УДК 81
Вестник СПбГУ. Сер. 9, 2010, вып. 1
Н. Дзуцева
МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА В ПОЭЗИИ А.Д.ДЕМЕНТЬЕВА
Когда-то известный французский писатель Анатоль Франс (1844-1924) сказал, что «прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас... »
Это высказывание А. Франса, по-нашему мнению, вполне можно отнести к А. Д. Дементьеву, чудесному современному поэту, чьи стихи глубоко философичны, лиричны, жизненны. Он волшебник и маг, поэтому, когда погружаешься в мир его поэзии, поэзии прекрасной, то невольно ловишь себя на том, что так бы и остался в этом чарующем мире — мире природы, добра, любви, чистоты, высокой нравственности. И это неудивительно, ведь еще немецкий поэт и мыслитель В. Гете (1749-1832) заметил, что «природа не имеет органов речи и слуха, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует».
С миром поэзии А. Д. Дементьева я познакомилась более двадцати пяти лет назад, когда появился его сборник стихов «Азарт», который меня так околдовал, что стараюсь приобрести все другие его сборники, так как его поэзия помогает читателю стать чище, лучше, добрее, духовно богаче в жестоком, пошлом мире, окружающем нас.
Читая стихи Дементьева, замечаешь, как бережно он относится к природе, как он любуется ее красотой, как тонко он подмечает все происходящее в ней.
Так, в стихотворении «Вечерний пейзаж», видя, как «зеленый водопад плакучих ив // Беззвучно ниспадает в гуще сада», лирический герой вопрошает: «Не от него ли так легка прохлада? // Не потому ли вечер так красив?»
Конечно, свисающие ветви плакучих ив не могут быть водопадом, но для создания эмоциональной атмосферы в стихотворении они ассоциируются с водопадом, что придает тексту новую изобразительную силу, а у читателя вызывает поэтическое впечатление. Несомненно, конечно, мастерство автора, создавшего такую замечательную двуплановую метафору, основанную, с одной стороны, на сходстве форм сравниваемых объектов, а с другой стороны, на сходстве ощущений.
Любуясь раскинувшейся перед ним картиной, лирический герой сожалеет о том, что сейчас с ним нет любимой, что она не может видеть эту красоту, очаровавшую его.
И продолжая дорисовывать картину, привлекшую его внимание, герой замечает все остальное в пейзаже:
Вон тополь встал — Как будто древний витязь, Поводья еле слышно теребя. Вот выкована ель из серебра — Таких красивых не видал я сроду.
В этой строфе мы восхищаемся неожиданным сравнением тополя с витязем. Автор очеловечивает природу, наделяет ее разумом.
Очарованный красотой вечернего пейзажа, лирический герой философски утверждает:
© Н. Дзуцева, 2010
О, как бы ни любили мы природу, Нам век не оплатить ее добра.
Поэт поет гимн природе, пленившей его, и слившись с ней, отдавая ей дань любви своей, счастливый, благодарит ее:
Благословляю тихий звон дубрав И красоту, что вновь неповторима. Мне в сердце проливается незримо Покой деревьев и доверье трав.
Заканчивает стихотворение поэт тоже философски. Размышляя о связи человека и природы, об ответственности человека перед сохранением нетленной красоты природы, о временном пребывании человека на земле, он признается в конце стихотворения в эмоционально-образном выводе-обобщении:
Мы все в гостях у этой красоты. Приходим в мир — Ее любить и помнить. Потом однажды — Утром или в полдень — Уйдем,
Оставив легкие следы.
Короткие предложения и паузы, обозначенные при помощи «тире», свидетельствуют о взволнованном состоянии лирического героя, думающего о смерти и следе на земле, о тленности человека и вечности природы.
Естественно, что А. Д. Дементьев, любя природу, слившись с ней, живет в ней. Даже дождь является для него, как и для поэта конца XIX века К. М. Фофанова (стих. «Под музыку осеннего дождя»), источником вдохновения. Монотонная музыка дождя, хотя она однообразна, в его восприятии — «прекрасна», так как созвучна с его душевными переживаниями, поэтому он признается:
И счастлив я, Как малое дитя.
Сравнение «как малое дитя» точно характеризует степень его восторга.
А когда прекратится дождь, когда на небесном своде появится радуга, то душа его испытает новую радость:
Я радугу сравню с вратами рая, Куда при жизни Я попал сейчас.
Радуга — «символ небесно чистого, ожидаемого, дарующего жизнь, таинственного и величественного»*, явилась для лирического героя источником блаженного состояния, дала почувствовать себя в раю при жизни.
Испытать радость помогает Дементьеву и встреча с полем (стих. «Сорок лет назад»). В начале стихотворения лирический герой грустно размышляет о том, что «жизнь прожита...». Но тут же, преодолев свои тягостные мысли, он, почувствовав себя молодым, выйдя в поле, радостно восклицает: «Как я полю рад!»
Поэт уходит в воспоминаниях в события давних лет, перед его глазами проходят одна за другой картины: как на этом поле росли когда-то тысячи подсолнухов, как
* См.: Шейнина Е.Я. Словарь символов. М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2006. С. 56.
сожгли во время войны его село... Но село возродилось из пепла, оно живет, над ним по-прежнему встают рассветы. И подумав, он говорит:
Как будто ничего не изменилось.
Сейчас пастух на луг коров погонит, И ранний дрозд откликнется в лесу. И тихие стреноженные кони Повалятся в прохладную росу.
Так поэтически живописать картину сельской жизни помогли Андрею Дементьеву воспоминания о родных тверских просторах, любовь к которым он бережно хранит в своем сердце.
Воспевая красоту и гармонию в природе, поэт очеловечивает ее: «снег опять свои затеял танцы / / Зима в наш город, видно, влюблена //И все никак не может с ним расстаться». Так думает Дементьев, мечтающий о приходе весны (стих. «Вернулся май»).
Подобно снегу, который никак не хочет уступить права весне, лирический герой Дементьева не в силах расстаться с любимой:
А я с тобой расстаться не могу. Хотя мой снег Твоей весне печален.
Душевный холод героя чужд его возлюбленной, она не разделяет его чувств, его страданий. Они омрачают весну в ее душе.
Настроения лирического героя понятны только растущей у его окон березе, которая «как будто кем покинутая вдруг... грустит. Но грустит она, в отличие от говорящего, не от того, что зима не уходит из его города и сердца, а наоборот: ей «одиноко // Без ласки снега и объятий вьюг».
Но когда пришла долгожданная весна, береза ожила вместе со всей природой: в ней «бродит сок», и зазеленели ее листья. И теперь береза не вспоминает больше «про отшумевшие метели» и снег.
Тонко поэт передал приближение весны и в стихотворении «Начало апреля», где выражена радость от наступления утра, которое «пробилось сквозь снегопад». Взор его останавливается на деревьях, которые «тихие стоят, // Как бы догадываясь смутно, // Что скоро им менять наряд». Как и эти деревья, он радуется наступлению весны, о чем свидетельствует его обращение к кому-то, катающемуся с ним на лыжах:
И средь пленительного бега Мы общей радости полны. Из царства трепетного снега Вступаем в царство тишины.
Повторы («сквозь снегопад»), в начале и в конце стихотворения, служат не только усилению эмоциональности речи, но подчеркивают кольцевую композицию текста и вызывают чувство завершенности:
А ты летишь на быстрых лыжах В безмолвье леса — наугад. И я тебя уже не вижу Сквозь снегопад, сквозь снегопад.
Свое восторженное настроение от прихода весны А. Д. Дементьев выразил и в цикле стихотворений «Времена года». Так, в стихотворении «Весна», где все говорит о наступлении этой чудесной поры, когда природа ожила, — одна картина сменяет другую. Перед читателем появляются «в весенних платьях ели», «и ручьи, ожив от ветров вешних», «песни разнесли по всем концам». В этом же стихотворении поэт видит, «что сосны загорели //И открыты шеи у берез» и что «ожил лес — теплу и солнцу рад он».
В этом же цикле, в стихотворении «Лето» любимые ели Андрея Дмитриевича предстают в другом виде: они «пригоршнями росу // Держат бережно», здесь же появляется «дятел», который, «ловко вспорхнув на сук, // Будит вежливым стуком лес». Наверное? этот стук и разбудил старый бор, который «чуть потягивается со сна».
Такое же олицетворение природы мы наблюдаем в стихотворениях, посвященных другим временам года. Так, в стихотворении «Осень» поэт правдиво и ясно воспроизвел точные приметы этой поры:
Лес, измотанный ветрами, Еле сдерживает стон. Он холодными кострами Подожжен со всех сторон.
Конечно, костры не могут быть холодными. Это только лишь в восприятии лирического героя возникают они такими.
В этом же стихотворении незабываемое впечатление производит и другая картина, где «сер от холода, как заяц, // По камням бежит ручей», а «травы ежатся, пытаясь // Скинуть изморось с плечей».
Как мы заметили выше, Дементьев, как и Пушкин, любит осеннюю пору, в этом нас убеждает вывод-обобщение, которым поэт заканчивает стихотворение «Осень».
Я люблю в такую пору Приходить в осенний лес, Слушать сосен синий шорох И берез прощальный плеск.
Самое замечательное в пейзажах, нарисованных Дементьевым, — это их зримость, простота и задушевность. Вот как поэт воспринимает зимний лес:
Зимний лес, как дно большой реки, Кажется задумчивым и странным, Вон торчат у елей из карманов Грустных сказок белые листки.
А. Д. Дементьева так переполняют чувства, так его радует встреча с зимним лесом, что он, очарованно замирая, признается:
Я прочесть хочу и не могу... В небе ветви — словно вспышки молний. Я иду по белому безмолвью, По заре, уснувшей на снегу.
На наш взгляд, Дементьев скромничает, сказав, что он «не может прочесть сказку леса». Он так вжился в природу, так глубоко ее понимает и так близок к ней, что и нас, читателей, завораживает своей любовью к природе, и мы вместе с ним любуемся красотой природы во все времена года, гуляем вместе с ним в любимом им лесу, а в ушах наших звучит музыка его стихов, подобная музыке из «Времен года» Петра Ильича Чайковского.
А в стихотворении «Мелодия моря», в отличие от стихотворений цикла «Времена года», где для придания художественной выразительности текстам использовались сравнения, метафоры, олицетворения, инверсии, здесь главным изобразительным средством является повтор «Я слышу», которым начинается каждый из трех строф стихотворения, не только придает произведению стройность, выразительность, сближает его начало и конец, организует кольцевую композицию текста, а также, эмоционально воздействуя на читателя, помогает ему понять всю глубину чувств, какие испытал лирический герой от встречи с «Черным морем».
Если в первой строфе лирическому герою кажется, что море «вздыхает» и «грустит» вместе с ним о дорогом для него человеке, то во второй строфе герой уже сообщает:
Я слышу, как Черное море тоскует И бьется о душу мою. И волны, как старые карты тасует, Надежду сажает в ладью.
А в третьей строфе лирический герой наделяет море еще и другими способностями:
Я слышу, как Черное море играет, В бессмертные трубы трубя. Как будто меня своей песней карает За то, что я здесь без тебя.
Как видим, для передачи внутреннего состояния лирического героя, текст стихотворения насыщается при помощи различных художественных средств: анафоры «я слышу» (повтора в начале строки), олицетворения Черного моря, которое «вздыхает», «грустит» вместе с героем о любимой, «тоскует //И бьется о душу» его. «И волны, как старые карты тасует»,... «играет, //В бессмертные трубы трубя...», даже «карает» лирического героя, «за то, что» он на море без своей любимой.
Горячо любя природу, беспокоясь о ее сохранении, Дементьев страстно вопрошает, обращаясь ко всем нам:
Неужто это мы позволим?! Мы, всем обязанные ей, Чтобы над вечным русским полем Ни зорь, ни крика журавлей?
И восклицая, «как на земле сейчас тревожно!», поэт призывает:
Не только словом, цветом кожи И местом, где мы рождены, А чем-то большим люди схожи.. . Быть может, тем, что мир тревожен. Тот мир, что мы спасти должны.
(«Как на земле сейчас тревожно!»)
Только подлинный сын России может так искренне переживать за судьбу родины, ее природы и народа, всего мира. По его мнению, этот принцип должен касаться каждого человека, живущего на земле, так как:
Мы все в этой жизни В ответе за мир,
Друг за друга.
И землю берем На святые поруки любви.
И как патриот, болеющий душой не только за судьбу своей родины, но и всей планеты, не желающий, чтобы люди жили в страхе, Дементьев заверяет:
Мы встанем в ряды поименно.
И мир победит. . . Мы спасем его шелест зеленый. Улыбки детей. И великую землю свою.
(«Планета не может... »)
В стихотворении «Левитановская осень» яркий желтый наряд осеннего леса напомнил лирическому герою пейзажи известного живописца Исаака Левитана (1860-1900), с их золотистыми оттенками.
И здесь мы вновь видим олицетворение:
Месяц в реку ножик бросил,
Будто вышел на врага.
Он так очарован красотой осеннего леса, что в нем возникает желание нанести эту красоту на полотна, подобно Левитану, но, не видя ей конца и края, сожалея, говорит: «Жаль, что нету подходящих рам для этой красоты».
В конце стихотворения умирающему осеннему состоянию леса герой противопоставляет свои отношения с любимой, которые, наоборот, только расцветают: «Все у нас с тобой в начале, // Хоть осенняя пора».
Изъездив многие страны и города, Дементьев с нежностью воспоминает о своем тверском крае, куда с радостью стремится попасть всегда, чтоб вновь выразить ему свою любовь за все прекрасное, что он пронес через всю свою жизнь. Вот как романтично, возвышенно он передал свои чувства к родным пенатам:
Я люблю апрельские рассветы.
Над округой — праздник тишины.
Старый дуб навесил эполеты,
И река полна голубизны.
Очеловеченный старый дуб радуется встречи с ним, воспринимает эту встречу как праздник, поэтому навесил на себя парадные блестящие погоны-эполеты. Устаревшее слово «эполеты» гармонирует с возрастом старого дуба.
Встретившись с родным краем, лирический герой радостно восклицает: «Здравствуй, день!»
Радость встречи подчеркивается автором в обращении ко дню, в котором он просит его продлить эти чудные мгновения, оказывающие на него целебное действие:
Побудь еще со мною.
Воздух льется в душу, как бальзам.
Этот свет и волшебство лесное
Расплескали по твоим глазам.
Восторженное душевное состояние героя подчеркивается и сравнением «как бальзам», и олицетворением — «этот свет и волшебство лесное // Расплескались по твоим глазам».
Он предвкушает и то, что, как и прежде:
Скоро вновь сирень раскроет завязь
И поднимет голубой букет.
Я опять тебе в любви признаюсь,
Словно не промчалось столько лет.
Природа омолаживает человека, возвращает ему счастливые времена юности. Она вечно молода и дарует эту молодость человеку, пусть душевную, не телесную, но дарует.
Чтобы читатель почувствовал степень восторга его лирического героя и понял, как прекрасен тверской пейзаж, Дементьев одушевляет даже сирень в нем: «ты надела свой весенний свитер, // Цвета неба, цвета грустных глаз», она и «как девочка, прелестна // В искренней наивности своей», а олицетворенный им лес даже «расставил на поляне кресла — // Модную округлость тополей».
Для этого стихотворения тоже характерна кольцевая композиция. Оно начинается и кончается повтором «я люблю апрельские рассветы».
Причем эти «апрельские рассветы» его очаровывают только в родном тверском краю о чем говорит конец стихотворения:
Я люблю апрельские рассветы.
Я люблю их — если рядом ты.
Тих наш лес, как в кризисе поэты.
И красив, как в праздники менты.
Все времена года Дементьевым наделяются красками, которые присущи его поэтическому восприятию. Так, «осенний день наполнен светом // И грустной музыкой листвы», а «распрощавшееся лето // Сжигает за собой мосты».
Поэт мастерски эмоционально рисует унылость осенней поры:
В лесу пустынно и печально.
На юг умчался птичий гам.
И в тишине исповедальной
Притих березовый орган.
Как поэтичны последние два стиха! Так может воспринимать природу из современных поэтов, на наш взгляд, только Андрей Дмитриевич Дементьев.
Душевные переживания поэта всегда созвучны с природой. Так, в его восприятии «зима соскучилась по снегу», как он — по смеху какой-то личности.
«Смех» и «Снег» являются стержневыми словами в тексте, на которые нанизываются цепочки эмоций, выделяемых синонимичными эпитетами «безудержный» и «неистовый». А эпитеты «искристый» и «чистый», которые в стихотворении тоже выполняют экспрессивную роль, должны были бы характеризовать качество снега, а не смеха, но, уподобив чувства, связанные с ними, поэт воспринял их в момент поэтического вдохновения именно такими. Этим уподоблением и заканчивается стихотворение:
Морозами расколота,
Земля все ждет его.
И мне, как полю,
Холодно
Без смеха твоего.
(«Уже декабрь»)
Земля, расколотая морозами, также изнемогает от холода, ожидая снега, как и лирический герой, испытывает холод без смеха, наверное, любимого человека.
И в стихотворении «Последние дни февраля» эмоциональность текста достигается путем олицетворяющих сравнений. Так, тополь, чувствуя приход весны, радуется, что скоро оденет свой зеленый наряд (ему «грезятся листья»).
А вьюга уподобляется Дементьевым белому медведю, который «почувствовав весенний запах», «поднявшись на задние лапы, // Опять начинает реветь».
Основная мысль, которая пронизывает все стихотворение, — это мысль о повторяемости всех времен года, поэтому текст заканчивается эмоционально-образным выводом-обобщением:
Я все это видел не раз, Ведь все на Земле повторимо. И весны пройдут через нас, Как входят в нас белые зимы.
А как прекрасно стихотворение «Этюд», посвященное замечательному детскому писателю Анатолию Алексину, где лирический герой сожалеет об уходящем лете:
Мне с летом расставаться жаль. С его теплом, Цветами поздними.
Его огорчает приближение осени, так как
Необъяснимую печаль Таят в себе Красоты осени.
Осень навевает на него грусть, потому что в это время года все в природе замирает, меняются пейзажные краски. В отличие от А. С. Пушкина, ему неприятна эта «унылая пора... », с ее «прощальной красой».
Это стихотворение по тональности созвучно со стихотворением И. А. Бунина «Не видно птиц. Покорно чахнет...» Оба поэта смогли, чувствуя свою связь с природой, каждый по-своему реалистически, передать в художественной форме характерные особенности этой поры. Если у Бунина «не видно птиц» осенью, то Дементьев, вторя ему, говорит:
Не слышно птичьих голосов. И небеса — Как парус стираный. Прохладный малахит лесов Янтарной грустью инкрустирован.
Смысл этой строфы передает смену красок в осеннем пейзаже, где небо стало белым, вместо голубого; лес свой зеленый наряд поменял на желтый, что вызывает у лирического героя грусть, которая усиливается еще и тем, что «над полем мечутся ветра». И герой, «запасаясь солнцем на зиму», уносит в сердце и «печаль костра, // И вздох листвы, // Летящий на землю», которые созвучны с его душевными переживаниями.
О том, что осень навевает на лирического героя грусть, можно убедиться и в стихотворении «Я — в гостинице», где глядя в окно, он замечает:
По-осеннему грустный вид. Бродит осень лугами мокрыми, Заморозить их норовит.
Эта картина пробуждает в его душе печаль и тоску по родному дому, который «словно где-то... затерян //И все ждет его. / / Все ждет».
Осень напоминает ему и другие печальные мысли: о прошедшей юности, которая «словно. . . осталась // На холодном на волжском дне» и о старости.
Лирического героя Дементьева пленяет и «пейзаж проселочных дорог // С их живописными изгибами, //С белесой пылью из-под ног... » Но ратуя за сохранение первозданной красоты природы, он огорчается, что эти «проселочные дороги» покрываются асфальтом.
И когда Дементьев бывает в «чужой стране», в его памяти всегда всплывают эти «проселочные дороги» вместе
С тверской рыбалкой поутру, Но чаще все ж — с грибным скитаньем И с благодарностью костру, Когда гроза в лесу застанет. . .
(«Люблю пейзаж проселочных дорог»)
И вновь повтор «люблю пейзаж проселочных дорог» в начале и в конце стихотворения создает в стихотворении кольцевую композицию.
Поэт — тонкий наблюдатель природы. От его зоркого взгляда не ускользает ничего. Так, гуляя в зимнем лесу, он любуется птичьим пиром, на котором собралось много стай. Слушая их гомон, он воспринимает его как звон хрусталя. А снегири, рассевшиеся на снегу, напоминают ему «скатерть, вышитую пламенем зари».
В этом стихотворении эмоциональная окраска текста достигается не только за счет олицетворения, но и инверсии, т. е. нарушения привычного порядка слов, и сравнения:
И в густую хвою песни спрятав, Засыпают птицы на суках. . . А внизу стоят, как поварята, Пни в огромных белых колпаках.
(«Зимний пир — таков в лесу обычай... »)
А видя, как «деревья инеем покрыты», он тут же дорисовывает остальные детали окружающего его пейзажа:
И лес, понурившись, стоит, Как будто холодок обиды В своем молчании таит.
Наречием «еще» поэт подчеркивает, что зима пока не вступила в свои права, что «все впереди»:
Еще нет снега — только иней. И нет зимы, а стынь одна. И Стольный град, казалось, вымер, — Такая в граде тишина.
В этом стихотворении поэт применяет для выразительности и старославянизмы — «Стольный» и «град».
Тишина леса созвучна тишине города, столицы. Лес поэтом очеловечен: «и лес несется... в даль», «уже предчувствуя веселье // Сквозь уходящую печаль».
О богатстве воображения Дементьева говорит и стихотворение «Встреча с морем», где лирический герой негодует от того, что шторм на море никак не кончится, и волны
бесцельно катятся без остановки днем и ночью. Ему начинает казаться, что шум моря, раздражающий его, раздражает и всех обитателей, живущих в нем, которых он жалеет. Он даже начинает думать, что, «наверно, у крабов от шума мигрень». И не имея сил больше выдерживать, он в ярости крикнул морю:
. . . Неужели не лень
Тебе эти тонны бросать день-деньской?!
Неужто тебе не приятен покой?
И очеловеченное им море, словно переживая, как и Дементьев, за сохранение природы, философски вступив с ним в диалог, поведало ему:
Я мщу за молчание мертвых озер,
За горькую тишь изведенных лесов,
За память притихших речных голосов.
Хочу, чтоб вам души омыла волна.
Чтоб помнили люди — Природа сильна...
Как поражает богатство изобразительно-выразительных средств Дементьева, столько различных олицетворений, эпитетов, повторов, инверсий и т. д., которые зримо и наглядно помогают нам увидеть мастерски нарисованные картины природы, которые поэт щедро дарит своим читателям, обожающих его не только за прекрасные стихи, помогающие стать добрее, духовно богаче, беречь друг друга и т. д., но и за то, что он честно служит своим творчеством родине и народу и не стал приспособленцем ради каких-то благ, борется против несправедливости, лжи, хамства и других пороков в людях.
Статья поступила в редакцию 18 декабря 2009 г.