах других живописцев Азербайджана. Контекстуальный подход, сравнительный анализ пейзажей и арт-объектов позволили показать глубокую смысловую связь живописи и скульптурных композиций в творчестве художника. В результате сделан вывод, что создание арт-объектов и мультидисциплинарность творчества А.Садыхзаде соответствуют глобальным трендам мирового искусства.

Key words: landscapes of Baku, Altay Sadykhzade, a coast zone, town scenery, genre of sea-scape, multidisciplinary of artistic activity, monumental art-objects.

Ключевые слова: пейзажи Баку, Алтай Садыхзаде, береговая зона, городской ландшафт, жанр марины, мультидисциплинарность художественной деятельности, монументальные арт-объекты.

Постановка проблемы. Пейзажная живопись Азербайджана уже достаточно давно является объектом исследования отечественных искусствоведов. В специальных и общих работах рассматривались периоды развития пейзажного жанра, композиционные и колористические особенности отражения картин природы в произведениях отдельных художников. Однако еще не ставился вопрос о своеобразии художественного образа конкретных регионов Азербайджана и, что самое удивительное, не рассматривались пейзажи Баку - столицы страны. Кроме того, предметом научного интереса никогда не выступал жанр марины, а также сочетание

морского пейзажа с видами городского ландшафта. Вся эта художественная проблематика фокусируется в творчестве Алтая Садыхзаде, в его произведениях, посвященных Баку.

Анализ последних исследований и публикаций. Несмотря на значительный вклад А.Садыхзаде в современное изобразительное искусство Азербайджана, его творчеству посвящены буквально считанные публикации. Это предисловие профессора Наргиз Пашаевой к альбому «Баку. Живопись и графика» [2], в котором дается краткий обзор деятельности художника, а также статья российского искусствоведа С.Орлова «Буйный ветер с Каспийского моря» [5]. Отдельные

произведения А.Садыхзаде упоминаются в нескольких диссертациях и сводных работах, посвященных изобразительному искусству периода независимости (1991-2021). К этому можно добавить несколько повторяющихся по содержанию сообщений в интернете об открытии экспозиций, в которых участвовал Алтай Садыхзаде, или о его персональных выставках [3].

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. До сих пор не создана общая картина творчества Алтая Садыхзаде, которая содержала бы хронологию и типологию его художественной деятельности. Поэтому не приходится удивляться, что тема пейзажей Баку в его живописи вообще не находила отражения в современном искусствоведении.

Целью статьи является обобщение творческого опыта Алтая Садыхзаде на основе анализа пейзажей Баку в общем контексте его художественной деятельности.

Изложение основного материала. 25 апреля 2021 года исполнилось 70 лет со дня рождения талантливого мастера кисти Алтая Садыхзаде. Его творчество многогранно и разнообразно и в жанровом, и в сюжетно-тематическом плане. Художник является автором множества живописных и графических композиций, он с одинаковым успехом обращается к жанрам портрета и пейзажа, а также выполняет проекты в области дизайна интерьера и полиграфической продукции. Обладая блестящей визуальной эрудицией, Алтай Садыхзаде смело вторгается на территорию различных изобразительных традиций.

Художественный стиль, индивидуальная манера и тематика произведений А.Садыхзаде занимают особое место в изобразительном искусстве Азербайджана конца XX -начала XXI века. Это особое место во многом обусловлено решением темы морского пейзажа на полотнах художника. Надо сказать, что изображение моря на картинах азербайджанских художников появляется только в середине XX века, что по времени совпадает с началом формирования национальной школы живописи. Теме и образу Каспийского моря посвящены запоминающиеся работы Б.Мирзазаде, С.Бахлулзаде, Т.Салахова, М.Абдуллаева, Т.Нариманбекова и других классиков искусства Азербайджана. Однако тема Каспия никогда не имела самостоятельного, отдельного значения и статуса. В изобразительном искусстве Азербайджана, как это ни странно, нет самостоятельного жанра, который принято называть «марина», то есть морской пейзаж.Образ Каспия всегда был интегрирован либо в промышленный пейзаж, либо в пейзаж морского фасада Баку, либо в пейзажи так называемой Апшеронской школы живописи.Каспий и в живописи, и в кино, и в музыке Азербайджана - это среда приложения труда, усилий. Это стихия, которую надо преодолеть и покорить.

Море как природный объект никогда не занимало также сколько-нибудь значительное

место в менталитете азербайджанцев. Живя у самого берега Каспия, многие просто не умеют плавать. Причем это относится не только к населению горных или степных районов страны, но и к бакинцам, для которых столичный Приморский бульвар - скорее место прогулок и «сухопутных» развлечений.

Однако на определенном этапе начинает происходить постепенное освобождение темы Каспия от темы нефти и индустриализации. Дело в том, что самым важным трендом изобразительного искусства Азербайджана периода независимости (1991-2021 гг.) стало изменение тематического спектра живописи, графики и скульптуры. И, что самое интересное, пересмотру подвергается не только историческая и социально-политическая тематика.

Возникает новый взгляд на отечественный ландшафт - природный и антропогенный. Причем в воздухе буквально носится идея о целостной рукотворной и нерукотворной среде. Новая оптика рождает новый изобразительный язык. Вот именно эту нишу и занимает пейзажная живопись Алтая Садыхзаде. В своих произведениях он делает береговой ландшафт фактом национального менталитета.

Талантливый мастер кисти Алтай Садыхзаде является одним из преданных летописцев визуальной истории родного города. На протяжении 1987-2011 гг. им создано множество живописных и графических работ, посвященных Баку. Как и у ряда других представителей поколения художников, вступивших в активную фазу творчества в 1980-е годы, городские пейзажи Баку у А.Садыхзаде увидены сквозь призму экзистенциальных ценностей. Инструмент, с помощью которого экзистенциальный герой присутствует «внутри» почти каждого пейзажа Баку - это прогулка. Прогулка героя, глазами которого увидены улицы и площади Баку, позволяет также передать образ города в динамике, в движении. Здания, деревья, автомобили, фигурки людей представлены словно в легкой дымке, знойном зыбком воздухе. Однако композиции, непосредственно посвященные Ичери Шехер, исполнены в другом стиле. Работы «Мавзолей Бакуви», «Дворец Ширваншахов» и др. отличает строгость линий, четкость архитектурных объемов, академичность свето -теневой моделировки. Заметно отличается третья работа, с таким же названием «Дворец Ширваншахов», где мы наблюдаем очень интересный «mix», органичное соединение академического стиля и стиля, выработанного автором за последние тридцать лет. На этом полотне крупным планом изображены хорошо узнаваемые сооружения Дворца. Изображение очень фактурное, художник замечательно передал пластику архитектурных форм и особенности строительного материала -апшеронского песчаника, достигнув эффекта выбеленных солнцем поверхностей.

Илл. 1. Дворец Ширваншахов.

В городских пейзажах Алтая Садыхзаде Баку увиден как береговая зона. Такой ракурс видения акцентирован художником еще на рубеже 19801990-х годов в композиции «Порт. Баку», где плоскость холста разделена на равные трети -водная поверхность, прибрежные постройки, крупные и малые суда, бросившие якорь в подковообразной бухте. Лейт-мотив береговой зоны находит продолжение и развитие на картине «Берег. Баку» (1990-е гг.), но здесь доминируют объемы строений разной этажности, а два-три утлых суденышка изображены предельно условно.

На холсте «Корабли» (1990-е гг.), напротив, морские суда являются главным объектом изображения, а берег показан узкой полоской слева. На протяжении 1990-2000-х гг. А.Садыхзаде создает еще несколько произведений под названием «Порт» и «Бульвар», в которых береговая зона выступает объектом живописного нарратива. На некоторых из них появляются фигуры людей, помогающие автору расставить определенные акценты. В этом смысле интересно сопоставить картины «Оставшийся на берегу» и «Созерцающая море».

Илл. 2. Оставшийся на берегу.

Первая из них передает ностальгическое настроение мужчины, смотрящего вслед уплывающему кораблю. Вторая композиция, наоборот, наполнена радостным чувством смотрящей на море женщины, чье приподнятое настроение подчеркнуто ярко-красными пятнами ее платья, сумочки и туфель. Эффект морского побережья почти на всех картинах усиливается с помощью многочисленных изображений пальм, которые всегда ассоциируются с тропическими пляжными курортами. Им художник даже посвящает отдельную работу «Пальмы Баку». Однако кульминацией рассматриваемой темы все же следует признать полотна «Вид на море» и

«Порт. Баку» (2000-е гг.), сходные по композиции и выбранному ракурсу. Оба пейзажа выдвигают на передний план хорошо узнаваемые архитектурные формы Дома правительства Азербайджанской Республики, где размещены основные министерства страны. Вдобавок к этому на картине «Вид на море» зритель узнает еще и очертания уходящей в море эстакады бульвара, а на втором полотне - две телевизионные башни Баку. Но главное, что оба пейзажа показывают эту часть города как целостную среду, не разделенную на море и сушу, утверждая образ Баку в качестве береговой зоны.

ц .J

Илл. 3. Порт. Баку.

Есть композиции, в которых происходит не только визуальная, но и вербальная концентрация идеи береговой зоны. Это работы «Берег. Баку» и просто «Берег». В этих работах художник открыто декларирует свою ментальную позицию. Известно, что с точки зрения мироустройства все глобальное пространство делится на морские, сухопутные державы и береговую зону. И целью художника

становится максимально выпукло передать образ береговой зоны. По ощущению слитности суши и моря к этим пейзажам непосредственно примыкает композиция «Путешествие». Возникает впечатление, что горизонт зеркала воды здесь намеренно приподнят и морские массы словно готовы выплеснуться из водоема.

Илл. 4. Берег. Баку.

Илл. 5. Путешествие.

Но летопись Баку на холстах А.Садыхзаде не ограничивается пейзажами, совмещающими виды моря и городскую среду. Множество работ художника показывают архитектурные пейзажи Баку так сказать в чистом виде. В самом начале мы определили один из инструментов, с помощью которого городской пейзаж становится объектом экзистенциального восприятия - это прогулка. Причем среди композиций художника на тему прогулок есть работы, которые являются как бы буферными, переходными от морских пейзажей к городским. И, что самое интересное, как и у выдающегося сербского писателя, лауреата Нобелевской премии Милорада Павича, создавшего мужскую и женскую версию «Хазарского словаря», у Алтая Садыхзаде также есть мужская и женская версия прогулки по Бакинскому бульвару. Мужская версия представлена полотном «Прогулка. Бакинский бульвар», а женская версия так и называется: «Женщина, прогуливающаяся по бульвару».

Ощущение художником городского ландшафта Баку очень точно отражено в тексте, сопровождающем презентацию работ Алтая Садыхзаде в виртуальной галерее «EVDEgallery», созданной в период пандемии коронавируса: «Городской пейзаж - это не просто дома, проспекты, бульвары, улицы, машины и люди. Городской пейзаж, прежде всего, это «эмоции» города, его пульс, ритм и дыхание. Его краски, оттенки, нюансы и даже звуки, то есть целый изобразительно-ассоциативный ряд. В пейзажах Алтая Садыхзаде есть также образ времени: прошлого, настоящего и даже будущего» [8].

Как известно, город Баку находится на Апшеронском полуострове, который омывается Каспийским морем. Поэтому пейзажи Апшерона и расположенных здесь пригородов Баку тоже могут быть отнесены к рассматриваемой теме. Эти работы созданы между 2000 и 2006 годами. Среди

них пейзажи «Апшерон», «Камни Загульбы», «Нардаран», «Ветер в Загульбе» и четыре работы под одинаковым названием «Бильгя», которые в дальнейшем изложении мы будем различать по размерам картин.

По своему колориту флагманом этой группы работ может выступать пейзаж «Нардаран». Изображающий прибрежную полосу пригородного поселка Нардаран, этот пейзаж с удивительной точностью передает цветовой образ Апшерона в самый разгар лета. Автор замечательно зафиксировал голубой цвет моря и кремовый цвет песка в выбеленной, высвеченной тональности. Такой колористический эффект действительно возникает на пляжах Апшерона в жаркий августовский полдень.

Такая же знойная, выбеленная атмосфера разливается по всему пространству картины «Бильгя» (60х47 см). Но здесь художник сопоставляет не море и сушу, а сушу и небо. И голубой цвет неба более насыщенный, более глубокий, он передает эффект дали, бесконечности. Замыкает эти последовательные трансформации голубого цвета работа «Ветер в Загульбе». Если бы не голубой цвет, эту картину можно было бы назвать монохромной, почти графической. На этом полотне свинцовые облака закрыли солнце, превратив его в черный шар. Море стало тяжелым, оно выписано плотным голубым цветом.

Наряду с пейзажами любимого Баку и Апшеронского полуострова художник часто и охотно обращается к природным и архитектурным видам самых разных стран мира. В течение последних десятилетий он создает замечательные яркие полотна «Полдень в Кот де Азуре», «Пальмы в Монте-Карло», «Юг Франции», «Берег Флориды», «Флоридский мотив», «Лондон», «Пейзаж с памятником Черчиллю», «Корабли на Темзе», «Мост над рекой Сент-Джонс», «Корабли на Босфоре», «Париж», «Лугано», по несколько

композиций с названиями «Монако», «Стамбульский порт», «Кот де Азур», а также картины «Пейзаж с солнцем», «Корабли и острова», «Пальмы», не привязанные к конкретной географии. Российский искусствовед Сергей Орлов очень образно охарактеризовал творчество А.Садыхзаде, отметив, что на его полотнах происходит «карнавал улиц, городов, морей и океанов. Дома с остроконечными крышами раскачиваются, многоэтажные корабли, как свадебные торты, сервируют залитые солнцем бухты, заливы, гавани. Все страны, пальмы и океаны участвуют в красочном шоу. Весь мир — танец» [5]. Это ощущение танца и карнавалав полной мере можно отнести и к пейзажам Баку.

Творчество Алтая Садыхзаде прочно интегрировано в мировое художественное пространство. Он неоднократно выставлял свои работы в престижных галереях Франции, Великобритании, США, России, Турции. В 2011 году в «Парижском Центре культуры и искусства имени Помпиду был презентован авторский проект Алтая Садыхзаде. Это была книга-каталог под названием «Рamting&Sketeh», в которой собраны картины с оригинальными текстами, афоризмами и мыслями выдающихся личностей» [7].

Отдельный вопрос - насколько творчество Алтая Садыхзаде соотносится с глобальными художественными процессами. Известный британский критик Уилл Гомперц, определяя главные характеристики мирового искусства конца

XX - начала XXI века, отмечает, что первой из очевидных тенденций является «распространение монументальных, приковывающих внимание скульптурных композиций, которые... привлекают людей, будоража их воображение» [4, с. 413]. И в этом смысле Алтай Садыхзаде, как говорится, находится в тренде.

Алтай Садыхзаде не только пишет пейзажи Баку, но и сам активно участвует в создании нового антропогенного ландшафта родного города. В пригородном районе Баку на территории завода, производящего метанол, художник создал грандиозный скульптурный комплекс, состоящий «из 17 арт-объектов, расположенных по соседству с гигантской промышленной конструкцией завода» [6]. Эту выставку скульптуры под открытым небом автор назвал «Территория ветра». Название, вероятно, имеет двойной смысл. Во-первых, Баку часто называют «город ветров». И здесь художник остается верен своей излюбленной теме бакинских пейзажей.Во-вторых, многие из металлических скульптур напоминают формы ветряков -источников альтернативной энергии. Кроме того, большинство арт-объектов окрашены в голубой и белый цвета, вызывая ассоциации с гонимыми ветром по небу облаками. Можно сказать, что Алтай Садыхзаде использует любую возможность для продвижения образа городского ландшафта Баку. И это в равной мере удается ему и в живописи, и в скульптуре.

Илл. 6. Территория ветра.

Будучи живописцем по образованию и признанным мастером пейзажа, Алтай Садыхзаде смело диверсифицирует свою художественную деятельность. Это обстоятельство еще более укрепляет его позиции в рядах международного художественного сообщества. Понятие диверсификации (разнообразия) «в арт-мире это «мультидисциплинарный подход», очень популярный у художников» [4, с. 439], - отмечает уже упоминавшийся У.Гомперц. Обращение к

монументальным объектам скульптуры и мультидисциплинарность - точные критерии, позволяющие говорить о соответствии художественной деятельности Алтая Садыхзаде глобальным трендам мирового искусства.

Выводы и предложения. Творчество Алтая Садыхзаде несмотря на разнообразие жанров и видов изобразительного искусства является целостным художественным феноменом.

Смысловое ядро его художественной деятельности организуют пейзажи Баку, созданные в период 1980-2010-х годов. Все городские пейзажи Баку увидены художником сквозь призму экзистенциальных ценностей. Но стилистически они различаются и могут быть поделены, как минимум, на две группы.

К первой из них относится серия композиций, посвященных старому городу Ичери Шехер и выполненных в академическом стиле. Они отличаются строгостью линий, четкостью прорисовки объемов, контрастной светотеневой моделировкой.

Вторая группа пейзажей Баку выделяется своим изобразительным языком, который можно назвать авторской находкой художника. Этот визуальный язык пронизывает и особую трактовку световоздушной среды, и композиционные принципы, и цветовой строй, и приемы передачи объектов и фигур. Здесь здания, деревья, автомобили, фигуры людей представлены словно в легкой дымке, знойном зыбком воздухе. Природные и архитектурные объекты, антропология персонажей намеренно

деформированы. Однако именно с помощью этих приемов автору удается очень точно передать эмоциональную среду города, его пульс и ритм, живое дыхание. По своему изобразительному языку к этой группе тесно примыкают пейзажи Апшеронского полуострова и некоторые виды ландшафтов зарубежных стран.

В произведениях Алтая Садыхзаде Баку показан как береговая зона, но это не просто сочетание морского пейзажа с видами городского ландшафта, а целостная визуальная и ментальная среда, что не было свойственно для

изобразительной традиции Азербайджана второй половины XX - начала XXI века.

Тема Баку успешно продвигается художником не только в живописи, но и в скульптуре. Скульптурный комплекс «Территория ветра» позволяет говорить о критериях монументальности и мультидисциплинарности, благодаря чему творчество А.Садыхзаде вписывается в глобальные тренды мирового искусства.

Дальнейшее направление исследований предполагает создание полной картины творчества Алтая Садыхзаде, охватывающей не только все виды и жанры его художественной деятельности, но и главные культурные и ментальные смыслы, содержащиеся в произведениях художника.

Список литературы:

1. Altai Sadikhzadeh. Line, color, form. -Baku, 2011.

2. Baku. Painting and graphics. - Baku, 2011.

3. В Баку открылась выставка известного художника Алтая Садыхзаде. URL: https://news.day.az/culture/306880.html

4. Гомперц У.Непонятое искусство. -Москва, 2021. [Qomperc U. Neponyatoe iskusstvo. -Moskva, 2021. (in Russ).]

5. Орлов С. Буйный ветер с Каспийского моря.URL:

http://di.mmoma.ru/news?mid=1721&id=598

6. Территория ветра. URL: http ://anl.az/down/meqale/exo/2013/may/30990 8.htm

7. URL: http://yarat. az/index.php?lang=az&pa ge=25&yrtMaincatID=14&yrtSubcatID=10&yrtArtist ID=12

8. URL: https://qgallery.net/ru/pages/evdagallery

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.