Научная статья на тему 'ПЕВЧЕСКИЕ РУКОПИСИ АНТОНИЕВО-СИЙСКОГО МОНАСТЫРЯ В СИНОДАЛЬНОМ ПЕВЧЕСКОМ СОБРАНИИ (ГИМ): ПАЛЕОГРАФИЯ И ШТРИХИ К ИСТОРИИ МОНАСТЫРЯ И МОНАСТЫРСКОЙ БИБЛИОТЕКИ'

ПЕВЧЕСКИЕ РУКОПИСИ АНТОНИЕВО-СИЙСКОГО МОНАСТЫРЯ В СИНОДАЛЬНОМ ПЕВЧЕСКОМ СОБРАНИИ (ГИМ): ПАЛЕОГРАФИЯ И ШТРИХИ К ИСТОРИИ МОНАСТЫРЯ И МОНАСТЫРСКОЙ БИБЛИОТЕКИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Антониево-Сийский монастырь / певческие рукописи / палеографические признаки / писцовые записи / чернец Савватий / музыкально-теоретические руководства / кокизники / Antonievo-Siysky monastery / singing manuscripts / palaeographic features / scribes’ notes / monk Savvaty / manuals on the theory of music / kokizniki

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Григорьева Вероника Юрьевна

В Синодальном певческом собрании Государственного исторического музея хранятся 82 певческие рукописи из библиотеки Антониево-Сийского монастыря. В данной статье они охарактеризованы по основным палеографическим признакам — дата создания, содержание, внешнее оформление. Более половины рукописей (50 ед.) — это певческие сборники, 32 рукописи содержат по какой-либо одной певческой книге или отдельную службу. Для ряда памятников установлено место их написания — Антониево-Сийский монастырь или иная локация. На основе писцовых, купчих, владельческих, вкладных и иных записей, сопутствующих основному содержанию рукописей, выявлен целый ряд имен насельников Антониево-Сийской обители, для некоторых определены их монастырские послушания и отдельные вехи жизненного пути. Были среди насельников и вкладчики монастырской библиотеки. В комплекс сийских певческих рукописей, относительно небольшой по объему, входят несколько выдающихся памятников, к которым исследователи обращаются постоянно. Исключительную ценность по своему содержанию представляют сборники певческие ГИМ. Синод. певч. собр. № 1240 и № 219: первый заставляет пересмотреть общепринятые на сегодня представления о времени возникновения кокизников, сдвинув нижнюю границу с начала XVII в. на последнюю четверть XVI в., а второй содержит уникальные музыкально-теоретические руководства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Григорьева Вероника Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SINGING MANUSCRIPTS OF ANTONIEVO-SIYSKY MONASTERY AT THE SYNODAL SINGING COLLECTION: PALAEOGRAPHY AND REMARKS ON THE HISTORY OF THE MONASTERY AND THE MONASTERY LIBRARY

The Synodal Singing Collection of the State Historical Museum contains 82 singing manuscripts from the library of Antonievo-Siysky monastery. In this article, they are characterised by the main palaeographic features, i.e., the date of creation, content, external design. More than half of the manuscripts (50 MSs) are singing collections; 32 manuscripts contain one songbook or a separate church service. For a number of monuments, the provenance has been established: it is Antonievo-Siysky monastery or another location. Using the scribes’ notes, purchase documents, owners’ notes and other inscriptions which accompany the main content of the manuscripts, I have identified a number of names of monks of Antonievo-Siysky monastery; in several instances their monastic obediences and facts of biography have been discovered. There were also contributors to the monastery library among the monks. The collection of Siysky singing manuscripts, relatively small in size, includes several outstanding monuments, which researchers have addressed and continue to address constantly. Of exceptional value in terms of their content are the MSs of the Synodal Singing Collection No. 1240 and No. 219 kept at the State Historical Museum. The first MS makes us reconsider the general ideas about the time of the appearance of kokizniks, moving it from the beginning of the 17th century to the last quarter of the 16th century. The second contains unique manuals on the theory of music.

Текст научной работы на тему «ПЕВЧЕСКИЕ РУКОПИСИ АНТОНИЕВО-СИЙСКОГО МОНАСТЫРЯ В СИНОДАЛЬНОМ ПЕВЧЕСКОМ СОБРАНИИ (ГИМ): ПАЛЕОГРАФИЯ И ШТРИХИ К ИСТОРИИ МОНАСТЫРЯ И МОНАСТЫРСКОЙ БИБЛИОТЕКИ»

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2023. Вып. 52. С. 9-32 БОТ: 10.15382Мш^202352.9-32

доцент кафедры регентования ПСТГУ

veronikagrigorjevaveronika@yandex.rш https://orcid.org/0000-0002-0934-792X

Григорьева Вероника Юрьевна,

канд. искусствоведения,

Россия, г. Москва

Певческие рукописи Антониево-Сийского монастыря в Синодальном певческом собрании (ГИМ):

палеография и штрихи к истории монастыря

«_» *

и монастырской библиотеки

Аннотация: В Синодальном певческом собрании Государственного исторического музея хранятся 82 певческие рукописи из библиотеки Антониево-Сийского монастыря. В данной статье они охарактеризованы по основным палеографическим признакам — дата создания, содержание, внешнее оформление. Более половины рукописей (50 ед.) — это певческие сборники, 32 рукописи содержат по какой-либо одной певческой книге или отдельную службу. Для ряда памятников установлено место их написания — Антониево-Сийский монастырь или иная локация. На основе писцовых, купчих, владельческих, вкладных и иных записей, сопутствующих основному содержанию рукописей, выявлен целый ряд имен насельников Антониево-Сийской обители, для некоторых определены их монастырские послушания и отдельные вехи жизненного пути. Были среди насельников и вкладчики монастырской библиотеки. В комплекс сийских певческих рукописей, относительно небольшой по объему, входят несколько выдающихся памятников, к которым исследователи обращаются постоянно. Исключительную ценность по своему содержанию представляют сборники певческие ГИМ. Синод. певч. собр. № 1240 и № 219: первый заставляет пересмотреть общепринятые на сегодня представления о времени возникновения кокизников, сдвинув нижнюю границу с начала XVII в. на последнюю четверть XVI в., а второй содержит уникальные музыкально-теоретические руководства.

Ключевые слова: Антониево-Сийский монастырь, певческие рукописи, палеографические признаки, писцовые записи, чернец Савватий, музыкально-теоретические руководства, кокизники.

© Григорьева В. Ю., 2023.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта № 20-012-00507 «Антониево-Сийский монастырь — северный анклав московской культуры XVI — первой половины XVIII в. Памятники книжности, церковно-певческого искусства и художественного наследия».

В. Ю. Григорьева

Состав комплекса

В Синодальном певческом собрании Государственного исторического музея хранятся более 80 певческих рукописей Антониево-Сийского монастыря: № 1181-1245, а также № 6, 41, 58, 83, 139, 160, 176, 183, 186, 188, 189, 194, 205, 219, 233, 388, 1342 (далее рукописи будут обозначаться только номерами) — всего 82 ед. хр. Их принадлежность библиотеке Антониево-Сийского монастыря подтверждается поздними хранительскими записями. Помимо Синодального певческого собрания отдельные сийские певческие рукописи находятся также в рукописных хранилищах Библиотеки Российской академии наук и Пушкинского Дома (ИРЛИ РАН); они исследовались Ф. В. Панченко, Л. Б. Беловой и А. Г. Сергеевым1.

В составе комплекса антониево-сийских рукописей имеются выдающиеся памятники, к которым исследователи обращались и обращаются постоянно. Это конволют № 219, содержащий подборку музыкально-теоретических руководств, среди которых — хорошо известное в науке «Сказание о зарембах»2, двознаменные Праздники № 413, конволют № 233, в котором собраны много-

1 См.: Панченко Ф. В. Новые атрибуции сийских певческих рукописей в собраниях БАН и ИРЛИ // Антониево-Сийский монастырь: сохраненные святыни. К 500-летию основания монастыря: сб. статей по материалам конференции, проведенной в 2020 г. в Санкт-Петербурге (в печати.).

2 См.: Смоленский С. В. О собрании русских древне-певческих рукописей в Московском Синодальном училище церковного пения. М., 1899; Металлов В. М. К вопросу о комиссиях по исправлению богослужебных певческих книг русской церкви в XVII в. // Богословский вестник. 1912. Т. 2. № 6; Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972; Кручини-на А. Н. Попевка в русской музыкальной теории XVII века: дис. ... канд. искусствоведения. Л., 1979; Она же. Попевка знаменного роспева в русской музыкальной теории XVII века // Певческое наследие Древней Руси (история, теория, эстетика). СПб., 2002. С. 46-150; Гусейнова З. М. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII века. СПб., 1995; Она же. «Авторские» роспевы в рукописи Тит. 4455 Российской Национальной библиотеки // Певческое наследие Древней Руси (история, теория, эстетика). СПб., 2002. С. 206-221; Александр Мезенец и прочие. Извещение. желающим учиться пению (1670 г.) / введ., публ. и пер. памятника, ист. исслед. Н. П. Парфентьев; коммент. и исслед. памятника, расшиф. знаменной нотации З. М. Гусейнова. Челябинск, 1996; Шабалин Д. С. Певческие азбуки Древней Руси: Тексты. Материалы и исследования по древнерусской музыке. Краснодар, 2003. Т. I; Богомолова М. В. Знаменная монодия и безлинейное многоголосие на примере великой панихиды. Вып. I. М., 2005; Воробьев Е. Е. Ранние памятники теории помет. Рукопись. Н. Новгород, 2004; Тюрина О. В. Древнерусская мелизматика: большой роспев: дис. ... канд. искусствоведения. М., 2010; Григорьева В. Ю. «Книга инока Иосифа Ловзунскаго. Его знамени и пометы»: Публикация и исследование памятника. М., 2014; Она же. Ранняя теория помет в древнерусских музыкально-теоретических руководствах // Вестник ПСТГУ. Сер. V. Вып. 3 (15). М., 2014. С. 42-76; Она же. «Согласник» из рукописи РНБ. Соловецкое собрание № 690/752: Публикация, исследование и интерпретация памятника. М., 2016 и др.

3 См.: Кравченко С. П. Фиты знаменного распева (на материале певческой книги «Праздники»): дис. ... канд. искусствоведения. Л., 1981; Карастоянов Б. П. Попевки знаменного ро-спева: По материалам певческой книги Праздники, новая истинноречная редакция. Рукопись конца XVII в. Москва, ГИМ, Синодальное певческое собрание № 41. Вена, 2008; Пожидае-ва Г. А. Певческие традиции Древней Руси: Очерки теории и стиля. М., 2007; Захарьина Н. Б. История русских певческих книг: курс лекций: учеб. пособие. СПб., 2019; Григорьева В. Ю. «Книга инока...».

голосные (диссонантные и консонантные) песнопения Обихода с некоторыми «прибавлениями»4, певческий сборник № 1240, включающий обширный круг разножанровых песнопений пространных роспевов и музыкально-теоретические руководства казанского знамени5, рукопись № 1244, которая содержит подборку славников большого роспева6, а также рукопись № 139, предметом изучения в которой становились песнопения книги Обиход и свод фит7. Сийские рукописи использовали в своих исследованиях М. В. Богомолова8, З. М. Гусейнова9, Н. Ю. Плотникова10, Г. А. Пожидаева11, Л. В. Кондрашкова12, И. В. Старикова13, В. Ю. Григорьева (Перелешина)14 и др. Но как единое целое комплекс

4 См., например: Богомолова М. В. Русское безлинейное многоголосие...; Пожидаева Г. А. Певческие традиции...; Кондрашкова Л. В. Троестрочие как феномен русского многоголосия конца XVI — первой половины XVIII века: дис. ... канд. искусствоведения. М., 2018; Она же. Певческие рукописи смешанной стилистики кон. XVII — нач. XVIII в.: к проблеме взаимодействия партесного и безлинейного многоголосия на грани эпох // Вестник ПСТГУ. Сер. V. 2014. Вып. 30. С. 96-122.

5 См.: Богомолова М. В. Путевой роспев и его место в древнерусском певческом искусстве: дис. ... канд. искусствоведения. М., 1982; Она же. Знаменная монодия...; Она же. Грани // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. XII. С. 264-265; Она же. Русское безлинейное многоголосие (на материале певческих рукописей XV—XVII вв.): дис. ... д-ра искусствоведения. М., 2006; Шабалин Д. С. Певческие азбуки...; Карастоянов Б. П. Попевки знаменного роспева...; Он же. Стихира знаменного роспева «Денесе Владычице Пресвятая Дево Царице преходите». Краткая версия стихиры «Днесь Владычица Богородица Пресвятая Дева Царица к Сыну Своему». Стихира знаменного роспева «Днесь возрадуемся еже на небесехъ». «Осмогласием Успенскому Цамблаку подобен» / публ., нотолинейная транскрипция, коммент., исслед. Вена, 2009; Титова Е. А. «А нарицается сий стих Цамблак» // Древнерусское песнопение. Пути во времени. Вып. 2: По материалам конференции «Бражниковские чтения-2004». СПб., 2005. С. 14-27.

6 См.: Карастоянов Б. П. Стихира знаменного роспева «Денесе...»; Титова Е. А. «А нарицается...»; Тюрина О. В. Древнерусская мелизматика...; Григорьева В. Ю. «Книга инока...».

7 См.: Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984; Богомолова М. В. Путевой роспев...; Пожидаева Г. А. Певческие традиции... и др.

8 См.: Богомолова М. В. Путевой роспев. № 139, 1232, 1182, 1191, 1240; Она же. Русское безлинейное многоголосие. № 160, 1240, 1192, 1182, 1188, 233; Она же. Знаменная монодия. № 160, 388, 1230, 1243, 186, 1234, 41, 219, 1240.

9 См., например: Гусейнова З. М. Комбинаторный анализ знаменной нотации XI—XIV веков // Проблемы дешифровки древнерусских нотаций. Л., 1987. С. 27-49. № 160.

10 См.: Плотникова Н. Ю. Партесные гармонизации знаменного и греческого роспевов (на материале стихиры «Совет Превечный» из службы Благовещения Пресвятой Богородице): Исследование и публикация. М., 2005. № 1342.

11 См., например: Пожидаева Г. А. Певческие традиции. № 139, 1232, 1192, 233, 1252, 41.

12 См.: Кондрашкова Л. В. Троестрочие как феномен... № 233, 1192.

13 См.: Старикова И. В. Псалмодия всенощного бдения в древнерусском певческом искусстве (раздельноречная редакция): дис. ... канд. искусствоведения. М., 2013. № 1191.

14 См.: Перелешина В. Ю. Древнерусские песнопения книги Обиход в литургическом контексте: типология и структура (на материале рукописей Антониево-Сийского монастыря): дис... канд. искусствоведения. М., 2008; Она же. Певческие Обиходы Антониево-Сийского монастыря: некоторые замечания о палеографии и репертуаре // Вестник ПСТГУ. Сер. V. 2009. Вып. 2 (5). С. 7-51. № 139, 1198, 1225, 1222, 1186, 1221, 1192, 1219, 1227, 1236, 186, 1191, 1203, 1206, 1188, 1243, 1230, 1224, 160, 1234, 1210, 188, 1214, 1228, 233, 1207; Григорьева В. Ю. «Книга инока...». № 219, 41, 388, 1244; Она же. Древнерусские песнопения Божественной Литургии свт. Иоанна Златоуста. Наонная редакция. Кн. 1: Исследование. М., 2018. № 160, 186, 1206, 1210, 1214, 1225, 1230, 1243.

певческих рукописей Антониево-Сийского монастыря в научной литературе до сих пор не рассматривался. Научные описания сийских певческих рукописей опубликованы лишь для нескольких памятников — № 21915, 16016, 38817, 123418, 134219, 23320, описания рукописей Антониево-Сийского монастыря, содержащих в своем составе певческую книгу Обиход, приведены в диссертации В. Ю. Пере-лешиной21, а описание всех сийских рукописей, находящихся в Синодальном певческом собрании, все еще остается неопубликованным.

Датировка рукописей

Свято-Троицкий монастырь был основан преподобным Антонием (14791556) и шестью его учениками Александром, Иоакимом, Исаией, Елисеем, Александром и Ионой недалеко от реки Сии, притока Северной Двины, в 1520 г. Однако в комплексе сийских певческих рукописей всего три памятника XVI в.: это певческие сборники № 139 (сер. XVI в.; Ирмологий, Октоих, песнопения Обихода и различные дополнения), № 1232 (кон. XVI в.; Стихерарь месячный, Стихерарь постный, дополнения) и № 1240 (кон. 1590-х гг.; различные песнопения и теоретические руководства). Большинство (70 ед.) сийских певческих книг, дошедших до нашего времени, написаны уже в XVII в. и представляют различные этапы истории русского церковного пения: дореформенный (29 рукописей22), переходный и пореформенный (общее количество рукописей — 40 ед.), причем наиболее многочисленны памятники кон. XVII в. (20 ед.). Рукописи № 233, № 1220 и № 1245 созданы на рубеже XVП-XVПI вв.; XVIII веком датируются шесть рукописей: № 1216 и № 6 — нач. XVIII в., № 41 — 1700 г., № 1342 — 1736 г., № 1196 — 1760 г., № 1233 — 1755 г.

Содержание рукописей

В 1902 г., накануне переезда в С.-Петербург, А. В. Преображенский писал С. В. Смоленскому о составлявшейся в Синодальном училище коллекции певческих книг: «Особенно меня порадовали рукописи Антониева Сийского монастыря; все XVI—XVII век; несколько двустрочников; одна рукопись демественная и путная времен Михаила Феодоровича, какой у нас еще не было. Прекрасный Фитник наиполнейший, имеющий, кроме того, путную азбуку и азбуку казанского знамени и т. д.»23 Действительно, в комплексе рукописей из Антониево-

15 Александр Мезенец и прочие. Извещение. желающим учиться пению (1670 г.) / введ., публ., пер., ист. исслед. Н. П. Парфентьев; коммент. и исслед. памятника, расшифровка знаменной нотации З. М. Гусейнова. Челябинск, 1996. С. 15-16.

16 Богомолова М. В. Знаменная монодия... С. 77.

17 Там же. С. 78.

18 Там же. С. 77.

19 Плотникова Н. Ю. Партесные гармонизации... С. 18-19.

20 Кондрашкова Л. В. Певческие рукописи... С. 101-104.

21 Перелешина В. Ю. Древнерусские песнопения... С. 237-284.

22 Одна рукопись сер. XVII в., № 1207, представляет не русскую, а греческую традицию.

23 РГИА. Ф. 1119. № 154. Л. 48-49 об. Любезно сообщила мне об этом документе и предоставила текст письма М. П. Рахманова (1947-2022).

Сийского монастыря представлены все типы певческих книг, сложившиеся в Древней Руси.

Более половины рукописей, 50 ед., — это певческие сборники, 32 рукописи содержат по одной певческой книге (часто — с дополнениями) или отдельную службу.

Наибольшим количеством списков представлены Октоих и Праздники — по 32 списка (из них отдельными рукописями являются три списка Октоихов и девять списков Праздников, а другие списки данных книг входят в певческие сборники). Затем следуют Обиходы — 27 списков (из них отдельные рукописи — 5 ед.), Ирмологии — 26 списков (отдельные рукописи — 5 ед.), Триоди — 14 списков (отдельные рукописи — 4 ед.). Трезвоны представлены тремя разновидностями: как особая певческая книга, содержащая службы чтимым святым всего года, — четыре списка (в составе сборников: № 1209, 83, 1222, 120024), в виде подборки избранных служб святым (которые могут быть расположены как в порядке следования внутри богослужебного года, так и произвольно) — 12 списков (также в составе сборников: № 219, 388, 1181, 1185, 1192, 1194, 1205, 1208, 1219, 1225, 1227, 1231) (ил. 1) и в виде отдельных списков служб, восемь из которых — служба прп. Антонию Сийскому (5 ед. — отдельные рукописи: № 1195, 183, 1217, 1239, 1233 и три списка в составе рукописей № 233, 1201 и 1243), две службы Арх. Михаилу (№ 58, 1215), по одной службе Покрову (№ 1199), свт. Николе (№ 1211), прп. Кириллу Белоезерскому (№ 1187), Обрезанию и Нерукотворенному Образу (№ 1342) — всего 15 списков. Также в комплексе сийских рукописей находятся три списка достаточно редкого типа книги — нотированной Минеи общей (отдельная рукопись № 1223, списки в певческих сборниках № 1212, 1200) и два Стихераря (в сборниках № 1236 и 1232 — месячный и постный).

Среди Ирмологиев нужно особо отметить рукопись № 1196 — это Ирмоло-гий праздничный, который содержит ирмосы только двунадесятых праздников и одного великого праздника: памяти свв. апп. Петра и Павла.

Октоихи представлены в сийском комплексе певческих рукописей в пространной и краткой редакциях. Для пространной редакции наиболее типичен блок песнопений каждого из гласов, состоящий из одного-двух богородичнов малой вечерни, семи стихер и догматика на «Господи возвах» великой вечерни (но, например, в рукописи № 1226 их всего четыре), четырех стихер и богоро-дична на стиховне, всех антифонов степенных, восьми стихер на хвалитех и блаженны (в ряде рукописей отсутствуют). Блок Октоиха краткой редакции включает также один-два богородична малой вечерни, четыре стихеры и догматик на «Господи возвах» великой вечерни (в рукописях № 176, 205, 1190, 1210, 1214, 1218 в данном цикле по семь стихер, в рукописи № 139 — три), одну стихеру и бого-родичен на стиховне, все антифоны степенны (в рукописи № 1190 выписаны четыре стихеры на хвалитех), блаженну (в ряде рукописей отсутствует). Поскольку указанное количество стихер выдерживается не во всех списках, то решающими признаками в определении редакции Октоиха служат количество стихер на

24 Рукопись № 1200 (1683 г.) значится в описи Синодального певческого собрания, находящейся в Отделе рукописей ГИМ. Однако в настоящее время рукопись отсутствует в хранилище и поэтому недоступна для изучения.

Ил. 1. Государственный исторический музей. Синод. певч. собр. № 388. Л. 289

стиховне и на хвалитех. Октоихов пространной редакции в сийском комплексе певческих рукописей 10 единиц, краткой редакции — 22 единицы.

Из 28 списков книги Обиход25 17 представляют тип Обихода пространного: это № 1191, 1243, 1230, 58, 160, 1225, 1221, 1198, 1219, 1236, 1203, 1206, 186, 1234, 188, 1214, 1220. Они содержат песнопения суточного круга, Великого поста, Страстной седмицы и Пасхи, а также ряда чинов Требника. Из этого числа две рукописи кон. XVII в., № 188 и № 1214, представляют сокращенную редакцию книги: в них стандартный круг песнопений Обихода простого представлен в усеченном виде. Шесть списков — это тип Обихода полного: № 1186, 1227, 1222, 1192, 1210, 233, л. 33. В них отсутствуют или очень малочисленны песнопения чинов.

25 Об Обиходах сийского рукописного комплекса подробнее см.: Перелешина В. Ю. Певческие Обиходы...

Обиходы постные представлены тремя списками: № 139, 1224, 1228, а Обиход простой (только песнопения суточного круга) — двумя: № 1188, 233, л. 1.

Сокращение круга песнопений в Обиходах № 188 и 1214, по-видимому, отражает устоявшуюся практику богослужения, которая, несмотря на несоответствие ее Типикону, была зафиксирована письменно. В указанных рукописях отсутствуют 2-й и 3-й антифоны 1-й кафизмы, песнопение «Богородице Дево», 2-я и 3-я кафизмы, Непорочны, Честнейшую и тропари по Великом славословии. Ввиду важности в структуре всенощного бдения, нельзя предположить, чтобы «Богородице Дево», кафизмы утрени, Честнейшую и тропари по Великом славословии в практике Антониево-Сийского монастыря просто опускали, и отсутствие в певческом Обиходе указывает на устную форму их бытования (кафизмы и тропари, возможно, читали, а не пели). Что же касается антифонов на вечерне и Непорочнов, то эти тексты могли и пропускать: такая практика по сей день преобладает в богослужении РПЦ и, видимо, возникла после реформ сер. XVII в. с целью сократить продолжительность воскресного бдения.

Кроме отдельных певческих книг в сийском рукописном комплексе имеется один певческий сборник № 1240, состав которого индивидуален: в него входят различные подборки песнопений и целый ряд музыкально-теоретических руководств.

Многие рукописи имеют разного рода дополнения: это «розничные» подборки песнопений, циклы славников, стихеры Евангельские, песнопения большого роспева, стихи покаянные («Покаялны на осмь гласов»), нотированные каноны (например, в № 1225, л. 217 об. — заупокойный канон, в № 1243 — каноны Богородице «Скорбных наведения» (л. 243), Благовещению (л. 250), и «Многими содержим напастьми» (л. 258), в № 1224, л. 190 — молебный канон Богородице, в № 1212, л. 123 — «Канон Благовещению Богородицы»), последования и песнопения Стихераря путного26, единичные Трезвоны, иные подборки песнопений, а также тексты уставного содержания — например «Указ ирмосовъ октойныхъ» и «Указ утренним Евангелиям» в № 1212, месяцеслов с уставными указаниями в № 1225, и нравоучительные: «Поучение о благоговейном стоянии во храме Бо-жии...», «Поучение от иереов...» в № 1229.

Отдельный разряд дополнений составляют музыкально-теоретические руководства: азбуки столпового (№ 139, 219, 1240 и др.), путного и казанского (№ 1240) знамени, кокизники (например, № 219, 1240, 1212), фитники (например, № 139, 1240, 1232, 1186, 83, 219, 1212, 1219), своды «строк мудрых» (№ 1240, 1225, 1186, 1232, 83, 219 и др.), руководства по теории степенных помет (№ 219, 58, 1212) и звукоряда (№ 219, л. 354 (378)27), а также греческая певческая азбука (№ 1207).

Одна из жемчужин сийского комплекса певческих рукописей — «Сказание о зарембах», которое на сегодняшний день выявлено в единственном списке в рукописи № 219 (3-я четв. XVII в.), л. 345 (369)28 (ил. 2). «Сказание...» является

26 № 1225. Л. 378-453.

27 В данной рукописи целый ряд листов имеет двойную нумерацию, поэтому один из двух номеров приводится в скобках.

28 Опубликовано: Шабалин Д. С. Певческие азбуки... С. 166-169.

одним из важнейших источников в изучении древнерусской теории киноварных помет; в частности, оно содержит сведения о «творцах... окозрительным пометкам».

Ил. 2. Государственный исторический музей. Синод. певч. собр. № 219. Л. 349 об. (373 об.) -350 (374)

В сийском рукописном комплексе представлены и другие руководства по теории степенных помет: «Начало о рождении, указание мусикийскаго согласия, и како познати сия» и «При степенех в лицех строк» в № 58, фрагменты «Извещения о согласнейших пометах» Александра Мезенца в рукописях № 1212 и 219.

В рукописи № 219 содержится еще один уникальный памятник — руководство по теории звукоряда «Подлинник из ирмосов» (л. 354 (378)). В настоящее время известно лишь одно аналогичное по тематике руководство — это «Соглас-ник» в рукописи РНБ. Солов. № 690/752. Л. 107-107 об.29

Весьма примечательная подборка руководств содержится в рукописи № 1240: это кокизники-грани знаменного роспева (л. 581, 587) (ил. 3), знаменно-путная азбука, также в форме граней (л. 590) (ил. 4), и «Строки и фиты розводныя» (л. 598).

Как было отмечено выше, по своему содержанию данная рукопись стоит в сийском комплексе певческих рукописей особняком: это сборник певческий индивидуального состава. В науке долгое время существовало мнение о созда-

29 Опубликовано: Шабалин Д. С. Певческие азбуки... С. 230-231; Григорьева В. Ю. «Со-гласник» из рукописи РНБ...

Ил. 3. Государственный исторический музей. Ил. 4. Государственный исторический музей.

Синод. певч. собр. № 1240. Л. 581 Синод. певч. собр. № 1240. Л. 595

нии сборника № 1240 в начале или даже в 1-й пол. XVII в.30; по-видимому, оно основывалось на присутствии в рукописи киноварных помет и кокизников. Рассматривая имеющиеся в рукописи филиграни, М. В. Богомолова отмечает, что они соответствуют образцам как сер. XVI в., так и нач. XVII в., причем степень совпадения филиграней рукописи с образцами в альбомах определена ею как относительная («близок типу»31). Другие исследователи не приводят в опубликованных работах анализа филиграней или иных оснований для датировки сборника № 1240.

На л. 389 об. данной рукописи выписан четверогласник св. блж. Василию Московскому (канонизированному в 1588 г.) «Вострубимо трубою песнеми», в тексте которого упоминается «нынешний» царь Феодор (слово «нынешнему» подписано киноварью на поле листа), а далее содержится прошение о чадородии (ил. 5). Рассматриваемый фрагмент этой стихеры читается так: «/л. 389/ Радуися пророчествовало еси быти во /л. 389 об./ царехо • нынешнему • господарю благо-

30 См.: Богомолова М. В. Путевой роспев... С. 50, 57, 85 (не ранее 1603 г.), 176; Она же. Грани. С. 264-265; Она же. Русское безлинейное многоголосие. С. 353; Шабалин Д. С. Певческие азбуки. С. 282 — 1-я четв. XVII в.; Карастоянов Б. П. Попевки знаменного роспева... Б/п; Он же. Стихира знаменного роспева «Денесе...». С. 5, 13 — 1610 г.; Титова Е. А. А нарицается... С. 15 — первая пол. XVII в., здесь же дана ссылка на указанную выше датировку Б. П. Кара-стоянова.

31 См.: Богомолова М. В. Путевой роспев... С. 50, 176.

верному царю Феодору. Радуйся и мо-лися благоюроде чтобы даровалъ Богъ нашему царю и его благоверной царице чадородие». Не вызывает никакого сомнения, что речь идет о царе Феодо-ре Иоанновиче (1584-1598) и царице Ирине Феодоровне (1557 (?)-1603), у которых не было других детей, кроме умершей во младенчестве дочери Феодосии, из-за чего вопрос о будущем наследнике Московского престола стоял чрезвычайно остро. В другом четверо-гласнике, свв. кн. Феодору и Константину Ярославским «Радуется денесе веся Руская страна» (л. 429), упоминается царь Борис Годунов (1598-1605; начальная буква его имени подтерта), ставший преемником Феодора Ио-анновича. Фрагмент стихеры таков: «...поборника на варвары благочестивому царю нашему Борису». На основании обоих фрагментов стихер можно сделать вывод, что рукопись была начата в царствование Феодора Иоанновича, а окончена уже при Годунове — т. е. в 1597-1598 гг.

Корректировка даты создания рукописи № 1240 заставляет пересмотреть устоявшееся в науке мнение о времени возникновения кокизников, сдвинув нижнюю границу с нач. XVII в. на посл. четв. XVI в.32

По своей нетипичности для сийского рукописного комплекса любопытна еще одна рукопись — греческий певческий сборник № 1207 (сер. XVII в.). Он содержит певческую азбуку (ил. 6) и песнопения вечерни, утрени и литургии свт. Иоанна Златоуста (ил. 7), записанные на греческом языке новогреческой нотацией. Присутствие данной рукописи среди книг сийской библиотеки, по-видимому, свидетельствует о широте интересов и собирательской «жилке» сий-ских книжников.

Происхождение рукописей

В составе комплекса имеются как рукописи, созданные в Антониево-Сийском монастыре, так и поступившие из других мест. Сийское или не-сийское происхождение рукописей в основном устанавливается по писцовым, вкладным и купчим записям.

32 Подробнее об этом см.: Григорьева В. Ю. Вопросы типологии и текстологии древнерусских кокизников. М., 2023. С. 32, 34-36 и др.

Ил. 5. Государственный исторический музей. Синод. певч. собр. № 1240. Л. 389 об.

Ил. 6. Государственный исторический музей. Синод. певч. собр. № 1207. Л. 3

Ил. 7. Государственный исторический музей. Синод. певч. собр. № 1207. Л. 47об. — 48

Запись в № 1224, л. 91 указывает не только на создание рукописи в Антониево-Сийской обители, но и на ее заказчика — лично прп. игум. Феодосия (он управлял обителью в 1644-1652 и в 1662-1687 гг.)33: «Книга Обиход п[р]остой Анто-ниева Сийскаго монастыря игумена Феодосия ево собная а не монастырская писана клиросними дьячими в томже монастыри РП@ [1677] года».

Запись в № 183 — это трезвон прп. Антонию Сийскому — на л. 1 и 14 также говорит о монастырском происхождении рукописи, сообщая год ее создания — 1650-й и имя роспевщика: «/л. 1/ по приказу игумена Феодосия» «/л. 14/ З бра-тьевъ роспелъ праздникъ мезенецъ Григорей Сергеевъ сынъ хоръ» (ил. 8). Григорием Сергеевым была распета служба, включенная в печатную Минею 1636 г.34 и составленная взамен версии посл. четв. XVI в. (1579), принадлежавшей перу царевича Иоанна Иоанновича35. Распев этой службы в № 183, л. 14 об. — иной, чем, например, в РГБ. Ф. 379. № 64. Л. 54-66.

Ил. 8. Государственный исторический музей. Синод. певч. собр. № 183. Л. 14

Отметим, что в богослужебной практике обители закрепилась именно певческая версия Григория Сергеева. В ходе никоновской справы она была отредактирована и имеется в комплексе сийских рукописей как в дореформенной (№ 183), так и в пореформенной (№ 1201, 1217, 1239, 388, 1227, 1233) редакциях. Служба, составленная царевичем Иоанном Иоанновичем, также представлена в собрании Антониево-Сийского монастыря и имеется в трех нотированных списках: № 1195 (1619-1633; выписаны все стихеры службы), № 83 (2-я четв. XVII в. — до 1631 г.; выписаны избранные стихеры) и № 233 (кон. XVII в. — нач. XVIII в.; выписаны все стихеры службы).

Запись на внутренней стороне нижней крышки переплета рукописи № 1229 (Праздники с дополнениями) свидетельствует о том, что данная рукопись была написана в Москве: «Писано на Москве. РПИ [1680] году. С печатных тетра-тей [нрзб.]». Однако писцовый почерк в данном источнике — один из типичных сийских, кроме того, на л. 2-7 имеется запись о принадлежности книги прп. игум. Феодосию. Можно предположить, что игум. Феодосий специально посылал в Москву писца (или писец ездил в столицу вместе с игуменом), чтобы сверить текст певческих Праздников с новым печатным изданием.

33 См.: Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. М., 2007. Ст. 820-821.

34 Минея служебная, декабрь. М., 1636. Л. 81 об.

35 См.: Рамазанова Н. В. Московское царство в церковно-певческом искусстве XVI-XVII веков. СПб., 2004. С. 206-221.

На основе записей сийское происхождение устанавливается для рукописей № 6, 83, 160, 176, 183, 1186, 1191, 1194, 1204, 1210, 1213, 1221, 1229, 1224, 1231, 1233, 1237, 1238, 1243, 1244. Сийское происхождение рукописи № 1191 подтверждается многолетием на л. 241 об., где упоминается настоятель игум. Каллиник, управлявший монастырем в 1658—1662 гг.36

Дополнительными способами сийской или не-сийской атрибуции рукописей являются их содержание, анализ писцовых почерков, художественного оформления, а также музыкальный анализ песнопений: в некоторых из них отмечаются интонационно-ритмические и графические (т. е. крюковой записи) особенности, присущие местной писцово-певческой школе (которые в перспективе могли бы быть рассмотрены в специальном исследовании). На основе характерных писцовых почерков как сийские атрибутируются рукописи № 194, 205, 1193, 1198, 1219, 1223, 1229, 1235, 1241, причем для рукописей № 1203, 1230, 1234, 188, 1214, 1220 данный признак подкрепляется также особенностями мелодической редакции ряда песнопений. Также в пользу написания в Сийском монастыре свидетельствует наличие в рукописях № 388, 1195, 1201, 1217, 1227, 1239, 1243 трезвона прп. Антонию Сийскому.

Относительно места создания рукописи-конволюта № 233 остаются сомнения: прямых указаний на ее написание в Антониево-Сийском монастыре нет, но в многолетии на л. 179 об. упомянут архиепископ Холмогорский и Важеский Афанасий (Любимов-Творогов; управлял епархией в 1682—1702 гг.) — правящий архиерей сийской обители37, а на л. 228—238 помещен трезвон прп. Антонию Сийскому. Составной характер данного памятника позволяет предположить, что отдельные его разделы могли быть написаны вне Антониево-Сийского монастыря — например по монастырскому заказу, а другие — непосредственно в монастыре, позднее разнородные части могли быть объединены под одним переплетом.

Часть сийского комплекса рукописей поступила в монастырскую библиотеку извне. На написание в другой обители указывает запись о продаже на л. 1 рукописи № 1206, прочитанная, к сожалению, не полностью: «Сия книга Спасского Новопри[луц][нрзб.]скаго монастыря продана иеромонаху Сийского монастыря в [нрзб.] его вдать в той же Спасской [нрзб.] до своего поминовения». Запись в рукописи № 1196, л. III свидетельствует, что книга была написана в столице: «Ирмологий дома коломенскаго архиерея иподиакона Тимофея Христофо-рова, которую писал в царствующем граде Санкт-Петербурге своею рукою АЩЗ [1760] года декембрия S дня». На основании записей, многолетий, репертуара песнопений и редакций напевов можно предположить, что рукопись № 1187 попала в Антониево-Сийскую обитель из Кирилло-Белозерского монастыря, № 1222 — из новгородского Благовещенского или из благовещенского Ионо-Яшезерского монастыря, № 1215 — из неустановленного точно Ильинского монастыря38, № 1188 — из Софийского собора В. Новгорода, № 1190 — из холмо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36 См.: Строев П. М. Списки... Ст. 820.

37 См.: Там же. Ст. 813.

38 На л. 2—7 запись: «Книга Ильинскаго монастыря бывшаго архимандрита Павла». Возможно, речь идет об Ильинском монастыре в Вологде, где в 1646 г. был игумен Павел, или,

горского Глинского посада Новгородской губернии, с которым у Сийского монастыря существовали прочные торговые связи39, № 1209 — из Троице-Сергиевой лавры40.

Относительно происхождения рукописи № 1240 можно высказать предположение, что она была написана в московском регионе, вполне возможно — в Троице-Сергиевой лавре. На мысль о московском происхождении наталкивает особое внимание писца рукописи к судьбе царствующего дома Рюриковичей, которое проявилось во включении упомянутой выше стихеры с молитвой о чадородии царской четы, обращенной к новому московскому чудотворцу Василию, скончавшемуся незадолго до создания сборника № 1240 — в сер. XVI в., а также общий характер памятника (певческий сборник, включающий редкие версии песнопений мелизматического типа, весьма сложные для исполнения и доступные певцам только очень высокой квалификации). На связь с троицкой традицией указывает включение в рукопись песнопений с ремаркой «троецкое» (например, «Придете ублажим Иосифа» — л. 188), а также значительного количества розводов строк и фит в традиции троицкой певческой школы (л. 657, 658, 694). Справедливости ради нужно отметить, что наряду с троицкими «переводами» в рукопись включены и кирилловские (например, л. 455 об., 459 об.), и иные разнообразные варианты песнопений, которые могли быть специально отобраны составителем рукописи, пожелавшим создать своеобразное «собрание редкостей».

По-видимому, вне Антониево-Сийской обители была написана и рукопись № 1236 (датируется периодом брака царя Михаила Феодоровича и царицы Евдокии Лукьяновны, 1626-1645): об этом говорит мелодическая редакция песнопений: по сравнению с сийскими рукописями, в них отличия вариативного характера.

Запись в рукописи-конволюте № 219 (3-я четв. XVII в.) свидетельствует, что «Сия книга сборица иеромонаха Саватия прибыла до нас (курсив мой. — В. Г.)» в 1715 г. — следовательно, по крайней мере некоторые части ее были написаны не в Сийской обители. Однако ряд разделов рукописи № 219 (в частности, Октоих) написаны скорописным почерком и полууставом, переходящим в скоропись, представленными еще в трех рукописях, сийское происхождение которых подтверждается купчими или владельческими записями: это № 1194 (сер. XVII в.), № 1212 (кон. XVII в.) и № 1237 (1696 г.). Во всех трех источниках содержатся записи, упоминающие Савватия: в № 1194 это «головшык и уставшык черный

что менее вероятно, о Рябининой Ильинской пустыни Ярославской епархии, где игумен по имени Павел был поставлен в сентябре 1662 г. (см.: Строев П. М. Списки... Ст. 769, 374).

39 См.: Овсянников О. В. Холмогорский и Архангельский посады по писцовым и переписным книгам XVII в. // Материалы по истории Европейского Севера СССР: Северный археографический сборник. Вологда, 1970. Вып. 1. С. 202.

40 В отличие от других песнопений данной рукописи, стихеры прп. Сергию Радонежскому, л. 307 об. — 314 об. нотированы казанской (путной) нотацией. Кроме того, на л. 315 выписаны также версии славников данному святому знаменного роспева. В пользу предположения о создании рукописи № 1209 в Троице-Сергиевой лавре говорит и наличие службы прп. Михаилу Малеину — св. покровителю царя Михаила Феодоровича. Придел в честь прп. Михаила был освящен в лавре в 1621 г.

диякон Саватий Устьюженин» (л. 54-68), в № 1212 — «сийский мних головщик Савватий» (л. 162 об.), в № 1237 — «головщикъ чернецъ Савватий» (внутренняя сторона нижней крышки переплета). Кроме того, писец с именем Савватий фигурирует в рукописи № 188 (кон. XVII в.), написанной весьма характерным полууставом: "Р1Ба1 езетец ВаццаИ" (л. 97). Данный писцовый почерк присутствует и в некоторых других рукописях, написанных в Сийском монастыре, например в № 176 (кон. XVII в.). А в уже упомянутой рукописи № 1236, написанной не в Сийском монастыре, Савватий упоминается в несколько ином контексте: с нее в 1695 г. он «списывал Трезвон нареч»; вероятно, рукопись № 1236, которая содержит Стихерарь месячный, послужила Савватию источником, на который он опирался, редактируя наречь песнопения святым. (Кстати, наречные Трезвоны избранные содержатся в написанных Савватием рукописях № 1231 — до 1715 г. — и № 219 — 3-я четв. XVII в.) Дата 1715 г. содержится еще в одной рукописи, также написанной полууставным почерком Савватия, — в № 1231: «Ар61 [1715] году сия книга Антониева Сийскаго монастыря иеромонаха Саwатия Сийскаго» (внутренняя сторона верхней крышки переплета). Также Савватий упомянут в Триоди № 6 (1-я пол. XVIII в. — до 1735 г.), которую «Постриженник Сийского монастыря головщик иеромонах Саватий устьюженин своего усердия и трудов положил в церковь Живоначальныя Троицыи чудотворца Антония» (л. II а) в 1735 г. Наконец, в рукописи из собрания другого монастыря, Кирилло-Белозерского (РНБ. Кир.-Бел. № 678/935 — посл. треть XVII в.), содержится запись от 1702 г. о том, что «Кириллова монастыря иеродиакон Савватий сийский продал сию книгу того же монастыря головщику Григорию Жернову»41. Сведбние всех этих записей воедино позволяет, как думается, восстановить некоторые вехи жизни Савватия и решить вопрос о происхождении рукописи № 219. Уроженец Великого Устюга, чьего мирского имени мы не знаем, принял иночество с именем Савватий в Антониево-Сийской обители в сер. XVII в., еще до начала никоновских реформ. В обители он стал нести послушания писца и головщика, а вскоре был поставлен в иеродиакона. В Сийском монастыре Савватий оставался до кон. XVII в. (в 1696 г. он был еще там — это дата рукописи № 1237), а, вероятно, на рубеже XVII и XVIII вв., все еще оставаясь диаконом, перешел в Кирилло-Белозерский монастырь, где прозывался «сийским» по месту своего пострижения. В монастыре прп. Кирилла Савватий также занялся переписыванием книг (в числе которых была и рукопись РНБ. Кир.-Бел. № 678/935). Будучи большим знатоком церковного пения, он составил «книгу сборицу», известную сейчас под шифром Синод. певч. собр. № 219, — подборку фрагментов собственного письма и письма других мастеропевцев, в которую вошли уникальные музыкально-теоретические руководства. В 1715 г., будучи уже иеромонахом, эту рукопись, а также написанную им рукопись № 1231 он передал в родную Сийскую обитель. Значительно позднее, в 1735 г., иеромон. Савватий передал в Антониево-Сийский монастырь Триодь № 6, вероятно, также написанную им в Кирилло-Белозерском монастыре.

Рукописи № 139, № 186, 189, 1192, 1199, 1206, 1207 также не были написаны в Антониево-Сийском монастыре, а были куплены, вложены в монастырскую

41 Кравченко С. П. Фиты знаменного распева... С. 159.

библиотеку или попали в нее иным путем. Происхождение этих и ряда других рукописей сийского комплекса требует дальнейшего изучения: оно может быть установлено путем сравнения (кодикологического и музыкального анализа) с рукописями иных скрипториев, атрибуция которых не вызывает сомнений. Вообще же, вопрос о месте создания каждой из певческих рукописей сийской библиотеки в настоящее время не выяснен до конца и должен составить один из следующих шагов в изучении сийского комплекса певческих книг.

Купчие, писцовые, владельческие, вкладные и иные записи

Записи о покупке содержатся не только в рукописях, поступивших в монастырскую библиотеку извне, но и в рукописях сийского письма, свидетельствуя о том, что насельники могли передавать обители принадлежащие им или написанные ими книги небезвозмездно (а не только в качестве вклада). Например, в Обиходе № 1230, который по почерку и по мелодической редакции песнопений, а также по чрезвычайной текстологической близости к имеющему атрибутирующую запись списку № 1243, определяется как сийский по месту написания, на л. 1-4 читаем: «...куплена сия книга Обиходникъ в монастырскую казну у иеродиакона Иосифа Лебедева и отдана в церковь Живоначаль-ныя Троицы и никим же да не износима будетъ из сея церкви книга сия и до скончания века дондеже благоволитъ Богъ святей обители <нрзб.> во стоянии быти». Другой пример: в рукописи № 176, внутренняя сторона задней крышки переплета: «АРА [1701] году сентября в Й1 Двинского уезда Антониева Сийского монастыря подъячек Трошка Сергиевъ продал сию книгу глаголемую Октоихъ да Триодионъ на крюковомъ знамени с пометой того же монастыря ризничему монаху Афанасию. Цены за нея взялъ два рубля денег. Подписал <нрзб.> Трошка своею рукою». Записи в рукописи № 1204 — л. 1 (купчая), Л. 2 (владельческая), полистная запись л. 3 об. — 30 (купчая) — говорят о продаже рукописи сийского письма, принадлежавшей лично прп. игум. Феодосию, в Кривецкую Успенскую пустынь42.

Записи доносят до нас целый ряд имен и монастырских послушаний братии Антониево-Сийского монастыря. Кроме настоятелей — игумена Ионы (1597— 1634 гг.43; № 83, вкладная запись на л. 4-10), уже упоминавшегося выше игумена Феодосия (№ 1186, вкладная запись на л. 1-11; № 1221, л. 758 об.; владельческие записи в № 1204, 1224 и 160) и архимандрита Никодима (1692-1721 гг.44; № 1243, л. 1-4; № 1244, л. 1-4; № 1233, л. I-XXXVII) — упоминаются строитель иеродиакон Афанасий (№ 219, л. 5-10, 171 (195)-178 (203); № 176, владельческая запись на л. 5-9, купчая на внутренней стороне задней крышки переплета; № 1212, владельческая запись на внутренней стороне верхней крышки переплета), писцы: «чернец» головщик и уставщик «черный диякон», позднее — иеромонах Савватий Устьюженин (№ 1194, л. 54-68; № 6, л. II а; № 188, л. 97; № 1212,

42 Архангельской епархии (см.: Строев П. М. Списки... Ст. 835).

43 См.: Там же. Ст. 820.

44 См.: Там же. Ст. 821.

л. 162 (1) об.; № 1237, внутренняя сторона нижней крышки переплета)45, дьячек Никифор татарин (№ 188, л. 196), писец, подьячий Трофим Сергиев («подъячек Трошка Сергиевъ»; № 176, л. 5-9; № 1237, внутренняя сторона нижней крышки переплета), мастер по письму певческих знамен и киноварных помет старец Аврамий, уроженец Соли Вычегодской (№ 194, л. I), а также духовенство монастыря: иеромонах Ипполит (№ 188, л. 1-5), келарь иеромонах Филарет (№ 1193, л. ¡-об. и внутренняя сторона задней крышки переплета), иеродиакон Герман (№ 1234, л. 1; № 1210, л. I; № 41, л. 5-6), иеродиакон Иосиф Лебедев (№ 1230, л. 1-4), диакон Иерофей (№ 1342, партия тенора, л. 2-33), клирошане: старец Аврамий (другой, нежели упомянут в рукописи № 194; № 1225, л. 1-9, л. 504), «старец» «чернец» Сергий (№ 1186, л. 1-11; № 83, л. 4-10), дьячек Иван онежа-нин, во иноцех Исидор (№ 1181, л. 1-8; № 1191, л. 1-9), мастеропевец Григорей Сергеев сын, распевший службу прп. Антонию Сийскому (№ 183, л. 14).

Ряд записей указывают на принадлежность той или иной рукописи лично кому-то из насельников: прп. игумену Феодосию (№ 1204, л. 2; № 1224, л. 91; № 160, л. 1-7; № 1221, л. 758 об.; № 1229, л. 2-7), архимандриту Никодиму (№ 1243, л. 1-4; № 1244, л. 1-4), иеромонаху Ипполиту (№ 188, л. 1-25), иеродиакону Герману (№ 1210, л. I), головщику и уставщику иеродиакону Савва-тию (№ 1194, л. 54-68; № 1212, л. 161 об.; № 219, л. 1), строителю иеродиакону Афанасию (№ 219, л. 5-10; № 176, л. 5-9, внутренняя сторона задней крышки переплета, № 1212, владельческая запись на внутренней стороне верхней крышки переплета). Также из записей можно узнать о покупке рукописи (например, № 1230, л. 1-4; № 160, обклейка нижней крышки переплета; № 1225, л. 504) или ее продаже (например, № 1225, л. 503; № 186, л. 181; № 1206, л. 1).

В записях отмечали внесение книг в монастырское собрание в качестве пожертвования или выморочного имущества. Так, Трезвон прп. Антонию Сийско-му № 1233 был пожертвован архим. Никодимом (л. I—XXXVII), Октоих с Триодью № 176 — строителем иеродиаконом Афанасием (л. 5-9), Триодь № 6 — головщиком иеромонахом Савватием Устьюженином (л. II а), Сборники певческие № 83 и № 1186 — «крылашанином чернецом Сергием» 24 апреля 1631 г. (№ 83, л. 4-10; № 1186, л. 1-11), Сборник певческий № 1225 — «крилашанином старцем Ав-рамом хромым» 12 сентября 1606 г. (л. 1-9), Праздники с Трезвонами № 1181 и Обиход № 1191 — «дьячком Иваном онежанином, во иноцех Исидором» (№ 1181, л. 1-8; № 1191, л. 1-9), Сборник певческий № 1234 — иеродиаконом Германом 26 августа 1689 г. (л. 1), Праздники № 41 — им же 4 мая 1700 г. (л. 1-2), Праздники № 1342 — диаконом Иерофеем (партия тенора, л. 2-33), а сборник певческий № 188 попал в «книжную казну» обители после смерти иеромонаха Ипполита (л. 1-25).

Типично завершение особыми записями благодарственного характера различных разделов рукописей, например какой-либо певческой книги: в № 1210 л. 254, 275 — «Слава Совершителю Богу во веки. Аминь», л. 353 об. — «Слава Со-

45 В рукописи № 219, л. 1 иеромонах Савватий упоминается в качестве владельца. Писец Савватий упоминается и в записи в № 1236, л. 655 об., которая гласит: «Все книги списывал Трезвонъ все нареч [В] Савватий во СГм [т. е. в 1695] году», но, судя по почерку, это другой человек, а рукопись атрибутируется как не сийская по месту написания.

вершителю в Троице славимому Богу во веки Аминь»; в № 1228, л. 84 — «Слава Богу аминь», л. 53 — «Да хвалится во много... славу Богу все воздате»; в № 1234, л. 53 — «Слава Совершителю Богу, давшему разумъ на сие дело». Рукопись № 1192 завершает запись иного характера: "a kto sin knign napisal tomn sndia bog amin" («а кто сию книгу написал, тому Судия Бог». — В. Г.). Кроме того, иногда в записях встречаются изречения нравоучительного характера, как в сборнике № 186, л. 182 об.: «Ненавистникомъ бо погрешения суть не своя злая, но чужая благая: исправления же паки не своя добра, но ближнихъ злая». На переплетных или свободных листах рукописей в качестве «пробы пера» встречаются молитвы, песнопения или их фрагменты, в ряде случаев с нотацией46, иногда — совсем посторонний текст: например «ZIMA...», № 1234, л. I об.

Иные палеографические признаки

Внешние палеографические признаки сийских певческих рукописей типичны для своего времени. В большинстве случаев они написаны на бумаге голландского производства полууставом; есть и исключения: Октоих в рукописи № 219 и Трезвон прп. Антонию № 1233, а также рукопись № 1212 написаны скорописью. Фрагментарно скоропись присутствует и в № 1240, 58, 205, 388, 83, 1194, 6, 1199 и др.

В качестве украшений обычны киноварные инициалы, в заголовках разделов часто встречается выполненная киноварью вязь. Заставок немного, имеющиеся представляют собой цветные, черно-белые и киноварные образцы растительного орнамента старопечатного47 и барочного стиля48, а также нарышкинского барокко49. Но есть и иные примеры: в рукописи № 189 есть 22 заставки старопечатного стиля, которые окрашены весьма разнообразно; в № 1240 на л. 1 находится совершенно нехарактерная для сийских рукописей заставка с зоологическими мотивами; в № 1210 на внутренней стороне задней доски переплета наклеено ростовое изображение святого — преподобного в схиме, вырезанное по контуру, а справа от него в виде горовосходного холма расположен ряд степенных помет (ил. 9). В греческой рукописи № 1207 киноварные, чернильные и цветные заставки балканского орнамента.

Сийские певческие манускрипты имеют черный или коричневый кожаный переплет с тиснением, часто с металлическими застежками. Обычно это доски, в отдельных случаях встречаются переплеты из картона50. Для небольших по

46 Например, в № 1186, л. I — фрагмент воскресного ирмоса 1-й песни 1-го гласа «Твоя победителеная» с крюками; в № 1219, л. 285 об. — фрагмент того же ирмоса 1-го гласа «израи-летяному поуть глоубины обновльше» с крюковой нотацией; в № 186, на внутренней стороне переплета припев заупокойного канона «Покой Господи души успших раб Твоих»; в № 1206, л. I об. — величание Знамению Пресвятой Богородицы; в № 1228, л. 85 об. — «Возбранно[й] Воеводе победит[ельная]» с крюками.

47 Например № 1239, л. 1; № 1186, л. 1, 153; № 1227, л. 1, 21, 177; № 1191, л. 1; № 1203, л. 1, 164, 225; № 1188, л. 1; № 1210, л. 1, 10, 180, 278.

48 Например № 1234, 188, 176.

49 № 1214, л. 1, 138.

50 Например № 1228, 1188, 233, 1207, 205.

объему рукописей применяются переплеты «сумкой»51. Большая часть переплетов (но не все) современна рукописям.

Для певческих рукописей сийского собрания наиболее употребителен небольшой формат: чуть менее половины из них, 41 ед., написаны на листах в 8°, 29 рукописей имеют формат в 4°, 10 — в 16°. По одному экземпляру рукописей форматом в 1° (№ 6) и смешанного формата 4°+8° (№ 233). Малые форматы более типичны для рукописей 1-й пол. XVII в., а формат в 4° — для рукописей 2-й пол. XVII в. и более поздних.

Внешнее оформление антониево-сийских певческих рукописей позволяет говорить о том, что, несмотря на отсутствие особой книгописной палаты, согласно данным М. В. Кукушкиной, книги писали по келиям или в помещении, отведенном для выполнения конкретного заказа52 — книгописное дело в монастыре было поставлено профессионально.

Ил. 9. Государственный исторический музей. Синод. певч. собр. № 1210. Нижняя крышка переплета, внутренняя сторона

Знакомство с комплексом певческих рукописей из Антониево-Сийского монастыря позволяет сказать, что, хотя по палеографическим признакам он вполне типичен для своего времени, в его составе есть экземпляры, чрезвычайно важные для изучения древнерусской музыкальной теории. Так, рукопись № 1240 заставляет пересмотреть общепринятые на сегодня в науке представления о времени возникновения кокизников, сдвинув время их появления на посл. четв. XVI в. А внимательный анализ как основного содержания певческих рукописей, так и сопутствующих ему записей различного характера оживляет картину внутренней жизни обители, воскрешает имена ее насельников и даже позволяет проследить определенные вехи жизненного пути некоторых сийских иноков.

Список источников

ГИМ. Синод. певч. собр. (Синодальное певческое собрание). № 6, 41, 58, 83, 139, 160, 176,

183, 186, 188, 189, 194, 205, 219, 233, 388, 728, 1181-1245, 1342 . РГИА. Ф. 1119. № 154.

РНБ. Кир.-Бел. (Кирилло-Белозерское собрание). № 586/843, 678/935.

51 Например № 1195, 1197, 1199, 1201, 1217.

52 См.: Кукушкина М. В. Монастырские библиотеки Русского Севера: Очерки по истории книжной культуры XVI-XVII вв. Л., 1977. С. 64-65, 172-173.

РНБ. Солов. (Соловецкое собрание). № 690/752.

РГБ. Ф. 379 (Собрание Д. В. Разумовского). № 64.

Минея служебная, декабрь. М.: Московский печатный двор, 1636.

Список литературы

Александр Мезенец и прочие. Извещение. желающим учиться пению (1670 г.) / введ., публ., пер., ист. исслед. Н. П. Парфентьев; коммент. и исслед. памятника, расшифровка знаменной нотации З. М. Гусейнова. Челябинск, 1996.

Богомолова М. В. Путевой роспев и его место в древнерусском певческом искусстве: дис. ... канд. искусствоведения. М., 1982.

Богомолова М. В. Знаменная монодия и безлинейное многоголосие на примере великой панихиды. М., 2005. Вып. 1.

Богомолова М. В. Грани // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. XII. С. 264-265.

Богомолова М. В. Русское безлинейное многоголосие (на материале певческих рукописей XV—XVII вв.): дис. ... д-ра искусствоведения. М., 2006.

Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972.

Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева. Л., 1984.

Воробьев Е. Е. Ранние памятники теории помет. Рукопись. Н. Новгород, 2004.

Григорьева В. Ю. Книга инока Иосифа Ловзунскаго. Его знамени и пометы / публ. и исслед. памятника. М., 2014.

Григорьева В. Ю. Ранняя теория помет в древнерусских музыкально-теоретических руководствах // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 3 (15). С. 42-76.

Григорьева В. Ю. «Согласник» из рукописи РНБ. Соловецкое собрание № 690/752 / публ., исслед. и интерпретация памятника. М., 2016.

Григорьева В. Ю. Древнерусские песнопения Божественной Литургии свт. Иоанна Златоуста. Наонная редакция. Кн. 1: Исследование. М., 2018.

Григорьева В. Ю. Вопросы типологии и текстологии древнерусских кокизников. М., 2023.

Гусейнова З. М. Комбинаторный анализ знаменной нотации XI—XIV веков // Проблемы дешифровки древнерусских нотаций: сб. науч. трудов. Л., 1987. С. 27-49.

Гусейнова З. М. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII века. СПб., 1995.

Гусейнова З. М. «Авторские» роспевы в рукописи Тит. 4455 Российской национальной библиотеки // Певческое наследие Древней Руси (история, теория, эстетика). СПб., 2002. С. 206-221.

Дианова Т. В. Филиграни XVП—XVПI вв. «Голова шута»: Каталог. Труды ГИМ. Вып. 94. М., 1997.

Захарьина Н. Б. История русских певческих книг: Курс лекций: Учеб. пособие. СПб., 2019.

Карастоянов Б. П. Попевки знаменного роспева. По материалам певческой книги Праздники новая истинноречная редакция. Рукопись конца XVII в., Москва, ГИМ, Синодальное певческое собрание № 41. Вена, 2008.

Карастоянов Б. П. Стихира знаменного роспева «Денесе Владычице Пресвятая Дево Царице преходите». Краткая версия стихиры «Днесь Владычица Богородица Пресвятая Дева Царица к Сыну Своему». Стихира знаменного роспева «Днесь возрадуемся еже на небесехъ». «Осмогласием Успенскому Цамблаку подобен» / публ., нотолинейная транскрипция, коммент., исслед. Вена, 2009.

Кондрашкова Л. В. Троестрочие как феномен русского многоголосия конца XVI — первой половины XVIII века: дис. ... канд. искусствоведения. М., 2018.

Кондрашкова Л. В. Певческие рукописи смешанной стилистики кон. XVII — нач. XVIII в.: к проблеме взаимодействия партесного и безлинейного многоголосия на грани эпох // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 30. С. 96-122.

Кравченко С. П. Фиты знаменного распева (на материале певческой книги «Праздники»): дис. ... канд. искусствоведения. Л., 1981.

Кручинина А. Н. Попевка в русской музыкальной теории XVII века: дис. ... канд. искусствоведения. Л., 1979.

Кручинина А. Н. Попевка знаменного роспева в русской музыкальной теории XVII века // Певческое наследие Древней Руси (история, теория, эстетика). СПб., 2002. С. 46150.

Кукушкина М. В. Монастырские библиотеки Русского Севера: Очерки по истории книжной культуры XVI-XVП вв. Л., 1977.

Металлов В. М. К вопросу о комиссиях по исправлению богослужебных певческих книг русской церкви в XVII в. // Богословский вестник. 1912. Т. 2. № 6.

Овсянников О. В. Холмогорский и Архангельский посады по писцовым и переписным книгам XVII в. // Материалы по истории Европейского Севера СССР: Северный археографический сборник. Вологда, 1970. Вып. 1. С. 197-211.

Панченко Ф. В. Новые атрибуции сийских певческих рукописей в собраниях БАН и ИРЛИ // Антониево-Сийский монастырь: Сохраненные святыни. К 500-летию основания монастыря: сб. статей по материалам конференции, проведенной в 2020 г. в Санкт-Петербурге (в печати).

Перелешина В. Ю. Древнерусские песнопения книги Обиход в литургическом контексте: типология и структура (на материале рукописей Антониево-Сийского монастыря): дис. ... канд. искусствоведения. М., 2008.

Перелешина В. Ю. Певческие Обиходы Антониево-Сийского монастыря: некоторые замечания о палеографии и репертуаре // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2009. Вып. 2 (5). С. 7-51.

Плотникова Н. Ю. Партесные гармонизации знаменного и греческого роспевов (на материале стихиры «Совет Превечный» из службы Благовещения Пресвятой Богородице) / исслед. и публ. М., 2005.

Пожидаева Г. А. Певческие традиции Древней Руси: Очерки теории и стиля. М., 2007.

Рамазанова Н. В. Московское царство в церковно-певческом искусстве XVI—XVII веков. СПб., 2004.

Смоленский С. В. О собрании русских древне-певческих рукописей в Московском Синодальном училище церковного пения. М., 1899.

Старикова И. В. Псалмодия всенощного бдения в древнерусском певческом искусстве (раздельноречная редакция): дис. ... канд. искусствоведения. М., 2013.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. М., 2007.

Титова Е. А. А нарицается сий стих Цамблак // Древнерусское песнопение. Пути во времени. Вып. 2: По материалам конференции «Бражниковские чтения-2004». СПб., 2005. С. 14-27.

Тюрина О. В. Древнерусская мелизматика: большой роспев: дис. ... канд. искусствоведения. М., 2010.

Филиграни XVII века по рукописным источникам ГИМ: Каталог / сост.: Т. В. Дианова, Л. М. Костюхина. М., 1988.

Шабалин Д. С. Певческие азбуки Древней Руси: Тексты. Материалы и исследования по древнерусской музыке. Краснодар, 2003. Т. I.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva.

St. Tikhon's University for the Humanities

Candidate of Sciences in Art Criticism,

Veronika Grigorieva,

Assistant Professor,

2023. Vol. 52. P. 9-32

DOI: 10.15382/sturV202352.9-32

veronikagrigorjevaveronika@yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-0934-792X

Moscow, Russia

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Singing Manuscripts of Antonievo-Siysky Monastery at the Synodal Singing Collection: Palaeography and Remarks on the History of the Monastery and the Monastery Library*

Abstract: The Synodal Singing Collection of the State Historical Museum contains 82 singing manuscripts from the library of Antonievo-Siysky monastery. In this article, they are characterised by the main palaeographic features, i.e., the date of creation, content, external design. More than half of the manuscripts (50 MSs) are singing collections; 32 manuscripts contain one songbook or a separate church service. For a number of monuments, the provenance has been established: it is Antonievo-Siysky monastery or another location. Using the scribes' notes, purchase documents, owners' notes and other inscriptions which accompany the main content of the manuscripts, I have identified a number of names of monks of Antonievo-Siysky monastery; in several instances their monastic obediences and facts of biography have been discovered. There were also contributors to the monastery library among the monks. The collection of Siysky singing manuscripts, relatively small in size, includes several outstanding monuments, which researchers have addressed and continue to address constantly. Of exceptional value in terms of their content are the MSs of the Synodal Singing Collection No. 1240 and No. 219 kept at the State Historical Museum. The first MS makes us reconsider the general ideas about the time of the appearance of kokizniks, moving it from the beginning of the 17th century to the last quarter of the 16th century. The second contains unique manuals on the theory of music.

Keywords: Antonievo-Siysky monastery, singing manuscripts, palaeographic features, scribes' notes, monk Savvaty, manuals on the theory of music, kokizniki.

* This study was funded by the Russian Foundation for Fundamental Research, project no. 20-012-00507 "Antonievo-Siysky monastery as a northern enclave of Moscow culture of the 16th — first half of the 18th centuries. Heritage of booklore, church singing, and art".

V. Grigorieva

References

Parfent'ev N., Guseinova Z. (eds) (1996) Aleksandr Mezenets i prochie. Izveshchenie... zhelaiushchim uchit'siapeniiu (1670g.). Chelyabinsk (in Russian).

Bogomolova M. (1982) Putevoi rospev i ego mesto v drevnerusskompevcheskom iskusstve. Moscow (in Russian).

Bogomolova M. (2005) Znamennaia monodiia i bezlineinoe mnogogolosie na primere velikoipan-ikhidy. Vol. I. Moscow (in Russian).

Bogomolova M. (2006) "Grani". Pravoslavnaia entsiklopediia, 2006, vol. 12, pp. 264—265 (in Russian).

Bogomolova M. (2006) Russkoe bezlineinoe mnogogolosie (na materialepevcheskikh rukopiseiXV— XVIIvv.). Moscow (in Russian).

Brazhnikov M. (1972) Drevnerusskaia teoriia muzyki. Leningrad (in Russian).

Brazhnikov M. (1984) Litsa i fity znamennogo raspeva. Leningrad (in Russian).

Dianova T. (1997) "Filigrani XVII-XVIII vv. 'Golova shuta'. Katalog". Trudy GIM, 1997, vol. 94 (in Russian).

Dianova T., Kostiukhina L. (1988) FiligraniXVIIvekapo rukopisnym istochnikam GIM. Moscow (in Russian).

Grigorieva V. (2014) Kniga inoka Iosifa Lovzunskago. Ego znameni i pomety. Moscow (in Russian).

Grigorieva V. (2014) "Ranniaia teoriia pomet v drevnerusskikh muzykal'no-teoreticheskikh rukovodstvakh". Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teoriikhristianskogo iskusstva, vol. 3 (15), Moscow, pp. 42-76 (in Russian).

Grigorieva V. (2016) "Soglasnik" iz rukopisi RNB. Solovetskoe sobranie № 690/752: Publikatsiia, issledovanie i interpretatsiiapamiatnika. Moscow (in Russian).

Grigorieva V. (2018) Drevnerusskie pesnopeniia Bozhestvennoi Liturgii svt. Ioanna Zlatousta. Naonnaia redaktsiia. Moscow (in Russian).

Grigorieva V. (2023) Voprosy tipologii i tekstologii drevnerusskikh kokiznikov. Moscow (in Russian).

Guseinova Z. (1987) "Kombinatornyi analiz znamennoi notatsii XI-XIV vekov", in Problemy deshifrovki drevnerusskikh notatsii: sbornik nauchnykh trudov, 1987, Leningrad, pp. 27-49 (in Russian).

Guseinova Z. (1995) "Izveshchenie"Aleksandra Mezentsa i teoriia muzykiXVIIveka. St. Petersburg (in Russian).

Guseinova Z. (2002) "Avtorskie" rospevy v rukopisi Tit. 4455 Rossiiskoi Natsional'noi Biblioteki". Pevcheskoe naslediye Drevnei Rusi (istoriia, teoriia, estetika), 2002, St. Petersburg, pp. 206-221 (in Russian).

Karastoyanov B. (2008) Popevki znamennogo rospeva. Po materialam pevcheskoi knigi Prazdniki. Novaia istinnorechnaiaredaktsiia. Rukopis'kontsaXVII v., Moskva, GIM, Sinodalnoepevcheskoe sobraniye № 41. Vienna (in Russian).

Karastoyanov B. (2009) Stikhira znamennogo rospeva "Denese Vladychitse Presviataia Devo Tsaritseprekhodite". Kratkaia versiia stikhiry "Dnes' Vladychitsa Bogoroditsa Presvyataya Deva Tsaritsa kSynu Svoemu". Stikhira znamennogo rospeva "Dnes'vozraduemsia ezhe na nebesekh". "Osmoglasiem Uspenskomu Tsamblakupodoben". Vienna (in Russian).

Kondrashkova L. (2018) Troestrochie kak fenomen russkogo mnogogolosiia kontsa XVI — pervoi polovinyXVIIIveka. Moscow (in Russian).

Kondrashkova L. (2014) "Pevcheskie rukopisi smeshannoi stilistiki kon. XVII — nach. XVIII v.: k probleme vzaimodeistviia partesnogo i bezlineinogo mnogogolosiia na grani epokh". Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva, vol. 30, pp. 96-122 (in Russian).

Kravchenko S. (1981) Fity znamennogo raspeva (na materiale pevcheskoy knigi "Prazdniki"). Leningrad (in Russian).

Kruchinina A. (1979) Popevka v russkoi muzykal'noi teoriiXVII-go veka. Leningrad (in Russian).

Kruchinina A. (2002) "Popevka znamennogo rospeva v russkoi muzykal'noi teorii XVII-go veka". Pevcheskoe nasledie Drevnei Rusi (istoriia, teoriia, estetika), 2002, St. Petersburg, pp. 46-150 (in Russian).

Kukushkina M. (1977) Monastyrskie bibliotekiRusskogo Severa: Ocherkipo istorii knizhnoi kul'tury XVI—XVIIvv. Leningrad (in Russian).

Ovsiannikov O. (1970) "Kholmogorskii i Arkhangel'skii posady po pistsovym i perepisnym knigam XVII v.". Materialy po istorii Evropeskogo Severa SSSR: Severnyi arkheograficheskii sbornik, 1970, vol. 1, Vologda, pp. 197-211 (in Russian).

Pereleshina V. (2008) Drevnerusskiepesnopeniia knigi Obikhod v liturgicheskom kontekste: tipologiia i struktura (na materiale rukopisei Antonievo-Siyskogo monastyria). Moscow (in Russian).

Pereleshina V. (2009) "Pevcheskie Obikhody Antonievo-Siyskogo monastyria: nekotorye zamechaniia o paleografii i repertuare". Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva, vol. 2 (5), pp. 7-51 (in Russian).

Plotnikova N. (2005) Partesnye garmonizatsii znamennogo i grecheskogo rospevov (na materiale stikhiry "Sovet Prevechnyi" iz sluzhby Blagoveshcheniia Presviatoi Bogoroditse). Moscow (in Russian).

Pozhidaeva G. (2007) Pevcheskie traditsii Drevnei Rusi. Ocherki teorii i stilia. Moscow (in Russian).

Ramazanova N. (2004) Moskovskoe tsarstvo v tserkovno-pevcheskom iskusstve XVI—XVII vekov. St. Petersburg (in Russian).

Shabalin D. (2003) Pevcheskie azbuki Drevnei Rusi. Teksty. Materialy i issledovaniia po drevnerusskoi muzyke. Vol. I. Krasnodar (in Russian).

Starikova I. (2013) Psalmodiia vsenoshchnogo bdeniia v drevnerusskom pevcheskom iskusstve (razdel'norechnaia redaktsiia). Moscow (in Russian).

Stroev P. (2007) Spiski ierarkhov i nastoiatelei monastyrei Rossiiskiia Tserkvi. Moscow (in Russian).

Titova Ye. (2005) "A naritsaietsia sii stikh Tsamblak". Drevnerusskoepesnopenie. Puti vo vremeni. Vol. 2. Po materialam konferentsii "Brazhnikovskie chteniia 2004", 2005, St. Petersburg, pp. 1427 (in Russian).

Tyurina O. (2010) Drevnerusskaia melizmatika: bol'shoi rospev. Moscow (in Russian).

Vorob'ev Ye. (2004) Ranniepamiatniki teoriipomet. Nizhny Novgorod (in Russian).

Zakhar'ina N. (2019) Istoriia russkikhpevcheskikh knig. St. Petersburg (in Russian).

Статья поступила в редакцию 23.06.2023

The article was submitted 23.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.