Научная статья на тему 'ПЕВЧЕСКИЕ РУКОПИСИ АНТОНИЕВО-СИЙСКОГО МОНАСТЫРЯ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ РУССКОГО ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ XVII В. (НОТАЦИЯ, РЕДАКЦИИ ТЕКСТА, ПЕВЧЕСКИЕ СТИЛИ)'

ПЕВЧЕСКИЕ РУКОПИСИ АНТОНИЕВО-СИЙСКОГО МОНАСТЫРЯ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ РУССКОГО ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ XVII В. (НОТАЦИЯ, РЕДАКЦИИ ТЕКСТА, ПЕВЧЕСКИЕ СТИЛИ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Антониево-Сийский монастырь / певческие рукописи / крюковая нотация / двознаменники / линейная нотация / редакции текста / древнерусские певческие стили / Antonievo-Siysky Monastery / singing manuscripts / hook notation / doublesigns (dvoznamenniki) / line notation / text editions / Old Russian singing styles

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Григорьева Вероника Юрьевна

В Синодальном певческом собрании Государственного Исторического музея хранится комплекс певческих рукописей Антониево-Сийского монастыря. Большая часть из них датируется XVII в. — временем, когда отечественная традиция церковного пения интенсивно трансформировалась. В Антониево-Сийской обители процесс изменений протекал достаточно активно, и сийский комплекс рукописей является ценным источником по истории русского церковного пения переходного периода. В этих певческих рукописях представлены все виды музыкальной нотации, известные в древнерусской рукописной традиции XV–XVII вв., в том числе двознаменники, а также несколько дореформенных рукописей с наонной редакцией, в которых проставлены современные основному тексту киноварные пометы. Комплекс позволяет проследить, как предпочтения сийских писцов и певцов в использовании того или иного вида нотации изменялись на протяжении XVI–XVIII вв. По редакции словесного текста сийские певческие рукописи разделяются на три группы — дореформенные, переходные и пореформенные. Разнообразие редакций словесного текста дает возможность изучения методов работы никоновских справщиков Печатного двора и их монастырских последователей. Репертуар песнопений, зафиксированных в сийских рукописях, отражает прекрасное знание сийскими мастеропевцами как певческого наследия кон. XV–XVI столетий, так и творческих достижений своих современников из крупных певческих центров того времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Григорьева Вероника Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CANTATORY MANUSCRIPTS OF ANTONIEVO-SIYSKY MONASTERY AS A SOURCE FOR THE HISTORY OF RUSSIAN CHURCH SINGING OF THE 17TH CENTURY (NOTATION, TEXT EDITIONS, STYLES OF SINGING)

The Synodal Cantatory Collection of the State Historical Museum contains a complex of cantatory MSs from Antonievo-Siysky Monastery. Most of them date from the 17th century. This was the time when the Russian tradition of church singing was being actively transformed. At Antonievo-Siysky Monastery, these changes took place quite intensively, and the Siysky complex of MSs is a valuable source for the history of Russian church singing of the transitional period. All types of musical notation, known in the ancient Russian manuscript tradition of the 15th — 17th centuries, are found in Antonievo-Siysky cantatory MSs, including “double-signs” (Rus. двознаменники), as well as several pre-reform MSs with a naon edition, in which cinnabar marks of the same period as the main text are affixed. The complex allows us to trace how the preferences of Siya’s scribes and singers in using a certain type of notation changed during the 16th — 18th centuries. According to the edition of the verbal text, Siysky MSs are divided into three groups, i.e. pre-reform, transitional, and post-reform. The variety of editions of the verbal text makes it possible to study the methods of Nikon’s editors of the Printing House (Rus. Печатный двор) and their monastic followers. The repertoire of chants found in Siysky MSs shows that Siya’s professional singers had excellent knowledge of both the cantatory heritage of the late 15th — 16th centuries and the achievements of their contemporaries from major centres of singing of that time.

Текст научной работы на тему «ПЕВЧЕСКИЕ РУКОПИСИ АНТОНИЕВО-СИЙСКОГО МОНАСТЫРЯ КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ РУССКОГО ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ XVII В. (НОТАЦИЯ, РЕДАКЦИИ ТЕКСТА, ПЕВЧЕСКИЕ СТИЛИ)»

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2024. Вып. 53. С. 51-76 БОТ: 10.15382Мш^202453.51-76

доцент кафедры регентования ПСТГУ

veronikagrigorjevaveronika@yandex.rш https://orcid.org/0000-0002-0934-792X

Григорьева Вероника Юрьевна,

канд. искусствоведения,

Россия, г. Москва

Певческие рукописи Антониево-Сийского монастыря как источник

ПО ИСТОРИИ РУССКОГО ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ XVII В. (нотация, редакции текста, певческие стили)*

В. Ю. Григорьева

Аннотация: В Синодальном певческом собрании Государственного Исторического музея хранится комплекс певческих рукописей Антониево-Сийского монастыря. Большая часть из них датируется XVII в. — временем, когда отечественная традиция церковного пения интенсивно трансформировалась. В Антониево-Сийской обители процесс изменений протекал достаточно активно, и сийский комплекс рукописей является ценным источником по истории русского церковного пения переходного периода. В этих певческих рукописях представлены все виды музыкальной нотации, известные в древнерусской рукописной традиции ХУ—ХУП вв., в том числе двознаменники, а также несколько дореформенных рукописей с наонной редакцией, в которых проставлены современные основному тексту киноварные пометы. Комплекс позволяет проследить, как предпочтения сийских писцов и певцов в использовании того или иного вида нотации изменялись на протяжении ХУ—ХУШ вв. По редакции словесного текста сий-ские певческие рукописи разделяются на три группы — дореформенные, переходные и пореформенные. Разнообразие редакций словесного текста дает возможность изучения методов работы никоновских справщиков Печатного двора и их монастырских последователей. Репертуар песнопений, зафиксированных в сийских рукописях, отражает прекрасное знание сийскими мастеропевцами как певческого наследия кон. ХУ—ХУ! столетий, так и творческих достижений своих современников из крупных певческих центров того времени.

Ключевые слова: Антониево-Сийский монастырь, певческие рукописи, крюковая нотация, двознаменники, линейная нотация, редакции текста, древнерусские певческие стили.

В Синодальном певческом собрании Государственного Исторического музея

хранится комплекс певческих рукописей Антониево-Сийского монастыря —

82 ед. хр. БОльшая часть из них, 70 ед., датируется XVII в. — временем, когда

© Григорьева В. Ю., 2024.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта № 20012-00507 «Антониево-Сийский монастырь — северный анклав московской культуры XVI — первой пол. XVIII в. Памятники книжности, церковно-певческого искусства и художественного наследия».

отечественная традиция церковного пения интенсивно трансформировалась как в плане редакции песнопений — от наонной к наречной, так и в плане репертуара, когда рядом с древнерусскими песнопениями в певческих книгах появлялись песнопения южнорусского происхождения. Несмотря на то что Антониево-Сийская обитель расположена в весьма отдаленном от центра страны северном регионе, она имела постоянные и активные связи с Москвой, возможно, поэтому процесс изменений в церковном пении протекал в ней достаточно активно, и сийский комплекс рукописей является ценным источником по истории русского церковного пения переходного периода. Чтобы рассмотреть сийские певческие рукописи в этом ключе, охарактеризуем их по ряду признаков: это нотация песнопений, редакции словесного текста и представленные певческие стили.

Нотация

В антониево-сийских певческих рукописях представлены все виды музыкальной нотации, известные в древнерусской рукописной традиции ХУ—ХУП вв. Большая часть рукописей содержит крюковую знаменную нотацию. Крюковой казанской нотацией записаны песнопения в многоголосных Сборнике певческом № 1192 (2-я четв. XVII в.)1, в Обиходе № 1188 (1673-1674 гг.)2, в Сборнике певческом № 233 (кон. XVII — нач. XVIII в.)3. Для записи монодийных песнопений путного и демественного роспевов использованы выборки из казанской нотации — путная и демественная4, причем путная нотация встречается в рукописях 1-й пол. — сер. XVII в. и в более ранних, а в рукописях 2-й пол. этого столетия путные песнопения записаны знаменной нотацией. Крюковая греческая нотация (которая также представляет собой выборку из казанской)5 содержится в № 233 — ею зафиксированы гармонизации греческого роспева.

В виде двознаменников, соединяющих в себе знаменную и линейную нотации (ил. 1), записаны песнопения книги Праздники № 41 (1700 г.), Праздники и Трезвон прп. Антонию Сийскому в рукописи № 388 (1680-е гг.), а также Трезвон прп. Антонию Сийскому № 1233 (1755 г.). Линейной киевской нотацией записан монодийный Ирмологий № 1196 (1760 г.), Праздники, Трезвоны избранные и отдельные Трезвоны и песнопения в рукописи № 388, отдельные Трезвоны и

1 2-я четв. XVII в.; содержит партию низа строчного многоголосия, для отдельных песнопений включены все партии в поголосной, а в отдельных случаях — в партитурной записи.

2 1673-1674 гг.; в виде партитуры записаны два нижних голоса строчного трехголосия — путь и низ.

3 Рубеж XУII—XУШ вв. В данной рукописи казанская нотация присутствует в 2-, 3- и 4-голосных крюковых партитурах строчного, демественного многоголосия и гармонизаций знаменного роспевов.

4 Например № 1225, № 1236, № 1240 и др.

5 Термин «греческая нотация» введен М. В. Богомоловой, которая и выявила данную нотацию как отдельный вид. См., например: Богомолова М. В. Многоголосие греческого роспева в записи «греческой» нотацией // Гимнология. Вып. 1. Кн. 1. М., 2000. С. 348-355; Она же. Анализ знаковой системы «греческой» нотации (на основе песнопений нового греческого роспева) // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (1). С. 26-45.

Ил. 1. Государственный исторический музей. Синод. певч. собр. № 41. Л. 1

песнопения в Сборнике певческом № 219 (3-я четв. XVII в.), а также четырехголосные Праздники № 1342 (до 1736 г.).

Средневизантийская невменная нотация содержится в рукописи № 1207 (сер. XVII в.).

В Сборнике певческом № 1186 (2-я четв. XVII в. — до 1631 г.) на л. 286— 299 об., л. 304 об. и л. 310—311 об. содержится весьма любопытный способ крюковой записи: величания, припевы по 50-м псалме и на 9-й песни канона, а также припевы к Непорочнам записаны в виде своеобразной «партитуры» (ил. 2). Над текстовой строкой помещается два ряда знаков, принадлежащих различным графическим системам — казанской и знаменной: нижний ряд написан чернилами и содержит знаки путной нотации, они фиксируют путный роспев песнопений, а верхний ряд, выполненный киноварью, — знаки знаменной нотации, фиксирующие, соответственно, знаменный роспев тех же песнопений.

Как известно, подобное сочетание контрастных — черных и киноварных — строк типично для записи многоголосия, однако в рассматриваемом случае ситуация совершенно иная. Перед нами не партитура и не двознаменник: зафиксированы два самостоятельных роспева. Несомненно, столь оригинальная

Ч.л

а н гт ьу т ё

ч

стге леХ" Смрл тн га ллъуалА к \ 1У <* 1 г

/./"Г У >.'/>

А?ул МТТ М Х1>п СГП» я /инуд

4 ь „ //

Щ'л'р" 1 Т \ ¿"И*

иле и е г*>( VI>х"не

уопр((/1А ле нос чго^втж« ( *

А*

запись не предполагает их одновременного воспроизведения, это противоречило бы стилистике русского безлинейного многоголосия, кроме того, путный и знаменный роспевы различны по продолжительности звучания. Использованная в певческом сборнике № 1186 двустроч-— , • ■ ная форма записи вообще нетипична

(АПУА-—•<>-> тгм ,

ДЛЯ ЬфЮКОВОГО письма , по-видимому, она изредка применялась для более компактной фиксации песнопений. Записанные таким образом, они занимают в рукописи вдвое меньше места по сравнению с обычной записью роспевов друг за другом.

Более чем в половине сийских певческих рукописей присутствуют киноварные пометы (в некоторых рукописях, например № 83, № 1192, пометы выписаны не киноварью, а чернилами).

В 40 рукописях (2-й пол. XVII — 1-й пол. XVIII в.), определяемых как пометные, киноварные пометы проставлены систематически и относятся к классу степенных (пометы, закрепленные за конкретными ступенями звукоряда).

Еще в нескольких рукописях пометы малочисленны и являются либо относительными (указывают на расположение напева в регистрах «верха» или «низа», а также описывают изменения в мелодической линии песнопения), либо степенными, но представляющими ранний этап развития теории степенных помет7. Такие рукописи или разделы рукописей можно охарактеризовать как частично-пометные: это № 1194 (1-я пол. XVII в.), № 1183 (1-я пол. XVII в.), № 1184 (1-я пол. XVI в.), № 1185 (1-я пол. XVII в.), № 1226 (1-я пол. XVII в.), № 1189 (1-я пол. XVII в.), раздел № 1209 (нач. XVII в.), № 1221 (2-я четв. XVII в.), № 1198 (1620-е — до 1631 г.), № 183 (1650 г.).

р< НГГ С-_Л___

М А

* ^ >" (ТП^А ТГТ^

ТППО £-

и

-Л-Н.

И

1

Ил. 2. Государственный исторический музей. Синод. певч. собр. № 1186. Л. 287

6 Аналогичный прием применен в рукописи ГИМ. Синод. певч. собр. № 727, л. 263—277, где в две строки записан канон Пасхи: верхняя киноварная строка содержит греческий ро-спев, нижняя чернильная — знаменный.

7 Об этапах развития древнерусской теории киноварных помет см.: Гусейнова З. М. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII века. СПб., 1995; Воробьев Е. Е. Ранние памятники теории помет. Н. Новгород, 2004; Григорьева В. Ю. К вопросу об атрибуции киноварных помет в певческих рукописях XVII века // Современные проблемы археографии. Вып. 2: Сб. статей по материалам конференции к 300-летию Библиотеки Российской академии наук 21—24 октября 2014 г. СПб., 2016. С. 131—150; Она же. Пометы (киноварные пометы) // Православная энциклопедия. Т. ГУЛ. М., 2020. С. 425—432 и др.

В ряде рукописей пометы проставлены фрагментарно — лишь в отдельных песнопениях. Это № 1232 (кон. XVI в.), № 1240 (кон. XVI в.), № 1192 (2-я четв. XVII в.), № 83 (2-я четв. XVII в. — до 1631 г.), № 1215 (1-я пол. XVII в.), в которых присутствуют относительные пометы, № 1205 (1-я пол. XVII в.) с относительными и степенными пометами раннего этапа, № 1181 (1-я пол. XVII в.) со степенными пометами раннего этапа, № 1191 (1658-1661 гг.)8, № 189 (1670-е гг.), № 1188 (1673-1674 гг.), № 1212 (кон. XVII в.) и № 1202 (кон. XVII в.), в которых проставлены классические степенные пометы. Самый ранний в сийском комплексе певческих рукописей пример фрагментарной простановки помет — это Сборник певческий кон. XVI в. № 1240, где с относительными пометами записаны как отдельные песнопения, так и целые блоки песнопений9 (ил. 3). На сегодня данная рукопись — один из ранних примеров последовательного использования киноварных помет, известный в науке.

Пометные рукописи чаще всего снабжены еще и признаками, но, например, в № 1201 (кон. XVII в.), № 1214 (1682-1696 гг.), № 1235 (кон. XVII в.), № 1242 (кон. XVII в.), написанных в Антониево-Сийском монастыре, при наличии помет признаков нет. В рукописях № 1199 (1670 г., 1-я пол. XVII в.), № 1204 (кон. XVII в.), № 1205 и др. имеются не «мезенцевские», а киноварные и чернильные признаки-роги.

В ряде рукописей — № 1240, № 1232, № 1181, № 1209, № 1221, № 1226, № 1199, № 1238 (1662-1666 гг.), № 1220 (кон. ^^нач. XVIII в.), № 189, № 1194, № 219, № 388 — в различных разделах сочетаются несколько разновидностей нотации: крюковая беспометная, частично-пометная, фрагментарно-пометная, пометная, двознаменная и нотолинейная.

Ил. 3. Государственный исторический музей. Синод. певч. собр. № 1240. Л. 176 об.

8 Опомечены три песнопения: стихера «Зряще мя безгласна» «болшее знамя» (л. 216), многолетие игум. Каллинику (л. 241 об.) и стихера «Придете ублажим Иосифа» путного ро-спева, записанная дробным столповым знаменем (л. 263 об.).

9 Л. 1-31, 34-42 об., 43-77 об., 80-83, 87, 89 об. — 90, 93, 98-101 об., 115, 116 об., 152 об. — 154 об., 159-162 об., 164-171 об., 172-183, 196-197 об., 255 об., 267-281, 285 об. — 301, 304 об. — 309 об., 319 об. — 320 об., 327-333, 346-361, 365, 375-381, 386, 390 об. — 396 об., 416-417 об., 434-438, 440-444 об., 479-481, 488 об., 578, 606, 607 об. — 616, 626 об. — 628, 630, 634, 666-676 об., 707 об.

Присутствие в сийских певческих рукописях большого разнообразия нотаций и их разновидностей свидетельствует о высоком уровне церковно-певческой культуры в обители: по-видимому, певцам были понятны все способы записи песнопений. По всей вероятности, казанской нотацией сийские певчие все же владели менее свободно, чем знаменной, на это указывает частое использование для записи пути и демества дробного столпового знамени. Пометы и признаки вводились сийскими писцами в нотацию вполне в русле общерусского процесса.

Редакции словесного текста

Как известно, в сер. XVII в. в ходе церковных реформ, начатых патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем, кардинальным образом редактировались тексты богослужебных книг. Подготовка справщиками Московского печатного двора новых переводов и печать вновь отредактированных богослужебных книг продолжалась на протяжении почти четырех десятилетий10, поэтому в нотированные книги новые тексты песнопений также вводились постепенно. Но поскольку «на местах», в том числе и в Антониево-Сийском монастыре, насущная необходимость служить «по-новому» существовала уже со 2-й пол. 50-х — нач. 60-х гг. XVII в., то зачастую старый текст певческих книг просто редактировали наречь, изымая огласовки «ера» и «еря». «Новопереведенными» эти тексты заменяли по мере выхода последних из печати и приспособления их к традиционным напевам. В результате во 2-й пол. XVII в. в Антониево-Сийском монастыре создаются наречные певческие рукописи с текстом, отчасти сохраняющим старый перевод, а отчасти содержащим новый.

По редакции словесного текста сийские певческие рукописи разделяются на три группы:

1) дореформенные — наонные со старым текстом (таковых 33),

2) переходной редакции — наречные с преобладающим старым текстом, в которых по крайней мере отдельные песнопения изложены с новым текстом,

3) пореформенные — наречные с новым текстом, в которых могут содержаться единичные песнопения со старым текстом, отредактированным наречь.

Общее количество рукописей переходной редакции и новых наречных — 47. В конволюте № 219 представлены как наречная пореформенная, так и наонная редакции.

Рукописи переходной редакции выявляются сложнее других, поскольку среди песнопений в наречной редакции старый и новый переводы обнаруживаются только при сплошном просмотре источника. Таковы рукописи № 186 и № 1206, которые датируются 1650-1660-ми годами; в них старая наречная редакция песнопений преобладает по сравнению с новой. Обе рукописи написаны

10 В 1655-1658 гг. вышли из печати несколько новых изданий Служебника, в 1653, 1655— 1656, 1666 гг. — Часослова, в 1658 г. — Требник, в 1656 г. — Триодь, в 1657 г. — Ирмологий, в 1658, 1660, 1661, 1663-1668, 1669 гг. — Псалтирь, в 1666 г. — Октоих, в 1660, 1663, 1674, 1681, 1685, 1687, 1696, 1697 гг. — Минея общая с Праздничной, в 1666, 1690-1691, 1692-1693 гг. — Минеи месячные (см.: Крылов Г., прот. Книжная справа XVII века. Богослужебные Минеи. М., 2009).

не в Антониево-Сийском монастыре. В № 189, также не сийского происхождения, старая редакция является единственной, однако по филиграням бумаги11 и купчей записи (1680 г.) данная рукопись датируется 1670-ми годами и поэтому с точки зрения хронологии входит в число памятников переходного периода. В рукописях № 1242 (кон. XVII в.), № 1245 (кон. XVII—нач. XVIII вв.) старая наречная редакция, по-видимому, также является единственной.

Что же касается различий в степени использования огласовок «ера» и «еря», которые отмечаются в некоторых дореформенных сийских певческих рукописях — № 1191, № 1236 (1626—1645 гг.) — то картины последовательного редактирования наречь в них не прослеживается. Поэтому говорить о существовании некоей дониконовской наречной редакции песнопений оснований нет.

В наонных рукописях песнопения в большинстве случаев записаны крюками без киноварных помет, а в наречных — крюковой пометной нотацией, в виде двознаменников и нотолинейных списков. Но есть и исключения: современные основному тексту пометы систематически или фрагментарно проставлены в наонных Праздниках в рукописи № 1199 (степенные раннего этапа), трезвоне прп. Антонию Сийскому № 183 (относительные), Праздниках в рукописи № 1226 (относительные), Сборниках певческих № 1194 (относительные, степенные раннего этапа), № 1240 (относительные), № 1181 (степенные раннего этапа), № 1205 (относительные и степенные), № 1232 (относительные), № 1209 (относительные), № 1192 (относительные), Обиходе № 1191 (степенные). Эти источники представляют для изучения древнерусской традиции церковного пения большую ценность, поскольку содержат адекватно прочитываемую запись песнопений, еще не затронутых редактурой никоновских справщиков. Есть и обратные примеры: в наречных рукописях № 1202, № 189, № 1220, № 1212 и № 1238 пометы при крюках отсутствуют или проставлены не везде.

После начала никоновских реформ в Антониево-Сийском монастыре еще некоторое время продолжали писать книги со старым текстом в наонной редакции: таков Обиход № 1191 (1658—1661 гг.), написанный при игум. Каллинике. Но уже игум. Феодосий (1644—1652, 1662—1687 гг.), который, как свидетельствуют владельческие записи, имел собственные певческие книги и был большим любителем и знатоком церковного пения, весьма ревностно стремился обеспечить потребности монастыря в певческих книгах новой редакции. (Об этом свидетельствует, например, запись в рукописи № 1213 (1662—1687 гг.), л. 2—17: «Сия книга казеная глаголемая ирмологий въ честь и славу вседержителю богу в домъ Живоначальныя троицы антониева монастыря иже сиискии нари-цается по благословению и по приказу (sic! — В. Г.) отца игумена Феодосия з братией».) Уже между 1662 и 1666 гг. в монастыре был создан Сборник певческий № 123812, в котором Ирмологий и Октоих имеют отличия от этих же книг,

11 «Голова шута» типа Дианова, № 385 — 1684 г. (см.: Дианова Т. В. Филиграни XVII-XVIII вв. «Голова шута»: каталог. Труды ГИМ. Вып. 94. М., 1997), № 435 — 1683 г., типа Дианова-Костюхина № 368 — 1678 г. (см.: Филиграни XVII века по рукописным источникам ГИМ: каталог. М., 1988).

12 Рукопись датируется по совокупности признаков. Это в первую очередь многолетие на л. 222: 1662 — год рождения упомянутой в многолетии царевны Феодосии Алексеевны, 1665 — год рождения царевича Симеона Алексеевича, который в многолетии не упомянут.

отредактированных Александром Мезенцем. Как известно, работа над Ирмоло-гием новой редакции была закончена им в июне 1666 г. (автограф Мезенца ныне хранится под шифром ГИМ. Синод. певч. собр. № 728: это Сборник певческий, включающий Ирмологий, Октоих и Обиход простой и постный)13. Таким образом, рукопись № 1238 представляет собой довольно ранний пример введения в монастырский обиход наречного пения. Также в настоятельство игум. Феодосия с новым текстом в монастыре был создан целый ряд рукописей: Обиходы № 1243 (1672-1676 гг.), № 1230 (1676-1677 гг.), № 160 (1680-1682 гг.), Сборники певческие № 1244 (1670-1680-е гг.), № 1224 (1677 г.), № 194 (1677 г.), № 1210 (1687 г.), № 1213 (1662-1687 гг.), № 1234 (1682-1689 гг.), частично № 188 (раздел 1676-1682 гг.), возможно, № 388. Число сийских пореформенных рукописей еще возросло в годы настоятельства архим. Никодима (1692-1721), также большого радетеля книжности: это Октоих № 1193 (кон. XVII в.), Трезвоны прп. Антонию Сийскому № 1217 (1682-1696 гг.), № 1239 (кон. XVII в.), Сборники певческие № 1228 (кон. XVII в.), № 1214. Все приведенные данные указывают на активное введение никоновских преобразований в практику богослужения в Антониево-Сийском монастыре.

Поскольку в комплексе сийских певческих рукописей представлены как дореформенные наонные, так и пореформенные рукописи — переходной редакции и новые наречные, то сийский комплекс может служить хорошим материалом для исследования различных аспектов истории и методов проведения никоновской реформы, а также целого ряда смежных тем.

Певческие стили

Сийские рукописи в большем или меньшем объеме репрезентируют все певческие стили, известные в древнерусском церковном пении XVI—XVШ вв.14

Господствущим как в дореформенных, так и в пореформенных рукописях ожидаемо является знаменныйроспев, который представлен также редакциями «преводне» («превод», «прев»), «произвол» («произ», «произволи-тельный»), «ин» («ино», «ино знамя», «ин роспев», «ин перевод»), «малое»15. Кроме того, в сийских рукописях нередко содержатся многогласники зна-

Можно было бы предположить, что рукопись написана между 1662 и 1665 гг., если бы не содержащаяся в ней редакция словесного текста Октоиха, которая совпадает с пореформенной, увидевшей свет только в печатном издании 1666 г.

13 Александр Мезенец и прочие. Извещение... желающим учиться пению (1670 г.) / введ., публ., пер., ист. исслед. Н. П. Парфентьев; коммент. и исслед. памятника, расшиф. знаменной нотации З. М. Гусейнова. Челябинск, 1996. С. 432.

14 О репертуаре и бытовании различных стилей в Обиходах сийского комплекса см.: Пе-релешина В. Ю. Певческие Обиходы Антониево-Сийского монастыря: некоторые замечания о палеографии и репертуаре // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2009. Вып. 2 (5). С. 23-44.

15 Данным термином надписаны, например, «Достойно есть» по каноне и Трисвятое по В. Славословии в рукописи № 1236, причастен «Блажени яже избрал» и стихера «Слава: Со-детелю» из заупокойного последования на трапезе в рукописи № 1206 (1652-1669 гг.).

менного роспева16, представленные осмо-, четверо-, двугласниками и даже троегласником17.

Последний случай представляет собой весьма редкий пример: на три гласа, 6-й, 3-й и 5-й, распета молитва прп. Ефрема Сирина «Господи и Владыко животу моему» (№ 1236, л. 179) (ил. 4). Данное песнопение выписано вне какого-либо богослужебного последования вместе со стихерой свт. Алексию Московскому 8-го гласа (л. 178), молитвой «Пресвятая Троице, помилуй нас» 6-го гласа (л. 179) и «Молитвой Господу нашему Исусу Христу» 8-го гласа (л. 179 об.).

Далее с большим отрывом как от знаменного, так и от всех иных стилей следует путный роспев в его монодийном варианте. Путные песнопения в основном записаны в рукописях (и в до-, и в пореформенных) в виде единичных образцов или певческих циклов, например задостойники, «стихеры водныя»18, но есть и целая певческая книга — это путная Триодь № 1182. Для отдельных песнопений встречаются три редакции пути: «путь монастырский» (ряд песнопений в рукописях № 1236, № 1240), «путь усольской» (тропари великого водоосвящения в № 1236, л. 171 об.) и «ин путь» (например, № 1198, «О Тебе радуется», л. 245 об.).

Затем (по убыванию степени употребительности) идут большой роспев19 и монодийное демество10, в пореформенных рукописях появляются песнопения греческого11 и киевского21 роспевов.

16 В качестве примеров укажем стихеры из Праздников и Трезвонов: осмогласники — слав-ник Сретения на стиховне «Днесь Иже на разумныхъ» и славник Успения на «Господи возвах» «Богоначальным мановением», успенский «стих цамблак» «Днесь Владычица и Богородица» (например, № 1244, л. 121 об.), четверогласник — славник Успения на стиховне «Приидите празднолюбных собор», осмогласники из книги Обиход: «Святыя славы», «Воскресение Христово», «Безплотное естество», Символ веры, а также циклы стихер «Преблагословенна еси» на 8 гласов и тропарей по В. Славословии на 4 гласа из той же певческой книги.

17 См. также: Перелешина В. Ю. Песнопения-многогласники в знаменных Обиходах XVII века // Музыковедение. 2008. № 2. С. 48-49.

18 В Обиходах сийского собрания представлены 46 путных песнопений и циклов вечерни, павечерницы, утрени, молебна, литургии, отдельные великопостные песнопения, ряд песнопений Страстной седмицы, Пасхи и некоторые песнопения треб.

19 Данный стиль представлен праздничными славниками и некоторыми отдельными сти-херами, а также циклами задостойников, воскресных догматиков, богородичнов на стиховне, ипакои, светильнов и евангельских стихер (№ 1240, № 1244, № 219, № 1232), песнопениями «Господь воцарися», «Всяко дыхание», «Аллилуия» по Апостоле.

20 Встречаются 136-й псалом, многолетия, «Вечная память», задостойники Вознесения и Пасхи демественного роспева, а также хоровой ответ в чине освящения храма «Господь силъ Той есть Царь славы».

21 Песнопения греческого роспева содержатся только в пореформенных рукописях: № 1243, № 1224, № 1234, № 1228, № 1196, № 205 (кон. XVII в.), № 1231 (до 1715 г.) — это каноны Недели ваий и Пасхи, «Достойно есть» по молебном каноне Богородице, «Да исправится», «О Тебе радуется», «Христос воскресе», песнопения чина погребения мирян. В рукописи № 1231 греческим роспевом изложены запевы и тропари 9-х песней, а также некоторые светильны двунадесятых праздников. В трезвоне свв. апп. Петру и Павлу греческим роспевом распеты все ирмосы канона.

22 Данный стиль представлен в сийских рукописях несколькими песнопениями: гимном «Свете тихий», который выписан в пореформенных рукописях № 1243, № 1230, № 1234, № 1214, № 160, тропарем «Видя разбойник» — также в пореформенной рукописи № 58, песнопениями «О Тебе радуется» и «Да исправится молитва» в рукописи № 1220.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И

игу

/

'о ГТ1Й

V ТЛИ

' -1 { 1(»ди И

о

Г'™

егя^ии

Л

/

О ж'и-а-О пку

'Ч^'ИНК ^¿К^ГЬ ОКНЫНИА

»«НИА с

-I

> ь % \ / /

-а *

V« Л 4/ А -Г*

---^Т.-Ок тиор^;;,;

^ У? \ 'к ♦

Л

ТГ1И /И

гои т и ЕГДЙ НИ л/6) АЬ.

............о р " лги Ы »-I ' • ■ ■ I—- • -»гг - — • - - - « С И 'ММ /VIО С у .

V 'V л <' У ¡У V \ я У Я № -3 Я Л/ Л Х- ,/

С/,°Т1И Л?ттгй де^ МИ гп<У /VIс не Г,- СО КЛ0 п1? м\| ^и

А 1* / Р у ? \ !]''!?

/^о^^га ж? А о /и<> ^^иш Ж- А

¡/\-' / } / А /Г/

^ и ^ Р I? : У а л а /ий и и и

г*- , с

/И/т« 11 Ч НШб/ИлК

Ил. 4. Государственный исторический музей. Синод. певч. собр. № 1236.

Л. 179-179 об.

Стилевое разнообразие сийских рукописей дополняют авторские или местные редакции различных роспевов: «кирилловские» «Достойно есть» на литургии и «припелы» на 9-й песни канона Успения Богородицы (№ 1225, нач. XVII в. — не позднее 1606 г., л. 501 об., 225 об.; № 1240, л. 459 об., 455 об.), «троицкие» Трисвятое «надгробное» и «Придете ублажим Иосифа» (№ 1240, л. 175 об., 188), 136-й псалом (№ 219, л. 316), «усольские» демественное многолетие и путные стихеры на великом водоосвящении, два «опекаловских» песнопения: Трисвятое «надгробное» (№ 1194, л. 245, без атрибуции; № 188, л. 195) и «Придете ублажим Иосифа» (№ 1240, л. 176 об., без атрибуции), одно «соловецкое» — задостойник Вознесения (№ 1214, 1682-1696 гг., л. 68).

Четыре певческие рукописи сийского собрания — № 1192, № 1188, № 233 и № 1342 — содержат образцы многоголосия: строчного, демественного, большого роспева, гармонизаций греческого и знаменного роспевов. В первых трех памятниках песнопения записаны крюками, в последнем (певческая книга Праздники) — киевской линейной нотацией.

Отдельные рукописи отличаются особенной полнотой и разнообразием репертуара. В певческих сборниках № 1191 и № 1221 собраны песнопения путного, демественного и большого роспевов, а также «ин»-редакции знаменного роспева, в № 1186 записано много пути. Замечателен в плане репертуара Сборник певческий кон. XVI в. № 1240, который содержит несколько блоков песнопений мелизматической стилистики, в том числе задостойники большого роспева малораспространенной редакции и другие редкие песнопения.

Необходимо заметить, что при атрибуции песнопений нельзя переоценивать роль имеющихся в рукописях стилевых ремарок: зачастую они действительно обозначают принадлежность песнопения тому или иному стилю, но порой указывают лишь на не знаменную, а какую-либо иную стилистику. Например, термином «большой» обозначали любой пространный напев, отличный от знаменной версии песнопения. В ряде случаев содержащееся в рукописи надписа-ние роспева вносит путаницу: к одной и той же версии песнопения в разных рукописях может быть дана различная атрибуция. Так, взаимозаменяемы термины «преводне», «ин», «произвол» и «болшее»: в Обиходе № 186, л. 8 об. напев

прокимна субботы вечера «Господь воцарися» отнесен к большому знаменному роспеву, в № 1236 тот же напев назван «инъ переводъ» (л. 108 об.), а в № 1243 вообще никак не обозначен (л. 22), напев стиха «Всякое дыхание» перед чтением Евангелия на утрени в рукописях № 1186, л. 312, № 1222 (2-я четв. XVII в.), л. 307, № 186, л. 28 об. обозначен «бол.» или «болшой», в № 1236 — «ин перевод» (л. 26), а в № 1243 — «преводне» (л. 79 об. - 80), Трисвятое по В. Славословии в № 1198 надписано «ино», в № 1221 — «преводне», а в № 1206 — «болшей». Один и тот же напев может быть атрибутирован как «путной» и как «большой знаменный»: песнопение литургии «Отца и Сына и Святаго Духа» в списке № 1222 имеет над-писание «Ино знамя болшаю» (л. 331 об.), в № 1186 — «болшая» (л. 326), в № 186 и в № 1243 — «путь» (л. 37 и л. 113). Некоторые песнопения, которые в дореформенный период надписывались как путные, во 2-й пол. XVII в. фигурируют под другими названиями или вообще без указания роспева: например, Трисвятое по В. Славословии носит в это время наименование «преводне» или большого роспева, «Достойно есть» выписывается без атрибуции или с ремаркой «прево-дне», Трисвятое надгробное, «Да молчит» и «Кто есть Сей Царь славы» — без указания роспева, «Плотию уснув» — с атрибуцией «самогласник» или «само-гласен». Поэтому для определения стиля того или иного песнопения необходимо учитывать графику, мелолексический словарь и типичный репертуар каждого из роспевов, а также время создания рукописи. Различная атрибуция песнопений при тождестве мелодического материала свидетельствует о недостаточно устоявшихся стилевых признаках большого роспева и редакций знаменного («прево-дне», «ин», «произвол»), в результате чего песнопения названных стилистических групп смешивались не только между собой, но и с песнопениями путного роспева.

Широта круга песнопений, употреблявшихся в Антониево-Сийском монастыре, включение в него наряду с традиционными и «нововводных» южнорусских роспевов и гармонического пения, появившегося на Руси только в пореформенное время, отражает прекрасное знание сийскими мастеропевцами как певческого наследия кон. XV—XVI столетия, так и творческих достижений своих современников из крупных певческих центров того времени: московских хоров патриарших и государевых певчих дьяков, Троице-Сергиевой лавры, Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей, храмов и обителей Усолья.

Краткие сведения о певческих рукописях Антониево-Сийского монастыря объединены в прилагаемой к данной статье Таблице. В ней рукописи систематизированы по типам книг, внутри типов — по хронологическому признаку и охарактеризованы по содержанию, дате, формату, нотации, редакции словесного текста и, когда это возможно, по месту создания23.

23 Палеографические данные о рукописях см. также: Григорьева В. Ю. Певческие рукописи Антониево-Сийского монастыря в Синодальном певческом собрании (ГИМ): палеография и штрихи к истории монастыря и монастырской библиотеки // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2023. Вып. 52. С. 9-32.

Таблица

Певческие рукописи Антониево-Сийского монастыря (ГИМ. Синод, певч. собр.)

№ рукописи по каталогу Синод, певч. собр. Содержание Датировка Формат Нотация Редакция словесного текста Происхождение рукописи

Ирмологий

1197 Ирмологий 1-я пол. XVII в. 16° столповая б/п наонная

1215 Ирмологий, Трезвон Арх. Михаилу, дополнения 1-я пол. XVII в. 8° столповая б/п наонная не сийская (владельческая запись)

1202 Ирмологий, дополнения (песнопения Обихода, песнопения Октоиха) кон. XVII в. 8° столповая б/п, фрагм./п, казанская пом. с признаками наречная

1196 Ирмологий праздничный, дополнения 1760 г. 8° малый нотолинейная наречная не сийская (писцовая, владельческая запись)

1216 Ирмологий нач. XVIII в. 8° столповая пом. с признаками наречная

Октоих

1190 Октоих кон. XVII в. (не позднее 1692 г.) 16° столповая пом. с признаками наречная не сийская (купчая запись, запись о продаже)

1193 Октоих кон. XVII в. 8° столповая пом. с признаками наречная сийская(почерк)

1242 Октоих кон. XVII в. 4° столповая пом. без признаков наречная (старый текст)

№ рукописи по каталогу Синод, певч. собр. Содержание Датировка Формат Нотация Редакция словесного текста Происхождение рукописи

Триодь

1182 Триодь 1630-е гг. 16° казанская б/п наонная

1183 Триодь 1-я пол. XVII в. 16° столповая б/п, ч/п наонная

1184 Триодь 1-я пол. XVII в. 16° столповая б/п, ч/п наонная

6 Триодь 1-я пол. XVIII в. — до 1735 г. 1° столповая пом. с признаками наречная сийская (писцовая, вкладная запись) написана сийским писцом в К.-Б. м-ре

Праздники

1187 Сборник певческий: Праздники, Трезвон прп. Кириллу Белозерскому 1-я пол. XVII в. 16° столповая б/п, казанская б/п наонная не сийская (трезвон прп. Кириллу Белозерскому)

1189 Праздники 1-я пол. XVII в. 8° столповая ч/п наонная

1199 Праздники, Трезвон Покрову 1670 г., 1-я пол. XVII в. 8° Праздники: столповая пом., признаки-роги. Трезвон: столповая б/п наонная не сийская (почерки)

1229 Праздники, дополнения («Поучение о благоговейном стоянии во храме 1680 г. 4° столповая пом. с признаками наречная сийская (владельческая запись, почерк)

№ рукописи по каталогу Синод, певч. собр. Содержание Датировка Формат Нотация Редакция словесного текста Происхождение рукописи

Божии и слушании Божественным Литургии», «Поучение от иереов...»)

1201 Праздники, Трезвон прп. Антонию Сийско-му, дополнения кон. XVII в. 8° столповая пом. без признаков наречная сийская (почерк, трезвон прп. Антонию Сийскому)

1241 Праздники кон. XVII в. 4° столповая пом. с признаками наречная сийская (почерк)

1237 Праздники 1696 г. 4° столповая пом. с признаками наречная сийская (почерк, писцовая запись)

41 Праздники 1700 г. 4° большой двознаменная наречная

1342 Праздники, Трезвоны Обрезанию и Неруко-творенному Образу до 1736 г. 4° малый нотолинейная наречная

Трезвоны

1195 Трезвон прп. Антонию Сийскому 1619-1633 гг. 8° столповая б/п наонная сийская (трезвон прп. Антонию Сийскому)

183 Трезвон прп. Антонию Сийскому 1650 г. 4° столповая ч/п наонная сийская (запись с именами игумена и роспев-щика, трезвон прп. Антонию Сийскому)

№ рукописи по каталогу Синод, певч. собр. Содержание Датировка Формат Нотация Редакция словесного текста Происхождение рукописи

1217 Трезвон прп. Антонию Сийскому 1682-1696 гг. 8° столповая пом. с признаками наречная сийская (трезвон прп. Антонию Сийскому)

1239 Трезвон прп. Антонию Сийскому кон. XVII в. 4° столповая пом. с признаками наречная сийская (трезвон прп. Антонию Сийскому)

1233 Трезвон прп. Антонию Сийскому 1755 г. 4° двознаменная наречная сийская (вкладная запись, трезвон прп. Антонию Сийскому)

Минея общая

1223 Минея общая кон. XVII в. 8° столповая пом. с признаками наречная сийская (почерк)

Обиход

1191 Обиход пространный 1658-1661 гг. 8° столповая фрагм./п наонная, наречная (старый текст) сийская (многолетие, владельческая, вкладная запись)

1188 Обиход простой 1673-1674 гг. 8° казанская фрагм./п, ч/ призн. (многоголосие) наречная не сийская (многолетие)

1243 Обиход пространный, дополнения. Трезвон прп. Антонию Сийскому 1672-1676 гг., 1682-1692 гг., 1666-1669 гг. 4° столповая пом. с признаками наречная сийская (владельческая запись, почерк, мелодическая редакция, трезвон прп. Антонию Сийскому)

№ рукописи по каталогу Синод, певч. собр. Содержание Датировка Формат Нотация Редакция словесного текста Происхождение рукописи

1230 Обиход пространный 1676-1677 гг. 4° столповая пом. с признаками наречная сийская (почерк, мелодическая редакция)

160 Обиход пространный поел, четв. XVII в. — до 1682 г. 4° столповая пом. с признаками наречная сийская (владельческая запись, почерк, мелодическая редакция)

Сборник певческий

139 Сборник певческий: Ирмологий, Октоих, Обиход постный, песнопения Обихода простого, дополнения, теор. рук-во («Толкование надписания знамению»), дополнения сер. XVI в. 4° столповая б/п наонная не сийская (почерк, внешнее оформление)

1240 Сборник певческий: песнопения большого роспева, различные песнопения, теор. рук-ва 1597-1598 гг. 4° столповая фрагм./п, казанская б/п наонная не сийская (ТСЛ?)

1232 Сборник певческий: Стихерарь месячный, теор. рук-во («Фиты и строки розводныя»), дополнения, стихеры Евангельские, Стихерарь постный кон. XVI в. 4° столповая фрагм./п, б/п, казанская б/п наонная

о\ -а

рукописи по каталогу Синод, певч. собр. Содержание Датировка Формат Нотация Редакция словесного текста Происхождение рукописи

1225 Сборник певческий: Ирмологий, Октоих, Обиход пространный, теор. рук-во. Трезвоны избр., дополнения («Славники на Владыч-ни праздники», др. дополнения, песнопения Царских часов), песнопения Стихераря путного, дополнения нач. XVII в. -не позднее 1606 г. 8° столповая б/п, казанская б/п наонная не сийская (купчая, вкладная записи)

1198 Сборник певческий: Ирмологий, Обиход пространный. Октоих 1620-е -до 1631 г. 8° столповая б/п, казанская б/п наонная сийская (писцовая запись, почерк)

83 Сборник певческий: Праздники, Трезвоны, Триодь, дополнения, теор. рук-ва («Фиты и строки...») 2-я четв. XVII в. -до 1631 г. 8° столповая б/п наонная сийская (вкладная запись)

1186 Сборник певческий: Ирмологий, Октоих, Обиход полный, теор. рук-во («Розводы фитам») 2-я четв. XVII в. -до 1631 г. 16° столповая б/п, казанская б/п наонная сийская (вкладная запись)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1192 Сборник певческий: Обиход полный. Октоих, Праздники, Трезвоны избр. 2-я четв. XVII в. 8° казанская фрагм./п, ч/ призн. (многоголосие) наонная не сийская (репертуар)

3

о т

О К

Я'

0

1

т

>о »

*

Я о

О

л т

Я

о

Я

>о Я

№ рукописи по каталогу Синод, певч. собр. Содержание Датировка Формат Нотация Редакция словесного текста Происхождение рукописи

1221 Сборник певческий: Обиход пространный. Октоих, Праздники, Триодь 2-я четв. XVII в. 8° столповая б/п, ч/п, казанская б/п наонная сийская (владельческая запись, почерк, мелодическая редакция)

1222 Сборник певческий: Праздники с песнопениями Триоди и Трезвонов, дополнения. Обиход полный 2-я четв. XVII в. 8° столповая б/п, казанская б/п наонная не сийская (репертуар)

1219 Сборник певческий: Ирмологий, Октоих, Обиход пространный. Праздники, Трезвоны избр., теор. рук-во («Фиты ирмосомъ») 1613-1645 гг. 8° столповая б/п, казанская б/п наонная сийская (почерк)

1209 Сборник певческий: Праздники, Триодь, Трезвоны 1620-1630-е гг. 8° большой столповая част./п, казанская б/п наонная не сийская (ТСЛ: путная служба прп. Сергию Радонежскому, служба прп. Михаилу Малеину)

1236 Сборник певческий: Ирмологий, Обиход пространный. Октоих, Стихерарь месячный. Триодь 1626-1645 гг. 4° столповая б/п, казанская б/п наонная, наречная (старый текст) не сийская (почерк, мелодическая редакция)

1181 Сборник певческий: Праздники, Трезвоны 1-я пол. XVII в. 16° столповая фрагм./п, б/п наонная

№ рукописи по каталогу Синод, певч. собр. Содержание Датировка Формат Нотация Редакция словесного текста Происхождение рукописи

избр., дополнения («Розводъ праздничным фитамъ»)

1185 Сборник певческий: Праздники, Трезвоны избр. 1-я пол. XVII в. 16° столповая б/п, ч/п наонная

1205 Сборник певческий: Праздники, Трезвоны избр. 1-я пол. XVII в. 8° столповая фрагм./п наонная

1208 Сборник певческий: Праздники, Трезвоны избр., дополнения 1-я пол. XVII в. 8° столповая б/п, казанская б/п наонная

1211 Сборник певческий: Ирмологий, Октоих, Праздники, Трезвон свт. Николе, песнопения Обихода 1-я пол. XVII в. 8° столповая б/п наонная

1226 Сборник певческий: Ирмологий, Октоих, Праздники 1-я пол. XVII в. 8° столповая б/п, ч/п наонная

1194 Сборник певческий: Трезвоны избр.. Праздники, дополнения сер. XVII в. 8° столповая ч/п, фрагм./п наонная сийская (владельческая запись, почерк)

1207 Сборник певческий: теор. рук-во (азбука певч. греческая), песнопения вечерни, утрени. Божественной Литургии греческие сер. XVII в. 8° поздневизантийс-кая греческий текст не сийская (репертуар)

№ рукописи по каталогу Синод, певч. собр. Содержание Датировка Формат Нотация Редакция словесного текста Происхождение рукописи

1227 Сборник певческий: Ирмологий, Октоих, Обиход полный. Трезвоны избр. сер. XVII в. 8° столповая б/п, казанская б/п наонная сийская (трезвон прп. Антонию Сийскому)

1203 Сборник певческий: Ирмологий, Октоих, Обиход пространный 1645-1676 гг. 8° столповая б/п наонная сийская (почерк, мелодическая редакция)

1206 Сборник певческий: Ирмологий, Обиход пространный. Октоих 1652-1669 гг. 8° столповая пом. наречная (старый текст) не сийская (купчая запись)

186 Сборник певческий: Обиход пространный. Праздники 1654-1669 гг. 4° столповая пом., част, с признаками наречная (старый текст) не сийская (почерк, внешнее оформление)

1238 Сборник певческий: Ирмологий, Октоих, дополнения 1662-1666 гг. 4° Ирмологий: столповая пом. с признаками, Октоих: ч/п,б/п наречная сийская (владельческая запись, почерк)

1213 Сборник певческий: Ирмологий, Октоих, дополнения 1662-1667 гг. 8° большой столповая пом. с признаками наречная сийская (почерк, вкладная запись)

189 Сборник певческий: Ирмологий, Октоих, Праздники 1670-е гг. 4° Ирмологий, Октоих: столповая фрагм./пом., б/п. Праздники: столповая пометная без признаков наречная (старый текст) не сийская (владельческая, купчая записи)

1244 Сборник певческий: Праздники, славники большого роспева. Триодь 1670-1680-е гг. 4° столповая пом. с признаками наречная сийская (владельческая запись, почерк)

№ рукописи по каталогу Синод, певч. собр. Содержание Датировка Формат Нотация Редакция словесного текста Происхождение рукописи

Сборник певческий:

песнопения Обихода

простого. Октоих, пес- столповая б/п. сийская

219 нопения Праздников, дополнения. Трезвоны избр., дополнения, теор. рук-ва («Сказание о зарембах», «Подлинник из ирмосов», др.) 3-я четв. XVII в. 4° Октоих: столповая пом. с признаками, нотолинейная наречная, на-онная (владельческая запись, почерк); написана сийским писцом в К.-Б. м-ре

194 Сборник певческий: Октоих, Ирмологий 1677 г. 4° столповая пом. с признаками наречная сийская (почерк)

сийская

1224 Сборник певческий: Октоих, Обиход пост- 1677 г. 8° столповая пом. с признаками наречная (писцовая, владельческая запись.

ный, дополнения почерк, мелодическая редакция)

1200 Сборник певческий: Минея общая. Трезвоны 1683 г. 16° столповая пом. с признаками наречная в хранилище отсутствует

сийская

1210 Сборник певческий: Ирмологий, Обиход полный. Октоих 1687 г. 8° столповая пом. с признаками наречная (владельческая (писцовая?) запись, почерк, мелодическая редакция)

1234 Сборник певческий: Праздники, Обиход пространный 1682-1689 гг. 4° большой столповая пом. с признаками наречная сийская (почерк, мелодическая редакция)

388 Сборник певческий: Праздники, песнопения праздников. Трезвоны избр., дополнения 1680-е гг. 4° двознаменная, нотолинейная наречная сийская (трезвон прп. Антонию Сийскому)

№ рукописи по каталогу Синод, певч. собр. Содержание Датировка Формат Нотация Редакция словесного текста Происхождение рукописи

188 Сборник певческий: Праздники, Обиход пространный 1676-1682, 1694-1695 гг. 4° столповая пом. с признаками наречная сийская (записи, почерк, мелодическая редакция)

1214 Сборник певческий: Обиход пространный, Ирмологий, Октоих 1682-1696 гг. 8° столповая пом. без признаков наречная сийская (почерк, мелодическая редакция)

176 Сборник певческий: Октоих, Триодь кон. XVII в. 4° столповая пом. с признаками наречная сийская (владельческая, купчая записи, почерк)

205 Сборник певческий: Октоих, дополнения, песнопения Триоди, Ирмологий кон. XVII в. 4° столповая пом. с признаками наречная сийская (почерк)

1204 Сборник певческий: Ирмологий, Октоих кон. XVII в. 8° столповая пом. с киноварными признаками наречная сийская (купчая запись)

1212 Сборник певческий: дополнения,теор. рук-во («Извещение...» Александра Мезенца), песнопения Октоиха, Триодь, канон Владимирской иконе Богородицы, Минея общая кон. XVII в. 8° столповая фр. пом. с признаками наречная сийская (владельческая запись, почерк)

1218 Сборник певческий: Октоих, Ирмологий кон. XVII в. 8° столповая пом. с признаками наречная

1228 Сборник певческий: Октоих, Обиход постный, дополнения кон. XVII в. 8° столповая пом. с признаками наречная

рукописи по каталогу Синод, певч. собр. Содержание Датировка Формат Нотация Редакция словесного текста Происхождение рукописи

1235 Сборник певческий: Праздники с дополнениями, Триодь, дополнения кон. XVII в. 4° столповая пом. без признаков наречная сийская (почерк)

58 Сборник певческий: Обиход пространный. Октоих, Трезвон Арх. Михаилу, дополнения, теор. рук-ва кон. XVII в,-1701 г. 8° столповая пом. с признаками наречная

233 Сборник певческий: Обиход простой. Обиход полный, дополнения. Трезвон прп. Антонию Сийскому кон. XVII -нач. XVIII в. 4°, 8° казанская (многоголосие), «греческая» с пометами и признаками и без них, столповая пом. с признаками наречная

1245 Сборник певческий: Праздники, Октоих кон. XVII -нач. XVIII в. 8° столповая пом. с признаками наречная (старый текст)

1220 Сборник певческий: Ирмологий, Октоих, Триодь, Праздники, Обиход пространный кон. XVII -нач. XVIII в. 8° столповая пом. с признаками,б/п наречная сийская (почерк)

1231 Сборник певческий: Праздники, Трезвоны избр., славники Триоди до 1715 г. 4° столповая пом. с признаками наречная сийская (владельческая запись, почерк)

3

о т

О К

Я'

0

1

т

>о »

*

Я о

О

л т

Я

о

Я

>о Я

Знакомство с комплексом певческих рукописей из Антониево-Сийского монастыря выявляет его ценность в качестве материала для изучения процессов, происходивших в русском церковном пении в XVII столетии. В частности, сий-ские рукописи дают широкие возможности для компаративного изучения до- и пореформенных певческих книг, методов работы никоновских справщиков Печатного двора и их монастырских последователей. Кроме того, в сийский рукописный комплекс входят весьма редкие источники — двознаменники и наонные рукописи, снабженные современными им киноварными пометами, и они имеют большое значение для расшифровки песнопений. Наконец, сийские певческие рукописи могут послужить возрождению древнерусской традиции церковного пения в родной обители, возвращенной Русской Православной Церкви почти 30 лет назад.

Источники

ГИМ. Синод. певч. собр. (Синодальное певческое собрание). № 6, 41, 58, 83, 139, 160, 176, 183, 186, 188, 189, 194, 205, 219, 233, 388, 727, 728, 1181-1245, 1342.

Список литературы

Александр Мезенец и прочие. Извещение... желающим учиться пению (1670 г.) / введение, публикация и перевод Памятника, историческое исследование Н. П. Парфен-тьев, комментарии и исследование Памятника, расшифровка знаменной нотации З. М. Гусейнова. Челябинск, 1996.

Богомолова М. В. Многоголосие греческого роспева в записи «греческой» нотацией // Гимнология. 2000. Вып. 1, кн. 1. С. 348-355.

Богомолова М. В. Анализ знаковой системы «греческой» нотации (на основе песнопений нового греческого роспева) // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2007. Вып. 1 (1). С. 26-45.

Воробьев Е. Е. Ранние памятники теории помет. Рукопись. Н. Новгород, 2004.

Григорьева В. Ю. К вопросу об атрибуции киноварных помет в певческих рукописях XVII века // Современные проблемы археографии. Вып. 2: Сб. статей по материалам конференции к 300-летию Библиотеки Российской академии наук 21-24 октября 2014 г. СПб., 2016. С. 131-150.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Григорьева В. Ю. Пометы (киноварные пометы) // Православная энциклопедия. 2020. Т. ГУН. С. 425-432.

Григорьева В. Ю. Певческие рукописи Антониево-Сийского монастыря в Синодальном печеском собрании (ГИМ): палеография и штрихи к истории монастыря и монастырской библиотеки // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2023. Вып. 52. С. 9-32.

Гусейнова З. М. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII века. СПб., 1995.

Дианова Т. В. Филиграни XVП—XVШ вв. «Голова шута»: каталог // Труды ГИМ. Вып. 94. М., 1997.

Крылов Г., прот. Книжная справа XVII века. Богослужебные Минеи. М., 2009.

Перелешина В. Ю. Песнопения-многогласники в знаменных Обиходах XVII века // Музыковедение. 2008. № 2. С. 45-51.

Перелешина В. Ю. Певческие Обиходы Антониево-Сийского монастыря: некоторые замечания о палеографии и репертуаре // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2009. Вып. 2 (5). С. 7—51. Филиграни XVII века по рукописным источникам ГИМ: каталог / сост.: Т. В. Дианова, Л. М. Костюхина. М., 1988.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo

gumanitarnogo universiteta.

Seriia V: Voprosy istorii i teorii

khristianskogo iskusstva.

2024. Vol. 53. P. 51-76

DOI: 10.15382/sturV202453.51-76

Veronika Grigorieva, Candidate of Sciences in Art Criticism, Assistant Professor, St. Tikhon's University for the Humanities Moscow, Russia veronikagrigorjevaveronika@yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-0934-792X

Cantatory Manuscripts of Antonievo-Siysky Monastery as a Source for the History of Russian Church Singing

of the 17th Century (Notation, Text Editions, Styles of Singing)*

V. Grigorieva

Abstract: The Synodal Cantatory Collection of the State Historical Museum contains a complex of cantatory MSs from Antonievo-Siysky Monastery. Most of them date from the 17th century. This was the time when the Russian tradition of church singing was being actively transformed. At Antonievo-Siysky Monastery, these changes took place quite intensively, and the Siysky complex of MSs is a valuable source for the history of Russian church singing of the transitional period. All types of musical notation, known in the ancient Russian manuscript tradition of the 15th — 17th centuries, are found in Antonievo-Siysky cantatory MSs, including "double-signs" (Rus. двознаменники), as well as several pre-reform MSs with a naon edition, in which cinnabar marks of the same period as the main text are affixed. The complex allows us to trace how the preferences of Siya's scribes and singers in using a certain type of notation changed during the 16th — 18th centuries. According to the edition of the verbal text, Siysky MSs are divided into three groups, i.e. pre-reform, transitional, and post-reform. The variety of editions of the verbal text makes it possible to study the methods of Nikon's editors of the Printing House (Rus. Печатный двор) and their monastic followers. The repertoire of chants found in Siysky MSs shows that Siya's professional singers had excellent knowledge of both the cantatory heritage of the late 15th — 16th centuries and the achievements of their contemporaries from major centres of singing of that time.

* The study has been funded by the Russian Foundation for Fundamental Research as part of the project no. 20-012-00507 "Antonievo-Siysky Monastery, the Northern Enclave of Muscovite Culture of the 16th — First Half of the 18th Centuries. Monuments of Literature, Church-Singing Art and Artistic Legacy".

Keywords: Antonievo-Siysky Monastery, singing manuscripts, hook notation, double-signs (dvoznamenniki), line notation, text editions, Old Russian singing styles.

References

Bogomolova M. (2000) "Mnogogolosie grecheskogo rospeva v zapisi «grecheskoi» notatsiei". Gimnologiia, 2000, 1/1, pp. 348—355 (in Russian).

Bogomolova M. (2007) "Analiz znakovoi sistemy «grecheskoi» notatsii (na osnove pesnopenii novogo grecheskogo rospeva". Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva, 2007, 1/1, pp. 26—45 (in Russian).

Dianova T. (1997) "Filigrani XVII-XVIII vv. «Golova shuta». Katalog". Trudy GIM, 94, Moscow (in Russian).

Dianova T., Kostyukhina L. (eds) (1988) Filigrani XVII veka po rukopisnym istochnikam GIM: Katalog. Moscow (in Russian).

Grigor'eva V. (2014) "K voprosu ob atributsii kinovarnykh pomet v pevcheskikh rukopisiakh XVII veka". Sovremennyeproblemy arkheografii, 2014, 2, pp. 131-150 (in Russian).

Grigor'eva V. (2020) "Pomety (kinovarnyye pomety)". Pravoslavnaia entsiklopediia, Moscow, vol. 57, pp. 425-432 (in Russian).

Guseynova Z., Parfent'ev N. (1996) Aleksandr Mezenets i prochie. Izveshchenie... zhelayushchim uchit'siapeniiu (1670g.). Chelyabinsk (in Russian).

Guseynova Z. (1995) "Izveshchenie" AleksandraMezentsaiteoriiamuzykiXVIIveka. St. Petersburg (in Russian).

Krylov G. (2009) Knizhnaia sprava XVIIveka. Bogosluzhebnye Minei. Moscow (in Russian).

Pereleshina V. (2008) "Pesnopeniia-mnogoglasniki v znamennykh Obikhodakh XVII veka". Muzykovedenie, 2008, 2, pp. 45-51 (in Russian).

Pereleshina V. (2009) "Pevcheskie Obikhody Antonievo-Siiskogo monastyria: nekotorye za-mechaniia o paleografii i repertuare". Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva, 2009, 2/5, pp. 7-51 (in Russian).

Статья поступила в редакцию 07.09.2023

The article was submitted 07.09.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.