Чарина О.И. Фактор билингвизма русского и якутского языков в русском фольклоре в Якутии // Русский язык в диалоге культур: матер. Междунар. науч. конф.: в 3 ч. - Ч. 2. - Воронеж: ВГАСУ 20106. - С.184-190.
Чарина О.И. Освоение русскими старожилами нового пространства на Севере Якутии // Поволжье и Приуралье как регион взаимодействия культур: исторический опыт и современное состояние: матер. Все-рос. науч. конф. 23-24 октября 2012 г. - Саранск, 2012а. - С. 334-344.
Чарина О.И. Русский календарный обряд в Якутии на Лене и в бассейне рек Индигирка-Колыма // Сибирская деревня: История, современное состояние, перспективы развития: сб. науч. тр. - Омск, 2012б. - Ч. 2. - С. 125-128.
Чарина О.И. Записи фольклора, произведенные Д.И. Меликовым в Нижнеколымском крае в 1893 г. //
Из истории русской фольклористики. - Спб.: Наука, 2013. - Вып. 6. - С. 419-437.
Чикачев А.Г. Русские в Арктике: полярный вариант культуры: историко-этнографические очерки. - Новосибирск, 2007. - 303 с. (Памятники этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; Т. 12).
Шенталинская Т.С. Андыльщина - местный песенный жанр русских колымчан // Сохранение и возрождение фольклорных традиций. - М., 1995. - Вып. 6. - С.140-151.
Шуб Т.А. Былины русских старожилов низовьев Индигирки // Русский фольклор: Материалы и исследования. - Т. 1. - М.; Л., 1956.
Шуб Т.А. Исторические песни из Русского Устья // Русский фольклор: Материалы и исследования. - Т. 3. -М.; Л., 1958.
O.I. Charina
The study of Russian folklore of the North-East of Yakutia at the beginning of the XXI century
The article examines the main issues associated with the study of important folk heritage of Russian veteran Lena region and the northeast of Yakutia: the reflection of the realities of everyday life XVII-XIX in effect the language and folklore of neighboring peoples, Yukagirs, Yaruts.
Keywords: folklore, expedition, mythological images, epics, songs, fairy tales, andylshina, interference, bilingual-ism.
УДК 784.4:398.22(=512.157)
А.С. Ларионова
Певческие традиции олонхо (диахронический аспект)
В статье исследуется диахронический аспект эпического пения якутов. Особенности исполнения в олонхо кылысаха соотносятся с пением сибирских тюрков, и он является древним субстратом в якутской народной песне, который сохранился в лено-вилюйской традиции пения якутов. Другие традиции якутского пения сформировались в более позднее время. По мере удаления от центра Якутии кылысах заменяется форшлагом. Распевы слогов тоже заменяются краткими, либо, например, в Верхоянской традиции, на один слог приходится один звук.
Ключевые слова: песенные традиции, олонхо, региональные особенности, диахроника, распевы слогов, стили пения, специфика звукоизвлечения.
Обязательным компонентом напевов олонхо в древней форме поющегося стиха. Думается, что
стиле дьиэрэтии ырыа является кылысах. Напе- особая роль тембровых украшений в песенной
вы стиля дьиэрэтии ырыа принадлежат к древ- традиции якутов и других тюркских народов свя-
нему пласту якутского фольклора и относятся к зана с более ранней стадией развития музыкаль-
© А.С. Ларионова, 2015
ной культуры, когда еще не установились четкие формы ладовых структур и, возможно, на первый план выходил именно тембр, который зачастую служил дифференцирующим признаком в фольклорной жанровой системе. Последние работы, в которых уделяется внимание тембровым характеристикам фольклорных напевов, основаны на осознании факта особой важности данного явления в традиционной культуре народов Сибири.
Якутский кылысах, по-видимому, возник в период тесных этнических контактов праякутов с другими тюркскими племенами. Горловое пение многих тюркских этносов имеет много общего и, в частности, демонстрирует один тип артикуляции - глоттализацию, «то есть быстрое сближение или соударение голосовых связок ... С высокой степенью достоверности можно определить казахский тембровый маркер как напряженную непредельную глоттализацию, южно-алтайские песенные "ларингализованные" сегменты - как ее ненапряженный аналог в сочетании с фаринга-лизацией и подъемом гортани, теленгитские инъ-ективы - как разновидности очень краткой ненапряженной (или даже вялой) предельной глоттализации в сочетании со сдвигами гортани, фа-рингализацией различных видов и, возможно, узкощелевой фонацией. Тофаларские "преларин-гализованные" занимают промежуточное положение между южноалтайской песенно-заговор-ной преглоттализацией и алтайско-казахскими маркерами. Что касается якутской традиции, то в ней кылыках допускает комбинации едва ли не с любым тембром, оставаясь в своей основе непредельной глоттализацией либо однократного, либо тремолирующего типа» [Кондратьева, Ма-зепус, 2002, с. 112-113].
Кылысах основан так же, как тувинский хо-ректээр и башкирский узляу, на раздвоении человеческого голоса в пении. Такое раздвоение голоса в виде основополагающего выразительного средства преимущественно свойственно музыкальным культурам тюркских этносов. Один из видов якутского кылысаха, именуемый в народе диннээх кылыках ('настоящий кылысах'), в исполнении которого, по словам носителей фольклора, участвуют грудь и диафрагма, также имеет достаточно прямые аналогии с тувинским хорек-тээр. Думается, что диннээх кылыках является тюркским компонентом музыкальной культуры якутов. Этот вид кылысаха в период миграции якутов в Прибайкалье уже должен был осозна-
ваться как национальный элемент якутской пе-сенности, который впоследствии сознательно сохранялся без изменений на протяжении многих столетий. Поэтому можно предположить, что якутский кылысах мигрировал в более древнее время, чем якуты прибыли в Прибайкалье. Известно, что якуты появились на современной территории в XIV в. До этого времени они проживали достаточно долгий период в Прибайкалье, оставив там большое количество археологических артефактов.
Якутский кылысах имеет характерные особенности звукоизвлечения, чаще всего связанные с региональной стилистикой исполнения, а также с индивидуальными возможностями певцов. Кы-лысах исполнителей центральных регионов Якутии в слуховом отношении воспринимается как параллельный основному тону призвук, и именно он относится к собственно горловому пению и демонстрирует более древнюю исполнительскую традицию. В диахроническом плане особенности его исполнения характеризуют, к какому периоду относится то или иное олонхо: к раннему или более позднему этапу его создания. Показателем более поздней или более древней певческой традиции исполнения олонхо служат и распевы слогов, являющиеся характерной особенностью напевов дьиэрэтии ырыа. Особенности их использования в пении связаны с тем, к какому региону принадлежит напев. В отношении формирования локальной специфики пения музыкальных фрагментов якутского героического эпоса можно сказать, что он, безусловно, имел определенный древний источник. В процессе исторического развития отдельные элементы проникали в якутское пение как в более древний период, когда якуты контактировали с тюркскими племенами, так и в более позднее время, когда они стали сосуществовать с тунгусо-маньчжурскими, что и создало возможности для формирования региональных стилистик исполнения олонхо.
Так, формирование культуры северных якутов обусловлено различными факторами. Один из них заключается в том, что предки северных якутов, как показывают исследования этнографов, пришли на территорию Якутии с первой волной переселенцев, поэтому у них, с одной стороны сохранился автохтонный субстрат, а с другой -они в большей степени испытали многостороннее влияние северных этносов, что проявилось во многих чертах, например в одежде. Кроме
того, хозяйственная деятельность северных якутов имеет свою специфику. Основное их занятие - оленеводство, в отличие от скотоводства, которым занимаются саха более южных территорий Якутии. Все это могло прямо или косвенно отразиться и на музыкальном фольклоре, который резко контрастирует с другими региональными якутскими традициями. Северный стиль пения сложился у яно-индигирско-колымских якутов не без влияния коренных жителей края, прежде всего эвенов, т.е. в формировании локальных стилей дьиэрэтии ырыа определенную роль сыграли иноэт-ничные влияния.
Специфика пения в каждом улусе Якутии отмечалась исследователями с самого начала изучения якутских народных песен. Так, региональные особенности метроритмической структуры песен дэгэрэн ырыа Олекминского улуса впервые отметил В.М. Беляев в своей статье «Якутские народные песни», вышедшей в журнале «Советская музыка» в 1937 г. [Беляев, 1937]. Фольклорные записи М.Н. Жиркова отражают существование региональных песенных традиций. Им выделяются песни вилюйского и приленских районов. Приленский район представлен записями усть-алданских и амгинских осуохаев. Позже Э.Е. Алексеев вилюйское пение обозначает термином этэн ыллыыр (поет, четко выговаривая), а при-ленское - тардан ыллыыр (поет с распевами) [Алексеев, Николаева, 1981]. Ю.И. Шейкин выделяет три локальных стиля: лено-алдано-ви-люйский (ЛАВ), яно-индигиро-колымский (ЯИК), оленеко-анабаро-хатангский (ОАХ). Он рассматривает региональные стили, укрупняя диалектные образования по территориальному признаку, обозначая территории, расположенные по крупным рекам Якутии [Шейкин, 1996]. Эти региональные особенности исполнения находят отражение и в олонхо, где песни играют основополагающую роль в сказаниях якутов.
Наиболее изученными являются центральная (приленская), вилюйская исполнительские традиции, которые представляют обширные регионы. Так, в центральную группу улусов Якутии входят Амгинский, Намский, Хангаласский, Ме-гино-Кангаласский, Таттинский, Усть-Алдан-ский, Горный и Чурапчинский улусы; в вилюй-скую - Вилюйский, Верхневилюйский, Нюрбин-ский и Сунтарский улусы, расположенные по р. Вилюй. Эти улусы включают города Вилюйск, Нюрба, поселки и села Верхневилюйск, Сунтар,
Малыкай, Эльгяй, Арангастах и др. В то же время традиции исполнения песен в центральном (при-ленском) стиле пения имеют различия в зависимости от улуса. Так, стилистика исполнения олонхо Хангаласского и Горного улусов иногда разительно отличается от пения в Амгинском и Намском улусах. Таким образом, можно говорить и об улусных исполнительских традициях. Из улусных стилей пения в настоящее время наиболее изученной является верхоянская стилистика пения якутов. Так, В.С. Никифорова изучила эпические традиции пения верхоянской локальной стилистики [Никифорова, 1995]. Что касается песен центральной (приленской) региональной стилистики исполнения, именуемых тардан ыллы-ыр, то из них наиболее изучены традиции пения Амгинского и Намского улусов. Певческие традиции других улусов данного региона изучены в меньшей степени.
Напевы центральной (приленской) традиции пения стали той основой, на которой формировались остальные региональные стили пения, и процесс проникновения якутской традиционной песенности происходил постепенно, перемещаясь из центральных регионов Якутии на ее пере-ферию. Термин тардан ыллыыр характеризует особенности исполнения певцов данных регионов, в которых преобладают разнообразные распевы практически каждого слога. Для прилен-ской стилистики исполнения свойственна в дьиэрэтии ырыа цветистость, характеризуемая обилием мелизматики и разнообразием мелодикоин-тонационного и ритмического контуров.
Стилистические особенности диалектов наблюдаются на всех уровнях. Локальная специфика пения в стиле дьиэрэтии ырыа связана с наличием или отсутствием распевов слогов, с мерой их ритмического и звуковысотного разнообразия, и распевы слогов в напеве зависят от принадлежности фольклорного образца к той или иной региональной стилистике исполнения. Подчеркнем, что во всех диалектных группах в пении происходит постепенное исчезновение распевов по мере отдаления от центральных регионов Якутии. При этом центральная стилистика характеризуется разнообразием распевов как в мелоди-ко-интонационном, так и в метроритмическом отношениях. Так, в олонхо «Дева богатырь Джи-рибина Джирылатта» П.П. Ядрихинского из Нам-ского улуса в песне коня [Алексеев, Николаева, 1981, с. 34] преобладают распевы триолями в
виде восьмых в самых разнообразных звуковы-сотных комбинациях с преобладанием больше-терцовых и большесекундовых мелодических ходов. Мелодика песни Хачылаан Куо из олонхо «Юрюнг Уолан» в исполнении известного олон-хосута У.Г. Нохсорова из Амгинского улуса в стиле дьиэртии ырыа основана практически на постоянных распевах гласных фонем. В то же время хангаласский стиль якутского пения характеризуется, при всей общности ладоинтонационных и метроритмических основ с якутскими народными песнями других традиций, стилистическим своеобразием. В песнях данного улуса отсутствуют пространные распевы, преобладающие в других улусах. Самым протяженным у них является распев слога четырьмя музыкальными звуками.
В вилюйском и горном диалектах преобладают распевы слога двумя восьмыми, перемежающимися кылысахом. Так, вилюйская стилистика исполнения якутских народных песен, именуемая этэн ыллыыр, активно сохраняет свои традиции вплоть до наших дней. Данная исполнительская традиция во многом близка центральной (приленской) стилистике пения по соотношению слова и музыки, по форме, по ладозвукоряд-ной структуре, по использованию целотоновых ходов и интервала тритон в мелодии, а также по звучанию кылысахов. Поэтому некоторые исследователи объединяют эти две стилистики исполнения и относят их к одной лено-амгино-вилюй-ской традиции пения. Тем не менее, эти два музыкальных диалекта все же имеют и ярко выраженные отличия. Краткие распевы в вилюйской стилистике исполнения представлены в виде постоянно пульсирующей двумя восьмыми, перемежающимися кылысахами. Обнаружено, что в этом регионе распеваются в большей степени последние слоги слова и преобладают вокализованные распевы каденционного типа.
Верхоянская традиция исполнения якутских народных песен совершенно отличается от пения якутов тех улусов, которые располагаются по рекам Лена и Вилюй, по многим параметрам. Так, в олонхо песни характеризуются отсутствием вокализованных распевов и кылысахов. Чаще в верхоянских олонхо один словесный слог пропевается одним музыкальнвм звуком.
У северных якутов отмечается частое отсутствие распевов слогов. Отсутствие пространных распевов у них, по-видимому, связано с тем, что они редко используют в пении кылысахи. В этом
отношении в центральных регионах в большей степени употребляют практически постоянный распев слога, а на географической переферии Якутии разнообразные и протяженные распевы постепенно исчезают. Здесь соблюдается такая закономерность: чем дальше от географического центра находится регион и чем богаче речевая интонация, тем меньшему распеву подвергаются слоги слов в пении.
Региональная специфика якутского традиционного пения в олонхо прямо зависит от тембровой разновидности кылысаха. Кылысах исполнителей центральных регионов Якутии в слуховом отношении воспринимается как параллельный основному тону призвук, и именно он относится к собственно горловому пению. Они у П.П. Ядри-хинского из Намского улуса бывают разнообразных видов и типов, например, мелодия «Песни богатыря Тойон Джеллюса» из олонхо «Дева богатырь Джирибина Джирылатта» богато орнаментована. В кылысахах Е.И. Кардашевского фальцетные призвуки кылысаха, подобные флажолету, звучат на октаву выше основного тона. Так, кылысах одновременно сочетает форшлаг и флажолет. Взятый как форшлаг на октаву выше основного тона, он продолжает свое звучание с основным тоном в виде флажолета, но в более низкой интонационной позиции. Этот вид кылысаха у Е.И.Кардашевского в напевах дьиэрэтии ырыа представлен практически в каждой строке напева в своеобразном сопровождении нижнего опорного тона. У олонхосутов других стилистик пения фальцетный призвук звучит несколько уже ч.8, чем в хангаласской традиции.
У олонхосута из Горного улуса Н.М. Тарасова, представителя приленской традиции, встречается другой вид кылысаха. У него флажолетные призвуки, звучащие параллельно основному тону, появляются лишь эпизодически. Остальные кылысахи в его исполнении напоминают форшлаг, так как их звучание прекращается почти сразу, после того как вступает основной тон. Такую же манеру мы наблюдаем в исполнении кылыса-ха у представителя вилюйской манеры пения В.О. Каратаева. Таким образом, кылысах в напевах певцов, принадлежащих к вилюйскому и горному музыкальным диалектам, имеет прерывистый характер.
Резко контрастирует в сравнении с остальными локальными стилями исполнение кылысаха северными якутами. Так, для северной манеры
пения, яркой представительницей которой является Д.А. Томская из Верхоянского улуса, при фа-рингальном звукоизвлечении характерна назализация, и кылысах встречается в виде легких форшлагов. Встречается и мелизаматика в виде соскальзывания. Отличие среднеколымской исполнительской традиции от верхоянской и других стилистик пения также наиболее ярко обнаруживается в звучании кылысахов. В среднеколымской манере исполнения кылысах звучит как вибрато или трель в отличие от двухголосного призвука, сопровождающего основную мелодию, свойственную центрально-приленскому, вилюй-скому, верхоянскому стилям. Так, в «Песне богатыря Среднего мира» из олонхо Ивана Петрова «Дитя Сиротина» [Алексеев, Николаева, 1981, с. 21-22] кылысахи представлены в виде вибрато малотерцовой интонации на протяжении всего напева. Близкую данному виду кылысаха орнаментику можно наблюдать в долганских олонгко и эвенкийских нимнгаканах. Кылысахи в виде вибрато или трели, видимо, использовались сред-неколымским исполнителем под влиянием сказителей других этносов Якутии.
Таким образом, при сравнении особенностей кылысахов с тюркскими тембрами и спецификой тембровых украшений в пении олонхо в различных ареалах Якутии можно установить некоторую относительную хронологию исследуемого
факта: более древнего происхождения двухголосные кылысахи центральных (приленских) регионов и более поздние кылысахи типа форшлагов и вибрато северных певческих диалектов. Процесс эволюции напевов олонхо сопровождался качественными и количественными изменениями средств выразительности, когда в количественном отношении по мере продвижения к северу Якутии уменьшается количество звуков в распеве слога, приводя к преобладанию отсутствия распевов в пении северных якутов, при одновременном изменении качественных характеристик кылысахов.
Литература
Алексеев Э., Николаева Н. Образцы якутского песенного фольклора. - Якутск: Кн. изд-во, 1981. - 100 с.
Беляев В.М. Якутские народные песни // Сов. музыка. - 1937. - №9. - С. 11-26.
Кондратьева Н.М., Мазепус В.В. Артикуляционно-акустическое определение некоторых сегментных тембров в музыкальных культурах сибирских народов // Музыкальная культура как национальное и мировое явление: Матер. междунар. науч. конф. - Новосибирск, 2002. - С. 111-113.
Никифорова В.С. Локальные традиции в музыке олонхо: автореф. дис... канд. искусствовед. - СПб., 1995. - 18 с.
Шейкин Ю.И. Музыкальная культура народов Северной Азии. - Якутск: РДНТ, 1996. - 123 с.
A.S. Larionova Singing traditions of Olonkho (diachronic aspect)
In article is investigated the diachronic aspect of epic singing of Yakuts on the basis of consideration of regional specifics of execution of tunes in Olonkho. It was revealed that in traditional singing of the Siberian ethnic the timbre was the differentiating sign of genres. In the Yakut epic singing is a kylysakh. Features of its execution correspond to singing of the Siberian Turkic peoples and the kylysakh is an ancient substratum in the Yakut national song which remained in Leno-Vilyuysk tradition of Yakuts' singing. Therefore, other traditions of the Yakut singing were formed in later time. In process of removal from the center of Yakutia the kylysakh is replaced with a grace note. Singsongs of syllables too are replaced short, or, for example, in the Verkhoyansk tradition, one sound is the share of one syllable.
Keywords: song traditions, Olonkho, regional features, diachronik, singsongs of syllables, styles of singing, specifics of sound extraction.