Отдела H.H. Агапитова. — Иркутск: Типография H.H. Синицына, 1882. - Т. XIII, № 3. - С. 36-99.
Горохов Н.С. КИНИТТИ (отношение женщины к родным её мужа, у якутов) // Известия ВСОИРГО / под редакцией правителя дел Отдела H.H. Агапи-това. - Иркутск: Типография H.H. Синицина, 1883. - Т. XIV, № 1. - С. 71-72.
Горохов Н.С. Юрюнг Уолан. Якутская сказка. Часть 1-я // Известия ВСОИРГО / под редакцией дейст. члена Отдела H.H. Агапитова. - Иркутск: Типография H.H. Синицына, 1885. - Т. 8, № 1. -С. 85-86.
Майдель Г. Путешествие по северо-восточной части Якутской области в 1868-1870 гг. — Т. II. — СПб., 1896.
Казарян П.Л. Никита Семенович Горохов: Жизнь, дела, наследие. — Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012. - С. 262.
Серошевский В.Л. Якуты: Опыт этнографического исследования. — СПб.: Изд-во имп. Рус. геогр. об-ва, 1896. — Т. 1. — С. 720.
Смирнов Ю.И. Подвижник зарождавшейся науки // И.А. Худяков. Краткое описание Верхоянского округа. Отдельные главы / сост. В.В. Илларионов. — Якутск: Бичик, 2002. — С. 3—12.
Троев П.С. Иван Худяков в Верхоянской ссылке. — Якутск: Бичик, 1980. — 96 с.
Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. — Л.: Наука, 1969.
V.V. Illarionov
N.S. Gorokhov: the first notes Olonkho and their translation into Russian (to the study of the Verkhoyansk epic tradition)
The article describes the role of Nikita Semenovich Gorokhov as a collector and publisher of the Yakut epic. Notes the role of political exile, Russian folklorist I.A. Khudyakov, which by definition Y.I. Smirnov was behind the «emerging folklore». The article presents and analyzes the contribution of N.S. Gorokhov olonkho «Yurung Uolan». The author suggests that the N.S. Gorokhov with I.A. Khudyakov olonkho recorded, the text of which the latter translated into Russian and included in «Verkhoyansky Collection», and N.S. Gorokhov subsequently wrote it from memory and published in the journal «Izvestiya ESDIRGS» which is the first publication olonkho in Russian. Textual analysis olonkho «Yurung Uolan» recorded and published N.S. Gorokhov, shows that the text was written by the same olonkhosut, with whom he worked and I.A. Khudyakov.
Keywords: olonkhosut-storyteller, epic traditions, textual, olonkho.
УДК 784:398=512.157
A.C. Ларионова
История становления якутской музыкальной фольклористики
В статье отражена история становления и развития якутского этномузыкознания, начиная с научной деятельности первого профессионального якутского композитора М.Н. Жиркова и кончая научными изысканиями современных национальных исследователей-музыковедов. Обозначены проблемы дальнейших исследований в области музыкальной фольклористики.
Ключевые слова: этномузыкознание, песенный фольклор, жанры и стили народной музыки, ладозвуко-рядная система, тембровые особенности, мелодии якутского героического эпоса олонхо.
Hаука по якутскому музыкальному фольклору очень молодая и за более, чем полувековой период, прошла путь становления и в настоящее время продолжает развиваться. Благодаря деятельности ученых-музыкантов и ученых-музыковедов - представителей национальной интеллигенции, якутский песенный фольклор сейчас изучен в достаточной мере.
Основоположником якутского музыкознания является первый якутский композитор M.H. Жирков, получивший образование в Московской государственной консерватории
© А.С. Ларионова, 2014 г.
им. П.И. Чайковского, который положил начало планомерному изучению традиционного музыкального фольклора народа саха. Он собрал огромный фактологический материал по народной музыке якутов. В 1947—1949 гг. М.Н. Жирков написал первую разностороннюю работу по якутскому музыкальному фольклору. Книга была издана лишь в 1981 г. под названием «Якутская народная музыка» [Жирков, 1981]. Она знаменательна тем, что в ней автор впервые ввел в якутское этномузыковеде-ние основополагающие категории и понятия,
связанные с жанрами и стилями интонирования якутской песенности, сформулировал ведущие закономерности песенных стилей дьиэ-рэтии ырыа и дэгэрэн ырыа с указанием особенностей их ритмики, лада, формы и способов исполнения. М.Н. Жирков разработал также общую классификацию жанров якутской народной музыки. Он впервые в концептуальном плане поднял проблему нотировок якутского народного мелоса и ввел нотографическое отображение микроальтерационных нюансов зву-ковысотности, столь важных при нетемперированном характере мелодики песен народа саха.
Особая роль в развитии якутского этному-зыкознания принадлежит фундаментальным исследованиям Э.Е. Алексеева, выпускника Московской консерватории. Э.Е. Алексеевым издано большое количество научных трудов, в которых нашли отражение различные аспекты изучения якутской народной музыки. Так, благодаря ему, наиболее изученной областью в настоящее время является ладоинтонацион-ная сфера якутской традиционной музыки, достаточно полно раскрытая в монографии Э.Е. Алексеева [1976]. Этот ученый — автор фундаментальных и серьезных исследований, развивает идеи, углубляет наблюдения и выводы своих предшественников М.Н. Жиркова и Г.А. Григоряна, рассматривая специфику якутского мелоса, принципы формообразования. Он уделял особое внимание характеру звуко-высотных трансформаций в раннефольклор-ных напевах. Ему удалось построить модели интонирования в архаическом мелосе, учитывающие эволюционное развитие напевов. Э.Е. Алексеев воспринимает народный мелос как живой организм с большим внутренним потенциалом специфического развития, утверждая этим невозможность исторического изживания фольклора. Специальный интерес этномузыколога связан с проблемами нотной записи народной музыки, способной адекватно отобразить фольклорную мелодию. Э.Е. Алексеев глубоко изучил жанрово-тематическую структуру якутского фольклора. В плане дифференциации стилей дьиэрэтии ырыа и дэгэрэн ырыа он выявил в контексте дьиэрэтии ырыа два пласта (концертный и камерный), а также ряд жанров, связанных с этим стилем. Концепции Э.Е. Алексеева о раннефольклорном интонировании и его составляющих широко применялись в изучении традиционных культур различных этносов.
Закономерности ладоинтонационной сферы традиционных песен народа саха, по Э.Е. Алек-
сееву, связаны со становлением ладовых структур и осознанием функциональности тонов. Напевы якутов характеризуются преобладанием олиготоновых структур с отчетливо выраженными опорными устоями. Они соотносятся между собой за счет определенного местоположения. Соответственно этому существуют верхние, средние и нижние опорные тоны, которые в сознании исполнителя устойчивы в достаточно равной степени. Звукоряды таких ранних форм лада характеризуются микроальтераци-онным изменением звуковысотности напева, как в сторону расширения, так и сужения, а также постепенной, незаметной сменой высотного уровня формулы песни по мере интонационного продвижения. Подобного рода изменения высоты, происходящие в процессе исполнения, сложно определить на слух, они происходят незаметно и зачастую не осознаются самим исполнителем.
Раннефольклорные напевы с «раскрывающимся» ладом не имеют единого ладового центра, и тоны в них функционально равноправны. «Межтоновые отношения в звукорядно не-откристаллизовавшейся мелодике ... представляют собой подвижное равновесие противоположно направленных тенденций притяжения-отталкивания, рождающее звуковысотную инерцию и препятствующее произвольному перемещению опорно-интонационных уровней. Если под воздействием каких-либо внешних факторов стабильность подобных структур нарушается и лад начинает "раскрываться", то расстояния между тонами напева возрастают равномерно и пропорционально по всему звукоряду, но отнюдь не одно за счет или вопреки другому. И, следовательно, общее равновесие сил притяжения-отталкивания не нарушается, межтоновые отношения не меняются, а ладовая организация напева, при всех ее звукорядных трансформациях, остается в основном прежней. То же самое мы наблюдаем, когда другие причины (например, повышение тесситуры) сжимают общий диапазон напевов в соответствии с первичными равномерно-пропорциональными нормами» [Там же, с. 148].
Что касается жанрово-стилистического аспекта якутских народных песен, то например, тип пения дьиэрэтии ырыа Э.Е. Алексеев [Там же, с. 11] дифференцирует на концертный пласт, куда включает звучащие в торжественных случаях развернутые импровизации (тойу-ки), праздничные песни, всевозможные пожелания, славления, напутствия (алгысы). Второй пласт — камерный: его составляют ночные пес-
ни (туул ырыата), песни-стоны (энэлгэн ырыа-та), прощальные и предсмертные (суланыы ырыата), притупляющие боль, «заспинные песни» (кв5YTYY ырыата), кликуш (мэнэрик ырыата), а также дорожные, путевые песни (суол ырыата). Помимо представленных выше стилей и жанров, в якутском фольклоре существуют пока еще не изученные исследователями манеры пения, которые Э.Е. Алексеев именует «промежуточными» жанрами и «жанрами, включающими напевы обоих стилей». Такая стилистическая гибкость свойственна многим жанрам якутского фольклора.
Э.Е. Алексеев впервые поднимает проблему связи слова и музыки. Так, в отношении вербальной составляющей традиционных песен народа саха в монографии «Проблемы формирования лада», посвященной ладозвукорядным основам якутских народных песен, утверждает неделимость песенной мелодики и словесной речи, предполагает главенствующую роль ритма слова, который влияет на вокальную музыку. «Слово-слоговой ритм — вот что в конечном счете определяет временную организацию художественной речи, независимо от того, в какой форме — в поэтически стиховой или пе-сенно-музыкальной — последняя реализуется» [Там же, с. 23]. При этом автор выделяет три структурных уровня этой связи через ритм: 1) семантический, 2) временной и 3) уровень «дополнительной выразительности», к которому он относит интонацию, утверждая в самой общей форме, что «связи речевых и музыкальных интонаций в якутской песне являются достаточно ощутимыми и прямыми» [Там же, с. 24].
Э.Е. Алексеев внес существенный вклад в изучение выразительных средств якутской народной песни. Так, по его мнению, якутский тип пения дьиэрэтии ырыа тесно связан с горловыми призвуками — кылысахами. Основу кылысаха составляет «как бы своеобразный, украшающий "контрапункт" к звучанию главной мелодической линии, и кылысах, и мелодическая линия (Прим. наше. — А.Л.) создают эффект специфического "сольного двухголо-сия" — раздвоения певческого голоса на две самостоятельные по тембру мелодические линии. Этот вполне оригинальный способ пения снискал якутским народным певцам известность ничуть не меньшую, чем слава тувинских "горловиков", исполнителей традиционного дву-тембрового "хомея", встречающегося и у некоторых других народов» [Алексеев, Николаева, 1981, с. 5].
На основе распевов, также составляющих одно из важнейших средств выразительности якутской народной песни, Э.А. Алексеев впервые начал изучать региональную стилистику якутского пения. Им было выявлено, что в якутском музыкальном фольклоре большую роль играют внутрислоговые распевы. Он констатирует, что олонхосуты приленских (центральных) улусов склонны к широкому и свободному мелодическому распеву. Отсюда и происходит наименование данного диалектного образования, названного Э.Е. Алексеевым «тардан ыллыыр» ('поет, украшая каждый слог'). Вилюйские напевы, названные Э.Е. Алексеевым «этэн ыллыыр» ('поет, выговаривая'), характеризуются четким, однотипным, достаточно канонизированным распевом. Олонхосу-ты приленских (центральных) улусов склонны к широкому и свободному мелодическому распеву. Э.Е. Алексеев называет такого рода распевы слогостопными, так как «определяющим структурным признаком тойуков и, следовательно, всей этой сферы образов является более или менее систематический внутрислого-вый распев с постоянной (как на Вилюе) или постоянно обновляющейся (как в приленских улусах) ритмоинтонационной формулой. Этот способ пения фактически превращает каждый слог в единообразную или свободно варьируемую, нерегулярную метрическую стопу и в связи с этим может быть назван слогостоп-ным» [Якутский героический эпос..., 1996, с. 48]. Метроритмическая же структура напевов другого стиля якутского традиционного пения — дэгэрэн ырыа — «регламентируется жесткой семисложной и восьмидольной метроритмической схемой, которая благодаря неослабевающей популярности осуокая утвердилась во многих других жанрах бытовой песни, в том числе и не связанных с танцевальным движением» [Алексеев, 1976, с. 13—14]. Таким образом, он также поднимает вопросы метроритмики якутской традиционной песен-ности.
Э.Е. Алексеев [1986] в монографии «Ранне-фольклорное интонирование. Звуковысотный аспект» сформулировал принципы создания моделей звуковысотной организации архаических напевов:
1) контрастно-регистровая а-мелодика основана на сопоставлении тембров;
2) в р-напевах мелодика основана на глис-сандировании;
3) в напевах с у-мелодикой происходит становление ладозвукорядов.
Он утверждает, что «классификационные возможности приведенной методики могут быть распространены и на иные стороны музыкальной речи <...>. Сходная методика классификации (помимо звуковысотной и временной организации мелодики) может быть распространена и на такие сложные взаимоотношения, как взаимодействие стиха и напева» [Там же, с. 180-181].
Проблема нотных расшифровок якутских традиционных песен, поднятая М.Н. Жирко-вым, также была развита Э.Е. Алексеевым в его монографии «Нотная запись народной музыки: теория и практика». Э.Е. Алексеев дает представление об условности каждой нотации музыки устной традиции. При этом автор утверждает, что все нотные расшифровки песен отличаются субъективным слышанием нотиров-щика. В связи с этим он предлагает найти в различных вариантах нотной записи одного напева некий «инвариантый образ песни», «его типологическую структурную модель, отбросив в ней односторонности каждого отдельного подхода и, напротив, соединив в целое их сильные стороны. Однако процедура подобного аналитико-синтезирующего действия чрезвычайно сложна и трудоемка и даже в отдельных деталях не разработана. И тем не менее, именно этой процедуре, скорректированной достижениями наступающего машинного этапа нотной расшифровки фольклорно-музыкальных текстов, принадлежит будущее» [Алексеев, 1990, с. 94]. Интерес Э.Е. Алексеева к нотной записи отразился в сборнике «Образцы якутского песенного фольклора» [1981], а позже послужили основой нотировок в издании 60-томной серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока».
В 70-80-е годы научную деятельность начинают Н.Н. Николаева и Г.Г. Алексеева. Н.Н. Николаева, выпускница Московского института (академии) им. Гнесиных, в монографии «Эпос олонхо и якутская опера» [1993] рассматривает особенности музыки олонхо как основы для зарождения якутской национальной оперы. Ею исследованы ладозвукорядные особенности напевов якутского героического эпоса, в них Н.Н. Николаева выделяет «модулирующий» лад. Данный термин введен ею в научный оборот впервые. Автор трактует этот лад следующим образом: «В песнях олонхо стиля дэгэрэн намечается еще одна разновидность ладозвукорядной организации. Речь пойдет о предпосылках зарождения ладовой модуляции, вызванного естественным процессом формоо-
бразования песни ... Приведенные интонационные схемы крайних частей эпических песен дэгэрэн отчетливо обнаруживают зачатки формирования пентатоники ... Таким образом, ла-дозвукорядная организация последних песен раскрывает смену ладов, намечает ладовую модуляцию внутри песен, призванную подчеркивать контуры музыкально-поэтической формы песни» [Там же, с. 42].
В своей монографии Н.Н. Николаева уделяет внимание также ритмической основе мелодий якутских традиционных песен, отведя данной проблематике целый раздел во второй главе. Исследователем устанавливается, что метроритмическая структура напевов опирается и прямо зависит от слогового ритма текста. Эти связи более подробно изучаются на примере эпического стихосложения в сравнении с ритмикой их напевов. Н.Н. Николаева рассматривает связь ритмики текста и мелодии в олонхо в двух главенствующих стилях якутской песенно-сти — дъиэрэтии ырыа и дэгэрэн ырыа. На основании проведенного анализа она делает следующие выводы в отношении эпического песенного исполнительства в манере дъиэрэтии ырыа:
«... • соразмерность мелодико-текстового ритма — общая основа ритмического движения дъиэрэтии ырыа;
• систематический распев слога по заданной ритмической модели является следствием единой ритмической основы дъиэрэтии;
• периодичность подачи слога служит средством ритмизации поэтического текста;
• высокая степень ритмической организации в дъиэрэтии сочетается с метрической свободой, вызванной действием свободного течения текста. В итоге — частая смена музыкального размера» [Там же, с. 53]. Таким образом, автор исходит в своем исследовании взаимосвязей слова и музыки из приоритетности слогового ритма текста.
Н.Н. Николаевой [2006] также изучена музыкальная составляющая эвенкийского шаманского камлания. В ее монографии «Песенное творчество М.П. Кульбертиновой» в 10-м томе «Эвенки» серии «Памятники этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» исследованы раннестадиальные проявления фольклорных напевов в песенном творчестве известной эвенкийской шаманки. Ею впервые описаны камлания М.П. Кульбертиновой. Большую роль в этих камланиях играет шаманский бубен, который, по утверждению Н.Н. Николаевой, «выполняет также функцию "транспорта".
Под гулкие звуки бубна шаманка отправляется в Верхний мир Угу Буга. Только умелые удары в бубен, по ее (М.П. Кульбертиновой. — А.Л.) словам, помогают ей достичь пределов Верхнего мира, а если помощник шаманки играет на бубне вяло, неумело, то с мучением добирается она до Верхнего мира [Там же, с. 63]. Проведенный автором труда анализ «позволил проследить эволюцию жанра фольклорной песни, а также выявить локальные стилистические особенности песенной культуры эвенков Южной Якутии» [Там же, с. 36].
Г.Г. Алексеева, выпускница Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, занималась изучением творческого пути первого якутского композитора М.Н. Жир-кова. Она исследовала многогранную деятельность композитора, его фольклористическую работу. Ею проанализирована опера-олонхо М.Н. Жиркова и Г.И. Литинского «Нюргун Бо-отур» [Алексеева, 1994а]. Но наибольший вклад ею сделан в изучение долганского музыкального фольклора. Выделяется ее монография «Народно-песенное творчество в системе традиционной музыкальной культуры долган» [Алексеева, 2005], в которой описан жанровый состав долганского музыкального фольклора, принципы ритмических моделей долганских песен, звуковысотные, ладоинтонационные, тембровые и композиционные основы организации традиционных долганских напевов. Ею впервые изучены музыкальные особенности долганских олонгко: «Сын неба» И.А. Антонова— Иникена, «Сын лошади Аталами-богатырь» И.А. Еремина—Сюютюк. Помимо олонгко, дан подробный анализ звукоподражаний с точки зрения звуковысотной и ритмической направленности. В статьях Г.Г. Алексеевой «Стилистические особенности долганского музыкального фольклора» [1994б] и «Музыкальный фольклор долган» в серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» [2000] автором выделены 9 типов интонационных ячеек звукоподражаний. Она сформулировала следующую гипотезу: звукоподражания являются основой возникновения и становления песенных жанров с их спецификой интонирования и музыкальной стилистикой. Выявленные исследователем интонационные ячейки отражают звуковысотные варианты, на базе которых утверждается ладозвукорядное и мелодическое своеобразие долганских песен.
В 90-е годы научные изыскания начинают проводить А.С. Ларионова, В.С. Никифорова и Т.В. Павлова, выпускницы Новосибирской го-
сударственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки. Т.В. Павлова [2001] изучает эвенский музыкальный фольклор. В ее монографии «Обрядовый фольклор эвенов Якутии» впервые исследована традиционная музыкальная культура эвенов Якутии. В.С. Никифорова изучает локальную стилистику напевов якутского героического эпоса олонхо в исполнении Д.А. Томской (верхоянская традиция). По ее мнению, «различия в музыкальной стилистике являются, по-видимому, следствием возникновения эпических "диалектов", возникших из одного источника в результате миграционных волн якутских племен» [Никифорова, 1995, с. 17—18]. Ее музыковедческая статья, в которой описана верхоянская исполнительская традиция олонхо, предваряет двуязычное издание олонхо Д.А. Томской «Ючюгэй Юёдюгюйээн, Кусаган Ходжугур» [2011].
Автор настоящей статьи А.С. Ларионова под руководством Э.Е. Алексеева написала кандидатскую диссертацию на тему «Жанрово-тематическая классификация песен стиля дэгэ-рэн ырыа», на основе которой в 2000 г. в Новосибирске вышла ее монография «Дэгэрэн ырыа. Песенная лирика якутов» [Ларионова, 2000]. В монографии отражено комплексное изучение песенной лирики народа саха и дана ее жанро-во-тематическая классификация. Изучена связь дэгэрэн ырыа с якутскими обрядами и рассмотрена региональная стилистика песенной культуры якутов. В 2005 г. А.С. Ларионова защитила докторскую диссертацию на тему «Проблемы взаимодействия музыки и слова в якутском дьиэрэтии ырыа», в основу которой легла ее монография «Вербальное и музыкальное в якутском дьиэрэтии ырыа», изданная в Новосибирске в 2004 г. В ней обсуждается проблема взаимодействия слова и музыки в якутском дьиэрэтии ырыа, определяется место дьиэрэ-тии ырыа в системе жанров якутской традиционной песенности. Дьиэрэтии ырыа представлен почти во всех обрядовых и необрядовых жанрах якутского фольклора. Излагаются особенности средств выразительности дьиэрэтии ырыа: звукоподражания, кылысахи и распевы. Кроме того, выявляется региональная стилистика песен этого стиля.
В Новосибирске вышла музыковедческая статья А.С. Ларионовой в томе «Якутские народные сказки» 60-томной серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» [2008], в которой отражены музыкальные особенности поющихся разделов якутских сказок. Также ею составлен компакт-диск, кото-
рый иллюстрирует исследование живым звучанием образцов. Хочется отметить, что работа над томом сказок началась в 1986 г. совместно с Э.Е. Алексеевым и Л.Г. Ильиной-Голдштейн. В тот период была проведена нотная расшифровка сказок, записанных в экспедиции 1986 г. известными фольклористами В.В. Илларионовым и П.Н. Дмитриевым.
Таким образом, национальные композиторы и музыковеды внесли весомый вклад в становление и развитие якутского этномузыкозна-ния. Ими намечены перспективы дальнейшего изучения музыкального фольклора народа саха. Решение поставленных и сформулированных ими задач ждет будущих исследователей.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеева Г.Г. От фольклора до профессиональной музыки. — Якутск: Бичик, 1994а. — 160 с.
Алексеева Г.Г. Стилистические особенности долганского музыкального фольклора // Языки, культура и будущее народов Арктики: Матер. междунар. конф. Якутск. 17-21 июня 1993 г. - Якутск, 1994б. - С. 89-94.
Алексеева Г.Г. Музыкальный фольклор долган // Фольклор долган. - Новосибирск, 2000. - 448 с. -(Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 19).
Алексеева Г.Г. Народно-песенное творчество в системе традиционной музыкальной культуры долган. - Якутск, 2005. - 438 с.
Алексеев Э.Е. Проблемы формирования лада. На материале якутской народной песни. - М., 1976. - 288 с.
Алексеев Э.Е. Раннефольклорное интонирование. Звуковысотный аспект. - М.: Сов. композитор, 1986. - 240 с.
Алексеев Э.Е. Нотная запись народной музыки: теория и практика. — М., 1990. — 168 с.
Алексеев Э., Николаева Н. Образцы якутского песенного фольклора. — Якутск, 1981. — 100 с.
Жирков М.Н. Якутская народная музыка. — Якутск, 1981. - 176 с.
Ларионова А.С. Дэгэрэн ырыа. Песенная лирика якутов. — Новосибирск, 2000. — 152 с.
Ларионова А. С. Вербальное и музыкальное в якутском дьиэрэтии ырыа. — Новосибирск, 2004. — 324 с.
Ларионова А. С. Музыка якутских сказок // Якутские народные сказки. — Новосибирск, 2008. — 462 с. — (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 27).
Николаева Н.Н. Эпос олонхо и якутская опера. — Якутск, 1993. — 187 с.
Николаева Н.Н. Песенное творчество М.П. Куль-бертиновой / Н.Н. Николаева. — Новосибирск, 2006. — 96 с. — (Памятники этнической культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; Т. 10).
Никифорова B.C. Локальные традиции в музыке олонхо: автореф. дис... канд.искусствовед. — СПб., 1995. — 18 с.
Павлова T.B. Обрядовый фольклор эвенов Якутии (музыкально-этнографический аспект). — СПб., 2001. — 263 с.
Ючюгэй Юёдюгюйээн, Кусаган Ходжугур / Д.А. Томская. — Якутск: ИГИиПМНС СО РАН, 2011. — 376 с.
Якутский героический эпос «Могучий Эр Сого-тох». — Новосибирск, 1996. — 440 с. — (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 10).
A.S. Larionova History of the formation of the Yakut musical folklore
The article considers the history of the formation and development of the Yakut Ethnic music knowledge, starting with the scientific activities of the first professional composer Yakut M.N. Zhirkov and ending with modern scientific research of national researchers, musicologists. The problems for further research in the field of musical folklore.
Keywords: Ethnic music knowledge, folk songs, genres, and styles of folk music, harmony the sound line, tonal characteristics, the melodies of the Yakut heroic epos olonkho.