Научная статья на тему 'Пейзаж в поэзии К. Случевского'

Пейзаж в поэзии К. Случевского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
443
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дзуцева Н. А.

Статья посвящена раскрытию роли пейзажа в поэзии поэта. В поэтической атмосфере стихов К. Случевского картины природы живут не обособленно, они тесно связаны с миром души человека, с жизнью его героев, т.е. служат раскрытию эмоционального состояния личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Landscape in the poetry of K.K. Sluchevsky

The article is devoted to revealing of the landscape role in the poetry of the poet. In the poetic atmosphere of K. Sluchevsky poems the pictures of the nature exist not apart, they are tightly connected with the world of the human's soul, with the life of his heroes, that is serve to expose the individual's emotional state.

Текст научной работы на тему «Пейзаж в поэзии К. Случевского»

Сер. 9. 2007. Вып. 2. Ч. П

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Н. Дзуцева

ПЕЙЗАЖ В ПОЭЗИИ К. СЛУЧЕВСКОГО

Говоря о роли пейзажа в лирике К.К. Случевского, важно отметить, что в поэтической атмосфере его стихов картины природы живут не обособленно, они тесно связаны со словом поэта, со всем содержанием его стихов, с миром его души, с жизнью его героев. Так, в стихотворении «Полдневный час. Жара гнетет дыханье...» пейзаж до того реалистичен и зрим, что вместе с хлеборобами и мы чувствуем ужасную жару, которая «гнетет дыханье» и глаза слезит; мы видим «над землею воздух в колебанье», который «мигает быстро, будто бы кипит», и траву, что «слегла, до корня прожжена», И поэт, не выдержав, восклицает:

Ужасный час! Везде оцепененье: Жмет лист к ветвям нагретая верба, Укрылся зверь, затем, что жжет движенье, По щелям спят, приткнувшись ястреба.

И несмотря на то что вокруг нигде нет тени, что все живые существа спрятались от жары по разным местам, работа в поле не прекращается; «обычной чередою идет косьба; хлеба не будут ждать!» И К. Случевский, сочувствуя сельскому труженику, философски заявляет:

Кто испытал огонь такого неба, Тот без труда раз навсегда поймет, Зачем игру и шутку с крошкой хлеба За тяжкий грех считает наш народ!

А любуясь мягкой пахотой, на которой «белеют брошенные зерна», поэт мысленно сравнивает их со звездами, чьим «узором вся глубь небесная горит...»

Тонкий художник Случевский мастерски умеет передать смену времен года и происходящие в природе изменения. Вспомним стихотворение «Прощание лета». Ничего не ускользает от глаз поэта, умеющего одушевить природу.

Осень землю золотом одела, Холодея, лето уходило И земле, сквозь слезы улыбаясь, На прощанье тихо говорило: «Я уйду, - ты скоро позабудешь Эти ленты и цветные платья, Эти астры, эти изумруды И мои горячие объятья».

Если осень в его восприятии - «роскошная южанка», то зима - «любовница другая, и свежей, и лучше, и моложе»:

© Н. Дзуцева, 2007

У нее алмазы в ожерелье, Платье бело и синеет льдами, Щеки бледны, очи светлосини, Волоса осыпаны снегами...

Зимний пейзаж перед нами предстает и в стихотворении «Снега», где от месяца, стоящего в высоком небе, «степь, покрытая снегом, блестит, И уж сколько сияет по ней голубых и зеленых огней..,»

При помощи языковых изобразительных средств, мастерски используемых поэтом, силе их эстетического воздействия, мы ясно ощущаем красоту ночного зимнего пейзажа и нами овладевают те же чувства и переживания, что и лирическим героем.

По его мнению, «неподвижная зимняя лунная ночь холодна, а окружающая тишина - «глубоко - нема». Но не только это успевает заметить взор задумавшегося лирического героя, но и то, как «ломается в воздухе свет проплывающих звезд и планет...»

А в стихотворении «Как красных маков, раскидало по золотому полю жниц» мы, вместе со Случевским, любуемся уже другим временем года и видим:

Небес лазурных покрывало Пестрит роями черных птиц; Стада овец ползут на скаты Вдоль зеленеющей бахчи, -Как бы подвижные заплаты На ярком золоте парчи...

Такие же яркие реалистические картины нам встречаются и в стихотворении «В поле борозды, что строфы, а рифмует их межа...», где очень метко и зримо все, о чем повествует поэт. Мы видим и дроф, гуляющих по бороздам, «чутко слух насторожа!» И глядя на них, мы, как и автор, начинаем воспринимать их, как «некий сонм богатырей», выползших «из курганов к свету».

Стихотворение «В одежде выцветшей и бурой...» тоже о природе, о лесе, который «в каемках яркой желтизны объят... погодой хмурой и блекнут все его сыны»:

На их печальные обличья, Пятном блестящим с высоты, Льет солнце острый блеск величья И греет мертвые листы Но в безнадежности природы, Как изумруды зелены, Заметны озимые всходы И зелень ели и сосны.

В этом стихотворении поэт «печальному обличью деревьев с мертвыми листами» противопоставляет «изумрудную зелень» озимых всходов, а также ели и сосны.

К. Случевский в своих стихах природу всегда одушевляет. Это заметно и в стихотворениях «Утро» и «Рассвет в деревне», где очень лирично передано пробуждение дня:

Вот роса невидимо упала, И восток готовится пылать:

Зелень вся как будто бы привстала Поглядеть, как будет ночь бежать. В этот час повсюду пробужденье... Облака, как странники в плащах, На Восток сошлись на поклоненье И горят в пурпуровых лучах. («Утро»)

Таким предстает перед нами волшебный, очеловеченный мир природы в поэзии К. Случевского.

Статья принята к печати 8 ноября 2006 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.